Научная статья на тему 'Модульное построение образовательного процесса'

Модульное построение образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / MODULAR TEACHING TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / INNOVATIVE PROPERTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худолей Г.С., Стебеняева Т.В.

В статье представлены результате исследования особенностей организации образовательного процесса на основе использования модульных технологий обучения. Выявлены и обоснованы инновационные свойства модульных технологий обучения, которые позволяют индивидуализировать образовательный процесс применительно к запросам обучаемых. Определено, что применение модульных технологий обучения основано на модульном принципе формирования образовательных программ и учебно-методических планов, а также структуризации дидактического контента образовательных дисциплин в рамках отдельных модулей. Показано содержание модульных программ обучения и наличие вариативности содержания модулей. Сделан вывод о том, что модульные технологии обучения являются одной из инновационных форм использования современного информационного инструментария в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS

The paper presents the result of the study of the educational process organization features based on the use of modular teaching technologies. The innovative properties of modular teaching technologies allowing to individualize the educational process in relation to the needs of trainees are revealed and grounded. It is found that the use of modular teaching technologies is based on the modular principle of the formation of educational programs and educational and methodical plans, as well as structuring of the didactic content of educational disciplines within individual modules. The content of modular training programs is shown and the content of modules is variable. The conclusion is as follows: the modular learning technologies are one of the innovative forms of modern information tools usage in the learning process.

Текст научной работы на тему «Модульное построение образовательного процесса»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.004 Худолей Г.С.1, Стебеняева Т.В.2

1 Кандидат экономических наук, главный специалист, 2кандидат экономических наук, ведущий специалист, АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №16-06-50014а(ф) «Модульные технологии подготовки квалифицированных специалистов: внедрение инновационных форм обучения, преимущества и перспективы, проблемы и пути их решения» МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье представлены результате исследования особенностей организации образовательного процесса на основе использования модульных технологий обучения. Выявлены и обоснованы инновационные свойства модульных технологий обучения, которые позволяют индивидуализировать образовательный процесс применительно к запросам обучаемых. Определено, что применение модульных технологий обучения основано на модульном принципе формирования образовательных программ и учебно-методических планов, а также структуризации дидактического контента образовательных дисциплин в рамках отдельных модулей. Показано содержание модульных программ обучения и наличие вариативности содержания модулей. Сделан вывод о том, что модульные технологии обучения являются одной из инновационных форм использования современного информационного инструментария в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательный процесс, модульные технологии обучения, инновационные свойства.

Khudoley G.S.1, Stebenyaeva T.V.2

1PhD in Economics, Chief Specialist, 2PhD in Economics, Leading Specialist, ANO DPE Institute of International Standards of Accounting and Management

The article was prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research, Project №16-06-50014а (f) "Modular technologies for training qualified specialists: introduction of innovative forms of training, advantages

and prospects, problems and ways to solve them" MODULAR DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS

Abstract

The paper presents the result of the study of the educational process organization features based on the use of modular teaching technologies. The innovative properties of modular teaching technologies allowing to individualize the educational process in relation to the needs of trainees are revealed and grounded. It is found that the use of modular teaching technologies is based on the modular principle of the formation of educational programs and educational and methodical plans, as well as structuring of the didactic content of educational disciplines within individual modules. The content of modular training programs is shown and the content of modules is variable. The conclusion is as follows: the modular learning technologies are one of the innovative forms of modern information tools usage in the learning process.

Keywords: educational process, modular teaching technologies, innovative properties.

Введение

Исторический опыт свидетельствует о том, что на каждом новом этапе развития общества происходит формирование новых запросов к образовательной системе, направленных, прежде всего, на подготовку квалифицированных специалистов в соответствии с потребностями нового устройства общества. На рубеже XX-XXI веков основной парадигмой развития общества стала информатизация практически всех сфер его жизнедеятельности. Этот процесс не мог обойти стороной образовательную сферу, поскольку без совершенствования ее развития оказалось практически невозможным получить ожидаемые результаты в развитии остальных сфер жизнедеятельности общества. В свою очередь, информатизация образовательной сферы стала отправной точкой для масштабных изменений и внедрения инновационных преобразований на всех уровнях образовательного процесса - от начального до высшего профессионального образования. В результате в качестве современного направления развития педагогической теории оформилась инновационная теория информационного модульного обучения, основными формами практической реализации которой стали модульные технологии обучения (МТО), формируемые как в рамках отдельных дисциплин, так и их комплекса для профессионального образования и подготовки квалифицированных специалистов разного профиля. В данной статье будут конкретизированы некоторые из ее основных положений, а также обоснованы особенности технологии модульного построения образовательного процесса.

Основная часть

1. Инновационные свойства модульных технологий обучения

Основным назначением использования МТО в образовательном процессе является обеспечение его индивидуализации: по содержанию дидактического контента, по темпам усвоения новых знаний в процессе обучения, по уровню самостоятельности обучаемых, по методам и способам обучения, по формам промежуточного и итогового контроля, а также самоконтроля уровня усвоения новых знаний обучаемыми [1].

В числе основных инновационных свойств формирования МТО можно выделить следующие:

1) переход от традиционного обучения к деятельностному обучению;

Его реализация способствует повышению осознанного усвоения обучаемыми новых объемов знаний путем активных и систематических действий. При этом применение МТО преобразует образовательный процесс, делая его более управляемым и рефлексивным. Во многом это происходит благодаря четкому знанию педагогами предметной области изучаемой образовательной дисциплины или их комплекса, грамотной постановки ими целей изучения этой предметной области, эффективному применению методов мотивации обучаемых к практическому применению МТО

в качестве инновационных форм и современного педагогического инструментария, а также разработке системы промежуточного и итогового контроля уровня усвоения знаний контингентом обучаемых.

2) практическая реализация идеи развивающего обучения;

В соответствии с этим положением образовательный процесс представляется в форме цикличной спирали, когда завершение одного цикла (витка спирали) актуального развития обучаемого становится началом следующего цикла его развития, но уже на более высоком уровне. Применение МТО помогает реализовать это положение путем дифференциации дидактического контента изучаемой предметной области образовательной дисциплины на отдельные модули, определения различных временных периодов для их изучения, а также посредством применения разнообразных форм организации образовательного процесса (индивидуальной, в парах постоянного или переменного состава, групповой и т.д.).

3) использование современных информационных технологий и программных средств для формирования МТО;

При помощи реализации этого положения достигается: требуемая в образовательном процессе четкость и

логичность действий обучаемых, поддерживается индивидуальный темп работы с дидактическим контентом предметной области образовательных дисциплин, осуществляется регулярный промежуточный контроль уровня усвоения новых знаний обучаемыми, стимулируется самоконтроль и взаимный контроль уровня усвоения ими новых знаний.

4) интенсификация и оптимизация образовательного процесса путем практического использования МТО;

Реализация этого положения способствует достижению желаемого результата в форме усвоения новых объемов

знаний обучаемыми при минимальных затратах времени, сил и средств как со стороны педагога, так и со стороны контингента обучаемых [2].

2. Особенности построения образовательного процесса на основе модульных технологий обучения

Как известно, применение модульной структуры для формирования образовательных программ, использование в образовательном процессе МТО, внедрение кредитной системы и компетентностного подхода в обучении являются важнейшими принципами Болонской декларации. Как свидетельствует международная практика, в современных условиях наиболее результативными становятся такие образовательные программы, в которых удалось органично совместить все указанные выше особенности построения образовательного процесса [3]. Только в этом случае можно говорить о подлинном внедрении инновационного педагогического инструментария и МТО в образовательный процесс.

Применение МТО в построении образовательного процесса следует рассматривать как способ его организации на основе использования модульного принципа формирования образовательных программ и учебно -методических планов, а также структуризации дидактического контента образовательных дисциплин в их рамках. Для повышения эффективности усвоения обучаемыми новых объемов знаний необходимо выполнять требования комплексного подхода, в соответствии с которыми модульный принцип должен использоваться при формировании как самих образовательных программ, так и учебно-методических планов, а также структуризации дидактического контента предметных областей образовательных дисциплин в разрезе отдельных модулей.

Отличительная особенность использования МТО заключается в том, что дидактический контент предметных областей образовательных дисциплин структурируется в отдельные, но взаимосвязанные между собой организационно-методические модули, объём дидактического контента предметных областей образовательных дисциплин в которых может изменяться в зависимости от дидактических целей обучения, профиля специализации и текущего уровня усвоения обучаемыми новых объемов знаний [4]. При этом эффективность обучения будет значительно выше, если удастся найти такое сочетание модулей, которое обеспечит достаточную гибкость при выборе конкретного дидактического контента предметных областей образовательных дисциплин для обучения определенного контингента обучаемых и самостоятельного усвоения ими новых объемов знаний путем достижения дидактических, специальных и профессиональных целей в ходе образовательного процесса.

Изменение общепринятой структуры образовательных программ и устоявшихся подходов к организации образовательного процесса в высшей школе сегодня требует определенных усилий от педагогического сообщества для его ускоренной адаптации и перехода к практическому использованию МТО. Применение модулей при формировании образовательных программ является еще одной важной особенностью использования МТО для индивидуализации образовательных траекторий усвоения новых объемов знаний обучаемыми и открытия для них возможности мобильного обучения в рамках международных процессов интеграции образовательных систем разных стран.

В качестве еще одной особенности построения образовательного процесса на основе применения МТО следует отметить достаточно вариативный состав модулей, используемых в рамках образовательных программ [5]. Так, в МТО могут входить такие виды модулей:

1) модули базовых дисциплин, которые обязательны для изучения всего контингента обучаемых и предназначены для формирования общепрофессиональных компетенций, не связанных с конкретной специальностью непосредственно;

2) модули профильных дисциплин, которые обязательны для изучения по специальности, поскольку в них представлен дидактический контент, составляющий основной объем знаний по конкретной специальности и направленный на формирование у контингента обучаемых заданного уровня профессиональных компетенций;

3) дополнительные модули по индивидуальному выбору в рамках конкретной специальности, в которых представлен дидактический контент, направленный на формирование у контингента обучаемых дополнительных профессиональных компетенций в рамках этой специальности;

4) дополнительные модули по индивидуальному выбору, которые не относятся к конкретной специальности, но направлены на формирование у контингента обучаемых дополнительных компетенций, востребованных в будущей профессиональной деятельности (информационные технологии, иностранные языки и др.).

При организации образовательного процесса на основе МТО сначала формируется модульная программа обучения по конкретной специальности, которая включает в свой состав модульный учебно-методический план и комплекс модульных программ для изучения образовательных дисциплин, входящих в этот план.

Модульный учебно-методический план для конкретной специальности и уровня профессионального образования делится на ряд специализированных частей гуманитарной, общетехнической, естественнонаучной и профессиональной направленности, которые, в свою очередь, включают в себя различные наборы образовательных дисциплин. В частности они могут быть представлены набором дисциплин обязательных для изучения по конкретной специальности, дополнительных дисциплин по выбору обучаемых в рамках изучения специальности, а также дисциплин по выбору обучаемых, изучение которых не является обязательным по конкретной специальности. В составе модульных программ для изучения образовательных дисциплин представлены комплексы модулей обучения, которые содержат необходимый дидактический контент по каждой тематической единице предметной области изучаемых дисциплин, систему управления действиями обучаемых по его изучению, методические рекомендации по изучению каждой тематической единицы предметной области, а также систему контроля уровня знаний обучаемых дидактического контента каждой тематической единицы предметной области изучаемых дисциплин.

Модульные программы для изучения образовательных дисциплин имеют принципиальные отличия от традиционных программ обучения. Прежде всего, в модульных программах для изучения образовательных дисциплин четко регламентируется время аудиторного обучения и время самостоятельного изучения тематических единиц предметной области образовательных дисциплин. Такой подход освобождает педагога от выполнения им значительной части информационных функций.

В общем случае схема формирования модульных программ для изучения образовательных дисциплин включает в себя ряд составляющих, а именно:

- конкретные цели и задачи обучения;

- полный состав требований к уровню компетенций обучаемых по окончании изучения образовательных дисциплин;

- основные характеристики для каждого модуля дисциплины: перечень тематических единиц предметной области, краткий дидактический контент по каждой тематической единице, учебно-методические планы лекционных, семинарских и практических (лабораторных) занятий, темы курсовых работ и контрольных заданий, график их выполнения и сдачи;

- краткие характеристики основных организационно-методических форм и методов обучения и контроля уровня усвоения новых объемов знаний контингентом обучаемых;

- описание системы оценки уровня знаний контингента обучаемых.

В составе модульных программ для изучения образовательных дисциплин может быть практически любое число модулей. Их количество, как правило, определяется в зависимости от объемов дидактического контента, характеризующего предметные области различных дисциплин, а также его структуризации на отдельные модули. В учебно-методическом плане число модулей в рамках программ изучения различных дисциплин разбивается на один или несколько академических периодов обучения.

При этом процесс изучения образовательных дисциплин по модульным программам в каждом академическом периоде должен предусматривать промежуточный или итоговый контроль уровня знаний обучаемых.

Заключение

Организация образовательного процесса на основе применения МТО повышает уровень самостоятельности обучаемых и открывает для них дополнительные возможности самореализации за счет повышения их мотивации к обучению. Кроме того, МТО позволяет каждому обучаемому гарантированно усвоить объемы новых знаний в соответствии с основными требованиями новых образовательных стандартов. Тем самым модульное построение образовательного процесса наполняет его индивидуализированными по содержанию методами обучения, способствует повышению уровня самостоятельности обучаемых, а также позволяет грамотно дозировать учебно-познавательную нагрузку каждого обучаемого и осуществлять контроль уровня усвоения им новых объемов знаний в процессе обучения.

На основании изложенного можно, заключить, что МТО являются одной из инновационных форм использования современного информационного инструментария для развития педагогических технологий. Их применение в практической деятельности ВУЗов по подготовке и обучению квалифицированных специалистов способствует усвоению контингентом обучаемых большего объема новых знаний за счет: отсутствия обусловленности организации образовательного процесса от временных, пространственных, бытовых, социальных и ряда других факторов; развития самостоятельных форм и методов обучения; повышения мотивации обучаемых посредством успешного обучения на достижение конкретных целей и решение задач будущего трудоустройства; обеспечения реализации полученных знаний в практической деятельности.

Список литературы / References

1. Королева В.В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 787-790.

2. Худолей Г.С., Стебеняева Т.В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий // Международный научно-исследовательский журнал. - № 2(44). - Ч. 4, Февраль. - 2016. - С. 53-56.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2765-р.

4. Гнитецкая Т.Н., Иванова Е.Б., Плотников В.С. Определение понятия учебного модуля и основы формирования его содержания на примере курса общей физики // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №12.

5. Чибаков А.С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - № 2 [Электронный ресурс]. URL -http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN216.pdf (дата обращения 09.02.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Koroleva V.V. Modul'noe obuchenie kak odin iz sposobov povyshenija kachestva podgotovki specialista [Modular training as a way to improve the quality of specialist training] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. - 2015. - #3. - Рр. 787790. [in Russian]

2. Hudolej G.S., Stebenjaeva T.V. Modul'nye tehnologii obuchenija kak innovacionnye sostavljajushhie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij [Modular technology of training as innovative components of modern pedagogical technologies] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. - # 2(44). - Ch. 4, Fevral'. - 2016. - Рр. 53-56. [in Russian]

3. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016 - 2020 gody. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.12.2014 g. # 2765-r. [The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020 years. Approved by the Federal Government from 29.12.2014, № 2765-p]. [in Russian]

4. Gniteckaja T.N., Ivanova E.B., Plotnikov V.S. Opredelenie ponjatija uchebnogo modulja i osnovy formirovanija ego soderzhanija na primere kursa obshhej fiziki [Definition of a training module and the basis for the formation of its content on the example of the course of General Physics] // Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Recent studies of social problems]. - 2012. - # 12. [in Russian]

5. Chibakov A.S. Problemno-modul'naja tehnologija v professional'nom obuchenii vysokotehnologichnym professijam i special'nostjam [Problem-modular technology in the professional training of high-tech professions and specialties] // Internet-zhurnal «Mir nauki» [Internet magazine «World of Science»]. - 2016. -Tom 4. - # 2 [Electronic resource]. URL - http://mir-nauki.com/PDF/ 10PDMN216.pdf (accessed: 09.02.2017). [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.061 Чистякова Н.Н.1, Лашкова Г.Н.2

:ORCID: 0000-0003-1756-7452, Кандидат педагогических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0001-9952-8902, Старший преподаватель, Череповецкий государственный университет К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Подготовка бакалавров в высших учебных заведениях на современном этапе развития образования требует постоянной диагностики сформированности профессиональных компетентностей обучающихся, среди которых серьезное внимание уделяется готовности бакалавров педагогики к формированию гражданской идентичности младших школьников. Предметом диагностики является оценка результатов деятельности обучающихся. Основными методами диагностирования можно считать тестирование, рейтинговая оценка самостоятельной работы, анкетирование обучающихся. С точки зрения результативности проведенной диагностики является использование самооценки и оценка педагога.

Ключевые слова: ФГОС ВО, гражданская идентичность, готовность, педагогическая диагностика, этапы диагностики.

Chistiakova N.N.1, Lashkova G.N.2,

1ORCID: 0000-0003-1756-7452, PhD in Pedagogics, Associate Professor,

2ORCID: 0000-0001-9952-8902, Assistant Professor, Cherepovets State University

ON THE DIAGNOSTICS OF BACHELORS' IN EDUCATION APTITUDE TO DEVELOP CIVIL IDENTITY

OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Abstract

Bachelor training at the present stage of higher education development demands constant diagnostics of students' professional competences, where much attention is given to the aptitude of undergraduate students who are being trained in Education to develop civil identity of primary school children. The subject of diagnostics is students' activities results assessment. The main methods of diagnostics are testing, ranking score of students' independent work, questionnaires. Regarding effectiveness of the performed diagnostics we consider self-assessment and professors' assessment.

Keywords: FSES HE, civil identity, aptitude, pedagogical diagnostics, stages of diagnostics.

Формирование гражданской идентичности в современном мире является приоритетным вопросом государственной политики. Особую значимость, на наш взгляд, он приобретает в начальной школе и, соответственно, в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) рассматривают вопросы готовности бакалавров к формированию гражданской идентичности младших школьников как часть компетентности педагога.

В социологическом словаре [4] гражданская идентичность определяется, как «1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.