ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ/ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
С.В. ФЕДОРОВА, УзГУФКС, ЧИРЧИК
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. Тажриба тадкикотлари материаллари хореография ва харакат тайёргарликлари параметрлари уртасидаги узаро богликликни аниклаш имконини берди. Ушбу турдаги тайёргарликнинг талабакизлар спорт-техник натижаларига узаро таъсирининг мураккаб механизмлари аникланди.
Калит сузлар. Хореографик тайёргарлик, махсус харакат тайёргарлиги, корреляция тах,лили, назорат тестлари.
Актуальность. Хореографическая подготовка - это система упражнений и методов воздействия, направленных на формирование "школы движений", воспитание двигательной культуры спортсмена, артистичности, расширение арсенала выразительных средств [1,4,5,6]. Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнить технически сложные упражнения легко, непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения [3,4,6].
Для спортивной гимнастики характерна значительная эмоциональная напряженность тренировочной деятельности, спортсменам необходимо высокое самообладание, умение сохранять способность управления своими движениями. В связи с постоянным увеличением сложности соревновательных упражнений на видах многоборья успехов добиваются смелые и решительные спортсмены, овладевшие всеми видами спортивной подготовки [1,2].
Цель исследования - выявить взаимосвязь основных параметров специальной и хореографической подготовленности гимнасток 18-21 лет.
Концепция "переноса тренированности" [1,2,4] позволяет с помощью средств хореографии работать над физическими качествами гимнасток. Программный материал по хореографии в специализированном вузе [2,5,7] включает в себя упражнения на "вращательную"
подготовку, воспитание функции равновесия и "прыжковую" подготовку, а также упражнения на развитие специально-физических качеств. По мере роста двигательной подготовленности по хореографии увеличивается количество элементов, выполняемых во вращении на двух, одной ноге, на месте, в продвижении, с опорой и в воздухе.
В основной части учебного занятия по хореографии, на середине предусматривается выполнение большого разнообразия различных сложнокоорди-национных прыжков на месте, в продвижении, в повороте. Для формирования собственного стиля исполнения студенткам была предложена программа из различных видов танцев, выполнение движений в современных ритмах [1,2,5].
Проблема обучения и последующее совершенствование хореографической подготовки гимнасток 18-21 лет с учетом взаимосвязи основных параметров специальной и хореографической подготовки является своевременной и актуальной.
Результаты исследования. Для определения взаимосвязи параметров специальной и хореографической подготовленности был проведен анализ корреляционных зависимостей результатов педагогического тестирования гимнасток по специально-двигательной и хореографической подготовке.
Всего было сопоставлено 26 данных, включающие в себя тесты по ОФП, СФП, хореографии, вестибулярной устой-
чивости, а также измерялись рост и вес. Было выявлено 50 тесных корреляционных связей (г=0,7- 0,8) между контролируемыми показателями. Специальная подготовленность занимающихся оценивалась по результатам официальных соревнований за первую и вторую обязательную комбинацию (табл.1).
Соревновательные упражнения
гимнасток оценивались по 10 балльной шкале, принятой в спортивной гимнастике.
Для определения взаимосвязи хореографической и специальной подготовленности в тренировочном процессе гимнасток были разработаны тесты по хореографической подготовке (табл. 2).
Таблица 1
Результаты контрольных соревнований по спортивной гимнастике
№ Компоненты оценки специальной подготовленности Балл, коэффициент
1 Первая соревновательная комбинация 8,7±0,37
2 Показатель трудности первого соревновательного упражнения 2,4
3 Хореографическая составляющая первого упражнения 9,0 ±0,45
4 Вторая соревновательная комбинация 8,9±0,41
5 Показатель трудности второго соревновательного упражнения 2,7
6 Хореографическая составляющая второго упражнения 9,25 ±0,54
№ Тесты по хореографической подготовке г
1 Для дифференциации пространственно-динамических параметров движений было оценено выполнение хореографической комбинации, состоящей из малых, средних и больших прыжков. Коэффициент корреляции полученного показателя:
- с суммой баллов за первое соревновательное упражнение: г II 71
- с показателем трудности первого упражнения; г= 0,83
- с оценкой за первое упражнение. г= 0,78
Для оценки дифференциации пространственных параметров движений спортсменам
предлагалась хореографическая комбинация с отведением ноги на заданную высоту.
Наблюдается высокая корреляционная зависимость результата выполнения данного
задания:
- с показателем трудности первого соревновательного упражнения: г=0,82
- с суммой баллов за второе упражнение; г=0,78
- с показателем трудности второго упражнения г = 0, 7 4
3 Способность к ориентированию в пространстве оценивалась по умению выполнить хореографическую комбинацию на середине ковра и на бревне из различных исходных положений. Получена высокая корреляционная зависимость результатов данного теста с выполнением соревновательных комбинаций:
- в вольных упражнениях; - на бревне г=0,72 г=0,76
4 Способность к выполнению пластических движений и обучению, новым движениям определялась по исполнению комбинации из элементов современных танцев на 32 такта. Данная способность взаимосвязана с показателем трудности соревновательной
комбинации в вольных упражнениях г = 0, 7 4
5 По выполнению adagio у опоры (удержание ноги выше 90°) оценивалась активная подвижность спортсменов, результаты которой имеют тесную корреляционную связь с:
-показателем трудности; г=0,82
-оценкой второго соревновательного упражнения г = 0, 7 3
6 Результаты выполнения последнего теста, четвертных bettements (отведение и приведение ноги с одновременным поворотом на четверть круга) на 45° на середине не
имеют высоких корреляционных связей с показателями специальной подготовленности [=0,31-4,2
гимнасток, так как способность точного повторения хореографических движений не
существенно влияет на специальную подготовку спортсменок
Таблица 2
Взаимосвязь параметров специальной и хореографической подготовленности
гимнасток 18-21 лет
В отличие от традиционной оценки хореографической подготовленности
студенток - гимнасток, нами были составлены комбинации, сочетание определенных элементов в которых позволяют определить не только навыки выполнения хореографических упражнений, но и различные стороны подготовленности гимнасток, необходимые при выполнении соревновательного упражнения.
Результаты экспериментальных исследований показали, что хореографическая подготовленность студенток 18-21 лет имеет тесные корреляционные связи с уровнем развития скоростно-силовых качеств, координационными способ-ностями (от г=0,6 до г=0,79) и подвижностью в суставах (от г=0,71 до г=0,77). Специально-двигательная подготовленность также взаимосвязана с уровнем развития силы, подвижности в суставах и гибкостью гимнастки (г=0,7).
Таким образом, для анализа взаимосвязи исследуемых показателей уровень хореографической подготовленности студенток оценивался по специально разработанным комбинациям, выявляющим специальные стороны подготовки занимающихся. В результате исследования было получено 12 тесных
корреляционных связей между
изучаемыми параметрами.
Экспериментальные исследования показали, что специальная подготовка гимнасток взаимосвязана с хореографической, направленной на: дифференциацию пространственно-динамических параметров (от г=0,71 до г=0,83); дифференциацию пространственных
параметров (от г=0,74 до г=0,82); на развитие активной гибкости (г=0,82). Также, положительное влияние на специально - двигательную подготовку гимнасток оказывают используемые в процессе учебных занятий по хореографии элементы современных танцев, выполнение хореографических заданий в усложненных пространственных ориентирах.
В результате проведенного исследования были обнаружены тесные корреляционные связи между параметрами специально-двигательной и хореографической подготовленности и сложные механизмы взаимовлияния этих видов подготовки на спортивно-технический результат.
Дальнейшие исследования в данном направлении предполагают составление и апробацию на практике хореографических заданий с учетом специфики спортивных видов гимнастики.
Литературы
1. Винер-Усманова. И. А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб. пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.- М.: Человек,2014. (Б-чка тренера).
2. Гавердовский Ю. К. в соавт. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. М.: 2005.
3. Гимнастика: учебник для вузов /под. ред. М.Л.Журавина. М.: Академия, 2008.
4. Рахматова Д.А. Хореография, как средство повышения специально-двигателной подготовленности гимнасток-художниц. Дисс. на соискание степени магистра педагогики. 2014.
5. Умаров М.Н., Федорова С.В. Хореографическая подготовка студентов специализирующихся по спортивной гимнастике (Методические рекомендации). - Т.: Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, Т.: 2009.
6 Ярашев К.Д., Латфулина И.В. Методические особенности проведения учебных занятий по хореографии со студентами курса «Теория и методика гимнастики» // «Фан спортга» 2014, №2.
С.В. Федорова
Материалы экспериментальных исследований позволили выявить тесные корреляционные связи между параметрами двигательной и хореографической подготовленности. Определены сложные механизмы взаимовлияния этих видов подготовки на спортивно-технический результат студенток.
Materials of experimental studies made it possible to reveal close correlation links between the parameters of motor and choreographic readiness. Complex mechanisms of mutual influence of these types of training on the sports-technical result of female students have been determined.
А.А.ТАНИБЕРДИЕВ, ГулДУ, ГУЛИСТОН
ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ДАРСЛАРИНИ КЛАСТЕР-МОДУЛЛИ УЦИТИШ САМАРАДОРЛИГИ
Аннотация. В этой статье освещаются результаты эксперимента по эффективности кластерных модулей в области физической культуры в высших учебных заведениях. Во время педагогического эксперимента учащимся предоставляется информация о динамике физической подготовки студентов.
Ключевые слова. Физическая культура, кластерный модуль, уроки физкультуры, сила, скорость, скоростно-силовой и выностливость.
Долзарблиги. Олий таълим тизимини тубдан такомиллаштириш, мамлакатни ижтимоий-иктисодий ривож-лантиришнинг устувор вазифаларидан келиб чиккан х,олда, кадрлар тайёрлаш мазмунини тубдан кайта куриш, халкаро стандартлар даражасига мос олий маълумотли мутахассислар тайёрлаш учун зарур шароитлар яратиш максадида олий таълим тизимини комплекс ривожлан-тириш ва янада такомиллаштириш мух,им вазифа х,исобланади [1].
Дунё хдмжамиятида таълим тарак-киётнинг асосий хдракатлантирувчи кучи ва баркарор ривожланиш максадларига етказувчи мух,им омил сифатида каралади. Таълимни такомиллаштириш ва уни сифатли ташкил килиш, таълим олувчиларга кафолатланган билим бериш механизмларини укув-машгулотлар жара-ёнига жорий килиш устувор йуналиш-лардан биридир. Етакчи таълим муассасалари томонидан булажак кадрларни укитишда инновацион педагогик тахнологияларни ишлаб чикиш ва амалиётга жорий этиш юзасидан куплаб тадкикотлар амалга оширилмокда.
Илмий-услубий адабиётларда одам организмини согломлаштириш жисмоний ривожлантириш ва соглом турмуш
тарзининг карор топишида жисмоний тарбиянинг сезиларли роль уйнаши хдкида куплаб маълумотлар кайд килинган [2,3,4,5]. Шу билан биргаликда, олий таълим муассасаларида турли хил даражада жисмоний тайёргарликка эга булган талабаларни жисмоний тарбия буйича укитиш укув дастурларини бажаришнинг хдкикий х,олатини тавсифлаб берувчи маълумотлар деярли мавжуд эмаслиги кайд килинади.
Тадкикотнинг долзарблиги шундаки, талабаларнинг "Жисмоний маданият" укув сохдси оркали жисмоний тарбияни узлаштириш жараёни давомида уларнинг жисмоний ривожланиш динамикасини ойдинлаштириш, шунингдек, талабаларни саломатлигидаги салбий узгаришлар даражаси билан мувофикликда жисмоний тарбиялаш буйича манзилга йунал-тирилган, аник максадни кузда тутувчи дастурларнинг мавжуд эмаслиги билан тушунтирилади. Мазкур муаммони ечишда самарали ёндошувлардан бири бу кластер-модул услуби х,исобланади.
Тадкикотнинг максади олий таълим тизимида жисмоний тарбияни укитишда кластер-модул методини куллаш самарадорлигини педагогик тажрибада асослаб беришдан иборат.