Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / СТУДЕНТКИ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курбанова Н.С.

Мазкур мақолада ЎзДЖТСУ талаба-қизларининг антропометрик кўрсаткичларини ҳисобга олган ҳолда жисмоний тайёргарлигини такомиллаштириш йўллари кўриб чиқилган.В статье рассматриваются пути повышения уровня физической подготовленности девушек - студенток УзГУФКС с учетом их антропометрических данных.The article discusses ways to increase the level of physical fitness of girls - students of UzSUPES, taking into account their anthropometric data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курбанова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Преподаватель Н.С. КУРБАНОВА1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан.

Информация для связи с автором:

nafosat-kurbanova1007@mail.ru

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация

Annotation

В статье рассматриваются пути повышения уровня физической подготовленности девушек - студенток УзГУФКС с учетом их антропометрических данных.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, пропаганда здорового образа жизни, студентки спортивных вузов, антропометрические данные, уровень физической подготовленности.

Мазкур маколада УзДЖТСУ талаба-кизларининг антропометрик курсаткичларини хисобга олган холда жисмоний тайёргарлигини такомиллаштириш йуллари куриб чикилган.

Калит сузлар: жисмоний тарбия, спорт, сорлом турмуш тарзини тарриб цилиш, спорт олий уцув юртлари талабалари, антропометрик маълумотлар, жисмоний тайёргарлик даражаси.

The article discusses ways to increase the level of physical fitness of girls - students of UzSUPES, taking into account their anthropometric data.

Key words: physical culture, sports, promotion of a healthy lifestyle, female students of sports universities, anthropometric data, level of physical fitness.

CM CM

о

CM

ro та t

0 ü w

1

В Республике Узбекистан в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене. В целях активного развития физической культуры и спорта в республике, привлечения всех слоев населения, особенно молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и массовым спортом, широкой пропаганды в обществе пользы и преимуществ здорового образа жизни, обеспечения полноценного и эффективного использования, а также дальнейшего совершенствования созданной в стране физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры в 2019 году была утверждена Концепция развития физической культуры и массового спорта. [2,3]

Современный человек, зачастую находясь в сложных и динамичных социальных условиях, утратил естественный образ жизни. Однако, условия труда и жизни предъявляют повышенные требования к выпускникам вузов, чей высокий профессионализм и творческое долголетие возможны только при хорошем здоровье. Смещение акцентов с двигательной сферы на умственную, психоэмоциональную приводит к снижению естественной двигательной активности, что актуализирует развитие функциональных и адаптационных возможностей организма средствами двигательной деятельности.

Обучение в вузе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-психических напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до максимальных. Кроме того, эти напряжения, накладываясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут приводить к

различным функциональным и психическим срывам. Возросли также требования к интеллектуальным и адаптационным способностям человека. Однако, влияние на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортом и активной физкультур-но-спортивной деятельности, таких субъективных факторов, как личностная значимость, удовлетворение, духовное обогащение, от младших курсов к старшим постоянно снижается (М.Я. Виленский, 1991).

Повышение сложности и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к развитию быстроты и точности решений, выдержки и самообладания, умения общаться с людьми, концентрации внимания специалиста, а экстремальные и стрессовые ситуации требуют наличия крепкого физического и психического здоровья, устойчивой высокой работоспособности. Все это неизбежно ведет к значительному напряжению работы организма, повышению координации и культуры движений. Эти качества нуждаются в постоянном развитии, поскольку, чем сложнее технология и совершеннее техника, тем более совершенным и гармонично развитым должен быть человек, управляющий ими. [1]

Длительное ограничение движений приводит к снижению точности двигательных действий, к ухудшению временной и пространственной координации не только сложных, но и простых двигательных навыков. Недостаток мышечной активности является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов (М.Ф. Гриненко, Г.Г. Саноян, 1974)

Одним из ведущих принципов государственной образовательной политики становится гуманистическая направленность обучения, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для всестороннего развития личности на основе личност-

26

www.fansports.uz

№2-2022

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

но-ориентированного подхода. Такой подход позволяет создавать для студентов такие условия, которые бы способствовали процессу самореализации, творческой активности и личностного роста. Он обуславливает необходимость в совершенствовании содержания занятий по физической культуре в вузе, в повышении их образовательной и оздоровительной эффективности.

Актуальность исследования. Реформа высшего образование, его переход на кредитно-модульную систему, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, требует дифференцированного подхода к учебно-методическому обеспечению процесса обучения студентов, обучающихся по различным специализациям и профилям подготовки.

Не смотря на то, что девушки, обучающиеся в спортивных вузах имеют определенный уровень физической подготовленности, отличающий их от студенток вузов гуманитарной и, зачастую, технической направленности, для них также характерны выявленные ранее другими авторами [4,5] тенденции снижения уровня здоровья, физического развития, двигательной и функциональной подготовленности.

Для обеспечения должного уровня физической подготовленности студентов в учебных планах предусмотрены специальные дисциплины, в программы которых включена физическая подготовка. Поэтому требуется научно обоснованный подход к определению наиболее эффективных средств и методов, направленных на решение задач по совершенствованию процесса физической подготовки, обеспечивающего улучшение показателей двигательной и функциональной подготовленности студентов, обучающихся в вузе физической культуры на специализациях неспортивного профиля.

Для решения данной задачи необходимо оценить уровень и динамику в процессе обучения в вузе показателей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности студентов, обучающихся в вузах физической культуры, и разработать методику совершенствования физической подготовки студентов, обеспечивающую повышение их двигательной и функциональной подготовленности с учетом их антропометрических данных .

Целью исследования является поиск путей обеспечения и совершенствования уровня физического развития и физической подготовленности студенток с учетом их антропометрических и функциональных показателей.

Практическая значимость заключается в обосновании необходимости учета динамики двигательной и функциональной подготовленности студенток, а также в особенности профиля подготовки (избранный вид спорта, деятельности) в вузе физической культуры при составлении содержания учебных программ спортивно-педагогических дисциплин.

Методы исследования: в ходе научной работы нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение специальной научной литературы, педагогический эксперимент, антропометрические измерения, методы функциональной

диагностики, контрольные испытания физической подготовленности;

Результаты исследования. Анализ учебно-нормативных материалов по вопросу организации физической подготовки студенческой молодежи показал, что в нормативных документах по высшей школе обращается внимание на дальнейшее развитие научно-методической и научной работы по совершенствованию учебного процесса. В них отмечается, что кафедры физического воспитания должны заниматься исследованием эффективности использования форм, средств и методов занятий физическими упражнениями обосновать влияние физической культуры и спорта на работоспособность и эффективность обучения студентов, внедрять наиболее прогрессивные формы организации учебного процесса и контроля за динамикой физического развития и функционального состояния студентов.

Таблица 1

Показатели уровня физической подготовленности студенток 1-3 курса УзГУФКС (*±п)

курс Бег на 100м Прыжок в длину с места Бег на 400 м Поднимание ног из положения лежа

13,67±0,58 190,73±12,69 1:11,19±2,56 31,67±5

II 13,73±0,45 189,33±12,01 1:09,3±2,65 31,67±4,78

III 13,78±0,58 186,33±9,85 1:10,3±3,08 25,73±2,58

Одним из направлений по повышению уровня физической и функциональной подготовленности студенток является организация процесса физического воспитания с учетом их антропометрических данных. В ходе исследования нами были проанализированы данные по уровню физической подготовки студенток, обучающихся на 1-3 курсах (таблица 1). В качестве контрольных упражнений были использованы такие тесты, как бег на 100м, прыжок в длину с места, бег на 400м и поднимание ног из положения лежа.

Рисунок 1. Уровень физической подготовленности студенток 1-3 курса УзГУФКС

Как видно из рисунка 1, от курса к курсу показатели уровня физической подготовленности студенток либо остаются на прежнем уровне, либо незначительно, но снижаются. Ожидаемой динамики к улучшению показателей уровня физической подготовленности не наблюдается, что говорит, по нашему мнению, о неудовлетворительном уровне физической подготовки, осуществляемой в ходе практических занятий. Что и подтверждает актуальность поиска новых подходов в повышении уровня физической подготовленности девушек.

см см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

№2-2022

www.fansports.uz

27

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Нами была предложена методика осуществления процесса физической подготовки с учетом антропометрических показателей девушек. Для чего были проведены измерения роста девушек, их массы, обхват грудной клетки.

Затем девушки были разделены нами по типу телосложения. Для каждой группы была разработана фитнес-программа, особенность которой заключается в индивидуальном сочетании занятий фитнесом силовой и аэробной направленности, а также дифференцированного подхода с учетом антропометрических и морфологических показателей каждой из занимающихся. Разработанные конкретные комплексы упражнений способствовали повышению двигательной и функциональной подготовленности студенток. В комплексы были включены бег на средних отрезках, спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам и отдельные ациклические упражнения, реализуемые в основном в режиме смешанного энергообеспечения не менее 50-60% от общего объема физической нагрузки, который должен составлять не менее 46 часов в неделю. Кроме того, для девушек астенического телосложения отдельно были рекомендованы к включению в комплекс элементы дыхательной гимнастики. Для девушек, имеющих проблемы с осанкой (осанка вогнутого типа) в комплекс дополнительно включались висы на перекладине и элементы стретчинга.

По итогам эксперимента были получены следующие результаты.

Таблица 2

Результаты физической подготовленности девушек в конце исследования

Прирост(%)

Бег на 100м 13,05±0,15 4,5

Прыжок в длину с места 207,23±5,26 8,6

Бег на 400 м 1:03,42±2,56 9,8

Поднимание ног из положения лежа 35,6±3,4 12,3

Вывод. В результате выполненного исследования установлено, что разработанная методика физической подготовки студенток, основанная учете их антропометрических данных позволила повысить эффективность физического воспитания в вузе. Студентки смогли продемонстрировать уверенный и стабильный прирост результатов в физической подготовке. Методика последовательного включения в учебный процесс тренировочных средств, направленных на развитие общей выносливости, силовых качеств, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости, способствовала более эффективному развитию физических качеств и стабилизации показателей физической подготовленности по сравнению с традиционными методическими подходами. Разработанная фитнес-программа подтверждается результатами положительных изменений показателей общей физической подготовленности, улучшением состояния сердечно сосудистой системы, повышением функционального уровня.

Литература:

1. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан "Об утверждении концепции развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годыГ от 13.02.2019 г. № 118

2. Пашин А. А., Анисимова Н. В., Опарина О. Н. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи : учеб. пособие / - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 142 с.

3. Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан" от 24.01.2020 г. № УП-5924

4. Пашин А. А., Анисимова Н. В., Опарина О. Н. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи : учеб. пособие. -Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 142 с.

5. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. - Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. - 464 с.

Ал

Информация для связи с автором:

ibrohimjo765@gmail.com

Докторант

И.А. МИРЗАБЕКОВ1

:Андижанский государственный университет город Андижан, Узбекистан

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация

БОРЦОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ НА ПОЯСАХ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРУКТУРОЙ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аппо1а1;юп

В данной статье приведены результаты исследований проведенных в Андижанском колледже олимпийского резерва. Проведено педагогическое тестирование физических качеств и выполнения технических действий 39 квалифицированных спортсменов, специализирующихся в борьбе на поясах. Оценка аэробных и восстановительных процессов оценивалась по методу определения МПК

Ушбу маколада Андижон олимпия захиралари коллежида утказилган тадк,ик,отлар нати-жалари келтирилган. Белбогли кураш билан шугулланувчи 39 нафар малакали спортчиларнинг жисмоний хусусиятлари ва техник харакатларини бажариш имкониятлари педагогик услуб билан тестлаштирилди. Аэроб ва тикланиш жараёнлари КМУ ва ГСТИ услублари ёрдамида бахоланди. Тажрибанинг иккинчи боскичида тажриба гурухдаги белбогли курашчиларнинг жисмоний ва техник тайёргарлик юзасидан барча курсаткичлар юзасидан устунлиги аникланди. Бу борада жисмоний ва махсус тезкорлик кучлилик курсаткичлари фарки ишонарли даражага етди (р^0,05). Аникланган усишнинг ахамияти нафакат махсус жисмоний курсаткичларга, балки умумий жисмоний ривожланиш курсактичларига хам хос булиб, бу уз навбатида умумий ва махсус жисмоний

28

www.fansports.uz

№2-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.