Научная статья на тему 'Формирование навыков проектной деятельности у бакалавров ландшафтной архитектуры на примере детских игровых площадок'

Формирование навыков проектной деятельности у бакалавров ландшафтной архитектуры на примере детских игровых площадок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS / PROJECT ACTIVITY / LANDSCAPE ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешников А.И., Ковешников П.А.

В статье речь идет о знакомстве студентов с архитектурной композицией детского игрового комплекса на занятиях по проектированию. На этих занятиях студенты вовлекаются в процесс изучения натурных пространственных отношений объемных форм, что необходимо будущим бакалаврам ландшафтной архитектуры в их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковешников А.И., Ковешников П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF DESIGN ACTIVITY AT BACHELORS OF LANDSCAPE ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF CHILDREN'S PLAYGROUNDS

The article deals with the introduction of students to the architectural composition of the children’s game complex in the classroom for design. In these classes, students are involved in the process of studying the natural spatial relations of threedimensional forms, which is necessary for future bachelors of landscape architecture in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков проектной деятельности у бакалавров ландшафтной архитектуры на примере детских игровых площадок»

УДК 378.2 КОВЕШНИКОВ А. И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: landshaft.osau@gmail.com КОВЕШНИКОВ П.А.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: koveshnikov13@yandex.ru

UDC 378.2 KOVESHNIKOV A.I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Landscape Architecture, Orel State Agrarian University

named afterN.V. Parakhin E-mail: landshaft.osau@gmail.com KOVESHNIKOV P.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer , Department of Landscape Architecture, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: koveshnikov13@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК

FORMATION OF SKILLS OF DESIGN ACTIVITY AT BACHELORS OF LANDSCAPE ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF CHILDREN'S PLAYGROUNDS

В статье речь идет о знакомстве студентов с архитектурной композицией детского игрового комплекса на занятиях по проектированию. На этих занятиях студенты вовлекаются в процесс изучения натурных пространственных отношений объемных форм, что необходимо будущим бакалаврам ландшафтной архитектуры в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров, проектная деятельность, ландшафтная архитектура.

The article deals with the introduction of students to the architectural composition of the children's game complex in the classroom for design. In these classes, students are involved in the process of studying the natural spatial relations of three-dimensional forms, which is necessary for future bachelors of landscape architecture in their professional activities.

Keywords: professional training of bachelors, project activity, landscape architecture.

Для того, чтобы выпускники кафедры ландшафтной архитектуры смогли справиться со сложной задачей проектирования детской игровой площадки, необходимо освоить целый ряд принципиальных положений, которые являются формообразующими факторами при проектировании предметно-пространственной среды для детей. Решить поставленную задачу можно путем вовлечения студентов в творческий процесс проектирования на практических занятиях по курсу «Ландшафтное проектирование».

Прежде чем приступить со студентами к практической работе, которая будет состоять из нескольких этапов, выливающихся в конкретные учебные задания, необходимо просмотреть и проанализировать ряд детских игровых комплексов. Предложенные проекты детских игровых площадок являются методическими пособиями, в которых сконцентрированы основные положения, учитывающие: 1) использование номенклатурного оборудования; 2) рельеф местности; 3) метод выявления глубинно-пространственной композиции; 4) образное и цветовое решение; 5) зонирование детской игровой площадки в зависимости от ее окружения, с учетом сторон света и направления ветра.

Теоретический материал представляет собой короткую инструктивную лекцию-беседу, которая подготавливает почву для целенаправленной и сориентированной во вре-

мени деятельности студентов. Преподаватель сознательно заостряет внимание на композиционном решении игровых пространств для детей, которое зависит от рельефа местности, различного окружения, метода выявления глубинности, зонирования территории с учетом сторон света и направления ветра, образа и цвета. На данном этапе обучения подобная лекция-беседа с анализом методических разработок обладает наибольшим полезным эффектом. Сущность лекции-беседы заключается в том, что она помогает включиться в процесс обучения профессиональному искусству архитектурной композиции и приближает студентов к конкретной действительности, в частности, к реальным детским игровым площадкам. Так постепенно через лекцию-беседу с показом слайдов, с анализом методических разработок студенты вовлекаются в практическую работу, цель которой заключается в становлении визуальной культуры обучающегося, в трансформации его разрозненных, «житейских» представлений в систему профессиональных образно-эстетических установок.

Основной целью практических заданий является творческое осмысление понятий глубинно-пространственной композиции детской игровой площадки, где сложное будет представлено в простом, путем отбора главных признаков изучаемого явления. Первый этап практической работы будет посвящен разработке упражнений на воспроизведе-

© Ковешников А.И., Ковешников П.А. © Koveshnikov A.I., Koveshnikov P.A.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

ние существующих детских игровых комплексов (в виде набросков, эскизов, планов) с натуры или слайдового изображения. Цель упражнений - вовлечь студентов в процесс наблюдения натурных пространственных отношений объемных форм, в процессе эскизирования и сопоставления творческих работ группы студентов. Конечная цель вводного задания пробудить желание у обучающихся видеть, думать и говорить об архитектурной композиции иначе, чем до обучения, а именно профессионально. Второй этап направлен на развитие у студентов линии последовательной информации от обыденных представлений архитектурной композиции к абстрактным на примере детских игровых площадок, представленных на слайдах. С помощью отвлеченных, формально нейтральных геометрических форм студенту предстоит, просматривая слайды детских игровых площадок, сопровождать их выстраиванием абстрактной композиции архитектурного объекта из предложенных геометрических форм. Второе задание второго этапа связано с уходом о натуры - реального объекта детской игровой площадки к профессиональному, умственному представлению. Причем, построение творческой абстрактной композиции игрового комплекса ведется на условно заданных сложных рельефах местности.

Рассмотрим наиболее типовые рельефы, на которых будут сооружены площадки в различных ландшафтных пространствах:

а) ровный рельеф

б) рельеф овражистый с впадинами

в) рельеф бугристый с возвышенностями

г) рельеф с впадинами и выступами.

Студентам предстоит выполнить четыре задания по абстрактному решению глубинно-пространственной композиции на каждом из предложенных рельефов.

Третий этап включает упражнение на самостоятельное выполнение авторской композиции глубинно-пространственного архитектурного комплекса детской игровой площадки (макетно-графическим методом).

Цель упражнения: познакомить студентов с этапами проектирования архитектурного комплекса и вовлечь обучающихся в творческий процесс создания детской игровой площадки по законам глубинно-пространственной композиции.

Все три этапа практических заданий преследуют цель научить студентов строить глубинно-пространственную композицию архитектурного комплекса с использованием всех свойств, способствующих ее выявлению.

Практические занятия строятся по принципу решения задач-упражнений. Каждое упражнение выливается в выполнение эскиза, проекта, макета и содержит особую ситуацию, в которой на основании заданных признаков композиции предстоит выполнить задание, упорядочив и организовав все элементы архитектурного пространства.

Работа студентов над упражнениями, как правило, строится следующим образом. Все учащиеся выполняют задания на одну тему, но каждый самостоятельно, а педагог при этом стремится создать условия, при которых работа носила бы творческий характер. Работа над упражнениями является поисковой. Студенты должны решить задачу как художники (пусть еще не сложившиеся), искать различные нестандартные решения. Множество возможных решений стимулирует поиск, соревнование, творческий подход к

работе. Это имеет важное значение для активизации творческих сил студента и служит целям формирования таких качеств личности, как настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности. Каждому практическому заданию предшествует показ работ предыдущих курсов, слайдов, примеры из отечественной и зарубежной практики строительства детских игровых площадок.

Контроль и оценка знаний и качества работ является очень важной частью учебного процесса. Оценка знаний студентов должна выполнять учебную, воспитательную, дисциплинирующую и особенно контрольную функции. Только в том случае, если все эти функции выполняются в едином процессе, может быть обеспечено успешное завершение всей учебной работы студентов и преподавателей. Для того, чтобы этого добиться при оценке выполненных упражнений необходимы следующие условия:

- каждая работа должна обсуждаться в группе с участием студентов, которые отмечают достоинства и недостатки работы своих товарищей;

- проверке подлежат все работы студента, выполненные самостоятельно, а результат проверки должен быть выражен оценкой;

- оценка должна быть объективной с указанием обоснований, повлиявших на нее.

Практическая часть

Рассмотрим ряд учебно-практических заданий в разделе «Глубинно-пространственная композиция».

Тема 1: Воспроизведение существующих черт детского игрового комплекса с натуры или слайдового изображения.

Цель: сконцентрировать внимание студентов на архитектурной композиции детского игрового комплекса. Вовлечь в процесс наблюдения натурных пространственных отношений объемных форм, в процессе эскизирования и сопоставления творческих работ группы студентов. Цель такого анализа и сопоставления - практически показать студентам (всем вместе и каждому отдельно) различие в индивидуально-субъективном восприятии и воспроизведении одних и тех же объектов, а также их недостаточную профессиональную подготовленность для видения глубинно-пространственной композиции, наиболее важных, существенных моментов , способствующих ее выявлению.

Конечная цель первого задания - пробудить желание у студентов видеть, думать, говорить, об архитектурной композиции иначе, чем до обучения, а именно профессионально.

Содержание практического задания. Зафиксировать в виде набросков, эскизов, планов глубинно-пространственную композицию детской игровой площадки по специальным подобранным преподавателем слайдам. На слайдах детская площадка сознательно показана с разных позиций, причем каждая из них, в большей или меньшей степени, выявляет глубинность пространства. Перед студентами стоит задача - выбрать одну из позиций детской площадки, на их взгляд наиболее удачно передающую глубинность, и зафиксировать ее по первому впечатлению в виде набросков, эскизов, планов, при этом необходимо указать, каким методом (сечением, перспективой или наложением) выявлена глубина пространства, найти центр композиции и выявить доминанту.

Работы, представленные студентами, тщательно со-

поставляются, анализируются на выставке в группе. Выявляются наиболее характерные ошибки, допущенные студентами, связанные с неумением обучающихся выявить в архитектурной композиции главные элементы (масштаб, пропорции, ритм, композиционный центр, доминанту).

В результате обсуждения работ возникает задача выработки обобщенных методов профессионального восприятия, позволяющих видеть действительность «идеального».

Тема 2: Упражнение на абстрактное представление глубинно-пространственной композиции детского игрового комплекса.

Цель: развить у студентов линию последовательной трансформации от обыденных представлениях к абстрактным на примере детских игровых площадок, представленных на слайдах.

Для выполнения настоящего задания потребуется объемные геометрические формы (куб, цилиндр, параллелепипед).

С помощью отвлеченных, формально нейтрально геометрических форм студенту предстоит, просматривая слайды детских игровых площадок, параллельно сопровождать их выстраиванием абстрактной композиции архитектурного объекта. Причем, предложенные слайды детских игровых площадок раскрывают композиционное построение архитектурного объекта, расположенного на ровной поверхности, через различные методы выявления его глубинности.

Задание второе. Действия с натуры или моделью натуры являются определяющим, но не решающим этапом формирования абстрактного представления у студента композиции архитектурного комплекса. Поэтому второе задание связано с уходом от натуры - реального объекта детской игровой площадки к профессиональному, умственному представлению ее. Эта работа проводится с с помощью тех же объемных форм, но без слайдового сопровождения. Второе задание усложняется тем обстоятельством, что построение творческой композиции ведется на условно сложных заданных рельефах местности. Для создания различных рельефов в условиях учебных мастерских

рационально использовать ящик, заполненный песком. Студент создает заданный рельеф поверхности основания и на нем строит абстрактную глубинно-пространственную композицию архитектурного комплекса. Работа над вторым заданием ведется методом творческо-практического анализа своей деятельности, что влияет на формирование яркой индивидуальности художника.

Тема 3: Самостоятельное выполнение авторской глубинно пространственной композиции детской игровой площадки макетно-графическим методом.

Цель: в процессе самостоятельной практической работы по выполнению макета глубинно-пространственной композиции архитектурного пространства (при различных условиях рельефа местности, методах выявления глубинности, различного окружения, зонирование территории, образного и цветового решения, использование номенклатурного оборудования, а также с учетом социально-демографических, педагогических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, антропометрических и др. требований) познакомить студентов: с этапами проектирования архитектурного комплекса; с процессом и приемами изготовления макета.

Содержание практического задания. Задание на проектирование глубинно-пространственной композиции является завершающим и наиболее ответственным этапом обучения. Студенту необходимо усвоить теоретически и выполнить практически все этапы, из которых складывается процесс разработки проекта:

1. предпроектное исследование;

2. художественно-конструкторский поиск (предварительное проектирование);

3. разработка эскизного проекта;

4. составление проектной документации;

5. изготовление макета.

Мы рассмотрели три этапа практической работы студентов, которые являются одним из моментов разработанной экспериментальной методики преподавания глубинно-пространственной композиции на примере детских игровых площадок по курсу «Ландшафтное проектирование».

Библиографический список

1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1982. 224 с.

2. ВербицкийА.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

3. КовешниковаН.А. Дизайн: история и теория. М., 2008. 224 с.

4. НехуженкоН.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб., 2011. 188 с.

5. ТеодоронскийВ.С. Ландшафтная архитектура с основами проектирования. М., 2016. 304 с.

References

1. BarkhinB.G. Methodology of architectural design. М., 1982. 224 p.

2. VerbitskyA.A. Active learning in higher education: a contextual approach. М., 1991. 207 p.

3. KoveshnikovaN.A. Design: history and theory. М., 2008. 224 p.

4. Nekhuzhenko N.A. Fundamentals of landscape design and landscape architecture. St. Petersburg, 2011. 188 p.

5. Teodoronskij V.S. Landscape architecture with design basics. М., 2016. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.