Научная статья на тему 'Дерево в современнойархитектуре малых форм'

Дерево в современнойархитектуре малых форм Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
948
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДЕРЕВО / TREE / ДРЕВЕСИНА / WOOD / ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / NATURAL MATERIALS / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / SMALL ARCHITECTURAL FORMS / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Самолькина Елена Григорьевна

Дан обзор архитектуры малых форм, выполненных из дерева. Приведен анализ основ применения малых архитектурных форм, определена их роль и место в архитектурно-пространственной среде. Показано, что малые архитектурные формы из дерева создают наиболее комфортную, эмоционально ориентированную среду, гармонично взаимодействующую с человеком. На конкретных примерах выявлены современные тенденции формирования малых архитектурных форм из дерева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wood in the modern architectureof small forms

The modern world dictates severe conditions, involving people in a continuous process of changes in the environment. Active building and construction work, urban densification are rapidly transforming environment, creating a new architectural space with intense impact on people. In this regard, there is much tension around the issue of provision of urban amenities, forming comfortable environment for a full human life. The comfort of the urban environment is determined by a set of visual perception of the constituent elements of this environment: architecture, design, landscape and their harmonious unity with nature. A remarkable component of visual perception, making urban space aesthetically appealing, is small architecture.Small architecture in Russia has always played a special role. Being perceived in the context of space, creating at the same time a certain mood and emotions, small forms diversified architectural environment, making it aesthetically appealing. The question about the direction of urban policy in the field of provision of urban amenities was made in 1921, when the first Congress on improvement of populated areas took place. With this legislation originated overall urban development approach as inseparable system layout of the city, its architectural appearance and landscaping. Architectural workshops developed model projects of small forms with recommendations for improvement, which helped to inexpensively create individual features in urban development. At present, the provision of urban amenities have moved to a new level, becoming more grandscale, capital-intensive.The main requirements for small architectural forms are to create a harmonious space, the fusion of architecture with the natural elements. The most harmonious perception of small architectural forms in the environment is achieved through the use of natural building materials. The use of natural materials in urban environment represents nature, creates a comfortable environment psychologically close to a person.Wood, among other natural materials, has an undoubted advantage. Absolute compatibility, unique design quality, expressive possibilities of the material and its ability to form a comfortable living environment, harmoniously combined with other materials, provide greater demand for wood in modern architecture.In the architecture of small forms wood is used everywhere: on the territories of residential quarters, parks and recreation areas, areas of office and commercial development, road environment, etc. A leading role in shaping the public space belongs to small structures for various functional purposes, such as benches, gazebos, sheds, sports facilities, children’s playgrounds.In the modern wooden architecture of small forms two directions are clearly traced. In the first one there is the desire to escape from the boring similar forms, transforming small architectural forms in art objects representing not only material, but also artistic value. The second direction is based on the centuries-old practice of folk art. Having been formed for centuries folk culture and national traditions fully meet the artistic tastes of the modern society. Summing up, it should be noted that the use of wood in architecture of small forms is a universal solution to shape the ecological framework of the urban environment, which is especially important in solving the problems of the modern city.

Текст научной работы на тему «Дерево в современнойархитектуре малых форм»

УЕБТЫНС

мвви

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 721.012:624.011.1

Е.Г. Самолькина

ФГБОУВПО «ННГАСУ»

ДЕРЕВО В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ МАЛЫХ ФОРМ

Дан обзор архитектуры малых форм, выполненных из дерева. Приведен анализ основ применения малых архитектурных форм, определена их роль и место в архитектурно-пространственной среде. Показано, что малые архитектурные формы из дерева создают наиболее комфортную, эмоционально ориентированную среду, гармонично взаимодействующую с человеком. На конкретных примерах выявлены современные тенденции формирования малых архитектурных форм из дерева.

Ключевые слова: дерево, древесина, природные материалы, малые архитектурные формы, городская среда.

Современный мир диктует жесткие условия, вовлекая человека в непрерывный процесс изменения среды. Активное строительство, уплотнение городской застройки стремительно преобразуют окружающую среду, создавая новое архитектурное пространство, интенсивно влияющее на человека. В связи с этим в городской среде остро стоит вопрос благоустройства города, формирующего комфортную среду для полноценной жизни человека. Комфортность городской среды определяется сложным взаимодействием целого ряда природных и антропогенных факторов. Не ставя перед собой в настоящей статье задачу их комплексного анализа, отметим, что архитектурные объекты и элементы дизайна архитектурной среды в сочетании с природными характеристиками оказывают существенное влияние на восприятие среды в целом. При этом ярким компонентом визуального восприятия, делающим городское пространство эстетически привлекательным, являются малые архитектурные формы [1].

Малые архитектурные формы — это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства [2]. Малой архитектуре в России всегда отводилась особая роль. Воспринимаясь в контексте пространства, порождая при этом определенное настроение и эмоции, малые формы вносили разнообразие в архитектурную среду, делая ее эстетически привлекательной. Впервые вопрос о направленной градостроительной политике в области благоустройства городов был поставлен в 1921 г., когда проходил Всероссийский съезд по оздоровлению населенных мест в Москве. В резолюциях съезда берет начало общий градостроительный подход, заключавшийся в неразрывности системы планировки города, его архитектурного облика и благоустройства [3]. Архитектурными мастерскими разрабатывались типовые проекты малых форм с рекомендациями по благоустройству, что помогало при незначительных за-

тратах вносить индивидуальные черты в городскую застройку. В настоящее время благоустройство городов перешло на новый уровень, став более масштабным, капиталоемким. Главные требования, предъявляемые к малым архитектурным формам, сводятся к созданию единого гармоничного пространства, слиянию архитектуры с природными элементами. Наиболее гармоничное восприятие малых форм в архитектурной среде достигается с помощью использования естественных строительных материалов. Применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду близкую человеку психологически [4].

Важным фактором является и то, что дерево — материал традиционный, подвигающий на самодеятельное (не всегда эстетически выверенное) творчество, поэтому для формирования архитектурной среды города так важна профессиональная работа архитектора и дизайнера с этим материалом.

«По А. Красовскому, первичные очертания объекта определяются двумя факторами: его назначением и конструкцией. Но это не может удовлетворить «эстетической потребности человека разнообразить свои впечатления», которая решается самыми разными методами, в том числе и самодеятельными. Порой это таит опасность появления на улицах образцов самодеятельного творчества плохого тона. И тогда профессионал, используя высокие технологии, имитирует рукотворность, нетехнологичность с целью быть до конца понятым в своем творчестве» [5].

В настоящее время повысился интерес к простым архитектурным формам, выполненным из дерева — традиционного и экологичного строительного материала [6]. Дерево обладает несомненными преимуществами перед другими природными материалами. Абсолютная экологичность, уникальные конструктивные качества, выразительные возможности материала и его способность формировать комфортную среду, гармонично сочетаясь с другими материалами, гарантируют дереву большую востребованность в современной архитектуре в странах с различными природно-климатическими характеристиками. Два главных недостатка материала: способность к гниению и горючесть, снижающие конкурентоспособность данного материала, успешно решаются с помощью усовершенствованных технологий обработки древесины, пропитки огнезащитными и биозащитными составами. Новые способы обработки вывели древесину на новый уровень, раскрыв перед архитекторами недоступное ранее богатство современных конструктивных и эстетических решений [7].

В архитектуре малых форм древесина применяется повсеместно: на территориях жилых кварталов, в парковых зонах и зонах отдыха, на территориях офисно-коммерческой застройки, в дорожной среде и т.д. Ведущая роль в формировании общественного пространства принадлежит малым сооружениям различного функционального назначения, таким как скамейки, беседки, навесы, спортивные и детские игровые павильоны и комплексы.

Объекты игрового и спортивного назначения из древесины могут выступать как композиционный элемент коллективного пространства, так и частного, расположенного вблизи мест проживания. Архитектурное пространство, создаваемое для детей, должно отвечать требованиям безопасности и одновременно содействовать активной творческой игре.

«Игра важна для ребенка. Она положительно влияет на его социальное развитие: учит находиться в команде, формирует эмоциональную устойчивость и помогает выстраивать взаимоотношения» [8].

Детские игровые комплексы, оформленные таким образом, способствуют развитию у детей творческих способностей и фантазии [9]. Игровая форма развлечений на детских площадках, комплектуемых горками, качелями, песочницами, лесенками, превращает их в небольшие тренировочные комплексы. Малые архитектурные формы создаются в виде сказочных замков и теремков, космических и морских кораблей, машин и фигур животных, повышая привлекательность игровых зон (рис. 1. а, б). Нередко в архитектурных формах, выполненных из дерева, просматривается обращение к национальным фольклорным традициям (рис. 1, в).

а б в

Рис. 1. Примеры малых архитектурных форм: а — в парке искусств «Музеон», г. Москва; б — парке культуры и отдыха им. М. Горького, г. Москва; в — гостиничном комплексе «Пушкарская Слобода», г Суздаль

«Процесс проектирования и архитектурных, и садово-парковых объектов неразрывно связан, с одной стороны, с математическими, физическими, биологическими, композиционными и другими закономерностями, с другой стороны, с психологией восприятия объема и пространства, с символами, образами, воображением, фантазией. Совмещение, казалось бы, несовместимых вещей — холодного расчета и творческого порыва — происходит благодаря единству информационных кодов: и математика, и композиция, и психология, и семиотика, в частности, семантика, — фундаментальные научные знания, которые лежат в основе проектирования, как раз своей глубиной и давая простор творчеству» [10].

Единство творческого подхода и фундаментальных научных знаний по теории архитектурной композиции лежит в основе проектирования и таких малых архитектурных форм, как беседки, навесы и павильоны, мосты. Простые и выразительные формы успешно применяют в качестве объектов внешнего благоустройства.

Деревянные беседки, навесы и перголы служат самостоятельным композиционным узлом и важным декоративным элементом пространственной среды (рис. 2) [11]. Небольшие отдельно стоящие сооружения размещают, как правило, в парковых зонах, предназначенных для кратковременного комфортного отдыха на природе, а также защиты от солнца и атмосферных осадков. Основной отличительной чертой беседки от навеса является ее конструктивное решение, построенное на формировании более закрытого внутреннего пространства. Для данных архитектурных форм наиболее характерны простые геометриче-

5/2015

ские формы, выполненные из бруса или бревна. На основе клееных деревянных конструкций создаются объекты разнообразных форм: от простых геометрических до сложных криволинейных.

■I! ШПГШ!

------- -I, —- -

--ИЙ7 [ • * II !

3?" («И_„лй

а б в

Рис. 2. Беседка, р-он Марфино, г. Москва (а), пергола в ЦПКиО им. М. Горького, г. Москва (б) и навес в ЦПКиО им. М. Горького, г. Москва (в)

Павильон относится к той группе малых архитектурных форм, в которых равноценно сочетаются функциональная роль и декоративное начало (рис. 3). Небольшие архитектурные сооружения из облегченных конструкций формируют композиционную структуру городских и садово-парковых ансамблей, одновременно, выполняя разнообразные функции. Деревянные павильоны предназначены для формирования зон комфортного отдыха, а также для выставочной, образовательной, предпринимательской деятельности и др. Организация подобных объектов особенно актуальна в условиях необходимости обеспечения возможностей досуга, соответствующего запросам различных возрастных групп.

а б

Рис. 3. Малые архитектурные формы: а—павильон «Школа», парк искусств «Музеон», г. Москва [11]; б — шахматный клуб, ЦПКиО им. М. Горького, г. Москва [12]

Особое значение в создании выразительного облика городской среды заслуживают малые архитектурные формы, обладающие коммуникационной функцией. Так, деревянные мосты могут служить элементом пешеходной зоны, одновременно выступая ориентиром, указывающим направление движения (рис. 4). Мосты могут выполнять функцию смотровой площадки или играть исключительно декоративную роль, построенную на визуальном восприятии пространства. Архитектурные украшения деревянных мостов, формируемые, как правило, перильными ограждениями и осветительными приборами, лаконичны. Неповторимый художественный образ создается ритмической организацией конструктивных форм, чередованием элементов и интервалов между ними.

Отличительным признаком удачного решения моста является ясная, четкая форма сооружения, когда даже неискушенный в тонкостях архитектуры зритель чувствует органичность решения, дающего единый и цельный образ [13].

а б

Рис. 4. Деревянные мосты: а — в пос. Гвардейское Выборгского р-она Ленинградской обл. [14]; б — в с. Большое Болдино Нижегородской обл.

Малые архитектурные формы, предназначенные для кратковременного отдыха, играют не меньшую роль в организации коллективного пространства. Деревянные лавки и скамьи вносят разнообразие в городскую среду, добавляя ей эстетическое и функциональное значения (рис. 5, а). Выразительность малых форм во многом достигается выбором природного материала, способного в любом контексте гармонично взаимодействовать с окружением. Одновременно на примере данных архитектурных форм все активнее можно проследить тенденции преобразования малых архитектурных форм в арт-объекты (рис. 5, б, в). На смену однотипным архитектурным формам приходят объекты, выступающие средовой доминантой, объединяющей людей. Он создается в основном не как функциональный объект, а именно как предмет, в который вложена идея и душа творца. Арт-объекты наполняют пространство города новым содержанием — единением техногенного общества с живой природой. Они служат нитью, которая связывает человека со всеми атрибутами городской среды: архитектурой, дизайном, ландшафтом [15].

а б в

Рис. 5. Малые архитектурные формы, предназначенные для кратковременного отдыха: а — в сквере в Великом Новгороде; б, в — арт-объекты в саду «Эрмитаж», г. Москва [16]

В дорожной среде малые архитектурные формы представлены площадками отдыха, автобусными павильонами, а также отдельно стоящими элементами. Малые архитектурные формы в дорожной среде не являются основным звеном между человеком и застройкой. Здесь, как правило, они располагаются

в ландшафтной среде. И поэтому основными задачами при проектировании таких объектов являются выполнение функциональных требований и их взаимосвязи с элементами ландшафта [17].

Важным фактором безопасности и качества дорожной среды является обустройство автомагистралей площадками отдыха. Специфика сооружений направлена на создание организованной среды, предназначенной для комфортного времяпрепровождения.

Архитектура малых форм отражает стремление к смене обстановки во время отдыха, что выражается в архитектурных формах, нередко, заимствованных в народном зодчестве. Использование фольклорных и строительных традиций в дорожной среде — одна из основных тенденций, проявляемых к архитектуре малых форм. Такие элементы формируют гармоничное пространство, приближая человека к природе [18].

Тенденция заимствования традиций получила широкое применение в отдельно стоящих малых архитектурных элементах, играющих самостоятельную композиционную роль. Обустройство дорожно-транспортной инфраструктуры с помощью архитектурных элементов направлено на создание визуальных акцентов, помогающих ориентироваться человеку в пространстве. Применение дерева в объектах, несущих информационно-знаковую роль, открывает широкие возможности оформления. Элементы малой архитектуры тонируют, красят, украшают резьбой, оформляют скульптурой, изображающей сказочных и мифических героев (рис. 6).

а б в

Рис. 6. Малые архитектурные элементы дорожной среды в Пензенской обл.

В городской среде автобусные остановки являются своеобразным ориентиром, расставляя визуальные акценты в пространстве улиц. Проектирование, казалось бы, таких простых объектов, как остановки общественного транспорта имеет ряд своих особенностей: данные малые архитектурные формы должны не только отвечать соответствующим техническим требованиям и своему функциональному назначению, но и иметь красивый внешний облик и гармонировать с окружающей средой [19]. Автобусные павильоны в России служат в большей степени утилитарным целям, зачастую, исключая эстетическое начало. Остановки чаще всего возводят из металла, поликарбоната и закаленного стекла. Конструкции из дерева наиболее часто применяют в периферийных районах страны. Деревянные автобусные павильоны обладают большей эстетичностью, гармонично вписываясь в природный ландшафт, создают особую атмосферу дорожной среды (рис. 7).

В последнее время широкую популярность приобретают фестивали свободного творчества, в рамках которых создается большое количество малых архитектурных форм. Так, участники широко известных ежегодных отечественных фестивалей «Архстояние» и «Города» соревнуются в разработке и строительстве арт-объектов из естественных материалов на заданную тему — каждое произведение призвано красноречиво представить концепцию авторов [20]. Оригинальные объекты интерпретируют пространство, формируют новое восприятие привычной городской среды.

Рис. 7. Автобусные остановки: а — в Заокском р-не Тульской обл. [11]; б — Нижегородской обл. [11]

Архитектурно-пространственная среда, организованная малой архитектурой, определяется широким набором специфических элементов, формирующих индивидуальные черты архитектурного ландшафта. Малые архитектурные формы из дерева преобразуют пространство, создавая комфортную, эмоционально ориентированную среду, гармонично взаимодействующую с человеком. В архитектуре современных деревянных малых форм отчетливо прослеживаются два направления. В первом просматривается стремление уйти от скучных однотипных форм, преобразуя малые архитектурные формы в арт-объекты, представляющие не только материальную, но и художественную ценность.

Второе направление базируется на многовековой практике народного творчества. Формировавшиеся столетиями национальные традиции, народная культура, в полной мере отвечают художественным вкусам современного общества. Подводя итоги, следует отметить, что при современных технологиях, при наличии большого спектра композитных материалов, применение дерева в архитектуре малых форм является универсальным решением, позволяющим формировать экологический каркас городской среды, что особенно важно при решении проблем современного города.

Библиографический список

1. Stiles R. Urban spaces — enhancing the attractiveness and quality of the urban environment. Vienna University of Technology, 2009. 86 p.

2. Свидерский В.М. Малые архитектурные формы : Ограды, фонари, вазы, скамьи / под общ. ред. А.М. Касьянова. Киев : Изд-во Академии архитектуры Украинской ССР, 1953. 216 с.

3. Лемытская Д.Е., Харлантов Т.В. Опыт применения малых архитектурных форм в жилой застройке 1930—1950-х годов (На примере исторических городов Красноярского края) // Архитектон : известия вузов. 2011. № 34 (Приложение). Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_22/38. Дата обращения: 22.10.2014.

4. Rottle Nancy, Yocom Ken. Basics Landscape Architecture 02: Ecological Design. AVA Publishing (UK) Ltd. 2011. 178 p.

5. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных пространств. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. 265 с.

6. Sevan O. Small Forms of Wooden Architecture of the Russian North: Fences, Gates, Wicket Doors and Retaining Walls // Project Baikal. 2013. No. 36. Режим доступа^йр:// www.projectbaikal.com/index.php/pb/article/view/137. Дата обращения: 22.10.2014.

7. Орешко А.Н. Применение дерева в архитектуре как способ гуманизации городской среды // Архитектон : известия вузов. 2009. № 26 (Приложение). Режим доступа: http://archvuz.ru/2009_22/5. Дата обращения: 05.03.2015.

8. Wolley H. Urban open spaces. London: Spon Press, 2003. 260 p.

9. Мавликаева Г. С. Особенности игрового пространства в современной урбанизированной среде // Архитектон : известия вузов. 2012. № 38 (Приложение). Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_22/9. Дата обращения: 22.10.2014.

10. Гончарова Н.С. Садово-парковая семантика — ключ для решения проблем образности и эмоциональной насыщенности объектов ландшафтной архитектуры // Архитектон : известия вузов. 2004. № 7. Режим доступа: http://archvuz.ru/2004_2/15. Дата обращения: 22.10.2014.

11. Новое деревянное // ÄFXHWOOD. Режим доступа: http://www.archiwood.ru/ new_wood/. Дата обращения: 21.10.2014.

12. АРХИWOOD: Каталог премии 2012. Екатеринбург : Астер-Ек, 2012. 128 с.

13. Иванов Г.П., Ворошилин С.И., Плетнев М.В., Коковихин И.Ю., Фомин Н.И. Современные пешеходные мосты // Архитектон : известия вузов. 2009. № 25. Режим доступа: http://archvuz.ru/2009_1/4. Дата обращения: 22.10.2014.

14. АРХИWOOD: Каталог премии 2013. Екатеринбург : ОАО ИПП «Уральский рабочий», 2013. 128 с.

15. Курочкин В.А. Экологическая тематика в городском арт-дизайне // Архитектон : известия вузов. 2013. № 42. Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_2/16. Дата обращения: 22.10.2014.

16. Конкурс для молодых художников и дизайнеров на лучшее место для поцелуев от Martini Art Club // Архимир. Режим доступа: http://www.arhimir.ru/blog/3246.html. Дата обращения: 21.10.2014.

17. Кикоть Д.В., Козыренко Н.Е. Дизайн городской инфраструктуры // Новые идеи нового века : материалы Одиннадцатой Междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ: в 2-х т. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. Т. 1. С. 490—492.

18. McHarg Ian L. Design with Nature. Garden City, New York : John Wiley & Sons Inc., 1992. 198 p.

19. Лахтин К.И., Симонова И.Н., Симонов С.И. Основные принципы проектирования остановок общественного транспорта // Сборник научных трудов Донбасского государственного технического университета. 2013. № 41. С. 206—213.

20. ДуцевМ.В. Архитектурно-художественное формирование открытых городских пространств (на примере европейских городов) // Архитектон : известия вузов. 2012. № 40. Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_4/4. Дата обращения: 22.10.2014.

Поступила в редакцию в феврале 2015 г.

Об авторе: Самолькина Елена Григорьевна — аспирант кафедры архитектурного проектирования, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ ВПО «ННГАСУ»), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, [email protected].

Для цитирования: Самолькина Е.Г. Дерево в современной архитектуре малых форм // Вестник МГСУ 2015. № 5. С. 7—17.

E.G. Samol'kina

WOOD IN THE MODERN ARCHITECTURE OF SMALL FORMS

The modern world dictates severe conditions, involving people in a continuous process of changes in the environment. Active building and construction work, urban densification are rapidly transforming environment, creating a new architectural space with intense impact on people. In this regard, there is much tension around the issue of provision of urban amenities, forming comfortable environment for a full human life. The comfort of the urban environment is determined by a set of visual perception of the constituent elements of this environment: architecture, design, landscape and their harmonious unity with nature. A remarkable component of visual perception, making urban space aesthetically appealing, is small architecture.

Small architecture in Russia has always played a special role. Being perceived in the context of space, creating at the same time a certain mood and emotions, small forms diversified architectural environment, making it aesthetically appealing. The question about the direction of urban policy in the field of provision of urban amenities was made in 1921, when the first Congress on improvement of populated areas took place. With this legislation originated overall urban development approach as inseparable system layout of the city, its architectural appearance and landscaping. Architectural workshops developed model projects of small forms with recommendations for improvement, which helped to inexpensively create individual features in urban development. At present, the provision of urban amenities have moved to a new level, becoming more grand-scale, capital-intensive.

The main requirements for small architectural forms are to create a harmonious space, the fusion of architecture with the natural elements. The most harmonious perception of small architectural forms in the environment is achieved through the use of natural building materials. The use of natural materials in urban environment represents nature, creates a comfortable environment psychologically close to a person.

Wood, among other natural materials, has an undoubted advantage. Absolute compatibility, unique design quality, expressive possibilities of the material and its ability to form a comfortable living environment, harmoniously combined with other materials, provide greater demand for wood in modern architecture.

In the architecture of small forms wood is used everywhere: on the territories of residential quarters, parks and recreation areas, areas of office and commercial development, road environment, etc. A leading role in shaping the public space belongs to small structures for various functional purposes, such as benches, gazebos, sheds, sports facilities, children's playgrounds.

In the modern wooden architecture of small forms two directions are clearly traced. In the first one there is the desire to escape from the boring similar forms, transforming small architectural forms in art objects representing not only material, but also artistic value. The second direction is based on the centuries-old practice of folk art. Having been formed for centuries folk culture and national traditions fully meet the artistic tastes of the modern society. Summing up, it should be noted that the use of wood in architecture of small forms is a universal solution to shape the ecological framework of the urban environment, which is especially important in solving the problems of the modern city.

Key words: tree, wood, natural materials, small architectural forms, urban environment.

References

1. Stiles R. Urban Spaces — Enhancing the Attractiveness and Quality of the Urban Environment. Vienna University of Technology, 2009, 86 p.

2. Sviderskiy V.M. Malye arkhitekturnye formy: Ogrady, fonari, vazy, skam'i [Small Architectural Forms : Fencing, Lamps, Vases, Benches]. Kiev, Izdatel'stvo Akademii arkhitektury Ukrainskoy SSR Publ., 1953, 216 p. (In Russian)

3. Lemytskaya D.E., Kharlantov T.V. Opyt primeneniya malykh arkhitekturnykh form v zhi-loy zastroyke 1930—1950-kh godov (Na primere istoricheskikh gorodov Krasnoyarskogo kra-ya) [Experience in the Use of Small Architectural Forms in Residential Areas 1930—1950-Ies (On the Example of the Historical Cities of the Krasnoyarsk Territory)]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education]. 2011, no. 34 (Appendix). Available at: http://archvuz.ru/2011_22/38. Date of access: 22.10.2014. (In Russian)

4. Rottle Nancy, Yocom Ken. Basics Landscape Architecture 02: Ecological Design. AVA Publishing (UK) Ltd., 2011, 178 p.

5. Gel'fond A.L. Arkhitekturnoe proektirovanie obshchestvennykh prostranstv [Architectural Design of Public Spaces]. N. Novgorod, NNGASU Publ., 2013, 265 p. (In Russian)

6. Sevan O. Small Forms of Wooden Architecture of the Russian North: Fences, Gates, Wicket Doors and Retaining Walls. Project Baikal. 2013, no. 36. Available at: http://www.pro-jectbaikal.com/index.php/pb/article/view/137. Date of access: 22.10.2014.

7. Oreshko A.N. Primenenie dereva v arkhitekture kak sposob gumanizatsii gorodskoy sredy [The Use of Wood in Architecture as a Way of Humanization of Urban Environment]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton : Proceedings of Higher Education]. 2009, no. 26 (Appendix). Available at: http://archvuz.ru/2009_22/5. Date of access: 05.03.2015. (In Russian)

8. Wolley H. Urban Open Spaces. London, Spon Press, 2003, 260 p.

9. Mavlikaeva G.S. Osobennosti igrovogo prostranstva v sovremennoy urbanizirovannoy srede [Features of Player Space in Modern Urbanized Environment]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton : Proceedings of Higher Education]. 2012, no. 38 (Appendix). Available at: http://archvuz.ru/2012_22/9. Date of access: 22.10.2014. (In Russian)

10. Goncharova N.S. Sadovo-parkovaya semantika — klyuch dlya resheniya problem obraznosti i emotsional'noy nasyshchennosti ob"ektov landshaftnoy arkhitektury [Gardening Semantics — the Key to Solve the Problems of Imagery and Emotional Richness of Landscape Architecture]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton : Proceedings of Higher Education]. 2004, no. 7. Available at: http://archvuz.ru/2004_2/15. Date of access: 22.10.2014. (In Russian)

11. Novoe derevyannoe [New Wooden]. Archiwood. Available at: http://www.archiwood. ru/new_wood/. Date of access: 21.10.2014. (In Russian)

12. ARKhIWOOD: Katalog premii 2012 [Archiwood. Award Catalogue 2012]. Ekaterinburg, Aster-Ek Publ., 2012, 128 p. (In Russian)

13. Ivanov G.P., Voroshilin S.I., Pletnev M.V., Kokovikhin I.Yu., Fomin N.I. Sovremennye peshekhodnye mosty [Modern Footbridges]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton : Proceedings of Higher Education]. 2009, no. 25. Available at: http://archvuz.ru/2009_1/4. Date of access: 22.10.2014. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. ARKhIWOOD: Katalog premii 2013 [Archiwood. Award Catalogue 2013]. Ekaterinburg, OAO IPP «Ural'skiy rabochiy» Publ., 2013, 128 p. (In Russian)

15. Kurochkin V.A. Ekologicheskaya tematika v gorodskom art-dizayne [Ecological Theme in City Art Design]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton : Proceedings of Higher Education]. 2013, no. 42. Available at: http://archvuz.ru/2013_2/16. Date of access: 22.10.2014. (In Russian)

16. Konkurs dlya molodykh khudozhnikov i dizaynerov na luchshee mesto dlya potse-luev ot Martini Art Club [Competition for Young Artists and Designers for the Best Place for Kisses from Martini Art Club]. Arhimir web site. Available at: http://www.arhimir.ru/blog/3246. html. Date of access: 21.10.2014. (In Russian)

17. Kikot' D.V., Kozyrenko N.E. Dizayn gorodskoy infrastruktury [Design of Urban Infrastructure]. Novye idei novogo veka : materialy Odinnadtsatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii IAS TOGU: v 2-kh tomakh [New Ideas of the New Century : the International Scientific Conference Proceedings of FAD PNU: in Two Volumes]. Khabarovsk, Izdatel'stvo Tik-hookeanskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2011, vol. 1, pp. 490—492. (In Russian)

18. McHarg Ian L. Design with Nature. Garden City, New York, John Wiley & Sons Inc., 1992, 198 p.

19. Lakhtin K.I., Simonova I.N., Simonov S.I. Osnovnye printsipy proektirovaniya ostano-vok obshchestvennogo transporta [The Basic Principles of Public Transport Stops Designing]. Sbornik nauchnykh trudov Donbasskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Don-STU Scientific Works Collection]. 2013, no. 41, pp. 206—213. (In Russian)

20. Dutsev M.V. Arkhitekturno-khudozhestvennoe formirovanie otkrytykh gorodskikh prostranstv (na primere evropeyskikh gorodov) [Architectural and Artistic Formation of Urban Open Spaces (on the Example European cities)]. Arkhitekton : izvestiya vuzov [Architecton : Proceedings of Higher Education]. 2012, no. 40. Available at: http://archvuz.ru/2012_4/4. Date of access: 22.10.2014. (In Russian)

About the author: Samol'kina Elena Grigor'evna — postgraduate student, Department of Architectural Design, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), 65 Il'inskaya str., Nizhniy Novgorod, 603950, Russian Federation; [email protected].

For citation: Samol'kina E.G. Derevo v sovremennoy arkhitekture malykh form [Wood in the Modern Architecture of Small Forms]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 5, pp. 7—17. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.