Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ ФАКТОРОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОТБОР И СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умаров М.Н.

Материалы экспериментальных исследований, результаты контрольных испытаний по специально-двигательной подготовке , и корреляционного анализа позволили обосновать значимость факторов, обуславливающих критерии оценки перспективности юных гимнасток и их отбор в молодежную сборную команду страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Умаров М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Детско-юношеский спорт

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, профессор,

М.Н. УМАРОВ Государственный университет физической культуры и спорта г.Чирчик

Аннотация

Annotation

Аннотация. Материалы экспериментальных исследований, результаты контрольных испытаний по специально-двигательной подготовке, и корреляционного анализа позволили обосновать значимость факторов, обуславливающих критерии оценки перспективности юных гимнасток и их отбор в молодежную сборную команду страны.

Ключевые слова. Контрольные испытания, корреляционный анализ, информативность факторов, физическая подготовленность, техническая подготовленность, отбор и спортивная ориентация.

The materials of experimental studies, the results of control tests on special-motor training, and correlation analysis made it possible to substantiate the significance of factors that determine the criteria for assessing the prospects of young gymnasts and their selection in the youth national team of the country.

Key words: control tests, correlation analysis, informational content of factors, physical fitness, technical fitness, selection and sports orientation.

Проблема исследования. Как правомерно считают Л.Я.Аркаев и соавт. (1), Ю.К.Гавер-довский и соавт. (2), В.С.Чебураев (7) в диалектическом смысле «конца» у гимнастики нет. Она непрерывно развивается, усложняется, находясь в постоянном совершенствовании, в перспективе, которую нужно уметь предвидеть. По мнению выдающегося тренера современности Л.Я.Аркаева (1) и теоретика спортивной гимнастики Ю.К.Гавердовского (2) наивысшие достижения в спортивной гимнастике доступны лишь особенно одаренным юным гимнастам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физического и технического мастерства. Такое сочетание даже при самом благоприятном построении многолетней подготовки и наличия всех необходимых условий у гимнастов встречается очень редко (1,3,6,7). А поскольку мало кто обладает соответству-

ющим комплексом задатков, пути их поиска отличаются сложностью и являются проблемными и весьма своевременными.

Задача исследования - изучить и обосновать факторы, обусловливающие достижение высокого мастерства в гимнастике и критерии отбора перспективных юных гимнасток в сборную команду страны.

С целью реализации поставленной задачи был проведен корреляционный анализ результатов контрольных соревнований по физической и технической подготовленности

19 гимнасток в возрасте 13-14 лет, занимающихся в СДЮСШОР г.Ташкента.

Организация исследования. На основании материалов длительных исследований Л.Я.Аркаев в соавт. [1], М.Н.Умаров, Г.М.Хасанова [5], В.С.Чебураев [7] показали, что основным критерием для оценки перспективности гимнастов служат результаты спортсменов за

Детско-юношеский спорт

предшествующий год. Проверка надежности этого показателя проводилась путем корреляции спортивно-технических результатов юных гимнасток за 2016, 2017 и 2018 гг. Как замечают Л.Я.Аркаев в соавт. [1], Ю.К.Гавердовский [2] отсутствие значимых взаимосвязей (г= от 0,07 до 0,33) свидетельствует о том, что результаты одного года не определяют величины и характера их дальнейших изменений. Таким образом, избранный критерий не отвечает требованию надежности, а, следовательно, не может использоваться при оценке перспективности гимнасток.

Для этого мы выбрали показатели уровня мастерства (УМ), стабильности результатов (СтР) и динамику обоих показателей. Уровень мастерства характеризуется средней оценкой за упражнения на одном снаряде (она рассчитываться по результатам соревнований года в данном исследовании по уровню мастерства в 2016 и 2017 гг.). Стабильность результатов - вариативностью (5) всех оценок за год (20172018 г.), а динамика результативности расчетными показателями А -уровня мастерства и А - стабильности результатов, пределенными по разности двух и более лет.

К факторам, влияющим на уровень достижений, по мнению Л.Я.Аркаева в соавт, [1], Ю. К. Гавердовского в соавт. [2], М.Н.Умарова [4,5], Г.М.Хасановой [6] обычно относят: возраст, спортивный стаж, особенности физического развития и биологического созревания, состояние здоровья, личностные свойства, особенности высшей нервной деятельности (ВНД), уровень технической (ТП) и физической (ФП) подготовленности, особенности спортивной подготовки. Задача исследований и заключалась в проверке наиболее информативных для гимнастики факторов. Степень значимости устанавливалась путем корреляционного анализа показателей отдельных факторов с показателями успешности - уровня мастерства, стабильности результата и их динамики, а также сопоставлением характеристик двух групп гимнасток, различающихся по спортивным результатам.

Обсуждение результатов исследования. Результаты корреляционного анализа показали, что:

- отсутствует взаимосвязь возраста с уровнем мастерства в 2016 и 2017гг. и ее наличие со

стабильностью результатов обоих лет (г=0,76 и 0,88; р<0,01 - 0,001). Коэффициенты корреляции возраста с динамикой уровнем мастерства и стабильностью результатов незначимы. Величина различий двух контрольных групп по возрасту недостоверна (1 = 0,35) и подтверждает установленные взаимосвязи. Таким образом, уровень мастерства квалифицированных юных гимнасток не зависит от возраста, а стабильность подвержена его влиянию:

- показатели успешности спортивной деятельности со стажем не коррелируют (г = 0,02 - 0,18). Различия в контрольных группах равны нулю. Спортивный стаж гимнасток исследуемого возраста не влияет на уровень их достижений;

- установлена взаимосвязь уровня мастерства 2017 г. с относительным весом гимнасток (г=0,52; р<0,05), а стабильность результатов - с несколькими показателями физического развития (г = 0,59 - 0,79; р<0,05 - 0,01).

Данные ряда авторов (1,2,7), а также материалы собственных исследований (3,4,5,6) позволили прийти к определенному заключению, что на протяжении всего многолетнего периода подготовки гимнасток показатели их физической подготовленности существенно меняются. Одновременно сильные изменения претерпевают важные для занятий гимнастикой тотальные морфологические показатели - длиннотные показатели тела (рост и его производные) и показатели веса тела (2). От тех и других в значительной степени зависят многие другие показатели, в том числе показатели, характеризующие физические, двигательные возможности гимнасток.

Так, с увеличением (при прочих равных условиях) роста и других длиннотных показателей тела замедляется быстрота некоторых движений, увеличивается период колебательных движений в висах и упорах, уменьшаются показатели относительной силы и др. Аналогичным образом влияет на параметры действий и движений изменение веса тела гимнасток.

В представленной таблице даются (по возрастным категориям) среднестатистические показатели длины и веса тела гимнасток в виде средней арифметической величины (-Х+) и величин среднего квадратического отклонения как в сторону отставания от среднего показателя («-»), так и в сторону его превышения («+»).

о о

го га ■с о о.

Детско-юношеский спорт

Мониторинг длины и массы тела гимнасток 12-15 лет (по Ю.К.Гавердовскому в соавт. 2005)

Возраст (лет) -3 5 -2 5 -1 5 - Х+ +1 5 +2 5 +3 5

- длины тела гимнасток (см.)

15 135.90 140.0 144.10 148.21 152.3 156.42 160.75

14 133,93 137,92 141.90 145.90 149.89 153.88 157.87

13 134.80 137.01 140.01 143.05 146.10 149.07 152.07

12 131.60 134.20 136.80 139.40 142.30 144.60 147.20

11 127.57 130.18 132.90 135.40 138.01 140.62 143.23

- массы тела гимнасток (кг)

Возраст (лет) -3 5 -2 5 -1 5 - Х+ +1 5 +2 5 +3 5

15 28.23 31.72 35.21 38.71 42.19 45.68 49.20

14 24.95 28.40 31.85 35.30 38.75 42.20 44.66

13 22.44 27.40 30.40 33.40 36.40 39.40 42.40

12 21.60 24.60 27.60 30.60 33.60 36.60 39.60

11 21.00 23.80 26.60 29.41 32.20 35.00 36.80

Исследованием показано, что отклонение, равное 1 5 (одна «сигма»), считается незначительным, отклонение в 2 5 - умеренным, а в З 5 - значительным. Отслеживая, таким образом, изменения росто-весовых показателей по годам, тренер может строить характеристический график, отражающий динамику морфологического, общефизического развития гимнасток.

Анализ данных корреляционной матрицы показал достаточно высокий уровень взаимосвязи роста и массы тела с уровнем мастерства (г = от 0,53 и 0,71), стабильностью результатов (г = от 0,80 и 0,91) и работоспособностью гимнасток, как в многоборье, так и на отдельных снарядах (г = 0,73 до 0,87).

Наиболее важной особенностью технико-эстетических видов спорта, в особенности гимнастики, громадное изобилие структурно разнообразных и бесконечно разных по сложности и трудности движений. В связи с этим, весь многолетний процесс подготовки высококвалифицированной гимнастки представляет собой непрерывную работу по освоению и совершенствованию новых, как правило, все более сложных упражнений [1,2,6,7]. Поскольку наиболее информативных критериев для оценки техники исполнения элементов пока не существует, техническая подготовка гимнасток оценивалась по технической оснащенности (ТО) - трудности выполняемой программы. Между уровнем и стабильностью результатов, по данным 2016 г., значимых взаимосвязей

не обнаружено. Сопоставление контрольных групп по критерию 1 - Стьюдента выявило достоверное на 10% уровне различие лишь по одному показателю - общей трудности (количеству элементов): 1 = 2,20; р<0,001. В 2018 г. этот показатель уже положительно коррелирует с уровнем мастерства (г =0,79; р<0,01). Тенденцию к взаимосвязи он обнаруживает и с ДУМ (г = 0,62; р<0,05).

Наиболее важным аспектом специально-физической подготовки (СФП) применительно к современной практике спортивной гимнастики является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, характерных для тех или иных видов гимнастического многоборья и конкретных упражнений [1,2,5,6,7]. При этом особо возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки. Она включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности - прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.

Согласно данным уровень мастерства (УМ) в многоборье коррелирует с показателями силы мышц брюшного пресса (г = 0,89;

Детско-юношеский спорт

р<0,01), специальной выносливости (г = 0,94; р<0,001), скоростно-силовыми качествами разгибателей рук (г = 0,63; р<0,05) и суммарным показателем выносливости (г = 0,94), а стабильность результатов - со всеми тестами силы (г = от 0,67 до 0,93).

Сопоставление контрольных групп выявило существенные различия в среднем уровне СФП и в силовой выносливости тестируемых групп мышц (1 = 2,0-3,7; р<0,05-0,001).

В спортивной гимнастике для характеристики специальной подготовленности приняты временные показатели (количество тренировочных дней, часов, тренировок, дней соревнований, сборов и т.д.), показатели объема нагрузки (количество элементов, в том числе элементов высшей трудности, комбинаций, прыжков), показатели интенсивности нагрузки (количество элементов в мин, элементов в подход и комбинаций).

Согласно полученным данным, от количества тренировочных часов не зависит результативность гимнасток, число тренировочных дней коррелирует отрицательно (г= - 0,51; р<0,05), а количество дней, проведенных на учебно-тренировочных сборах (УТС), положительно (г = 0,52 - 0,62; р<0,05 - 0,01) с отдельными показателями мастерства. Общее количество элементов и прыжков не связано ни с одним показателем результативности. Число выполненных комбинаций коррелирует с уровнем и стабильностью результатов (г = 0,69 - 0,77; р<0,05 - 0,001). Наибольшую взаимосвязь с достижениями и их динамикой имеет количество элементов, выполненных в минуту и в подход (г= от 0,78 до 0,84; р<0,05-0,001).

Таким образом, достижение высшего мастерства квалифицированными гимнастками 12 -13 лет обусловлено: возрастом спортсменок, особенностями их физического развития, особенностями высшей нервной деятель-ностьи, уровнем технической оснащенности и специальной физической подготовленности, а также рядом характеристик подготовки.

Из большого числа показателей, характеризующих «факторы успешности», мы выделили те, которые могут служить критериями для оценки перспективности. С этой целью гимнасток молодежной сборной страны 2017 г. мы разделили на 2 группы. В первую вошли 9 спортсменок, попавшие в число ведущих

гимнасток молодежной сборной. Во вторую -

9 гимнасток, мастеров спорта. Таким образом, группы подобраны по степени перспективности, реализованной через 2 года.

Сравнение их данных имело целью установить, по каким признакам уже в 2017 г. можно было определить степень перспективности гимнасток. Для этого по критерию различий 1 - Стьюдента сопоставлялись особенности высшей нервной деятельности (ВНД), показатели уровня мастерства и стабильности результатов, технической оснащенности и спортивной подготовки. Оказалось, что в группах статистически достоверные различия (1=2,87; р<0,001) были лишь по одному параметру (вариативности временных и количественных показателей треморометрии и сложно-двигательной реакции на движущийся объект). По-видимому, он отражает диапазон адаптационных возможностей функционирования нервной системы.

Далее сравнивались уровень и стабильность мастерства, техническая оснащенность и особенности подготовки за 2017 г и показатели их динамики. Значимыми оказались различия в уровне мастерства и УМ - 1=2,4 и 2,8; р<0,05, а также в трудности программы и ее динамике - 1=2,69 и 2,94.

Перспективные спортсменки в 2017 г. различались по показателю вариативности времени реакций. Однако, уже в 2018 г. характерным для них стал значительный рост УМ, сопровождающийся повышением ТО. Стабильность результатов в обеих группах несколько снизилась, но во второй группе при этом трудность упражнений осталась прежней или уменьшилась, а в первой - усложнилась.

Как и в 2017 г., не было выявлено, каких-либо тенденций к различию всех показателей подготовки, поскольку в обеих группах находились гимнастки, выполнявшие высокие и низкие нагрузки. Следовательно, если индивидуальные особенности гимнасток соответствуют требованиям, предъявляемым к члену сборной команды, возраст и спортивный стаж не служат препятствием к их зачислению в состав команды. Поэтому, наряду с опытными спортсменками в сборную команду могут попасть и совсем юные гимнастки высокого класса (12-14 лет), использующие в условиях предсоревновательных сборов высокие по объему и интенсивности тренировочные нагрузки. Особое внимание уделяется

о о

го га

О

.

го

0 <л

1

выполнению соревновательных комбинаций, освоению и совершенствованию элементов

Детско-юношеский спорт

высшей группы трудности, и развитию базовых физических качеств (рис. 1).

Рис. 1. Процент превышения наиболее значимых компонентов тренировочной нагрузки юных гимнасток экспериментальной группы над контрольной

(1- сумма элементов; 2 - сумма упражнений СФП; 3 - сумма элементов и упражнений СФП; 4 - сумма соревновательных комбинаций; 5 - элементы высшей группы трудности; 6 - упражнения хореографии; 7 - интенсивность работы).

Исследования показали, что степень перспективности гимнасток характеризуется от-

дельными показателями уровнем мастерства и стабильностью результатов. Однако, не все показатели одинаково информативны. Исходный уровень мастерства значительно варьирует и не коррелирует с результативностью гимнасток уже на второй год пребывания в команде, то есть не определяет его дальнейших изменений. Следовательно, он не может служить критерием отбора в сборную команду. За такой критерий следует принять уровень мастерства, характеризующую величину и характер динамики спортивных результатов.

Исходный уровень результатов соревнования не различается у гимнасток разной степени перспективности. Более информативна в этом плане СтР, однако она должна анализироваться в сочета-

нии с такими характеристиками, как содержание исполняемых в соревнованиях элементов высшей группы трудности, высокой по интенсивности тренировочной нагрузки, этап подготовки и задачи соревнования, причина срывов (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, стабильность выполняемых соревновательных комбинаций и интенсивность нагрузки у гимнасток ЭГ достоверно возрастает и стабилизируется, на достигнутом уровне, к основному соревнованию. Тогда как в КГ данный показатель, возрастая к «настроечному» снижается в «соревновательном» микроцикле. Этот фактор, обладая высокой информативностью оценки качества, стабильно выполняемых соревновательных комбинаций, указывает на эффективность и практическую значимость на этапе предсо-ревновательной подготовки.

Рис.

2. Показатели интенсивности и стабильность соревновательных композиций в недельных микроциклах юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы

Детско-юношеский спорт

Для более полной реализации подготовленности перспективных юных гимнасток на соревновательном этапе подготовки необходим постоянный контроль за стабильным выполнением комбинаций в видах многоборья, элементов упражнений технической и физической подготовки.

При таком контроле за динамикой СтР и интенсивностью работы на этапах предсорев-новательной подготовки в течение 2 - 3 лет показатель должен стать критерием отбора перспективных гимнасток.

Техническая оснащенность программы гимнасток - один из основных критериев отбора, однако, и он подвержен значительным и быстрым изменениям. В связи с этим необходимыми оказываются показатели динамики технической оснащенности соревновательных комбинаций.

Многолетние эксперименты и наблюдения за уровнем СФП молодых гимнасток показали, что критерием при отборе может также служить исходный уровень СФП: уровень ниже среднего является противопоказанием к отбору. Второй показатель - динамика развития необходимых физических качеств.

Несмотря на взаимосвязь ряда показателей подготовки с УМ, СтР и ТО, они не помогают определить более перспективную

гимнастку, а следовательно, не могут быть критериями отбора.

Итак, критериями оценки перспективности квалифицированных гимнасток из числа исследованных признаков могут служить 7 показателей:

- динамика уровня мастерства;

- динамика стабильности результатов;

- исходный уровень и динамика технической оснащенности программ гимнасток;

- исходный уровень и динамика высокоинтенсивной тренировочной нагрузки;

- исходный уровень и динамика СФП;

- роста и массы тела гимнасток;

- состояние функциональной системы организма гимнасток.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Их перечень доказывает, что всесторонне оценить возможности спортсменок в одноразовых или односторонних обследованиях невозможно. Отбор перспективных спортсменок должен вестись с помощью динамического комплексного контроля за их подготовкой. Для этого может быть использован период их пребывания в составе молодежной команды, который длится, как правило, 2 - 3 года, то есть тот оптимум времени, который необходим для изучения индивидуальных особенностей гимнасток.

Литература:

1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. - М.: ФИС, 2004. - 326 с.

2. Гавердовский Ю. К. в соавт. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: 2005. - 420 с.

3. Умаров М.Н, Эштаев А.К. Разработка модельных характеристик гимнастов высокой квалификации // «Фан спортга». - Ташкент, 2004. - №1. - С. 35-38.

4. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Интегральный подход в подготовке высококвалифицированных гимнастов. // «Фан спортга». 2009. №3. - с. 45-47.

5. Умаров М.Н., Хасанова Г.М. Система интегральной подготовки гимнасток высокой квалификации. Учебное пособие. - Т., 2012. -84 с.

6. Хасанова Г.М. Построение соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования. Дисс. ... канд. пед. наук. - Ташкент: УзГИФК, 2011. - 173 с.

7. Чебураев В.С. Научно-методическое обеспечение подготовки сборных команд страны по спортивной гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 44 - 46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.