Научная статья на тему '"перевёрнутый" класс'

"перевёрнутый" класс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2714
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION / FLIPPED CLASSROOM / INVERTED CLASSROOM / BLENDED LEARNING. BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепов А.Л.

Использование современных технологий обучения, особенно мультимедиа, предоставляет новые возможности обучения студентов, что невозможно выполнить другими средствами. Современная педагогическая наука доказывает, что люди имеют разные стили обучения. «Перевёрнутый» класс это педагогический подход, который фактически означает, что действия, которые традиционно проводились в учебной аудитории, теперь проводятся вне классной комнаты и наоборот. «Перевернутый» класс делает учащихся более активными участниками образовательного процесса по сравнению с традиционными моделями обучения. Обсуждается вклад модели обучения «перевернутый» класс в изменения роли учащихся и преподавателей. Обсуждаются рекомендации для практического применения, делается вывод о том, что тщательное рассмотрение ограничений и требований, приведенных в литературе, может помочь создать эффективное обучение по данной методике. Также, даются рекомендации для тех, кто думает об использовании новых технологий и подходов для преподавания в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“FLIPPED” CLASSROOM

The use of modern learning technologies, especially multimedia, provides new opportunities for students to learn, which cannot be done by other means. Modern pedagogical science proves that people have different learning styles. An “upside down” class is a pedagogical approach, which actually means that the actions that were traditionally held in the classroom are now held outside the classroom and vice versa. A “flipped classroom” makes students more active participants in the educational process compared to traditional learning models. The contribution of the “flipped classroom” learning model to changes in the role of students and teachers is discussed. Recommendations for practical application are discussed and it is concluded that a careful review of the limitations and requirements given in the literature can help create effective training on this methodology. Also, recommendations are given for those who are thinking about the use of new technologies and approaches for teaching in higher education.

Текст научной работы на тему «"перевёрнутый" класс»

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

УДК 37.026.8

«ПЕРЕВЁРНУТЫЙ» КЛАСС

Цепов АЛ.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

cepov@mail.ru - Цепов Андрей Леонидович

Резюме: использование современных технологий обучения, особенно мультимедиа, предоставляет новые возможности обучения студентов, что невозможно выполнить другими средствами. Современная педагогическая наука доказывает, что люди имеют разные стили обучения. «Перевёрнутый» класс - это педагогический подход, который фактически означает, что действия, которые традиционно проводились в учебной аудитории, теперь проводятся вне классной комнаты и наоборот. «Перевернутый» класс делает учащихся более активными участниками образовательного процесса по сравнению с традиционными моделями обучения. Обсуждается вклад модели обучения «перевернутый» класс в изменения роли учащихся и преподавателей. Обсуждаются рекомендации для практического применения, делается вывод о том, что тщательное рассмотрение ограничений и требований, приведенных в литературе, может помочь создать эффективное обучение по данной методике. Также, даются рекомендации для тех, кто думает об использовании новых технологий и подходов для преподавания в высшей школе.

Ключевые слова: послевузовское медицинское образование, смешанное обучение, перевернутое обучение, перевернутый класс. "FLIPPED" CLASSROOM Tsepov A.L.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28. cepov@mail.ru - Tsepov Andrey Leonidovich

Summary: The use of modern learning technologies, especially multimedia, provides new opportunities for students to learn, which cannot be done by other means. Modern pedagogical science proves that people have different learning styles. An "upside down" class is a pedagogical approach, which actually means that the actions that were traditionally held in the classroom are now held outside the classroom and vice versa. A "flipped classroom" makes students more active participants in the educational process compared to traditional learning models. The contribution of the "flipped classroom" learning model to changes in the role of students and teachers is discussed. Recommendations for practical application are discussed and it is concluded that a careful review of the limitations and requirements given in the literature can help create effective training on this methodology.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 Also, recommendations are given for those who are thinking about the use of new technologies and approaches for teaching in higher education.

Keywords: postgraduate medical education, flipped classroom, inverted classroom, blended learning. Blended learning.

Введение

В связи с активным внедрением разнообразных форм обучения с использованием современных компьютерных устройств, активно обсуждается новый подход к обучению, когда лекции слушают дома, а домашнее задание делают в классе. Не случайно, именно перевернутое обучение получило название «технология обучения XXI века».

Родоначальниками модели перевернутого класса считаются Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), преподаватели химии средней школs из Колорадо, которые в 2006 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.

«Перевернутый» класс (или «перевернутое» обучение) имеет два определяющих компонента: перемещение лекции за пределы класса, обычно доставляемой с помощью электронных средств, и перемещение практических заданий по применению, ранее - домашней работы, в классную комнату [6].

Бергман на одном из своих выступлений вспоминал: «Весной 2007 года Аарон показал мне статью о программном продукте, позволяющем создать слайд шоу в Power Point, включающее голос и любые текстовые заметки. Затем все это конвертируется в видеофайл, который легко распространять онлайн. Мы поняли, что это может позволить нашим студентам пропускать занятия, не пропуская обучения! Мы начали размещать наши лекции онлайн, чтобы студенты могли получить к ним доступ. Если честно, мы записывали наши лекции из эгоистических побуждений. Мы расходовали непомерно много времени на проведение повторных занятий для студентов, пропустивших занятия. Записи лекций стали нашей первой линией обороны» [3].

Уже не подлежит сомнению, что наиболее эффективно реализовать требования современного высокотехнологичного обучения позволяет именно модель «перевернутого класса». Особую роль играют требования по индивидуализации учебного пространства, которые невозможно выполнить без пре-водкастинга. Скорее всего, индивидуализация будет одной из главных тенденций образования XXI века. Необходимость в ней обуславливается научно доказанными фактами, свидетельствующими о глубоких отличиях людей друг от друга. В новой книге «Teenage Brains: Think Different?» [5] приводятся данные о том, что вещество, жизненно необходимое для развития страха перед опасностью, в подростковом мозге менее ак-

176

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 тивно, чем во взрослом, и, кроме того, у мальчиков менее активно, чем у девочек. Возможно, в этом кроется причина того, что девочки учатся в среднем лучше, больше опасаясь плохих оценок.

В своей лекции «Как научить мозг учиться?» об устройстве и работе мозга профессор СПбГУ Татьяна Черниговская также указывает на научно установленные гендерные особенности восприятия информации и обучения. Например, для девочек более важно, чтобы учебный материал выглядел красиво[1].

Становится ясно, что образовательная система будет стремиться к персонализации. Именно «перевернутый» класс может стать той моделью, которая поможет организовать процесс обучения с более индивидуальным подходом. Что это такое «перевернутое обучение»?

Модель «перевернутый класс» - это, прежде всего, разновидность смешанного обучения. «Перевернутый» класс или обучение - это педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. «Перевернутое обучение» - это учебный план, который часто играет важную роль в смешанном обучении [2].

Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение учеников в общую деятельность, комбинированная система обучения и, конечно, подкаст. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекций, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя - выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.

Давайте, прежде, определим ключевые понятия. При педагогической модели «перевернутый класс» - обучающиеся смотрят дома короткие видео-лекции, в то время аудиторные занятия в классе отводятся под выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе и такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике. Доступность просмотра видео в наши дни, наряду с предварительно записанными лекциями подкастом или в другом аудио формате, распространилась настолько, что позволяет сделать его неотъемлемой частью концепции перевернутого обучения.

Подкаст (podcast) — это звуковой файл (аудио лекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет или размещает в интернете. Получатели могут скачивать под-касты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.

Пре-водкастинг (pre-Vodcasting) - это образовательный метод, в котором преподаватель создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга - это первоначальное название метода «перевернутого» класса.

Существующие электронные (дистанционные) технологии, с применением специального программного обеспечения, с легкостью интегрируют водкасты в учебный процесс. Как правило, используют:

• CMS (ContentManagementSystem, система управления содержимым) - используется для создания и управления содержанием учебных материалов;

• LMS (LearningManagementSystem, система дистанционного обучения) - обеспечивает доступ к учебным материалам, организацию обратных и горизонтальных связей и т.п.

Как работает «перевернутый класс»?

Обычно, «перевернутый класс» на первом этапе означает выполнение домашней работы, включающее применение технологий водкаста:

• Просмотр видеолекции;

• Чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;

• Прохождение тестов на начальное усвоение темы.

Классная работа, напротив, посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе, дома (на 3-м этапе) завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы, а также проводится итоговое оценочное тестирование.

Не существует единой модели «перевернутого» класса - термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций или предварительного изучения подготовленных материалов с последующим их обсуждением непосредственно в аудитории [2].

В одной общей модели студенты могут просматривать несколько лекций, длящихся по 5-7 минут каждая. Онлайн-опросы или задания могут прерываться для проверки усвоения пройденного студентами материала. Прямая реакция на опросы и возможность повторного просмотра лекций помогут прояснить непонятные моменты[3].

Преподаватели могут проводить в своем классе обсуждения или превратить класс в

студию, где студенты создают, сотрудничают и реализуют на практике то, что они узнали из

178

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 лекций и наблюдали за пределами класса. Являясь специалистами на местах, педагоги предлагают различные подходы, уточняют содержание и наблюдают за прогрессом. Они могут организовать студентов в специальную рабочую группу, чтобы решить проблему, над которой работают несколько студентов. Поскольку такой подход представляет собой общие изменения в процессе развития, некоторые преподаватели предпочитают применять только некоторые элементы из перевернутой модели обучения или использовать несколько перевернутых уроков в течение всего курса обучения [13].

При реализации модели «перевернутого обучения» могут быть выполнены все уровни таксономии Блума. Содержимое внешнего класса соответствует нижним уровням таксономии Блума, таким как понимание и запоминание, а содержимое классных комнат соответствует уровням более высокого порядка, таким как создание, оценка, анализ и применение [12].

Формат лекций может варьироваться и изменялся от слайдов, аудио, подкастов или аудио презентаций до видеороликов, которые также могут включать анимацию, снимки экрана и другой мультимедийный контент. В последнее время часто используется текстовый формат со вставками поясняющего видео или даже интерактивные материалы в формате html.

Компоненты «перевернутого обучения» различаются в зависимости от ожиданий от обучения, методов вовлечения, уровней автономии учащихся и других факторов[11]. Фактически, преподаватели, используя модели «перевернутого» класса, двигались бесчисленными путями обучения, потому что контекст обучения и цели определяют, какие функции наиболее полезны [4].

Где уже применяют модель «перевернутого обучения»?

Все большее число индивидуальных программ в области высшего образования начинают использовать «перевернутые» модели обучения. Короткие обучающие видеолекции позволяют учащимся продвигаться по каждой теме в удобном для них темпе, позволяют повторно просматривать важные моменты и пропускать те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что учащиеся приходят в класс подготовленными к реальной практической работе и в состоянии практически реализовывать свои знаниясовместно с другими обучающимися. Время в классе используется для открытого обсуждения, выступления приглашенного со стороны лектора, или практического решения проблем, когда преподаватель оказывает помощь студентам[10].

Имеется огромный опыт применения перевернутого обучения в изучении программирования, в области бухгалтерского учета[2], естественных наук (физика, химия) [2, 9], технических специальностей [8], фармации [10, 12], медицины [10, 13] Почему это важно?

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

Во время традиционных лекций студенты часто пытаются ухватить то, что они слышат в момент изложения материала лектором. Невозможно остановить лектора, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, могут быть пропущены важные моменты, поскольку основное внимание уделяется записи/фиксации слов преподавателя. Использование видео и других, предварительно записанных, информационных носителей позволяет учащимся полностью контролировать ход изучения лекции (не прослушивания, а именно изучения): они могут просмотреть заново, перемотать назад или вперед по мере необходимости. Такая возможность имеет особое значение для студентов с определенными ограничениями, особенно при наличии субтитров для людей с нарушениями слуха. Лекции, которые можно просматривать более одного раза могут также помочь лицам со слабым знанием языка обучения. Посвятив время на уроке разбору материала, преподаватели имеют возможность обнаружить ошибки в восприятии, особенно те, которые широко распространены при изучении предмета. В то же время совместные проекты могут способствовать социальному взаимодействию между студентами, облегчая процесс восприятия информации друг у друга. Имеются ли у «перевернутого обучения» недостатки?

При внедрении перевернутой модели обучения легко понаделать ошибок. Хотя идея крайне проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки. Запись лекции требует усилий и времени со стороны преподавателей, а элементы классного и внеклассного обучения должны составлять единое целое, чтобы обучающиеся могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям в классе. И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно.

Учащиеся, в свою очередь, жалуются на потерю очных лекций, особенно, если они знают, что обозначенные видеолекции в интернете доступны «для всех». Учащиеся, с этой точки зрения, не могут сразу оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что принесет им такое обучение, чего они не могли бы получить от простого самопоиска в интернете. Те, кто привык посещать занятия для прослушивания лекций, вполне свободно могут пропустить занятия, посвященные активной деятельности и, таким образом, упустить реальную ценность перевернутого обучения. Наконец, даже если студенты принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео.

Перевернутый класс часто путают с дистанционным образованием. Отличие лежит на поверхности - время классной работы «лицом к лицу» остается без изменения, принципиально меняется лишь ее содержание.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 Критики модели «перевернутого обучения» утверждают, что эта модель ухудшает традиционный аспект образования из-за невозможности оперативно задать вопросы лектору. Защитники модели отвечают, что потребность в таких вопросах снижается за счет дополнительных возможностей, появляющихся при использовании LMS (систем дистанционного образования - СДО):

• непонятное место видеолекции можно пересмотреть сколько угодно раз; можно обратиться к справочнику FAQ (часто задаваемые вопросы);

• можно задавать вопросы другим ученикам с помощью модуля дискуссии, встроенного в LMS (здесь дополнительно включаются механизмы социальной теории познания);

• можно отправить вопросы учителю через встроенные средства коммуникации, чтобы получить разъяснения на предстоящем занятии в классе.

Где это можно применить?

По мере обретения «перевернутыми» классами популярности, уже появляются новые инструменты для поддержки внеклассной части учебной программы. В частности, продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор богатых, образовательные ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Все большее число курсов будут охотно использовать элементы перевернутого обучения, дополняющие традиционную внеклассную работу с видео-презентациями и поддерживающие проектную и лабораторную работу во время занятий в классе. На определенном уровне принятия данной модели, колледжам и университетам, возможно, придется обратить пристальное внимание на пространство в классах, чтобы удостовериться в возможности поддержания активной деятельности и совместной работы, распространенной в перевернутых классах. Какова роль преподавателя и обучающегося в процессе преподавания и обучения?

Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика.

В зарубежной литературе этот переход образно описывают как смену роли учителя с "sageonthestage " на "guideontheside", что вольно можно перевести как переход от «мудрец на сцене» к «гид со стороны».

Если сказать кратко, «перевернутый» класс предполагает изменение роли преподавателей, которые сдают свои передовые позиции в пользу более тесного сотрудничества и совместного вклада в учебный процесс[8].

Сопутствующие изменения затрагивают и роли учащихся, многие из которых привыкли быть пассивными участниками в процессе обучения, который подается им в готовом виде. Перевернутая модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи учеников,

давая им стимул для эксперимента. Деятельность может возглавляться обучающимися, а об-

181

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 щение между студентами может стать определяющей движущей силой процесса, направленного на обучение посредством практических навыков. Что делает перевернутое обучение особенно хорошо - это значительное смещение приоритетов от простой подачи материала до работы над его совершенствованием[8].

Иногда модель перевернутого класса винят в ослаблении роли учителя. На самом же деле переход к этой модели открывает путь к повышению важности роли учителя в обучении. Высвобожденное за счет пре-водкастинга время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи - закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно.

Каковы сложности внедрения «перевернутого обучения»?

Главной проблемой внедрения модели перевернутого класса является значительное увеличение объема работы преподавателя в переходном периоде. Необходимо перекроить учебную программу и разделить имеющийся материал таким образом, чтобы часть перенести в водкаст, а часть оставить для классной работы. Нужно разработать тесты для контроля учеников, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в классе, овладеть инструментами разработки водкастов и их размещения в СДО, и, наконец, создать сами водкасты.

Как видно, трудоемкость этой проблемы имеет две составные части - методическую и технологическую. Технологическая часть проблемы выходит на первое место, поскольку для учителя все в ней является новым.

Основных возможностей преодоления технологической трудоемкости две. Во-первых, существует большое число ресурсов с готовыми качественными водкастами по множеству предметов. Например, бесплатные видеоуроки от всемирно известной Академии Хана или соответствующие материалы из публичных видеосервисов.

Если нужной видеолекции не нашлось, вы можете самостоятельно «перевернуть» свой класс. Один из наименее трудозатратных способов - создать презентацию в Power Point и форматировать ее в видеофайл. Она автоматически сконвертируется в формат, читаемый на всех устройствах. Вместе с презентацией (или даже вместо нее) можно загрузить видео, включая водкасты ваших лекций или уроков, аудиофайлы и изображения.

Kim, Khera&Getman [8] рекомендуют следующие принципы проектирования «перевернутого» класса:

• Предоставление студентам возможности получить предварительную информацию до начала занятий.

• Поощрение студентов к просмотру онлайн-лекций и подготовке к занятиям.

• Организация методов оценки.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

• Связь занятий в классе с занятиями вне класса.

• Предоставление четко сформулированного и хорошо организованного руководства.

• Предоставление достаточного времени для выполнения заданий.

• Содействие студентам в создании учебного сообщества.

• Предоставление немедленной обратной связи на индивидуальные или групповые работы.

• Обеспечение использования знакомых технологий, к которым студенты могут легко получить доступ.

Создайте простые тесты для проверки понимания основных данных урока. Поместите готовый курс в интернете любым удобным способом: загрузите в СДО, поделитесь с помощью облачного решения или выложите на YouTube.

Заключение. Традиционное определение «перевернутого» класса заменяет прямое обучение на видео и побуждает учащихся сосредоточить внимание на важной учебной деятельности со своими учителями в классе. Также, определение «перевернутого обучения» акцентирует внимание на персонализированное обучение, где ученики берут на себя ответственность за собственное обучение [3]. Кроме того, такая модель позволяет учителю быть помощником, а также увеличивает взаимодействие и индивидуальное время контакта между учителями и учениками. Перевернутая классная комната также объясняется как замена прямого обучения на видео и другие дистанционные методы, чтобы обеспечить доступ к учебному контенту, когда и где бы он ни требовался студентам [3, 7]. Литература

1. Черниговская Т.В. Как научить мозг учиться? Аудиокнига. «Прямая речь». http://pda.litres.ru/t-v-chernigovskaya/lekciya-kak-nauchit-mozg-uchitsya-9523630.

2. Baepler, P., Walker, J., & Driessen, M. It's not about seat time: Blending, flipping, and efficiency in active learning classrooms//Computers & Education.-2014. - V78, P.227-236.

3. Bergmann, J., & Sams, A. (2012) Before You Flip, Consider This. - Phi Delta Kappan, 2014.-P. 25-25.

4. Bull, G, Ferster, B., & Kjellstrom, W. Inventing the flipped classroom. //Learning & Leading with Technology, V40.-P. 10-11.

5. Casey, B.J., Kosofsky, B.E., Bhide, P.G Teenage Brains: Think Different? - Whistler. - 2015. - P. 78-96.

6. Educause. (2012). 7 things you should know about flipped classrooms. // http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ ELI7081.pdf

7. Hamdan, N., McKnight, P., McKnight, K., & Arfstrom, K. (2013). //Research, Reports & Stud-ies//http://www.flippedlearning.org/review.

8. Kim, M., Kim, S., Khera, O., & Getman, J. The experience of three flipped classrooms in an urban university: an exploration of design principles//The Internet and Higher Education. - 2014. - V 22, P.37-50.

C M O n E H C K H M ME fl H Ц H H C K H M A n b M A H A X - №3, 2019

9. Love, B., Hodge, A., Grandgenett, N., & Swift, A. Student learning and perceptions in a flipped linear algebra course// International Journal of Mathematical Education in Science and Technology/- 2014.-V45. - P. 317-324.

10.McLaughlin, J., & Rhoney, D. Comparison of an interactive e-learning preparatory tool and a conventional downloadable handout used within a flipped neurologic pharmacotherapy lecture// Currents in Pharmacy Teaching and Learning/- 2015.-V.7.-P. 12-19.

ll.Sams, A. (2011, October 5). There is no such thing as THE flipped class [Web log post]. Retrieved from http:// chemicalsams.blogspot.com/2011/10/there-is-no-such-thing-as-flipped-class.html. 12.See, S., & Conry, J. Flip My Class! A faculty development demonstration of a flipped-classroom// Pharmacy Teaching and Learning. - 2014.-V6. - P. 585-588.

13.Simpson, V, & Richards, E. Flipping the classroom to teach population health: increasing the relevance, Nurse Education in Practice// The Internet and Higher Education. - 2015. - V. 21, P.45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.