Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДУЛЯ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДУЛЯ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактический комплекс проблемного обучения / моделирование / проектирование / конструирование модуля базовой информации дидактического комплекса / didactic complex of problem-based learning / modeling / design / construction of module of basic information of a didactic complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.М. Андрюшечкин

Современные стандарты отечественного образования ориентируют школу на реализацию субъект-субъектного подхода в учебном процессе. Это может быть сделано в рамках личностно ориентированного развивающего образования на основе проблемного обучения. Учитель сможет успешно применить проблемное обучение, если он будет располагать соответствующей системой дидактических средств по предмету. Теоретической основой разработки такой системы средств обучения служит концепция дидактического комплекса проблемного обучения. Общая концепция позволяет разработать модель комплекса по определённому учебному предмету, которой определена структура и элементный состав комплекса. Результатом последующей процедуры педагогического планирования является установление методических требований ко всем дидактическим пособиям – элементам комплекса. В статье рассматривается результат успешного конструирования элементов модуля базовой информации (учебников и сборников многовариантных задач) дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE MODULE OF BASIC INFORMATION OF THE DIDACTIC COMPLEX OF PROBLEM-BASED LEARNING

Modern standards of Russian education orient schools towards the implementation of a subject-subject approach in the educational process. This can be done within the framework of personality-oriented developmental education based on problem-based learning. A teacher will be able to successfully apply problem-based learning if he has an appropriate system of didactic tools in the subject. The theoretical basis for the development of such a system of teaching aids is the concept of a didactic complex of problem-based learning. The general concept makes it possible to develop a model of a complex for a specific academic subject, which determines the structure and elemental composition of the complex. The result of the subsequent pedagogical planning procedure is the establishment of methodological requirements for all didactic aids – elements of the complex. The article discusses the result of the successful design of elements of a basic information module (textbooks and collections of multivariate problems) of a didactic complex of problem-based learning for a primary school physics course.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДУЛЯ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 372

Andryushechkin S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), junior research associate, Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia), E-mail: asm57@mail.ru

CONSTRUCTION OF THE MODULE OF BASIC INFORMATION OF THE DIDACTIC COMPLEX OF PROBLEM-BASED LEARNING. Modern standards of Russian education orient schools towards the implementation of a subject-subject approach in the educational process. This can be done within the framework of personality-oriented developmental education based on problem-based learning. A teacher will be able to successfully apply problem-based learning if he has an appropriate system of didactic tools in the subject. The theoretical basis for the development of such a system of teaching aids is the concept of a didactic complex of problem-based learning. The general concept makes it possible to develop a model of a complex for a specific academic subject, which determines the structure and elemental composition of the complex. The result of the subsequent pedagogical planning procedure is the establishment of methodological requirements for all didactic aids - elements of the complex. The article discusses the result of the successful design of elements of a basic information module (textbooks and collections of multivariate problems) of a didactic complex of problem-based learning for a primary school physics course.

Key words: didactic complex of problem-based learning, modeling, design, construction of module of basic information of a didactic complex

С.М. Андрюшечкин, канд. пед. наук, мл. науч. сотр., Омская гуманитарная академия, г. Омск, E-mail: asm57@mail.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДУЛЯ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Современные стандарты отечественного образования ориентируют школу на реализацию субъект-субъектного подхода в учебном процессе. Это может быть сделано в рамках личностно ориентированного развивающего образования на основе проблемного обучения. Учитель сможет успешно применить проблемное обучение, если он будет располагать соответствующей системой дидактических средств по предмету Теоретической основой разработки такой системы средств обучения служит концепция дидактического комплекса проблемного обучения. Общая концепция позволяет разработать модель комплекса по определённому учебному предмету, которой определена структура и элементный состав комплекса. Результатом последующей процедуры педагогического планирования является установление методических требований ко всем дидактическим пособиям - элементам комплекса. В статье рассматривается результат успешного конструирования элементов модуля базовой информации (учебников и сборников многовариантных задач) дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы.

Ключевые слова: дидактический комплекс проблемного обучения, моделирование, проектирование, конструирование модуля базовой информации дидактического комплекса

Кардинальные изменения, происходящие в современном российском обществе, неизбежно приводят к изменениям в одной из фундаментальных систем общества - системе образования. А.В. Петров определил эти изменения как «переход от педагогики грамотности к педагогике развития» [1]. Такой личностно ориентированный развивающий образовательный процесс реализуется «на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося» [2].

Эффективной формой организации личностно ориентированного развивающего образовательного процесса является проблемное обучение, которое «способствует формированию активной позиции учащегося, его умению работать с информацией, анализировать и синтезировать знание» [3, с. 91]. При этом А. Ю. Милинский отмечает, что, «несмотря на распространённость метода, существуют определённые проблемы и вызовы» [3, с. 91], обусловленные, в том числе, недостатком проблемно ориентированных дидактических материалов. Это подтверждает актуальность исследования, направленного на конструирование дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы. Научной проблемой исследования является установление теоретических основ разработки дидактического инструментария, соответствующего современным целям и задачам развивающего образования.

Анализ литературы по проблеме разработки учебно-методических комплексов дисциплин показывает, что этому вопросу уделяется пристальное внимание на различных уровнях образования - от начальной школы до высшего профессионального образования. При этом бросаются в глаза следующие «крайности». Одни авторы описывают результаты эмпирической разработки дидактических средств по тому или иному учебному предмету и констатируют, что разработанный учебно-методический комплекс «обеспечивает обучающихся и преподавателей полным набором учебных материалов» [4, с. 214]. Другие авторы «к теоретическим основам создания дидактических комплексов» относят «методологию системного подхода и педагогического проектирования» [5, с. 92], но не демонстрируют практических результатов педагогического проектирования.

Автором статьи разработана концепция дидактического комплекса проблемного обучения, и на этой теоретической базе проведено моделирование комплекса «Физика - 7-9» [6, с. 24-88]. В модели комплекса были выделены:

- концептуально-нормативный блок (включает модуль системности и модуль открытости);

- информационно-технологический блок (содержит организационный модуль, модуль базовой информации, модуль формирования повышенной компетентности учащихся, модуль контроля) [7].

Таким образом, конкретной целью описываемого в статье исследования является установление требований к элементам модуля базовой информации информационно-технологического блока комплекса проблемного обучения «Физика - 7-9» в процессе дидактического проектирования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется возможностью на основе разработанной автором концепции дидактического комплекса проблемного обучения сформулировать требования к структуре модуля базовой информации и к методическому содержанию его элементов. Практическая значимость ис-

следования выражается в непосредственном конструировании дидактических пособий - элементов системы обеспечения на основе проблемного метода преподавания курса физики основной школы в личностно ориентированном развивающем образовательном процессе.

В ходе работы, результаты которой изложены в статье, были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ литературы, посвящённой вопросам моделирования и проектирования дидактических средств);

- эмпирические (конструирование дидактических средств, педагогический эксперимент, опытно-инновационная работа).

Проведённое исследование опиралось на следующую частную гипотезу: если конструирование элементов модуля базовой информации будет опираться на результаты моделирования дидактического комплекса проблемного обучения «Физика - 7-9» и результаты проектирования характера предметного «наполнения» этих элементов, то это позволит создать эффективный проблемно ориентированный дидактический инструментарий по предмету.

Модуль базовой информации должен содержать элемент, в котором было бы приведено систематическое, развёрнутое, научно достоверное содержание учебного предмета, изложение которого соответствует познавательным возможностям учащихся и бюджету учебного времени, отведённого учебным планом на освоение данной дисциплины. Также нужен дидактический элемент, с помощью которого осуществлялась бы самостоятельная познавательная деятельность учащихся, что является необходимым условием освоения учениками учебного предмета на уровне не ниже требований Стандарта образования. По этой причине в модуль базовой информации следует включить учебники и сборники многовариантных задач.

Следующий этап в создании дидактических пособий - элементов модуля базовой информации - заключался в проведении педагогического проектирования, понимаемого как деятельность «по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование» [8, с. 171, 172]. Результатом стало определение методических требований к каждому из элементов.

Методические требования к учебникам физики основной школы приведены на рис. 1.

Рассмотрим, как указанные методические требования в итоге позволяют учебникам «быть проекцией не только научного знания, но и основных психологических линий интеллектуального развития учащихся» [9, с. 71].

Первое требование реализуется через ориентацию на основной научный метод через положительный эмоциональный настрой, создаваемый текстом учебников. В случае физики основной научный метод - это, безусловно, экспериментальный метод: «Опыт, эксперимент - это единственный судья научной "истины"» [10, с. 22]. По этой причине учебники содержат 54 лабораторных работы, каждая из которых включает несколько экспериментальных заданий с увеличением «степени продуктивности» задания при увеличении порядкового номера задания в описании лабораторной работы; в текст учебников включены условия экспериментальных задач, решаемых учениками на уроках и при выполнении ими до-

Рис. 1.Методическиетребования к учебникам физики

машних заданий. Проблемное изложение предметного содержания в учебниках реализуется всегда, где это дидактически целесообразно и возможно. Так, например, при изучении свободных колебаний математического маятника (9 класс) ставится проблема: «От чего зависит период колебаний маятника?». В процессе разрешения этой проблемы, используя метод размерности, ученики выясняют, что период колебаний определяется длиной нити и величиной ускорения свободного падания. Этот вывод затем проверяется экспериментально. Положительный эмоциональный настрой на страницах учебника создаётся использованием эпиграфов к каждому из параграфов учебников (высказывания учёных, деятелей культуры, прозаические и поэтические строки литературных произведений); привлечением интересных исторических фактов, связанных с рассматриваемым предметным содержанием, иллюстрацией практического учёта законов физики в устройстве современных технических приборов и механизмов.

Второе требование (включённость дидактического комплекса в определённую дидактическую систему) реализуется:

- через применение технологии проблемного диалога (констатирующее предложение, с которого начинается каждый параграф учебников: «Вы уже знаете, что ...»; вопросы, обращённые к ученику в ходе изложения предметного содержания в параграфе: «Движутся ли молекулы в жидкостях? Какое известное вам физическое явление это подтверждает?»; использование ориентировоч-но-мотивационных заглавий разделов параграфов: «Как взаимодействуют электрические заряды», «Что такое звук»);

- через применение технологии продуктивного чтения (развёртывание текста параграфов учебников в логике обобщённых планов построения ответов о физическом явлении, величине, опыте, законе, предложенных А.В. Усовой);

- через учёт технологии проектной деятельности (каждый раздел учебника завершается обобщающим повторением, здесь приведены условия продуктивных заданий, которые положены в основу проектов);

Рис. 2. Методические требования к сборникам «Многовариантныезадачи»

Укажем теперь методические требования к многовариантным сборникам (рис. 2).

Рассмотрим, как эти методические требования позволили разработать дидактические пособия, благодаря которым решается «задача достижения каждым учеником базового уровня знаний и умений» [6, с. 117].

Первое требование. Комплекс в качестве одного из элементов содержит методические пособия «Уроки физики». В «Уроках физики» в полном соответствии с учебной программой даны методические рекомендации по организации преподавания курса физики основной школы с использованием дидактического комплекса. Здесь же приведены и указания - на каких уроках следует запланировать работу учащихся с теми или иными задачами многовариантных сборников.

Второе требование. Задачи сборников носят репродуктивный характер и по этой причине служат для формирования познавательных универсальных учебных действий исключительно в рамках Стандарта образования. Краткие указания «Что необходимо знать, что необходимо уметь для решения задачи», которые предваряют условие каждой из задач сборников, позволяют ученикам сориентироваться в предметном содержании задачи.

Третье требование. Условие каждой задачи сконструировано так, что позволяет предъявить одну и ту же физическую ситуацию сразу в двенадцати вариантах, что в полной мере обеспечивает самостоятельность действий ученика при решении задачи. Ниже приведён пример одной из таких многовариантных задач:

Для решения этой задачи вам необходимо:

- знать определение физической величины - удельной теплоёмкости вещества;

- знать формулу для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания вещества.

Металлическую деталь массой т поместили в горячую воду, и температура детали увеличилась на Ы градусов. Количество теплоты, полученное деталью при нагревании, составило 0, удельная теплоёмкость металла равна с.

Определите величину, обозначенную звёздочкой (*).

Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Масса детали т, кг * 2,5 1,5 3,0 * 0,5 1,2 4,2 * 2,4 5 3,5

Увеличение температуры детали Ы, °С 20 * 60 50 20 * 25 40 10 * 10 8

Количество теплоты, полученное деталью при нагревании, 0, кДж 13,5 19,5 * 69 13,8 5,7 * 67,2 6,5 86,4 * 25,2

Удельная теплоёмкость металла с, Дж/(кг°С) 450 390 460 * 230 380 400 * 130 900 540 *

- через двухуровневый характер текста учебников (изложено обязательное предметное содержание и имеется дополнительный учебный материал, текст которого набран иным шрифтом).

Третье требование обусловило создание развёрнутого аппарата усвоения учебников (дидактическое предисловие, в котором говорится о том, как будет организован учебно-познавательный процесс; оглавление к каждому разделу учебника с перечислением структурных элементов параграфов данного раздела; краткие итоги «Самое важное в разделе» и «Постскриптум к разделу»; предметно-именной указатель; ответы к заданиям; справочник по физике; форзацы учебников, на которых размещены обобщённые планы построения ответов).

Четвёртое требование (учебники - центральный элемент комплекса) учтено изложением предметного содержания курса физики основной школы в полном соответствии с программой, являющейся структуро-определяющим элементом дидактического комплекса; отсутствием какого-либо дублирования предметного содержания учебников в других дидактических пособиях - элементах комплекса.

Представление условия задач в таком «многовариантном виде» оказалось удачным дидактическим приёмом и было использовано автором статьи и при разработке сборника многовариантных задач по курсу физики средней школы [11].

Созданный на основе разработанной нами концепции дидактического комплекса проблемного обучения системный дидактический инструментарий ««Физика - 7-9» был апробирован в ходе специально организованного педагогического эксперимента. Элементы комплекса, в том числе и элементы, составляющие модуль базовой информации (учебники, сборники многовариантных задач), показали свою эффективность в практике преподавания физики в 7-9 классах. Это свидетельствует, что методические требования к созданию учебников по курсу физики основной школы и сборников «Многовариантные задачи», выявленные нами при педагогическом проектировании элементов комплекса, дидактически состоятельны. Данный вывод был подтверждён и в ходе опытно-инновационной работы, организованной в форме методических семинаров и вебинаров для учителей физики.

При этом в ходе «мозговых штурмов» с участием учителей физики различных регионов России было сформулировано предложение о расширении электронной формы учебников, включение в неё кроме заданий, выполнение которых связано с мониторингом и контролем знаний учащихся, компьютерных моделей

Библиографический список

физических процессов, а также предложение о подготовке методических рекомендаций по использованию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые дополнили бы имеющиеся методические пособия «Уроки физики» и пособия «Сценарии уроков физики».

1. Петров А.В., Алмадакова ГА. Переход от педагогики грамотности к педагогике развития. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 5 (42): 154-156.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г № 287, с изменениями, внесёнными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г № 568, от 8 ноября 2022 г № 955. Available at: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf

3. Милинский А.Ю. Проблемное обучение физике: история, современные подходы и реализация через проектную деятельность. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 81-1: 90-92.

4. Кондрашова А.В. Оценка эффективности использования учебно-методического комплекса. Перспективы науки. 2023; № 3 (162): 212-216.

5. Дыбина О.В. Структура дидактического комплекса для подготовки студентов вуза к ознакомлению детей с окружающим миром. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; № 4 (11): 92-95.

6. Андрюшечкин С.М. Дидактический комплекс проблемного обучения: теория, модель, практическая реализация. Москва: Баласс, 2018.

7. Андрюшечкин С.М. Модель дидактического комплекса проблемного обучения «Физика - 7-9». Модели и моделирование в методике обучения физике: материалы докладов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Киров: ООО «Издательство «РАДУГА-ПРЕСС», 2019: 40-44.

8. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. Москва: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.

9. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. Москва: Питер, 2008.

10. Фейнман Р Фейнмановскиелекции по физике: в 2 т. Москва: АСТ, 2019; Т. I.

11. Андрюшечкин С.М., Слухаевский А.С. Физика. «Конструктор» самостоятельных и контрольных работ. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2010.

References

1. Petrov A.V., Almadakova G.A. Perehod ot pedagogiki gramotnosti k pedagogike razvitiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 5 (42): 154-156.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 287, s izmeneniyami, vnesennymi prikazami Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 18 iyulya 2022 g. № 568, ot 8 noyabrya 2022 g. № 955. Available at: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf

3. Milinskij A.Yu. Problemnoe obuchenie fizike: istoriya, sovremennye podhody i realizaciya cherez proektnuyu deyatel'nost'. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 81-1: 90-92.

4. Kondrashova A.V. Ocenka 'effektivnosti ispol'zovaniya uchebno-metodicheskogo kompleksa. Perspektivy nauki. 2023; № 3 (162): 212-216.

5. Dybina O.V. Struktura didakticheskogo kompleksa dlya podgotovki studentov vuza k oznakomleniyu detej s okruzhayuschim mirom. Vektornauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2012; № 4 (11): 92-95.

6. Andryushechkin S.M. Didakticheskij kompleks problemnogo obucheniya: teoriya, model', prakticheskaya realizaciya. Moskva: Balass, 2018.

7. Andryushechkin S.M. Model' didakticheskogo kompleksa problemnogo obucheniya «Fizika - 7-9». Modeli i modelirovanie v metodike obucheniya fizike: materialy dokladov VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kirov: OOO «Izdatel'stvo «RADUGA-PRESS», 2019: 40-44.

8. Yakovleva N.O. Koncepciya pedagogicheskogo proektirovaniya: metodologicheskie aspekiy. Moskva: Informacionno-izdatel'skij centr ATiSO, 2002.

9. Gel'fman 'E.G., Holodnaya M.A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchaschihsya. Moskva: Piter, 2008.

10. Fejnman R. Fejnmanovskie lekcii po fizike: v 2 t. Moskva: AST, 2019; T. I.

11. Andryushechkin S.M., Sluhaevskij A.S. Fizika. «Konstruktor» samostoyatel'nyh i kontrol'nyh rabot. 10-11 klassy: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2010.

Статья поступила в редакцию 26.01.24

УДК 378

Afonina R.N., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ARN1960@yandex.ru

PRACTICAL-TRANSFORMATIVE MODULE OF A MODEL OF EDUCATIONAL CONTENT RELEVANT TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL META-SUBJECT COMPETENCIES IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS. The article presents what the practice-transforming module of the educational content model consists of and what key characteristics it has. The module is relevant in forming professional meta-subject competencies among students of a pedagogical university. Meta-subject competencies of a graduate of a pedagogical university are understood as general scientific knowledge, ideas, value systems, which are then manifested in the meta-subject competence of a teacher when solving professional problems related to the formation of a holistic view of the world in a student and a meaningful perception of a holistic scientific picture of the world. Considering the content of natural science disciplines as interdisciplinary, general scientific, polysynthetic, the researcher focuses on the prospect of its meaningful transformation through the inclusion of an activity component for the formation of meta-sub-ject professional competencies among students. The goal of constructing the educational content of natural science disciplines reflects the general strategy that determines the direction of students' activities in mastering the natural science picture of the world, as a component of the general scientific picture of the world. This goal is fully consistent with the objectives of developing professional meta-subject competencies among students of a pedagogical university. The proposed version of the educational content model for students of humanitarian profiles at a pedagogical university contains theoretical-ontological, instrumental-epistemological and practical-transforming modules.

Key words: educational content, professional meta-subject competencies, students of pedagogical university, model of educational content, practice-transforming module

Р.Н. Афонина, канд. с-х. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ARN1960@yandex.ru

ПРАКТИКО-ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ МОДУЛЬ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ, РЕЛЕВАНТНОГО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье представлен состав практико-преобразующего модуля модели учебного содержания, релевантного формированию профессиональных ме-тапредметных компетенций у студентов гуманитарных профилей подготовки педагогического университета. Метапредметные компетенции выпускника педагогического университета понимаются как общенаучные знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в метапредметной компетентности учителя при решении профессиональных задач, связанных с формированием у школьника целостного представления о мире и осмысленным восприятием целостной научной картины мира. Рассматривая содержание естественно-научных дисциплин как междисциплинарное, общенаучное, полисинтетическое, мы акцентируем внимание на перспективе его содержательного преобразования посредством включения деятельностной составляющей для формирования метапредметных профессиональных компетенций у студентов. Цель построения учебного содержания естественно-научных дисциплин отражает общую стратегию, определяющую направление деятельности студентов по освоению естественно-научной картины мира как компонента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.