Научная статья на тему 'Методика оценки выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности будущих специалистов в области менеджмента'

Методика оценки выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности будущих специалистов в области менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ ВЫСТРОЕННОСТИ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / INNOVATION AND ENTERPRISE COMPETENCE / FORMATION LEVELS / ASSESSMENT / CRITERIA / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурнашева Элиетта Павловна, Парфенова Светлана Алексеевна

В работе рассматриваются критерии и методы, позволяющие определить уровень выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности будущих специалистов в области менеджмента в контексте профессионального образования. Критериями и показателями сформированности данного вида компетентности у студентов соответствующего профиля являются следующие: позиционный, когнитивный, личностно-оценочный, креативный и глубинно-профессиональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR ASSESSING A FORMATION LEVEL OF INNOVATIVE AND ENTERPRISE COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN MANAGEMENT

The paper explores the criteria and methods for determining a formation level of innovative and enterprise competence of future specialists in the field of management within professional education context. Criteria and indicators concerning the development of this competence among the students of the relevant speciality are the following: positional, cognitive, personality-evaluative, creative and profoundly professional.

Текст научной работы на тему «Методика оценки выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности будущих специалистов в области менеджмента»

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Элиетта Павловна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Щадринск); кандидат исторических наук, доцент Парфенова Светлана Алексеевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Щадринск)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЫСТРОЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В работе рассматриваются критерии и методы, позволяющие определить уровень выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности будущих специалистов в области менеджмента в контексте профессионального образования. Критериями и показателями сформированности данного вида компетентности у студентов соответствующего профиля являются следующие: позиционный, когнитивный, личностно-оценочный, креативный и глубинно-профессиональный.

Ключевые слова: инновационно-предпринимательская компетентность, уровни выстроенности, оценка, критерии, показатели.

Annotation. The paper explores the criteria and methods for determining a formation level of innovative and enterprise competence of future specialists in the field of management within professional education context. Criteria and indicators concerning the development of this competence among the students of the relevant speciality are the following: positional, cognitive, personality-evaluative, creative and profoundly professional.

Keywords: innovation and enterprise competence, formation levels, assessment, criteria, indicators.

Введение. Определяя уровень выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности (далее - ИПК), мы основывались на методиках психолого-педагогического характера, предложенных Э.Ф. Зеером, Л.А. Марычевой, В.М. Пушкиной и Л.Т. Ямпольским. При установлении стремлений и принципов, которым учащийся планирует соответствовать в контексте профессиональной деятельности, применялась адаптированная для нашего исследования версия подхода, разработанного И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной и Л.М. Фридманом. Результаты, продемонстрированные в рамках рассматриваемой специальности, оценивались на базе тестов, составленных В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским [9]. При анализе факторов, способствующих реализации нестандартных инновационно-предпринимательских задач, авторы статьи опирались на методику Л.Р. Кабардаевой [4]. Особенности личностной мотивации выявлялись через подход, описанный в работе Г.А. Карповой [6]. Система, изложенная в труде «Методика диагностики в менеджменте», использовалась для диагностики самооценки студентов [15], а концепция Ю.А. Миславского - для определения их способности к самоконтролю, к регулированию собственного психологического состояния и его внешних проявлений [3]. Методика «Поведенческий портрет по данным наблюдения» послужила основой для комплексного исследования поведения, свойственного учащимся в различных ситуациях инновационно-предпринимательского характера [14].

Изложение основного материала статьи. На первом этапе эксперимента группы учащихся, принимающих участие в исследовании, имели равный уровень выстроенности ИПК. Студенты были разделены на контрольную и экспериментальную группы, на базе которых проводилась оценка и модификация педагогических условий.

Для уточнения перспективности факторов, благоприятствующих формированию ИПК, мы принимали во внимание, что будущие менеджеры осваивают программу (дисциплины теоретического и прикладного характера) с помощью передовых методов и технологий, которые помогают студентам в определении своей профессиональной стези, а преподавателям - в разработке модели образовательного процесса. На наш взгляд, реализацию всех педагогических условий нужно контролировать одновременно с осуществлением четвертого условия, подразумевающего внедрение в процесс обучения и воспитания структурно-прикладной концепции выстраивания ИПК.

В рамках экспериментальной группы № 1 (далее - ЭГ-1) авторами осуществлялась верификация первого условия - введение в практику специального курса «Венчурное предпринимательство»; в рамках группы № 2 (далее - ЭГ-2) проверялось соблюдение второго условия - использования комплекса психолого-педагогических приемов на основе имеющейся информации; в рамках группы № 3 (ЭГ-3) осуществлялась оценка такого фактора, как выстраивание особой образовательной среды, стимулирующей студентов на уровне интеллекта и эмоций; в рамках группы № 4 (ЭГ- 4) мы опирались на ряд обязательных и достаточных педагогических факторов, способствующих выстраиванию ИПК. В контрольной группе (КГ) формирование ИПК осуществлялось по традиционному принципу [5].

Проверка включала в себя три этапа.

1. Предварительный (констатирующий) этап - определение ключевых исследовательских методов, конкретизация цели и задач, разработка механизма и условий выполнения проверки, установление исходного уровня ИПК студентов в обеих группах (экспериментальной и контрольной): уровня компетентности в сфере инновационного предпринимательства, умения применять доступную информацию на практике, способности к прогнозированию положительных и отрицательных моментов, созданию дополнительных сценариев на случай незапланированных затруднений. В рамках данного этапа в качестве основных методов выступают следующие: анализ научных трудов, наблюдение, тестовый метод и анкетирование [7].

2. Преобразующий (формирующий) этап - осмысление информации, собранной на констатирующем этапе, реализация на практике структурно-прикладной концепции выстраивания ИПК будущих специалистов в соответствующей сфере, формулирование доводов в пользу эффективности предлагаемой концепции. На данном этапе главными методами являются наблюдение, тестовый метод, проведение бесед и интервью, анкетирование, а также изучение итоговых показателей [8].

3. Обобщающий (заключительный) - анализ полученных результатов согласно установленным критериям, реализация структурно-прикладной концепции выстраивания ИПК будущих студентов, генерализация полученных данных и выявление степени их соответствия поставленным целям и задачам данного исследования, формулирование выводов. Данный этап базируется на двух ключевых методах -беседе и анкетировании [10].

С учетом структурно-прикладных особенностей ИПК участников исследования, а также сущностной специфики концепции выстраивания ИПК и тех ресурсов, которыми представлена система педагогических факторов, благоприятствующих выстраиванию ИПК, авторы данной статьи считают разумным сформулировать ряд принципов, выступающих основой организации опытно-экспериментальной деятельности [13].

Принцип ориентированности нацелен на практическую реализацию структурно-прикладной концепции вместе с педагогическими факторами, благоприятствующими выстраиванию ИПК будущих менеджеров, и мониторингом эффективности ее осуществления. Содержание данного принципа заключается в том, что образовательный процесс в целом и любая конкретная задача должны приближать педагога к достижению главной цели - выстраиванию ИПК будущих менеджеров. Принцип ориентированности определяет статус каждого отдельно взятого учебного и/или воспитательного мероприятия как одного из нескольких этапов, которые необходимо пройти для успешного завершения экспериментальной работы.

Теперь рассмотрим принцип индивидуализации, теоретическая и практическая значимость которого в контексте экспериментальной деятельности обусловлена трудно устранимым противоречием, существующим между групповым характером выполняемой работы и глубоко личностным характером «сценария» получения новых знаний, а также освоения новых умений и навыков. Данный процесс зависит от субъективных факторов, мотивирующих к знакомству с окружающим миром, от способностей, индивидуальных качеств студента. Специфика ментальных реакций, памяти, устойчивость внимания, скорость развития навыков, степень активности, уровень имеющихся знаний (общих и специальных), личностные свойства, особенности темперамента, склонности и интересы - все это составляет индивидуальность учащегося и должно приниматься во внимание при осуществлении экспериментальной деятельности по выстраиванию ИПК будущих менеджеров [1].

В соответствии с рассмотренным принципом, следует учитывать не только те свойства индивида, которые обусловлены его природными задатками и возрастной спецификой, но и влияние среды образовательного учреждения на личность как таковую, на развитие или частичное улучшение ее характеристик. Отмечаются особое значение эволюции личности в процессе выстраивания ИПК участников исследования, возможность заниматься самосовершенствованием с максимальной пользой для самого себя и окружающих людей. Посредством внутренней мотивации студент может сосредоточиться на базовых компетенциях инновационно-предпринимательского характера, стремиться к эффективному сочетанию интеллектуального и эмоционального компонентов в контексте своей профессиональной деятельности [2].

Руководствуясь принципом индивидуализации, педагог должен соблюдать следующие четыре правила:

1) осуществлять всесторонний анализ различных аспектов студенческой жизни: умственного, волевого, эмоционального и т.д.;

2) тщательно выбирать приемы и методы, помогающие стимулировать учащегося к выполнению определенной деятельности на базе его личностных особенностей;

3) использовать различные стимулы, принимая во внимание личностные особенности и внешнюю ситуацию;

4) деятельно поддерживать студента и предоставлять ему подробную консультацию по любым вопросам, связанным с затронутой темой.

Принцип научности реализуется посредством логически аргументированной связи, наблюдающейся между установлением сущности экспериментальной деятельности и степенью ее соответствия теоретическим предпосылкам и методам, применяемым при анализе вопросов, связанных с выстраиванием ИПК будущих менеджеров. Данный принцип позволяет корректно интерпретировать рассматриваемые объекты, верно определять этапы эволюции научного знания, информировать студентов о его перспективах и создавать у них мотивацию к участию в исследовании, направленном на педагогическое изучение и выполнение задач инновационно-предпринимательского характера.

Принцип личностной активности направлен на обеспечение эффективной деятельности, целью и основной функцией которой является выстраивание ИПК студентов через их психологическую интеграцию в работу в сфере менеджмента. Будущие специалисты должны воспринимать профессиональную деятельность не только как источник финансов или важную составляющую собственного имиджа, но и как нечто важное само по себе, как фактор непрерывного интеллектуально-нравственного саморазвития. Активность студентов репрезентируется в желании осваивать выбранную профессию, потребности в формировании соответствующих умений и навыков, в ощущении личной ответственности за результат обучения, в принятии обоснованных промежуточных решений.

Упомянутый принцип способствует раскрытию потенциала учащегося в рамках экспериментальной деятельности, имеющей отношение к выстраиванию ИПК. При этом должны соблюдаться следующие условия:

- осмысленная и ориентированная на конкретную цель организация познавательной деятельности учащихся на основе осознания тех успехов, которых планируется достичь, и тех трудностей, с которыми необходимо справиться;

- учет интересов и потребностей студентов;

- формулирование ситуаций проблемного характера, содержащих противоречия, способные «разжечь» желание думать, размышлять, конкретизировать проблему и решать ее самостоятельно, с помощью собственных умственных ресурсов;

- реализация задач, связанных с контекстом (как непосредственно учебных, так и воспитательных, направленных на закрепление определенных моральных норм и формирование личного этического кодекса);

- стимулирование студентов к применению полученной информации на практике, в определенном ситуативном контексте;

- привлечение учащихся к коллективной работе с задачами теоретического и прикладного типа, успешное распределение заданий в рамках учебной группы, эффективный ненавязчивый контроль над действиями студента, согласование персональных схем поведения с коллективными тактиками и стратегиями [12].

Применительно к экспериментальной деятельности по выстраиванию ИПК принцип личностной активности должен благоприятствовать продуктивному освоению студентами методов, технологий и опыта, -результатов многолетнего труда десятков тысяч профессионалов, - а также вселять в будущих менеджеров

чувство уверенности в завтрашнем дне и своих профессиональных возможностях.

Принцип создания комфортного психологического климата в ходе проверки предлагаемой концепции является итоговым и, вероятно, наиболее значимым. Подобный климат предполагает обязательное наличие следующих факторов:

- оптимальных условий для выстраивания эффективной многосторонней деятельности каждого учащегося и всего коллектива;

- толерантного и радушного отношения студентов друг к другу в рамках межличностных контактов.

Соблюдение всех разобранных принципов приведет к созданию комфортного психологического

климата: такое осуществление экспериментальной работы, при котором коллективная деятельность доставляет учащимся положительные эмоции, также повышает уровень их внутренней мотивации, делает образовательный процесс более увлекательным.

Предложенный комплекс принципов представляет собой систему основных требований, предъявляемых к верификационной стадии данного исследования. Все принципы, рассмотренные в нашей статье, неотделимы один от другого и репрезентируют особенности выстраивания ИПК молодых людей, планирующих проявить себя в области менеджмента.

Проведя анализ научных трудов, посвященных методам осуществления педагогического исследования, авторы статьи определили критерии его успешности и выбрал определенную исследовательскую методику.

Под критерием понимается средство верификации, экспериментальной или теоретической проверки какого-либо тезиса, гипотезы, деятельности [11].

Для критериев характерна некоторая взаимная корреляция диагностического типа, без осознания которой не представляется возможным выстроить критериальную систему, имеющую принципиально иной уровень эффективности (В.И. Журавлев, В.М. Полонский и др.).

Следовательно, критерии ИПК будущих менеджеров представляют собой значимые показатели, сигнализирующие о наличии или отсутствии определенных достижений, о воспроизведении и реализации соответствующей компетенции на том или ином уровне.

В рамках данного исследования ИПК понимается авторами как сложное понятие, интегрирующее ряд профессионально-важных качеств, указывающих на способность к осуществлению предпринимательской деятельности инновационного характера, что проявляется в степени восприимчивости к преобразованиям и новаторским решениям; как умение увидеть элементы новизны в чем-то достаточно устойчивом, традиционном; как возможность сформулировать оригинальное решение реально возникшей или смоделированной проблемной ситуации.

Опираясь на представленное толкование, авторы статьи выделяют три уровня выстроенности ИПК студентов, получающих образование в области менеджмента: низкий, средний и высокий. Необходимо подчеркнуть, что высокий уровень выстроенности ИПК следует считать оптимальным, соответствующим творческой сущности ИПК по всем ключевым показателям; средний - воспроизводящим (то есть обеспечивающим поддержание достигнутого уровня эффективности, не предполагающим педагогических прорывов и открытий), а низкий - некондиционным, не отвечающим минимальным требованиям.

Выводы. Полученные результаты позволили нам выделить следующие проверяемые критерии выстроенности ИПК будущих менеджеров: позиционный (мотивирование студента к формированию позиции по отношению к инновационно-предпринимательской деятельности), когнитивный (обладание определенными знаниями в области реализуемой деятельности), личностно-оценочный (степень объективности при оценке собственных достижений, вера в себя, в собственный потенциал, способность анализировать свое поведение в случае возникновения конфликта), креативный (тактика и стратегия решения инновационно-предпринимательских задач, контроль над собственными действиями, содержащими элемент творчества) и глубинно-профессиональный (интуиция, активирующаяся в затруднительных ситуациях).

Литература:

1. Беденко Н.Н., Мачехина О.Н. Научные основы социализации личности в условиях глобализации и информатизации общества: Монография / Н.Н. Беденко, О.Н. Мачехина. - Москва: РУДН, 2017. - 152 с.

2. Караванова Л.Ж. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография / Л.Ж. Караванова. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

3. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

4. Королева Г.Э., Сергеева М. Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г.Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.

5. Орешкина А.К. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник / А.К. Орешкина. - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

6. Орешкина А.К., Е.Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие / А.К. Орешкина, Е.Б. Горягина. - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

7. Пряжникова Е.Ю. Психологические аспекты профессионального самосознания профконсультантов: Монография / Е.Ю. Пряжникова. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 242 с.

8. Сергеев А.А. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография / А.А. Сергеев. - Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.

9. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства / М.Г. Сергеева // Alma mater. 2013. № 1. С. 48- 55.

10. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования / М.Г. Сергеева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1.С. 107-114.

11. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки / М.Г. Сергеева // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4. С. 68-69.

12. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка / М.Г. Сергеева // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

13. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография / М.Г. Сергеева. - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

14. Сергеева М.Г. Формирование конкурентоспособного выпускника колледжа посредством практикума «Учебная фирма» / М.Г. Сергеева // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 1-2. С. 31-32.

15. Соколова А.С. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры: Монография / А.С. Соколова. - Курск, 2017. - 396 с.

Педагогика

УДК: 796.8

Президент Региональной Общественной Организации Бучин Николай Иванович

«Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской Области» (г. Екатеринбург)

СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ В АЙКИДО ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ НОГАМИ

Аннотация. Разработан авторский способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами на примере применения приема защиты Ирими-нагэ от атакующего удара Мае-гери, используемого в карате. В основе способа лежит совокупность специально подобранных педагогических методов. Проведен педагогический эксперимент, построенный на сравнении результатов экспертного оценивания экспериментальной и контрольной групп. Для установления достоверности различий в экспертных оценках, полученных по шкале порядка, использовался непараметрический Т-критерий Уайта.

Ключевые слова: способ совершенствования защиты, педагогические методы, атакующие удары в айкидо, действия защиты в айкидо, метод экспертных оценок, Т-критерий Уайта.

Annоtation. The author developed a method of improving protection in aikido by simulating attacking actions with his feet, using as an example the application of Irimi-nage's defensive technique against Mae-geri's karate attack. The basis of the method is a set of specially selected pedagogical methods. A pedagogical experiment was conducted, based on a comparison of the results of expert evaluation of the experimental and control groups. To establish the reliability of differences in expert estimates obtained on a scale of order, White's non-parametric T-test was used.

Keywords: method of improving protection, pedagogical methods, attacking strikes in aikido, protective actions in aikido, the method of expert assessments, White's t-test.

Введение. Эффективность выполнения техник - один из основных критериев оценки уровня мастерства в айкидо. При анализе атакующих действий спортсменов, занимающихся айкидо (далее - айкидок), было выявлено, что применения базовой техники против атакующих действий ногами недостаточно. Проблемой является тот факт, что айкидока, не имея навыков атакующих действий ногами, не зная и не понимая принципов ударной техники ногами, не может эффективно проводить защитные действия против спортсменов, владеющих арсеналом нападающих ударов (к примеру - каратистов). Таким образом, необходимо разработать способ улучшения точности двигательных действий айкидок в защите от атакующих действий ногами, базирующийся на формировании навыков и умения применения атакующего действия ногами Мае-гери (прямой проникающий удар подушечной ступни), взятого из арсенала карате. Тем самым обеспечивается функциональное соединение атаки и защиты, используемое в практике, развивается координация и чувство гармонии, которые являются сутью искусства айкидо.

Изложение основного материала статьи. Цель работы. Разработать эффективный способ улучшения качества применения защитных приемов в айкидо, используя формирование и совершенствование техники атакующего удара Мае-гери.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить эффективность двигательных действий айкидок при выполнении защитных действий Ирими-нагэ от атакующих Мае-гери.

2. Дать сравнительную характеристику эффективности двигательных действий айкидок контрольной и экспериментальной групп на основе метода экспертных оценок с применением непараметрического Т-критерия Уайта.

При анализе литературных источников [1-5] и собственного профессионального опыта работы инструктором и экспертом по айкидо была выявлена проблематика в защитных действиях айкидок. Определены цели и задачи для решения проблемы. Выбраны средства, с помощью которых можно повысить эффективность защитных действий в айкидо. Средством атаки представлен прямолинейный удар ногой Мае-гери. Средством защиты - бросок Ирими-нагэ. Поставленные задачи были решены с помощью определённых конкретных методов, их рациональным сочетанием с общепедагогическими методами.

а) Педагогический метод. Применялись метод использования слова и метод обеспечения наглядности. Метод использования слова содержит в себе рассказ, объяснение, беседу, лекцию, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, указания, команды. В метод обеспечения наглядности входили: метод непосредственной наглядности; метод опосредованной наглядности; методы направленного прочувствования двигательного действия; метод «срочной информации».

б) Специфический метод. Группа специфических методов включала в себя методы строго регламентированного упражнения и игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими возможностями. Они позволяют осуществлять двигательную деятельность занимающихся по утвержденной программе; строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять её динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; точно дозировать интервалы отдыха между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.