СПОРТ МАШГУЛОТЛАРИ: ТЕХНИКА, ТАКТИКА, УСУЛИЯТ / ТЕХНИКА, ТАКТИКА И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Г.М. ХАСАНОВА, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ,
УзГУФКС,ЧИРЧИК
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ
Аннотация. Укув-машгулот йигини материаллари ва машгулот юкламаларининг корреляция тах,лили маълумотлари истикболга эга ёш гимнастикачилар машгулот жараёнининг сон ва сифат компонентларини ифодаловчи энг мух,им омилларни ажратишга ёрдам берди.
Калит сузлар. Корреляцион тах,лил; мусобака, жисмоний, махсус-хдракат тайёргарлик; тренировка жараёнининг сон ва вакт курсаткичлари
Актуальность. Стремление
повысить результат в каком-либо виде деятельности предполагает, прежде всего, знание факторов, от которых зависит его уровень. Так, например И.А.Винер-Усманова [1,2]; А.А.Супрун [5]; Л.Н.Карпенко [6], М.Н.Умаров, Эштаев А.К.[7]; Г.М.Хасанова [8], излагая свое мнение о физиологических и педагогических основах методики подготовки в спорте высших достижений, выделяют три главных вопроса, от успешного решения которых зависит результативность учебно-тренировочного процесса:
1. Определение факторов, в наибольшей мере обеспечивающих успех в данном виде двигательной деятельности [1,8].
2. Разработка методики оценки качеств и способностей спортсменов, формирующихся в той или иной форме
(3,6).
3. Осуществление рационального планирования эффективных средств и методов в учебно-тренировочном процессе [1,4,8].
Цель исследования. Выявить уровень значимости видов подготовленности по данным факторного анализа результатов тренировочного процесса перспективных юных гимнасток-художниц.
Результаты исследования. Экспериментально подтверждено, что важнейшее место в системе подготовки перспективных юных гимнасток занимает
специально-двигательная (хореографическая), физическая и техническая подготовка, связанная, прежде всего, с освоением большого круга систематически усложняющихся и совершенствующихся упражнений многоборной программы. Упражнения, составляющие программный материал специальной подготовки, осваиваются на основе методики, имеющей определенную специфику. Она сводится к необходимости применения ряда методов, позволяющих осуществлять обучение и подготовку наиболее рационально и эффективно.
Факторный анализ как статистический метод используется достаточно широко в исследованиях многих видов спорта. В спортивных видах гимнастики высокая эффективность этого метода была показана в работах И.А.Винер-Усмановой [2], Л. А. Карпенко, О. Г. Румба [6], М.Н.Умарова, А.А.Эштаева [7], Г.М.Хасановой [8]. Показатели технического мастерства и специальной физической подготовленности позволили выявить наиболее значимые факторы и на их основе сформировать оптимальную структуру двигательной деятельности гимнасток.
В нашем исследовании использование факторного анализа обосновано тем, что при подготовке юных гимнасток к соревнованиям и для достижения в них успеха необходим учет компонентов двигательной подготовки, от которых
зависят спортивно-технические результаты.
Нами регистрировались 22 наиболее существенных показателей, характеризующих количественные и качественные
компоненты учебно-тренировочного
процесса, с достаточной полнотой отражающие ход подготовки к соревнованиям (табл. 1).
Таблица 1
Матрица факторных весов показателей тренировочного занятия на предсоревновательном этапе подготовки гимнасток 10-12 лет
№ Показатели тренировочных нагрузок Факторы
1 2 3 4 5
1. Количество тренировочных занятий 226 128 066 283 877
2. Чистое тренировочное время (мин) 339 150 189 201 845
3. Общее количество упражнений за тренировку 172 568 125 596 781
4. Количество упражнений без предмета 357 028 198 392 824
5. Количество упражнений с предметами 146 433 -025 225 901
6. Количество стабильно выполненных соревновательных композиций (комбинаций) 977 728 -038 121 175
7. Интенсивность работы по комбинациям (эл. в подход) 976 897 -095 076 139
8. Количество элементов высшей группы трудности 710 778 233 294 320
9. Оценка за техническую (соревновательную) подготовку (балл) 867 897 131 244 241
10. Критерии выразительности (техничность, оригинальность и точность - балл) 731 279 891 132 271
11. Кол-во упражнений по хореографии 215 349 907 -072 917
12. Интенсивность урока по хореографии (эл. в мин) 761 357 897 117 175
13. Оценка за хореографическую подготовку (балл) 821 373 921 145 179
14. Количество упражнений СФП 156 176 -007 952 779
15. Количество подходов СФП 177 277 149 708 362
16. Оценка за физическую подготовку (СФП - балл) 742 571 142 831 031
17. Антропометрические показатели 853 587 721 867 177
18. Количество комбинаций со скакалкой 939 541 749 702 362
19. Количество комбинаций с булавами 843 477 754 860 190
20. Количество комбинаций с лентой 902 551 790 833 -019
21. Количество комбинаций с обручем 926 516 845 710 219
22. Количество комбинаций с мячом 719 491 896 910 016
Примечание: Результаты корреляционного анализа представлены без «0» и запятой
Исследование проводилось с 34 перспективными юными гимнастками (1 -й разряд и КМС) на предсоревновательных этапах подготовки к 6 соревнованиям 2016-2017 гг. Во всех соревнованиях спортсменки выступили успешно, добившись призовых мест в многоборье и по отдельным предметам.
В верхней части корреляционной схемы 1 (характеристика цифровых обозначений представлена в табл. 1) располагаются показатели 6,7 и 9: количество стабильно выполненных комбинаций (г=0,917), интенсивность
работы по комбинациям (эл. в подход, г=897) и количество элементов высшей группы трудности (г=778).
В первую группу входят показатели количества комбинаций (г=0,917) и интенсивности работы по комбинациям (г=0,897), во вторую - показатели, которые характеризуют объем (г=0,568 -0, 781) и интенсивность работы (эл. в подход, г = 0,897) и по эл. в мин. (г = 0, 897). Величины корреляционных взаимосвязей, относящиеся к работе по комбинациям (г=0,876-0,957) как в многоборье, так и для
отдельных предметов (г=0,619-0,926), очень высоки.
Анализ свидетельствует о существовании двух основных групп показателей, отражающих ход формирования композиции и подготовки соревновательной программы (схема 1 и 2). Другие группы параметров (СФП, временные и количественные) имеют самостоятельное значение. Они характеризуют отдельные стороны подготовки
гимнасток к соревнованиям и взаимосвязаны с основными группами.
Полученная на первом этапе корреляционная матрица была преобразована в матрицу факторных весов (табл. 1). В результате факторизации 22 показателей тренировочной нагрузки, несущих самую существенную информацию об исследуемом явлении, были выявлены 5 факторов, имеющих различный вклад в спортивно-техническое мастерство
гимнасток.
Схема 1. Факторы, характеризующие соревновательную (комбинационную)
подготовленность юных гимнасток
Схема 2. Факторы, характеризующие физическую и специально-двигательную (СДП) подготовленность юных гимнасток
Для интерпретации результатов факторного анализа выявлялась сущность факторов, и на этой основе определялись их названия: анализировалась неравномерность в распределении факторных весов по факторам.
Согласно представленным в таблице 1 и рисунке 1 данным наиболее существен вклад (50,1%) первого фактора. Сюда вошла группа показателей тренировочных нагрузок, относящихся только к комбинациям.
Полученные показатели 6,7 и 9 в первом факторе (схема 1) с высокими коэффициентами веса главные на предсоревновательном этапе подготовки.
Это важно для планирования и контроля показателей тренировочного занятия на данном этапе подготовки. На соревнованиях по художественной гимнастике бригады судей в комплексе оценивают только комбинации. Значит, спортсменки реализуют накопленный потенциал, выполняя комбинации в отдельных видах и набирая при этом определенную сумму баллов в многоборье за каждый день соревнований. На основе
целостных комбинаций моделируются определенные черты предстоящей соревновательной деятельности, тем самым сближаются режимы тренировки и соревнований.
Количественные и временные показатели тренировочного занятия (1,2 ,3,4,5,8,11,14)
Соревновател ьная (комбинационная) оценка композиций с предметами (18,19,20,21,22)
Схема 3 Факторы, характеризующие количественные и временные показатели тренировочного занятия юных гимнасток
Факторы
7,7% — 12,3 —
14,2% -15,7%
Временные и количественные показатели тренировочной работы
Специально-физическая подготовка - СФП
Специально-двигательная (хореографическая) подготовка (СДП)
Специально -техническая подготовка - (СТП)
■ 50,1%' ■' Количество выполненных, целых . комбинаций
Рис. 1 Факторная градация показателей тренировочной нагрузки юных гимнасток
экспериментальной группы
Из всех показателей тренировочного занятия, вошедших в первый фактор, для контроля готовности гимнастки к соревнованиям наиболее информативен показатель количества стабильно выполненных комбинаций (г=0,977), который определяется в процентах от общего количества выполненных комбинаций, а также интенсивностью работы по комбинациям (г=0,976) как с каждым предметом, так и в многоборье. Все вышеперечисленные показатели комбинаций связаны наиболее высокими значениями коэффициента веса с данным
фактором. В связи с этим первый фактор интерпретируется нами как фактор «количества выполненных комбинаций».
Остановимся на втором факторе (схема 2). Его вклад в общую дисперсию составляет 15,7%. Наиболее высокий коэффициент веса из связывающей группы показателей тренировочного занятия соответствует количеству выполненных элементов высшей группы трудности и их рациональное распределение в комбинациях с предметами (техническая подготовка, г=0,778). Этот фактор ха-
рактеризует системное использование специально-подготовительных и подводящих упражнений для избирательного совершенствования элементов соревновательной композиции, повышения общего уровня функци-ональных возможностей организма, развития специальной работоспособности на достаточно высоком уровне.
Исходя из предназначения показателей тренировочного занятия, вошедших во второй фактор, мы назвали его фактором «специально-техническая подготовка».
Третий фактор - фактор «Специально - двигательная, хореографическая подготовка» (схема 3), формирование «школы» движения, поскольку показатели количества выполненных специально-двигательных (г=0,918), хореографических упражнений (г=0,917) и подходов СДП (г=0,718) весьма высоки. Высокий процент значимости данного фактора (14,2%) указывает на необходимость целенаправленного
развития специально-двигательных
способностей.
Четвертый фактор - фактор
«Специальная физическая подготовка»,
на долю которого приходится 12,3% общей дисперсии выборки. Обнаруживает существенные веса по показателям количества выполненных упражнений (г=0,952) и подходов по СФП (г=0,708). Достаточно высокий уровень значимости данного фактора указывает на необходимость развития базовых физических качеств в целях повышения специальной (комбинационной) выносливости гимнас-
ток исследуемого возраста и уровня подготовленности.
Пятый фактор (7,7%) определяется тесно взаимосвязанными показателями количества тренировочных дней, тренировок, чистого тренировочного времени (г=0,779-0,901). Поэтому считаем, что фактор показателей, характеризующий временные особенности на предсорев-новательном этапе, можно назвать фактором «временных показателей».
Материалы корреляционного анализа позволили определить взаимосвязь и взаимовлияние наиболее значимых показателей тренировочной нагрузки, используемых гимнастками на соревновательном этапе подготовки. Факторный анализ выявил по уровню значимости показателей тренировочной нагрузки пять факторов с различным вкладом каждого из них в спортивно-техническое мастерство: количество выполненных, целых композиций (вклад - 50,1%); специально-техническая подготовка (15,7%); специально-двигательная (хореографическая) подготовка (СДП -14,2%); специально-физическая подготовка - СФП (12,3%); временные и количественные показатели учебно-тренировочного процесса (7,7%).
Результаты экспериментальных
исследований были рекомендованы членам сборной молодежной команды по художественной гимнастике в процессе разработки структуры и распределения средств специально-двигательной подготовки на учебно-тренировочных занятиях, микро- и предсоревновательном мезо-цикле.
Литература:
1. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2013.
2. Винер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб. пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.- М.: Человек, 2014. (Б-чка тренера).
3. Говорова М.А.. Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Учеб.пособие. - М.: Всерос. федерация худ. гим., 2009.
4. Рахматова Д.А. Хореография, как средство повышения специально-двигательной
подготовленности гимнасток-художниц. Дисс. на соискание степени магистра педагогики. 2014.
5. Супрун А.А. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей: дис. канд. пед. наук/А. А. Супрун. - СПб., 2013.
6. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов. спорт, 2014.-264 с.
7. Умаров М.Н, Эштаев А.К. Разработка модельных характеристик гимнастов высокой квалификации. // «Фан спортга». 2004. №1.
8. Хасанова Г.М. Построение соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования. Дисс. ...канд. пед. наук.-Ташкент:УзГИФК,2011.
Г.М. Хасанова
Материалы учебно-тренировочных сборов и данные корреляционного анализа тренировочной нагрузки позволили выделить наиболее значимые факторы, характеризующие количественные и качественные компоненты тренировочного процесса перспективных юных гимнасток-художниц.
The materials of the educational-training camps and the correlation analysis of the training load made it possible to identify the most significant factors characterizing the quantitative and qualitative components of the training process of promising young gymnasts.
А.З. ХОДЖАЕВ, УзДЖТСУ, ЧИРЧЩ
ДАСТ КУТАРИШ МАШЦЛАРИНИ БАЖАРИШ ТЕХНИКАСИНИ "X-tren 1" ТРЕНАЖЁРИ ОРЦАЛИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ САМАРАДОРЛИГИНИ
ОШИРИШ
Аннотация. В статье описана методика и эффективность применение тренажёра Ходжаева ("X-tren 1") в процессе учебно-тренировочных занятий квалифицированных тяжелоатлетов для совершенствования техники выполнение упражнений рывка.
Ключевые слова: тренажёр "X-tren 1", рывок, специальные упражнения, совершенствование, высота подъёма штанги, коленный сустав.
Долзарблиги. Огир атлетика спорт турида х,ам бошка спорт турларидагидек, йилдан-йилга мусобака машкларини окилона бажариш усуллари такомиллашиб бормокда. Шу боис огир атлетика спорт турида мусобака коидаларига мувофик биринчи булиб бажариладиган машк бу даст кутариш. Даст кутариш машкининг натижасидан сунг голибликни кулга киритиш учун силтаб кутариш машкининг тактик хдракати аникланади. Шундай экан даст кутариш машкини муваффакиятли бажариш ва даст кутариш машкини бажариш техникасини такомиллаштириш асосий вазифалардан бири х,исобланади.
Даст кутариш машкини такомиллаш-тириш буйича бир катор тажрибали мута-
хассислар (А.Н.Воробьев, Л.С.Дворкин, Р.Маткаримов, К.Боязитов, Ф.Ким ва бошкалар) штангани тахтасупадан узиш вактига, штангани кутарилиш
траэкториясига, штанга остига утиришда тезланишига катта эътибор каратишган. Бундан ташкари, даст кутариш машкида штанганинг кутарилиш баландлиги х,еч бир илмий манбаларда урганилмаган.
Штанганинг огирлиги канча ошириб борилса, табиийки, унинг кутарилиш баландлиги шунча пасайиб боради. Аммо огир атлетикачи штанганинг кутарилиш баландлигини таъминлаб бериши лозим, акс х,олда, штанга остига утириб (штанга остига утиришда кайд килиш фазаси) кайд килиш жараёни бир канча нокулай-