Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК У ГАНДБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК У ГАНДБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ЮКЛАМАЛАР ТУЗИЛМАСИ / МУСОБАқА ДАВРИ / ЮқОРИ МАЛАКАЛИ ГАНДБОЛЧИЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманов Ф.А., Кариева Р.Р.

В статье рассматривается проблема контроля структуры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у гандболистов высокой квалификации. Представлен анализ динамики величины и направленности нагрузок в мезоциклах соревновательного периода. В результате проведенного исследования получены фактические материалы и предложены практические рекомендации по планированию структуры тренировочных нагрузок тренерам и специалистам, работающими с гандболистами высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК У ГАНДБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

машклари билан доимо шугулланишлари, буш пайтларида кул, оёк ва гавдага доир машкларни мунтазам равишда

такрорлашлари;

- дам олиш кунлари, таътил пайтларида пиёда юриш саёхатларида фаол иштирок этишлари керак.

Бунинг учун олий таълимда жисмоний тарбия дарс соатларини хеч булмаганда 1 -2 боскич талабаларига

хафтасига 4 соатга купайтирилса, Узбекистон Республикасининг «Таълим тугрисида»ги ^онунига асосланиб, университетда укишдан ташкари вактларда спорт-согломлаштириш

гурухларини, оммавий спортни, жисмоний тарбия машгулотларининг жамоат-хаваскорлик шаклларини янада такомиллаштирилса, максадга мувофик буларди.

Адабиётлар:

1. Узбекистон Республикаси "Таълим тугрисида"ги ^онуни. 1997 йил 2 август. "Туркистон" газетаси. 1997 йил 1 октябрь.

2. Радаева С. В., Шилько В. Г. Обязательный курс физического воспитания студентов, реализуемый с применением учебной и внеучебной форм занятий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300(Ш).

3. Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: Автореф. дис.канд. пед. наук. Красноярск, 2008.

4. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: ТГУ, 2005.

5. Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Капилевич Л.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. М.: Изд-во МГУ, 2008.

M.M.MaxMygoBa

O^hh Tat^HM TH3HMHga «hcmohhh TapGu^HHHr acocuH Ba3H$a.napHHH aMa.nra omupum MarçcaflHga O^HH yrçyB ropraapu Ta^aôa K;H3.napHHHHr «HCMOHHH TaMëprap^HK HaTH^a^apH aHHK^aHHÔ, acocuH Ba TaMëprap^HK rypyx.napHHHHr «HCMOHHH cu^axnapu Tax.nH.n KH^HHAH.

For the purpose of implementing the main objectives of physical education in the system of higher education, the results of the physical performance of students of higher educational establishments were identified and the physical quality of health and training groups were analyzed.

СПОРТ МАШГУЛОТЛАРИ: ТЕХНИКА, ТАКТИКА, УСУЛИЯТ / ТЕХНИКА, ТАКТИКА И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Ф.А. АБДУРАХМАНОВ, ДОЦЕНТ, УзГУФКС, ЧИРЧИК

Р.Р.КАРИЕВА, УзГУФКС, ЧИРЧИК

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК У ГАНДБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Аннотация. Маколада юкори малакали гандболчиларнинг мусобака даврига хос машгулот юкламалари тизимини назорат килишга доир муаммолар талкин этилган. Мусобака даврининг мезоциклларида кулланиладиган юкламалар курсаткичлари - хажми, шиддати ва йуналиши тахлил килинган. Олинган натижалар асосида юкори малакали гандболчилар билан ишловчи тренер-мутахассислар учун машгулот юкламаларини режалаштириш буйича амалий тавсиялар берилган.

Таянч сузлар: юкламалар тузилмаси, мусобака даври, юкори малакали гандболчилар.

Актуальность. Одной из актуальных проблем современного спорта,

позволяющей решать вопросы подготовки спортсменов, является проблема совершенствования технологии

управления спортивной тренировкой. Одним из важных вопросов в управлении спортивной тренировкой является правильное распределение тренировочных и соревновательных нагрузок.

Существует мнение, что

эффективность совершенствования

технико-тактического мастерства

спортсменов во многом зависит не только от подбора наиболее адекватных тренировочных упражнений, но и от правильного сочетания дозировки, а также оптимального распределения как на одном занятии, так и на протяжении длительного периода с учетом изменения технических показателей [1,2].

Анализ научно- методической и специальной литературы по гандболу показал, что в практике подготовки гандболистов проблема количественной оценки уровня подготовленности спортсменов и качества их соревновательной деятельности в основном решена. Совершенно иная ситуация сложилась в подходах к оценке тренировочных нагрузок, так как большинство упражнений носит комплексный характер, одновременно решаются задачи совершенствования физических качеств и технико-тактического мастерства спортсменов. Количественные критерии оценки в этом разделе комплексного контроля

разработаны лишь частично.

Существующие методы пока не позволяют точно определить величину и технико-тактическую сложность упражнения; еще более сложно выявить направленность тренировочного занятия, микроцикла и т.д. Поэтому многие специалисты избегают детализировать оценки тренировочных нагрузок, что существенно сдерживает подход к более совершенной форме планирования учебно-тренировочного процесса - его программированию и автоматизированному управлению [3].

Общие закономерности

периодизации годичного цикла

подготовки, разработанные ведущими учеными, проявляются по-разному в зависимости от специфики видов спорта. Значительным своеобразием в этом отношении отличается соревновательный период в спортивных играх, где существует много туровая система проведения соревнований. В течение восьми - девяти месяцев в году команды участвуют в шести — восьми различных соревнованиях. В соответствие с этим, требуется такое построение

тренировочного процесса, которое обеспечивало бы оптимальную готовность, то есть приобретение спортсменами спортивной формы к каждому туру чемпионата [1,2].

Решить столь важную задачу можно только на основе рационального управления процессом подготовки команды с учетом специфических особенностей планирования

тренировочных нагрузок. По мнению специалистов, тренировочная нагрузка является тем фактором, который в значительной степени определяет эффективность управления ростом спортивного мастерства. Поэтому в последние годы контролю и планированию тренировочных нагрузок уделяется большое внимание ученых и специалистов [1,2].

Цель исследования. Определить структуру нагрузок в соревновательном периоде у высококвалифицированных гандболистов.

Методы исследования. Анализ литературных источников по изучаемой проблеме. Педагогические наблюдения за структурой нагрузок с анализом таких параметров тренировочных нагрузок, как специализированность, величина,

направленность, координационная

сложность. Методы математической статистики.

Оценку структуры нагрузок осуществляли в соревновательном периоде, который охватывал промежуток времени с декабря 2017 года по май 2018 года и составлял 6 месяцев. В

исследованиях приняли участие гандболисты команды «РКОР», выступающие в чемпионате и Кубке Узбекистана.

Результаты исследования. В таблице 1 представлены данные о специализированности нагрузок

соревновательного периода.

Видно, что структура нагрузок имеет незначительные вариации. Так, в соревновательном периоде в первом мезоцикле на «техническую подготовку» отводилось 36,3% и 36,6% времени; во втором мезоцикле - 37,7% и 38% и в третьем 25,9% и 25,2% времени. В третьем - мезоцикле отмечалось уменьшение времени на техническую подготовку. Видимо это связано с тем, что тренеры решили больший акцент сделать на повышение физических возможностей гандболистов.

На «индивидуальную подготовку» в соревновательном периоде в первых двух мезоциклах отводилось от 40,9% до 41,9% времени, в третьем мезоцикле - от 26,2% до 27%.

На отработку и совершенствование «групповых тактических взаимодействий» отводилось на первом и втором мезоциклах от 35,2% до 44,9%, в третьем мезоцикле наблюдалось снижение общего объема тренировочных нагрузок до 19,6%.

На отработку «командных тактических действий» в атаке и в обороне на первых двух мезоциклах отводилось от 23,5% до 21,1% времени, в третьем мезоцикле наблюдалось снижение общих объемов до 9%.

На тактику «быстрого прорыва» в первых двух мезоциклах

соревновательного периода отводилось от 35% до 46,7% времени, в третьем мезоцикле общий объем нагрузок на этот вид подготовки снижался от 28,3% до 25,4%.

На игровую подготовку отводилось на первых двух мезоциклах от 36,6% до 37,3% времени, в третьем мезоцикле отмечалось снижение общего объема этого вида до 24%.

Анализ структуры тренировочных нагрузок по направленности представлен на рисунке 1.

Видно, что динамика объема нагрузок по направленности имеет тенденцию постепенного повышения от первого мезоцикла к третьему. Особенно выражены изменения в объемах тренировочной нагрузки, направленных на развитие скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости. Объемы нагрузок, направленных на развитие общей выносливости, имели менее выраженную динамику.

Таблица 1

Структура тренировочных нагрузок команды «РКОР» в соревновательном периоде

Параметры нагрузки Виды II I] [I всего

подготовки 1 2 1 2 1 2 1 2

Техническая 1315 1365 1365 1415 940 940 3620 3720

подготовка 39,6 30,9 31,3 31,5 34,6 32,4 35,16 31,6

« « а «в Индивидуальная 495 545 375 425 310 360 1180 1330

подготовка 12,1 12,0 8,6 9,4 11,4 12,4 10,7 11,2

Групповая 455 455 580 580 255 265 1290 1300

о & подготовка 10,2 10,0 13,6 12,9 9,6 8,9 11,1 10,6

з и аи Командная 570 620 435 485 215 265 2420 2935

подготовка 13,8 13,4 9,9 10,8 7,9 9,4 14,2 12,4

е б Тактика быстрого прорыва 570 12,8 440 9,7 490 11,2 420 9,6 310 11,4 340 11,7 1220 10,3 1200 11,8

Игровая 1035 1085 1110 1160 680 730 2825 2975

подготовка 24,3 24,0 25,4 25,8 25,1 25,2 24,9 25,0

продолжение таблицы 1

Скоростная 180 200 307 270 260 310 507 760

аг « выносливость 19,5 19,5 21,8 20,6 23,6 21,0 21,6 22,3

а «в о еч а Скорость 180 13,5 230 14,5 165 12,6 210 16,0 160 17,4 170 19,8 505 14,5 610 16,7

а Общая 230 290 240 290 170 160 460 740

у выносливость 17,2 18,2 18,4 22,1 18,5 18,7 18,0 19,6

§ йЗ Взрывная сила 325 21,1 370 21,3 275 21,1 260 23,5 195 24,4 145 25,2 795 22,2 775 21,1

Примечание: в числителе время в минутах, в знаменателе в процентах.

1 мезоцикл 2 мезоцикл 3 мезоцикл ■ скоростная выносливость г скоростно-силовая ■ скорость ■ общая выносливость

Рис. 1. Структура нагрузок по направленности

Проведенный анализ структуры тренировочных нагрузок позволил сделать вывод о том, что в первых двух мезоциклах соревновательного периода больший объем времени занимали нагрузки технико-тактической

направленности, а на нагрузки с направленностью на развитие

двигательных способностей гандболистов отводилось меньшее количество времени.

К третьему мезоциклу соотношение тренировочных нагрузок изменилось вследствие того, что у гандболистов наблюдалось снижение уровня игровой активности и основное содержание тренировочной работы было уделено повышению уровня их физической подготовленности.

Заключение. Таким образом, установлено, что в начале соревновательного периода основная направленность тренировочных нагрузок связана с совершенствованием игровых действий гандболистов в атаке и в защите. Работа по физической подготовке носила поддерживающий характер. Физические кондиции гандболистов начинали снижаться к третьему мезоциклу, когда спортсмены провели большую часть соревновательного периода. Поэтому в третьем мезоцикле изменилась структура нагрузок - основной акцент был сделан на повышение уровня их физических качеств.

Такое распределение тренировочных нагрузок позволило подводить

гандболистов к очередному туру

соревнований в наиболее оптимальном состоянии.

Контроль и анализ структуры тренировочных нагрузок и использование в практической деятельности специальных тренировочных программ с учетом многотуровой системы проведения соревнований в гандболе, позволяет более эффективно решать вопросы

совершенствования технико-тактической подготовленности гандболистов.

Приведенные в исследовании основные положения по организации тренировочного процесса в мезоциклах соревновательного периода могут быть использованы в работе с командами высокой квалификации по гандболу.

Литература:

1. Игнатьева В. Теория и методика гандбола. Учебник. Москва: Спорт, 2016.

2. Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства. Учебное пособие. Физкультура и спорт. 2005.

3. Сурнина С.В., Прыткова Е.Г., Ерошенко И.А. Гандбол. Теория и методика преподавания в вузах. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2017.

Ф.А.Абдурахманов, Р.Р.Кариева

В статье рассматривается проблема контроля структуры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у гандболистов высокой квалификации. Представлен анализ динамики величины и направленности нагрузок в мезоциклах соревновательного периода. В результате проведенного исследования получены фактические материалы и предложены практические рекомендации по планированию структуры тренировочных нагрузок тренерам и специалистам, работающими с гандболистами высокой квалификации.

The article deals with the problem of control of the structure of training loads in the competitive period in handball players of high qualification. The analytics of the dynamics of the magnitude and direction of loads in the mesocycles of the competition period is presented. Is a result of the study, factual materials were received and practical recommendations for planning the structure of training loads for coaches and specialists working with high - qualification handballers.

М.Н. УМАРОВ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ УзГУФКС,

ЧИРЧИК

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ И

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Махсус хдракат сифатларининг ривожланиш кетма-кетлиги экспериментал асосланган. Таклиф килинган укув - тренировка машгулотлари варианти ва етарлича юкори жисмоний тайёргарлик даражаси буюмлар билан машклар дастурини муваффакиятли узлаштириши имконини берди ва бу уз навбатида ёш гимнастикачи кизлар спорт - техник мах,оратини усишига таъсир курсатди.

Калит сузлар: махсус жисмоний тайёргарлик, техник тайёргарлик укув - тренировка машгулоти, педагогик таъсир килиш восита ва услублари.

Актуальность. Качество

исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования

способности к самоконтролю и коррекции

мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.