Научная статья на тему 'Технология flippedclassroom на уроке иностранного языка'

Технология flippedclassroom на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" (FLIPPED CLASSROOM) / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ВИДЕОЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна, Иванова Марина Андреевна

Р ассмотрена технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom) через призму ее применения на уроке иностранного языка. Проанализированы отличительные черты технологии и ее методическая ценность как для учителя, так и для учащегося. Описаны онлайн-ресурсы для ее использования. Главное достоинство технологии возможность индивидуализировать учебный процесс и осуществлять более эффективную практическую работу, что положительно влияет на мотивацию ученика к изучению предмета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология flippedclassroom на уроке иностранного языка»

5. Viehweg F. Stern in der Hand, meine russischen Lieder, Verlag Kulturmaschinen e.K., 2014.

6. http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=92 56&Itemid=421.

© Ehlert M., 2016

ТЕХНОЛОГИЯ FLIPPEDCLASSROOM НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

Людмила Валерьевна Енбаева

канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Марина Андреевна Иванова

студентка гр. 731 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Аннотация: Рассмотрена технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom) через призму ее применения на уроке иностранного языка. Проанализированы отличительные черты технологии и ее методическая ценность как для учителя, так и для учащегося. Описаны онлайн-ресурсы для ее использования. Главное достоинство технологии - возможность индивидуализировать учебный процесс и осуществлять более эффективную практическую работу, что положительно влияет на мотивацию ученика к изучению предмета.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom), индивидуализация обучения, интерактивность, видеолекция.

Современное информационное общество задает новые тенденции в организации учебного процесса, неотъемлемой частью которого становятся информационно-коммуникационные технологии, позволяющие ученику стать полноценным современным человеком, гибким, активным, умеющим принимать решения, универсальным специалистом. Рассматриваемая в данной статье технология «перевернутого класса» обладает набором особенных черт и средств, способствующих не только развитию вышеперечисленных качеств, но и реализации одного из первостепенных условий личностно-ориентированного подхода - индивидуализации учебного процесса.

Технология «перевернутого класса» восходит к исследованиям профессора Гарварда Эрика Мазура, создавшего технологию Peer Instruction, которая стала точкой отправления для дальнейшего развития Flipped Classroom. В 1993 году была опубликована статья преподавателя Элисон Кинг, где она рассуждает о том, что время в классе нужно посвящать построению смысла,

120

углубления до сути предмета, а не привычному доставлению информации, при этом описывая учебный процесс в рамках схемы «перевернутого класса», однако самого термина тогда не существовало [1]. Также темаисследовалась Салмоном Ханом, который создал интернет-ресурс «Академия Хана», в свою очередь ресурс стал прямой ассоциацией с технологией. С тех пор интерес к ней возрос, и преподаватели Джон Бергман и Аарон Самс стали одними из самых преданных ей популяризаторами «перевернутого класса» [2]. Многие другие ученые и преподаватели повлияли на развитие подхода, добавляя или уточняя различные его аспекты. Ими являются Вирджиния Андерсон и Барбара Валворд, написавшие книгу о технологии [3], Лейдж, Платт и Трежилье [4], Майкл Фицпатрик [5], Роберт Талберт [6], Беррет [7] и множество учителей по всему свету, включая и отечественных работников образования.

Суть технологии состоит в том, что урок-лекция и домашняя работа «перевернуты», то есть ученик просматривает лекцию на определенную тему дома до занятия, а классное время отводится на практическую работу, проекты и обсуждение. Чаще всего онлайн-лекция становится центром данного подхода к обучению. Она может быть как записана самим преподавателем и затем опубликована онлайн, так и выбрана из готовой базы лекций. Так как лекция легкодоступна для просмотра и скачивания независимо от ее формата и носит повсеместный характер, методика «the flipped classroom» часто подвергается стереотипированию и отождествлению только с онлайн-лекцией непосредственно [8]. Центральными положениями данной методики являются: активное изучение материала, сильная мотивационная база, преобразованный процесс обучения и цифровая запись материала. Ценность технологии «Flipped Classroom» состоит в изменении формата урока, на котором класс становится мастерской, где учащиеся, ознакомившись с материалом лекции заранее, могут выяснить аспекты, оставшиеся неясными, применить полученные знания на практике, а также поделиться практическим опытом друг с другом. Интенсивный характер изменений образовательного пространства Интернета, с одной стороны, облегчает задачу применения технологии, с другой - ставит проблему критериев отбора ресурсов для ее реализации. На наш взгляд, двумя наиболее важными критериями отбора онлайн-ресурсов для применения технологии перевернутого класса на уроках иностранного языка являются комплексный характер их потенциала и их адаптивность, что обусловлено спецификой учебного предмета.

Использование технологии Flipped Classroom на уроках иностранного языкаподразумевает не только презентацию текстового материала, видео- или аудиозапись материала для изучения, но и прохождение заданий параллельно чтению, просмотру или прослушиванию и после них, направленное на контроль понимания и закрепление информации. Следовательно, помимо ресурсов для создания и презентации текста, видео или аудио необходимо использовать различные ресурсы для составления опросов, тестов, кроссвордов и т. п. На основании критерия комплексного характера образовательного потенциала был отобран следующий ряд онлайн-ресурсов. Сайты Zaption

и Edpuzzleпредлагают загружать видео и создавать упражнения или заметки по ходу лекции. Следующие платформы позволяют использовать готовые видеоролики, размещенные в Интернете, редактировать их и разрабатывать вопросы и задания к ним, давать ссылки на сторонние ресурсы и добавлять иллюстрации, обсуждать содержание онлайн: TedEd, Blubbr, PlayPosit, Vialogues, Hapyak. Для создания увлекательных заданий после просмотра видео существует множество ресурсов, например, Socrative, Riddle, Quizlet, Quizworks, предназначенных для создания красочных тестов, опросов и викторин. На основании критерия адаптивности ресурса к различным задачам обучения были отобраны две группы ресурсов. В первую группу входят Wordle, Tagul, Tagxedo, они могут использоваться для создания словесной схемы лекции и «облака» ключевых слов. Вторая группа ресурсов включает Myschoolnotebook, Catch и Satisfy, позволяющие учащимся делать заметки, наблюдая лекцию, и просматривать заметки других пользователей на такую же тему. Формат перечисленных ресурсов можно легко подстраивать под любой уровень владения языком и возраст.

Рассмотрим применение одного из ресурсов в рамках «перевернутого класса» на уроке иностранного языка. Ресурс Zaption предназначен для работы с видео в рамках метода «смешанного обучения» и «перевернутого класса», что делает ресурс наиболее удобным в использовании, так как он изначально ориентирован на составление интерактивных видеолекций и подстроен под формат технологии [9]. Содержанием лекции могут быть презентация нового грамматического или лексического материала, фильм или мультфильм. Используя возможности работы с лекцией, обучение любому из аспектов языка можно осуществлять не только дедуктивно, но и индуктивно, несмотря на классическую модель технологии «Дом - теория, класс - практика». В течение видео можно вставить определенное упражнение в определенный момент, например, предоставить картинку к тексту лекции, задание на множественный выбор, верные или неверные утверждения. Если учителю нужно, чтобы ученик проиллюстрировал услышанное, ученик может нарисовать это на экране во время просмотра, также можно уточнить написание сказанного или обратить внимание ученика на какую-либо фразу, высветив ее с боковой стороны видео. Деятельность ученика контролируется учителем, так как после просмотра и ответов на вопросы подводится итог, который показывает, сколько ответов было правильных или неправильных, ученик также может вернуться к вопросу и дать ответ, если не сделал это во время просмотра. Учитель может видеть диаграммы успеваемости каждого ученика как после конкретной лекции, так и на протяжении всего периода использования ресурса. Страницу ответов можно распечатать. Сложности для восприятия видео учеником не представляется, так как все действия ученика заключаются в следовании указаниям учителя по ходу видео. Данный сервис позволяет превратить обучение в интересный, волнующий процесс, эффективность которого может быть выше, чем традиционного, не включающего применения интерактивности [10].

Итак, перспективность использования технологии «перевернутого класса» заключается в возможности сделать учебный процесс более индивидуальным и целенаправленным, не теряя коммуникативной направленности, совместной работы учащихся и интенсивности процесса. Рассмотренные ресурсы для свободного использования технологии позволяют отойти от заурядных заданий и создавать интересные лекции, даже не имея навыков видеомонтажа, сопровождать их разнообразными заданиями.

Необходимость использования ИКТ на уроке, меняющиеся психология и мировоззрение учащихся, требования ФГОС [11] формируют потребность использования усовершенствованных технологий в сфере образования. Лишь факт обладания средствами обучения недостаточен, необходима структура, в которой они будут действовать, траектория учебного процесса, которую можно эффективно и правильно реализовать для достижения цели обучения иностранным языкам. Алгоритмизированное описание использования технологии «перевернутого класса», ориентированное на конкретные УМК и систематизированный банк ресурсов с модельными заданиями, позволило бы решить данную задачу, что составляет перспективу данного исследования.

Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1%83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %8 2%D1%8B/543 (дата обращения: 20.05.2016).

2. Bergman J., Sams A. Flip Your Classroom. - 2012. - 152 с.

3. Berrett D. How 'flipping' the classroom can improve the traditional lecture The Chronicle of Higher Education, Feb. 19, 2012.

4. Ferriter B. Tool Review: Zaption Makes Differentiation Doable. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teachingquality.org/content/blogs/bill-ferriter/tool-review-zaption-makes-differentiation-doable (дата обращения: 20.05.2016).

5. FitzpatrickM. Classroom lectures go digital. The New York Times, June 24,

2012.

6. King A. From Sage on the Stage to Guide on the Side. College Teaching Vol. 41, No. 1. pp. 30-35.

7. Lage M.J., Platt G.J., Treglia M. Inverting the classroom: A gateway to creating an inclusive learning environment. The Journal of Economic Education 31. - 2008. - С. 30 - 43.

8. Talbert R. Four Things I Wish I Had Known About the Flipped Classroom. The Chronicles, June 5, 2014.

9. Tucker B.The Flipped Classroom. EducationNext, Winter, vol. 12, No. 1, 2012.

10. Stigler J. Five tips for creating effective Zaption lessons. [Электронный ресурс] - URL: https://zaption.zendesk.com/hc/en-us/articles/203065435-Five-Tips-for-Creating-Effective-Zaption-Lessons (дата обращения: 19.05.2016).

11. Walvoord B., Anderson V. Effective Grading: A Tool for Learning and Assessment, San Francisco: Jossey-Bass, 1998.

© Енбаева Л.В., Иванова М.А., 2016

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Людмила Валерьевна Енбаева

канд. фил. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Александра Евгеньевна Пономарева

студентка гр. 741факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: alexponomar23@gmail. com

Аннотация: Анализируется возможность применения визуальной арт-технологи на уроках иностранного языка в целях развития дивергентного мышления учащихся. Описан составленный и апробированный комплекс приемов визуальной арт-технологии, а также результаты проведенной оценки уровня развития дивергентного мышления учащихся по методике Е.П. Ильина.

Ключевые слова: арт-технологии, визуальная арт-технология, креативность, дивергентное мышление.

Креативность, или творческое мышление - это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а умение мыслить «в разных направлениях», т. е. способность видения различных сторон изучаемого объекта. Дивергентное мышление - это мышление, которое стремится решить проблемы очевидно нелогичными средствами; процесс и готовность смотреть на вещи по-другому; образ мыслей, ищущий решение трудной проблемы через неординарные методы или элементы, которые обычно игнорируются логическим мышлением. Развитие креативности способствует решению следующих задач: научить детей находить решения в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мыслительной деятельности, научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон, развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире. Проблемами развития креативности учащихся общеобразовательных школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.