Научная статья на тему 'ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ В ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ В ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гураль Светлана Константиновна, Бариленко Ирина Александровна

Обосновано, что системообразующим элементом модульных технологий обучения является обучающий модуль. Уточнена современная трактовка понятия «модуль» и показана целесообразность его применения как современного инновационного педагогического инструментария развития модульных технологий обучения. Выявлены основные инновационные преимущества модульных технологий по сравнению с традиционными формами обучения. Представлено описание структурных характеристик обучающего модуля в практике применения модульных технологий обучения в образовательном процессе. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающихся. Организация деятельности ученика происходит через этапы постановки цели деятельности; планирования своих действий по реализации поставленной цели; самой деятельности и рефлексии полученных результатов. Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Модульные технологии обучения обладают рядом инновационных преимуществ по сравнению с традиционными технологиями обучения: использование дидактического контента в рамках модульной технологии предоставляет обучаемым более широкую самостоятельность в усвоении новых знаний посредством выбора индивидуальных траекторий обучения при сочетании основных образовательных предметов с предметами профильной направленности, что позволит получить синергетический эффект нового знания; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе коренным образом преобразует функциональные составляющие деятельности педагогов и обучаемых, а именно: у педагогов основной акцент смещается с трансляционной на консультационную деятельность; у обучаемых появляется возможность вместо пассивного восприятия дидактического контента использовать активные методы его усвоения в процессе обучения; для педагогов, применяющих модульные технологии обучения в образовательном процессе, появляются дополнительные возможности для промежуточного контроля уровня усвоения дидактического контента обучаемыми по завершении изучения каждого модуля, что позволит своевременно скорректировать индивидуальные траектории обучения; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе обеспечивает обучение и подготовку будущих молодых специалистов в соответствии с набором требований по их будущей профессиональной специализации. Основная цель структуризации учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» и предметов естественно-научного цикла Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета на модули заключается в разделении дидактического контента предметной и специализированной области на отдельные тематические единицы в зависимости о решаемых ими педагогических и профильно ориентированных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегративную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента. В нашем случае дидактический контент модуля отражает интеграцию нескольких учебных предметов. Приводятся примеры разработанных заданий интегрированного дистанционного гибридного модульного курса «Биология. Biology» для старшеклассников специализированной школы. Результаты исследования расширяют знания о дидактическом потенциале электронного обучения в формировании интегрированных компетенций и свидетельствуют о том, что внедрение модулей в образовательный процесс в специализированной школе способствует результативному формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MODULE IN THE INTEGRATED ENGLISH COURSE

The paper proves that the training module is a core element of modular learning technologies. The modern interpretation of the "module" concept is specified and the expediency of its application as a modern innovative pedagogical tool for the development of modular learning technologies is shown as well. The description of the structural characteristics of the training module is presented referred to the practice of applying modular learning technologies in the educational process. The article justifies that the system-forming element of modular training technologies is a training module. The modern interpretation of the concept of "module" has been clarified and the feasibility of its use as a modern innovative pedagogical tool for the development of modular learning technologies has been shown. The main innovative advantages of modular technologies compared to traditional forms of training have been identified. A description of the structural characteristics of the training module in the practice of using modular learning technologies in the educational process is presented. The training process should be organized in such a way as to purposefully lead the development of students. The organization of the student's activities takes place through the stages of setting the goal of the activity; planning of its actions to implement the set goal; the activity itself and the reflection of the results obtained. Educational activities in the context of the system-activity approach include the following components: educational task; training activities; actions of self-control and self-assessment. Modular learning technologies have a number of innovative advantages over traditional learning technologies: the use of didactic content within the framework of modular technology provides students with greater independence in learning new knowledge by choosing individual learning trajectories when combining basic educational subjects with specialized subjects, which will allow them to obtain a synergistic effect of new knowledge; the use of modular learning technology in the educational process fundamentally transforms the functional components of the activities of teachers and trainees, namely: teachers shift their main focus from translational to consulting activities; instead of passive perception of didactic content, students have the opportunity to use active methods of its assimilation in the learning process. For educators, using modular learning technologies, there are additional opportunities for intermediate monitoring of the level of assimilation of didactic content by students after completing the study of each module, which will allow timely correction of individual learning trajectories; the use of modular training technology in the educational process ensures the training and training of future young specialists in accordance with a set of requirements for their future professional specialization. The main purpose of structuring the educational subject "Foreign language. English" and the subjects of the natural science cycle of the SSC into modules consists in dividing the didactic content of the subject and specialized area into separate thematic units depending on the pedagogical and professional-oriented problems they solve, choosing the most effective forms and technologies for studying it for each thematic unit. On this basis, it can be considered that the module is an integrative form of different types of training within the framework of didactic content. In our case, the didactic content of the module reflects the integration of several educational subjects. In the article, the authors give examples of the developed tasks of the integrated remote hybrid modular course "Biology. Biology" for high school students of a specialized school. The results of the study expand knowledge of the didactic potential of e-learning in the formation of integrated competencies and indicate that that the introduction of modules into the educational process in a specialized school contributes to the effective formation of subject, meta-subject and personal competencies of high school students.

Текст научной работы на тему «ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ В ИНТЕГРИРОВАННОМ КУРСЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Научная статья УДК

doi: 10.17223/19996195/61/11

Обучающий модуль в интегрированном курсе английского языка

Светлана Константиновна Гураль1, Ирина Александровна Бариленко2

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, 1 gural.svetlana@mail.ru 2 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, parus_iren@list. ru

Аннотация. Обосновано, что системообразующим элементом модульных технологий обучения является обучающий модуль. Уточнена современная трактовка понятия «модуль» и показана целесообразность его применения как современного инновационного педагогического инструментария развития модульных технологий обучения. Выявлены основные инновационные преимущества модульных технологий по сравнению с традиционными формами обучения. Представлено описание структурных характеристик обучающего модуля в практике применения модульных технологий обучения в образовательном процессе. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающихся. Организация деятельности ученика происходит через этапы постановки цели деятельности; планирования своих действий по реализации поставленной цели; самой деятельности и рефлексии полученных результатов.

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Модульные технологии обучения обладают рядом инновационных преимуществ по сравнению с традиционными технологиями обучения: использование дидактического контента в рамках модульной технологии предоставляет обучаемым более широкую самостоятельность в усвоении новых знаний посредством выбора индивидуальных траекторий обучения при сочетании основных образовательных предметов с предметами профильной направленности, что позволит получить синергетический эффект нового знания; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе коренным образом преобразует функциональные составляющие деятельности педагогов и обучаемых, а именно: у педагогов основной акцент смещается с трансляционной на консультационную деятельность; у обучаемых появляется возможность вместо пассивного восприятия дидактического контента использовать активные методы его усвоения в процессе обучения; для педагогов, применяющих модульные технологии обучения в образовательном процессе, появляются дополнительные возможности для промежуточного контроля уровня усвоения дидактического контента обучаемыми по завершении изучения каждого модуля, что позволит своевременно скорректировать индивидуальные траектории обучения; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе обеспечивает обучение и подготовку будущих молодых специалистов в соответствии с набором требований по их будущей профессиональной специализации.

© С.К. Гураль, И. А. Бариленко, 2023

Основная цель структуризации учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» и предметов естественно-научного цикла Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета на модули заключается в разделении дидактического контента предметной и специализированной области на отдельные тематические единицы в зависимости о решаемых ими педагогических и профильно ориентированных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегра-тивную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента. В нашем случае дидактический контент модуля отражает интеграцию нескольких учебных предметов.

Приводятся примеры разработанных заданий интегрированного дистанционного гибридного модульного курса «Биология. Biology» для старшеклассников специализированной школы. Результаты исследования расширяют знания о дидактическом потенциале электронного обучения в формировании интегрированных компетенций и свидетельствуют о том, что внедрение модулей в образовательный процесс в специализированной школе способствует результативному формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций старшеклассников.

Ключевые слова: модульные технологии обучения, обучающий модуль, дидактический контент

Для цитирования: Гураль С.К., Бариленко И.А. Обучающий модуль в интегрированном курсе английского языка // Язык и культура. 2023. № 61. С. 193-214. doi: 10.17223/19996195/61/11

Original article

doi: 10.17223/19996195/61/11

Training module in the integrated English course

1 2 Svetlana K. Gural , Irina A. Barilenko

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia, gural.svetlana@mail.ru 2 Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, parus_iren@list.ru

Abstract. The paper proves that the training module is a core element of modular learning technologies. The modern interpretation of the "module" concept is specified and the expediency of its application as a modern innovative pedagogical tool for the development of modular learning technologies is shown as well. The description of the structural characteristics of the training module is presented referred to the practice of applying modular learning technologies in the educational process. The article justifies that the system-forming element of modular training technologies is a training module. The modern interpretation of the concept of "module" has been clarified and the feasibility of its use as a modern innovative pedagogical tool for the development of modular learning technologies has been shown. The main innovative advantages of modular technologies compared to traditional forms of training have been identified. A description of the structural characteristics of the training module in the practice of using modular learning technologies in the educational process is presented. The training process should be organized in such a way as to purposefully lead the development of students.

The organization of the student's activities takes place through the stages of setting the goal of the activity; planning of its actions to implement the set goal; the activity itself and the reflection of the results obtained. Educational activities in the context of the system-activity approach include the following components: educational task; training activities; actions of self-control and self-assessment. Modular learning technologies have a number of innovative advantages over traditional learning technologies: the use of didactic content within the framework of modular technology provides students with greater independence in learning new knowledge by choosing individual learning trajectories when combining basic educational subjects with specialized subjects, which will allow them to obtain a synergistic effect of new knowledge; the use of modular learning technology in the educational process fundamentally transforms the functional components of the activities of teachers and trainees, namely: teachers shift their main focus from translational to consulting activities; instead of passive perception of didactic content, students have the opportunity to use active methods of its assimilation in the learning process. For educators, using modular learning technologies, there are additional opportunities for intermediate monitoring of the level of assimilation of didactic content by students after completing the study of each module, which will allow timely correction of individual learning trajectories; the use of modular training technology in the educational process ensures the training and training of future young specialists in accordance with a set of requirements for their future professional specialization.

The main purpose of structuring the educational subject "Foreign language. English" and the subjects of the natural science cycle of the SSC into modules consists in dividing the didactic content of the subject and specialized area into separate thematic units depending on the pedagogical and professional-oriented problems they solve, choosing the most effective forms and technologies for studying it for each thematic unit. On this basis, it can be considered that the module is an integrative form of different types of training within the framework of didactic content. In our case, the didactic content of the module reflects the integration of several educational subjects.

In the article, the authors give examples of the developed tasks of the integrated remote hybrid modular course "Biology. Biology" for high school students of a specialized school. The results of the study expand knowledge of the didactic potential of e-learning in the formation of integrated competencies and indicate that that the introduction of modules into the educational process in a specialized school contributes to the effective formation of subject, meta-subject and personal competencies of high school students.

Keywords: modular training technologies training module, didactic content

For citation: Gural S.K., Barilenko I.A. Training module in the integrated English course. Language and Culture, 2023, 61, рр. 193-214. doi: 10.17223/19996195/61/11

Введение

Особенно актуальным становится обучение иностранному языку старших школьников в условиях межпредметных связей в специализированном учебно-научном центре. Одним из существенных признаков образования в специализированной школе является соединение воедино образовательной и научной сфер, создание условия для раскрытия научного потенциала одаренных школьников.

К.Д. Ушинский, обращая особое внимание на межпредметные связи, писал: «Не науки должны схоластически укладываться в голове

ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и по возможности обширный взгляд на мир и его жизнь <...> кроме специальных понятий, принадлежавших каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам» [1. С. 27].

Достижение сбалансированности между когнитивным освоением учебной дисциплины «Иностранный язык» и формированием практических навыков и умений возможно через применение технологии модульного обучения, которое способно обеспечить каждому учащемуся права и возможности формировать собственные образовательные цели и содержание образования, собственную образовательную траекторию, придать осмысленность учебному действию. Это возможно за счет выбора действия и видения своих учебных и образовательных перспектив.

Целью перехода на модульное обучение является обеспечение непрерывности обучения, индивидуализация обучения; создание необходимых условий для самостоятельного освоения учебного материала, интенсификация обучения и достижение эффективного освоения дисциплины. Таким образом, при модульном обучении создаются все необходимые условия для получения обучающимися знаний в соответствии со своими способностями.

Главной целью модульного обучения является достижение высокого уровня конечных результатов, а также создание комфортного темпа работы обучаемых, гибкое построение содержания обучения и всесторонняя интеграция различных его видов и форм.

Понятие «модуль» достаточно интенсивно исследуется в плане рассмотрения и разработки его содержания, структурной организации, характеристик и других признаков. В современной педагогической теории модуль рассматривается в плане определения его места в системе обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством современного образования. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащегося. Его сущность состоит в том, что обучающийся с консультирующей помощью педагога достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.

Компетентностный подход предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Технологические решения позволяют значительно повысить эффективность приобретения знаний, умений и способов деятельности, обеспечивают гарантированный результат.

Под технологизацией образования в современной педагогической литературе принято понимать организацию планируемого и управляемого образования, базирующуюся на учете мотивационной сферы обучающего и обучающихся и направленную на получение запланированного качественного и стабильно повторяющегося результат. М.А. Ари-ян подчеркивает, что в рамках гуманистической парадигмы образования обучение иностранным языкам базируется на социально развивающем подходе, вектор развертывания которого задан личностно ориентированным подходом. Понимание механизмов личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе позволяет учителю осуществлять адекватный отбор не только содержания, но и технологии обучения [2].

В контексте системного подхода модульное обучение определяется в качестве системы обучения, в которой одним из средств обучения являются информационно-коммуникационные технологии. Для обозначения феномена дистанционного обучения используются различные термины: онлайн-обучение (online learning), цифровое обучение (digital learning), удаленное обучение (remote learning), электронное обучение (eLearning), виртуальное обучение (virtual learning) [3]. Основной формой организации процесса обучения в российских школах является урок, поэтому в рамках системно-деятельностного подхода педагог должен знать и владеть принципами построения урока, ориентироваться в примерной типологии уроков и критериях оценивания. Построение процесса обучения на комбинации традиционного и ди-станцинного форматов обучения, называемого смешанным (blended learning) или гибридным (hybrid learning) обучением, позволяет нам уже в рамках школьного курса готовить грамотных, мотивированных и правильно профессионально ориентированных будущих абитуриентов университета. Компьютерные средства обучения обладают такими специфическими свойствами, как мультимедийность, интерактивность, нелинейность, автоматизация процессов управления обучением, информационно-поисковой деятельности, учебно-методического обеспечения, контроля результатов, и обеспечивают наиболее оптимальную реализацию дидактических задач развития умений и навыков - формирование умений по обработке информации, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитие наглядно-образного, алгоритмического, творческого мышления; дидактических задач представления учебной информации - имитация и моделирование изучаемых объектов, компьютерная визуализация, применение информационных баз данных; дидактических задач контроля освоения знаний, умений, навыков - мгновенная обратная связь, оперативная педагогическая коррекция, самоконтроль и самокоррекция [4].

Методология исследования

Обучение школьников естественно-научного профиля профессионально ориентированному иноязычному дискурсу понимается как синергия смысловых фрагментов профессионального иноязычного дискурса, дающая качественно новый смысловой эффект при профессиональном иноязычном общении, что иллюстрирует междисциплинарный профессиональный диалог между специалистами в области естественно-научного знания.

Вопросы применения синергетики в иноязычном обучении исследовались С.К. Гураль [5-7]. Синергетика (от лат. 8те^е1а - сотрудничество, кооперация, содружество, от др.-гр. ^етсуга - совместное, кооперативное действие) - междисциплинарное направление, возникшее в 1970-х гг. Профессор Штутгартского университета физик-теоретик Герман Хакен выбрал название новому научному направлению [8]. Ученый рассматривал синергетику как междисциплинарную область исследования кооперативных процессов самоорганизации в системах разной природы. В своих работах С.К. Гураль подчеркивает, что проблемы взаимодействия в системах разной природы созвучны с лингвистической философией Ф. Капры, который считает, что целое -это нечто большее, чем сумма частей [9]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что обучение иноязычному дискурсу протекает более успешно, если в учебном процессе реализуется синергетический подход, а иноязычный дискурс рассматривается как сверхсложная саморазвивающаяся система.

С.К. Гураль рассматривает дискурс как результат синтеза научной мысли, как сверхсложное образование, состоящее из разноуровневых компонентов, взаимодействующих между собой по определенным установленным правилам в определенной социальной ситуации. Среди базовых категорий семантического содержания дискурса С.К. Гураль добавлена и проанализирована еще одна категория - ментальный лексикон, способствующая обучению иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Ментальный лексикон не является словарем с фиксированным количеством слов и данных о каждой единице. В логике синергетики - это активная живая система, где постоянно происходит установление новых связей. Синергетический эффект означает совместную работу или сотрудничество.

В условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков теория о самоорганизации и саморазвитии находит все большее количество сторонников как в естественно-научных (физика, математика, кибернетика), так и в гуманитарных (социология, антропология, психология и педагогика) областях знаний.

Методологической базой исследования являются положения системного подхода (Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, С.К. Гураль, Ф. Капра, Э. Морен, С. Пинкер, И.Р. Пригожин, Ф.П. Тарасенко и др.), компетентностного подхода (К.Э. Безукладников, Б.А. Жигалев, И.А. Зимняя, Н.А. Качалов, В.В. Сафонова, Т.С. Серова, Е.Н. Соловова, Г.С. Трофимова и др.), коммуникативного подхода (Н.В. Барышников, И.Л. Бим, С.К. Гураль, НА. Качалов, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.), модульного обучения (Р.С. Бекиро-ва, В.М. Гареев, Е.М. Дурко, В.Б. Закорюкин, Н.Ю. Коробова, С.И. Куликов, Г.В. Лаврентьев, Ю.Ф. Тимофеева, Е.И. Попов, М.А. Чошанов, В.А. Цыбанева, Н.Л. Шевелева, П.А. Юцявичене и др.), теории педагогических систем и компьютеризации обучения (В.В. Давыдов, В.И. Заг-вязинский, В.В. Краевский, В.П. Беспалько, А.В. Хуторской, Г.К. Се-левко, Б.С. Гершунский, А.А. Вербицкий, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Н.Н. Нечаев, Р.К. Потапова, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, Э.Г. Скибицкий, О.К. Тихомиров, R Gagne, L. Briggs, К. Ahmad, С. Corbett, М. Rogers, R. Sussex), использование компьютера для обучения иностранным языкам (Э.Г. Азимов, А.Н. Багрова, Е.И. Дмитриева, Д.Д. Климентьев, Т.В. Кожевникова, Г.А. Комиссарова, О.П. Крюкова, А.Л. Назаренко, ЭЛ. Носенко, И.П. Павлова, МБ. Петрова, А.А. Петухова, ЕС. Полат, И.Л. Сергиевская, С.В. Титова, И.А. Смольянникова, С.А. Фомин, G.D. Davies, J. Higgins, T. Johns, Ch. Jones, S. Fortescue, M.J. Kenning, M. Kenning, M. Levy).

Формирование смысловых фрагментов профессионально ориентированного естественно-научного иноязычного дискурса осуществляется с опорой на профессионально ориентированный иноязычный ментальный лексикон как базовую категорию дискурса, профессиональную деятельность специалиста в данной предметной области, такую как умение выступать с презентацией результатов исследования (формулировать введение, заключение, представлять оборудование, используемое при проведении исследования/эксперимента и др.), умение работать с профессиональной аутентичной литературой (осуществлять поиск информации, понимать содержание, определять существенную/несущественную информацию и др.), оппонировать (задавать вопросы, связанные с тематикой профиля с опорой на профессиональный иноязычный ментальный лексикон, проводить аналитическую работу, отмечать положительные и отрицательные моменты решения), что составляет основу критериев оценивания сформированности данного профессионального дискурса.

Многие из этих смысловых фрагментов легли в основу при разработке дидактического контента интегрированного дистанционного модульного курса для старших школьников специализированной школы естественно-научного профиля.

Н.В. Кузьмина определяет конструирование учебного процесса ведущим видом работы педагога и одним из центральных звеньев обучающей технологии. Под «конструированием» учебного процесса большинство ученых понимают совокупность и последовательность процедур, операций, приемов, в результате осуществления которых производится разработка дидактической модели учебного процесса.

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: мотивация преподавателей; готовность обучающихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выраженной в сформированность минимума знаний и общих учебных умений; технологические возможности учебного учреждения в обеспечении доступности содержания и индивидуальной работы с модулями.

Анализируя понятие «модульное обучение», реализующее учебные модули, подчеркнем, что в современной педагогике оно определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины [10]. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. Термин «модуль», пришедший в педагогику из информатики, является интернациональным. Модуль - это всегда система. Динамичность определения этого понятия обнаруживается в большом разнообразии его трактовок. Одними из первых педагогов термин «модуль» употребили Дж. Болвин (J.O. Bolvin): «...a generic description for individualized learning packages», и Дж. Расселл (J.D. Russell): «an instructional package dealing with a single conceptual unit of subject matter» [11. Р. 2].

Необходимо подробно остановиться на значениях понятия «модуль», начав со словарных определений. Приведем несколько примеров из наиболее авторитетных словарей:

МО'ДУЛЬ, -я, м. (спец.). 1. В точных науках: название нек-рых коэффициентов, каких-н. величин. 2. Сложный инженерный узел 1 (в 3 знач.), выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве. М. космического аппарата. М. термоядерной установки. 3. перен. Вообще отделяемая, самостоятельная часть какой-н. системы, организации. Магазин типа м. || прил. модульный, -ая, -ое. Из нем. Modul, восх. к лат. modulus 'мера, образец' [12].

Модуль (от латинского modulus - мера) - ... 5) Отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства (например, модуль космического корабля) [13].

МОДУЛЬ, -я; м. [от лат. modulus - мера] 1. Спец. Величина, характеризующая какое-л. свойство твердого тела. М. сжатия. М. упругости. 2. Матем. Действительное число, абсолютная величина отрицательного или положительного числа. М. комплексного числа. М. отри-

цательного числа. 3. Иск. Величина, условно принимаемая за единицу, целое число раз повторяющуюся во всех измерениях какой-л. художественной формы. Высота колонн стала модулем здания. 4. Техн. Часть прибора, механизма, устройства, выполняющая определённые функции. Собрать агрегат из модулей. Печатающий м. М. космической станции. <Модульный, -ая, -ое. М. коэффициент. М-ая величина. М. принцип книжной верстки [14].

В образовании существует большое количество определений понятия «модуль»:

- учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий (Дж. Рассел);

- обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие (Г. Оуенс);

- формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности (Б. Гольдшмид, М. Гольдшмид);

- относительно самостоятельная часть определенной системы, несущая функциональную нагрузку, что в обучении соответствует «дозе» информации или действия, достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста (В.М. Гараев);

- автономная порция учебного материала (А.Н. Алексюк, С.А. Кашин);

- логически завершенная часть учебного материала (С.И. Самыгин);

- функциональный узел, который является основным средством модульного обучения, т.е. законченным блоком информации (П. А. Юцявичене) [15];

- самостоятельная тема или раздел курса, в котором рассматривается одно фундаментальное понятие или группа родственных понятий (Ю.А. Устынюк, Н.В. Шумякова);

- организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая структурирование информации с позиций логики познавательной деятельности (В.В. Карпов, М. И. Катханов);

- часть блока - такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы (С.Я Батышев);

- автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля и предполагает четкую структуризацию содержания обучения (Т.Е. Злыгостева);

- минимальная учебная единица модульной программы, которая обеспечивает структурированную стратегию учения для приобретения единицы компетенции (International Labour Organization, ILO Международная организация труда, МОТ);

- определенный объем информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности (Ю.К. Башлов, В.А. Рыжов);

- относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку. Теория обучения -это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т. Тимофеева);

- учебный модуль применительно к учебному процессу - это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели; логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей, методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля (Н. В. Борисова);

- часть программного материала дисциплины, реализующая интегрирующую дидактическую цель. Комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой. Каждая интегрирующая цель состоит из частных дидактических целей, которые реализуются в модуле через учебный элемент;

- деятельностный модуль, вводится А.А. Вербицким в качестве единицы, задающей переход от профессиональной деятельности к учебной, от реальных задач и проблем к аудиторным. Автор подчеркивает, что понятие «деятельностный модуль» принципиально отличается от понятия «обучающий модуль», под которым понимается фрагмент содержания курса вместе с методическими материалами к нему. А. А. Вербицкий группирует деятельностные модули в следующие блоки: общеметодологический, конкретно-методологический, теоретический, практический и социальный, совокупность которых и составляет модель специалиста;

- обучающий модуль - это логически заверенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем (М.А. Чошанов) [16].

Итак, под модулем устойчиво понимается относительно самостоятельная часть какой-либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо. Обобщая анализ определений понятия «модуль», сформулируем следующее его определение: модуль - это самостоятельная

учебная единица знаний, объединенных определенной целью и контролем за их освоением.

Модуль обладает следующими основными характеристиками: цель, интеграция различных видов и форм обучения, методическое руководство, саморазвитие, самостоятельность обучающихся, умение работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала, контроль и самоконтроль знаний и др.

При междисциплинарном подходе учебные дисциплины могут содержать ряд междисциплинарных модулей, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебно-научного знания по профильным и основным общешкольным предметам.

В педагогическом энциклопедическом словаре представлены такие виды модулей в педагогике, как целевые (содержат сведения о новых явлениях, фактах); информационные (материалы учебника, книги); операционные (практические упражнения и задания) [10].

Н. В. Кузьмина определяет конструирование учебного процесса ведущим видом работы педагога и одним из центральных звеньев обучающей технологии. Под конструированием учебного процесса большинство ученых понимают совокупность и последовательность процедур, операций, приемов, в результате осуществления которых производится разработка дидактической модели учебного процесса, например модуля.

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях интенсивного обучения в профильной школе. Системный подход к построению курса и определению его содержания, гибкость структуры модульного построения курса, эффективный контроль за усвоением знаний школьниками и выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя относятся к преимуществам данного метода обучения.

Модуль содержит познавательную (информационную) и учебно-профессиональную (деятельностную) части. Задача информационной части модуля - в формировании теоретических знаний, деятельностной части - в формировании профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые предметы, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, проекты, итоговые работы.

В условиях предметной системы образования соединение модульной методологии с отдельной учебной дисциплиной или интеграции нескольких предметных областей характеризует предметно-деятельностный подход. Основной и ведущей целью в преподавании иностранного языка является коммуникативная цель, которая опреде-

ляет весь учебный процесс [17]. Учебный предмет «Иностранный язык» среди других учебных дисциплин в специализированной школе актуализирует проблему профессионально ориентированного интегрированного обучения иностранному языку с целью достижения единой цели образовательного процесса - овладеть знаниями, умениями и навыками будущей профессии, разработать формы и ситуации профессионально ориентированного общения с целью непрерывного саморазвития и самосовершенствования на международном уровне, что позволяет обратиться к понятию «интегрированная компетенция». Г.А. Алексеева трактует интегрированную компетенцию как интеграцию комплекса компетенций, состоящую из профессионально-ценностной, межкультурной, прагматической и рефлексивной компетенций [18]. В новой образовательной парадигме интегрированного профессионально ориентированного языкового обучения целесообразно говорить о том, что обучение иностранному языку трансформируется в новый инвариант - интегрированное предметно-языковое обучение.

Содержательным компонентом подготовки старшего школьника естественно-научной направленности является системообразующий языковой и профильный контент, позволяющий реализовать профильные знания, мнения, высказывания в рамках интегрированных дисциплин с опорой на контекстный подход, разработанный А. А. Вербицким.

А. А. Вербицкий рассматривает контекст как систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов [19].

Одним из наименее разработанных вопросов теории и практики модульного обучения является описание процесса разработки обучающих или учебных модулей. Существуют три возможных варианта составления пакетов обучающих модулей: применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, адаптируя их к конкретным условиям; трансформация накопленного преподавателем материала в обучающие модули; создание обучающих модулей на проектной основе.

Общий алгоритм разработки учебного модуля можно представить следующим образом: цель модуля, название модуля, краткое содержание модуля, план модуля, изложение учебного материала дозированными частями, задания в тестовой форме к каждой логически законченной части модуля, развивающие и творческие задания, тестовый контроль по всему материалу модуля.

При модульной технологии рекомендуется перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по модулю. Теку-

щий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы. Выходной контроль показывает уровень усвоения модуля. При низком уровне усвоения материала, выявленном при итоговом контроле, необходимо проводить доработку материала и добавлять разноуровневый дидактический контент.

Технология предметно-деятельностного модульного обучения обеспечивает оптимизацию учебного процесса, гибкость и индивидуализацию обучения.

Исследования и результаты

Опираясь на представленные теоретические положения, автором настоящей статьи было проведено исследование, в котором приняли участие старшеклассники Специализированного учебно-научного центра естественно-научного профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ). Целью данного исследования было конструирование обучающих модулей как части содержания интегрированных курсов английского языка и предметов естественно-научного цикла, позволяющего реализовать основную цель обучения иностранному языку и обеспечить высокую эффективность процесса формирования будущей профессиональной компетенции в системе работы с одаренными школьниками. Освоение учебного материала в процессе активной деятельности обучающихся, развитие навыков самостоятельности и самоконтроля, закрепление мотивации на постоянный познавательный интерес обучающихся и развитие умения планировать свою деятельность являются целями использования модульного обучения в специализированной школе.

Раскроем принципы, на которых основывалась работа по разработке дидактического контента курсов. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью, что соответствует принципу модульности. Принцип динамичности раскрывается в возможности свободно дополнять, заменять содержание, придерживаясь программ интегрированных учебных предметов, например английского языка, в сочетании с биологией, физикой или инженерным делом. Адаптировать содержание модулей к индивидуальным запросам обучающихся позволяет принцип гибкости, так как уже на этапе учебы в СУНЦ НГУ школьники проводят исследования, реализуют проекты, ставят научные опыты под руководством ученых институтов СО РАН. Тем самым закрепляется принцип осознанной перспективы, когда перед учащимся ставятся ближние и дальние цели и обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний, а доступность индивидуальных консультаций и инструкций для каждого обучающегося носит исключительно прагматический характер.

Структура модульного занятия состоит из мотивационного этапа, работы с учебными элементами модульных блоков и рефлексии. Структурирование содержания учебного материала при построении модуля, прежде всего, преследует цель «сжатия» информации. Необходимо стремиться к представлению знаний в комплектном, удобном для использования виде. Наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Поскольку отличительными чертами современного образования являются гибкость, оперативность и практико-ориентированность обучения, то использование компьютерных технологий знаменует переход от репродуктивной традиционной передачи знаний к креативной форме обучения с ее инновационными методами.

Одним из успешных примеров по разработке учебного модуля является проект Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в рамках программы «Цифровая платформа персонализированного образования в школе» (Москва, 2019). В персонализированной модели образования учебный модуль - структурная единица образовательного процесса. Если урочное планирование основано на допущении, что все ученики движутся в одном темпе, то для перехода к персонали-зации учащимся необходимы более гибкие временные рамки при удержании системы понятных учебных целей и задач и возможности выбора способов освоения учебного материала.

Д.С. Ермаков обозначил следующие преимущества модульного планирования по сравнению с поурочным: возможность для маневра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок; возможность пройти все необходимые для достижения учебной цели этапы; включение в какую-либо деятельность происходит легче, если она видится целостно, понятны ее цели, основные вехи, общий объем работ, образ результата; учебный модуль можно дополнять вариативными материалами, не нарушая при этом общую структуру.

Учебный модуль в такой модели составляют следующие элементы: Мотивационно-ориентировочный блок (Базовая идея модуля; Проблемный вопрос; Шкалированные учебные цели; План работы с распространенными ошибками и ложными представлениями (для учителя); Мотивирующее задание; Предварительное оценивание (на усмотрение разработчика/учителя); Блок заданий уровня 2.0; Блок заданий уровня 3.0; Варианты заданий уровня 4.0; Инструменты рефлексии и самооценки [20].

При разработке профильных курсов с использованием технологии модульного обучения данная модель представляется автору очень перспективной, так как она наиболее эффективна для формирования

естественно-научного дискурса посредством системы заданий по английскому языка с интеграцией профильного дидактического контента. Упражнения выступают в качестве основы системы обучения и представляют собой организованные и взаимообусловленные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании языковых и профильных навыков и умений. Размещение материалов модулей на интерактивной платформе позволяет применять такие форматы заданий, как Drag and Drop, Drag the Words, Fill in the Blanks, Multiple Choice, Quizzes activities, Multiple choice, Essay и др.

Приведем пример базовой идеи и проблемного вопроса из нашего курса по теме модуля «Молекулярная биология. Molecular Biology» [21]:

Базовая идея: догма молекулярной биологии едина для всего живого

Basic idea: the dogma of molecular biology is one whole for all living things

Проблемные вопросы: Problem issues:

Что такое догма молекулярной биологии? What is the dogma of molecular biology?

Чем отличаются ДНК и РНК? How do DNA and RNA differ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Где происходят матричные синтезы? Where do matrix syntheses occur?

Почему вирусы особенные в плане молекулярной биологии? Why

are viruses special in terms of molecular biology?

При конструировании системы модуля мы руководствуемся главной задачей вовлечения учащегося в такую деятельность, чтобы он смог достичь цели, выполнить основное задание или ответить на проблемный вопрос. Предлагается, что основные задания будут способствовать формированию интегрированных компетенций, как общих (предметных, метапредметных, личностных), так и предметно-специализированных. Каждый модуль состоит из серии заданий на уровне слова, на уровне предложения, на уровне текста, задания на основе видеолекций, контролирующие и творческие задания.

Приведем пример задания на уровне слова.

TASK: Are you sure you can pronounce all term correctly? Read the text "RNA functions". Look the words up in the dictionary if necessary. Check the pronunciation of the words and phrases. Record your reading. Attach the audio file in the space provided.

RNA functions

The central dogma of molecular biology suggests that DNA maintains the information to encode all of our proteins, and that three different types of RNA rather passively convert this code into polypeptides. Specifically, messenger RNA (mRNA) carries the protein blueprint from a cell's DNA to its ribosomes, which are the "machines" that drive protein synthesis. Transfer RNA (tRNA) then carries the appropriate amino acids into the ribosome for inclusion in the new protein. Meanwhile, the ribosomes themselves consist

largely of ribosomal RNA (rRNA) molecules. [Citation: Clancy, S. (2008) RNA Functions. Nature Education 1(1): 102]

Приведем пример заданий на уровне текста

Text Dynamics: DNA-encoded circuits

TASK: Read the text. Complete the sentences with the correct form of the verbs in brackets, use full forms.

DNA-encoded circuits

MIT biological engineers have created a programming language that allows them to rapidly design complex, DNA-encoded circuits that give new functions to living cells. {{Using||e||348464afch2182a}} (use) this language, anyone can write a program for the function they want, such as detecting and responding to certain environmental conditions. They can then generate a DNA sequence that {{will achieve||e||348464g1e612ih8}} (achieve) it. etc.

В рамках проектного исследования были подготовлены сценарии видеолекции и экспериментов в биохимической лаборатории СУНЦ, проведены съемки с участием преподавателей и учеников, а по содержанию видеоматериалов - разработаны серии упражнений.

Приведем пример заданий на основе видеоматериалов.

Video Cell Structure

TASK: Watch the video about Cell Structure and answer the question, giving full answers.

1. What is a cell?

2. What are the two categories of cells?

3. What are the four cell parts that are common to all types of the cell?

4. What is an organelle?

5. Enumerate the organelles that you can remember from the video.

6. Which part is the control centre of the cell? What does it contain?

7. What does DNA do? etc.

TASK: Use your sentences from Ex.1 and give a talk about the structure of either animal or plant cell in about 15 sentences. Record your answer and attach it.

TASK: Identify and label each part of an animal cell. (pic.)

TASK: Name all the parts of a plant cell. (pic.)

TASK: Both plant and animal cells have the same organelles. (pic.) But what are two organelles that a plant cell has, but an animal cell does not? Write them down:

1

2

Video: Foreign Plurals

TASK: Watch the video about Foreign Plurals and answer the question, giving full answers. You can either write or record your answer and attach your (audio) file in the space provided.

1. What are foreign plurals?

{{Chloroplasts||e||34bi91505d5edg2}} {{Cell wall| |e| |34bi91c24853c85}}

2. What borrowed words have tended to keep their foreign plurals in English longer?

3. What are the rules for foreign plurals of Latin-derived words?

4. What are the rules for foreign plurals of Greek-derived words?

5. Can you give other examples of foreign plurals in English?

6. Add at least two examples for each of the rules explained in the video give their translation and make your own sentences with them.

TASK: Use your answers from the previous exercises and match the nouns (singular or plural) with the pictures. (pic.)

TASK: Read the sentences and fill in the blanks with appropriate nouns (singular or plural) following the rules of forming foreign plurals.

antenna (2), bacillus, vertebra, cocccus, lacuna, axis (2), phylum (4), bacterium (2), phenomenon, nucleus, helix, fungus

1. Molecular biology is concerned with studying the chemical structures and processes of biological {{phenomena||e||34bj78ejei98e0}} that involve the basic units of life, molecules.

2. The connecting portion of a leaf to the stem is known as a leaf trace; a leaf trace grows through a {{lacuna||e||34bj7a7b1g19253}} or a leaf gap.

3. {{Cocci||e||34bj7hejj820if1}} are one of the two basic bacterial forms, the other being {{bacilli||e||34bj7hijab2jf88}}. This classification is based on their shape. etc.

TASK: Using prompts from the video pronounce the following nouns. Record your answer and attach it.

Helix \ fungi \ larvae \ criteria \ nuclei \ medium \ axis \ cocci \ geneses \ criterion \ spectra etc.

Приведем пример тестовых и творческих заданий.

TEST: Biomedical Blog

TASK: Using the text and pictures write an article for a Biomedical Engineering Blog.

Hippocrates of Kos (460-377 Before Common Era, BCE) is universally recognized as the father of modern medicine, which is based on observation of clinical signs and rational conclusions, and does not rely on religious or magical beliefs. Hippocratic medicine was influenced by the Pythagorean theory that Nature was made of four elements (water, earth, wind and fire), and therefore, in an analogous way, the body consisted of four fluids or 'humors' (black bile, yellow bile, phlegm and blood). The physician had to reinstate the healthy balance of these humors by facilitating the healing work of 'benevolent Nature'. The Hippocratic Oath contains the Pythagorean duties of justice, secrecy, respect for teachers and solidarity with peers. The clinical and ethical basics of medical practice as well as most clinical terms used even today have their origins in Hippocrates. etc. (pics)

Career Qualities

TASK: Do some research on the Internet and find a biology-related job that interests you.

Give a talk about the job you have chosen using the following ideas:

What is the name of your job? Give a definition.

What does the specialist do? What are their job responsibilities?

What qualities and skills do you need to become a successful specialist? Why? etc.

TASK: Do the crossword puzzle "Biomedical Careers".

Across: 1 {{Anesthesiologist||e||349452e28h20g6b}} They administer anesthesia during surgery or other procedures.

Down: 2 {{FoodScientist||e||349456e97f1j486}}They make sure that people have food that is healthy for their bodies.

Down: 3 {{Jointphysician||e||349462hd0i3a990}} They fix people's joints, so that they are healthy. etc.

Do the crossword puzzle "Biomedical Careers". Choose a job from the crossword. Present the information about the job in a form of ppt presentation, a poster, a slide show or infographics. Support it with your audio or video file. Attach your files.

TEST: Biomedical engineering. Fill in the gaps with the correct form of the given words.

Biomedical engineering is now an important 1 {{vital ||e||347bhia3d748ef1}} VITALITY interdisciplinary field. Bioengineering is 2 {{usually ||e||347bhiceeh2d371}} USUAL defined as a basic research-oriented activity closely related to biotechnology and 3 {{genetic ||e| |347bhj 10c5gbf6}} GENE engineering, that is, the 4 {{modification ||e||347bhj3g3149hif}} MODIFY of animal or plant cells, or parts of cells, to improve plants or animals or to develop new microorganisms for 5 {{beneficial ||e||347bhj665c1ca35}} BENEFIT ends. etc.

TASK: Study how to write a popular form of short verse, and write your own limerick on Biology.

e.g. The SESC NSU Young Poets

120 + 60 + 20 + 16*50 7 + 3 * 11 -40 + 60

•One hundred and twenty plus sixty

•Plus twenty plus sixteen times fifty

• Divided by seven

•And three times eleven

• Is five minus forty plus sixty. by Dmitriy Maitak 9-1 SESC NSU 2022

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки одаренных детей профильной школы.

Заключение

Для достижения нового уровня качества образования в целом и лингвистического образования в частности требуется изменение под-

ходов к образовательной деятельности. Научные идеи модульного обучения базируются на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается посредством активных учебных действий); строятся на идеях развивающего обучения, формируя общие предметно-специализированные интегрированные компетенции; опираются на теорию поэтапного формирования умственной деятельности и глубокой внутрипредметной и межпредметной связи. В основании модульной технологии обучения находится программированное обучение, обеспечивая четкость, логичность изложения материала и последовательность действий, активность и самостоятельность обучающихся, подкрепленную регулярной проверкой результатов, широко применяя самоконтроль. Наилучший результат в ограниченный период времени достигается логичным распределением сил и оптимальным использованием компьютерных средств обучения.

Системообразующими элементами модульной технологии обучения являются обучающие модули, включающие законченный блок информации, целевую программу действий ученика.

Содержание модульной программы обучения обладает следующими преимуществами: гибкость структуры модульного построения курса, систематический и эффективный контроль усвоения знаний школьников; интенсификация обучения в результате «сжатия» информации, эффективного использования, дистанционного и смешанного форматов учебного времени.

В результате этого школьники специализированной школы в условиях ограниченного времени и возрастающей профильной нагрузки успевают получать необходимые знания, навыки и умения, приобретая интегрированные компетенции. Таким образом, идет подготовка высокообразованных профессионально ориентированных личностей для вуза при использовании модульной системы обучения за счет непрерывности и интенсификации обучения. За счет этого усваивается больший объем информации через компьютерные технологии во время индивидуальной и самостоятельной работы и индивидуализации обучения. В условиях перехода системы общего образования на федеральные государственные образовательные стандарты эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ становится индивидуализация обучения, когда актуализируется возможность получения знаний в соответствии со способностями каждого ученика.

Существенная значимость и новизна технологии состоят в том, что она выстраивается в комплексе. Отбор целевого компонента, принципы и способы проектирования содержания обучения, система упражнений, конструирование дидактического контента и система контроля и оценки учебных достижений для реализации образовательных

целей позволят повысить мотивацию изучения предмета «Иностранный язык», а также качество знаний и уровень естественно-научного образовательного процесса в целом.

Таким образом, выполненный исследовательский проект приводит к следующим выводам. Понятие «обучающий модуль» активно используется в теории и практике образования. Применение обучающих модулей интегрированного типа наиболее эффективно при модульной организации обучения. Понятие «обучающий модуль» целесообразно применять при организации учебного процесса в специализированных общеобразовательных центрах при университетах. Понятие «модуль» в современном отечественном образовании наиболее часто употребляется при проектировании обучения техническим и естественным учебным дисциплинам.

В технологии модульного обучения, основанного на предметно-деятельностной основе, модуль представляет собой логически завершенную единицу учебного материала, построенную на основе принципов модульного обучения и предназначенную для параллельного изучения основной и профильной дисциплины иностранного языка. Последовательная работа по формированию языковой грамотности при осуществлении коммуникации в рамках смысловых фрагментов профессионально ориентированного естественно-научного иноязычного дискурса старшеклассников целенаправленно приводит к возникновению знания совершенно нового типа в данных предметных областях. Таким образом, технология предметно-деятельностного модульного обучения направлена на развитие интегрированных профессионально-языковых компетенций и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса как организационно-методическая структурная единица в рамках нескольких учебных дисциплин.

Список источников

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1989. С. 27.

2. Ариян М.А Технологии социально развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения в средней школе // Иностранные языки в школе. 2008. № 7. С. 2-8.

3. Чошанов М.А Инженерия дистанционного обучения. М. : Лаборатория знаний, 2021. 307 с. (Педагогическое образование).

4. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика : пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М., 2009. С. 15.

5. Гураль С.К. Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе (языковой вуз) : дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2009.

6. Гураль С.К. Дискурс-анализ в свете синергетического видения. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. 176 с.

7. Гураль С.К., Обдалова О.А. Синергетическая модель развития образовательного пространства // Язык и культура. 2011. № 4 (16). С. 90-94.

8. Хакен Г. Синергетика. М. : Мир, 1980. 404 с.

9. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. М. : София, 2003. 336 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.

11. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota : Burgess Publishing Company, 1974. Р. 2.

12. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н.Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2011. 1175 с.

13. Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов. М. : АСТ-Пресс Книга, 2012. 416 с.

14. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. 1-е изд. СПб. : Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года. URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB% D1%8C&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x

15. ЮцявиченеП.А Основы модульного обучения. Каунас : Швиеса, 1989. С. 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Чошанов М.А Дидактика и инженерия. 4-е изд., электрон. М. : Лаборатория знаний, 2020. С. 35. (Педагогическое образование.)

17. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2004.

18. Алексеева Г.А Модель формирования интегрированной компетенции студентов-медиков в контексте профессии // Перспективы науки. 2019. Вып. 7 (118). С. 172— 174.

19. Вербицкий А А Психология и педагогика контекстного образования / под науч. ред. А. А. Вербицкого. М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. 415 с.

20. Ермаков Д. С. Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования : метод. пособие / под ред. Д.С. Ермакова. М., 2019. 56 с.

21. Биология Biology / Дистанционный гибридный курс по биологии и английскому языку. URL: https://co.openschool.nsu.ru/course

References

1. Ushinsky K.D. (1989) Sobraniye sochineniy [Collected works]. M. p. 27.

2. Ariyan M.A. (2008) Tekhnologii sotsial'no razvivayushchego obucheniya inostrannym yazykam na starshem etape obucheniya v sredney shkole [Technologies of socially developing education in foreign languages at the senior stage of study in secondary school] // Inostrannyye yazyki v shkole. 7. pp. 2-8.

3. Choshanov M.A. (2021) Inzheneriya distantsionnogo obucheniya [Engineering of distance learning]. M.: Knowledge Laboratory. 307 p.

4. Titova S.V. (2009) Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v gumanitarnom obra-zovanii: teoriya i praktika : posobiye dlya studentov i aspirantov yazykovykh fakul'tetov universitetov i vuzov [Information and communication technologies in humanitarian education: theory and practice. Manual for students and graduate students of language faculties and universities]. M. 15 p.

5. Gural S.K. (2009) Obucheniye inoyazychnomu diskursu kak sverkhslozhnoy samora-zvivayushcheysya sisteme (yazykovoy vuz) [Teaching foreign-language discourse as a super-complex self-developing system (language university)]. Pedagogics doc. diss., TSU, Tomsk.

6. Gural S.K. (2012) Diskurs-analiz v svete sinergeticheskogo videniya [Discourse analysis in light of a synergistic vision]. Tomsk: Tomsk University Publishing House. 176 p.

7. Gural S.K. (2011) Sinergeticheskaya model' razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva [Synergistic model of the educational space development] // Yazyk i kul'tura. 4. p. 90-94.

8. Haken G. (1980) Sinergetika [Synergetica]. M.: Mir. 404 p.

9. Capra F. (2003) Pautina zhizni. Novoye nauchnoye ponimaniye zhivykh sistem [Web of Life. New scientific understanding of living systems]. M.: Sofia. 336 p.

10. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary] (2002) / Ch. ed. B.M. Bim-Bad. M.: Great Russian Encyclopedia. 527 p.

11. Russell J.D. (1974) Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company. p. 2.

12. Tolkolyy slovar' russkogo yazyka s vklyucheniyem svedeniy o proiskhozhdenii slov [A thick dictionary of the Russian language with the inclusion of information about the origin of words] (2011) / RAS. Institute of Russian Language named after V.V. Vinogradov. Ed. N.Yu. Shvedova. M.: Azbukovnik Publishing Center. 1175 p.

13. Krysin L.P. (2012) Sovremennyy slovar' inostrannykh slov [Modern dictionary of foreign words]. M.: AST-PRESS BOOK. 416 p.

14. Kuznetsov S.A. (1998) Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [A large explanatory dictionary of the Russian language]. First edition: SPb: Norint.

15. Jucevicene P.A. (1989) Osnovy modul'nogo obucheniya [Fundamentals of Modular Learning]. Kaunas: Schwiesa. p. 38.

16. Choshanov M.A. Didaktika i inzheneriya [Didactics and engineering]. 4th ed. M.: Knowledge Laboratory. p. 35.

17. Galskova N.D., Gez N.I. (2004) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages: linguodidactics and methodology]. M.

18. Alekseeva G.A. (2019) Model' formirovaniya integrirovannoy kompetentsii studentov-medikov v kontekste professii [Model of formation of integrated competence of medical students in the context of profession] // Perspectives of science. 7 (118). p. 172-174.

19. Verbitsky A.A. (2018) Psikhologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya [Psychology and pedagogy of contextual education]. M.: Nestor. 415 p.

20. Ermakov D.S. (2019) Razrabotka uchebnogo modulya v personalizirovannoy modeli obrazova-niya: metod. posobiye [Development of a training module in a personalized education model: methodological manual]. M. 56 p.

21. Biologiya Biology / Distantsionnyy gibridnyy kurs po biologii i angliyskomu yazy-ku. [Biology/Remote Hybrid Course in Biology and English]. URL: https://co.openschool.nsu.ru/course

Информация об авторах:

Гураль С.К. - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный декан ТГУ, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: gural.svetlana@mail.ru

Бариленко И. А. - доцент кафедры иностранных языков, Специализированный учебно-научный центр, Новосибирский государственный университет (Новосибирск, Россия). E-mail: parus_iren@list.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Gural S.K., D.Sc. (Education), Professor, Honored Dean of TSU, Natwnal Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: gural.svetlana@mail.ru

Barilenko I.A., Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Specialized Educational Scientific Center of Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russia). E-mail: parus_iren@list.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 26.10.2022; принята к публикации 10.01.2023 Received 26.10.2022; accepted for publication 10.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.