Научная статья на тему 'Идея технологичности как основа концепции дидактического комплекса'

Идея технологичности как основа концепции дидактического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / DIDACTIC SYSTEM / PROBLEM-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшечкин Сергей Михайлович

Предложено реализовать дидактический комплекс проблемного обучения на основе трёх основных идей: идеи системности и открытости образования, идеи технологичности обучения, идеи нравственного и умственного развития ученика средствами учебного предмета. В статье излагаются принципы реализации идеи технологичности обучения: принцип педагогического проектирования результатов образовательного процесса и планирования деятельности учителя; принцип реализации личностно ориентированного образовательного процесса; принцип диагностики и контроля результатов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF MANUFACTURABILITY AS A BASIS OF DIDACTIC SYSTEM CONCEPT

It is proposed to implement a didactic complex of problematic learning on the basis of three basic ideas: the idea of a systemic and open education, the idea of technological learning, the idea of the moral and intellectual development of the student through the means of the academic subject. The article outlines the principles of implementing the idea of technological learning: the principle of pedagogical design of the results of the educational process and the planning of the activities of the teacher; the principle of realization of a person-oriented educational process; the principle of diagnosis and control of the results of the educational process.

Текст научной работы на тему «Идея технологичности как основа концепции дидактического комплекса»

УДК 371

ИДЕЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

С.М. Андрюшечкин

Аннотация. Предложено реализовать дидактический комплекс проблемного обучения на основе трёх основных идей: идеи системности и открытости образования, идеи технологичности обучения, идеи нравственного и умственного развития ученика средствами учебного предмета. В статье излагаются принципы реализации идеи технологичности обучения: принцип педагогического проектирования результатов образовательного процесса и планирования деятельности учителя; принцип реализации личностно ориентированного образовательного процесса; принцип диагностики и контроля результатов образовательного процесса.

Ключевые слова: проблемное обучение, педагогическая технология, дидактический комплекс.

IDEA OF MANUFACTURABILITY AS A BASIS

OF DIDACTIC SYSTEM CONCEPT

S. Andryushechkin

Abstract. It is proposed to implement a didactic complex of problematic learning on the basis of three basic ideas: the idea of a systemic and open education, the idea of technological learning, the idea of the moral and intellectual development of the student through the means of the academic subject. The article outlines the principles of implementing the idea of technological learning: the principle of pedagogical design of the results of the educational process and the planning of the activities of the teacher; the principle of realization of a person-oriented educational process; the principle of diagnosis and control of the results of the educational process.

Keywords: pedagogical technology, didactic system, problem-based learning

Анализ психолого-дидактических аспектов проблемного обучения показывает широкие возможности его использования для организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочной работе [3]. Именно такого рода деятельность, направленная на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, обеспечивает выполнение требований Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования [11].

Применение проблемного обучения приводят учителя к необходимости коренным образом изменить содержание, метод и стиль его педагогической деятельности. Возникающие при этом затруднения могут быть преодолены созданием дидактического комплекса по предмету, т.е. структурно упорядоченного множества взаимосвязанных элементов - средств обучения, выполняющих определённую роль в образовательном процессе и направленных на достижение поставленной цели. Это делает актуальным задачу рассмотрения теоретической концепции дидактического комплекса проблемного обучения (ДКПО), что позволит на его основе вывести метод проблемного обучения на уровень педагогической технологии.

Примем в качестве рабочего следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология - оптимальная

организация совместной деятельности учителя и учащегося по достижению заранее спроектированных целей педагогического процесса, реализуемого на основе определённой дидактической системы» [2, с.78].

По мнению автора статьи, дидактический комплекс следует реализовать на основе трёх основных идей: системности и открытости образования, технологичности обучения, нравственного и умственного развития ученика средствами учебного предмета.

Анализ идеи технологичности привёл к формулировке следующей гипотезы: если идея технологичности обучения составит основу концепции дидактического комплекса проблемного обучения, то основанием классификации принципов технологичности обучения должны быть сферы профессиональной деятельности учителя. В этом случае можно выделить следующие принципы технологичности обучения:

- принцип педагогического проектирования результатов образовательного процесса и планирования деятельности учителя;

- принцип реализации личностно ориентированного образовательного процесса;

- принцип диагностики и контроля результатов образовательного процесса.

Укажем условия, при которых выполняются данные принципы:

1. Принцип педагогического проектирования результатов образовательного процесса и планирования деятельности учителя реализуется при выполнении следующих условий:

- разработка поурочного планирования, которое позволяло бы достигнуть личностные, метапредметные и предметные результаты, запланированные программой учебного предмета. Поурочное планирование выполняется с указанием основных видов деятельности учащихся и планируемых результатов; здесь же конкретизируется объём домашнего задания. В поурочном планировании необходимо использовать укрупнение дидактических единиц: в изучаемом разделе выделяют отдельные учебные модули, рассмотрение которых завершается контролем знаний учащихся;

- разработка плана внеурочной деятельности по предмету, который согласован с общим планом учреждения образования. «Для осознания учеником любого содержания (явления, понятия, закона) недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия, Необходимо, чтобы это содержание стало целью действий школьника, а это, как раз, и является одной из задач внеклассной работы» [8, с.18]. Во внеурочной деятельности по предмету можно выделить несколько направлений: во-первых, развитие интереса к предмету, личностных качеств ученика; во-вторых, развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД) учащегося для достижения им высоких предметных результатов олимпиадного плана; в-третьих, учителю необходимо планировать работу со слабоуспевающими учащимися;

- разработка и последующая реализация плана развития и совершенствования предметного кабинета. Учитель в первую очередь должен исходить из основной цели своей деятельности - реализации деятельностного подхода. Применительно к преподаванию физики «суть использования учебно-технических средств кабинета физики ... состоит в том, что с их помощью организуется деятельность самих учащихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний» [10, с.23].

2. Принцип реализации личностно ориентированного образовательного процесса. Личностно ориентированное развивающее образования - это «система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребёнка» [4, с.1]. Принцип реализации такого образовательного процесса требует выполнения следующих условий:

- проведение работы по изучению познавательных способностей учащихся. Особый интерес для учителя представляет диагностика уровня развития интеллекта. «Во-первых, интеллект описывается как способность пользоваться абстрактными понятиями и иметь дело с абстрактными отношениями. Во-вторых, интеллект представляется в виде способности адаптироваться к новым ситуациям или учиться на собственном опыте, что фактически объединяет интеллект и способность к научению» [1, с.484]. В.Н. Дружинин отмечает что «для определения профиля обучения и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трёх типов интеллекта: вербального, математического и пространственного» [5, с.262]. В частности, успешность обучения физике определяется уровнем пространственного и формального (числового) интеллекта: способностью оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности и способностью к интеллектуальной деятельности в математике. В рамках рассматриваемых задач для диагностики структуры интеллекта может быть использован тест Р. Амтхауэра [5, с.276-281];

- разработка примерных сценариев уроков развивающего обучения. При разработке сценария урока учитель определяет, какие линии развития учеников будут реализованы на уроке, формирование каких личностных и метапредметных УУД будет осуществляться на уроке, отражает последовательность этапов уроков и содержание деятельности учеников. Заметим, что словосочетание «сценарий урока» вместо привычного «поурочный план» употреблено не случайно. План - это «заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ» [9, с.448]. Действуя по плану, исполнитель реализует «систему мероприятий». В случае же сценария мы имеем подробное описание действия, на основе которого осуществляется творческая деятельность учителя по созданию урока;

- создание дидактического обеспечения дополнительных занятий повышенного уровня. Занятия должны быть обеспечены пособием, при разработке которого следует придерживаться следующих положений: содержание пособия должно быть согласовано с программой основного курса, углубляя и дополняя его; предлагаемые задания должны носить, как правило, проблемный творческий характер и быть доступны ученикам; большая часть времени

факультативных занятий должна отводиться на практическую работу учащихся.

3. Принцип диагностики и контроля результатов образовательного процесса реализуется при выполнении следующих условий:

- разработка дидактических материалов для осуществления поэлементного анализа знаний. Подобный анализ наиболее удобно проводить по результатам выполнения учениками теста, задания которого охватывают основные вопросы определённого раздела учебной программы. Как отмечал О.Ф. Кабардин, «Основной довод в пользу применения тестов в основной школе - необходимость объективной оценки уровня подготовки учащегося в объёме требований образовательного стандарта» [7, с.99]. Предложение о применении тестовой формы диагностики знаний учащихся относится только к проверке уровня достижения ими требований образовательного стандарта. В противном случае использование исключительно тестовой формы контроля приучает учеников ориентироваться только в стандартных ситуациях;

- создание системы текущего и тематического контроля. В ряде работ по частной дидактике встречаются предложения осуществлять мониторинг учебной деятельности школьников, понимая под этим «систему целеполагающих, контролирующих и

диагностирующих мероприятий, направленных на установление фактов достижения учащихся в процессе формирования познавательных умений, оценку и прогнозирование дальнейших путей их развития» [6, с.59]. Как видим, новая педагогическая терминология наполнена прежним дидактическим содержанием, что приводит нас к выводу о необходимости остаться в привычном понятийном поле. В случае разработки ДКПО по физике система контроля включает следующие элементы - дидактические пособия: сборник самостоятельных работ, комплект тематических тестов, комплект дидактических материалов для проведения тематических зачётов в устной форме, разноуровневый сборник контрольных работ;

- включение в систему работы коррекционных занятий. Необходимость проведения коррекционных занятий следует учесть, введя в поурочное планирование в качестве завершающего урока по каждому учебному разделу урок коррекции знаний.

Опираясь на изложенные выше принципы, автор разработал дидактический комплекс проблемного обучения «Физика - 7 - 9». Данный комплекс является одним из элементов Образовательной системы «Школа 2100», он используется в работе учителями школ ряда регионов России и получил их одобрение.

Литература:

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази; пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с. (Серия «Кафедра психологии»).

2. Андрюшечкин С.М Учебно-методический комплект «Физика - 7 - 8» как средство организации проблемного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Андрюшечкин Сергей Михайлович. - Алматы, 2000. - 123 с.

3. Андрюшечкин С.М. Технология проблемного обучения в средней школе (на материале курса физики 7 -8 классов) / С.М. Андрюшечкин. - Петропавловск. - 2008. - 88 с.

4. Бунеев Р.Н. Личностно ориентированное образование / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 2. - С. 1-2.

5. Дружинин В.П. Психология общих способностей / В.П. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

Андрюшечкин Сергей Михайлович asm57@mail.ru

6. Журавлёва Н.С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Журавлева Надежда Степановна. - Ишим, 2005. - 174 с.

7. Кабардин О.Ф. Физика. Книга для учителя. 7 класс / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение, 2009. - 127 с.

8. Ковалёва С.Г. Внеклассная работа по физике как средство обучения учащихся умению применять знания: дис ... канд. пед наук: 13.00.02 / Ковалева Светлана Геннадьевна - СПб, 2004. - 175 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.

10. Смирнов А.В. Современный кабинет физики / А.В. Смирнов. - М.: 5 за знания, 2006. - 304 с. (Классному руководителю).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/768/72768/50521

Сведения об авторе:

(г. Омск, Россия), кандидат педагогических наук, e-mail: Data about author:

S. Andryushechkin (Omsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, e-mail: asm57@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.