Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ПРЕПОДАВАНИИ СТИЛИСТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-ФИЛОЛОГАМ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ПРЕПОДАВАНИИ СТИЛИСТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-ФИЛОЛОГАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стилистика английского языка / профессионально ориентированное обучение / иностранный язык / перевернутый класс / критическое мышление / филологическое обучение / мотивация / компетенции / профессиональное общение / дистанционное обучение / English Stylistics / professionally oriented learning / critical thinking / philology departments / motivation / competence / Flipped Classroom method / foreign language / distance learning / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Загрядская

Статья посвящена возможности использования технологии «Перевернутый класс» в преподавании английского языка будущим педагогам, обучающимся по профилю «Русский язык и иностранный язык». Особое внимание уделяется возможности применения данной технологии в преподавании аспекта «Стилистика английского языка». В статье обсуждается актуальность и своевременность использования данной технологии в современном образовании. Автор дает определение технологии «Перевернутый класс», останавливается на особенностях использования данной технологии в обучении иностранным языкам, рассматривает отличия данной технологии от традиционных подходов к преподаванию иностранного языка. Автор останавливается на особенностях преподавания стилистики при помощи данной технологии, а также делится опытом в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Загрядская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLIPPED CLASSROOM METHOD IN TEACHING ENGLISH STYLISTICS TO PHILOLOGY STUDENTS

The article deals with a problem of applying Flipped Classroom technique while teaching English to future teachers of the Russian and English languages. Particular attention is paid to using Flipped Classroom as a method of working at such a complex linguistic discipline as “English Stylistics”. The relevance of such work in the present days is discussed. The author gives a description of the Flipped Classroom technique, touches on its history and differentiates it from the traditional approaches to teaching. Definitions, given by various scientists are considered, their relevance to the present study is mentioned. Advantages and disadvantages of the method are outlined. The researcher reveals ways to apply Flipped Classroom work with philology students. The author shares her experience of teaching various aspects of English Stylistics with the help of the described method. Its potential in motivating students and application in distance learning is emphasized and disclosed.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ПРЕПОДАВАНИИ СТИЛИСТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-ФИЛОЛОГАМ»

УДК 378.147

Zagryadskaya N.A., Cand of Sciences(Philology), senior lecturer, State University of Education (Moscow, Russia), E-mail: ntalie@mail.ru

FLIPPED CLASSROOM METHOD IN TEACHING ENGLISH STYLISTICS TO PHILOLOGY STUDENTS. The article deals with a problem of applying Flipped Classroom technique while teaching English to future teachers of the Russian and English languages. Particular attention is paid to using Flipped Classroom as a method of working at such a complex linguistic discipline as "English Stylistics". The relevance of such work in the present days is discussed. The author gives a description of the Flipped Classroom technique, touches on its history and differentiates it from the traditional approaches to teaching. Definitions, given by various scientists are considered, their relevance to the present study is mentioned. Advantages and disadvantages of the method are outlined. The researcher reveals ways to apply Flipped Classroom work with philology students. The author shares her experience of teaching various aspects of English Stylistics with the help of the described method. Its potential in motivating students and application in distance learning is emphasized and disclosed.

Key words: English Stylistics, professionally oriented learning, critical thinking, philology departments, motivation, competence, Flipped Classroom method, foreign language, distance learning, future teachers

Н.А. Загрядская, канд. филол. наук, доц., Государственный университет просвещения, г. Москва, Е-mail: ntalie@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ПРЕПОДАВАНИИ СТИЛИСТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-ФИЛОЛОГАМ

Статья посвящена возможности использования технологии «Перевернутый класс» в преподавании английского языка будущим педагогам, обучающимся по профилю «Русский язык и иностранный язык». Особое внимание уделяется возможности применения данной технологии в преподавании аспекта «Стилистика английского языка». В статье обсуждается актуальность и своевременность использования данной технологии в современном образовании. Автор дает определение технологии «Перевернутый класс», останавливается на особенностях использования данной технологии в обучении иностранным языкам, рассматривает отличия данной технологии от традиционных подходов к преподаванию иностранного языка. Автор останавливается на особенностях преподавания стилистики при помощи данной технологии, а также делится опытом в данной области.

Ключевые слова: стилистика английского языка, профессионально ориентированное обучение, иностранный язык, перевернутый класс, критическое мышление, филологическое обучение, мотивация, компетенции, профессиональное общение, дистанционное обучение

Реалии современной жизни требуют от преподавателя высшей школы поиска новых решений непростой задачи по подготовке будущих профессионалов. В этой связи традиционные подходы к проведению занятий все чаще уступают место новым методикам, дающим возможность сделать учебный процесс более гибким и результативным. При этом необходимо помнить, что новаторские идеи могут быть использованы в сочетании с уже зарекомендовавшими себя, а использование нового не должно означать полное отрицание старого. Среди широко применяемых технологий сегодняшнего дня особое место занимает «Перевернутый класс», позволяющий оптимизировать аудиторную работу и способствующий повышению мотивации студентов. Эта технология особенно хорошо зарекомендовала себя во время пандемии в рамках дистанционного обучения. Вместе с тем ее применение не только не ограничено рамками дистанционного обучения, но позволяет усовершенствовать процесс обучения студентов в области традиционной очной подготовки. В этой связи исследование новых возможностей использования «Перевернутого класса» представляется актуальным и своевременным.

В данной статье будет рассмотрена возможность применения технологии «Перевернутый класс» в преподавании курса «Стилистика английского языка» студентам, обучающимся по программе бакалавриата, направление «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и иностранный (английский) язык». Новизна данного исследования заключается в том, что в нем предлагается авторское видение возможности применения упомянутого метода в преподавании данной дисциплины.

Объектом исследования в статье является процесс обучения «Стилистике английского языка» в ходе использования технологии «Перевернутый класс».

В качестве предмета исследования следует назвать специфику преподавания упомянутой дисциплины с использованием «Перевернутого класса».

Цель исследования заключается в выявлении и изучении возможностей использования технологии «Перевернутый класс» в преподавании «Стилистики английского языка» будущим педагогам-филологам.

Цель работы реализовывалась посредством решения ряда задач: 1) определить понятие технологии «Перевернутый класс» 2) рассмотреть преимущества и недостатки данной технологии по сравнению с традиционной организацией учебного процесса 3) изучить возможности применения технологии в преподавании «Стилистики английского языка» в сочетании с традиционной аудиторной работой.

В статье были использованы аналитический, описательный и сравнительный методы исследования.

Она расширяет понятие «Перевернутый класс», что несет определенную теоретическую значимость. Результаты исследования могут быть применены на занятиях по разным дисциплинам со студентами-филологами, что делает исследование практически значимым.

Технология «Перевернутый класс», или Flipped Classroom является в наши дни одной из наиболее широко используемых технологий преподавания. Она находит свое применение в самых разных учебных дисциплинах как в школьном, так и в университетском обучении и напрямую связана с необходимостью удов-

летворения потребностей цифрового общества в новых моделях обучения. Возможности этой технологии в преподавании иностранных языков особенно трудно переоценить. В последнее время в центре внимания исследователей оказывались такие аспекты, как преподавание грамматики [1], общего курса иностранного языка [2], иностранного языка для специальных целей [3].

Возникшая в начале 2000-х в США данная технология претерпевала различные трактовки, однако ее продуктивность вряд ли может быть подвергнута сомнению. Суть метода состоит в том, что домашняя и классная работы отчасти или полностью меняются местами, то есть обучающийся изучает определенную тему при помощи онлайн-лекции или презентации, а аудиторное занятие посвящается обсуждению и отработке различных навыков. Данный метод позволяет применять полученные знания на практике и, превратив аудиторию в своего рода мастерскую, создать более благоприятные условия для совместного поиска решений и ответов на возникшие вопросы. Теоретическая модель организации обучения с использованием данной технологии, предложенная Брыксиной О.Ф., содержит такие элементы, как оптимизация ресурса времени, использование дидактического потенциала сети Интернет, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность [4].

Как отмечают Т.А. Сырина и Н.Г. Померанцева, «...перевернутый класс направлен на развитие таких навыков, как креативность, автономность, способность решать и рассуждать, выбирать соответствующую информацию, уметь ее объяснять и передавать благодаря интеграции цифровых технологий, которая при этом не является центральной в процессе обучения, но служит одновременно средой и гибким учебным пособием» [3, с. 5]. По мнению Е.А. Серегиной, «обучение по данной модели предполагает изменение не только роли студента, но и роли преподавателя. Главной целью становится переосмысление самим педагогом его места в образовательном процессе» [5, с. 198]. Технология также помогает развитию так называемых «мягких» навыков, необходимых для построения карьеры [3]. Т.В. Милюшенко утверждает, что «Модель «перевернутого класса» является частью более широкого педагогического течения и пересекается со смешанным обучением, проблемно ориентированным обучением и другими методами и средствами преподавания, которые отличаются большей гибкостью и обеспечивают большую активность и вовлеченность учащихся» [6, с. 12].

Как и любой метод, «перевернутый класс» имеет преимущества и недостатки [7]. К преимуществам технологии относится возможность приобщения студентов к самостоятельной работе, обучение их аналитическим навыкам и формирование критического мышления. Первичное осмысление материала без помощи преподавателя позволяет обучающимся проявлять инициативу, стимулирует познавательный интерес и формирует творческий подход к поиску необходимой информации. При этом данный метод дает возможность реализовывать персонализированный подход, при котором процесс обучения может быть организован с учетом запросов каждого обучающегося, одновременно позволяя ему развивать лидерские качества. Подготовленный материал может быть изучен в индивидуальном темпе, видеолекции и презентации при необходимости могут просматриваться значительное количество раз.

Среди определенных минусов следует упомянуть невозможность обсудить с обучающим сложные моменты непосредственно в процессе ознакомления с материалом. У некоторых студентов это может создавать ощущение неуверенности и нежелание преодолевать возникшие трудности. Студенты с недостаточно сформированной личной ответственностью могут предпринимать попытки избегать самостоятельной работы, оправдывая это непониманием сути работы и так далее. В этой связи преподавателю необходимо предвидеть сложности такого рода и заранее планировать меры по их предупреждению. Также возможно возникновение проблем технического характера, таких как отсутствие доступа к сети Интернет, сбои в работе образовательных платформ и так далее.

Применение технологии «Перевернутый класс», безусловно, усложняет работу обучающего, так как создание контента требует большого количества времени и усилий. Подготовка видеолекций, презентаций и разработка заданий для самостоятельной и аудиторной части обучения представляет собой долгий и трудоемкий процесс. Общение со студентами вне аудитории во время первичной проработки ими материала также привносит определенные сложности в ежедневный труд преподавателя. Эти непростые вопросы требуют изменений в организации и оплате труда педагогов. Однако позитивным моментом является то, что, завершив разработку контента, обучающий будет производить лишь корректировку, что является менее энергозатратной деятельностью.

Технология «Перевернутый класс» используется в преподавании самых разных аспектов иностранного языка, как практических, так и включающих отдельные теоретические моменты. Главным условием является способность заинтересовать студентов, активизировать их стремление к самостоятельному поиску знаний и формированию компетенций, необходимых в их будущей профессиональной коммуникации. Однако в подготовке студентов-филологов присутствует ряд дисциплин филологической направленности, изучаемых на иностранном языке. Речь, прежде всего, идет о профиле «Русский язык и иностранный язык» направления «Педагогическое образование», на котором обучаются будущие учителя русского и иностранного языков. Таким образом студенты не только овладевают практическими навыками коммуникации на иностранном языке, но и изучают теоретические дисциплины на иностранном языке. Вместе с тем теория не может быть оторвана от практики и, следовательно, изучаемые теоретические положения должны сопровождаться анализом и подробным разбором примеров и иллюстративного материала.

Одной из таких дисциплин является «Стилистика английского языка», ставящая своей целью познакомить студентов с современными представлениями о стилистических ресурсах и системе функциональных стилей английского языка, а также с лингвистическими методами их исследования. Кроме этого, курс должен помочь углубить лингвистическую подготовку студентов, дать знания о выразительных средствах английского языка, сформировать навыки анализа текстов разных функциональных стилей и жанров. При этом необходимо учитывать тот факт, что курс преподается студентам, имеющим богатый опыт изучения теоретических основ русского языка и способным сопоставлять и противопоставлять два изучаемых языка.

Традиционная работа со студентами в процессе преподавания курса «Стилистика английского языка» предполагает чтение лекций и проведение практических занятий. Однако специфика учебной дисциплины и особенности учебной аудитории позволяют рассмотреть возможности применения технологии «Перевернутый класс», внеся в изучение дисциплины новые идеи и способы ее освоения. Это стало особенно актуальным во время пандемии, когда обучение по всем дисциплинам осуществлялось дистанционно, и участники учебного процесса были вынуждены адаптироваться к новым для себя и сложным условиям обучения. В дальнейшем при возвращении к аудиторной работе появилась возможность сочетать привычный способ работы и особенности «перевернутого» класса, что сделало изучение дисциплины более продуктивным и способствовало повышению мотивации студентов. Положительным фактором является то, что дисциплина изучается на 4 курсе, поэтому студенты обладают значительным опытом самостоятельной работы, работы с различными видами текстов, а также командной деятельности. Являясь студентами-филологами, они имеют представление о системе функциональных стилей, выразительных средствах и классификации словарного состава русского языка. Это, безусловно, облегчает их восприятие материала на английском языке, у них появляется возможность сопоставлять и противопоставлять, сравнивать терминологию и взгляды различных лингвистических школ. Работа в «перевернутом классе» позволяет им приобщиться к исследовательской деятельности, научиться делать независимые

Библиографический список

выводы, предлагать собственное решение представленных проблем. Именно возможность для студентов самостоятельного критического анализа материала становится в данном случае доминантной причиной применения данной технологии.

Таким образом, подготовка к преподаванию курса «Стилистика английского языка» с применением технологии «Перевернутый класс» осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе было создано пособие по курсу представляющее собой краткий курс лекций с разработанными к ним заданиями. В пособие вошли основные темы, заявленные в рабочей программе: Stylistics as a Branch of Linguisticds, The Theory of Functional Styles of the English Language, Classification of the English Vocabulary, Expressive Means and Stylistic Devices. При этом задания не только детально прорабатывают теоретический материал, но и предоставляют возможность пошагового анализа текстов с привлечением самостоятельно найденной информации. Наличие традиционного учебного пособия нисколько не идет вразрез с поставленной задачей. Оно стало своего рода основой курса и дало возможность проводить дальнейшую работу по «перевертыванию» класса. Лекционная часть подается как объект для самостоятельного изучения и осмысления и закрепляется при помощи вопросов и заданий, позднее обсуждаемых на аудиторных занятиях. Практические аспекты, включающие анализ текстов, разбираются в классе на основе изученного теоретического материала.

Получив содержательное наполнение курса, на втором этапе у нас появилась возможность перейти к обеспечению технической стороны процесса. Были подготовлены презентации на каждую из тем. Для некоторых разделов крупных тем, например, Expressive Means and Stylistic Devices, были представлены небольшие фрагменты видеолекций. Видеолекции и презентации были размещены в электронной образовательной среде университета. Параллельно были разработаны и размещены подробные инструкции по работе с контентом, а также терминологический глоссарий на английском языке с переводом на русский и пометками о соответствии русской и английской терминологии.

На следующем этапе обучающимся были предложены вопросы и задания для осмысления изученного материала. Задания к лекционному материалу распределяются по двум разделам. Первый раздел содержит собственно вопросы, четко коррелирующие с информацией из лекций. Они даются под заголовком What, How and Why Section. Например: Why is important to consider the vocabulary as a system? или What do the ideas of patadigmaticand syntagmstic morphology consist in? Второй раздел носит название Do your Research и включает в себя задания для осмысления узнанного и самостоятельных микроисследований. Например: Work at least with three dictionaries and give the definition of the term slang; Work with online dictionaries. Find examples of new words that have appeared in recent years. Look for examples of their use in media texts. В аудитории студентам предлагается ответить на вопросы, в свою очередь, задать собственные вопросы для прояснения сложных моментов, а также поделиться с одногруппниками самостоятельно найденной информацией. Основное время на аудиторных занятиях отводится на выполнение упражнений и анализ текстов. В начале изучения темы проводится разбор на уровне абзаца или сверхфразового единства. По мере продвижения вперед для анализа предлагаются фрагменты текстов разных функциональных стилей и жанров. После освоения лекционной части проводится онлайн-тестирование. Затем в качестве домашнего задания предлагается подробный анализ текста в организованных группах с последующей презентацией результатов работы в классе. Это позволяет проводить дискуссии как по изученному теоретическому, так и самостоятельно проработанному практическому аспекту.

В заключение необходимо отметить, что использование технологии «Перевернутый класс» в преподавании стилистики английского языка открывает большие возможности для совершенствования аналитических навыков будущих педагогов-филологов, а также способствует повышению их мотивации к изучению особенностей англоязычного текста. Опыт показывает, что студенты с большим интересом участвуют в самостоятельном освоении материала, активно применяют уже имеющиеся у них знания, сопоставляют языковые системы двух языков. Представляется, что поставленные в статье цели были достигнуты, задачи решены. Нам удалось рассмотреть особенности технологии «Перевернутый класс» и раскрыть потенциал ее применения в преподавании стилистики английского языка студентам, имеющим значительную филологическую подготовку. В перспективе планируется продолжить работу в данном направлении с целью создания более объемного электронного курса.

1. Паймакова Е.А., Вострикова О.В. Применение модели «Перевернутый класс» в преподавании английской грамматики в период дистанционного обучения. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 4. Available at: https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html

2. Лубожева Л.Н. Метод «Перевернутый класс» на занятиях по иностранному языку в вузе (алгоритм работы). Russian Journal of Education and Psychology. 2022; Vol. 13, № 4: 71-87.

3. Сырина Т.А., Померанцева Н.Г Методы и технологии формирования мягких навыков на занятиях по иностранному языку для специальных целей. Мир науки. Педагогика и психология. 2021; Vol. 9, № 5: Available at: https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html.

4. Брыксина О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? Поволжский педагогический вестник. 2015; № 3 (8).

5. Серегина Е.А. Реализация технологии «Перевернутый класс» с помощью инструментов Веб 2.0 при изучении нового материала по дисциплине «Иностранный язык». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; Ч. 1, № 3 (69): 197-201.

6. Милюшенко Т.В. Дистанционное обучение иностранным языкам в рамках технологии Flipped Classroom. Омск: Издательство ОмГПУ, 2017.

7. Квашина О.С., Ажель Ю.П. Анализ педагогической модели «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного в техническом вузе. Alma mater (Вестник высшей школы). 2017; № 6: 108-112.

References

1. Pajmakova E.A., Vostrikova O.V. Primenenie modeli "Perevernutyj klass" v prepodavanii anglijskoj grammatiki v period distancionnogo obucheniya. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 4. Available at: https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html

2. Lubozheva L.N. Metod "Perevernutyj klass" na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze (algoritm raboty). Russian Journal of Education and Psychology. 2022; Vol. 13, № 4: 71-87.

3. Syrina T.A., Pomeranceva N.G. Metody i tehnologii formirovaniya myagkih navykov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021; Vol. 9, № 5: Available at: https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html.

4. Bryksina O.F. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii: gde najti tochku opory, chtoby perevernut' urok? Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2015; № 3 (8).

5. Seregina E.A. Realizaciya tehnologii "Perevernutyj klass" s pomosch'yu instrumentov Veb 2.0 pri izuchenii novogo materiala po discipline "Inostrannyj yazyk". Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2017; Ch. 1, № 3 (69): 197-201.

6. Milyushenko T. V. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam v ramkah tehnologii Flipped Classroom. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2017.

7. Kvashina O.S., Azhel' Yu.P. Analiz pedagogicheskoj modeli «perevernutyj klass» v prepodavanii anglijskogo yazyka kak inostrannogo v tehnicheskom vuze. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2017; № 6: 108-112.

Статья поступила в редакцию 21.09.23

УДК 37.013

Mousse G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: gnmuss@yandex.ru

Zbaranskaya O.E., MA student, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: zbaranskaya200593@mail.ru

FEATURES OF FORMING INTERDISCIPLINARY CONCEPTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The task of the article is to describe the specifics of the process of forming interdisciplinary concepts in younger schoolchildren. The authors present and analyze results of diagnostics of the possession of interdisciplinary concepts by 4th grade students. Based on these results, the organization of this process is justified and described. The specifics of the formation of interdisciplinary concepts lies in the formulated psychological and pedagogical conditions. Under the first condition, the method of projects is considered. It is taken into account that primary school age is the initial stage of entering into project activity, laying the foundation for mastering interdisciplinary concepts. Modeling is considered as the second condition. Modeling has a great methodological potential in the formation of interdisciplinary skills of younger schoolchildren. Such potential is revealed in the fact that such conditions are created that contribute to effective mastery of the understood, create visibility.

Key words: interdisciplinary concepts, junior schoolchildren, primary education, federal educational program

Г.Н. Мусс, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: gnmuss@yandex.ru

О.Е. Збаранская, магистрант, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: zbaranskaya200593@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОНЯТИЙ

Целью данной статьи является описание специфики формирования у младших школьников междисциплинарных понятий. Авторами приводятся и анализируются результаты диагностики владения учащимися 4 классов междисциплинарными понятиями. Но основе приведенных результатов обосновывается и описывается организация данного процесса. Специфика формирования междисциплинарных понятий состоит в сформулированных психолого-педагогических условий. В рамках первого условия рассмотрен метод проектов. Учтено, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент для овладения междисциплинарными понятиями. В качестве второго условия рассмотрено моделирование. Моделирование обладает большим методическим потенциалом в формировании межпредметных умений младших школьников. Такой потенциал раскрывается в том, что создаются такие условия, которые способствуют эффективному овладению понятыми, создают наглядность.

Ключевые слова: междисциплинарные понятия, младшие школьники, начальное образование, федеральная образовательная программа

Современная система образования вновь претерпевает изменения: на замену устоявшегося федерального образовательного стандарта начального общего образования внедряется новая федеральная образовательная программа начального общего образования [1].

Согласно новому документу, образовательный процесс также должен быть направлен на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В частности, отмечается, что «в результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий» [1].

В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности междисциплинарных понятий. С.П. Позднеева под данным термином рассматривает «понятия современной науки, способные к продуктивному употреблению в самых различных областях знания, допускающие возможность выражения в лоне логико-математических теорий и являющиеся носителями специфических методов познания» [2, с. 115]. Представленная интерпретация терминологической дефиниции является обобщенной и с применениями ко многим областям педагогической науки.

Другой подход выделяется в работах А.И. Гурьева, который рассматривает междисциплинарные понятия как уровень реализации межпредметных связей по линии образовательных функций: «понятия, возникающие в пограничных науках, получившие общенаучную значимость» [3, с. 69].

В такой концепции, с одной стороны, изучаемая дефиниция рассматривается системно, в призме комплекса межпредметных связей; с другой стороны, уточняется место таких понятий - пограничные науки. Так, можно прийти к выводу, что междисциплинарными понятиями будут являться те, которые используются в одной (или в схожей) области. Например, в гуманитарном цикле - русский язык, литературное чтение, иностранный язык.

Подобную точку зрения на изучаемое понятие развивает в своих работах О.В. Муромцева, которая в рамках межпредметных связей выделяет такой тип,

как понятийные связи, «направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин» [4, с. 35].

Таким образом, обобщив научных подходы, вслед за О.В. Муромцевой в данной статье под междисциплинарными понятиями мы будем рассматривать систему понятий, являющихся общеизвестными и общеупотребительными в каком-либо цикле учебных предметов начальной школы.

Однако для нашего исследования ключевыми словами являются «понятия, применимые в самых различных областях знания». Уточним, что это такие понятия, которые отражают учебные знания различных дисциплин, изучаемых в начальной школе.

В современной педагогической науке разработаны различные подходы к обучению младших школьников междисциплинарным понятиям. Т.В. Анашкина предложила систему оценки метапредметных результатов обучения в начальной школе [5]. Г В. Белоусова рассматривала особенность использования интерактивного подхода как средства достижения метапредметных результатов обучения учащихся в начальной школе [6]. Н.Ф. Виноградова исследовала трудности формирования метапредметных результатов и пути их преодоления [7]. Т.Л. Же-натова описала методические подходы к формированию междисциплинарных понятий у младших школьников [8]. Т.И. Козлова и Е.П. Полюхова выявили влияние междисциплинарного обучения на познавательно-личностное развитие младших школьников [9]. С.В. Кокоулина рассматривала возможности смыслового чтения в начальной школе для достижения метапредметных результатов обучения [10]. А.В. Юнина охарактеризовала специфику формирования регулятивных умений в процессе естественно-математического образования младших школьников [11].

Различными учеными сделаны неоднократные попытки указать на проблемы, возникающие при реализации метапредметного подхода в школьном образовании, представлены некоторые способы решения этих проблем. Но недостаточно проанализирован методический опыт в обучении междисциплинарным понятиям обучающихся на уроках в начальной школе. Исходя из этого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.