Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
МАХСУС ЖИСМОНИЙ ТАЙѐРГАРЛИК / ТЕХНИК ТАЙѐРГАРЛИК ЎқУВ - ТРЕНИРОВКА МАШғУЛОТИ / ПЕДАГОГИК ТАЪСИР қИЛИШ ВОСИТА ВА УСЛУБЛАРИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умаров М. Н.

Экспериментально обоснована последовательность развития специальнодвигательных качеств. Предложенные варианты учебно тренировочных занятий и достаточно высокий уровень физической подготовленности позволил успешно освоить программные упражнения с предметами, что в свою очередь повлияло на рост спортивнотехнического мастерства юных гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Умаров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

соревнований в наиболее оптимальном состоянии.

Контроль и анализ структуры тренировочных нагрузок и использование в практической деятельности специальных тренировочных программ с учетом многотуровой системы проведения соревнований в гандболе, позволяет более эффективно решать вопросы

совершенствования технико-тактической подготовленности гандболистов.

Приведенные в исследовании основные положения по организации тренировочного процесса в мезоциклах соревновательного периода могут быть использованы в работе с командами высокой квалификации по гандболу.

Литература:

1. Игнатьева В. Теория и методика гандбола. Учебник. Москва: Спорт, 2016.

2. Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства. Учебное пособие. Физкультура и спорт. 2005.

3. Сурнина С.В., Прыткова Е.Г., Ерошенко И.А. Гандбол. Теория и методика преподавания в вузах. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2017.

Ф.А.Абдурахманов, Р.Р.Кариева

В статье рассматривается проблема контроля структуры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у гандболистов высокой квалификации. Представлен анализ динамики величины и направленности нагрузок в мезоциклах соревновательного периода. В результате проведенного исследования получены фактические материалы и предложены практические рекомендации по планированию структуры тренировочных нагрузок тренерам и специалистам, работающими с гандболистами высокой квалификации.

The article deals with the problem of control of the structure of training loads in the competitive period in handball players of high qualification. The analytics of the dynamics of the magnitude and direction of loads in the mesocycles of the competition period is presented. Is a result of the study, factual materials were received and practical recommendations for planning the structure of training loads for coaches and specialists working with high - qualification handballers.

М.Н. УМАРОВ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ УзГУФКС,

ЧИРЧИК

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ И

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Аннотация. Махсус хдракат сифатларининг ривожланиш кетма-кетлиги экспериментал асосланган. Таклиф килинган укув - тренировка машгулотлари варианти ва етарлича юкори жисмоний тайёргарлик даражаси буюмлар билан машклар дастурини муваффакиятли узлаштириши имконини берди ва бу уз навбатида ёш гимнастикачи кизлар спорт - техник мах,оратини усишига таъсир курсатди.

Калит сузлар: махсус жисмоний тайёргарлик, техник тайёргарлик укув - тренировка машгулоти, педагогик таъсир килиш восита ва услублари.

Актуальность. Качество

исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования

способности к самоконтролю и коррекции

мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления,

сообразительности, самокритичности, настойчивости [1,2,3,4].

По мнению И.А.Винер [3], Л.А.Карпенко в соавт [5], и др., одним из существенных факторов, определяющих способности в художественной

гимнастике, является средства и методы педагогического воздействия, которые оказывают существенное влияние на спортивный результат.

Цель исследования. Выявить уровень специально-физической и технической подготовленности гимнасток-"художниц" на этапе спортивного совершенствования.

Организация исследования. В эксперименте приняли участие

гимнастики-"художницы" 12-14 лет группы спортивного совершенствования, занимающихся по программе кандидатов (КМС) и мастеров спорта (МС). Исследования проводились с сентября 2016 по октябрь 2017 гг. в гимнастическом комплексе РСДЮСШОР г. Ташкента.

В целях повышения двигательной подготовленности и успешного освоения программных упражнений,

рекомендуемых Международной

федерацией гимнастики (FIG),

использованы комплексы развивающих и контрольных упражнений, разработанные и рекомендованные в практику тренировки гимнасток - "художниц" высокой квалификации ведущими теоретиками и практиками художенственной гимнастики И.А.Винер-Усмановой [2], М.А.Говоровой, А.В. Плешкань [4] и Л.А.Карпенко в соавторстве [5].

В зависимости от периода подготовки продолжительность

тренировочного занятия варьируется от 90 до 180 минут, и состоит из трех циклов заданий. В занятия включаются упражнения с одним, двумя, реже с большим количеством предметов, в процессе занятия:

- задания выполняются

индивидуально. Музыкальный материал должен быть выразительным, ритмически разнообразным, побуждающим к движениям определенного характера.

Лучше всего подходят для этой цели магнитофонные записи.

- продолжительность исполнения элементов одной структуры достаточно велика - от 32 до 64 тактов, т.е. целый музыкальный период. Движения выполняются в обе стороны, правой и левой рукой. Количество повторений кратное или даже с преобладанием элементов для недоминирующей руки, причем в ряде случаев целесообразно начинать упражнение с левой руки. Следует чередовать контрастные структурные группы, например броски-перекаты, передачи-отбивы, по рекомендуемой схеме, с последующим их варьированием и наращиванием трудности.

- после завершения 1-го цикла, охватывающего все структуры движений, он может повториться вновь в несколько измененном виде: другой способ броска, другое и.п., другой частью тела и т.д.

Основным во 2-м цикле является акцент на сочетание разноструктурных движений с проработкой всех возможных вариантов.

Завершают тренировку движения 3-го цикла, наиболее приближенные по структуре к классификационным элементам, с перемещением по площадке, с включением поворотов, равновесий, прыжков. Тем не менее, при построении занятий следует ориентироваться, прежде всего, на технику самого предмета, качественное исполнение деталей, повышение требований к точности.

Естественно, на начальных этапах подготовки тренировочные занятия не могут еще иметь той формы, которая следует из предлагаемых схем, ограничиваясь одним-двумя циклами либо сокращенным количеством структурных групп. Урок для квалифицированных гимнасток проводится более компактно, интенсивно, 1 -й цикл менее продолжителен по времени, но количество повторений при этом сохраняется за счет сокращения пауз и увеличения темпа [1,3,5].

Комплексная специально-физическая подготовка (СФП) осуществлялась в двух формах:

- комплексы по специально-физической подготовке (СФП);

- круговая тренировка по СФП.

Каждый комплекс упражнений

выполняется две недели (10-12 занятий). Всего предложено шесть комплексов упражнений, выполнение которых рассчитано на 12 недель, т.е. примерно на весь предсоревновательный этап типового годичного цикла.

Комплексы специальных физических упражнений было рекомендовано выполнять в конце тренировочного занятия. Во всех упражнениях дана средняя дозировка (количество повторений в подход, количество подходов). Гимнасткам, имеющим отставание по

каким-либо показателям, было предложено увеличить дозировку упражнений, направленных на развитие этой двигательной способности, и наоборот, упражнения можно не давать или свести их дозировку до минимума, если уровень развития данной двигательной

способности был высокий.

В то же время эффективность применения рекомендованной методики подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами определялась по трем критериям: степени развития СФП (тестированию, рис. 1, табл.1); качеству выполнения

соревновательных упражнений с предметами (экспертная оценка, рис.2, табл.2); результативности

соревновательной деятельности.

10 9 8 7 6 5

Балл

IX - 2016

I - 2017

V-2017

IX - 2017 г.

□ Экспериментальная группа_н Контрольная группа

Рис. 1. Результаты 4-х контрольных испытаний по СФП гимнасток экспериментальной и контрольной групп

Степень развития СФП и специально-двигательной подготовки (СДП) определялась путем контрольных испытаний, проведенного до (1Х-2016), в процессе (1^ -2017) и по завершению (1Х-2017) педагогического эксперимента. По итогам проведения предварительного тестирования исследуемых двигательных качеств (IX -2016) установлено, что достоверные различия между результатами выполнения контрольных упражнений гимнастками экспериментальной (ЭГ) и

контрольной групп (КГ) отсутствуют (табл.1).

Тогда как по мере развития двигательных качеств и рационального распределения упражнений СФП на тренировочных занятиях и микроциклах гимнасток ЭГ на этапах пред-соревновательной подготовки позволила им значительно повысить уровень физической подготовленности и превзойти по большинству и более значимых показателей КГ к концу эксперимента (ЕХ-2017; рис.1, табл.1).

Таблица 1

Результаты предварительных и завершающих контрольных испытаний по СФП гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп (М±5)

№ Контрольные упражнения (балл) ЭГ КГ По итоговым данным IX-2017

IX -2016 IX - 2017 ГС-2016 IX - 2017 г Р

1 Выкрут со скакалкой (см.) 5,54±0,20 8.08±0,21 5,73±0,14 5.82±0,17 2,95 <0,01

2 Шпагат с двух стульев 6,98±0,27 8,73±0,32 6,31±0,15 7.0±0,14 2,65 <0,05

3 Удержание ног без захвата: вперед,в сторону (с) 8,09±0,32 8,61±0,37 7,89±0,31 7,92±0,22 1,7 >0,05

4 Равновесие на 180° с захватом: вперед, в сторону, назад (с) 7,77±0,22 8,83±0,22 7,98±0,30 8,06±0,27 1,8 >0,05

5 Поднимание ног на гимнастической стенке за 30 сек. на 90° 7,7±0,17 9,18±0,21 7,69±0,23 8,45±0,35 1,65 >0,05

6 Прыжки с двойным вращением скакалки за 30 сек. (кол-во) 8,1±0,32 9,71±0,23 8,0±0,30 8,51±0,32 2,5 <0,05

7 Наклон назад с захватом (балл) 7,35±0,21 9,73±0,27 7,55±0,30 8,17±0,31 2,7 <0,05

8 Наклон вперед на скамейке (см0) 7,0±0,19 8,73±0,21 7,0±0,19 7,42±0,22 2,1 <0,05

9 Бег 30 м.(с) 7,35±0,23 8,27±0,24 7,25±0,20 7,78±0,29 1,75 >0,05

10 Средняя за СФП(балл) 7,32±0,23 8,87±0,25 7,26±0,23 7,68±0,24 2,45 <0,05

Сопоставительный анализ данных предварительного и итогового

соревнования указывает на достоверно возросший результат у всех гимнасток, участвующих в эксперименте (Рис.2). Однако, прирост результатов за

исполнение программных композиций с предметами, руководствуясь итогами заключительного соревнования, у гимнасток ЭГ он более значительный и существенно превышают данные КГ в среднем на 10,8 % (Рис. 2, табл.2).

20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10

Балл

X -2016

II - 2017

VI - 2017

X- 2017 г.

□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 2. Результаты 4-х соревнований по художественной гимнастике исследуемых групп гимнасток

Таблица 2

Результаты предварительных (Х -2015 г.) и завершающих (X - 2016 г.) соревнований гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп

Виды многоборья ЭГ КГ г Р

№ X-2016 X - 2017 X-2016 X - 2017

1 Скакалка 14,21 16,81 13,95 15,81 2.2 <0,05

2 Обруч 14,08 16,81 14,15 15,24 2.6 <0,05

3 Мяч 14,23 17,30 14,35 15,91 2.8 <0,05

4 Булава 14,97 17,53 14,10 15,81 3.2 <0,01

5 Средняя за ТП 14,04 17,11 14,13 15,71 2.1 <0,05

Для определения качества выполнения соревновательных

упражнений с предметами в конце педагогического эксперимента

использован метод экспертных оценок (Рис.2). Предварительно были предложены рекомендованные признаки эталона техники и шкала ошибок по каждому элементу, что позволило согласовать мнение экспертов. В результате установлено следующее:

1. Результаты контрольных и официальных соревнований у всех гимнасток, без исключения, достоверно возрастают к концу эксперимента, но наиболее существенно у гимнасток ЭГ, превышающие данные КГ (рис. 2, табл.2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. При, казалось бы, равном, общем количестве допущенных технических ошибок при выполнении программных упражнений с предметами у всех без исключения участвующих в эксперименте гимнасток, у девушек контрольной группы они более значимы, существенно повлиявшие на конечный результат (сохранение статического и динамического

равновесия, координацию движений, артистизм, амплитуду и выразительность движений).

Выводы. Таким образом, в процессе экспериментальных

исследований разрешен вопрос последовательного развития специально-двигательных качеств, что в свою очередь повлияло на успешное освоение программных упражнений с предметами и рост спортивно-технического мастерства юных гимнасток.

При этом, главным из преимуществ, достигаемых при проведении

тренировочного занятия с предметами является регламентированность

количества повторений при высокой интенсивности работы. Упражнения выполняются без пауз для отдыха. Важным является импровизационный характер - задаются только структура движения, а также пусковая и итоговая позы, детали элемента создаются в ходе исполнения, что в ряде случаев приводит к оригинальным находкам.

Литература:

1. Архипова Ю.А., Карпенко Л.А. Методика базовой подготовки гимнасток в упражнениях с предметами: Метод.рек.-СПб.: изд-во СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2008.

2. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2013.

3. Винер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб. пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.- М.: Человек,2014. (Б-чка тренера).

4. Говорова М.А.. Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Учеб.пособие. - М.:

Всерос. федерация худ. гим., 2009.

5. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов. спорт, 2014.

М.Н. Умаров

Экспериментально обоснована последовательность развития специально-двигательных качеств. Предложенные варианты учебно-тренировочных занятий и достаточно высокий уровень физической подготовленности позволил успешно освоить программные упражнения с предметами, что в свою очередь повлияло на рост спортивно-технического мастерства юных гимнасток.

The sequence of development of special-motor qualities is experimentally proved. The offered variants of training exercises and a sufficiently high level of physical readiness allowed successfully mastering the program exercises with subjects, which in turn affected the growth of sports and technical skill of young gymnasts.

АБДАЛИМОВ А.О., ВЧ - 51411 - У, ТАШКЕНТ АБДАЛИМОВА Р.М., УзГУФКС, ЧИРЧИК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация. Ушбу маколада сузувчиларнинг махсус тайёргарлигига каратилган жисмоний машкларнинг таъсир этиши ва самарадорлигини айланма услубдаги машгулотлардан фойдаланган х,олда такомиллаштириш.

Калит сузлар: сузиш, махсус тайёргарлик, айланма машгулот.

Введение. На современном этапе развития спорта особую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием технического

мастерства и повышения общего уровня физической подготовленности пловцов. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах предусматривает создание основ базовой специальной подготовки, формирование необходимого фонда двигательных умений и навыков, достижение всестороннего гармонического развития. Однако уровень проявления основных двигательных качеств спортсменов на крупных соревнованиях не отвечает запросам настоящего времени [1,2,5,6].

Специальная подготовка является одним из ключевых компонентов для достижения высоких результатов практически для всех видов спорта. В плавании специальная подготовка - это составная часть системы подготовки высококвалифицированных пловцов. Она

играет непосредственную роль, способствуя улучшению соревновательного результата. Специальная подготовка в плавании бывает разной. Пловцы с хорошей подвижностью суставов используют специальную подготовку с большой амплитудой движения, а те, у кого подвижность развита в меньшей степени, используют специальную подготовку с меньшей амплитудой движения. Но все спортсмены отталкиваются от примера классической техники [3,4,7].

В этой связи на первый план в настоящее время выдвигается задача оптимизации специальной подготовки, в особенности формирования базовых элементов у пловцов, так как интегральным показателем подготовленности пловцов является способность надежно и эффективно выполнять технические действия в процессе соревнований. В связи с этим, решение данной проблемы является весьма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.