ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ FLIPPED CLASSROOM ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Гладких Дарья Сергеевна
студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:[email protected]
FLIPPED CLASSROOM TECHNIQUE IN TEACHING WRITING
Darya Gladkikh
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается возможность использования технологии «Перевернутого класса» в обучении письму на английском языке в рамках подготовки к письменной части ЕГЭ. Так как письмо является одним из самых сложных видов речевой деятельности на пути освоения языка, существует необходимость в интеграции современных средств обучения, таких как серивис Google Classroom. В представленной статье приведены примеры заданий для обучения написанию личного письма и эссе для подготовки к разделу «Письмо» в ЕГЭ.
Ключевые слова: Flipped Classroom, перевернутый класс, письмо, Google Classroom, письмо эссе.
Abstract: the article presents a possible way of teaching writing for exam with the help of the Flipped Classroom technique. Writing is considered to be one of the most difficult speech parts to learn, so in order to master it, some modern learning techniques can be used. One of the options can be Google Classroom, which is a service that can help to organize teaching writing skills. The article focuses on the tasks that can be useful for learning how to write a personal letter and an essay.
Key words: Flipped Classroom, writing, Google Classroom, letter, essay.
С недавнего времени современные технологии стали активно использоваться в образовательной среде. Однако, несмотря на инновации в области педагогики и методики, фронтальная работа продолжает быть основной формой обучения. А потому задачи учителя, такие как развитие умений и навыков владения иностранным языком, остаются невыполненными, а сам процесс обучения - не достаточно эффективным [5].
Именно поэтому для удовлетворения потребностей цифрового общества в изменениях моделей обучения и всестороннего развития личности учащегося, одним из вариантов может быть интеграция технологии «Перевернутый класс» [4].
Flipped Classroom («перевернутый класс») - методика, в концепции которой урок-лекция и домашняя работа меняются местами, они как бы «перевернуты». Это означает, что учащиеся просматривают лекционный материал дома до занятия, а классные часы отводятся на практическую работу, проекты и обсуждение [7].
© Гладких Д.С., 2018
Технология была придумана в 2008 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом и использовалась в средней школе с целью оказания помощи пропускающим занятия учащимся, а потом и для всех учеников класса, которые оценили возможность просмотреть материалы лекций дома и качественнее закрепить полученные знания. Это дало педагогам возможность пересмотреть их методы обучения и всю систему в целом [9].
После перехода на систему «перевернутого обучения» учителю проще:
• опрашивать учащихся индивидуально;
• исследовать различные заблуждения тех или иных научных концепций;
• прояснять неверные представления о тех или иных явлениях;
• реализовать индивидуальный подход к каждому учащемуся [8].
Существует 4 основных компонента технологии «flipped classroom» - "the
Four Pillars of F-L-I-P
• Гибкие условия работы (F-Flexible Environment)
Это разнообразные режимы работы, гибкость подходов, индивидуализация учебного процесса, подбор приемов и материалов для особенных групп учеников.
• Источник информации (L - Learning Culture)
Учитель больше не служит единственным источником информации. Ученик сам осуществляет отбор и анализ информации, в то время как учитель выступает в роли поддержки и куратора.
• Намеренное распределение материала (I - Intentional Content)
Учитель четко разделяет информацию и материалы на ее отработку,
которые будут поступать от него и те, которую ученик будет искать и выполнять самостоятельно.
• Педагог-мастер (P - Professional Educator)
От педагога требуются особые навыки, мастерство. Несмотря на кажущуюся «невидимость» учителя при работе в данной технологии, он является неотъемлемой частью обучения, связующим элементом, на котором держится весь учебный процесс. Во время классной работы педагог наблюдает за работой учеников, предоставляя обратную связь, оценку и сопровождение. Учитель никогда не прекращает трансформацию материалов и работу по оптимизации учебного процесса [6].
Таким образом учащиеся всецело задействованы в процесс изучения иностранного языка, так как данная методика позволяет индивидуализировать обучение и превратить его в интересный и захватывающий процесс, мотивируя учащихся к получению знаний. Данная технология делает их более ответственными и самостоятельными, а также позволяет работать в комфортной для них информационной среде.
Именно в рамках данной технологии исследуются способы обучения письменной речи на английском языке в старшей школе при подготовке к ЕГЭ. Письмо - это одно из самых сложных навыков на пути освоения языка
учащимися. Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. Письмо:
• присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам;
• представлено на ГИА и ЕГЭ;
• необходимо при работе в иностранных фирмах, участии в международных конференциях и программах обмена.
Все это предполагает умение заполнять анкеты и бланки документов, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста [1].
Развитие навыков письма требует довольно много времени, которого не хватает в рамках обычного школьного урока. А обучение разделу «письмо» зачастую ограничивается заданием на дом [3].
Для изменения подобной ситуации необходимо превратить процесс выполнения письменных заданий из рутины в творчество. Одним из решений данной проблемы может быть использование технологии Flipped classroom [2.]
Преимущество использования данной технологии в обучении письму:
• позволяет повысить мотивацию учащихся в развитии письменных навыков;
• открывает неограниченный доступ к теоретическим материалам онлайн;
• дает возможность индивидуально проконсультироваться с учителем на уроке
• помогает учащимся научиться быстро концентрироваться на написании личного письма и эссе во время урока или экзамена.
C каждым годом появляются все больше и больше Интернет-ресурсов и электронных платформ, которые создают условия для более организованного, систематизированного и удобного обучения как для учащихся, так и для учителей, и которые подходят для реализации технологии «Перевернутого класса».
Moodle, Google classroom, Edpuzzle, Zaption, Blubbr, Video Notes, Teachem, eduCanon и многие другие сервисы позволяют легко организовать процесс обучения. Данные сервисы помогают оформлять лекционные материалы в видеоролики, позволяют размещать все учебные материалы в одном месте и создавать целые учебные модули.
В начале практического исследования была поставлена задача -апробировать технологию «Перевернутого класса» и провести сравнительный анализ усвоения материала до прохождения учебного модуля в рамках технологии Flipped Classroom и после.
В качестве ресурса для обучения письму на английском языке в рамках вышеописанной технологии был выбран сервис Google Classroom, в котором был создан курс «Writing» для обучающихся 10 класса в целях подготовки
к выполнению заданий в разделе «Письмо» ЕГЭ (Единого Государственного Экзамена) по Английскому языку. В разработанном курсе содержится 15 заданий, включающий теоретический материал по подготовке к написанию личного письма (задание 39) и эссе-рассуждения (задание 40), а также упражнения для закрепления материала.
Перед тем как начать работу в сервисе Google Classroom, обучающиеся 10 класса «СОШ №2» прошли опрос о том, испытывают ли они трудности в написании письменного высказывания на английском языке в рамках ЕГЭ по Английскому языку и каково их мнение о работе в рамках исследуемой технологии. Опрос показал, что написание заданий в разделе «Письмо» действительно вызывает некоторые трудности.
Кроме того, для дальнейшей оценки эффективности курса учащимся было предложено написание личного письма и эссе на материале темы «Media Matters» УМК «New Matrix Upper-Intermediate» (J. Wildman, K. Gude, M. Duckworth).
Как показали результаты анализа личного письма и эссе, некоторые учащиеся сильно улучшили свои баллы благодаря более глубокому, основательному погружению в теорию, представленную в дистанционном курсе, а также практическим занятиям, в ходе которых были рассмотрены затруднительные вопросы, касающиеся стилистического оформления, критериев оценивания и структуры письменных заданий ЕГЭ. Кроме того, стоит отметить, что учащиеся стали более ответственно относиться к написанию заданий раздела «Письмо», так как не упускали возможностей задать вопрос и уточнить все, что осталось не понятным, а также принимали активное участие в дискуссиях.
Кроме того, как отмечают обучающиеся, изучение материалов, размещенных на сервисе, представляется гораздо более понятным и удобным способом подготовки к написанию заданий раздела «Письмо» в ЕГЭ. Они признаются, что ни УМК «New Matrix», ни какой либо другой учебно-методический комплект не дают исчерпывающей информации по написанию личного письма и эссе.
Итак, для полного раскрытия потенциала сервиса Google Classroom и технологии Flipped Classroom, а также перспектив их использования, был составлен ряд методических рекомендаций.
1. Прежде чем начать работу в Google Classroom и приглашать учащихся на курс, следует сначала убедиться, что содержание и средства совпадают с целями и задачами, указанными в Федеральном стандарте, подобрать возможные вариации методик и средств, которые могли бы усилить эффект при работе, используя технологию «Перевернутого класса».
2. Далее нужно проанализировать уровень и образовательные потребности учащегося, а также учесть его возрастные, психологические и индивидуальные особенности.
3. Обеспечить комфортное пользование сервиса, то есть предоставлять пошаговую инструкцию по обращению с ней, предоставлять полную свободу
к персональной информации ученика, а также свободу выполнения заданий и просмотра лекций в любое время периода, указанного преподавателем.
4. Убедиться, что каждый ученик имеет доступ к работе на сервисе, а также удостовериться в уровне компьютерной грамотности, достаточного для свободного выполнения заданий. Если же ученик не имеет доступа к работе на сервисе, у него нет доступа к сети Интернет или нет устройства, на котором он мог бы выполнять задания, учитель должен компенсировать отсутствие данной возможности любым доступным способом.
5. Необходимо выстроить четкую последовательность этапов выполнения заданий, которая будет способствовать развитию письменных умений у учащегося.
6. Каждый учащийся должен знать критерии оценивания выполненной им работы. В критериях должны быть отражены не только академические достижения ученика, но и его способность к своевременному выполнению задания, предложение нескольких вариантов ответа или его активность в улучшении работы на платформе.
В заключении можно сделать вывод о том, что технология Flipped classroom зарекомендовала себя как высокоэффективную, инновационную и доступную как для учителя, так и ученика технологию, среди зарубежных и российских педагогов. Практико-ориентированность технологии способствует интенсивному развитию личностных качеств ученика, критическому мышлению, а также развитию предметных навыков.
Универсальность технологии позволяет обучать учащихся всем видам речевой деятельности, включая письмо. Данная технология меняет представление о процессе обучения письменной речи, облегчая его как для учителей, так и для учащихся, делает его более удобным и понятным, а также высвобождает время для тренировки навыков письма под контролем учителя.
Многочисленные эксперименты по внедрению технологии для обучения письму показывают положительную динамику в развитии письменных навыков студентов, а многочисленные сервисы предоставляют широкий выбор возможностей организации по-настоящему качественных уроков.
Список литературы
1. Вторушина Н.Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (32): C. 129-132 [Электронный ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552 2010 1-2 46.pdf (дата обращения 12.01.18).
2. Житкова Е.В. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку в вузе // Язык и культура. 2009. № 37. С. 101-104 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnoe-pismo-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения 18.01.18).
3. Кащеева А.В. Современные подходы к обучению письму на иностранном языке // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. 2013. № 6 (052). С. 191-194 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-pismu-na-inostrannom-yazyke (дата обращения 12.01.18).
4. Литвинова С.Г. Технология «перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование. 2015. №?. С. 233-234 [Электронный ресурс]. URL: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/ chronoforms/ uploads/20160415110548 Litvinova.pdf (дата обращения 14.12.2017).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012 [Электронный ресурс] URL: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 (дата обращения 17.01.18).
6. Царегородцева С.И. В России начали использовать технологию смешанного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/article/626 (дата обращения 17.12.2017).
7. Bouchefra M. The Use of the Flipped Classroom in EFL Writing Classroom // Internet journal for cultural studies №22 [Электронный ресурс]. URL: http://www.inst.at/trans/22/the-use-of-the-flipped-classroom-in-efl-writing-classroom/ (дата обращения 20.01.18).
8. BouchefraM. Writing Deficiency among EFL University Students: Problems and Solution. Advances in Language and Literary Studies. 2015. № 6 (4). PP. 92-102. [Электронный ресурс]. URL: http://www.journals.aiac.org.au/index.php/alls/article/ view/1618/1551 (датаобращения 19.01.18).
9. Tucker B. The Flipped Classroom - Online instruction at home frees class time for learning // Education Next. 2012. №?. С. 83 [Электронный ресурс]. URL: http://www.msuedtechsandbox.com/MAETELy2-2015/wp-content/uploads/2015/07/the_ flipped_classroom_article_2.pdf (дата обращения 19.12.2017).