Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / образовательный процесс / преподавание английского языка / самостоятельная работа обучающихся / формы работы / «перевернутый класс» / цифровая среда / интернет-ресурс / methods / educational process / teaching of English / independent study of students / forms of work / flipped classroom / digital environment / Internet-resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Ахметшина

Цифровая среда является важным составляющим компонентом обучения английскому языку в вузе. «Перевёрнутый» класс – это педагогический подход, который фактически означает, что действия, которые традиционно проводились в учебной аудитории, теперь осуществляются вне аудитории и наоборот. «Перевернутый» класс делает учащихся более активными участниками образовательного процесса по сравнению с традиционными моделями обучения. В статье описываются приемы и методы использования ряда ресурсов для развития и совершенствования навыков владения английским языком обучающимися вуза. Рассматриваются различные типы информационно-коммуникационных технологий – для использования на занятии с преподавателем и для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время. Делается вывод о том, что тщательное рассмотрение ограничений и требований, приведенных в литературе, может помочь создать эффективное обучение по данной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF PRACTICAL USING THE FLIPPED CLASSROOM IN ENGLISH LESSONS

Digital environment is an important component part of teaching English in an institution of higher education. A flipped classroom makes students more active participants in the educational process compared to traditional learning models. The article describes methods and ways of use in mastering of the students their English skills. The aim of the paper is to summarize experience of digital technologies use in English classes. Recommendations for practical application are discussed and it is concluded that a careful review of the limitations and requirements given in the literature can help create effective training on this methodology. There are scrutinized different types of information and communication technologies: the ones using by the teacher in class and the technologies using by the students in their out-of-class study. The article concludes that modern information and communication technologies are required and global means both in teaching English and in studying it independently. The contribution of the learning model in the flipped classroom to changes in the role of students and teachers is discussed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

должны быть выполнены при создании ДКПО по конкретному учебному предмету.

Результаты эмпирической оценки дидактической эффективности комплекса, разработанного на основе концепции, могут быть получены при проведении педагогического эксперимента, в ходе проведения опытной работы, мониторинга. Так, после создания ДКПО «Физика - 7-9» автором статьи был проведён педагогический эксперимент и осуществлена опытно-инновационная работа, подтвердившие высокие дидактические качества созданного комплекса [11].

Как подчёркивал академик РАО А.М. Новиков, всякая вновь созданная теоретическая конструкция, в том числе и в области дидактики, должна удовлетворять определённым критериям: предметности, полноты, непротиворечивости, интерпретируемости, проверяемости, достоверности [12, с. 140-142]. Углублённый всесторонний анализ концепции ДКПО, положительные оценки ряда учё-ных-дидактов России, Казахстана, Киргизии подтвердили сделанный нами вывод о том, что разработанная концепция ДКПО удовлетворяет перечисленным выше критериям. Это позволяет рекомендовать её к практическому применению при моделировании, проектировании, конструировании проблемно ориентированных систем средств обучения для естественно-научных предметов основной и средней школы.

Библиографический список

1. Муршед М., Чийоке Ч., Барбер М. Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться. Перевод с английского Н. Микшиной. Вопросы образования. 2011; № 1: 7-26.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г № 287, с изменениями, внесёнными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г № 568, от 8 ноября 2022 г № 955. Available at: https://siavschool.gosuslugi.ru/netcat_files/user^iles/Obr_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_ red._ot_08.pdf

3. Коханов К.А., Сауров Ю.А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления. Киров: Издательство ЦДООШ, 2013.

4. ЛеонтьевА.А. Педагогика здравогосмысла. Москва:НПФ«Смысл»,2016.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. Москва: Логос, 2012.

6. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). Москва: АО «Столетие», 1994.

7. МатюшкинА.М. Психологиямышления.Мышлениекакразрешениепроблемныхситуаций. Москва:КДУ, 2009.

8. Андрюшечкин С.М. Дидактический комплекс проблемного обучения: теория, модель, практическая реализация. Москва: Баласс, 2018.

9. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монографиям 3 кн. Лингво-педагогические категории проблемного обучения. Под редакцией Е.В. Ковалевской. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2010; Кн. 1.

10. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. Москва: Питер, 2008.

11. Андрюшечкин С.М. Исследование эффективности применения эмпирического метода «опытно-инновационная работа». Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021; Т. 15, № 2: 131-137.

12. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Москва: Либриком, 2009.

References

1. Murshed M., Chijoke Ch., Barber M. Kak iuchshie sistemy shkoi'nogo obrazovaniya prodoizhayut sovershenstvovat'sya. Perevod s angiijskogo N. Mikshinoj. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 1: 7-26.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 287, s izmeneniyami, vnesennymi prikazami Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 18 iyuiya 2022 g. № 568, ot 8 noyabrya 2022 g. № 955. Available at: https://siavschooi.gosusiugi.ru/netcat_fiies/userfiies/0br_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_ red._ot_08.pdf

3. Kohanov K.A., Saurov Yu.A. Problema zadaniya i formirovaniya sovremennojkul'tury fizicheskogo myshleniya. Kirov: Izdatei'stvo CDOOSh, 2013.

4. Leont'ev A.A. Pedagogika zdravogo smysla. Moskva: NPF «Smysl», 2016.

5. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. Moskva: Logos, 2012.

6. Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie i obuchenie (Psihologicheskie osnovy razvivayuschego obucheniya). Moskva: AO «Stoletie», 1994.

7. Matyushkin A.M. Psihologiya myshleniya. Myshlenie kakrazreshenieproblemnyh situacij. Moskva: KDU, 2009.

8. Andryushechkin S.M. Didakticheskijkompleksproblemnogo obucheniya: teoriya, model', prakticheskaya realizaciya. Moskva: Baiass, 2018.

9. Probiemnoe obuchenie: proshloe, nastoyaschee, buduschee: koiiektivnaya monografiya:v 3 kn. Lingvo-pedagogicheskie kategorii problemnogo obucheniya. Pod redakciej E.V. Kovaievskoj. Nizhnevartovsk: Izdatei'stvo Nizhnevartovskogo gumanitarnogo universiteta, 2010; Kn. 1.

10. Gei'fman 'E.G., Hoiodnaya M.A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchaschihsya. Moskva: Piter, 2008.

11. Andryushechkin S.M. Issiedovanie 'effektivnosti primeneniya 'empiricheskogo metoda «opytno-innovacionnaya rabota». Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2021; T. 15, № 2: 131-137.

12. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: Librikom, 2009.

Статья поступила в редакцию 13.02.24

УДК 803.0:801.316

Akhmetshina Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: julianaped@mail.ru

THE METHODOLOGY OF PRACTICAL USING THE FLIPPED CLASSROOM IN ENGLISH LESSONS. Digital environment is an important component part of teaching English in an institution of higher education. A flipped classroom makes students more active participants in the educational process compared to traditional learning models. The article describes methods and ways of use in mastering of the students their English skills. The aim of the paper is to summarize experience of digital technologies use in English classes. Recommendations for practical application are discussed and it is concluded that a careful review of the limitations and requirements given in the literature can help create effective training on this methodology. There are scrutinized different types of information and communication technologies: the ones using by the teacher in class and the technologies using by the students in their out-of-class study. The article concludes that modern information and communication technologies are required and global means both in teaching English and in studying it independently. The contribution of the learning model in the flipped classroom to changes in the role of students and teachers is discussed.

Key words: methods, educational process, teaching of English, independent study of students, forms of work, flipped classroom, digital environment, Internet-resource

Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц., Высшая школа лингводидактики, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск,

E-mail: julianaped@mail.ru

Рис. 3. Основные следствия концепции ДКПО

МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Цифровая среда является важным составляющим компонентом обучения английскому языку в вузе. «Перевёрнутый» класс - это педагогический подход, который фактически означает, что действия, которые традиционно проводились в учебной аудитории, теперь осуществляются вне аудитории и наоборот «Перевернутый» класс делает учащихся более активными участниками образовательного процесса по сравнению с традиционными моделями обучения. В статье описываются приемы и методы использования ряда ресурсов для развития и совершенствования навыков владения английским языком обучающимися вуза. Рассматриваются различные типы информационно-коммуникационных технологий - для использования на занятии с преподавателем и для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время. Делается вывод о том, что тщательное рассмотрение ограничений и требований, приведенных в литературе, может помочь создать эффективное обучение по данной методике.

Ключевые слова: методика, образовательный процесс, преподавание английского языка, самостоятельная работа обучающихся, формы работы, «перевернутый класс», цифровая среда, интернет-ресурс

Современное общество - это открытое общество, где английский язык используется повсеместно. В настоящее время вопрос о наиболее актуальной модели образования в изучении иностранных языков стоит довольно остро. Ведь в связи с исчерпывающим количеством информации появляется все больше и больше средств обучения и методов освоения иностранного языка как в образовательном учреждении, так и самостоятельно. Целью исследования является раскрытие новых возможностей для оптимизации учебного процесса, особенно в контексте обучения иностранным языкам. Актуальность данной статьи определяется не только популярностью и повсеместным обсуждением концепции «перевернутого класса» в образовательной среде и возможностями её эффективного использования на практике. Достижение цели сопровождалось потребностью реализовать задачи в связи с изучением особенностей образовательных онлайн-платформ - веб-пространства для размещения материалов занятия с личными кабинетами для преподавателя и целевой аудитории. Практическая значимость данной статьи заключается в представлении различных подходов и методик применения концепции «перевернутого класса» в обучении иностранным языкам. Научная новизна данной статьи определяется её способностью представить взгляд на применение цифровых технологий в образовательном процессе в контексте изучения иностранных языков. Анализ литературы, результаты исследований и педагогический опыт на эту тему становятся основой для формирования целостного представления о современных тенденциях и инновационных методиках в образовании.

В современном мире в результате стремительного развития информационных и образовательных технологий наблюдаются новые тенденции в разработке более эффективных процедур обучения. Становление новых учебных сред, предоставляющих учащимся возможности для обучения через Интернет и ресурсы, стало возможным благодаря быстрому развитию цифровых технологий и их интеграции в образовательный процесс. Это, в свою очередь, способствовало быстрому распространению интерактивных технологий в высшем образовании, что привело к инновационным подходам к совместному обучению, поиску и исследовательской деятельности в онлайновых сетевых учебных средах.

Этот прорыв в альтернативных подходах к обучению, ориентированному на учителя, в высшем образовании произошел в условиях, вызванных пандемией СШЮ-19, которая привела к прекращению очных занятий и началу внедрения цифровых технологий в учебный процесс. Этот кризис выявил необходимость «активизации возможностей виртуального обучения, создавая новые вызовы и возможности для преподавателей и студентов» [1, с. 387]. И не только в университетах и школах цифровые технологии активно используются в образовании. Преподаватели иностранных языков также широко и эффективно применяют образовательные приложения для улучшения процесса обучения. Если ранее для обучения языку были доступны только лингафонные кабинеты, то сегодня их успешно заменяют мультимедийные мероприятия. Это позволяет создать среду обучения, ориентированную на учащихся и основанную на общении, что способствует переходу к новой модели обучения, фокусирующейся на обучающемся.

Такой подход к обучению, при котором технологии используются для изменения традиционной роли аудиторного времени, известен как «перевернутый класс». Вместо отвлеченных бесед с преподавателем во время занятия этот метод объединяет обучение с заданиями перед занятиями и углубляет процесс обучения в аудитории. Таким образом, цифровые технологии не только меняют сами процессы обучения, но и переосмысливают роль учителя и обучающегося в учебной среде.

Согласно Бергманну и Сэмсу, метод «перевернутого класса» был предложен учителями смежных дисциплин, где педагогическим составом было принято решение записывать свои лекции в виде слайд-шоу с использованием программного обеспечения для захвата экрана вместо того, чтобы записывать самих себя во время лекции. Они начали представлять свою модель обучения в различных регионах за рубежом. Основными преимуществами «перевернутого урока» выступают персонализация учебного пространства, самостоятельная познавательная деятельность, использование технологических инструментов в образовании, решение проблем путем создания собственных идей под названием работы: «Переверни свой класс: каждый день обращайся к каждому ученику в каждом классе» [2 с. 147]. Важную роль играет функциональный аспект языковой системы, например: стратегии понимания (что, сколько и с какой целью нужно понять?); речевые намерения (оценка речевой ситуации и выбор языковых

средств); виды текстов (какие виды текстов готовить к занятиям?); неязыковые средства (жесты, мимика, ударение и интонация как «несущие значение» дополнительные факторы).

Прагматически планировать - это значит признавать, что занятия в лучшем случае могут подготовить студента к речевому высказыванию, поэтому важны все коммуникативные намерения, возникающие на занятиях. Обучение иностранным языкам даже при условии языкового совершенства не может не признавать факта, что требуемая «коммуникативная компетенция» рассчитана на коммуникацию живых людей из различных культур. И поэтому понимать другого и делать так, чтобы понимали тебя, будет возможно только тогда, когда будет иметь место факт включения социокультурных элементов в структуру занятий. «Страноведение» и попытки преодоления предвзятых стереотипов опять стали темой дидактики. Эффект в обучении должен выражаться не только в количестве выученных слов и структур, но и в развитии личности. Преподавателю следует спросить себя, как «изучение иностранного языка может способствовать «приращению» жизненного опыта, который обучаемые привносят в процесс обучения» [3, с. 94]. В сравнении своей и чужой культур они узнают что-то важное для себя, то, что после окончания обучения будет значить для них больше, чем выученные наизусть слова и правила. Немаловажную роль играет изменение роли преподавателя: в меньшей степени он «передает знания», а, скорее, «помогает развиваться». Меняются и формы работы. Наиболее предпочтительной в личностно ориентированной парадигме является работа в парах и в малых группах.

Действие на основе существующих материалов даёт возможность осваивать новую информацию в индивидуальном темпе. В университете в Стамбуле было проведено исследование среди студентов-первокурсников, будущих педагогов. Они приняли участие в опросе, ответив на вопрос о том, какие преимущества они видят в использовании видео в обучении. Полученные результаты представляют ценную информацию о восприятии видео как образовательного инструмента в контексте подготовки карьеры педагогов.

Основываясь на комментариях участников, становится понятным, что «перевернутый класс» может способствовать персонализации с помощью видеолекций, которые позволяют смотреть или пересматривать уроки по мере необходимости. Что касается предварительной подготовки у учащихся, то она улучшает понимание содержания уроков. Также, согласно результатам опроса, «перевернутый класс» поощрял учащихся быть более активными. Когда лекции проводятся во внеклассное время, то оно посвящается дискуссиям, повышающим понимание. Создание «перевернутого класса» начинается с понимания взаимодействия, ориентированного на активное обучение, в котором они должны использовать словарный запас или грамматические правила, изученные ранее. Критериями эффективности будут являться принципы гуманизации и понятия «творчество», понимаемые как открытие чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного; умение видеть проблему; самостоятельного поиска ее решения; создание в процессе движения к цели нового продукта; развитие критического мышления (считать свое мнение не единственно значимым, а опосредованным другими мнениями и ориентациями); умение интерпретировать любую информацию на индивидуально-личностном уровне. Известно, что в основе познавательной направленности личности лежит система мотивов, которая порождается познавательной потребностью. Познавательная потребность - это субъективное отражение объективной потребности в знаниях. Одним из стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышения познавательной активности является интерес.

В литературе было представлено множество моделей «перевернутого класса», то есть не было создано ни одной общепринятой модели. Методология «перевернутого класса» способствует «активному обучению, перенося лекции и объяснения учителей в онлайн-пространство» [4, с. 32]. Используя ряд инструментов, педагоги могут создавать краткие грамматические видеоролики, поясняющие правила. Затем на занятиях учащиеся могут применить полученные знания из видео в практических упражнениях по английскому языку на примере темы «Прошедшее время. Увлечения и хобби» в 7 классе. Преподаватель выставляет собственный видеоматериал на платформах с теоретической составляющей: необходимая лексика по изучаемой теме, используемая в дальнейшем на уроке, грамматика в ознакомительной форме. Он может использовать такие сайты, как learningapps.org, wordwall.net, hippo video и другие. Обучающиеся самостоятельно в дистанционном формате знакомятся с темой и при необходимости задают

вопросы, выполняют задания на проверку. Затем на занятии происходит работа в группах на полную отработку изученного материала в самостоятельном формате под руководством педагога. Обучающимся предлагается разделиться на команды по нескольку человек над работой в рамках определённой темы для предоставления материала по составлению логической последовательности смысловых блоках. Например, дано пять лексических подблоков темы «Свободное время»: спорт, музыка, игры, прогулки, кино. Обучающиеся должны на базе изученного материала в творческой форме составить мини-презентацию своего блока, например, рассказать, каким спортом занимается каждый член команды или не занимается вовсе, почему ему нравится данный спорт и так далее.

Работа может быть представлена как в формате диалога/полилога, сценки или группового ответа по ролям, так и в виде презентации, если на уроке есть доступ к компьютерам у каждой мини-команды. Так происходит «отработка лексики (обучающиеся никогда не знают, какая тема попадется им на очном занятии), а также мощная работа над аспектом говорения» [5, с. 132]. Дополнительные онлайн-ресурсы могут сопровождать активность учащихся в классе. В данном примере студенты работали в небольших группах, вопросы, возникавшие у маленьких групп в процессе занятий, можно было собрать и затем обсудить онлайн. Преподаватель мог отвечать на вопросы студентов в подкасте, записанном при помощи программы Audacity, затем студенты могли прослушать подкаст в качестве домашнего задания после занятий.

На уроке нет места пассивному времяпрепровождению - все сводится исключительно к активной деятельности под руководством учителя. Информация закрепляется очень успешно. Обучающиеся обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Другие учащиеся докладывают о своей части задания. Основная задача решения данного подхода видится в освоении материала всех фрагментов через умелое прослушивание партнеров по команде и создание записи в конспектах. Дополнительные усилия со стороны педагога требуются для контроля. Члены групп заинтересованы, чтобы их коллеги ответственно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Стоит отметить, что в большинстве случаев «перевернутое» классное

Библиографический список

руководство применялось именно для преподавания английского языка как иностранного (65%). Данный показатель считается относительно приемлемым, поскольку преподавание английского как иностранного или второго языка является изучаемой сферой исследований во всем мире. Было также обнаружено, что исследования по «перевернутому» обучению в классе проводились также при преподавании испанского (10%), китайского (8%), французского (2%), итальянского (2%) и японского (2%) языков как иностранных. Это показывает, что если перевернутая модель действительно работает при преподавании английского языка как иностранного, это принесет непосредственную пользу всем изучающим любой язык по всему миру (Wang, An & Wright, 2017), поэтому в будущем должно быть проведено больше исследований относительно использования этой концепции при преподавании других языков

В заключение необходимо подчеркнуть, что метод «перевернутого класса» представляет собой один из путей повышения эффективности образовательного процесса как в очном, так и в дистанционном формате. В современных, постоянно меняющихся условиях, когда очное обучение может быть внезапно и на неопределенный период заменено дистанционным, педагогу важно иметь в своем распоряжении метод, который позволит сохранить непрерывность и логическую последовательность в обучении. С помощью данной технологии можно решать не только локальные проблемы, связанные с оптимизацией обучения иностранному языку в условиях развития самостоятельности студента, но и более глобальные образовательные проблемы - в первую очередь проблему интернационализации образования. Так как изучение языка в рамках образовательного учреждения оставляет за рамками вопросы языковой мобильности, универсальной пользы от получения знаний, живого использования речи в общении с представителями зарубежного пространства, использования живого общения и т. д., концепция «перевернутого класса» наиболее подходящая для решения данного вопроса. Ученики активно используют технологии в обучении, учитель остается лишь наставником и отсутствует пассивность учащихся. За счет активного изучения иностранного языка каждый ученик сам для себя понимает важность и необходимость его использования и применения в реальной жизни и доходит до своего комфортного уровня в изучении

1. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: учебник. Обнинск: Титул, 2010.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2007.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2010.

4. Токарева Н.Н. Конструктивные модели общения подростков в формате успешного моделирования личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013; № б: 30-35.

5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие. Москва: Филоматис, 200б. References

1. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii i sovremennost': uchebnik. Obninsk: Titul, 2010.

2. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnolcgii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2007.

3. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomuyazyku s ispol'zovaniem novyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tehnologij: uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: FENIKS, 2010.

4. Tokareva N.N. Konstruktivnye modeli obscheniya podrostkov v formate uspeshnogo modelirovaniya lichnosti. Istoricheskaya isociarno-obrazovaternaya mysl'. 2013; № б: 30-35.

5. Schukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam: Teoriya i praktika: uchebnoe posobie. Moskva: Filomatis, 200б.

Статья поступила в редакцию 28.02.24

УДК 371

Bganba A.S., senior teacher, Department of Pedagogy and Teaching Methodology Abkhaz State University (Sukhum, Republic of Abkhazia), E-mail: anettabganba@mail.ru

FEATURES OF COMMUNICATIVE COOPERATION OF STUDENTS WITH LEARNING DIFFICULTIES (IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ABKHAZIA). In conditions of educational institutions of the Republic of Abkhazia, the issues of students with learning difficulties attract attention due to the presence of a bilingual environment of educational practice. Heterogeneous groups at the initial level of education require study in order to judge scientific research works on this topic. A special place in life and educational activities today is given to the communicative cooperation of students among themselves and with adults. It is noted that a sufficient level of communicative cooperation contributes to the formation of the personality as a whole influence for its success, including educational success. The first study of the level of communicative cooperation in comparison of four groups of students, from theoretical and practical points of view, can serve as material for use in practice by primary school teachers and interested specialists, and act as one of the platforms the subsequent development and improvement of correctional pedagogical influence in educational settings Abkhazia.

Key words: communicative cooperation of students, Abkhazian and Russian languages, learning difficulties level of communicative development, schools of Abkhazia

А.С. Бганба, ст. преп., Абхазский государственный университет, г. Сухум, E-mail: anettabganba@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ (В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АБХАЗИИ)

В условиях образовательных учреждений Республики Абхазия вопросы учащихся с трудностями обучения привлекают внимание наличием билингваль-ной среды образовательной практики. Гетерогенные группы начального звена обучения требуют изучения в виду отсутствия научно-исследовательских работ по данной тематике. Особое место в жизни и учебной деятельности сегодня отводится коммуникативному сотрудничеству учащихся между собой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.