Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН"'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1108
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова Г.М.

В статье описывается введение педагогического блока дисциплин по методике преподавания дизайна в обучение студентов направления подготовки «Дизайн». Рассмотрен опыт педагогической практики студентов в процессе дистанционного образования. Материал основан на опыте Московского педагогического государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF TEACHING DESIGN IN TEACHING STUDENTS DIRECTIONS TRAINING "DESIGN"

The article describes the introduction of a pedagogical unit of disciplines on the method of teaching design in the training of students in the direction of «Design» training. The experience of teaching students in the process of distance education is considered. The material is based on the experience of the Moscow Teachers’ State University.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН"»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378

САЛТЫКОВА Г.М.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна имедиатехнологий в искусстве, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: sgm100@mail.ru

UDC 378 SALTYKOVA G.M.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of fine Arts, Art-Graphic Faculty, Department of Design and Media Technologies in Art, Moscow State

Pedagogical University E-mail: sgm100@mail.ru

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ДИЗАЙН» METHOD OF TEACHING DESIGN IN TEACHING STUDENTS DIRECTIONS TRAINING «DESIGN»

В статье описывается введение педагогического блока дисциплин по методике преподавания дизайна в обучение студентов направления подготовки «Дизайн». Рассмотрен опыт педагогической практики студентов в процессе дистанционного образования. Материал основан на опыте Московского педагогического государственного университета.

Ключевые слова: дизайн, методика преподавания дизайна, цифровизация образования, информационные и коммуникационные технологии.

The article describes the introduction of a pedagogical unit of disciplines on the method of teaching design in the training of students in the direction of «Design» training. The experience of teaching students in the process of distance education is considered. The material is based on the experience of the Moscow Teachers' State University.

Keywords: design, design teaching techniques, digitalization of education, information and communication technologies.

Тенденции современного образования в высшей школе предполагают обучение студентов максимально подготовленных к реализации собственных знаний и приобретенных навыков в будущей профессии, востребованных на рынке труда, способных мобильно реагировать на запросы общества, социально-культурной сферы. Формирование единой образовательной среды, открытого образовательного пространства в реалиях сегодняшнего дня ставит перед педагогическим сообществом такие задачи как:

• цифровизация образовательного процесса в различных формах обучения (очное, смешанное, дистанционное);

• использование информационных и коммуникационных технологий;

• формирование нового типа образованности, который должен повысить способность личности адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям жизни.

Среди студентов художественных вузов, изучающих широкий спектр образовательной области «Искусство» будущие дизайнеры несомненно в большей степени нацелены на изучение и использование в проектной деятельности новых цифровых технологий. Это связано со спецификой самого направления подготовки. Дизайн соединяет в себе самые разные навыки, такие как проектирование и комбинирование, работу с цветом и формой, с традиционными и инновационными инструментами и материалами, с графикой и пространством, с реальной и виртуальной средой. Именно эта синтетичность дает

дизайну определенную свободу в поиске новых путей и перспектив развития отечественного образования. В рамках обучения поднимаются такие вопросы как: интерактивные мультимедийные технологии в работе дизайнера, эстетика визуальных форм представления информации, адаптивное дизайн-проектирование, использование различных средств для создания мультимедийного дизайн-проекта, полисенсорность и трансформируемость современного дизайн-объекта и др [3, с. 226]. В учебном плане бакалавров направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» можно видеть такие дисциплины как: инфографика, анимация, цифровая живопись, моушн-дизайн, арт-дизайн и др. Обучаясь дизайну творческая личность может найти широчайшие возможности реализации своего потенциала. Современное дизайн-образование трактуется как системная форма создания культуротворческой среды в образовательном пространстве [5, с. 8]. В силу своей специфики дизайн как проектная и художественная деятельность способен интегрировать гуманистическое предметное окружение жизни и деятельности современного человека.

Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции [2, с. 26]. Федеральный государственный образовательный стандарт 54.03.01направления подготовки «Дизайн» (уровень бакалавриат) предписывает обучение студентов с целью приобретения компетенций для будущего решения ряда задач различных типов профессиональной деятельности, таких как например - проектная,

© Салтыкова Г.М. © Saltykova G.M.

художественная, педагогическая и др. Именно подготовка к возможной педагогической деятельности является отличительной особенностью обучения студентов в Московском педагогическом государственном университете. В стенах МПГУ соединилось в единое целое направленность на внедрение инновационных технологий и сохранение культурных традиций, накопленных в отечественном образовании. На художественно-графическом факультете, основанном в 1941 году за 80 лет сложилась серьезная научная школа, база подготовки педагогов образовательной области «Искусство». Это позволило сформировать теоретическую и практическую основу необходимых учебных дисциплин. Среди них: Психолого-педагогические основы образовательной деятельности, Психология творчества, Психология восприятия, Методика преподавания дизайна. В блоке практик также есть педагогическая практика. Процесс обучения построен на основе изучения современных образовательных технологий (например, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии и др.).

Методика преподавания дизайна базируется на психологии, физиологии, эргономике и других научных исследованиях деятельности человека, методика изучает сам процесс обучения и воспитания. В процессе освоения дисциплины студенты так же знакомятся с приемами и методами обучения, осваивают планирование учебного процесса, разработку методических материалов для школьников. В рамках дисциплины «Методика преподавания дизайна» студенты изучают компаративистику и сравнительную педагогику. Знания в этих областях знаний помогают в научно-исследовательской деятельности, проведения сравнительно-сопоставительного анализа опыта обучения подрастающего поколения дизайну в Росси и за рубежом. Среди зарубежных школ обучения дизайну изучается опыт Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании, Японии, США. Рассматривается обучение на разных ступенях образования - от детских садов до колледжей и вузов. Наибольшее внимание уделяется изучению обучению дизайну в рамках эстетических дисциплин в России. Рассматривается опыт обучения в общеобразовательных и художественных школах, в организациях дополнительного образования и др.

Отдельное внимание в рамках освоения методики преподавания дизайна уделяется разделу «Развитие дизайн-мышления и творческих способностей обучаемых». Студенты знакомятся с особенностями преподавания дисциплины, с особенностями обучения школьников на разных возрастных этапах, специфике формирования дизайн-мышления. Студентам необходимы знания о развитии пространственного мышления, наглядно-образного, цветоощущения и др. Становление дизайн-мышления строится на следующих элементах обучения:

• теоретические знания как понятийно-логическая составляющая творческого процесса;

• эстетическое чувство как художественно-образная составляющая творческого процесса;

• практические умения и навыки в процессе проектной деятельности.

Сам процессе обучения школьников должен способствовать развитию таких качеств и способностей учащихся как:

• продуктивное воображение и творческий поиск;

• визуальное восприятие и мышление;

• пространственное мышление и представление;

• сенсомоторные процессы и мнемические способности;

• способности к концентрации и мобильному переключению внимания;

• способности к концептуализации и коммуникации.

Студентам направления подготовки «Дизайн» на практике предстоит познакомить школьников с основными методами художественного проектирования, с вопросами эстетизации мира вещей и организации предметной среды. На первом месте безусловно личность ребенка. С помощью дизайн-деятельности можно способствовать всестороннему развитию образного мышления и творческих способностей обучаемых в рамках эстетических дисциплин.

Подготовка студентов к преподавательской деятельности также включает освоение проектирования образовательных плакатов (как традиционных на печатном носителе, так и цифровых, и интерактивных), наглядных методических материалов. Современные требования к визуально-графической информации образовательного характера меняют характер и подачу таких материалов. Студенты направления дизайн, обладая необходимой базой знаний и навыков, становятся квалифицированными разработчиками таких материалов.

Следующие вопросы, поднимаемые в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности - общие требования к личности учителя-предметника. Студенты узнают о таких требованиях как: гражданская ответственность, стиль научно-педагогического мышления, вариативность мышления, толерантность, потребность к постоянному самообразованию и др. Педагогический процесс, как и дизайн-деятельность, «живой» процесс, который должен развиваться, соответствовать требованиям социума, культуры в обществе, реалиям конкретного временного периода.

Обучение подрастающего поколения дизайн-деятельности позволяет студентам в процессе педагогической практики применять широкий спектр образовательных технологий. В рамках дисциплины «Методика преподавания дизайна» они осваивают как традиционные образовательные технологии, так и такие технологии как: технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного обучения, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные образовательные технологии и др. Так например технологии проектного обучения максимально близки, по сути, к процессу выполнения

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

профессионального дизайн-проекта. Выполнение проекта предполагает совместную деятельность (в процессе обучения - учебно-познавательную) группы лиц (обучаемых), направленную на выработку концепции (общая идея проекта школьников), установлении цели (что проектируем), задач (что для этого надо сделать), хода проектных действий (кто, чем занимается, в какой временной период, как эти действия должны привести к ожидаемому результату). Проектные технологии также могут включать исследовательский и информационный проект, характеризующиеся так же эвристической направленностью. Последние общемировые трудности, связанные с ограниченными условиями образовательного процесса, показали особую востребованность информационно-коммуникационных образовательных технологий. Применение именно таких технологий позволяет организовать образовательный процесс с применением специализированных сред и технических средств работы с информацией. Студенты направления подготовки «Дизайн», обладая необходимыми компетенциями, достаточно легко осваивают принципы построения учебного процесса на основе таких технологий.

Внедрение дизайна в рамках обучения школьников дисциплинам образовательной области «Искусство» позволяет учащимся освоить не только изобразительную, но и техническую грамоту. Сложности (вплоть до полного отсутствия) с обучением черчению в школе давно известны в педагогическом сообществе. На занятиях дизайн-деятельностью ребенок легко осваивает и такую сложную область как проектная графика. В рамках подготовки к педагогической деятельности студенты часто разрабатывают занятия и мастер-классыс использованием макетирования и моделирования. В зависимости от обстоятельств или возможностей образовательной среды макет или модель можно получить или традиционным способом (выклеивание форм на основе разверток), или с использованием современных компьютерных технологий (выстраивание форм с помощью компьютерных программ и получение модели с помощью 3-Э принтера). Для работы с группой школьников могут быть предложены такие темы как: «Фантастический город», «Летательный аппарат будущего», «Ретро авто-парк» и др. Для осуществления идеи ребенку потребуется освоение основ черчения, а именно: видов, разверток, возможно построение трехмерных изображений, освоения необходимых компьютерных программ. Студенты направления подготовки «Дизайн» легко справляются с планированием и проведением таких занятий, а школьники получают возможность освоить основы технической грамоты, применить современные технологии и получить осязаемый результат своей творческой задумки. Именно такой результат способен максимально мотивировать ребенка в дальнейшей образовательной и творческой деятельности.

С 2020 года большинство образовательных орга-

низаций различного уровня были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Студенты художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ оказались в непростых условиях, которые потребовали скорейшего освоения новых форм учебного процесса. Анализ результатов этой деятельности показал, что именно студенты направления подготовки «Дизайн» наиболее успешно по сравнению с другими направлениями справились с поставленной задачей. Они свободно проводили дистанционные занятия и мастер-классы со школьниками, разрабатывали презентационные и интерактивные материалы к урокам, снимали обучающие видео, проектировали анимационные учебные ролики. Студентов также приглашали провести некоторые обучающие занятия по разработке современных цифровых обучающих ресурсов для студентов направления подготовки ИЗО. Безусловно будущему профессионалу, готовящегося к педагогической деятельности необходимо владение доступными технологиями. Это позволяет иначе мыслить, яснее передавать суть учебного материала, грамотнее структурировать и проектировать образовательный процесс в целом [4, с. 189]. Также положительным результатом освоения студентами методики преподавания дизайна стала заинтересованность в продолжении обучения в магистратуре и аспирантуре с педагогическим уклоном. Опыт МПГУ - введение блока дисциплин по методике преподавания дизайна в обучении студентов направления подготовки Дизайн в целом соответствует Концепции художественного образования в Российской Федерации.

На различных международных и всероссийских научно-практических конференциях неоднократно отмечалось, что высшая школа как форма независимой творческой лаборатории обладает потенциалом нахождения и уточнения современных основ дизайна, сфер профессиональной дизайнерской деятельности, методов дизайнерского мышления, а также миссии дизайна в современном обществе [4, с. 116]. Дизайн как вид деятельности сам является универсальным инструментом формирования и воспитания творческой личности. Будущий дизайнер, обладающий знаниями и навыками преподавания безусловно может стать отличным профессионалом в обучении школьников эстетическим дисциплинам.Задача вуза безусловно на любом этапе -развивать в студенте индивидуальность [1, с. 97].

Профессиональное становление будущих дизайне-ровна современном этапе происходит в рамках тенденций изменений дизайн-образования в высших учебных заведениях мира.Результатом практикоориентированно-сти обучения каждый год становятся целевые проекты студентов, часть из которых реализованыкак составляющая образовательного процесса художественных школ, лицеев и колледжей, организаций дополнительного образования, различных социально-культурных центров Москвы и других городов России[6].

Библиографический список

1. Дизайн. Почему это шедевр. 80 уникальных историй предметов; [пер. с англ. И. Филипповой] М.: Синдбад, 2015. 224 с.

2. Основное содержание послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. М.: Российская Газета, 2018. 40 с.

3. Салтыкова Г.М. Технологии в дизайн-образовании в высшей школе [Текст] / Г.М.Салтыкова // Преподаватель XXI век. 2018. №2 часть 1. С. 223-230

4. Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Единая образовательная среда в сфере искусства и дизайна как фактор формирования и воспитания творческой личности» М.: МГХПА им. С.Г.Строганова, 2017. 396 с.

5. ТкаченкоЕ.В., Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития / Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Екатеринбург, 2004. издательство «Аква-пресс», 2004 240 с.

6. Хворостов Д.А. Применение ролевой профессионально-ориентированной игры в подготовке студентов-дизайнеров // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. №4 (77). 2017. С. 345-348.

References

1. Biblical Design List. Why it's a masterpiece. 80 unique stories of items; M.: Sinbad, 2015. 224 p.

2. The main content of Russian President Vladimir Putin's message to the Federal Assembly. M.: Russian Newspaper, 2018. 40 p.

3. Saltykova G.M. Technology in Design Education at the High School "Text" / G.M.Saltykova // Teacher of the 21st century. 2018. No.2 part 1. Pp. 223-230.

4. Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference "United Educational Environment in Art and Design as a Factor in the Formation and Education of a Creative Personality" M.: MKHPA by S.G. Stroganov, 2017. 396 p.

5. Tkachenko E.V., Kozhukhovskaya S.M. Design-education. Theory, practice, trajectory of development / Tkachenko E.V., Kozhukhovskaya S.M. Yekaterinburg, 2004. Aqua-Press Publishing House, 2004. 240 p.

6. Khvorostov D. A. The use of role-playing professionally-oriented games in the preparation of design students / / Scientific notes of the Orel State University. Scientific journal. Series: Humanities and Social Sciences. №4 (77). 2017. Pp. 345-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.