Научная статья на тему 'Введение базового курса английского для академических целей в старших классах школы (EAP)'

Введение базового курса английского для академических целей в старших классах школы (EAP) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / ENGLISH LANGUAGE / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ACADEMIC WRITING / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА / ПИСЬМО ДЛЯ СДАЧИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ / THE METHODOLOGY OF TEACHING WRITING COMPONENT BOTH FOR NATIONAL AND INTERNATIONAL EXAMINATIONS / ENGLISH FOR ACADEMIC PURPOSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тыртова Евгения Дмитриевна

В эпоху всемирной глобализации обучение в школах должно соответствовать международным стандартам, чем было обосновано введение курса английского для академических целей в старших классах лицея № 1547, в частности академического письма. Навыки и технологии работы с академическим письмом снимут трудности у учеников при дальнейшем обучении в вузах и помогут им при сдаче международных и отечественных экзаменов. Методика обучения академическому письму на начальном этапе заключает в себе разбор текстов разного формата, их жанровые и стилистические особенности, как с точки зрения грамматики, так и лексики, обобщение прочитанных текстов, их перефразирование, изучение связывающих конструкций и, в конечном итоге, воспроизведение своего собственного продукта письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение базового курса английского для академических целей в старших классах школы (EAP)»

тем, что защищенные младшие школьники чувствуют себя безопасно в среде от различных угроз, следовательно, они более ориентированы на познавательную деятельность.

Установлено, что в целом первоклассники имеют средний уровень мотивации к обучению. Низкий уровень мотивации выявлен у 15% испытуемых. Уровень внутренней мотивации еще не достаточно развит. Преобладают игровые мотивы к обучению и приобщению к школьной жизни. Проведённое исследование выявило наличие группы с отсутствием мотивации к обучению (около 30% от общего количества учащихся), демонстрирующих низкий и даже отрицательный уровень мотивации и именно они входят в группу «незащищенных» детей.

Для незащищённых детей характерна неуверенность в себе, напряженность, нерешительностью, тревожность, замкнутость и отстраненность от окружающих. Во взаимодействие с окружающими они испытывают трудности, так как изначально боятся что-то сделать, или сказать не так. На малейшие неудачи, замечания или ошибки они реагируют повышенным чувством вины.

Полученные результаты демонстрируют, что обучающиеся с низкой мотивацией обучения нуждаются в системно организованной психологической помощи по формированию у них мотивации обучения, устойчивому эмоциональному поведению, возникновению интереса к учёбе, выстраиванию дружеских отношений в коллективе, а также изменению отношения к психологической безопасности образовательной среды.

Список литературы / References

1. Беляева П.И. Психологическая безопасность школьника как психическое состояние / П.И. Беляева // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология, 2011. № 64. С. 73-76.

2. Литвинова А.В. Социализация личности на микроуровне детерминации //Социальная психология. Москва: Издательство Юрайт, 2015. 442 с.

3. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие. Москва: Фолиум, 1999. 32 с.

4. Баева И.А. Психологические ресурсы защищённости студентов как показатель психологической безопасности личности. [Электронный ресурс]: Н.Н. Баев, И.А. Баева // Психологическая наука и образование psyedu.ru., 2013. № 1. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59061/ (дата обращения: 26.05.2017).

5. Баева И.А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе / И.А. Баева // Известие Российского государственного университета им. А.И. Герцена, 2013. № 155. С. 5-16.

ВВЕДЕНИЕ БАЗОВОГО КУРСА АНГЛИЙСКОГО ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ШКОЛЫ (EAP) Тыртова Е.Д. Email: Tyrtova17102@scientifictext.ru

Тыртова Евгения Дмитриевна - бакалавр лингвистических наук, учитель английского языка,

Лицей № 1547, магистрант,

кафедра методики преподавания иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в эпоху всемирной глобализации обучение в школах должно соответствовать международным стандартам, чем было обосновано введение курса английского для академических целей в старших классах лицея № 1547, в частности академического письма. Навыки и технологии работы с академическим письмом снимут трудности у учеников при дальнейшем обучении в вузах и помогут им при сдаче международных и отечественных экзаменов. Методика обучения академическому письму на начальном этапе заключает в себе разбор текстов разного формата, их жанровые и стилистические особенности, как с точки зрения грамматики, так и лексики, обобщение прочитанных текстов, их перефразирование, изучение связывающих конструкций и, в конечном итоге, воспроизведение своего собственного продукта письма.

Ключевые слова: язык для специальных целей, язык для академических целей, английский язык, академическое письмо, методика преподавания раздела, письмо для сдачи международных и отечественных экзаменов.

THE INTRODUCTION OF THE BASIC COURSE OF ENGLISH FOR ACADEMIC PURPOSES IN HIGH SCHOOL (EAP)

Tyrtova E.D.

Tyrtova Evgeniya Dmitrievna - Bachelor in linguistics, Teacher of English, LYCEUM № 1547, MOSCOW, Master Student, METHODOLOGY OF TEACHING DEPARTMENT, MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: in the age of Globalization the education at schools has to comply with international standards, what was the key reason to introduce a course of English for Academic Purposes in high school of the Lyceum 1547, especially Academic writing. The skills and technologies of working with academic type of writing will make our students face less difficulties in their future studies at high education establishments and will give them a helping hand to pass both international and national examinations. The methodology of teaching Academic writing in its initial stage is focused on the analysis of different texts, their stylistic and genre features both from the lexical and grammatical perspectives, summarizing, paraphrasing, studying linking constructions and, finally, the creation of the students' own pieces of writing.

Keywords: english for Specific Purposes, English for Academic Purposes, English language, Academic Writing, the methodology of teaching Writing component both for national and international examinations.

УДК 372.881.111.1

Лицей № 1547, который мне посчастливилось закончить, и в который я вернулась после окончания вуза в качестве преподавателя английского языка, является инновационной средой, где ученикам предоставляется возможность участвовать в ряде проектов, таких как «Курчатовский проект конвергентного образования», «STEM», «Школьная Лига Роснано», «Инженерный класс в московской школе», «Академический класс», «Детский Открытый Университет». Наше учебное заведение оснащено новейшими оборудованиями, инженерными классами, большое внимание уделяется проектно-исследовательской работе, все десятиклассники в соответствии с их интересами проходят профильную практику на кафедрах в НИЯУ МИФИ и многое другое. Все это помогает ученикам в их профессиональном самоопределении и снимает психологические барьеры дальнейшего обучения в Высших Учебных Заведениях.

В связи с тем, что наш лицей придерживается международных образовательных стандартов и обучающиеся лицея участвуют в международных конкурсах, фестивалях и телемостах, необходимой задачей для улучшения качества образования наших выпускников было повышение уровня владения языка международного общения.

Именно поэтому, в начале учебного года 2016 - 2017 в лицее № 1547 был создан пилотный проект, посвященный мотивации старшеклассников физико -математического профиля изучать английский язык в рамках предмета языка для специальных целей, куратором которого я являюсь.

На начальном этапе обучения, нами был приглашен иностранный специалист, работающий в области инженерных наук, который провел ряд занятий, направленных на введение и усвоение терминологии в области физики, учитывая интересные для учащихся темы, интерактивную подачу материала, демонстрационные опыты и возможность обратной связи. Подробная информация проведенных лекций описана в моей статье «Изучение физики на английском языке в школе, новые подходы» [10].

В связи с тем, что основной целью занятий является применение языка на практике, выведения лексических единиц в речь, моей следующей задачей было сконцентрироваться на изучении одного из направлений ESP (English for Specific Purposes), а именно Английского для Академических целей, используемого при написании различных академических работ (English for Academic purposes) [4, c. 9-15].

На первый взгляд может показаться, что изучение EAP и ESP больше распространено в рамках Вузовских программ и последипломного образования, но здесь особое внимание стоит обратить на требования в области знаний иностранного языка для абитуриентов, поступающих в зарубежные Высшие учебные заведения, а именно сдачу международного экзамена. Одним из наиболее распространенных тестов, определяющих уровень приобретенных навыков и умений владения английского языка, является экзамен IELTS Academic, тестирование Английского для Академических Целей (EAP: English for Academic Purposes) [8, c. 17], введенный Британским Советом и котирующийся во всем мире. В соответствии с этим, можно заключить, что, опираясь на Европейские тенденции, уже в старших классах школы, учащимся следует владеть академическим видом письменной речи, что и послужило ключевым элементом второго этапа моего проекта.

Выбор обучения академическому письму был обоснован тем, что в соответствии с исследованиями в области ESP говоря о продуктивных видах речевой деятельности, знания академического языка, больше связаны с письменной речью, нежели с устной [2, c. 35].

Устная же речь больше направлена на научные публичные выступления, защиты проектов, ответы на семинарах, участие в переговорах, которая, тем не менее, требует предварительной фиксации текста и не допускает неподготовленных высказываний.

Однако, прежде чем обучать письму, нам следует убедиться, что у наших учеников есть определенная цель изучать данный аспект иностранного языка. Самое эффективное обучение умению письма происходит только тогда, когда учащиеся пишут сообщения для реальных читателей или когда они выполняют задания, с которыми им придется столкнуться во внеурочной деятельности [3, c. 39].

Именно поэтому, лучшее, что я могу сделать для учеников, - это сконцентрироваться на изучении того языкового материала, который может пригодиться нашим лицеистам в реальной жизни. Большинство письменных заданий разделяется на REAL PURPOSE TASKS и INVENTED PURPOSE TASKS.

Первые, REAL PURPOSE TASKS, включают в себя обучение тем знаниям, которые более вероятно пригодятся ученикам в настоящее время обучения. Именно поэтому, выбор изучения академического письма, в частности описания графиков, процессов, схем и диаграмм был обоснован участием наших лицеистов в Курчатовском проекте, направленном на междисциплинарные исследования в таких направлениях, как химия, физика и биология. Участие в проекте заключается не только в работе с высокотехнологичным оборудованием и проведение исследований, но и защите своих собственных проектных работ. Презентации и выступления в областях естественных наук подразумевают наличие определенных схем и наглядных источников, грамотное описание которых является неотъемлемой частью проделанной работы. Возвращаясь к международным стандартам, подобные письменные задания должны выполняться в соответствии с форматом и стандартом как на родном, так и на иностранном языках.

Необходимость введения занятий по академическому письму в нашем лицее №1547 так же обоснована тем, что наши лицеисты ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор» при НИЯУ МИФИ, олимпиаде с исследовательскими компонентами. Успешные кандидаты данного проекта впоследствии принимают участие в международном конкурсе INTEL ISEF, организаторы которого предоставляют участникам возможность защищать свои работы в США у ведущих профессоров американских университетов.

Что касается письменных заданий второго типа INVENTED PURPOSE TASKS, обучение в большей степени сконцентрировано на том, что может пригодиться ученикам в будущем, поэтому моей задачей является снять трудности, которые могут возникнуть у наших старшеклассников при изучении английского для специальных целей на первых курсах обучения в технических вузах [3, c. 40].

Изучение приемов академического письма поможет и в подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку (обязательный экзамен) и обществознанию, который часто выбирают выпускники физико-математических классов, так как требования к написанию эссе и анализу текста схожи. Неоспорим тот факт, что учащиеся испытывают трудности при изложении мыслей в письменном виде, ими овладевает чувство тревоги. Во избежание этого явления, педагогам следует обучить базовым умениям и навыкам построения грамотного текста, соответствующего всем требованиям вне зависимости от предмета.

Следующий немаловажный фактор, подтверждающий решение изучения академического письма связан с тем, что по результатам опроса учащихся, помимо проектов, где требуются описания процессов и графиков на английском языке и сдачи ЕГЭ по английскому языку, многие школьники заинтересованы в сдаче различных международных экзаменов.

Несмотря на то, что международные экзамены сконцентрированы на проверку общих знаний в области английского языка, задания могут вызвать трудности у тех учеников, которые не ознакомлены с форматом и требованиями определенных тестирований. Большинство тестов имеют свои особенности и кандидатам необходимого знать тонкости написания того или иного вида письма [3, с. 140].

Перечень компонентов академического письма в различных международных экзаменах варьируется в зависимости от требований к письменной речи. Возвращаясь к вышеупомянутому экзамену IELTS, среди компонентов, включенных в экзамен, существует раздел академического письма, включающий в себя описание графиков, схем, диаграмм, таблиц и всевозможных планов, что является еще одним, подтверждающим мой выбор, фактором введения занятий, развивающих письменную речь данного формата.

Особенности оценки письменного раздела экзамена зависят от соответствующих критериев. Параметрами, определяющими балл, являются: адекватность хода мыслей экзаменуемых, их идеи, последовательность мыслей и раскрытие темы, связность повествования, лексическая и грамматическая насыщенность, орфография, знание структуры и формата [9].

Экзаменаторы оценивают используемый в письменной речи язык, который в первую очередь зависит от академических и профессиональных жанров, изучаемых LAP, в которые входят эссе, диссертации и дипломные работы, научные статьи, официальные письма, обзоры книг и многие другие.

Тем не менее, существует ряд общих принципов, на которые стоит обратить особое внимание преподавателям иностранного языка при подготовке кандидатов к сдаче раздела письмо, как в отечественных, так и международных экзаменах:

- Model answers - Обучающиеся должны понимать требования письменной части экзамена. Основной способ достичь этого - показать им модель, которая бы удовлетворила экзаменатора в соответствии с поставленной целью.

- Reading instructions - Цель педагога заключается в установке коммуникативной задачи и отработке на практике ее понимания.

- Generating ideas and plans - Учителю следует организовывать работу в парах и группах ровно столько, сколько индивидуальную. На занятиях должны присутствовать individual brainstorming (мозговой штурм), самостоятельное планирование и написание заметок, переходящие в обсуждение идей с одногруппниками [3, с. 106].

По мнению ученых Grabe и Kaplan, ключевыми элементами подготовки к академическому письму являются: оценка контекста, подготовленная репрезентация продукта письма, определение возможных проблем при выполнении заданий, изначальное представление о требуемых жанрах и организационный план.

Говоря о письме в целом и академическом его проявлении, можно выделить ряд аспектов, необходимых для усвоения обучающимся для успешного выполнения заданий, в которые входят:

- Macro-planning (макропланирование): включает в себя совокупность основных идей и определение основных рамок (жанр, читательская аудитория, цели)

- Organization (организация): упорядочение идей, определение отношений и связи между ними, определение главной и второстепенной информации в тексте.

- Micro-planning (микропланирование): обучающиеся должны сконцентрироваться на той части текста, которую они воспроизводят в данный момент. Здесь планирование происходит на 2 уровнях. Во-первых, основное содержание данного параграфа должно быть согласовано с общей целью написания того или иного вида письма. Во-вторых, пишущий должен связать предложение с последующим внутри параграфа.

- Monitoring: контроль, основанный на проверке орфографии, пунктуации и синтаксических структур.

- Revising (повторение): как результат компонента контроля, пишущий должен вернуться к тем частям своего письма, которые, по его мнению, не являются полностью релевантными, и внести корректировки [8, с. 43].

Так как же подготовить старшеклассников к преодолению трудностей, вызванных тонкостями академического письма? Многие исследователи рассматривают письмо как универсальный вид речевой деятельности, не требующий особого внимания и подготовки. Несмотря на это, задача преподавателей здесь - обучить необходимому формату письма в соответствии с академическом или профессиональном контекстом.

Первым этапом работы с академическим письмом является работа с требуемым жанром. Определенный жанр письменной речи ведет к использованию соответствующих смыслоформирующих механизмов текста. В зависимости от темы и способа передачи

информации, адаптированной для читателя, ученики должны хорошо ориентироваться в жанрово-стилистических особенностях письма с целью правильного подбора соответствующих языковых конструкций [3, c. 27].

Несмотря на то, что в последнее время появилось множество способов изучения текстов, жанровый подход анализа письменной речи является наиболее широко используемым в исследовании академического письма [5], [7].

Данный подход направлен на изучение структуры текстов как продуктов письма. Он предполагает, что тексты всегда являются ответом на ту или иную коммуникативную установку, и основаны на выявлении целей и функций используемых в тексте определенных лингвистических форм. У автора должны быть определенные намерения и цели передачи информации, а так же определенное отношение к читателям [6].

Однако невозможно объяснить разные жанровые конструкции или продемонстрировать связность текста без примеров вида письма, которому мы хотим научить кандидатов, поэтому на начальном этапе необходимым элементом формирования письменной речи является чтение. Прежде чем поставить перед обучающимися коммуникативную задачу воспроизведения своего собственного текста, особое внимание следует уделить образцам.

Большинство исследователей в области педагогики придерживаются жанрового подхода изучения письма для академических целей именно потому, что данный подход обеспечивает возможность учащимся на примере определить особенности текста [2, c. 104].

Для того чтобы добиться успеха в письме, учащимся необходимо разобрать несколько текстов одного жанра и выявить их структурную идентичность, сходства и различия в подаче языкового материала [3, c. 29].

На стадии ознакомления с академическим письмом мы не можем ожидать от учеников полного анализа текста и написания собственного. Тем не менее, существует определенный способ работы с текстом, направленный на развитие продуктивного вида речевой деятельности, параллельное письмо (parallel writing). Этапы работы с параллельном письмом включают в себя прочтение и разбор параграфа, обсуждение структуры, грамматических и лексических особенностей, и в конечном итоге, перед учащимися стоит задача переписать параграф своими словами с использованием ключевого вокабуляра.

Основными начальными этапами работы с текстом с целью дальнейшего развития умения письма являются обобщение (summarizing) и перефразирование (paraphrasing).

Обобщение (summarizing) предполагает определение ключевых моментов продукта письменной речи и их дальнейшее использование с целью создания сокращенного варианта текста.

Существуют несколько типов заданий обобщения идей автора. Первый заключается в определении ключевых слов и их связи с другими языковыми единицами с целью создания различных комбинаций. Второй основан на определении наиболее важных идей автора, оставляя без внимания второстепенные, таким образом, происходит активное обобщение информации.

Наконец, путем упорядочивания своих идей, учащиеся создают свой собственный продукт письма, отличающийся от версии автора без существенного изменения смысловой информации. Подобные методики применимы для стратегии перефразирования.

Однако, прежде чем приступить к перефразированию, учащимся необходимо выстроить свои собственные идеи в соответствии с прочитанной информацией и иметь четкое представление о прочитанном материале, и впоследствии использовать свою модель для передачи мыслей автора. В отличие от обобщения (Summarizing) перефразирование (paraphrasing) подтверждает прочитанную информацию с использованием других слов, но фокусируется на меньшем сокращении прочитанного материала [1, c. 11-15].

Учитывая все вышеупомянутые стратегии обучения академическому письму на начальном этапе и поставленные цели в обучении, нам удалось ввести пробные занятия по развитию умений академического письма в нашем лицее №1547. Нами была изучена оптимальная структура текстов, их жанровые и стилистические особенности, как с точки зрения лексического, так и грамматического контекста. Учащиеся научились анализировать прочитанные статьи, выделять главную мысль, грамотно перефразировать абзацы и фиксировать свои мысли в связи с поставленной коммуникативной задачей.

Особое внимание уделялось описанию графиков, процессов, схем и диаграмм, где лицеисты изучили необходимый формат, ознакомились с базовым вокабуляром и технологиями работы с данным видом письма. Так как данный курс являлся лишь вводным, он был направлен на овладение базовыми знаниями изучения данного умения. По результатам анонимного опроса, проведенного мной в конце курса, было выявлено, что более 80% учащихся изъявили желание продолжить изучение данного курса в следующем учебном году.

Хочу выразить благодарность руководству лицея № 1547 за предоставленную возможность

зарождения проекта, имеющего перспективы в развитии.

Список литературы / References

1. Bowker N. Academic Writing: A Guide to Tertiary Level Writing Academic Writing, 2007. 11-15 c.

2. Paltridge Brian, StarfieldSue. The Handbook of English for Specific Purposes, First Edition. John Wiley & Sons, Inc. Published 2013 by John Wiley & Sons, 2013. 35. 104 c.

3. Harmer J. How to Teach Writing, Pearson ESL, 2004. P. 27-29. P. 39-40. P. 106-140.

4. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge University Press, 2006. P. 9-15.

5. HylandK. Disciplinary Discourses .Ann Arbor MI: University of Michigan Press, 2004.

6. Hyland K., Diani G. Academic Evaluation: Review Genres in University Settings. London: Palgrave Macmillan, 2009.

7. Johns A.M. Genre in the Classroom: Multiple Perspectives. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2002.

8. Shaw D.S., Cyril J. Weir. Examining Writing. Research and practice in assessing second language writing. Cambridge University Press. Р. 17, 43.

9. Weir C.J., Milanovic M. Community and Inovation: The History of the CPE 1913-2002, Studies in Language Testing 15, Cambridge: Cambridge University Press/UCLESS, 2003. V. 2.

10. Тыртова Е.Д. Изучение физики на английском языке в школе, новые подходы // Достижения науки и образования, 2017. № 4 (17). С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.