Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СУЗИШ / МАХСУС ТАЙѐРГАРЛИК / АЙЛАНМА МАШғУЛОТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдалимов А. О., Абдалимова Р. М.

Работа посвящается специальной подготовке пловцов, где раскрываются особенности специальной подготовленности пловцов с помощью специальных упражнений, используемых методом круговой тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ»

Всерос. федерация худ. гим., 2009.

5. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов. спорт, 2014.

М.Н. Умаров

Экспериментально обоснована последовательность развития специально-двигательных качеств. Предложенные варианты учебно-тренировочных занятий и достаточно высокий уровень физической подготовленности позволил успешно освоить программные упражнения с предметами, что в свою очередь повлияло на рост спортивно-технического мастерства юных гимнасток.

The sequence of development of special-motor qualities is experimentally proved. The offered variants of training exercises and a sufficiently high level of physical readiness allowed successfully mastering the program exercises with subjects, which in turn affected the growth of sports and technical skill of young gymnasts.

АБДАЛИМОВ А.О., ВЧ - 51411 - У, ТАШКЕНТ АБДАЛИМОВА Р.М., УзГУФКС, ЧИРЧИК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация. Ушбу маколада сузувчиларнинг махсус тайёргарлигига каратилган жисмоний машкларнинг таъсир этиши ва самарадорлигини айланма услубдаги машгулотлардан фойдаланган х,олда такомиллаштириш.

Калит сузлар: сузиш, махсус тайёргарлик, айланма машгулот.

Введение. На современном этапе развития спорта особую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием технического

мастерства и повышения общего уровня физической подготовленности пловцов. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах предусматривает создание основ базовой специальной подготовки, формирование необходимого фонда двигательных умений и навыков, достижение всестороннего гармонического развития. Однако уровень проявления основных двигательных качеств спортсменов на крупных соревнованиях не отвечает запросам настоящего времени [1,2,5,6].

Специальная подготовка является одним из ключевых компонентов для достижения высоких результатов практически для всех видов спорта. В плавании специальная подготовка - это составная часть системы подготовки высококвалифицированных пловцов. Она

играет непосредственную роль, способствуя улучшению соревновательного результата. Специальная подготовка в плавании бывает разной. Пловцы с хорошей подвижностью суставов используют специальную подготовку с большой амплитудой движения, а те, у кого подвижность развита в меньшей степени, используют специальную подготовку с меньшей амплитудой движения. Но все спортсмены отталкиваются от примера классической техники [3,4,7].

В этой связи на первый план в настоящее время выдвигается задача оптимизации специальной подготовки, в особенности формирования базовых элементов у пловцов, так как интегральным показателем подготовленности пловцов является способность надежно и эффективно выполнять технические действия в процессе соревнований. В связи с этим, решение данной проблемы является весьма

актуальной в совершенствовании учебно-тренировочного процесса пловцов различной квалификации.

Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать

результативность использования

упражнений для совершенствования специальной подготовки пловцов методом круговой тренировки.

Методы исследования.

Теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы, анализ практического опыта ведущих спортсменов по плаванию при помощи анкетирования, педагогические наблюдения за деятельностью занимающихся различного возраста в учебно-тренировочном процессе и в период участия в соревнованиях, мониторинг за формированием технических действий, тестирование уровня скоростно-силовой и общей физической подготовленности занимающихся, педагогический

эксперимент, математико-статистический анализ результатов исследования.

Методика. Для определения эффективности разработанной методики нами был организован и проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие пловцы учебно-тренировочных групп 14-16 лет. Экспериментальную группу составили 12 пловцов, контрольную группу -12 пловцов. Эксперимент проводился на базе плавательного бассейна Федерации плавания Узбекистана. Программа для экспериментальной группы была нами специально разработана с учетом специфики соревновательной

деятельности пловцов. Упражнения, используемые в экспериментальной программе, использовались по методу круговой тренировки. Контрольная группа тренировалась по традиционной методике. Разработанная методика включала в себя выполнение двух серий упражнений по методу круговой тренировки.

Продолжительность применения данной методики - 8 недель по 2 занятия еженедельно. Комплекс круговой тренировки на суше включал специальные упражнения, такие как имитация

гребковых движений на тренажере «Хюттеля»; упражнения на пресс «Ножницы»; прыжки с высокоподнятыми ногами; имитация работы ног кролем с помощью мяча «Фитбол»; выполнение гребковых движений способом «на спине» стоя на одной ноге с закрытыми глазами; упражнение «качели» выполняется на скамье; выполнение гребковых движений при помощи резины; прыжки с имитацией удара брасса ногами. Упражнения выполнялись по 30 секунд каждое, интервал отдыха между станциями составлял 30 секунд и 3 минуты между сериями упражнений. Комплекс круговой тренировки в воде включал специальные упражнения, такие как плавание кролем с высоко поднятыми локтями при помощи маленьких лопаточек; плавание на спине со стаканом с водой на лбу; плавание с отягощением «Парашют»; плавание на ногах брассом, руки у бедер; максимальная тяга резины при помощи больших лопаток; плавание кролем с высоко поднятой головой; обратная тяга резины. Все упражнения выполнялись по 2 серии, по 50 метров с интервалом в 30 секунд между отрезками и 3 минуты между сериями.

Результаты исследований.

Полученные результаты после

статистической обработки свидетельствует об эффективности разработанной м етодики совершенствования специальной подготовки квалифицированных пловцов. Выявлено, что в начале эксперимента различия в показателях специальной подготовленности между пловцами контрольной и экспериментальной групп не наблюдались (р>0,05). Контроль за физической и специальной подготовленностью пловцов, проводимый на протяжении всего педагогического эксперимента, показал преимущество занятий с использованием упражнений по методу круговой тренировки по сравнению с традиционным способом проведения занятий.

Как видно из таблицы № 1, средний показатель времени проплывания 200м пловцами экспериментальной группы составляет в среднем 2.07.8, где худший результат составил 2.10,2, а лучший

результат - 2.03,9. При анализе проплывания первых 50м. дистанции было выявлено среднее количество гребков, что составило в среднем 31.6, при этом время проплывания этого отрезка было 28,4 секунды. Вторые 50м. спортсмены преодолели за 33,1 секунду в среднем, что на пять секунд хуже чем 1-ый отрезок, а количество гребков выросло до 35,7 в среднем. Третий отрезок дистанции составил в среднем 36 гребков, время прохождения спортсмены преодолели за 33,4 секунды. На последнем отрезке среднее количество гребков составило

38,5, а время прохождения составило 32,8 в среднем, что на 0.9 секунд быстрее, чем третий отрезок 50 метров.

В таблице № 1, средний показатель времени проплывания 200м вольным стилем пловцами контрольной группы составляет 2.07,9 в среднем, где худшее время составило 2.10,1, а лучшее составило 2.04,0. При анализе результата первых 50 метров дистанции было выявлено, что среднее время проплывания отрезка составило 27,9, а среднее количество гребков было 31,2.

Таблица №1

Специальные показатели пловцов экспериментальной и контрольной групп на дистанции

200 метров вольным стилем

Экспериментальная группа на дистанции 200 метров вольным стилем

№ Время проплывания дистанции I - 50 м Кол-во гр. II - 50 м. Кол-во гр. III - 50 м. Кол-во гр. IV - 50 м. Кол-во гр.

1. 2.10.1 29.4 29 33.5 34 34.0 34 33.2 36

2. 2.08.4 28.3 30 33.8 33 33.7 33 32.6 36

3. 2.03.9 27.1 33 32.7 37 32.5 37 31.6 37

4. 2.10.2 29.1 32 33.7 35 34.1 36 33.3 39

5. 2.09.2 29.4 34 33.2 38 33.8 39 32.8 41

6. 2.07.7 27.9 31 33.4 35 33.3 36 33.1 38

7. 2.06.4 27.7 32 33.0 36 33.4 36 32.3 38

8. 2.08.7 29.0 33 33.3 37 33.6 37 32.8 41

9. 2.09.5 28.6 29 33.0 33 34.2 34 33.7 35

10. 2.05.2 27.3 34 31.9 41 32.6 41 32.1 44

11. 2.06.4 28.2 32 32.7 35 33.0 35 32.5 40

12. 2.07.9 28.4 31 33.2 36 33.4 35 32.9 37

Средний показатель X = 2.07.8 Х=28.4 Х=31.6 X = 33.1 Х = 35.8 Х =33.4 Х =36.0 Х =32.8 Х = 38.5

Контрольная группа на дистанции 200 метров вольным стилем

1. 2.08.3 27.8 29 33.6 34 33.1 35 33.8 36

2. 2.09.4 28.2 31 33.8 35 34.1 35 33.3 37

3. 2.04.0 27.1 34 32.2 38 32.8 38 31.9 42

4. 2.07.5 27.9 33 31.9 37 33.8 37 33.9 38

5. 2.06.9 27.4 32 32.9 36 33.5 36 33.1 39

6. 2.08.2 28.0 31 33.3 35 34.0 35 32.9 37

7. 2.10.1 28.8 29 33.1 33 33.9 33 34.3 35

8. 2.09.3 27.9 32 33.6 39 34.1 38 33.9 41

9. 2.06.7 27.8 33 32.7 38 33.2 39 33.0 43

10. 2.10.2 29.0 30 34.2 34 34.1 34 32.9 38

11. 2.07.4 27.6 28 32.8 34 33.8 32 33.0 35

12. 2.06.9 28.1 33 32.6 37 32.9 35 33.3 38

Средний показатель X = 2.07.9 Х=27.9 Х=31.2 Х=33.0 Х=35.8 Х=33.6 Х=35.5 Х=33.3 Х=38.2

Вторая часть дистанции показала, что среднее количество гребков увеличилось на 4,6, что составило 35,8 гребков, время прохождения составило 33,0 гребков в среднем. На 3-их 50 метрах было выявлено, что пловцы преодолели 150 метровый отрезок за 33,6 в среднем, а количество гребков составило 35,5, что на 0,3 гребка хуже, чем на втором отрезке. На заключительном отрезке дистанции пловцы показали время 33,3 секунды в среднем, что касаемо количества гребков, они составили 38,2 гребка в среднем.

После окончания нашего эксперимента, где спортсмены из экспериментальной группы выполняли специальные упражнения, разработанные нами. Были выявлены следующие показатели: так мы видим из таблицы № 2, что средний показатель прохождения дистанции составил 2.05,3, а в начале эксперимента этот показатель был 2.07,8. Мы наблюдаем улучшение результата в

Как видно из таблицы № 3, после окончания эксперимента мы не видим значительных изменений у контрольной группы, которая тренировалась по прежней методике. Так, на первом отрезке

среднем на 2 секунды, а количество гребков составило 3,7 на первом отрезке дистанции. Здесь мы также наблюдаем улучшение результата на 0.9 гребков, время прохождения этого отрезка тоже улучшилось на 0,4 секунды и составило 27,9 секунд. Время проплывания второго отрезка в среднем 32,7, что на 0,4 секунды быстрее, чем в начале эксперимента, количество гребков составило 34,8 в среднем, что соответственно, на 0,9 гребков меньше. Третья часть дистанции показала нам, что количество гребков улучшилось на 0,1 и составило 36,0 гребков в среднем, а время проплывания составило 33,0, что на 0,4 секунды лучше, чем в начале эксперимента. Что касается последней части дистанции, здесь мы тоже видим положительные изменения: так спортсмены проплыли в среднем этот отрезок за 32,2 секунды, что быстрее на 0,6 секунд, чем в начале, а количество гребков в среднем составило 37,9.

дистанции среднее время прохождения 1 -ых 50 метров составила 28,1 секунду, что на 0,3 секунды хуже, чем в начале эксперимента, а количество гребков уменьшилось на 0,4 гребка, средний

Таблица №2

Специальные показатели пловцов экспериментальной группы на дистанции 200 метров

вольным стилем после эксперимента

№ Время проплывания дистанции 200 м вольным стилем

I - 50 м Кол-во гр. II - 50 м. Кол-во гр. III - 50 м. Кол-во гр. IV - 50 м. Кол-во гр.

1. 2.08.8 28.6 28 33.4 32 33.6 34 33.2 36

2. 2.06.4 27.9 29 33.3 33 33.4 34 31.8 35

3. 2.02.5 26.7 33 32.2 35 32.1 36 31.5 37

4. 2.09.1 28.2 31 33.3 37 33.7 37 33.9 40

5. 2.06.9 28.0 33 32.8 37 33.5 38 32.6 39

6. 2.05.4 27.9 30 32.9 34 33.1 36 31.5 38

7. 2.04.0 27.6 30 32.4 34 32.7 35 31.3 36

8. 2.06.2 27.9 32 33.2 36 33.3 37 31.9 41

9. 2.06.8 28.2 28 32.3 33 34.0 34 32.3 36

10. 2.02.9 27.2 34 31.4 39 32.1 40 32.2 42

11. 2.06.0 28.0 31 32.6 34 32.4 34 33.0 37

12. 2.06.4 28.6 30 33.0 35 32.7 36 32.1 38

Средний показатель X = 2.05.8 Х=27.9 X = 30.7 X =32.7 X = 34.8 X =33.0 X = 36.0 X =32.2 X = 37.9

показатель составил 30,8 гребков. На втором отрезке дистанции среднее количество составило 35,2, что на 0,3 гребка меньше, чем в начале исследования, а среднее время прохождения отрезка составило 33,1 секунду 35,3 гребка

Таблица № 3

Специальные показатели пловцов контрольной группы на дистанции 200 метров вольным

стилем после эксперимента

составило среднее количество гребков на третьем отрезке, что на 0,2 гребка лучше, чем в начале исследования, время прохождения в среднем составило 33,2 секунды, что на 0,4 секунды лучше.

№ Время проплывания дистанции 200 м вольным стилем

I - 50 м. в сек. Кол-во гр. II - 50 м. в сек. Кол-во гр. III - 50 м. в сек. Кол-во гр. IV - 50 м. в сек. Кол-во гр.

1. 2.07.9 27.6 29 33.6 34 33.2 34 33.5 36

2. 2.09.0 28.3 31 33.7 35 33.9 35 33.1 37

3. 2.03.4 26.7 32 32.6 35 32.4 36 31.7 40

4. 2.07.3 28.0 33 32.7 37 33.1 37 33.5 39

5. 2.06.8 27.4 31 33.1 36 33.5 35 32.8 38

6. 2.07.8 28.1 29 33.4 34 33.3 35 33.0 37

7. 2.09.9 29.0 30 33.5 34 33.4 34 34.0 37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. 2.09.0 29.3 33 33.4 37 33.5 37 32.8 41

9. 2.06.3 27.9 32 32.2 37 32.8 36 33.4 39

10. 2.09.2 29.2 30 33.3 34 34.0 34 32.7 36

11. 2.06.9 28.3 28 33.1 33 33.2 34 32.3 38

12. 2.06.7 28.0 32 32.7 36 32.8 37 33.2 38

Средний показатель X = 2.07.5 X = 28.1 X = 30.8 X = 33.1 X = 35.2 X = 33.2 X = 35.3 X = 33.0 X = 38.0

На последнем отрезке среднее время проплывания составило 33,0 секунд, что на 0,3 секунды быстрее, средний показатель количества гребков составил 38,0, что на 0,2 гребка меньше, чем в начале исследования.

Как мы видим из результатов таблиц № 2 и 3, не все показатели у экспериментальной группы лучше, чем у контрольной. Так, на первом отрезке видно, что пловцы из экспериментальной группы проплывают отрезок быстрее на 0,2 секунды, чем пловцы из контрольной группы, также на этом отрезке пловцы экспериментальной группы проплыли с меньшим количеством гребков на 0,1, чем пловцы контрольной группы. На втором отрезке также пловцы из экспериментальной группы были быстрее, чем пловцы из контрольной группы на 0,4 секунды и количество гребков у экспериментальной группы было меньше на 0,4 гребка, чем у пловцов

контрольной группы, что составило 34,8 гребков у экспериментальной группы и 35,2 гребка у контрольной группы.

Средний показатель времени прохождения третьего отрезка составил 33,0 секунд у экспериментальной группы, что на 0,2 секунды быстрее, чем у пловцов контрольной группы, а показатель количества гребков был меньше у контрольной группы на 0,7 гребков, что составило 35,3 гребка. На последнем отрезке дистанции среднее количество гребков у контрольной группы составило 38,0, что на 0,1 гребка больше, чем у спортсменов контрольной группы, а среднее время проплывания отрезка у экспериментальной группы составило 32,2 секунды, что на 0,8 гребков меньше, чем у спортсменов контрольной группы. Что касается общего результата проплывания дистанции на 200 метров вольным стилем, спортсмены контрольной группы улучшили свой результат на 0,4 секунды,

что в целом составило 2.07.5, спортсмены экспериментальной группы показали наиболее лучший результат, чем пловцы из контрольной группы, их средний результат составил 2.05.8, что на 2,0 секунд быстрее, чем в начале эксперимента.

Выводы. Результаты тестирования участников в исследуемых группах в педагогическом эксперименте показали более высокую эффективность

предложенной методики по сравнению с программой, применяемой в спортивных школах, и подтвердили эффективность ее применения для совершенствования специального мастерства пловцов.

Высокая эффективность

экспериментальной методики подтверждена результатами контрольных нормативов у пловцов экспериментальной группы. Прирост всех показателей в ходе эксперимента оказался достоверно выше в группе, которая занималась по экспериментальной методике, чем в группе, занимавшейся по обычной программе, что является веским аргументом в пользу предложенной методики, которая позволяет более эффективно совершенствовать двигательные навыки пловцов.

Разработанную методику можно использовать в учебно-тренировочных группах спортивных школ.

Литература:

1. Булгакова Н.Ж., Булатова М.М., Платонов В.Н. Предварительный и промежуточный отбор пловцов и их ориентация на втором и третьем этапах подготовки //Плавание. - К.: Олимпийская литература, 2000.

2. Вайцеховский С.М. Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм (теория, методика, практика): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1985.

3. Керимов Ф.А. Научные исследования в спорте. - Т.: «Zar qalam», 2004.

4. Конов С.П. Эффективные методы педагогического контроля в совершенствовании физической подготовленности юных пловцов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1982.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М.: Известия, 2001.

6. Платонов В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1990.

7. Попов О.И. Построение тренировочных программ квалифицированных пловцов на основе нормирования объема и интенсивности нагрузки: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1987.

А.О.Абдалимов, Р.М.Абдалимова

Работа посвящается специальной подготовке пловцов, где раскрываются особенности специальной подготовленности пловцов с помощью специальных упражнений, используемых методом круговой тренировки.

The study investigates a special training of swimmers, expounding the features of the special readiness of swimmers by performing a particular exercises as a circuit training method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.