Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Профессор, МСМК, судья высшей категории С.Ф. АШУРКОВА1
Доктор философии по педагогическим наукам (PhD), доцент А.А. УММАТОВ1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИЛОВОЙ И ПЛАНИРУЮЩИХ ПОДАЧ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГР В ВОЛЕЙБОЛЕ
Аннотация
Annotation
В статье рассматриваются материалы исследования по изучению методики повышения эффективности силовой (подачи в прыжке) и планирующей подачи в зависимости от влияния вращательных нагрузок. Подтверждается эффективность использования комплекса подобранных упражнений на повышение точности подач в процессе игры. Рекомендуется использование разработанного комплекса при подготовке волейболистов разной квалификации.
Ключевые слова: волейболист, силовая подача, подача в полупрыжке, вращательная нагрузка, эффективность подач.
Маколада тайёрлов боскичида юкламаларнинг таъсирига караб, куч (сакраб тупни уйинга киритиш) ва режалаштириш айланиш машкларнинг самарадорлигини ошириш услубиятини урганиш буйича тадкикот материаллари куриб чикилган. Уйин давомида тупни уйинга киритиш аниклигини ошириш учун танланган машкдан фойдаланиш самарадорлиги аникланган. Турли малакали волейболчиларни тайёрлашда ишлаб чикилган комплекс машклардан фойдаланиш тавсия этилган.
Калит сузлар: волейболчи, тупни куч билан киритиш, тупни ярим сакраш билан киритиш, айланма юклама, тупни киритиш самарадорлиги.
The article discusses research materials on the study of methods for improving the efficiency of power (jump feed) and planning feed depending on the influence of rotational loads. The effectiveness of using a set of selected exercises to improve the accuracy of serves during the game is confirmed. It is recommended to use the developed complex in the preparation of volleyball players of different qualifications.
Key words: volleyball player, power serve, half-jump serve, rotational load, efficiency of serves.
CO CM О C\l
CM
to та t
0 ci
CO
1
с tO
Введение. Всевозрастающая острота соревновательной конкуренции за достижение высоких спортивных результатов, наблюдающаяся в современном спорте, ориентирует на необходимость поиска и внедрения новых способов выполнения тех или иных технико-тактических действий. Такая возможность может быть обеспечена только при условии научной организации учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорте. Необходимость научного подхода к организации учебно-тренировочного процесса постоянно подчеркивалась и отражалась во всех указах и постановлениях нынешнего руководителя страны.
Многолетний анализ участия клубных команд по волейболу на различных внутриреспубликанских соревнования (чемпионаты, кубковые соревнования и т.д.) показывает, что физическая подготовленность и технико-тактическое мастерство игроков далеко не соответствуют международным меркам [2,7,8,9].
Следует подчеркнуть, что даже игроки этих команд не отличаются высоким спортивным мастерством. У них прослеживается ярко выраженная недостаточная функционально-физическая возможность - слабая прыгучесть, ограниченная прыжковая и игровая выносливость. А результат такого физического статуса характеризуется далеко не эффективным нападением, блокированием и другими защитными действиями. Почти отсутствует разно содержательная комбинационная игра. Даже такое стандартное игровое действие как подача, при выполнении которой игроку никто не мешает, часто производиться либо в сетку, либо за
пределы площадки, либо не туда куда надо. В чем же причина, таких ситуаций?
Согласно детального анализа структуры процесса отработки технико-тактических действий в ходе тренировочных занятий «подача» как один из мощных атакующих приемов отрабатывается не в ситуационных условиях на протяжении одной и той же тренировки, а в «концовке» занятия и в условиях относительного покоя. А во время высокоинтенсивной соревновательной игры для выполнения подачи не бывают такие комфортные условия. В ходе соревновательной игры игроки многократно выполняют рывки, прыжки, повороты, вращения и падения для приема мяча [7,8,12]. И эти разнонаправленные скоростные нагрузки вызывают в организме спортсменов состояние укачивания, резко увеличивается частота сердечных сокращений и ритм дыхания. Такие выраженные физиологические сдвиги приводят к рассогласованию координации движения, чем резко ухудшается техника и точность подачи, особенно её тактическая структура. Вот почему выше констатируемые проблемы требуют научной организации учебно-тренировочного процесса вообще и отработки подачи в частности.
В ходе соревновательных игр по волейболу игроки постоянно выполняют многократные разнонаправленные рывки, выпады, угловые ускорения (повороты, вращения), сгибание и разгибания сегментов тела, резкие остановки, прыжки, падения для приёма мяча, суммарное воздействие которых не только усиливают физиологические процессы, но и вызывают признаки укачивания тела [1,3,4,5].
6
www.fansports.uz
№2-2023
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
А состояние укачивания тела игроков, как известно, сопровождается дисскоординацией движения и снижением прицельных двигательных действий. Это происходит потому, что нагрузки подобного рода прямым образом действуя на центральные нервные структуры вестибулярного анализатора, вызывают потерю равновесия тела. Именно эти последствия приводят к ухудшению технико-тактических свойств игровых приёмов, в том числе подач мяча любым способом, что заканчивается неточностью их воспроизведения. Вот почему велика роль разносторонне - интегральной физической и технико-тактической подготовки волейболистов для эффективного выполнения точностно - целевых двигательных навыков. В этом контексте представляется важным рассмотреть структурные компоненты физической подготовки с точки зрения содержательного смысла общих и специальных физических качеств для понимания их роли в формировании технико-тактических свойств игровых приемов волейбола [5,6,10,11].
Внешняя картина воспроизведения подач мяча в волейболе вообще, и подач в прыжке в частности, создаёт такое впечатление, что для выполнения такого стандартного игрового приема как будто бы не требуется особой физической подготовки, достаточно лишь ювелирное и координированное движение, обеспечивающее точность направление мяча туда куда надо. Однако анализ и оценка внутренних механизмов проявления навыка подачи мяча, тем более подачи в прыжке, позволяют понять, насколько важна дифференцированная физическая подготовка, соответствующая координационной структуре данного двигательного акта.
Дело в том, что в волейболе каждый игрок в ходе игры выполняет многократные разнонаправленные скоростные нагрузки, связанные прыжками, рывками, поворотами, вращениями, падениями для приема мяча и т.д. А такие нагрузки тут же суммарно действуя на вестибулярный аппарат игрока, вызывают укачивание тела и потерю равновесия, которые дис-координируют движения, в том числе производимые подачи [6,7,10,11]. Поэтому для объективной оценки эффективности подач, в том числе подач в прыжке, необходимо учитывать их скоростно-силовые, пространственно-временные, координационно-технические и тактические параметры, что связано с нервно-мышечной регуляцией двигательных актов точностно - целевого происхождения.
Объектом исследования были привлечены волейболистки и волейболисты команды СКУФ, участвующих в соревнованиях Универсиада 2022 года.
Предметом исследования явилось изучение результативности подач в прыжке в зависимости от влияния вращательных нагрузок.
Цель работы направлена на разработку метода повышения эффективности подач в прыжке в ходе соревновательной игры.
Для реализации данной цели в период с августа 2022 года по декабрь 2022 года был проведен педагогический эксперимент с привлечением волейболистов
мужской и женской команды СКУФ. В эксперименте участвовало по 8 спортсменов от каждой команды, которые готовились к участию в соревнованиях Универсиада - 2022.
В начале эксперимента подготовительном периоде (сентябрь 2022 года) было проведено тестирование подач в прыжке по направлениям зон 1,6,5 по 3 раза в каждую зону для игроков мужской команды. И тестирование подач в полурыжке по направлениям зон 1,6,5 по 3 раза в каждую зону для игроков женской команды (таб.1). И проведено третье тестирование для обеих видов подач, после 5-кратного вращения вокруг своей оси с наклоном вниз перед подачами в одну зону, по 3 раза в зоны 1,6,5 (таб.2).
Таблица 1
Показатели уровня эффективности подач в прыжке и подач полупрыжке с позиции точности их выполнения в зоны 1,6,5 в подготовительном периоде
Тестовые упражнения п В зоны: Общее количество точных подач
1 6 5
Точность подач в прыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 (раз) 8 0,7±0,05 1,3±0,01 0,9±0,01 2,9±0,02
Точность подач в полупрыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 (раз) 8 1,4±0,03 1,7±0,05 1,6±0,03 4,7±0,04
Таблица 2
Показатели уровня эффективности подач в прыжке и подач в полупрыжке на фоне последействия вращательных нагрузок в подготовительном периоде
Тестовые упражнения п В зоны: Общее количество точных подач
1 6 5
Точность подач в прыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 после вращения (раз) 8 0,1±0,01 0,3±0,05 0,1±0,01 0,5±0,02
Точность подач в полупрыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 после вращения (раз) 8 0,3±0,05 0,4±0,03 0,1±0,01 0,8±0,03
В время подготовки команд ко второму этапу отборочных игр Универсиада - 2022, игрокам команд во время отработки подач предлагалось выполнять разработанный нами комплекс упражнений направленный на повышение уровня эффективности силовой подачи в прыжке для игроков мужской команды и подачи в полупрыжке для игроков женской команды:
1. Прыжки с подтягиванием колен с поворотами на 180° с последующим выполнением подач мяча в указанную зону.
2. Ускорение 9м х10 раз с последующим выполнением подач мяча в указанную зону.
3. Кувырки 18 метров с последующим выполнением подач мяча в указанную зону.
4. Ускорения до сетки, блокирование с подстраховкой в падении 3 раза с последующей подачей мяча в указанную зону.
5. Круговые вращения вокруг своей оси на месте с наклоном вниз 5 раз в правую сторону, с последующим выполнением подач в указанную зону.
со см о см
го га
0 ^
ю
1
с го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
6. Круговые вращения вокруг своей оси на месте с наклоном вниз 5 раз в левую сторону, с последующим выполнением подач в указанную зону.
7. Имитация падения в правую и левую сторону, мальчики на грудь девочки через плечо, с последующим выполнением подач в указанную зону.
Данные упражнения выполнялись волейболистами в предсоревновательном этапе подготовки. Упражнения выполнялись под чутким контролем тренеров.
Далее было проведено повторное тестирование в соревновательном периоде (октябрь 2022 года) подач в прыжке по направлениям зон 1,6,5 по 3 раза в каждую зону для игроков мужской команды. И тестирование подач в полурыжке по направлениям зон 1,6,5 по 3 раза в каждую зону для игроков женской команды (таб.3). И третье тестирование для обеих видов подач, после 5-кратного вращения вокруг своей оси с наклоном вперед перед подачами в одну зону, по 3 раза в зоны 1,6,5 (таб.4).
Таблица 3
Показатели уровня эффективности подач в прыжке и подач полупрыжке с позиции точности их выполнения в зоны 1,6,5 в соревновательном периоде
Тестовые упражнения В зоны: Общее
п 1 6 5 количество точных подач
Точность подач в прыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 (раз) 8 1,1±0,01 1,9±0,03 1,4±0,03 4,4±0,02
Точность подач в
полупрыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 (раз) 8 1,7±0,05 2,2±0,05 1,9±0,03 5,8±0,04
Таблица 4
Показатели уровня эффективности подач в прыжке и подач в полупрыжке на фоне последействия вращательных нагрузок в соревновательном периоде
В зоны: Общее
Тестовые количество
упражнения 1 6 5 точных подач
Точность подач в
прыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 после 8 0,3±0,05 0,6±0,03 0,3±0,05 1,2±0,04
вращения (раз)
Точность подач в
полупрыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 8 0,4±0,03 0,7±0,05 0,3±0,05 1,4±0,04
после вращения (раз)
Результаты исследования. Анализ данных, приведенных в 1 таблице, показывает, что точность подач в прыжке с разбега в зону 1 в среднем составляет 0,7±0,05 раз из трех возможных, в зону 6-1,3±0,01 раза и в зону 5-0,9±0,01 раз. А общее число точных подач во все зоны составил 2,9±0,02 раз. Видно, что точность подач в зону 6 несколько выше, чем в зону 1 и 5. Такое распределение количества точных подач в прыжке (силовая подача) связана с трудностью определения точного направления мяча по краям площадки из-за акцента на скоростно-силового воспроизведения такого способа подачи мяча. А точность подач в полупрыжке по 3 раза в зоны 1,6,5 в разы была выше, чем
точность силовой подачи, что, очевидно, связано со смысловым назначением этого вида подачи. Так, точность подач в полупрыжке в зону 1 составила 1,4±0,03 раза, в зону 6-1,7±0,05 раза и в зону 5-1,6±0,03 раза. Среднее количество точности этого способа подач составила 4,7±0,04 раз.
Показатели, приведенные в таблице 2, характеризуются ярко выраженным различием их уровня точности обеих способов подач в обычных условиях и в условиях последействия вращательных нагрузок. В обычных условиях, как было отмечено выше, точность подач было гораздо выше, чем их точность, проявленная при действии вращательной нагрузки. Так, например, точность подач в прыжке с разбега (силовая подача) после вращения вокруг своей оси с наклоном вниз в зону 1 составила в среднем 0,1±0,01 раз, в зону 6-0,3±0,05 раза, в зону 5-0,1±0,01 раз и средняя сумма точных подач достигла всего лишь до 0,5±0,02 раза. Точность подач в полупрыжке после вращения вокруг своей оси с наклоном вниз в зону 1 составило 0,3±0,05 раза, в зону 6-0,4±0,03 раза, в зону 5-0,1±0,01 раз. Средняя сумма точных подач составила 0,8±0,03 раз.
В сравнении с первоначальными показателями результат (проведенного контроля в соревновательном периоде) уровня подач в прыжке в зоны 1,6 и 5 в среднем 4,4±0,02 раза, что на 1,5 раза выше первоначальных данных. А точность подач в полупрыжке в зоны 1,6 и 5 составила 5,8±0,04 раза, что на 1,1 раза выше (таб.3).
Также произошли изменения в результатах показателей эффективности подач в прыжке и подач в полупрыжке на фоне последействия вращательных нагрузок в соревновательном периоде. В среднем общее количество точных подач в прыжке с разбега (силовая подача) после вращения вокруг своей оси с наклоном вниз в зоны 1,6 и 5 составила 1,2±0,02 раза, что на 0,7 раз лучше первоначальных данных. Среднее общее количество точных подач в полурыжке после вращения вокруг своей оси с наклоном вниз в зоны 1,6 и 5 также приятно порадовало и составило 1,4±0,04 раза, что на 0,6 раз превысило показателей в подготовительном периоде (таб.4).
Подача мяча Подача мяча Подача мяча Подача мяча Подача мяча Подача мяча в прыжке в 1 в прыжке в 6 в прыжке в 5 в в в
зону зону зону полупрыжке полупрыжке полупрыжке
в 1 зону в 6 зону в 5 зону
■ подготовительн ым период
■ соревновательным период
■ с вращательными движениями до эксперимента
■ с вращательными движениями после эксперимента
Рис. Динамика изменений показателей эффективности подач в 1,6,5 зоны в прыжке и полупрыжке без и с вращательной нагрузкой.
Распределение количества точных подач в прыжке (силовая подача) связана с трудностью определения точного направления мяча по краям площадки из-за
2,2
0
www.fansports.uz №2-2023
8
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
акцента на скоростно-силового воспроизведения такого способа подачи мяча. А точность подач в полупрыжке связано со смысловым назначением этого вида подачи, в связи с чем и показатели в последнем виде подач оказалась гораздо выше (рис).
Выводы. Из анализа вышеприведенных результатов исследования подтверждается предположение о том, что вращательные нагрузки в виде дозированного упражнения с круговым вращением вокруг своей оси негативно влияет не результативность подач в прыжке и подач в полупрыжке.
Разработанная методика, направленная на повышение эффективности силовой и планирующей подач дала положительный результат в выполнении подач без вращательных нагрузок и с применением вращения вокруг своей оси с наклоном вниз. Что говорит о важности использования данной методики при подготовке волейболистов к соревновательной деятельности.
Разработанный комплекс упражнений рекомендуется использовать при подготовке волейболистов разной квалификации, использовать нагрузку с учетом возраста и подготовленности.
Для детального анализа объективной подачи и подач в прыжке с разбега следует рекомендовать тренерам периодически проводить такого рода исследования, используя при этом тестовые упражнения, разработанные нами, что будет способствовать повышению результативности не только подач, но и других игровых действий.
Литература:
1.Акулич Л.И., Пулатов А.А., Ашуркова С.Ф., Спортивные и подвижные игры (волейбол), 2021 - elib.sportedu.by
2.Акбаров, Ахматжон, Акрам Ахмедович Умматов, and Оятхон Мирзохидовна Ёкубова. «Сравнительный анализ эффективности нападающих действий команд волейболисток высшей лиги в играх 1-и 2-туров XXVIII чемпионата Республики Узбекистан.» Спортивн iгри 2 (24) (2022): 4-11.
3. Ашуркова, С. Ф. «Теория и методика волейбола.» Учебник для высших учебных заведений (2020).
4.Ашуркова С.Ф., Дифференцированный анализ результатов исследования профессиональной компетентности тренера на соответствие его ..., Актуальные проблемы правового ..., 2021 - elibrary.ru
5.Ашуркова С.Ф., Установочно-профилактическая значимость предсоревновательной разминки у волейболистов разной квалификации - Фан-Спортга, 2019 - elibrary.ru
6. Ашуркова С. Ф., Худайбергенова Э. У. Влияние подвижных игр на развитие скоростной выносливости у волейболистов в возрасте 10-12 лет //Fan-Sportga. - 2022. - №. 2. - С. 5-7.
7. Пулатов А.А., Ашуркова С.Ф., Возможности устранения случаев неточной реализации стандартных действий в игровых видах спорта (на примере ..., Фан-Спортга, 2020 - elibrary.ru
8.Пулатов А. А., Умматов А. А. Объективная диагностика прыжковой работоспособности волейболистов с использованием сенсорно-компьютерной установки //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4. - №. 1. - С. 81-85.
9. Ummatov А.А. Prioritetnosti evaluation hopping endurance of volleyball players using a touch-computer installation, Scientific Bulletin of Namangan State University, 2019 - uzjournals.edu.uz
10. 15-16 Ёшли волейболчиларнинг куч сифатини анъанавий машклар ёрдамида ошириш услубияти А.А Умматов - Фан-Спортга, 2021 - elibrary.ru
11.Умматов, А. А., and В. В. Шанк. «Эффекты нового подхода к развитию и оценке прыжковых качеств в волейболе.» CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES 2.7 (2021): 24-29.
12.Умматов, А. А., and А. Акбаров. "Волейбол буйича ххviii Узбекистан чемпионати Fолиби,"скуф" жамоаси кизлари жамоавий техник харакатларининг самарадорлик коэффицентлари." Fan-Sportga 1 (2022): 18-20
Педагогика фанлари номзоди, профессор Б.Б. МУСАЕВ1
Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчид шадри, Узбекистон
Муаллиф билан богланиш учун:
СОЕАОМЛАШТИРУВЧИ ГИМНАСТИКА МАШГУЛОТЛАРИНИ СПОРТЧИЛАРНИНГ ФУНКЦИОНАЛ ТАЙЁРГАРЛИГИГА ТАЪСИРИ
Аннотация
Annotation
В данной статье говорится о роли и значении занятий физической культурой и спортом в образе жизни современного человека, особенно физиологических особенностей организма женщин зрелого возраста и состояния их двигательной активности. Также приведённые практические рекомендации по повышению их физической активности подтверждены педагогическим экспериментом и подтверждают что правильно подобранные оздоровительно-ориентированные средства способствуют оптимизации работы органов и систем организма.
Ключевые слова: функциональная система, физическое состояние, женщины пожилого возраста, двигательная активность, оздоровительная гимнастика, артериальное давление, систолическое давление, статодинамические упражнения.
Мазкур маколада замонавий инсон турмуш тарзидаги жисмоний тарбия ва спорт-нинг урни ва ахамияти хдкида, айникса кекса ёшдаги аёллар организмининг физиоло-гик хусусиятлари хамда жисмоний фаоллик холати хакида суз юритилган. Шунингдек уларнинг жисмоний фаоллигини ошириш буйича амалий тавсиялар тугри танланган согломлаштирувчи йуналишга эга воситалар тана органлари ва тизимлари фаолиятини оптималлаштиришга ёрдам бериши тажриба йули билан тасдикланган.
Калит сузлар: функционал тизим, жисмоний цолат, кекса ёшдаги аёллар, жисмоний фаоллик, соFломлаштирувчи гимнастика, артериал босим, систолик босим, статодинамик машцлар.
This article talks about the role and importance of physical culture and sports in the lifestyle of a modern person, especially the physiological characteristics of the body of mature women and the state of their motor activity. Also, the given practical recommendations for increasing their physical activity are confirmed by a pedagogical experiment and confirm that properly selected health-oriented means contribute to optimizing the work of organs and body systems.
Key words: functional system, physical condition, elderly women, motor activity, wellness gymnastics, blood pressure, systolic pressure, statodynamic exercises.
Тадкикотнинг долзарблиги. Замонавий жамият шароитида соглом турмуш тарзининг адамияти то-бора ортиб бормодда. Бугун дунёда соглидни садлаш
ва шакллантириш, унинг асосий курсаткичларини яхшилаш билан боглид тенденция кузатилмодда. Инсонларнинг аксарият купчилиги зарарли одатлар-
00 о
m
■с
0 а.
со
1
с m