Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН"'

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова Галина Михайловна

В статье рассматриваются вопросы научно-исследовательской деятельности студентов направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», которая является неотъемлемой частью дизайн-образования в высшей школе. Проанализированы задачи научно-исследовательской деятельности студентов, рассмотрены педагогические принципы этой деятельности, приведены примеры формы организации научно-исследовательской работы студентов, включающие научно-практические конференции, форумы молодых деятелей культуры и искусств, мастер-классы в рамках изучаемой темы, взаимодействие с отечественными и зарубежными специалистами в сферах педагогики и дизайна. Проанализированы результаты реализации этой работы. Приведены примеры научно-исследовательской работы студентов в условиях очного, смешанного и дистанционного обучения. Материал построен на опыте автора по организации научно-исследовательской деятельности студентов - будущих дизайнеров в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND RESULTS OF RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE TRAINING DIRECTION “DESIGN”

The article considers the problems of students’ research activity in the training direction 54.03.01 «Design», which is an integral part of the design studies in higher educational institutions. The tasks of students’ scientific research activity are analyzed; pedagogical principles of this activity are considered; the examples of forms of organizing students’ scientific research work, including scientific-practical conferences, forums of young workers of culture and art, master classes within the theme under study and interaction with domestic and foreign specialists in the spheres of pedagogy and design are given. The results of implementing this work are analysed. Examples of students’ research work in the conditions of full-time, mixed and distance learning are given. The article is based on the author’s experience in organizing scientific research activities of design students at the Moscow Pedagogical State University

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН"»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-198-207

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ДИЗАЙН»

I Г.М. Салтыкова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы научно-исследовательской деятельности студентов направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», которая является неотъемлемой частью дизайн-образования в высшей школе. Проанализированы задачи научно-исследовательской деятельности студентов, рассмотрены педагогические принципы этой деятельности, приведены примеры формы организации научно-исследовательской работы студентов, включающие научно-практические конференции, форумы молодых деятелей культуры и искусств, мастер-классы в рамках изучаемой темы, взаимодействие с отечественными и зарубежными специалистами в сферах педагогики и дизайна. Проанализированы результаты реализации этой работы. Приведены примеры научно-исследовательской работы студентов в условиях очного, смешанного и дистанционного обучения. Материал построен на опыте автора по организации научно-исследовательской деятельности студентов — будущих дизайнеров в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Для цитирования: Салтыкова Г.М. Организация и результаты научно-исследовательской работы студентов направления подготовки «Дизайн» // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 198-207. Б01: 10.31862/2073-9613-2021-1-198-207

Ключевые слова: дизайн, художественное и дизайн-образование, компетенции, научно-исследовательская деятельность, подготовка бакалавров, Концепция художественного образования РФ.

ORGANIZATION AND RESULTS OF RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE TRAINING DIRECTION "DESIGN"

I G.M. Saltykova

Abstract. The article considers the problems of students' research activity in the training direction 54.03.01 «Design», which is an integral part of the design studies in higher

© Салтыкова Г.М., 2021

@ | Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License IcaHS^B The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

■ educational institutions. The tasks of students' scientific research activity are analyzed; pedagogical principles of this activity are considered; the examples of forms of organizing students' scientific research work, including scientific-practical conferences, forums of young workers of culture and art, master classes within the theme under study and interaction with domestic and foreign specialists in the spheres of pedagogy and design are given. The results of implementing this work are analysed. Examples of students' research work in the conditions of full-time, mixed and distance learning are given. The article is based on the author's experience in organizing scientific research activities of design students at the Moscow Pedagogical State University

Keywords: design, art and design education, competences, research activities, bachelor training, Concept of Art Education of the Russian Federation.

Cite as: Saltykova G.M. Organization and Results of Research Work of Students in the Training Direction "Design". Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 1, part 1, pp. 198-207. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-198-207

В рамках Концепции художественного образования в Российской Федерации уделяется серьезное внимание художественному и дизайнерскому образованию. Сфера образования должна ориентироваться на человека, подготовленного для разносторонней проектной деятельности в зависимости от его интересов и возникающих потребностей.

Дизайн — это универсальный инструмент формирования и воспитания творческой личности, как инструмент культурной политики, как синтетический вид деятельности, соединяющий логику и эстетику в единой проектной деятельности. Современное дизайн-образование способствует созданию культуротворческой среды в образовательном пространстве [1, с. 8]. В рамках Концепции художественного образования особое внимание уделяется знаниям, технологиям, компетенциям, как необходимым составляющим качественного высшего образования, которые будут являться важнейшим конкурентным преимуществом будущего дизайнера [2, с. 26].

Ежегодно студенты направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриат) ХГФ ИИИ МПГУ занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в мероприятиях по научно-исследовательской работе студентов (НИРС). Это участие проявляется в конкурсах научных работ, публикациях статей, выступлений в научно-практических конференциях, в форумах молодых деятелей культуры и искусств, в научно-исследовательской деятельности с проведением мастер-классов, во Всероссийской олимпиаде «Я — профессионал», во Всероссийских форумах молодых разработчиков и др.

Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности является одним из механизмов развития личности студента и повышения качества современного профессионального образования в вузе. Научно-исследовательская деятельность студентов — это возможность для самореализации обучающихся, для развития их кругозора и творческих способностей. Это стимул к исследованиям в различных областях знаний [3, с. 529].

199

200

Система подготовки высококвалифицированного специалиста в обязательном порядке включает научно-исследовательскую деятельность студентов. Такая деятельность формирует инициативность, способного критически мыслить, применять инновационные технологии и методы в работе, что даст студентам возможность в будущем быть востребованным на рынке труда [4, с. 175]. Задачами научно-исследовательской деятельности студентов являются: обучение молодежи основам организации научной деятельности; индивидуализация процесса обучения; расширение рамок обучения будущей профессии; участие в научно-практических мероприятиях, таких как научные конференции, форумы, олимпиады и конкурсы; способствование самореализации талантливым, целеустремленным, эрудированным студентам [3, с. 530]. Разумеется, научно-исследовательская деятельность должна быть спланирована, организована. Она основана на следующих педагогических принципах:

• гуманизация (в центре внимания способности, мотивация к обучению, культурный уровень самого студента);

• системность (неразрывная связь учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности);

• объективность (определение уровня учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, при необходимости ее возможная корректировка, по возможности ее совершенствование);

• эффект развивающего обучения (формирование и развитие мышления студента);

• комплексность деятельности (повышение творческой активности обучающихся путем преобразования их деятельности под влиянием творческих процессов) [5, с. 9].

Студенты направления подготовки «Дизайн» активно включены в НИРС. Например, в марте 2019 года проходила Международная научно-практическая конференция «Инструменты и механизмы современного развития», в которой приняла участие студентка 4 курса бакалавриата Китова Анастасия Сергеевна. В качестве объекта исследования Анастасию заинтересовала среда ботанических садов, как образовательных центров. Студентка рассмотрела возможности современного дизайна для преобразования этих центров в открытое образовательное пространство. Результатом проведенной работы стало выступление с докладом и последующая публикация статьи на тему «Ботанические сады как образовательные центры и популяризация средствами идентификационной графики». Проведенная работа была отмечена сертификатом (см. рис. 1).

Значимым показателем НИРС является то, что результат исследовательских и проектных работ часто приводит к реализации идеи разработчика. Так получилось и с работой Анастасии Китовой. Она продолжила свою разработку и вышла на сотрудничество с ботаническим садом МГУ им. М.В. Ломоносова как крупнейшей образовательной базой с собственным ботаническим садом. Дизайнерский проект включал внедренную разработанную идентификационную графику, которую разместили в ботаническом саду. Исследовательская работа и проект были представлены на конкурс научных работ студентов, бакалавров и магистрантов МПГУ и филиалов университета в области естественных, технических и гуманитарных наук 2019 года. Научная работа Анастасии Китовой «Полиграфическая продукция для

Рис. 1. Сборник статей с публикацией и сертификат А.С. Китовой

ботанического сада МГУ им. М.В. Ломоносова» была отмечена дипломом 2 степени.

Интересную работу «Дизайн серии образовательных плакатов к юбилею Варвары Степановой» выполнила Ка-наева Елена Андреевна, которая также была представлена на конкурс научных работ студентов, бакалавров и магистрантов МПГУ и филиалов университета в области естественных, технических и гуманитарных наук. Работа была посвящена творческому и педагогическому наследию замечательной представительницы ВХУТЕМАС Варвары Степановой. Степанова занималась графикой визуальной поэзии, плакатом, полиграфией, дизайном текстиля, дизайном театрального дела и др. Достоинством работы Елены можно считать рассмотрение плаката как образовательного контента не только в традиционной полиграфической форме, но и в современной цифровой интерактивной составляющей. Ценной можно считать методическую разработку для будущих учителей и дизайнеров по проектированию цифровых образовательных ресурсов. Методическая разработка используется в учебном процессе в работе со студентами бакалавриата художественно-графического

факультета ИИИ МПГУ и слушателями дополнительной программы профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания изобразительного искусства и дизайна». Научная работа Елены Канаевой также отмечена дипломом 2 степени.

Становлению компетенций в научно-исследовательской деятельности студентов, способствует участие в научно-практических конференциях различного уровня. На таких мероприятиях студенты, представляя свое исследование, выступают перед широкой аудиторией, участвуют в обсуждении путей решения практических задач [3, с. 532]. Так, в апреле 2019 года на базе художественно-графического факультета ИИИ МПГУ проходила Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Традиции и инновации в сфере художественного образования и культуры». От кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве в этой конференции участвовали: Мкрян Тамара Гагиковна с докладом «Каллиграфия как традиционный и инновационный подход в обучении письму детей младшего школьного возраста», Потапова Мария Владиславовна с докладом «Инновационные

201

202

технологии в дизайн-образовании в высшей школе» и Стеценко Ольга Федоровна с докладом «Коллажирование в системе образования детей младшего и среднего школьного возраста». Все исследования были основаны на изучении международного опыта и собственном педагогическом опыте студенток. Статьи по докладам участниц конференции были отмечены сертификатами и опубликованы в сборнике материалов конференции, выпущенным в 2020 году (см. рис. 2). В приветствии ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Луб-кова было отдельно отмечено, что «большое внимание исследователей было обращено к инновационным технологиям в области искусства и художественного образования» [6, с. 3].

Научно-исследовательская работа студентов направления подготовки «Дизайн» ведется в течение всего учебного процесса обучения в вузе, включая время зимнего и летнего отдыха. Так, в августе 2019 года проходил Форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида», в котором приняла

участие Аладинская Надя Евгеньевна (см. рис. 3).

Сертификатом был отмечен ее доклад «Использование виммельбуха как иллюстрированного развивающего издания для младших школьников». Это новое интересное направление в изданиях для детей, имеющее образовательную составляющую для младшего подрастающего поколения. В разработке проведено исследование как традиционных, так и цифровых форм обучающих изданий для детей. Студентка также выполнила проект виммельбуха о фауне, занесенной в Красную книгу.

Обучение в главном педагогическом вузе страны накладывает свои обязательства на педагогов и студентов. Алексей Владимирович Лубков сказал: «художественная культура и искусство в синтезе с образованием и наукой занимают важнейшее место в жизни россиян. Накопление знаний, новых педагогических технологий, научных идей, направлений и, что очень важно, воспитание духовно богатой, творческой личности — это сегодня в приоритете государственной политики развития

Рис. 2. На Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Традиции и инновации в сфере художественного образования и культуры»

На "Тавриде АРТ" установили инсталляцию в виде сидящего у моря человека

Рис. 3. Форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида»

нашей страны» [6, с. 4]. Компетенции в педагогической деятельности — неотъемлемая составляющая дизайн-образования в МПГУ. Именно поэтому частью научно-исследовательской деятельности студентов становятся мастер-классы для абитуриентов и студентов на таких мероприятиях, как «Университетские субботы». Так, например, в рамках этих мероприятий студентка Мкрян Тамара проводила мастер-класс для широкой аудитории школьников и студентов г. Москвы по каллиграфии в современном графическом дизайне. Успеху мероприятия способствовал педагогический опыт Тамары в работе с младшим, средним и старшим школьным возрастом обучаемых, полученный в различных образовательных учреждениях г. Москвы и на образовательной площадке Музея Москвы. В мероприятии приняли активное участие слушатели и студенты бакалавриата «Дизайн» (см. рис. 4).

В Московском педагогическом государственном университете, помимо сохранения традиций, особое внимание уделяется инновационным технологиям в области искусства и художественного образования. Студенты направления подготовки «Дизайн» активно интересуются инновациями в образовании. Так, во II Международном научно-исследовательском конкурсе «Педагогические исследования и разработки», в секции «Инновационные технологии

в педагогической деятельности» приняла участие студентка 4 курса Соловьева Полина Дмитриевна. Ее исследование было посвящено использованию технологий дополненной реальности в сфере образования. Полина освоила дизайн дополненной реальности. Положительной составляющей ее работы следует считать реализацию ее разработок для учебных изданий для среднего школьного возраста издательства «Русское слово». По результатам проведенной работы студентка написала статью «Технология дополненной реальности в сфере образования», которая была напечатана в сборнике по результатам проведения конкурса и отмечена сертификатом.

Ректор МПГУ Лубков Алексей Владимирович неоднократно отмечал значимость «усиления мотивации студентов к активной учебно-творческой, научной деятельности, на стимулирование их самостоятельности, саморазвития и самореализации» [там же]. Для достижения этой цели на художественно-графическом факультете организуются мероприятия, позволяющие расширить рамки образовательного процесса. Так, в ноябре 2019 года для студентов 3 и 4 курса направления подготовки «Дизайн» была организована конференция «Экологический дизайн и экологическое производство». К участию в конференции специально были приглашены представители финской

203

Рис. 4. Мастер-класс по каллиграфии

204

компании Metsa Board, как одной из лидеров в разработках безопасного для экологии производства. Студенты знакомились с передовыми технологиями, тенденциями мирового дизайна, могли напрямую изучить образцы инновационных разработок в сфере экологического дизайна. Этот ценный опыт был применен в проектной деятельности студентов. Результатом стали десять оригинальных проектов с инновационной составляющей, отмеченные в 2020 году на Международном конкурсе «Better with Less — Design Challenge». Каждая работа сопровождалась пояснительной запиской с исследованием и описанием концепции проекта.

Кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве всегда поддерживала исследования в инновационных направлениях современного дизайна. Интересные разработки в рамках конференций и форумов принадлежат студентке направления подготовки «Дизайн» На-вазновой Татьяне Вадимовне. На Международном научном форуме «Наука и инновации — современные концепции» был представлен доклад на тему «Использование видеомэппинга в дизайне». В рамках Международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования» Татьяна представила доклад «Интерактивные технологии

в проекционном дизайне» (см. рис. 5). Проведенное исследование привело к оригинальному проекту по дизайну светового оформления образовательно-воспитательной среды художественно-графического факультета. Работа студентки была оценена дипломами и сертификатами, публикации размещены в сборниках.

Обучение в главном педагогическом вузе страны, а также изучение некоторых дисциплин, включенных в учебные планы образовательной программы 54.01.01 «Дизайн» (такие как, например, «Психолого-педагогические основы образовательные основы педагогической деятельности», «Методика преподавания дизайна», «Психология творчества») способствуют повышению интереса у студентов к преподаванию эстетических дисциплин образовательной области «Искусство». Студенты направления подготовки «Дизайн» участвовали и стали призерами конкурса проектов по методике преподавания изобразительного искусства 2019—2020.

Большой интерес студентов вызывают крупные образовательные конкурсные мероприятия, такие, как Всероссийский студенческий хакатон "8аепсеМеё1а", Всероссийской олимпиаде «Я — профессионал». Хакатон, проходивший в ноябре 2019 года в Санкт-Петербурге, — это форум разработчиков, во время которого

А-А,

Рис. 5. Исследования и презентации интерактивных технологий в проекционном дизайне - на международных научных форумах

студенты работают над исследовательскими проектами, сообща решают какую-либо поставленную проблему. В мероприятии участвовали студентки бакалавриата Аладинская Надя Евгеньевна и Коротких Светлана Евгеньевна. На основе проведенного исследования они создали индивидуальные информационные проекты — мультимедийные лонгри-ды научнопопулярной направленности. Результаты были отмечены дипломами призера и бронзового медалиста.

На Всероссийской олимпиаде «Я — профессионал» 2020 года студентами направления «Дизайн» были представлены научно-исследовательские работы и проекты о визуально-графическом сопровождении театральных постановок, о творческом наследии представителей российской школы дизайна (наследие ВХУТЕМАСС), специфики дизайна среды мегаполиса. Работы Н. Аладин-ской, С. Коротких и А. Кравец также были отмечены дипломами призеров и медалистов.

2020 год внес серьезные преобразования в жизнь общества. Мировая ситуация с пандемией существенно повлияла и на образование. В течение всего года вузы работали не только традиционно очно, но и использовали смешанное и, в силу сложившихся обстоятельств, дистанционное обучение студентов. Сложная ситуация, несмотря ни на что, имела и определенные плюсы. Стало возможным дистанционно свободно посещать выставочные площадки, изучать тематические коллекции музеев, крупных библиотек и научных собраний. Научное и педагогическое сообщество максимально развернулось в сторону вузовского онлайн-обучения. Как отметил В.В. Путин на ежегодной президентской пресс-конференции, в системе онлайн-обучения появляются широкие возмож-

ности изучения опыта специалистов узкого профиля высокого класса, ознакомления с работой мировых светил науки [7]. Сложившаяся ситуация не сказалась на активности научно-исследовательской деятельности студентов, которые заочно с докладами и публикациями принимали участие в Международных научно-практических конференциях. Тематика работ касалась как актуальных тем дизайна (цифровизация, экологический дизайн, современные тенденции и технологии проектирования в дизайне), так и сложностей дистанционного образовательного процесса для студентов творческих направлений подготовки. Студенты также приняли участие в Международной научно-практической онлайн-конференции «Художественное образование вчера, сегодня, завтра», посвященной 79-летию художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (11.12.2020).

Дизайн, как синтетический вид деятельности, вбирает в себя и художественную и научно-исследовательскую составляющие. «Образование должно дать молодому человеку силы, уверенность в отношениях с жизнью, с ее неведомостями и неожиданностями. В этом может помочь образование, пронизанное нитями, связующими отдельные проявления жизни, мира, природы и социума» [8, с. 11]. В образовательном процессе крайне важна совместная научно-исследовательская работа преподавателей и студентов. Для студентов это возможность углубить теоретические знания, совершенствоваться в конкретной области деятельности. Для вуза — это грамотная подготовка высококвалифицированного специалиста, способного решать любые профессиональные задачи [3, с. 532].

205

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития. Екатеринбург: Изд-во «Аква-пресс», 2004. 240 с.

2. Основное содержание послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. М.: Российская Газета, 2018. 40 с.

3. Ершова, О.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3. С. 529-532. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10532 (дата обращения: 01.02.2021).

4. Петрова, С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. 2011. № 10 (33). Т. 2. С. 173-175. URL: https://moluch.ru/archive/33/3772/ (дата обращения: 01.02.2021).

5. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1989. 368 с.

6. Традиции и инновации в сфере художественного образования и культуры: материалы Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием), г. Москва, 15 апреля 2019 г. / под общ. ред. Г.С. Голошумовой. М.: МПГУ, 2020. 466 с.

7. Ежегодная пресс-конференция Президента России Владимира Путина 17 декабря 2020 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 28.12.2020).

8. Ермолаев, А.П. О школе // TATLIN MONO. 2012. № 2 (29/109). С. 10-11.

REFERENCES

206

Tkachenko E.V, Kozhukhovskaya S.M. Dizajn-obrazovanie. Teorija, praktika, traektorii razvitija [Design-Education. Theory, Practice, Trajectory of Development]. Ekaterinburg, Aqua Press Publishing House, 2004, 240 p. (In Russ.)

Osnovnoe soderzanie poslanija prezidenta RF V.V. Putina Federalnomu sobraniju [The Main Content of Russian President Vladimir Putin's Message to the Federal Assembly]. Moscow, Russian Newspaper, 2018, 40 p. (In Russ.)

Ershova O.V Naucno-issledovatelskaja dejatelnost studentov kak sredstvo povysenija kacestva ob-razovanija [Research Activities of Students as a Means of Improving the Quality of Education]. Mezdunarodnyj zurnal prikladnyh i fundamentalnyh issledovanij = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, No. 11-3, pp. 529-532. Available at: https://applied-re-search.ru/ru/article/view?id=10532 (accessed: 01.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.) Petrova S.N. Naucno-issledovatelskaja dejatelnost studentov kak faktor povysenija kacestva pod-gotovki specialistov [Research Activities of Students as a Factor in Improving the Quality of Training of Specialists]. Molodoj ucenyj = Young Scientist, 2011, No. 10 (33), t. 2, pp. 173-175. Available at: https://moluch.ru/archive/33/3772/ (accessed: 01.02.2021). (In Russ., abstract in Eng.) Archangelsky S.I. Ucebnyj process v vyssej skole. Ego zakonomernye osnovy i metody [Educational Process in High School. Its Natural Foundations and Methods]. Moscow, High school, 1989, 368 p. (In Russ.)

Tradicii i innovacii v sfere hudozestvennogo obrazovanija i kultury: materialy Mezvuzovskoj nauc-no-prakticeskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh ucenyh (s mezdunarodnym ucastiem) [Tradition and Innovations in the Field of Art Education and Culture: Materials of the Inter-Uni-

versity Scientific and Practical Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists (with International Participation)]. Moscow, April 15, 2019, ed. by G.S. Golosumova. Moscow, 2020, 466 p. (In Russ.)

7. Ezhegodnaja press-konferencija Prezidenta Rossii Vladimira Putina 17 dekabrja 2020 goda [Russian President Vladimir Putin's annual press conference on December 17, 2020]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/64671 (accessed: 28.12.2020). (In Russ.)

8. Ermolayev A.P. O shkole [On School]. TATLINMONO, 2012, No. 2 (29/109), pp. 10-11. (In Russ., abstract in Eng.)

Салтыкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна и медиатехно-логий в искусстве, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, sgm100@mail.ru Galina M. Saltykova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Design and Media Technologies, Art Department, Arts and Crafts Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, sgm100@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2021. Принята к публикации 30.01.2021 The paper was submitted 16.01.2021. Accepted for publication 30.01.2021

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.