Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
РЕЗЕРВ / АНАЛИЗ / НОРМАТИВЫ / ИГРОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исхакбаев Е. Э.

Мақолада мусобақага тайёргарликнинг дастлабки босқичида иштирок этган ёш гандболчиларнинг мусобаыа фаолияти бўйича педагогик тадқиқот натижалари келтирилган.В статье приведены результаты педагогического эксперимента по определению соревновательной активности у юных гандболистов занимающихся на начальном этапе подготовки к соревнованиям.The article presents the results of a pedagogical experiment to determine the competitive activity of young handball players involved in the initial stage of preparation for the competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

курашчига катта маш1улот ва мусобака юкламаларини узлаштиришга, мусобака фаолиятида узининг харакат кобилиятларини тула конли равишда амалга оширишга имкон беради. Курашда умумий ва махсус чидамлилик фаркланади. Курашчиларнинг чидамлилик сифатини курсатувчи "1000 метрга югуриш" тести буйича 15 та спортчининг уртача курсаткичи 3,35 ± 0,12 дакикани ташкил этди. 1000 метрга югуришда, назорат гурухидаги укувчилар 3,39 дакикага югурган булса, тажриба гурухидаги укувчилар 4,21 дакикага югуришди. Назорат ва тадкикот гурухлари уртасидаги фарк 0,01 сонияни ташкил килган булса, гурухлар уртасида деярли статистик фарк унчалик катта эмас.

3-жадвал

4-жадвал

Тест машклари Курсаткичлар

Х о V%

"1000 метрга кросс югуриш" (дакика, сония) 3,35 0,12 3,58

Бу ёшдаги спортчиларда чидамлиликнинг су-сайиши, харакат фаоллигини пасайиши, жисмоний ривожланиш курсаткичларининг ошиши, жинсий етилишни тугалланиши хисобига руй беради. Олинган маълумотлар умумий урта таълим мактабларининг дастуридаги меъёрларга тугри келади.

Курашчининг чакконлиги - бу харакатларни назорат кила олиш, беллашув тусатдан узгариб турадиган вазиятда тез хамда аник йул тутиш ва тегишли харакатларни окилона бажариш кобилиятидир. Чакконлик спортчини ургатиш жараёнида ривожлантирилади. Бунинг учун янги харакатларни мунтазам эгаллаб бориш лозим. Чакконликни ривожлантириш учун хар кандай машкдан фойдаланиш мумкин, лекин уларда янгилик элементлари булиши шарт. Курашчиларнинг чакконлик сифатини курсатувчи 4х10 метрга "мокси-мон югуриш" тести буйича спортчиларнинг уртача курсаткичи 7,28 сонияга тенг булади.

УУД (УДК, UDC): 796.015.85:322

Тест машклари Курсаткичлар

Х о V%

4х10 метрга моксимон югуриш (сония) 9,14 0,77 8,18

4х10 метрга моксимон югуришда назорат гурухидаги укувчиларнинг уртача курсаткичи 7,35 сонияга тенг булса, тадкикот гурухидаги укувчиларнинг уртача курсаткичи 7,22 сонияга тенг булади.

5-жадвал

Тест машклари Гурухлар Курсаткичлар

Х о V%

4х10 метрга моксимон югуриш (сония) Назорат 7,35 0,31 1,47

Тадкикот 7,22 0,16 2,21

Хулоса. Укув - машгулот жараёнида хар бир спорт тури хусусиятига мослаштирилган умумий жисмоний тайёргарлик, мусобакалар учун тай-ёрлайдиган махсус жисмоний тайёргарликнинг асосий базаси булиб хисобланади. Жисмоний сифатларнинг ривожланганлик даражасини ифо-даловчи тест машклари натижаларига кура на-зорат ва тадкикот гурухларида тадкикот бошида кузатилан курсаткичлар бир-биридан деярли фарк килмади. Куч ва куч чидамлилиги, тезкор - куч ва тезкор - куч чидамлилиги, тезкор сифатлари 15-17 ёшли курашчиларда етарли даражада ривожлан-маганлиги маълум булди. Шунингдек, назорат ва тадкикот гурухларида етарли даражада жисмоний тайёргарликга эга эканлиги аникланди.

Адабиётлар:

1. Узбекистан Республикаси Президентининг "Кураш миллий спорт турини ривожлантириш ва унинг хал^аро нуфузини янада ошириш чора-тад-бирлари т^рисида"ги Карори. lex.uz/uz/docs/5080074

2. Нуршин Ж.М., Саломов Р.С., Керимов Ф.А. Узбекча миллий спорт кураши. Дарслик, Т.:1993 й. 207 б.

3. Керимов Ф.А. Спорт кураши назарияси ва усулиёти. Т.: УзДЖТИ нашриёт булими, 2005 й. 367 б.

Информация для связи с автором:

[email protected]

Старший преподаватель Е.Э. ИСХАКБАЕВ1

'Филиал РГУ Нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина город Ташкент, Узбекистан

РАЗВИТИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация

Annotation

см о см

го га t О Q. W

В статье приведены результаты педагогического эксперимента по определению соревновательной активности у юных гандболистов занимающихся на начальном этапе подготовки к соревнованиям.

Ключевые слова: резерв, анализ, нормативы, игровая функция, подготовка спортсменов.

Маколада мусобакага тайёргарликнинг дастлабки боскичида иштирок этган ёш гандболчилар-нинг мусобака фаолияти буйича педагогик тадкикот натижалари келтирилган.

Калит сузлар: захира, тахлил, стандартлар, уйин функцияси, спортчиларни тайёрлаш.

The article presents the results of a pedagogical experiment to determine the competitive activity of young handball players involved in the initial stage of preparation for the competition. Key words: reserve, analysis, standards, game function, training ofathletes.

Уровень подготовленности гандболистов - школьников 16-17 лет является определяющим для их последующей спортивной карьеры. Это обусловлено,

прежде всего, тем, что в этом возрасте молодые люди в основном достигают своих около предельных антропометрических показателей и имеют преимуще-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ство в росте как в одном из важнейших показателей для гандболистов перед сверстниками [1].

В этом возрасте у молодых спортсменов, значительно увеличивается объем тренировочной нагрузки в тренировочном процессе, который достигает величин сопоставимых с объемом тренировочной работы в командах мастеров и соответствует 24-30 часам в неделю. В связи с этим резко возрастает необходимость организации высокоэффективной специализированной подготовки спортивных резервов в гандболе.

Кроме того, у баскетболистов этого возраста увеличиваются объемы и в соревновательной деятельности республиканского масштаба. Именно с этого возраста начинается комплектование национальной сборной команды Узбекистана, которые затем принимают участие в Первенствах Азии и Мира среди юношей, юниорских и молодежных составов.

Изучение нами практики и опыта подготовки спортивных резервов показало отставание в уровне спортивной подготовленности узбекских гандболистов этого возраста от ведущих зарубежных гандболистов, которое только в довольно редких случаях удается ликвидировать, в более старшем возрасте [2].

Цель нашей работы заключалась в сборе и сравнительном анализе информации об уровне физической и технической подготовленности гандболистов -школьников, занимающихся в ДЮСШ и СДЮШОР в учебно-тренировочных и группах совершенствования спортивного мастерства 16-17 лет.

Методика и организация исследования. Анализ уровня подготовленности молодых гандболистов проводился на основании требований, разработанных не только соответствующими программами подготовки гандболистов для СДЮШОР, федеральным стандартом подготовки резервов по гандболу, но и на основе требований предъявляемым к молодым гандболистам, претендующим на заключение профессионального контракта в клубах Узбекистана.

В педагогическом исследовании принимали участие 86 школьников гандболистов 10-11 классов в возрасте 16-17 лет, прошедших предварительную подготовку в спортивной школе в течение 7-8 лет. В обследовании приняли участие 8 групп-команд областей .

По игровым функциям они распределялись следующим образом: защитники, к которым были отнесены гандболисты, выполняющие игровые функции 1-2 номеров -33 гандболиста, нападающие (3-4 номера) - 31 гандболиста, центровые (4-5 номера) - 22 спортсмена. Следует отметить, что антропометрические данные центровых игроков не соответствовали стандартам и их можно только с высокой степенью условности отнести к пассивным игрокам. Оценка исходного уровня подготовленности проводилась в начале учебного года (2019/2020 гг.).

Нормативы уровня физического развития и подготовленности были выбраны из программного стандарта спортивной подготовки по виду спорта гандбол (2017г), примерной программы спортивной

подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по гандболу (2004 г.), поурочной программы для детско-юношеских школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (для учебно-тренировочные групп, и для групп спортивного совершенствования (1984 г.), наиболее удачной, на наш взгляд, не потерявшей свою актуальность и практическую значимость. Из всех перечисленных документов были выбраны наиболее высокие требования - нормативы, характеризующие подготовленность молодых спортсменов.

Отдельно необходимо остановиться на ростовых показателях. Нами определено, что у обследованного контингента защитников средний рост равнялся 184,0±4,3см, что соответствует узбекским нормативам показателю «среднего уровня». У нападающих средний рост - 193,0±5,8 см, у центровых 195,0±3,9см. Эти ростовые показатели соответствовали показателям, оцениваются как «ниже среднего уровня». Мы считаем, что ростовые показатели молодых гандболистов значительно уступают требованиям взрослого гандбола и достичь их не представляется возможным, т.к. период бурного роста у спортсменов практически завершен.

Анализ физической подготовленности молодых гандболистов на основе требований программного стандарта спортивной подготовки по гандболу показал, что практически все нормы для зачисления в группы совершенствования спортивного мастерства гандболистами выполнены.

В возрасте 16-17 лет уже можно с достаточно высокой степенью точности определить их возможную перспективу и вероятность достижения успешной профессиональной карьеры в спорте. Это важно особенно в этом возрасте, т.к. начиная с этого возраста у гандболистов приходит понимание необходимости изменения мотивации занятий гандболом, а именно не только желание играть в гандбол, соревноваться, повысить свои физические способности, но и выбрать карьеру профессионального спортсмена. Для этого важна трансформация мотива занятий гандболом на мотив «успешная карьера», «работа».

Результаты наших обследований гандболистов 16-17 лет позволили установить различия в подготовленности юных спортсменов по игровым амплуа, выполняемым в команде в игровых условиях. Если защитники, как правило, наименее высокие баскетболисты оценены практически во всех тестах по физической подготовленности на «хорошо», то у более высоких игроков уровень подготовленности спортсменов заметно снижается. У нападающих в четырех тестах показатели оценены на «удовлетворительно», а наиболее значимым для них показателе прыгучести - «неудовлетворительно». Такая же картина наблюдается при тестировании физической подготовленности центровых игроков. Причем необходимо отметить, что и ростовые показатели у гандболистов этих функций ниже соответствующих показателей предъявляемых к квалифицированным

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

гандболистам. Компенсировать отставание в росте, в определенной мере, возможно только повышением уровня развития прыгучести, но уровень развития которой также отстает от требований, предъявляемым к этим спортсменам.

На этом фоне выявленных недостатков интересно сравнить полученные результаты тестирования с зарубежными данными, прежде всего, с данными ведущей в мировом гандболе страны - России ( табл)

Таблица

Оценка подготовленности узбекских гандболистов 16-17 лет ( п=86) по шкале оценок уровня физической подготовленности, рекомендованной сборной России по гандболу

Показа-телии оцен ка Жировая масса тела Бег с изменёние. направления 20 метров сек Челночный бег 300 метров (сек) Прыжок с места вверх Наклоны тула-вища сидя Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60с (макс. раз) Подтягивание на перекладине до отказа (макс. раз) Поднимание туловища из и.п. лежа за 60с (макс. раз)

Уложились 12,113,5 40 35 42 62 70 36 86

Не уложились (не соотв.) 46 51 44 24 16 50

Примечание. Вторая строка в таблице- количество баскетболистов, выполнивших или не выполнивших нормативные требования не вложившиеся в норматив.

В табл. приведена оценка физической подготовленности юных гандболистов Узбекистана согласно нормативам подготовленности молодых гандболистов, рекомендованные ассоциацией профессиональных тренеров России.

В России эти нормативы предназначены в первую очередь для активизации самостоятельной подготовки молодых гандболистов, собирающихся стать

профессиональными спортсменами, что является важнейшим отличием системы подготовки молодых гандболистов России и нашей страны. Акцент на самостоятельной работе молодых спортсменов [3]. Это подчеркивает даже такой факт. Нормативы, рекомендованные ассоциацией профессиональных тренеров России по гандболу, предназначены прежде всего, в качестве ориентиров, модельных характеристик для молодых спортсменов достижение которых, позволит, выйти им на уровень подготовленности, позволяющий в последующем заключить контракт профессионального гандболиста.

Таким образом, сравнение данных тестирования узбекских гандболистов позволило установить несколько существенных недостатков, которые во многом не позволяют успешно им конкурировать с зарубежными гандболистами. Во-первых, - это рост спортсменов. По этому показателю наши молодые гандболисты, особенно нападающие и центровые, существенно уступают молодым зарубежным спортсменам. Устранить этот недостаток можно только соответствующим поиском и отбором детей, имеющих предрасположенность достичь высокого роста. Требования в современном профессиональном гандболе очень высоки - средний рост клубных команд Европы, не говоря уже о мировом гандболе, перешагнул отметку центровых - 1м 90см.

Литература:

1. В.Игнатьева- Гандбол. Физкультура и Спорт./192 ст./ 2001г.

2. М.П. Шестаков- Обработка спортивных данных на компьютере. изд. ТВТ Дивизион./278 ст./ 2009г.

3. П.В.Глыбочко-Совершенствование спортивного мастерства 3-из-дание./400 ст./ 2008 г.

УУД (УДК, UDC): 796.012.446

ты

Муаллиф билан богланиш учун:

[email protected]

Докторант (PhD), Академик эшкак эшиш спорт тури буйича халкаро тоифадаги спорт устаси «Мард углон» давлат мукофоти со^иби, XVIII Осиё уйинлари совриндори И.М. МАМБЕТНАЗАРОВ1

'Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчик; ша^ри, Узбекистон

ЭШКАК ЭШИШ ЭРГОМЕТРИДА СПОРТ НАТИЖАЛАРИНИ ОЛДИНДАН БЕЛГИЛОВЧИ ОМИЛЛАР

Аннотация

Annotation

см о

С\|

см

СО

га t о d w

с

Путем анализа результатов высококвалифицированных местных гребцов в академической гребле и сравнения их с результатами лучших академических гребцов мира были изучены различия в уровнях подготовки и пробелы в тренировках, и были даны рекомендации по устранению этих пробелов. Анализ учебной литературы по видам спорта, больше требуюш-их силовую выносливость показал, что за счет адаптации этих подходов к академической гребле удалось достичь значительного увеличения спортивных результатов.

Ключевые слова: гребля, гребной эргометр, тренировка, аэробная мощность, анаэробная мощность, лактатная, максимальная аэробная мощность.

Ушбу маколада академик эшкак эшиш буйича юкори малакали етакчи махаллий споргчиларнинг натижаларини тахлил килиш ва уларни дунёнинг етакчи академик эшкак эшувчилари натижалари билан таккослаш оркали тайёргарлик даражасидаги тафовут ва машулотлардаги камчиликлар урга-нилиб, бу камчиликларни бартараф этиш буйича тавсиялар берилган. Куч чидамкорлиги талаб кили-надиган спорт турларидаги машулотлар режими хакидаги адабиётлар тахлил килиниб, ушбу ёнда-шувларни академик эшкак эшиш спортига мослаштириш асосида спорт натижаларининг сезиларли усишига эришилганлиги акс эттирилган.

Калит сузлар: эшкак эшиш, эшкак эшиш эргометри, машгулот, аэроб цувват, анаэроб цувват, лак-тат курсаткич, максимал аэроб цувват.

By analyzing the results of highly qualified local athletes in academic rowing and comparing them with the results of the world's leading academic rowers, differences in training levels and deficiencies in training were studied and recommendations were made to overcome these shortcomings. The literature on the training regime in different types of training was analyzed, and it was reflected that a significant increase in sports results was achieved on the basis of adaptation of these approaches to academic rowing.

Keywords: rowing, rowing ergometer, training, аегоЫс power, anaerobic power, lactate index, maximum aerobic power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.