Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ФГОС / УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ / ТРАДИЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИКТ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Ольга Михайловна, Соловьева Ксения Вячеславовна

В данной статье проблемы, связанные с применением технологий смешанного обучения, рассматриваются в аспекте обучения школьников английскому языку. Особое внимание уделяется рассмотрению модели обучения «перевернутый класс», эффективность использования которой сегодня уже не вызывает сомнений. Предмет обсуждения также представляется актуальным в свете социальных запросов и требований современного ФГОС к подготовке учеников, способных к самостоятельному поиску знаний и обладающих стремлением к саморазвитию. Авторы исследования выдвигают гипотезу о том, что использование модели «перевернутый класс» как компонента смешанного обучения способствует возрастанию интереса к изучению английского языка у школьников на средней ступени и в целом обеспечивает формирование требуемых современным стандартом УУД. Подчеркивается, что применение данной модели может обеспечить языковую, коммуникативную и речевую грамотность учащихся; способствовать организации самостоятельной работы по предмету. Анализ учебника «Spotlight 9» показал, что представленные в нем задания подходят как для занятий в классе, так и для самостоятельного обучения; однако здесь предлагается мало возможностей для использования ИКТ. Чтобы восполнить данный пробел, была разработана серия «перевернутых» уроков на базе выбранного УМК. Эффективность заданий была подтверждена авторами статьи в ходе их частичной апробации на базе МБОУ Школа № 144 им. Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова и МБОУ Гимназия № 133 имени Героя Социалистического Труда М.Б. Оводенко г.о. Самара. Представленные материалы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в средних классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING THE “FLIPPEND CLASSROOM” MODEL OF BLENDED LEARNING IN TEACHING MIDDLE SCHOOL STUDENTS ENGLISH

The article deals with the problem of implementing modern educational technologies in teaching schoolchildren foreign languages. Special attention is given to ‘blended learning’ as opposed to traditional classes. Among the elements of the former, the “Flipped Classroom” model proves to be the most effective. The subject discussed is relevant because of the latest Federal State Educational Standards requirements; the current social situation requires new generation of students - capable of self-study, self-empowerment. It is hypothesized that the “Flipped Classroom” model used systematically in class is to develop ‘УУД’ (universal learning skills) and to considerably increase motivation and the English language skills of middle school students. In the paper it is highlighted that teaching needs to be shifted as to give students more autonomy and to bring up their motivation and possibilities for self-education. The analysis of “Spotlight 9” has proved the student’s textbook lacks tasks aiming at e-learning and self-study. To remedy that deficiency, a series of flipped lessons were designed to be partly tested while teaching the ninth-graders English in “Gymnasium 133” (Samara). This techniques implementation has optimized educational process and built student’s motivation to self-study. EFL teachers can introduce the designed exercises in class at the middle school level.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 811.111 : 372.8

МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

IMPLEMENTING THE "FLIPPEND CLASSROOM" MODEL OF BLENDED LEARNING IN TEACHING MIDDLE SCHOOL STUDENTS ENGLISH

© 2022

О.М. Тимофеева, К.В. Соловьева O.M. Timofeyeva, K.V. Solovyova

В данной статье проблемы, связанные с применением технологий смешанного обучения, рассматриваются в аспекте обучения школьников английскому языку. Особое внимание уделяется рассмотрению модели обучения «перевернутый класс», эффективность использования которой сегодня уже не вызывает сомнений. Предмет обсуждения также представляется актуальным в свете социальных запросов и требований современного ФГОС к подготовке учеников, способных к самостоятельному поиску знаний и обладающих стремлением к саморазвитию. Авторы исследования выдвигают гипотезу о том, что использование модели «перевернутый класс» как компонента смешанного обучения способствует возрастанию интереса к изучению английского языка у школьников на средней ступени и в целом обеспечивает формирование требуемых современным стандартом УУД. Подчеркивается, что применение данной модели может обеспечить языковую, коммуникативную и речевую грамотность учащихся; способствовать организации самостоятельной работы по предмету. Анализ учебника «Spotlight 9» показал, что представленные в нем задания подходят как для занятий в классе, так и для самостоятельного обучения; однако здесь предлагается мало возможностей для использования ИКТ. Чтобы восполнить данный пробел, была разработана серия «перевернутых» уроков на базе выбранного УМК. Эффективность заданий была подтверждена авторами статьи в ходе их частичной апробации на базе МБОУ Школа № 144 им. Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова и МБОУ Гимназия № 133 имени Героя Социалистического Труда М.Б. Оводенко г.о. Самара. Представленные материалы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в средних классах.

Ключевые слова: требования современного ФГОС ; УУД (универсальные учебные действия) ; педагогические технологии ; самостоятельная работа учащихся ; мотивация к изучению иностранного языка в школе ; традиционное и смешанное обучение ; ИКТ в обучении английскому языку ; модель «перевернутый класс».

The article deals with the problem of implementing modern educational technologies in teaching schoolchildren foreign languages. Special attention is given to 'blended learning' as opposed to traditional classes. Among the elements of the former, the "Flipped Classroom" model proves to be the most effective. The subject discussed is relevant because of the latest Federal State Educational Standards requirements; the current social situation requires new generation of students - capable of self-study, self-empowerment. It is hypothesized that the "Flipped Classroom" model used systematically in class is to develop 'УУД' (universal learning skills) and to considerably increase motivation and the English language skills of middle school students. In the paper it is highlighted that teaching needs to be shifted as to give students more autonomy and to bring up their motivation and possibilities for self-education. The analysis of "Spotlight 9" has proved the student's textbook lacks tasks aiming at e-learning and self-study. To remedy that deficiency, a series of flipped lessons were designed to be partly tested while teaching the ninth-graders English in "Gymnasium 133" (Samara). This techniques implementation has optimized educational process and built student's motivation to self-study. EFL teachers can introduce the designed exercises in class at the middle school level.

Keywords: the latest Federal State Educational Standards requirements ; universal learning skills (УУД) ; educational technologies ; self-motivation and self-studying of schoolchildren ; traditional and blended learning ; English language e-learning ; "Flipped Classroom" model.

Сегодня в обществе на первый план выходят техническая грамотность и стремление индивидуума к самостоятельному поиску знаний. В этой связи Федеральный государственный образовательный стандарт

(ФГОС) Российской федерации выделяет в качестве основных требований к процессу обучения в школе активное использование ИКТ; кроме того, подчеркивается важность достижения учащимися таких результатов,

как формирование ответственного отношения к учебе и способности школьников к саморазвитию и самообразованию [1]. Как следствие предполагаются значительные изменения образовательного процесса в сторону отхода от классического классно-урочного обучения. Применение новых педагогических технологий позволяет интенсифицировать формы и методы традиционного обучения, которое в настоящий момент подвержено дифференциации и персонализации в отношении учащихся [2]. Происходит перераспределение учебной деятельности: увеличивается доля исследовательской и результативной практической работы. Следовательно, обучение, в рамках которого ученик является объектом воздействия учителя, на данном временном этапе нецелесообразно.

Актуальность внедрения модели «перевернутый класс» как компонента технологии смешанного обучения обусловлена, в первую очередь, вышеописанной динамичностью образовательной среды. Тот факт, что в современной школе приоритетной считается схема, в которой учащийся выступает в качестве субъекта, а обучающий берет на себя задачи организатора и помощника, также свидетельствует об активных изысканиях в данной области методической науки. Таким образом, переход к смешанному обучению с использованием информационных технологий создает наилучшие условия для достижения поставленных стандартом результатов, а именно - самообразование ученика на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов [1].

Что касается цели нашего исследования, то она заключается в том, чтобы теоретически и практически обосновать эффективность применения методики «перевернутого» обучения в преподавании английского языка в школе. В качестве научной гипотезы нами была выдвинута следующая формулировка: использование модели «перевернутый класс» как компонента смешанного

обучения способствует возрастанию интереса к изучению английского языка у школьников на средней ступени и в целом обеспечивает формирование требуемых современным стандартом УУД [3]. Другими словами, необычная современная форма заданий на уроках английского языка эффективно развивает языковую, коммуникативную и речевую грамотность учащихся.

Изучение вопросов, связанных с техно-логизацией и индивидуализацией образовательного процесса, прежде всего, требует обращения к трудам отечественных и зарубежных методистов, таких как В.П. Беспалько, Г.В. Селевко, Дж. Бергман, Т.И. Краснова, М. Курвитс [4-8] и др. В работах исследователей показано, что термин «технология» восходит к древнегреческому языку и представляет собой сочетание слов «techno» (что означает «умение», «искусство», «мастерство») и «logos» («мысль», «закон»). Русский толковый словарь Л.К. Чельцовой, И.В. Нечаевой и В.В. Лопатина дает определение технологии как совокупности приемов, находящих применение в том или ином деле, мастерстве или искусстве [9, с. 27]. Данное понятие вошло в употребление по отношению к образовательному процессу в 50-е годы прошлого века, однако до сегодняшнего дня исследователи расходятся во взглядах при определении педагогической технологии [10, с. 406-410 ; 5, с. 76]. Наиболее краткой и емкой представляется трактовка данного понятия В.П. Беспалько, который отмечал, что педагогическая технология охватывает процессы как образования и обучения, так и воспитания [11, с. 13]. Образовательную технологию педагог связал с организацией образовательных систем и учреждений, в то время как технология обучения описывает деятельность педагога и обучающихся в рамках учебного и воспитательного процесса.

Кроме того, анализ современной педагогической литературы свидетельствует о разнообразии представленных здесь классификаций технологий обучения. До сих пор единой систематизации определений не существует, поскольку ученые руководствуются разными принципами при выделении

видов педагогических технологий. В ходе исследования было рассмотрено более десяти точек зрения и выявлены наиболее популярные классификации, авторами которых являются такие исследователи, как В.П. Беспалько [4, с. 53], Т.М. Давыденко [12, с. 13], В.Г. Гульчевская [13, с. 13], Т.И. Шамова [14, с. 13] и др.

Важной для настоящего исследования является работа Г.К. Селевко. В ней представлено более ста самостоятельных педагогических технологий, которые возможно использовать как в традиционной классно-урочной системе, так и при альтернативной организации образовательного процесса [15]. Схожей точки зрения придерживается И.С. Якиманская, которая классифицирует технологии согласно видам педагогических подходов: традиционные или авторитарные, личностно-ориентированные и дидактоцен-трические [16]. При этом каждому подходу присущи свои специфические технологии, выбираемые с целью наиболее успешной его реализации в рамках урочных занятий в школе. Таким образом, изученные классификации объективируют общую тенденцию к разделению технологий на традиционные, или классические, и инновационные, без которых процесс обучения уже не представляется возможным.

Одной из самых распространенных современных образовательных технологий, реализуемых с участием ИКТ, является смешанное обучение (blended learning) [17, Р. 184]. Оптимизация образовательного процесса происходит здесь за счет целенаправленного, организованного интерактивного процесса взаимодействия учителей и обучающихся как между собой, так и со средствами обучения; причем процесс этот является инвариантным к расположению в пространстве и времени [18, с. 20]. Основными составляющими смешанного обучения в учреждениях общего среднего образования являются самообразование, взаимодействие учителя и обучающегося и взаимодействие «лицом к лицу». Другими словами, в рамках данного подхода происходит слияние традиционного обучения с электронным [19], что

способствует более эффективному развитию как когнитивных, так и психомоторных и эмоциональных способностей учащихся [20]. Наименее эффективные виды работ, например, проверка контрольных заданий, осуществляются автоматически с помощью специальных систем тестирования; с другой стороны, большой акцент делается на самостоятельном овладении школьниками материалом по предмету. В наши дни данный подход продолжает набирать популярность и получает все большее распространение на территории Российской Федерации; по данным исследователей вопроса, за последние 15 лет процент учителей, использующих цифровые сервисы и элементы смешанного обучения, вырос до 37% [21].

Исследователи вопроса отмечают, что при внедрении изучаемого подхода также может возникнуть ряд проблем, связанных, главным образом, с недостаточным уровнем технического обеспечения школ и низким профессиональным уровнем подготовки педагогов [7, с. 10]. Однако преимущества смешанного обучения очевидны; наиболее важным из них является хронологическая и локационная независимость образовательного процесса без потери интенсивности взаимодействия учителя и обучающегося. Установлено, что смешанное обучение, в отличие от традиционного, в большей степени обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса. Таким образом, технология смешанного обучения объединяет лучшие качества традиционного и новаторского подходов в образовании.

В рамках данной инновационной технологии существует несколько моделей, среди которых «перевернутый класс» выделяется как наиболее популярная и результативная. «Flipped Class» впервые был применен в 2006 году американскими учителями химии Аароном Сэмсом и Джонатаном Бергманом [6]. Основная идея занятий такого типа заключается в том, что учитель предоставляет учащимся материал для самостоятельного изучения дома; затем на очном занятии организует практическое за-

крепление материала. Для эффективной организации такого «перевернутого» учебного процесса необходимым условием является использование водкастов, подкастов и пре-водкастинга [22].

Среди неотъемлемых черт «перевернутого класса» отмечают ориентацию модели обучения на изменение самой сути домашней работы; введение в этот вид учебной работы, кроме прочего, технологий вод-каста: просмотр видеолекции; чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков, схем, диаграмм, таблиц и др.; прохождение тестов на начальное усвоение темы [8, с. 39]. В свою очередь, в рамках классной работы возможны подробный разбор сложной части изучаемого теоретического материала и обсуждение вопросов учащихся, которые возникли на этапе выполнения домашних заданий. Подчеркнем, что в «перевернутом классе» данный вид деятельности занимает не более 25-30% времени урока. Далее учитель организует закрепление материала на практике посредством выполнения практических задач и заданий исследовательского толка. Эта работа продолжается учениками дома, они выполняют дополнительные упражнения. На заключительном этапе для выявления степени понимания (усвоения) пройденного учебного материала проводится тестирование.

Еще одной содержательной характеристикой модели «перевернутого класса» является перенос главенствующей роли учителя (а следовательно, и ответственности) в обучении на ученика. Противники данной технологии нередко обвиняют ее последователей в том, что модель ослабляет роль учителя в образовательном процессе. Однако переход к «перевернутому» обучению «выгоден» для преподавателя, поскольку освободившееся от работы в классе время он может посвятить самообразованию. Одновременно за счет пре-водкастинга высвобождается время и на уроке; тогда учитель отводит его на решение более сложных профессиональных задач, таких, как закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно. Таким образом, рабочее

время преподавателей также используется более рационально [6, Р. 18].

Внимательное рассмотрение положительных и отрицательных аспектов внедрения модели «перевернутый класс» показало преобладание первых над вторыми. В первую очередь данный подход позволяет учащимся работать в персональной манере как хронологически, так и локационно; более того, несомненным плюсом является возможность «включения» родителей в образовательный процесс (они получают возможность оценить качество обучения и оказать помощь в подготовке к уроку детям, нуждающимся в дополнительной поддержке [23, с. 3]). Среди недостатков обсуждаемой модели специалисты, в частности, отмечают, что данный формат не подходит для учащихся с низким уровнем сознательности и учебной самодисциплины; кроме того, переход к «перевернутому классу» требует от учителей временных затрат и высокого уровня владения ИКТ [22]. Однако минусы модели «перевернутый класс» не ставят под сомнение ее актуальность и соответствие современным запросам общества и, как следствие, требованиям стандартов в образовании.

С целью подтвердить выдвинутую в начале исследовательского пути гипотезу об эффективности овладения английским языком в «перевернутом классе» мы разработали серию уроков в русле обсуждаемой модели и апробировали созданные нами задания в средних классах двух общеобразовательных школ г.о. Самары. Поскольку процесс обучения осуществляется в соответствии с программой по предмету и обеспечивается определенным УМК, прежде всего, был проведен анализ учебников «Английский в фокусе. 9 класс» (серия учебников, используемых в учреждениях, где проводился эксперимент) [24]. Изучив представленные материалы, мы пришли к выводу о том, что они в определенной мере ориентируют учеников на самостоятельный познавательный поиск; таким образом, Spotlight является хорошей основой для внедрения модели «перевернутый класс» в учебный процесс. Однако,

несмотря на все плюсы данного учебного пособия, необходимо отметить, что здесь не предполагается использование современных технологий. По этой причине мы предложили дополнить его заданиями модели «перевернутый класс», в том числе и с использованием ИКТ, для того чтобы сформировать у учеников ответственное отношение к учебе и навыки, необходимые для самостоятельного обучения.

Перед внедрением элементов технологии «перевернутый класс» мы разработали анкету и провели анкетирование среди учеников 9 класса с целью выявить степень заинтересованности учащихся в применении ИКТ на уроках иностранного языка, а также чтобы оценить их способность к самообразованию. Анализ показал, что 65% учащихся считают, что занятия с использованием современных технологий могли бы проходить гораздо «занимательнее». Кроме того, только 15% опрошенных смогли полностью положительно ответить на вопрос о способности учиться самостоятельно, в то время как около 65% девятиклассников либо совсем не готовы к самообразованию, либо в вопросе получения знаний предпочитают полагаться на учителя.

Также мы разработали анкету для учителей, чтобы выяснить, используют ли они информационно-коммуникационные технологии на уроках; если используют, то какие, как часто и для какой цели. В дополнение был задан вопрос о предмете нашего исследования, а именно: знают ли педагоги данную модель, внедряют ли «перевернутый класс» в образовательный процесс. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что, несмотря на техническую грамотность и осведомленность об эффективности «перевернутого» обучения, учителя редко используют ИКТ на занятиях и избегают активного внедрения модели. Среди причин, препятствующих оптимизации организации классно-урочной системы, были названы нехватка времени, насыщенность учебной программы по предмету, недостаточность теоретических знаний и практических навыков для использования ИКТ и смешанного

обучения; психологическая боязнь перехода от традиционного формата обучения к новым, незнакомым формам. Подчеркнем при этом, что модель «перевернутый класс» направлена как раз на снятие указанных трудностей; например, одним из ее преимуществ является высвобождение «временного пространства» учителя.

Согласно плану исследования, на следующем этапе мы применили обсуждаемую модель на практике в преподавании английского языка ученикам средних классов МБОУ Школа № 144 им. Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова г.о. Самара и МБОУ Гимназия № 133 им. Героя Социалистического Труда М.Б. Оводенко г.о. Самара. Эксперимент проводился во временных рамках одной четверти учебного года. Для более наглядного представления об использованных элементах современных образовательных технологий далее представим конспект одного из разработанных нами уроков и методические рекомендации по выполнению отдельных заданий.

Тема урока: Map Symbols & Road Features.

Место и роль урока в изучаемой теме: № 1 урока по теме «Map Symbols & Road Features», № 2 урока по разделу «Town & Community».

Тип урока: урок первичного применения знаний.

Цель: тренировка употребления нового лексического материала в речи, повторение изученного ранее материала путем выполнения упражнений.

Задачи:

Обучающие:

• организовать в ходе урока тренировку применения слов и выражений по теме «Map Symbols & Road Features» в монологической и диалогической речи;

• создать условия для отработки лексических навыков и навыков аудирования и говорения.

Развивающие:

• совершенствовать навыки говорения и аудирования, лексические навыки, языковую догадку;

• формировать мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

• способствовать формированию понимания необходимости изучения иностранного языка в условиях реальной жизни;

• углубить лингвострановедческие знания учащихся.

Материальное обеспечение урока:

• дома - компьютер, устройство для воспроизведения звука;

• в классе - учебник «Английский язык. 9 класс» из серии «Английский в фокусе», аудиозаписи к учебнику, компьютер и устройство для воспроизведения звука / СО-проигрыватель.

Этапы урока:

1. Пре-водкастинг.

2. Работа в классе. Постановка цели и задач урока.

3. Рефлексия по результатам домашнего задания, обсуждение вопросов учащихся.

4. Закрепление знания лексического материала и введение слов в речь.

5. Совершенствование навыков ауди-

6. Подведение итогов и получение домашнего задания.

Ход занятия:

1. Пре-водкастинг.

По предпочтительному каналу связи учащиеся получают задания и материалы, которые им предстоит выполнить дома для подготовки к уроку: список новых лексических единиц и тренировочные упражнения, представленные на платформе Quizlet. Данный вокабуляр включает слово или словосочетание на английском языке, его перевод на русский язык и иллюстрацию (рис. 1).

Для успешного запоминания и заучивания иноязычной лексики мы разработали электронные карточки с переводом слов посредством выбора из предложенных вариантов (рис. 2).

В заданиях предусмотрена тренировка правописания единиц (рис. 3).

Завершающим этапом работы над лексикой в разработанной нами системе упражнений является финальное тестирование. Важно, что ответы на вопросы сохраняются и проверяются автоматически. Приведем примеры трех типовых заданий (рис. 4):

рования.

Рис. 1. Пре-водкастинг. Введение вокабуляра

Рис. 2. Карточки с переводом слов

ВВЕДИТЕ ОТВЕТ

Рис. 3. Материалы для тренировки правописания единиц

Рис. 4. Материалы финального

По установленному каналу связи учащиеся получают еще одно задание - водкаст под названием «Not Afraid to Ask for Directions. Brain Games» длительностью 2 часа 40 минут. В рамках пре-водкастинга мы предлагаем учащимся ознакомиться со списком лексических единиц, которые были отобраны по двум критериям: соответствие изучаемой теме и снятие трудностей понимания содержания фильма. Также прилагаются упражнения на освоение значений слов и использование их в речи; алгоритм их выполнения аналогичен во всех представленных уроках: using a dictionary to define the meanings of the vocabulary item, filling in the gaps, matching, paraphrasing, wordformation, translation into Russian.

тестирования с выбором ответа

Что касается самостоятельной работы учеников по видеоматериалам, то она включает традиционные стадии pre-watching, while-watching и post-watching переведите на русский, так как до этого в статье все приемы обозначались на русском. Приведем примеры разработанных упражнений «во время просмотра»:

В качестве первого задания «во время просмотра» водкаста мы предлагаем учащимся восстановить порядок событий, представленных в видео:

1. Put the sentences in the order they appeared in the video.

1. So it's five, three and three blocks.

2. Let me get a picture of you, guys.

3. There's just one problem...

4. The good news is you have a map.

5. First of all, you hold the map upside

down.

6. We need to "Joey's pizza".

7. There's a hotdog cart on this corner,

here.

Далее учащиеся вставляют пропущенные слова и фразы из отрывка водкаста из предложенного списка (с двумя лишними единицами): turn, if, head, south, north, past, look, three, a, left, in front of, follow, on, need, go ahead.

2. In the text, fill in the gaps with the words and phrases from the list. Use the video to check yourself. Be careful, there are two extra items.

«Now, take a_at this map, listen one

more time and see_you can_these directions to find your way to the museum.

- So you're gonna_five blocks_,

right.

- Right.

- We_to "Joey's pizza".

-_right, then you're gonna go _

blocks east.

- Okay.

- There's_hotdog cart_this corner,

here. Turn_at that hotdog cart and you go

three blocks_this jazz club and it's gonna be

right_you guys».

На стадии post-watching переведите учащиеся отвечают на контрольные вопросы, развернутые письменные ответы на которые позволят проверить понимание и составят пересказ основного содержания видеоматериала.

Based on the information given in the video, answer the questions:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. What was the tourists' destination

place?

2. What places did the tourist have to go past to get to their destination? Whom did they meet on the way?

3. What bad thing happened to the tourists?

Итак, по модели «перевернутый

класс» в данной части урока ученики самостоятельно знакомятся с новой тематической лексикой на платформе Quizlet: тренируют навык запоминания слов с помощью

электронных флэш-карточек, затем выполняют задания в режиме «тест». Результаты сохраняются и представляются автоматически с тем, чтобы учащиеся выполнили не меньше 70% заданий правильно, уложившись в указанные временные рамки. Также школьники смотрят фильм по изучаемой теме, делают упражнения и отправляют письменные ответы учителю в заранее согласованном формате до указанного срока выполнения.

2. Работа в классе. Постановка цели и задач урока.

Учитель приветствует учащихся, создает эмоциональный и деловой настрой и объясняет ход работы на уроке.

Teacher: Good morning / afternoon, students!

Students: Good morning, teacher!

T: How are you doing today?

S: Fine, thanks. And how are you?

T: I'm fine, thank you. The topic of today's lesson is «Map Symbols & Road Features», so we are going to speak about directions. First, let's discuss your home work and then try to apply new words and ideas in speaking and listening exercises.

3. Рефлексия по результатам домашнего задания, обсуждение вопросов учащихся.

Учитель задает вопросы к самостоятельно просмотренному видео и отвечает на вопросы учащихся.

T: At home you watched the video «Not Afraid to Ask for Directions | Brain Games». Have you managed to find the museum on the map?

S: Yes, it was on the opposite side of the

map.

T: Correct. What episode in the video surprised you most of all?

S: It was unexpected that the tourists were pickpocketed.

4. Закрепление лексического материала по теме и введение слов в речь.

Учащиеся выполняют задание № 1 на с. 92 учебника [24, с. 92].

T: Now let's check how well you have learnt your active vocabulary. Open your books on page 92 and find Task 1. In the sentences,

fill in the gaps with the words you've practiced on Quizlet. The list of the words is presented in the box. Is the task clear?

S: Yes, it is clear.

Далее учащиеся, работая в парах, составляют мини-диалоги на тему, как добраться до места на карте (упр. № 3 на стр. 92) [24, с. 92]. Учитель следит за выполнением задания и при необходимости отвечает на вопросы.

T: Great, now we're proceeding to exercise 3. Will you work with your desk-mate. Take turns asking for the direction from one place on the map to another. In the box, you may find all the phrases needed. Is it clear?

S: Yes, everything' s clear.

5. Совершенствование навыков аудирования.

Задания выполняются на материале учебника (упр. № 6, 7 на стр. 93) [24, с. 93].

T: Well done, students. Now it's time to practice your listening skills to prepare for the state exam. Please, find exercise 6 on page 93. It's a "true-false" task. You are to decide if the statement is true, false or if it is not stated in the audio text. Take a minute or two to look through the statements and then we're going to start.

T: Now pay your attention to task 7. Here you are to match the statements and the responses.

T: Now let's listen and check the correct answers.

6. Подведение итогов, рефлексия по результатам урока и получение домашнего задания.

Учитель подводит итоги занятия, задает вопросы ученикам и отвечает на их вопросы, дает комментарии к выполнению домашнего задания.

T: Thank you, students, for being active today! Where and when do you think you can use the knowledge you've acquired today?

S: While travelling abroad, when we can't find the place we need.

T: Yes, it is very important to know how to ask and explain directions in English. Now, I

hope you won't get lost! So, your home task is ex. 9 on page 93. Work in pairs and make up a dialogue on the given topic and be ready to present it in class.

По завершении периода обучения с применением модели «перевернутый класс» в названных образовательных учреждениях мы вновь провели анкетирование учащихся и пришли к выводу, что интерес к самостоятельной работе и в целом к изучению английского языка повысился. О способности учиться самостоятельно заявили более половины опрошенных, а уроки с использованием новых форм и форматов понравились 100% девятиклассников. Участники эксперимента особо отметили, что выполнение домашнего задания стало «современным» и «увлекательным». Учителя пришли к выводу о том, что причины отказа от технологизации обучения, названные ими ранее, теряют свою актуальность при «перевернутом» подходе к использованию ИКТ в образовательном процессе.

Таким образом, данный опыт преподавания иностранного языка подтвердил правильность выдвинутой ранее гипотезы об обязательности и эффективности применения «перевернутого» формата работы в школе. Практическим результатом исследования стали конспекты занятий с применением модели «перевернутый класс» для овладения англоязычными навыками и их тренировки, овладения английским языком в рамках образовательной программы для средней ступени обучения. Особую практическую ценность представляют разработанные упражнения для самостоятельной подготовки учащихся к занятиям. Данная подборка, на наш взгляд, логически дополняет задания учебника и придает материалам актуальный методический акцент. Перспективы проведенного исследования состоят в создании полного пакета материалов и последовательном внедрении модели «перевернутый класс» в процессе более протяженного академического периода.

* * *

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://www.zakonprost.ru/-content/base/part/718464 (дата обращения: 20.10.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение, 2010. 5 с.

3. Методическая копилка. Виды универсальных учебных действий. URL: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html (дата обращения: 20.03.2021).

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. M. : Ин-т профессионального образования МО России, 1995. 342 с.

5. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998.

256 с.

6. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Washington DC : International Society for Technology in Education, 2012. 120 р.

7. Краснова Т.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. С. 10-26.

8. Курвитс М. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? // Управление школой. 2014. № 7-8. С. 38-40.

9. Чельцова Л.К., Нечаева И.В., Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Около 200 000 слов / под ред. В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой. М. : АСТ-Пресс, 2013. 896 с.

10. Педагогика : учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений / В.А. Сластёнин [и др.] ; под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2002. 576 с.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

12. Давыденко Т.М., Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. : Педагогический поиск, 2001. 384 с.

13. Гульчевская В.Г., Н.Е. Гульчевская. Современные педагогические технологии : модульное пособие для дистанционного обучения. Ростов н/Д, 1999. 132 с.

14. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П И. Третьякова. М. ; Тюмень : МПГУ : ТИПК, 1994. 277 с.

15. Перечень современных педагогических технологий (по Г. Селевко) // Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. URL: http://asabliva.by/ru/-main.aspx?guid=3485 (дата обращения: 11.11.2021).

16. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / под ред. М.А. Ушаковой. М. : Сентябрь, 2000. 239 с.

17. Bonk C.J., Graham C.R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. San Francisco, CA : Pfeiffer Publishing, 2005. 624 р.

18. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 40 с.

19. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 809-811.

20. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.

21. Дмитриева М. Исследование: чей уровень цифровой грамотности выше - учителя или старшеклассника? URL: http://www.ug.ru/article/1171 (дата обращения: 30.10.2021).

22. Басалгина Т.Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития : материалы V краевой заоч. науч.-практ. конференции. Пермь, 17 октября 2014 г. / сост. Е.М. Калашникова, Н.В. Бочкарева, М.И. Макаренко. Пермь : Пермский государственный профессионально-педагогический колледж. С. 173-175.

23. Сухорукова Е.Г. Перевернутый урок // Дидактика сетевого урока : материалы II междунар. науч.-практ. онлайн-конференции. Минск, 16 ноября 2017 года. Минск : БГПУ им. М. Танка, 2018. С. 50-54.

24. Английский язык. 9 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина [и др.]. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Express Publishing : Просвещение, 2010. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.