Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция дидактического комплекса проблемного обучения / основание концепции / ядро концепции / следствия концепции / conception of didactic complex of problem-based learning / basis of conception / core of conception / consequences of conception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.М. Андрюшечкин

Организация современного личностно ориентированного развивающего образовательного процесса на основе проблемного обучения требует решения задачи обеспечения учителя дидактическим инструментарием, соответствующим целям и задачам такого процесса обучения. В статье изложены результаты разработки на типологической, классификационной основе концепции дидактического комплекса проблемного обучения. В структуре концепции выделены основание концепции (научные факты, объект, исследуемый концепцией, факторы, оказывающие влияние на объект, основные понятия, которыми оперирует концепция); ядро концепции (основные положения, закономерности, область применения, механизм применения концепции); следствия концепции (понятия и предметы, объясняемые концепцией, понятия и предметы, прогнозируемые концепцией, результаты оценки комплекса, разработанного на основе концепции). Проведенное в дальнейшем моделирование дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы показало эффективность применения разработанной концепции в качестве теоретической базы работы по созданию проблемно ориентированного дидактического инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF A DIDACTIC COMPLEX AS A THEORETICAL BASIS FOR CREATING A SYSTEM OF LEARNING TOOLS

The organisation of modern personally oriented developmental educational process on the basis of problem-based learning requires solving a problem of providing the teacher with didactic tools that would correspond to the goals and objectives of such a learning process. The article presents the results of the development of the conception of didactic complex of problem-based learning on the typological, classification basis. In the structure of the conception, the following are highlighted: the basis of the conception (scientific facts, the object studied by the conception, factors influencing the object, the basic concepts that the conception operates on); the core of the conception (basic provisions, patterns, scope, mechanism of application of the conception); consequences of the conception (concepts and objects explained by the conception, concepts and objects predicted by the conception, results of evaluation of the complex developed on the basis of the conception). Further modelling of the didactic complex of problem-based learning for the basic school physics course showed the effectiveness of the developed conception as a theoretical basis for the work on the creation of problem-oriented didactic tools.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

7. Чутчева А.В. Развитие профессиональных компетенций: опыт применения инновационных образовательных технологий у студентов-журналистов. Преподаватель XXI век. 2019; № 3-1: 46-54.

8. Иус В.М. Повышение качества подготовки специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010; № 3 (179): 121-124.

9. Вдовиченко А.А. Имитационное моделирование в профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков. Humanitarian Balkan Research (Хуманитарни Балкански изследвания). 2020; № 4 (10). Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n/imitatsionnoe-modelirovanie-v-professionalno-orientirovannoy-vneuchebnoy-deyatelnosti-buduschih-pedagogov-matematikov

10. Алексеева Е.Н. Принципы методической подготовки будущего учителя математики к работе в условиях индивидуализации обучения. Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2022; № 4: 162-179.

11. Алексеева Е.Н. Об актуализации содержания методической подготовки будущего учителя математики в условиях индивидуализации образования. Ученые записки орловского государственного университета. 2023; № 1 (98): 168-172.

References

1. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.12.2010 N 1897. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.05.2012 N 413. Available at https://base.garant.ru/70188902/

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'j. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n. Available at: https://base.garant.ru/70535556/

4. Bystrova I.N. Imitacionnoe modelirovanie kak tehnologiya podgotovki specialistov tehnicheskogo profilya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2008.

5. Kadyrova G.T. Formirovanie 'ekonomiko-analiticheskoj kompetencii u studentov kolledzha sredstvami imitacionnogo modelirovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2016.

6. Antonova L.V., Grigor'eva T.N. Novye formy i metody prepodavaniya professional'no orientirovannogo nemeckogo yazyka. Razvitie obrazovaniya. 2019; № 1 (3): 66-68.

7. Chutcheva A.V. Razvitie professional'nyh kompetencij: opyt primeneniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij u studentov-zhurnalistov. Prepodavatel'XXI vek. 2019; № 3-1: 46-54.

8. lus V.M. Povyshenie kachestva podgotovki specialistov social'no-'ekonomicheskogo profilya sredstvami imitacionnogo modelirovaniya. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2010; № 3 (179): 121-124.

9. Vdovichenko A.A. Imitacionnoe modelirovanie v professional'no orientirovannoj vneuchebnoj deyatel'nosti buduschih pedagogov-matematikov. Humanitarian Balkan Research (Humanitarni Balkanski izsledvaniya). 2020; № 4 (10). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnoe-modelirovanie-v-professionalno-orientirovannoy-vneuchebnoy-deyatelnosti-buduschih-pedagogov-matematikov

10. Alekseeva E.N. Principy metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya matematiki k rabote v usloviyah individualizacii obucheniya. Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2022; № 4: 162-179.

11. Alekseeva E.N. Ob aktualizacii soderzhaniya metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya matematiki v usloviyah individualizacii obrazovaniya. Uchenye zapiski orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 1 (98): 168-172.

Статья поступила в редакцию 13.01.24

УДК 37.02

Andryushechkin S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), junior research associate, Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia), E-mail: asm57@mail.ru

THE CONCEPTION OF A DIDACTIC COMPLEX AS A THEORETICAL BASIS FOR CREATING A SYSTEM OF LEARNING TOOLS. The organisation of modern personally oriented developmental educational process on the basis of problem-based learning requires solving a problem of providing the teacher with didactic tools that would correspond to the goals and objectives of such a learning process. The article presents the results of the development of the conception of didactic complex of problem-based learning on the typological, classification basis. In the structure of the conception, the following are highlighted: the basis of the conception (scientific facts, the object studied by the conception, factors influencing the object, the basic concepts that the conception operates on); the core of the conception (basic provisions, patterns, scope, mechanism of application of the conception); consequences of the conception (concepts and objects explained by the conception, concepts and objects predicted by the conception, results of evaluation of the complex developed on the basis of the conception). Further modelling of the didactic complex of problem-based learning for the basic school physics course showed the effectiveness of the developed conception as a theoretical basis for the work on the creation of problem-oriented didactic tools.

Key words: conception of didactic complex of problem-based learning, basis of conception, core of conception, consequences of conception

С.М. Андрюшечкин, канд. пед. наук, мл. науч. сотр., Омская гуманитарная академия, г. Омск, E-mail: asm57@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Организация современного личностно ориентированного развивающего образовательного процесса на основе проблемного обучения требует решения задачи обеспечения учителя дидактическим инструментарием, соответствующим целям и задачам такого процесса обучения. В статье изложены результаты разработки на типологической, классификационной основе концепции дидактического комплекса проблемного обучения. В структуре концепции выделены основание концепции (научные факты, объект, исследуемый концепцией, факторы, оказывающие влияние на объект, основные понятия, которыми оперирует концепция); ядро концепции (основные положения, закономерности, область применения, механизм применения концепции); следствия концепции (понятия и предметы, объясняемые концепцией, понятия и предметы, прогнозируемые концепцией, результаты оценки комплекса, разработанного на основе концепции). Проведенное в дальнейшем моделирование дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы показало эффективность применения разработанной концепции в качестве теоретической базы работы по созданию проблемно ориентированного дидактического инструментария.

Ключевые слова: концепция дидактического комплекса проблемного обучения, основание концепции, ядро концепции, следствия концепции

В динамично изменяющемся современном мире не могут не происходить изменения фундаментальных институтов общества, в том числе и системы образования. Эти изменения самой структуры системы образования; перераспределение и наращивание ресурсов системы (финансовых, материальных, интеллектуальных); уточнение целей, задач и способа реализации образовательного процесса, в частности «пересмотр ... стандартов обучения» [1, с. 22]. В случае российской системы школьного образования процессы модернизации направлены на установление субъект-субъектного подхода в образовании, «обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося» [2].

Педагогическая практика показывает, что такое личностно ориентированное развивающее образование может быть успешно реализовано при проблемном обучении, которому отдаёт предпочтение значительная часть учителей: так,

например, более 50% учителей физики при проведении обобщающих уроков используют такие формы их проведения, как проблемное изложение или проблемная беседа [3, с. 225]. Это показывает актуальность исследования, направленного на определение оптимального пути создания проблемно ориентированного дидактического инструментария.

Целью такого исследования являлась разработка концепции дидактического комплекса как теоретического базиса создания системы дидактических средств проблемного обучения, а непосредственно объектом исследования - дидактический комплекс проблемного обучения для курса физики основной школы. В ходе такого исследования были решены следующие задачи: - разработана концепция дидактического комплекса проблемного обучения (ДКПО);

- создана модель ДКПО «Физика - 7-9»;

- разработан проект дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы;

- сконструированы все элементы комплекса;

- осуществлена эмпирическая проверка дидактической эффективности разработанной системы средств обучения.

Научная новизна исследования определяется в первую очередь установлением траектории создания средств обучения, предназначенных к применению в проблемном обучении: соответствующей концепции, модели ДКПО «Физика -7-9», конструировании элементов комплекса. Теоретическая значимость исследования заключается в построении концепции ДКПО, а практическая значимость проведённой работы - в непосредственной разработке всех элементов системы дидактических средств (общим числом более тридцати).

При проведении исследования использовались такие приёмы и методы, как

- анализ представленных в педагогической литературе теорий личностно ориентированного развивающего образования с целью выявления научных фактов и идей, составивших основание и ядро разработанной концепции;

- классификация принципов построения дидактического комплекса проблемного обучения;

- синтез целостной концепции ДКПО;

- моделирование комплекса «Физика - 7-9»;

- педагогический эксперимент

Различные аспекты личностно ориентированного развивающего образования изложены в трудах многих учёных:

- Е.В. Бондаревская методологической основой образования определила культурологический подход, процесс образования и воспитания учащихся должен, по её мнению, реализовываться в определённым образом организнванной среде;

- РН. Бунеевым разработана авторская концепция системы личностно ориентированного развивающего образования;

- A.A. Леонтьевым были предложены психолого-педагогические принципы современного образования, ориентированного на «формирование личности и деятельности» [4, с. 9];

- В.В. Сериковым особо отмечено, что «личность нельзя развить, можно только поддержать её усилия по саморазвитию» [5, с. 22];

- И.С. Якиманская указывала, что наполнение понятия «развивающее образование» требует существенной работы по дидактическому оснащению такого рода образовательного процесса.

Основное внимание при организации работы по созданию систем средств обучения необходимо уделять конструированию дидактических комплексов для учебных дисциплин основной школы, так как именно в этом временном интервале у учащихся активно формируется теоретическое мышление, развиваются базовые навыки и компетенции. При этом представляется бесспорным, что отправной точкой такой работы является определение той единой образовательной идеологии, в рамках которой будет осуществляться планируемый образовательный процесс (в нашем случае это личностно ориентированное развивающее образование), выбор основного метода обучения (в нашем случае это проблемное обучение) и установление тех дидактических позиций, с которых будет вестись моделирование системы средств обучения по определённой учебной дисциплине (курсу).

Реали зуя эту программу действий,мыразработали концепцию ДКПО. Как у всякого теоретического построения такого рода, в концепции ДКПО выделены ойноеание, ядроислеОсюияген

Элементы, составляющие основание концепции, указаны на рис. 1.

Рис. 1. Элементы, составляющие основание концепции ДКПО

Научные факты, входящие в основание концепции, таковы:

- развивающее обучение есть обучение, которое «должно вести к формированию всё более и более внутренне расчленённых и иерархически упорядоченных когнитивных структур» [6, с.186];

- активизация современного личностно ориентированного образовательного процессасффективно ооуществляется при пробоемномобучен и и, когда

высока когнитивнаяактивность учащихся,когда обеспечивается формирование универсальных учебных действий [7, с. 164-165];

-опвимтленая оогаяииацяопроблемнсго обучениотиеТувтиоздавит «ии-стемы дидактических средств, содержащей определённые элементы, обладающей структурой и иерархией» [8, с. 21].

ОТпевт,тсслт<Эуемынеоацелпвее, - эко компляасдодахтивеокчх с°адсов реализации проблемного обучения, который ориентирован на достижение целей пре^ваа, свотпетсаврющеготребочаниям Стандарта образования.

Среди факторов^казываюиоиволиониена оШьеат,авми в едемент:

- правовые основы системы образования (закон «Об образовании в Рос-сийскоCmeеяpотии»,H ооиантньинй поаекя«Оонаиопанца»,Стандажжоореиопо-ния);

- coваенeопцecдcтоенucзeoцпи иrlсн»тиккиpабuомнтrooСyчения, которое, по мнению Е.В. Ковалевской, свидетельствует о росте интереса к проблемному оШуаенею та еяаотно еавентоадтгогического сообщества [9, с. 115-127].

- совокупность психолого-дидактических требований к современной учебноенетcиaиааетлиаeпeинойшкeтиl,в соответствии с которыми учебник «должен быть проекцией уже не только научного знания, но и основных психоло-гическnxтеникиктeелтятиcпьнol"e p»звктикачящ ихся» [10, с. 71].

Основными понятиями, которыми оперирует концепция, являются:

- н»чпucанеттиептдpoвв»неe pахв»вcющoe oЯpaвoввнив;

- активизация образовательного процесса;

- проблемное обучение;

- рдяшчес

- педагогическая технология;

- дзкамияеоктя Я^иика^<^»о№^^т сср^рт личкостц;

- понятия философии, психологии, дидактики, учебного книгоиздания, от-тажающио оаглииныядтартнш исследуемоговопроса.

Элементы, вхедящие в ядро концепции, указаны на рис. 2.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОНЦЕПЦИИ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

->

НИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Рис. 2. Элементы, входящие в ядро концепции ДКПО

Основные положения концепции:

- идея системности дидактических средств практической реализации ероблемного обучения;

- идея технологичности процесса обучения;

- идея нравственного и умственного развития ученика средствами учебного предмета, вектор которого определяется Стандартом образования, устанавливающего требования к уровню личностных результатов, уровню метапредмет-ных результатов.

К закономерностям концепции отнесены ряд принципов и совокупности условий их реализации, через которые раскрывается смысловая нагрузка (значение, роль и место) каждой из идей, составляющих базис концепции. Классификация принципов всякий раз проводится по наиболее существенному признаку с безусловным соблюдением правила деления объёма понятия. В свою очередь, для каждого из принципов установлены условия их реализации.

Область применения концепции ограничена разработкой системы дидактических средств организации проблемного обучения в рамках личностно ориентированного развивающего образования.

Механизм применения концепции состоит в проведении педагогического моделирования при разработке ДКПО по конкретному учебному предмету.

Следствия концепции указаны на рис. 3.

Понятия и предметы, объясняемые концепцией, включают элементный состав, структуру и иерархические связи ДКПО. Элементами комплекса являются отдельные дидактические пособия. В роли структуроопределяющего элемента комплекса выступает учебная программа. Иерархичность комплекса выражается в системном характере его элементов, а непосредственно сам комплекс - это оаимевт си стемы личностно ориентированного развивающего образования.

Понятия и предметы, прогнозируемые концепцией, составляют требо-ванибострокоуре и е сбдержанию каждого из элементов комплекса, которые

ЯДРО КОНЦЕПЦИИДКПО

должны быть выполнены при создании ДКПО по конкретному учебному предмету.

Результаты эмпирической оценки дидактической эффективности комплекса, разработанного на основе концепции, могут быть получены при проведении педагогического эксперимента, в ходе проведения опытной работы, мониторинга. Так, после создания ДКПО «Физика - 7-9» автором статьи был проведён педагогический эксперимент и осуществлена опытно-инновационная работа, подтвердившие высокие дидактические качества созданного комплекса [11].

Как подчёркивал академик РАО А.М. Новиков, всякая вновь созданная теоретическая конструкция, в том числе и в области дидактики, должна удовлетворять определённым критериям: предметности, полноты, непротиворечивости, интерпретируемости, проверяемости, достоверности [12, с. 140-142]. Углублённый всесторонний анализ концепции ДКПО, положительные оценки ряда учё-ных-дидактов России, Казахстана, Киргизии подтвердили сделанный нами вывод о том, что разработанная концепция ДКПО удовлетворяет перечисленным выше критериям. Это позволяет рекомендовать её к практическому применению при моделировании, проектировании, конструировании проблемно ориентированных систем средств обучения для естественно-научных предметов основной и средней школы.

Библиографический список

1. Муршед М., Чийоке Ч., Барбер М. Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться. Перевод с английского Н. Микшиной. Вопросы образования. 2011; № 1: 7-26.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287, с изменениями, внесёнными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568, от 8 ноября 2022 г № 955. Available at: https://slavschool.gosuslugi.ru/netcat_files/user^¡les/Obr_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_ red._ot_08.pdf

3. Коханов К.А., Сауров Ю.А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления. Киров: Издательство ЦДООШ, 2013.

4. ЛеонтьевА.А. Педагогика здравогосмысла. Москва:НПФ«Смысл»,2016.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. Москва: Логос, 2012.

6. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). Москва: АО «Столетие», 1994.

7. МатюшкинА.М. Психологиямышления.Мышлениекакразрешениепроблемныхситуаций. Москва:КДУ, 2009.

8. Андрюшечкин С.М. Дидактический комплекс проблемного обучения: теория, модель, практическая реализация. Москва: Баласс, 2018.

9. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монографиям 3 кн. Лингво-педагогические категории проблемного обучения. Под редакцией Е.В. Ковалевской. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2010; Кн. 1.

10. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. Москва: Питер, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Андрюшечкин С.М. Исследование эффективности применения эмпирического метода «опытно-инновационная работа». Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021; Т. 15, № 2: 131-137.

12. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Москва: Либриком, 2009.

References

1. Murshed M., Chijoke Ch., Barber M. Kak luchshie sistemy shkol'nogo obrazovaniya prodolzhayut sovershenstvovat'sya. Perevod s anglijskogo N. Mikshinoj. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 1: 7-26.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 287, s izmeneniyami, vnesennymi prikazami Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 18 iyulya 2022 g. № 568, ot 8 noyabrya 2022 g. № 955. Available at: https://slavschool.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/0br_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_ red._ot_08.pdf

3. Kohanov K.A., Saurov Yu.A. Problema zadaniya i formirovaniya sovremennojkul'tury fizicheskogo myshleniya. Kirov: Izdatel'stvo CDOOSh, 2013.

4. Leont'ev A.A. Pedagogika zdravogo smysla. Moskva: NPF «Smysl», 2016.

5. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. Moskva: Logos, 2012.

6. Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie i obuchenie (Psihologicheskie osnovy razvivayuschego obucheniya). Moskva: AO «Stoletie», 1994.

7. Matyushkin A.M. Psihologiya myshleniya. Myshlenie kakrazreshenieproblemnyh situacij. Moskva: KDU, 2009.

8. Andryushechkin S.M. Didakticheskijkompleksproblemnogo obucheniya: teoriya, model', prakticheskaya realizaciya. Moskva: Balass, 2018.

9. Problemnoe obuchenie: proshloe, nastoyaschee, buduschee: kollektivnaya monografiya:v 3 kn. Lingvo-pedagogicheskie kategorii problemnogo obucheniya. Pod redakciej E.V. Kovalevskoj. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gumanitarnogo universiteta, 2010; Kn. 1.

10. Gel'fman 'E.G., Holodnaya M.A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchaschihsya. Moskva: Piter, 2008.

11. Andryushechkin S.M. Issledovanie 'effektivnosti primeneniya 'empiricheskogo metoda «opytno-innovacionnaya rabota». Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2021; T. 15, № 2: 131-137.

12. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: Librikom, 2009.

Статья поступила в редакцию 13.02.24

УДК 803.0:801.316

Akhmetshina Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: julianaped@mail.ru

THE METHODOLOGY OF PRACTICAL USING THE FLIPPED CLASSROOM IN ENGLISH LESSONS. Digital environment is an important component part of teaching English in an institution of higher education. A flipped classroom makes students more active participants in the educational process compared to traditional learning models. The article describes methods and ways of use in mastering of the students their English skills. The aim of the paper is to summarize experience of digital technologies use in English classes. Recommendations for practical application are discussed and it is concluded that a careful review of the limitations and requirements given in the literature can help create effective training on this methodology. There are scrutinized different types of information and communication technologies: the ones using by the teacher in class and the technologies using by the students in their out-of-class study. The article concludes that modern information and communication technologies are required and global means both in teaching English and in studying it independently. The contribution of the learning model in the flipped classroom to changes in the role of students and teachers is discussed.

Key words: methods, educational process, teaching of English, independent study of students, forms of work, flipped classroom, digital environment, Internet-resource

Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц., Высшая школа лингводидактики, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск,

E-mail: julianaped@mail.ru

Рис. 3. Основные следствия концепции ДКПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.