Научная статья на тему 'Критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности'

Критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДИЗАЙНЕРА / ПРОЕКТНАЯ ФОРМА / PROFESSIONAL WORK / DESIGN CULTURE / CRITERIA OF READINESS OF THE DESIGNER / THE DESIGN FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Е. Н.

В статье рассматривается проблема готовности дизайнера к профессиональной деятельности. Выделяются три наиболее существенных критерия, определяющих данную готовность. Это готовность к восприятию проектной культуры, сформированность профессионального мышления и соответствие нормативной модели специалиста. Характеристика названных критериев анализируется на материале апробации профессиональной подготовки дизайнеров на кафедре «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF READINESS OF THE DESIGNER TO PROFESSIONAL WORK

In article the problem of readiness of the designer to professional work is considered. Three most essential criteria, defi ning the given readiness are allocated. It is readiness for perception of design culture, сформированность professional thinking and conformity of standard model of the expert. The characteristic of the named criteria is analyzed on a material of approbation of vocational training of designers on chair Design FGBOU VPO State university-UNPK.

Текст научной работы на тему «Критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности»

Е.Н. КОВЕШНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Дизайна Госуниверситета-УНПК

Е-mail: [email protected] Тел. (4862) 73 43 59

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДИЗАЙНЕРА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема готовности дизайнера к профессиональной деятельности. Выделяются три наиболее существенных критерия, определяющих данную готовность. Это готовность к восприятию проектной культуры, сформированность профессионального мышления и соответствие нормативной модели специалиста.

Характеристика названных критериев анализируется на материале апробации профессиональной подготовки дизайнеров на кафедре «Дизайн» ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК».

Ключевые слова: профессиональная деятельность, проектная культура, критерии готовности дизайнера, проектная форма.

Обращаясь к обсуждению содержания готовности дизайнера к профессиональной деятельности, следует выделить три наиболее существенных критерия, определяющих данную готовность. Это готовность к восприятию проектной культуры, сформированность профессионального мышления и соответствие нормативной модели специалиста.

Более подробно остановимся на характеристике названных критериев, определяющих готовность дизайнера к профессиональной деятельности, разработанных и апробированных на кафедре «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК».

Начальным этапом подготовки дизайнера является воспитание специфического видения места и проблем материальной культуры в процессе общественного развития, приобщения студента к закономерностям проектно-художественного творчества. Являясь одним из важнейших, данный этап из-за отсутствия до последнего времени аналогичного звена в цепи непрерывного дизайн-образования существенно запаздывает. Для большинства молодежи он начинается только со студенческой скамьи. Накопленный в художественных школах и училищах эстетический вкус оказывается, как правило, искривленным в сторону канонизации методов изобразительного искусства. Однобокость начальной профессиональной ориентации, исключающей фактор специфики проектной культуры, приводит впоследствии к неполноценности эстетического вкуса. А ведь именно он составляет «тот феномен культуры, тот духовный аппарат человека и компонент его общей конституции, который позволяет человеку подниматься в своей способности воспринимать реальные проявления красоты» [1].

Воспитание восприимчивости к проявлениям

гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры является длительным, перманентным процессом, рассчитанным на весь период начальной и основной подготовки. Дидактическая программа кафедры выделяет в нем ряд учебных циклов и дисциплин, оказывающих наиболее эффективное воздействие в плане выправления начально-искаженных эстетически-ценностных ориентиров. Одним из первых «выпрямителей» выступает учебный цикл «Основы формообразования». Не останавливаясь подробно на методике преподавания цикла, отметим лишь некоторые особенности воспитательных задач, обусловливающих его содержание. Прежде всего, это привитие чувства проектной формы, которое обеспечивается в ходе усвоения знаний о природных и искусственных морфологических структурах. Методологический стержень обучения составляет здесь диалектика внутренней причинной обусловленности явлений живого и предметного мира. Определяющим же стал принцип «от абстрактного

- к конкретному».

Эффективным средством выработки иммунитета к аномалиям в проектной культуре стала дисциплина «История дизайна». Программа, разработанная с учетом особенностей принятой модели подготовки дизайнеров, ориентирована не столько на усвоение фактологического материала, сколько на раскрытие механизма взаимодействия материальной и духовной культур.

Это дает возможность студенту анализировать происходящие в дизайне явления сквозь призму динамики общественного развития, включиться в процесс профессионального самовоспитания на правах не только критика, но и творца.

© Е.Н.Ковешникова

^^^^ЁДАГОГИКАИПСИХОЛОГИ^\^^^

Еще одним фактором, активно воздействующим на формирование готовности к дизайнерской деятельности, является сформированность профессионального мышления. В решении этой задачи в рамках кафедры «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» удачной оказалась попытка «примерить на себе» апробированный в немецком дизайне метод наглядности в научнотехнической подготовке студентов. Суть его заключается в том, что преподавание механики, технологии, материаловедения и ряда других инженерных дисциплин, а также эргономики, строится на более доступном для восприятия художника-дизайнера уровне: студент познает особенности, правила и законы науки не путем заучивания формул и схем, а посредством активного эксперимента с материалом, формой, конструкцией. Эффект усва-иваемости теоретических дисциплин достигается за счет включения в процесс учебного проектирования методов функционального анализа, прикладного технологического расчета, выполнения посадочных эргономических моделей-шаблонов, опытных образцов на производстве. Опыт немецких коллег показал, что привлечение студентов к выполнению реальных производственных заказов решает и важную воспитательную задачу - формирует профессиональную ответственность будущих специалистов. Реализация проектов еще на стадии обучения имеет существенный моральный, а часто и материальный стимул, способствует осознанию роли профессии дизайнера в обществе.

Третьим наиболее существенным критерием готовности дизайнера к профессиональной деятельности является его соответствие нормативной модели специалиста. Под моделью специалиста понимается документально закрепленный образ, каким он (специалист) должен быть для определенного периода времени, и средства его формирования. Модель включает в себя паспорт специалиста и структуру его подготовки. В паспорте специалиста фиксируются требования общества применительно к сфере трудовой деятельности специалиста: должностные обязанности, социальные свойства (моральные, психологические, этические), деловые качества (профессиональные знания, умения, навыки), интеллектуальные свойства (мышление, ориентировка, творчество). Предполагается, что система подготовки в вузе должна соответствовать зафиксированным в «паспорте» социальнопрофессиональным требованиям.

Каковы же в настоящее время предпосылки формирования теоретической модели дизайнера? Согласно современным представлениям, дизайн

- это творческая деятельность, объединяющая в

процессе проектирования различные сферы человеческой практики, интегрирующая достижения различных наук. Дизайнер - это специалист в области формы изделий, вооруженный суммой необходимых разнообразных знаний, способный в конкретном материальном объекте полноценно реализовать свои представления о социальных потребностях, функциональности, конструктивности и технологичности изделий. При этом в дизайнере не просто совмещаются знания из различных областей техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства. Развивая свой творческий потенциал, имея представление о современном уровне науки, он должен по возможности предвосхищать в своих проектах развитие как технологических возможностей производства так и потребностей общества. В этом футурологическая роль дизайнера, ибо любой проект нацелен в будущее, во-первых, в силу своей специфики, как предложение будущего изделия и, во-вторых (что наиболее важно), вследствие учета определенных тенденций развития в сфере формообразования, технологии, экономики и т.д. Сказанное предопределяет необходимость владения методами научного анализа, методами исследования потребностей, выявления перспективных тенденций, методами проектного прогнозирования.

Не менее важной основой теоретической модели остается представление о том, что дизайнер

- это, прежде всего, изобретатель новых зрительно воспринимаемых форм, а значит - художник. Если для инженера смысл процесса проектирования в основном заключается в создании материальной структуры - работающей конструкции, обеспечивающей реализацию той или иной функции, то художник-конструктор в процессе реализации и развития своего проектного замысла движется не только от функции к форме, но и от формы к функции, черпая импульсы для своей творческой работы из области формальных качеств предметов. Основой профессионального языка художника-конструктора является форма, закономерности ее сложения и зрительного восприятия.

Из сказанного следует, что художественное образование должно быть заложено как основное условие, максимально способствующее реализации имеющихся у студентов формообразующих потенций. Дизайнерское образование должно базироваться также на обучении методам структурной организации формы (исходя при этом из ее назначения, социально-культурной роли, технологической выполнимости в производстве).

В этом аспекте исключительно важную роль имеют пропедевтические курсы, имеющие целью

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

постижение студентами универсальных закономерностей формообразования на основе личного опыта, приобретаемого при выполнении того или иного задания. Но пропедевтические курсы должны быть не только условными (оперирующими универсальными закономерностями формообразования), но и конкретными. Желательно, чтобы они завершались созданием студентом реального утилитарного предмета на основе изученных закономерностей формообразования.

Профессионал в области дизайна должен уметь формировать и выделять цели проектирования, мысленно определять идеал вещи, к которому он стремится в процессе проектирования. Необходимо отметить в связи с этим, что для современной школы дизайна актуальной становится задача воспитания думающего художника, умеющего формулировать и отстаивать направление своей творческой деятельности, свои конкретные решения.

Заключая краткий обзор аспектов теоретиче-

ской модели дизайнера, можно сделать некоторые выводы.

Дизайнер - это, прежде всего, художник.

Дизайнер - это специалист, умеющий собрать необходимую информацию, переработать ее и представить в образной графической или объемной форме.

Дизайнер - это специалист, имеющий четкое профессиональное мышление, умеющий разрабатывать концептуальные модели в процессе своей деятельности.

И наконец, дизайнер - это конструирующий проектировщик, знакомый с техническими процессами.

Эта примерная, в дальнейшей разработке подлежащая уточнению теоретическая модель дизайнера позволяет разработать основные требования, которые, по нашему убеждению, необходимо закладывать в учебный процесс, в программы подготовки современных специалистов этого профиля.

Библиографический список

1. Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний. Вопросы психологии. 1968. № 6. 4-49 с.

2. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. 277с.

3. ЛевитовН.Д. Психология. М.: Высш. шк., 1964. 256 с

4. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд., доп. М.-Л.: АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 2. 439 с.

5. Теоретические основы процесса обучения. Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 214

с.

6. УзнадзеД.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. с 451 с.

E.N. KOVESHNIKOVA CRITERIA OF READINESS OF THE DESIGNER TO PROFESSIONAL WORK

In article the problem of readiness of the designer to professional work is considered. Three most essential criteria, defining the given readiness are allocated. It is readiness for perception of design culture, c^opuupoeaHHOcmb professional thinking and conformity of standard model of the expert.

The characteristic of the named criteria is analyzed on a material of approbation of vocational training of designers on chair “Design” FGBOU VPO “State university-UNPK”.

Key words: professional work, design culture, criteria of readiness of the designer, the design form.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.