10. Stigler J. Five tips for creating effective Zaption lessons. [Электронный ресурс] - URL: https://zaption.zendesk.com/hc/en-us/articles/203065435-Five-Tips-for-Creating-Effective-Zaption-Lessons (дата обращения: 19.05.2016).
11. Walvoord B., Anderson V. Effective Grading: A Tool for Learning and Assessment, San Francisco: Jossey-Bass, 1998.
© Енбаева Л.В., Иванова М.А., 2016
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Людмила Валерьевна Енбаева
канд. фил. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Александра Евгеньевна Пономарева
студентка гр. 741факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: alexponomar23@gmail. com
Аннотация: Анализируется возможность применения визуальной арт-технологи на уроках иностранного языка в целях развития дивергентного мышления учащихся. Описан составленный и апробированный комплекс приемов визуальной арт-технологии, а также результаты проведенной оценки уровня развития дивергентного мышления учащихся по методике Е.П. Ильина.
Ключевые слова: арт-технологии, визуальная арт-технология, креативность, дивергентное мышление.
Креативность, или творческое мышление - это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а умение мыслить «в разных направлениях», т. е. способность видения различных сторон изучаемого объекта. Дивергентное мышление - это мышление, которое стремится решить проблемы очевидно нелогичными средствами; процесс и готовность смотреть на вещи по-другому; образ мыслей, ищущий решение трудной проблемы через неординарные методы или элементы, которые обычно игнорируются логическим мышлением. Развитие креативности способствует решению следующих задач: научить детей находить решения в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мыслительной деятельности, научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон, развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире. Проблемами развития креативности учащихся общеобразовательных школ
занимались такие ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Г.Я. Буш, Л.С. Выготский, В.Д. Богоявленская.
Арт-технология - это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Использование арт-технологий, одной из технологий, повышающей качество образовательного процесса, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в человеке стремление к углубленному изучению материала, развить творческие способности. Исследование арт-технологий привлекало и привлекает внимание различных ученых: Т.Г. Казаковой, К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Т.С. Комаровой, Л.Д. Лебедевой. Поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная (сказочная) арт-технология [1].
Потенциал использования арт-технологий на уроках иностранного языка в целях развития креативности связан с комплексным характером содержания обучения иностранным языкам и планируемыми результатами обучения. В соответствии с ФГОС основного общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать, помимо прочего,формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и творческой видов деятельности. Они также включают развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты во многом связаны с решением задач, что также предполагает развитие дивергентного мышления. Чаще всего ученых привлекает проблема применения на уроке иностранного языка такой арт-технологии, как драматизация. Ей посвящены, например, работы А.В. Коваленко, Ю.Г. Кроповой, Ю.Б. Кузьменковой, А.П. Кузьменкова, А.А. Архитекторовой, Л.Х. Шаяхметовой, И.Б. Ибсена [3; 4; 7; 8]. Визуальная арт-технология чаще всего рассматривается в комплексе с другими видами, например, в исследованиях О.В. Есауловой [2]. Следовательно, изучение развития креативности учащихся средствами визуальной арт-технологии на уроках английского языка актуально.
По мнению Е.К. Лютовой и других, в младшем школьном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, но оно отличается ситуативностью и спонтанностью проявлений [5]. В подростковом возрасте, как становится ясно из работ Д.И. Фельдштейна, творческое
мышление получает толчок в развитии, укрепляется, входит в систему внутрипсихических связей учебно-познавательной деятельности, закрепляется под контролем личности [6]. Все основные элементы становления, которые творческое мышление может пройти, наблюдаются в период от младшего школьного до подросткового возраста. В подростковый период происходят сильнейшие скачки в формировании всех сторон познавательной деятельности, становлении личности, гармонизации индивидуальности, и все это в совокупности сказывается на творческом мышлении подростка, заставляет его существенно обогащаться. Этот принцип возникновения нового на основе изменения старого в ходе усвоения содержания учебной деятельности, обоснованный Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным, уместно рассматривать и в связи с творческим мышлением. Свернутость мыслительного процесса у подростков, согласованность мыслительных операций, опора на дифференцированное восприятие - все это обеспечивает гибкость генерирования новых идей. Кроме того, творческое мышление совершенствуется за счет освоенной символической функции (само предметное обучение способствует ее развитию). Основы символического мышления, которые имелись еще в начальных классах под влиянием арифметики и грамматики, к подростковому периоду становятся более зрелыми.
Указанные выше принципы и особенности мышления подростков были использованы для разработки комплекса приемов визуальной арт-технологии для развития дивергентного мышления учащихся на уроках английского языка на материале УМК «Звездный английский» («Starlight 5») (авторы -К.М. Баранова, Дж. Дули и др.) для 5 класса и «Friends 3» (авторы - Элизабет Килби и др.) для 4 класса. Приведем примеры некоторых из них.
• Друдлы (или, по-английски, droodles) - это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит как комбинация трех слов: «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисует машинально на бумаге во время лекции или урока (рис. 1). Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку (кстати, может быть, именно этим фактом объясняется популярность кроссвордов в отечественной прессе). Однако постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: психологию и даже в искусство.
Рис. 1. Друдлы
• Придумать название и описание. Суть данного приема заключается в том, что ученикам нужно придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит.
• Еще один прием заключается в следующем: Один ученик выходит к доске и с закрытыми глазами рисует несколько линий на доске. Следующий человек должен дорисовать так, чтобы получилась полноценная картина, которой он придумывает название. Потом он стирает получившийся результат и с закрытыми глазами рисует сам. Следующий человек дорисовывает и т. д.
• «Каракули». Учащимся нужно взять ручку, поставить в центр листа бумаги, закрыть глаза и произвольно водить по листу непрерывную линию в течение 5 секунд, затем внимательно посмотреть какой образ видно, и выделить из него предмет быта, животное, растение и т.д. Затем надо придумать получившемуся предмету необычное название.
• Для проведения следующего приема ученикам раздаются геометрические фигуры, которые им необходимо превратить в предмет быта, животное, растение и т. д. Затем результат нужно назвать и описать.
• Ученикам предлагается в парах нарисовать одну картину. Ученики рисуют по очереди по два предмета. При этом они между собой не общаются. Когда рисунок закончен, каждый объясняет свою задумку и то, как она менялась из-за действий другого ученика.
• Также ученикам предлагается закончить комикс или историю.
• Следующий прием заключается в том, что ученикам в случайном порядке достаются два слова (существительное + глагол), которые должны послужить основой сюжета для рисунка.
• Учащиеся могут выступить в роле инженеров и усовершенствовать привычные вещи (зонтик, тостер, ложку), а затем нарисовать уже усовершенствованный предмет.
• Каждый ученик получает 10 случайных слов, например, яблоко, кошка, зеленый, пушистый, пробирка и т. д., и должен нарисовать дом, так или иначе используя эти слова. Затем ученик должен придумать необычное название своему дому.
Данный комплекс приемов был использован и уточнен в ходе педагогической практики в МАОУ СОШ № 9 города Перми, в 4 и 5-м классах. Приемы использовались на каждом уроке в течение одного модуля (темы) УМК.
Для определения уровня творческого мышления до применения серии разработанных приемов и после был использован тест Е.П. Ильина. Тест выбран в силу прямой соотнесенности с визуальной арт-технологией. Ответы на задания данного теста даются в виде рисунков, завершающих или
дополняющих предложенные, и подписей к ним.Незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Однако чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его осуществление (рис. 2).
Рис. 2. Задания теста и вариант их выполнения учеником
Показатели, по которым происходит оценивание, - это беглость (количество выполненных рисунков), гибкость (количество изменений категорий), оригинальность (где выполняется рисунок), разработанность (где дополняющие детали создают асимметрию изображения), название (словарный запас и творческое использование языка).
В начале исследования ученикам был предложен тест, затем была проведена серия приемов визуальной арт-технологии, после которой ученики прошли тест снова. Результаты показали две тенденции. Во-первых, ученики, набравшие высокие баллы при первом прохождении теста, при повторном его прохождении показали низкие результаты. Во-вторых, те, кто набрал небольшое количество баллов в первый раз, во второй - улучшили свои результаты. Это говорит о том, что на первой группе отсутствие фактора новизны сказалось отрицательно, а на вторую группу испытуемых этот фактор оказал положительное влияние.
Результаты проведенного тестирования позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, приемы арт-технологии возможно адаптировать для целей изучения предмета «Иностранный язык», что подтверждает его существенный потенциал для развития дивергентного мышления учащихся. Был апробирован ряд приемов на материале двух УМК. Во-вторых, вероятно, для учеников с изначально хорошими показателями развития дивергентного мышления необходимо большее разнообразие приемов и различный стимульный материал для предварительного тестирования и для ретеста. Дальнейшая разработка приемов, варьирование их применения на уроках и в домашнем задании, а также экспериментальная оценка их эффективности составляют перспективу дальнейшего исследования. В заключение отметим, что уроки, использующие арт-технологии, вызывают интерес учащихся. Учитель, применяющий арт-технологию, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно-ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса и способствует развитию творческих способностей учащихся.
Список литературы
1. Бурачевская О.В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: матер. II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. — С. 139-142.
2. Есаулова О.В. Педагогический потенциал арт-технологий в иноязычном образовании // Учен. зап. РГСУ. - 2013. - № 3 (116). - С. 73-75.
3. Коваленко А.В. Использование драматизации в обучении речевому взаимодействию на уроках иностранного языка в школе // Язык и культура. -2014. - № 10. - С.41-46.
4. Кропова Ю.Г., Архитекторова А.А. Театральные постановки на английском языке как средство развития коммуникативной компетенции // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 24. -С.100-105.
5. Лютова Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. -СПб., 2000. - 18 с.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Изд-во Ин-та практ. психол.; Воронеж: Модэк, 1996. - 512 с.
7. Шаяхметова Л.Х. Технология драматизации как средство обучения иностранным языкам (на примере внедрения спецкурса на отделении искусств) // Вестник ЧГПУ. - 2013. - № 1. - С. 300-306.
8. Ibsen I.B. The Double Role of Fiction in Foreign Language Learning: Towards a Creative Methodology [Текст] / I.B. Ibsen // Creative Classroom Activities. Selected Articles from their English Teaching Forum, 1989 - 1993. -P. 143-153. 3.
9. Kuzmenkova J. ELT Thearte - a New Approach to Drama Activities [Текст] / J. Kuzmenkova, A. Kuzmenkov. // ВестникМосковскогоуниверситета. - Серия 19: Лингвистикаи межкультурнаякоммуникация, 2002. - № 3. - С. 50-54.
© Енбаева Л.В., Пономарева А.Е., 2016