щего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества: 1. Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. 2. Владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность. 3. Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. 4. Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. 5. Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. 6. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. 7. Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества. 8. Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [1, с. 8].
В ходе написания статьи мы обратили внимание на концепт функционально грамотной личности, который имеет связь с представленным портретом выпускника школы в соответствии с нормами ФГОС. Логично объединить постулаты федерального стандарта и принятые в мировом сообществе описательные категории функционально грамотной личности и представить обобщенный портрет такого человека.
Функциональность проявляется в способности использования приобретаемых навыков и знаний для успешного решения различных задач как на личном уровне, так и в обществе. Следовательно, такая личность должна обладать рядом качеств, чтобы быть функционально грамотной и развитой [5, с. 310]. Одним из основополагающих качеств является принадлежность к своей стране, народу и семье, которая выражается через любовь и уважение, умение принимать ценности общества и осознавать свою роль в истории своей страны и народа. Это основные ценности, которые являются едиными во всем мире. В настоящее время грамотность человека проявляется в креативном и критическом мышлении, способности мыслить глобально и учитывать все сферы человеческой жизни. Вопросы эффективной коммуникации также приоритетны для функционально грамотной личности, включая умение вести конструктивный диалог для взаимного понимания и взаимодействия. Функциональность личности не может быть полноценной без здорового физического состояния, поэтому актуальным является поддержание здорового, безопасного и экологически ответственного образа жизни [5, с. 309]. Профессиональная ориентация также важна для функционально
Библиографический список
грамотной личности, и она должна стремиться к фундаментальному осмыслению своей деятельности на благо семьи, общества и страны в целом. Быть профессионалом в своей области, используя знания, навыки и опыт из разных сфер жизни, недостаточно без постоянного самообразования, совершенствования и развития профессиональных качеств в сочетании со стремлением к образованию. В этом состоит сущность функционально грамотной личности, к которой должны стремиться учащиеся российских школ.
В заключение необходимо сделать акцент на том, что общеучебные навыки представляют собой неотъемлемый элемент функциональной грамотности школьников, формируя у них компетенции, необходимые для успешной адаптации и достижений в различных сферах жизни. В современном глобальном мире на это направлены все стратегии обучения, и вопросы формирования критериев обучающего процесса учащихся во всем мире имеют схожий вектор развития, где в центре образовательной парадигмы стоит формирование функционально развитой личности.
Представляем следующие ключевые моменты, характеризующие важность общеучебных умений и навыков в разрезе формирования функциональной грамотности школьников старших классов:
1. Ключевой элемент образования: общеучебные навыки и умения оказываются неотъемлемой частью образовательного процесса, придавая ему комплексность и обеспечивая более глубокое и всестороннее развитие учащихся.
2. Гибкость и адаптивность: эти навыки не только развивают критическое мышление и способность к анализу, но и делают учащихся более гибкими и адаптивными к изменяющимся условиям современного общества.
3. Связь с реальной жизнью: осознание, что обучение общеучебным навыкам направлено не только на успешную учебу, но и на подготовку к реальным сценариям жизни, где применение знаний становится важным фактором.
4. Социальная и личностная сфера: развитие общеучебных навыков способствует социальной адаптации, улучшает межличностные отношения и способности к сотрудничеству, а также содействует личностному росту и саморегуляции.
5. Непрерывный характер образования: выделение необходимости постоянного обновления образовательных методик и программ с учетом изменений в обществе и технологий, чтобы обеспечить актуальность и эффективность формирования общеучебных навыков.
В целом статья подчеркивает, что общеучебные навыки играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности, предоставляя учащимся навыки и инструменты, необходимые для успешной адаптации и достижения в различных сферах жизни.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413. Available at: https://minobr.Werreg.ru/f¡les/ФГОС%20СОО%20с%20изменениями%20от%2023.09.2022.pdf
2. Московская Н.Л., Аксёнова Н.А. Функциональная грамотность учащихся как ориентир современного образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023; № 2 (95).
3. Воровщиков С.Г, Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития. Москва: УЦ «Перспектива», 2014.
4. Махмудова В.С. Формирование универсальных учебных умений при обучении иностранному языку как условие становления личности учащегося. Преподаватель XXI век 2010; № 2-1: 175-178.
5. Московская Н.Л., Аксёнова Н.А. Формирование функциональной грамотности учащихся старшей школы на основе иноязычной текстовой деятельности. Лингвистика и образование: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Московского педагогического государственного университета. Москва: МПГУ, 2023.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: https://minobr.tverreg.ru/files/FGOS%20SOO%20s%20izmeneniyami%20ot%2023.09.2022.pdf
2. Moskovskaya N.L., Aksenova N.A. Funkcional'naya gramotnost' uchaschihsya kak orientir sovremennogo obrazovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2023; № 2 (95).
3. Vorovschikov S.G., Tat'yanchenko D.V., Orlova E.V. Universal'nye uchebnye dejstviya: vnutrishkol'naya sistema formirovaniya irazvitiya. Moskva: UC «Perspektiva», 2014.
4. Mahmudova V.S. Formirovanie universal'nyh uchebnyh umenij pri obuchenii inostrannomu yazyku kak uslovie stanovleniya lichnosti uchaschegosya. Prepodavatel'XXI vek. 2010; № 2-1: 175-178.
5. Moskovskaya N.L., Aksenova N.A. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti uchaschihsya starshej shkoly na osnove inoyazychnoj tekstovoj deyatel'nosti. Lingvistika iobrazovanie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 150-letiyu Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Moskva: MPGU, 2023.
Статья поступила в редакцию 13.01.24
YflK.378.1
Alekseeva E.N., Candidate of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Vice-Rector for Academic Affairs, Department of Mathematical Analysis and Methods
of Teaching Mathematics, Oryol State University n.a. I.S. Turgenev (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES TO METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS. The article discusses methodological aspects of using simulation technologies in training future mathematics teachers. The individualized education model for students is proposed as a part of their mastery of individual disciplines and in the organization of practical training. Particular attention is paid to developing students' skills in creating their own educational resources (digital as well) aimed at developing schoolchildren with high-level mathematical abilities and organizing their preparation for mathematical Olympiads. The experience of testing the proposed approaches on the basis of the Oryol State University named after I. S. Turgenev is summarized. The proposed educational technologies and methodological approaches to the training of a future mathematics teacher can be used by universities implementing pedagogical profile educational programs of higher education.
Key words: methodological training of future teacher, simulation technologies, individualization of mathematics teaching
Е.Н. Алексеева, канд. физ.-мат. наук, доц., проректор по учебной деятельности, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматриваются методические аспекты применения технологий имитационного моделирования в подготовке будущего учителя математики. Предложена модель индивидуализированного обучения студентов в рамках освоения отдельных дисциплин при организации практической подготовки. Особое внимание уделено формированию у студентов навыков создания собственных, в том числе цифровых, образовательных ресурсов, направленных на развитие школьников, обладающих математическими способностями высокого уровня, и организацию подготовки их к математическим олимпиадам. Обобщен опыт апробации предложенных подходов на базе Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. Предложенные образовательные технологии и методические подходы к подготовке будущего учителя математики могут быть использованы вузами, реализующими образовательные программы высшего образования педагогического профиля.
Ключевые слова: методическая подготовка будущего учителя, технологии имитационного моделирования, индивидуализация обучения математике
Актуальность исследования связана с тем, что тенденции развития школьного образования и общества в целом определяют требования к уровню профессиональной компетентности современного педагога и ставят новые задачи перед университетами, ведущими подготовку учителей. Принципы системно-деятель-ностного подхода к обучению и развитию школьников с учетом их индивидуальных способностей положены в основу обязательных требований к реализации общеобразовательных программ, утвержденных федеральными государственными образовательными стандартами [1; 2]. В интеллектуальном развитии школьников на этапе получения ими общего образования математике отводится особая роль. Профессиональным стандартом педагога предусмотрена специальная трудовая функция учителя математики, направленная на развитие математически одаренных учащихся, на подготовку таких школьников к участию в математических олимпиадах и организацию их проектной деятельности в предметной области [3].
Обеспечение готовности выпускников, учителей математики, к индивидуализированному обучению математике школьников, обладающих высоким уровнем математических способностей, является определенным вызовом для университетов, ведущих подготовку учителей. На практике к построению индивидуальных образовательных маршрутов для математически одаренных школьников, особенно в условиях массовой общеобразовательной школы, часто оказываются не готовыми не только молодые педагоги, но и достаточно опытные учителя. В условиях развития парадигмы индивидуализации образования одним из актуальных направлений совершенствования методической подготовки будущего учителя математики, на наш взгляд, стало формирование у студента - будущего педагога-математика - уже на этапе получения высшего образования специальной методической компетентности к работе со школьниками, обладающими высоким уровнем математических способностей.
Целью исследования является то, что оно направлено на актуализацию подготовки будущего учителя математики в системе высшего педагогического образования. Объектом исследования является методическая система подготовки будущего учителя математики в условиях развития индивидуализации образования. В данной статье представлено одно из направлений проводимого исследования, связанное с обоснованием эффективности использования технологий имитационного моделирования при обучении студентов - будущих педагогов.
Задачи исследования: для осуществления поставленных целей проведен анализ возможностей применения имитационных технологий при освоении студентами практического курса по решению олимпиадных задач по математике. В ходе исследования были выявлены риски снижения результативности внедрения исследуемых технологий, связанные со спецификой подготовки педагогов, и предложены методические подходы, обеспечивающие высокую эффективность их применения в образовательном процессе. Предложена диагностическая модель определения уровня подготовки и мотивации студентов к участию в подготовке школьников к математическим олимпиадам, и на ее основе разработана индивидуализированная модель применения имитационных технологий обучения студентов. Проанализирован практический опыт апробации предложенной модели.
Научная новизна заключается в том, что в ходе исследования были предложены некоторые инновационные подходы не только к проектированию целей и содержания образования, но и непосредственно к методической составляющей подготовки будущих педагогов в системе высшего педагогического образования в рассматриваемом контексте. В частности, нами были разработаны и апробированы достаточно эффективные имитационные индивидуализированные технологии обучения студентов - будущих учителей математики. Отдельным инструментальным аспектом методической подготовки студентов выделен навык создания собственных электронных образовательных ресурсов.
Теоретическая значимость состоит в том, что на протяжении десятилетий высшее образование, включая высшее педагогическое, базируется на традиционных видах учебной деятельности студентов - это лекции, практические, лабораторные и семинарские занятия в рамках освоения учебных дисциплин, учебная и производственная практики, выполнение курсовых проектов и выпускной квалификационной работы. Практическая составляющая видится в том, что
в последнее время взят курс на усиление практической подготовки не только в рамках организации практик, но и активно исследуются и развиваются практи-ко-ориентированные методики и технологии обучения студентов.
Одной из таких инновационных образовательных технологий, направленных на преодоление разрыва между теоретическими знаниями, получаемыми студентами в рамках освоения дисциплин, и умениями применять полученные знания на практике в дальнейшей профессиональной деятельности является технология имитационного моделирования. Под технологией имитационного моделирования, как правило, понимают проектирование и воспроизведение готовой профессиональной модели, вовлечение студента в процесс решения практических задач в условиях, наиболее приближенных к реальным условиям дальнейшей профессиональной деятельности выпускника [4; 5]. Имеется целый ряд исследований, подтверждающих эффективность применения технологии имитационного моделирования в процессе формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования различных непедагогических профилей [6; 7; 8]. Особенности применения технологии имитационного моделирования как активного метода обучения студентов, будущих педагогов, также изучаются, но менее активно. Например, имеется опыт организации ролевого имитационного моделирования педагогической деятельности в рамках профессионально ориентированной вне-учебной деятельности студентов - будущих учителей математики [9].
В рамках исследования, направленного на построение системы методической подготовки будущего учителя математики в рассматриваемом контексте, нами была построена и апробирована модель методической системы подготовки будущего учителя к работе в условиях индивидуализации обучения математике [10; 11]. При этом целевой компонент предложенной системы, встроенный в компетентностную модель выпускника, ориентирован на специальную трудовую функцию из профессионального стандарта педагога, а содержательный компонент предполагает сквозное развитие специальной методической компетентности студента в рамках единой линии освоения математических и методических дисциплин. В ходе одного их этапов исследования, проводимого в период с 2019 года по 2023 год, в котором принимали участие студенты старшего курса программы профильного бакалавриата Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, нами были апробированы инновационные индивидуализированные технологии имитационного моделирования в обучении студентов - будущих учителей математики, показавшие свою достаточно высокую эффективность.
В ходе исследования применялся аналитический метод, и был проведен педагогический эксперимент. Материалом для исследования послужили научные работы, результаты проведенных в рамках педагогического эксперимента оценочных мероприятий. На первом этапе исследования были проведены входные диагностические мероприятия, направленные на оценку уровня специальной предметно-методической подготовки студентов. На втором этапе были разработаны индивидуализированные подходы к применению технологий имитационного моделирования в обучении студентов, и организован педагогический эксперимент. На третьем этапе были проведены итоговые оценочные мероприятия, проанализированы результаты педагогического эксперимента, сформулированы выводы.
Достаточно часто возникают ситуации, когда студенты, будущие учителя математики, успешно осваивающие все математические, психолого-педагогические и методические дисциплины, т. е. студенты, имеющие в целом хорошую теоретическую подготовку, придя на практику в школу, сталкиваются с серьезными трудностями при проведении реального урока даже в рамках стандартной общеобразовательной программы. Другими словами, практическая подготовка студентов к осуществлению педагогической деятельности часто отстает от подготовки теоретической. Еще более часто трудности возникают у студентов, да и у выпускников университетов - молодых педагогов, при проведении занятий с учащимися, осваивающими школьную математику на углубленном уровне, со школьниками, обладающими математическими способностями высокого уровня и требующими индивидуального подхода.
Одним из возможных путей решения проблемы отставания практических навыков студентов от уровня их теоретической подготовки является организация проведения пробных уроков, имитирующих реальные уроки, в студенческой группе, которая на время становится «учебным классом». Однако обеспечить эффективность применения имитационных технологий на занятиях в рамках классического курса методики преподавания математики достаточно проблематично как для студента, выступающего в роли учителя, так и для студентов, играющих роль учеников. Во-первых, студентам, получающим профессию учителя математики и выступающим в роли учеников, материал любого школьного урока математики хорошо известен. Поэтому создать реальную обстановку учебного урока в таком «учебном классе», скорее всего, не получится, ведь «студенту-учителю» важно иметь обратную связь с учениками, которые с разной степенью успешности осваивают новый материал, важно научиться принимать решения в текущей учебной ситуации. Да и для студентов, играющих роль учеников, такой урок будет неинтересен и даже скучен.
В рамках проводимого в течение четырех лет исследования нами было апробировано применение имитационных технологий не на материале школьного курса математики, а на материале олимпиадных задач в рамках изучения студентами, будущими учителями математики, специального курса-практикума по решению задач олимпиадной математики. На таких пробных уроках, направленных на освоение специальных методов решения олимпиадных задач, естественным образом создавалась реальная обстановка урока в «учебном классе», возникали вопросы для обсуждения и реальные учебные ситуации взаимодействия, поскольку даже студентам-«ученикам» решение олимпиадных задач дается не всегда, да и не всем одинаково легко. Кроме того, с целью повышения эффективности пробных уроков были разработаны индивидуализированные подходы к выбору учебных целей и тематики пробных уроков, а также к распределению ролей «учеников», «учителей» среди студентов. Особое внимание уделялось созданию студентами собственных цифровых образовательных продуктов - «видеоуроков» по выбранной олимпиадной теме с разбором решения задач. Навыки создания таких образовательных ресурсов, на наш взгляд, крайне актуальны для формирования специальной компетентности будущего педагога в создании цифровой развивающей образовательной среды для индивидуализированного обучения математике современных школьников.
Студенты выпускного курса программы бакалавриата, направленной на подготовку учителей математики, приступающие к освоению курса по решению олимпиадных задач по математике, по итогам проведения входной диагностической работы и анкетирования были отнесены к трем условным группам. К первой группе (группе «А») были отнесены студенты, показавшие достаточно начальный уровень владения специальными методами решения олимпиадных задач, а также высокий уровень мотивации к освоению методики обучения решению таких задач и к работе со школьниками по подготовке к их участию в математических олимпиадах. Во вторую группу (группу «В») были включены студенты, показавшие фрагментарное владение отдельными методами решения олимпиадных задач, а также студенты, продемонстрировавшие при достаточном начальном уровне владения методами решения олимпиадных задач низкий уровень мотивации к подготовке школьников к участию в олимпиадах. И, наконец, к третьей группе (группе «С») были отнесены студенты, показавшие низкий уровень владения специальными методами решения олимпиадных задач по математике. Примечателен тот факт, что ежегодно к группе «А» удавалось отнести не более 10-20% студентов курса, при этом в данной условной группе оказывались, как правило, студенты, имеющие за спиной собственный положительный опыт участия в математических олимпиадах школьников.
Следует заметить, что не только в ходе организации имитационного моделирования, но и при проведении занятий в рамках курса по решению олимпи-адных задач нами применялись индивидуальные образовательные технологии к обучению студентов, отнесенных к условной группе «А». Например, таким студентам предлагалось решать олимпиадные задачи по «усиленному» индивидуальному «рабочему листку» («рабочий листок» - тематическая подборка задач) и дополнительно выполнять индивидуальные методические задания по теме занятия. Будущим учителям математики на практике демонстрировались приемы индивидуализации обучения математике в условиях ведения групповых занятий, что само по себе ценно. В ходе проводимого анкетирования нами ежегодно устанавливалось, что в период обучения студентов и в школе, и в университете, к
Библиографический список
ним, как правило, не применялись какие-либо индивидуальные образовательные технологии. Данное направление профессиональной деятельности осваивается будущими учителями исключительно теоретически, что ставит под сомнение возможность формирования на достаточном уровне готовности выпускников к дальнейшей работе в условиях индивидуализации обучения математике.
В ходе организации имитационного моделирования при освоении курса по решению олимпиадных задач, т. е. при проведении пробных уроков, мы также применяли индивидуализированные подходы к обучению студентов на основе проведенного условного распределения студентов в группы «А», «В» и «С» соответственно. Так, студенты, отнесенные к группе «С», выполняли исключительно роль «учеников» в «учебном классе». Их основной учебной задачей было овладение специальными методами решения задач олимпиадной математики в соответствии с программой дисциплины, а также создание цифровых образовательных продуктов по готовым методическим материалам. Студентам, отнесенным к группе «В», было предложено выбрать тему для занятия кружка по олимпиадной математике для учащихся 5-7 классов, подготовить методические разработки и «видеоуроки» по теме, согласовать их с преподавателем и провести пробное имитационное занятие со студентами группы, имитирующими «учебный класс». Студентам, отнесенным к группе «А», предлагалось найти решение проблемной методической задачи, реально возникшей в ходе подготовки к олимпиадам школьников, имеющих высокий уровень математических знаний (учащихся 10-11 классов университетской гимназии). Студенту данной условной группы демонстрировалось условие одной из задач, с решением которой у школьников возникли реальные проблемы в ходе участия в одной из перечневых олимпиад школьников по математике, назовем эту задачу «проблемной». Студент должен был в рамках индивидуальной практической подготовки на первом этапе посетить занятия курса внеурочной деятельности по решению задач олимпиадной математики с участием данных школьников и оценить уровень их математической подготовки. Далее студенту необходимо было создать под руководством преподавателя методическую разработку занятия или серии занятий с учетом уровня подготовки школьников, направленную на освоение олимпиадной идеи, заложенной в решении «проблемной» задачи. На следующем этапе студенту в роли «учителя» предлагалось апробировать методическую разработку в ходе имитационного урока в «учебном классе» из студентов-«одногруппников». И, наконец, студенту предлагалось по согласованию с учителем гимназии принять участие в реальной подготовке к участию в математических олимпиадах школьников, столкнувшихся с трудностями в решении исходной «проблемной» олимпиадной задачи, используя отработанную на пробном «студенческом уроке» и при необходимости скорректированную по его итогам методическую разработку.
Таким образом, при освоении студентами дисциплины применялись индивидуализированные образовательные технологии, включая технологии имитационного моделирования уроков, а для наиболее подготовленных и мотивированных студентов были разработаны индивидуальные образовательные маршруты освоения части дисциплины в форме практической подготовки. По итогам освоения студентами дисциплины проводились оценочные мероприятия, которые ежегодно подтверждали эффективность применения технологий имитационного моделирования и индивидуальных подходов к обучению студентов, будущих учителей математики.
Проведенный в ходе исследования педагогический эксперимент показал эффективность предложенных индивидуальных подходов к методической подготовке будущего учителя математики. Применение индивидуализированных прак-тико-ориентированных технологий имитационного моделирования при освоении наиболее сложных разделов элементарной математики, при изучении методов решения олимпиадных задач высокого уровня сложности, на наш взгляд, наиболее эффективно для отдельных, наиболее подготовленных и мотивированных студентов. Важно, что результаты исследования подтвердили эффективность применения имитационных технологий и для основной группы студентов. Предложенные образовательные технологии обучения позволили будущему учителю овладеть навыками создания собственных методических разработок, в том числе цифровых образовательных продуктов, апробировать их в рамках имитации реальных уроков. Студенты на практике увидели возможности применения индивидуальных подходов к обучению математике, что важно в формировании их готовности к будущей профессиональной деятельности в современных условиях развития индивидуализации образования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 N 413. Available at https://base.garant.ru/70188902/
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г N 544н. Available at: https://base.garant. ru/70535556/
4. Быстрова И.Н. Имитационное моделирование как технология подготовки специалистов технического профиля в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2008.
5. Кадырова Г.Т. Формирование экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2016.
6. Антонова Л.В., Григорьева Т.Н. Новые формы и методы преподавания профессионально ориентированного немецкого языка. Развитие образования. 2019; № 1 (3): 66-68.
7. Чутчева А.В. Развитие профессиональных компетенций: опыт применения инновационных образовательных технологий у студентов-журналистов. Преподаватель XXI век. 2019; № 3-1: 46-54.
8. Иус В.М. Повышение качества подготовки специалистов социально-экономического профиля средствами имитационного моделирования. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010; № 3 (179): 121-124.
9. Вдовиченко А.А. Имитационное моделирование в профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков. Humanitarian Balkan Research (Хуманитарни Балкански изследвания). 2020; № 4 (10). Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n/imitatsionnoe-modelirovanie-v-professionalno-orientirovannoy-vneuchebnoy-deyatelnosti-buduschih-pedagogov-matematikov
10. Алексеева Е.Н. Принципы методической подготовки будущего учителя математики к работе в условиях индивидуализации обучения. Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2022; № 4: 162-179.
11. Алексеева Е.Н. Об актуализации содержания методической подготовки будущего учителя математики в условиях индивидуализации образования. Ученые записки орловского государственного университета. 2023; № 1 (98): 168-172.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.12.2010 N 1897. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.05.2012 N 413. Available at https://base.garant.ru/70188902/
3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n. Available at: https://base.garant.ru/70535556/
4. Bystrova I.N. Imitacionnoe modelirovanie kak tehnologiya podgotovki specialistov tehnicheskogo profilya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2008.
5. Kadyrova G.T. Formirovanie 'ekonomiko-analiticheskoj kompetencii u studentov kolledzha sredstvami imitacionnogo modelirovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2016.
6. Antonova L.V., Grigor'eva T.N. Novye formy i metody prepodavaniya professional'no orientirovannogo nemeckogo yazyka. Razvitie obrazovaniya. 2019; № 1 (3): 66-68.
7. Chutcheva A.V. Razvitie professional'nyh kompetencij: opyt primeneniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij u studentov-zhurnalistov. Prepodavatel'XXI vek. 2019; № 3-1: 46-54.
8. lus V.M. Povyshenie kachestva podgotovki specialistov social'no-'ekonomicheskogo profilya sredstvami imitacionnogo modelirovaniya. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2010; № 3 (179): 121-124.
9. Vdovichenko A.A. Imitacionnoe modelirovanie v professional'no orientirovannoj vneuchebnoj deyatel'nosti buduschih pedagogov-matematikov. Humanitarian Balkan Research (Humanitarni Balkanski izsledvaniya). 2020; № 4 (10). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnoe-modelirovanie-v-professionalno-orientirovannoy-vneuchebnoy-deyatelnosti-buduschih-pedagogov-matematikov
10. Alekseeva E.N. Principy metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya matematiki k rabote v usloviyah individualizacii obucheniya. Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2022; № 4: 162-179.
11. Alekseeva E.N. Ob aktualizacii soderzhaniya metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya matematiki v usloviyah individualizacii obrazovaniya. Uchenye zapiski orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 1 (98): 168-172.
Статья поступила в редакцию 13.01.24
УДК 37.02
Andryushechkin S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), junior research associate, Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONCEPTION OF A DIDACTIC COMPLEX AS A THEORETICAL BASIS FOR CREATING A SYSTEM OF LEARNING TOOLS. The organisation of modern personally oriented developmental educational process on the basis of problem-based learning requires solving a problem of providing the teacher with didactic tools that would correspond to the goals and objectives of such a learning process. The article presents the results of the development of the conception of didactic complex of problem-based learning on the typological, classification basis. In the structure of the conception, the following are highlighted: the basis of the conception (scientific facts, the object studied by the conception, factors influencing the object, the basic concepts that the conception operates on); the core of the conception (basic provisions, patterns, scope, mechanism of application of the conception); consequences of the conception (concepts and objects explained by the conception, concepts and objects predicted by the conception, results of evaluation of the complex developed on the basis of the conception). Further modelling of the didactic complex of problem-based learning for the basic school physics course showed the effectiveness of the developed conception as a theoretical basis for the work on the creation of problem-oriented didactic tools.
Key words: conception of didactic complex of problem-based learning, basis of conception, core of conception, consequences of conception
С.М. Андрюшечкин, канд. пед. наук, мл. науч. сотр., Омская гуманитарная академия, г. Омск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Организация современного личностно ориентированного развивающего образовательного процесса на основе проблемного обучения требует решения задачи обеспечения учителя дидактическим инструментарием, соответствующим целям и задачам такого процесса обучения. В статье изложены результаты разработки на типологической, классификационной основе концепции дидактического комплекса проблемного обучения. В структуре концепции выделены основание концепции (научные факты, объект, исследуемый концепцией, факторы, оказывающие влияние на объект, основные понятия, которыми оперирует концепция); ядро концепции (основные положения, закономерности, область применения, механизм применения концепции); следствия концепции (понятия и предметы, объясняемые концепцией, понятия и предметы, прогнозируемые концепцией, результаты оценки комплекса, разработанного на основе концепции). Проведенное в дальнейшем моделирование дидактического комплекса проблемного обучения для курса физики основной школы показало эффективность применения разработанной концепции в качестве теоретической базы работы по созданию проблемно ориентированного дидактического инструментария.
Ключевые слова: концепция дидактического комплекса проблемного обучения, основание концепции, ядро концепции, следствия концепции
В динамично изменяющемся современном мире не могут не происходить изменения фундаментальных институтов общества, в том числе и системы образования. Эти изменения самой структуры системы образования; перераспределение и наращивание ресурсов системы (финансовых, материальных, интеллектуальных); уточнение целей, задач и способа реализации образовательного процесса, в частности «пересмотр ... стандартов обучения» [1, с. 22]. В случае российской системы школьного образования процессы модернизации направлены на установление субъект-субъектного подхода в образовании, «обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося» [2].
Педагогическая практика показывает, что такое личностно ориентированное развивающее образование может быть успешно реализовано при проблемном обучении, которому отдаёт предпочтение значительная часть учителей: так,
например, более 50% учителей физики при проведении обобщающих уроков используют такие формы их проведения, как проблемное изложение или проблемная беседа [3, с. 225]. Это показывает актуальность исследования, направленного на определение оптимального пути создания проблемно ориентированного дидактического инструментария.
Целью такого исследования являлась разработка концепции дидактического комплекса как теоретического базиса создания системы дидактических средств проблемного обучения, а непосредственно объектом исследования - дидактический комплекс проблемного обучения для курса физики основной школы. В ходе такого исследования были решены следующие задачи: - разработана концепция дидактического комплекса проблемного обучения (ДКПО);