Научная статья на тему 'Концепция выстраивания компетентности инновационно-предпринимательского типа у будущих управленцев'

Концепция выстраивания компетентности инновационно-предпринимательского типа у будущих управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / УПРАВЛЕНЕЦ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА / CONCEPT / MANAGER / COMPETENCE OF INNOVATIVE-ENTREPRENEURIAL TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Колчина Вера Викторовна

В работе предложена функциональная концепция выстраивания у будущих управленцев компетентности инновационно-предпринимательского типа (ИПТ) во время обучения в высшем образовательном учреждении, интегрирующая в себе пересекающиеся комплексы: целевой, содержательный, процессный и оценочный. Целевой комплекс подразумевает выстраивание компетентности ИПТ с помощью создания надлежащих условий для формирования готовности к выполнению своих служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне благодаря развитым знаниям, навыкам и умениям, а также значительному практическому опыту. Содержательный комплекс подразумевает последовательную интеграцию учащихся в образовательный процесс посредством активного обучения. Процессный комплекс интегрирует в себе два вида сопровождения: педагогическое (имитация предстоящей деятельности, консультирование) и методическое (устранение частных проблем и содействие выстраиванию компетентности ИПТ). Оценочный комплекс реализует оценочно-когнитивную функцию, позволяя установить степень выстроенности у будущих управленцев компетентности ИПТ (ее уровней, показателей и способов мониторинга).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Колчина Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF FORMING OF COMPETENCE OF INNOVATSI-ONNO-PREDPRINIMATELSKOGO OF U TYPE FUTURE UPRAV-LENTSEV

The paper proposes a functional concept of building the competence of future managers of innovative and entrepreneurial type (IPT) during training in a higher educational institution, integrating intersecting complexes: target, content, process and evaluation. The target complex involves building the competence of the IPT by creating appropriate conditions for the formation of readiness to perform their duties at a high professional level thanks to the developed knowledge, skills and abilities, as well as significant practical experience. The content complex implies consistent integration of students into the educational process through active learning. Process complex integrates two types of support: teaching (simulation of future activities, counselling) and teaching (solving particular problems and promote the building of competence IPT). The evaluation complex implements the evaluation and cognitive function, allowing to establish the degree of alignment of future managers of the competence of the IPT (its levels, indicators and monitoring methods).

Текст научной работы на тему «Концепция выстраивания компетентности инновационно-предпринимательского типа у будущих управленцев»

11. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68-69.

12. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

13. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 14-17.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Колчина Вера Викторовна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) (г. Екатеринбург)

КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТРАИВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА У БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация. В работе предложена функциональная концепция выстраивания у будущих управленцев компетентности инновационно-предпринимательского типа (ИПТ) во время обучения в высшем образовательном учреждении, интегрирующая в себе пересекающиеся комплексы: целевой, содержательный, процессный и оценочный. Целевой комплекс подразумевает выстраивание компетентности ИПТ с помощью создания надлежащих условий для формирования готовности к выполнению своих служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне благодаря развитым знаниям, навыкам и умениям, а также значительному практическому опыту. Содержательный комплекс подразумевает последовательную интеграцию учащихся в образовательный процесс посредством активного обучения. Процессный комплекс интегрирует в себе два вида сопровождения: педагогическое (имитация предстоящей деятельности, консультирование) и методическое (устранение частных проблем и содействие выстраиванию компетентности ИПТ). Оценочный комплекс реализует оценочно-когнитивную функцию, позволяя установить степень выстроенности у будущих управленцев компетентности ИПТ (ее уровней, показателей и способов мониторинга).

Ключевые слова: концепция, управленец, компетентность инновационно-предпринимательского типа.

Annotation. The paper proposes a functional concept of building the competence of future managers of innovative and entrepreneurial type (IPT) during training in a higher educational institution, integrating intersecting complexes: target, content, process and evaluation. The target complex involves building the competence of the IPT by creating appropriate conditions for the formation of readiness to perform their duties at a high professional level thanks to the developed knowledge, skills and abilities, as well as significant practical experience. The content complex implies consistent integration of students into the educational process through active learning. Process complex integrates two types of support: teaching (simulation of future activities, counselling) and teaching (solving particular problems and promote the building of competence IPT). The evaluation complex implements the evaluation and cognitive function, allowing to establish the degree of alignment of future managers of the competence of the IPT (its levels, indicators and monitoring methods).

Keywords: concept, Manager, competence of innovative-entrepreneurial type.

Введение. Проблемы экономического и социального характера, актуальные для нашей страны в начале XXI столетия, обусловлены ее вхождением во всемирный контекст, усилением роли рыночных отношений, развитием и преобразованием профессиональной школы (высшей и средней), принципиально новым подходом к обучению будущих педагогов. Также следует отметить, что условия, которые сложились в современной России, благоприятствуют рассмотрению управленческого образования как неотъемлемой составляющей развития в современной России.

Кроме того, сложившаяся в стране ситуация способствует восприятию управленческого образования в качестве составляющей комплексного развития личности в рамках профессионального образования, ключевым элементом которого выступает менеджер, готовый успешно противостоять вызовам в области экономики. Некоторые специалисты говорят о неизбежном «управленческом прорыве»; по их мнению, он наступит совсем скоро и станет одним из главных факторов бурного экономического роста. Есть мнение, что данный прогресс будет прежде всего связан с повышением квалификации работников, в частности -менеджеров [3].

В настоящее время укомплектование рынка труда менеджерами новой генерации, - с подвижным мышлением, адекватными общей ситуации экономическими ЗУНами (знаниями, умениями и навыками) и высоким уровнем компетентности инновационно-предпринимательского типа (далее - ИПТ), - представляет собой масштабную проблему, с которой столкнулись наши средние и высшие учебные заведения. Чтобы справиться с этой проблемой, правительство вкладывает много средств и административных сил в подготовку будущих управленцев. О приоритетности данного направления можно судить, опираясь на существующие требования к содержанию образования, зафиксированные в государственных документах первостепенной важности - прежде всего, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

В преподавании и теории педагогики самым результативным признано комплексное моделирование, подразумевающее подход к феномену с различных позиций при синхронном создании двух или большего количества моделей. В качестве наиболее продуктивных обычно рассматриваются следующие типы моделей [2]:

- при изучении специфики управления учебным заведением - образовательная, организационная и

компетентностная;

- при изучении проблем воспитания и развития индивидуальных свойств - процессная и содержательно-функциональная;

- при подготовке к профессиональной деятельности той или иной направленности - процессная, содержательно-функциональная и компетентностная;

- при исследовании результативности отдельных составляющих учебно-воспитательного процесса -содержательно-функциональная, математическая и т.д.

Следовательно, мы приходим к выводу, что при разработке проблемы выстраивания компетентности ИПТ будущих управленцев нужно создать содержательно-функциональную модель, состоящую из пересекающихся комплексов: целевого, содержательного, процессного и оценочного [1].

Изложение основного материала статьи.

Целевой комплекс подразумевает выстраивание у будущих управленцев компетентности ИПТ с помощью создания надлежащих условий для формирования готовности к выполнению своих служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне благодаря развитым ЗУНам и значительному практическому опыту. Сформулированная цель содержит элементы компетентности ИПТ и может быть охарактеризована через определенное количество частных целей (задач), к которым относятся:

выстраивание у будущего управленца системы знаний, навыков и умений ИПТ, позволяющих выполнять правильные предпринимательские действия в сложившейся ситуации;

воспитание позиции и индивидуального стиля ИПТ, способствующих эффективному поведению специалиста в предлагаемой экономической реальности;

создание у будущего управленца культуры мышления ИПТ, оказывающей положительное воздействие на принятие предпринимательских решений в рыночном контексте.

Содержательный комплекс отвечает за реализацию следующих функций:

обучающей, благоприятствующей выстраиванию у будущего управленца системы знаний, навыков и умений ИПТ, позволяющих выполнять правильные предпринимательские действия в сложившейся ситуации;

формирующей, которая заключается в воспитании позиции и индивидуального стиля ИПТ, способствующих эффективному поведению специалиста в предлагаемой экономической реальности;

развивающей, связанной с созданием у будущего управленца культуры мышления ИПТ, оказывающей положительное воздействие на принятие предпринимательских решений в рыночном контексте.

Содержательный комплекс подразумевает последовательную интеграцию учащихся в образовательный процесс посредством активного обучения. Так, уже на первом курсе будущие менеджеры осваивают специальные дисциплины «История российского предпринимательства» и «Моделирование развития бизнеса», повышающие уровень их осведомленности об эволюции предпринимательства в России и за рубежом, а также позволяющие сформировать адекватное представление о социальной роли и психологических особенностях делового человека.

На втором курсе студенты осваивают дисциплины «Маркетинг» и «Основы менеджмента», в рамках которых им рассказывают о базовых понятиях управленческой сферы («менеджмент», «организационные структуры» и т.д.), а также о схеме принятия экономических решений, о способах регулирования конфликтных ситуаций и нежелательных изменений, сильных и слабых сторонах современных моделей управления бизнесом и т.д.

На третьем курсе предусмотрено изучение академических дисциплин «Стратегический менеджмент», «Учет и анализ» и «Экономика бизнеса», в рамках которых студенты должны научиться видеть наиболее результативные управленческие решения и определять критерии правильности планируемых действий.

Программа четвертого (выпускного) курса связана с изучением дисциплин «Венчурное предпринимательство», «Организация коммерческой деятельности» и «Разработка бизнес-планов». Учащиеся осваивают навыки работы с креативными группами, занимающимися поиском и популяризацией нововведений; изучают технологии создания малых фирм и венчурных фондов инновационного характера; учатся анализировать продуктивность используемых новшеств и выстраивать управление деятельностью организации для выполнения задач по разработке и использованию инноваций на рынке, оценивать масштаб и уровень нововведений, выявлять значимость менеджмента ИПТ для данного предприятия, устанавливать степень его связи с финансовым менеджментом и маркетингом.

Процессный комплекс интегрирует в себе два вида сопровождения: педагогическое (имитация предстоящей деятельности, консультирование) и методическое (устранение частных проблем и содействие выстраиванию компетентности ИПТ). В данной статье мы разделяем позицию отечественных авторов Т.В. Блохиной, С.А. Гильманова, Н.В. Кузьминой и других, выделивших несколько групп педагогических методов, которые способствуют выстраиванию компетентности ИПТ.

Стимулирующие методы подразумевают формирование ситуаций:

- предполагающих обращение к опыту прикладного характера;

- сходных с вышеупомянутыми, но не реализуемых стандартными способами;

- определяемых с помощью «мозгового штурма» при невозможности эффективного решения конкретной предпринимательской задачи и прогнозировании серьезных затруднений при попытках устранения и профилактики подобных ситуаций.

Методы разработки алгоритма для ситуаций ИПТ: создание механизма комплексного анализа ситуаций ИПТ, осуществляемого педагогом и учащимися.

Методы творческого решения исследуемых условий на базе алгоритма: характеристика нежелательной ситуации; выявление вызвавших ее факторов и способов элиминации; рассмотрение ситуации с точки зрения учащегося и педагога; установление момента, когда наметилась трансформация ситуации из нейтральной в нежелательную; разработка плана действий; изучение того, как ведут себя люди, участвующие в инновационных контактах; характеристика потенциальных вариантов взаимодействия с будущим управленцем после выполнения поставленной задачи.

Методы многоэтапного выбора: опора на решение, соответствующее определенному критерию (самое простое, трудное, интересное, перспективное); поиск принципиально новых способов эффективного разрешения ситуаций ИПТ.

Методы письменных работ, ориентированных на определение студентом собственной роли в ситуации ИПТ: написание текстов с соблюдением определенной структуры (терминологический раздел; раздел,

направленный на определение общего элемента в нескольких заданиях; раздел теоретического знания и раздел, связанный с разработкой бизнес-планов).

Методы интенсивного осмысления сложившейся ситуации: обсуждение важных общегуманитарных тем, организация круглых столов, проведение мозговых штурмов.

Методы создания условий для креативной деятельности: выявление факторов, породивших данную ситуацию, ее жертв и инициаторов, а также тех, кто способен предложить нестандартные способы ее разрешения.

Методы, связанные с моделированием выхода из возникшей ситуации посредством творчества: изображение ситуации в виде прикладной схемы, выделение ключевых разделов; прогнозирование вероятных сценариев поведения лиц, вовлеченных в ситуацию; алгоритмизация собственного поведения; установление потенциальных компромиссов; выстраивание генерализованной концепции, направленной на устранение проблемы.

Методы имитации «ролевой игры»: представление себя в качестве лица, непосредственно затронутого ситуацией ИПТ; формулирование вариантов поведения; обсуждение сгенерированных проектов; аргументация перспективности предложенных вариантов; обращение к консультированию для получения максимально эффективного решения; установление интересов и потребностей субъектов ситуации; определение факторов, объединяющих участников.

Методы разрешения ситуации: учет позиций всех лиц, вовлеченных в ситуацию; определение ключевой проблемы и основного «пострадавшего»; прогнозирование эволюции событий; использование доступных способов выхода из ситуации; предпочтение лучшего из предложенных вариантов; установление времени, необходимого для устранения проблемы, и формулирование потенциальных компромиссов; устранение проблемы и получение соответствующего опыта.

Методы незавершенных фраз: будущим управленцам дается задание пролонгировать высказанную мысль и завершить фразу, аргументировав принятое решение.

Методы самопознания: определение успехов, трудностей, спорных вопросов, выстраивание индивидуальной образовательной стратегии в процессе получения информации ИПТ.

Описанные методы позволяют утверждать, что формирование у будущих управленцев компетентности ИПТ предполагает их применение в виде педагогических методов, основанных на рефлексии и нацеленных на комплексный анализ и критическую оценку поведения лиц, вовлеченных во взаимодействие ИПТ, а также на коррекцию самовосприятия и создание личностно-ориентированной образовательной траектории по получению опыта устранения проблем ИПТ.

Оценочный комплекс реализует оценочно-когнитивную функцию, позволяя установить степень выстроенности у будущих управленцев компетентности ИПТ (ее уровней, показателей и способов мониторинга).

Концепция выстраивания у будущего управленца компетентности ИПТ играет значительную роль для преподавателя высшего образовательного учреждения, который реализует обучение ИПТ, поскольку оно ориентирует педагога на определенное педагогическое поведение с помощью отбора эффективных ресурсов, позволяющих оказывать влияние на развитие у будущего управленца определенных навыков и умений. Данная концепция может применяться для определения собственной текущей результативности и перспектив профессионального самосовершенствования.

Выводы. В контексте осуществленного исследования были установлены ключевые характеристики отечественного образования в области менеджмента: преобладание до недавнего времени традиционного подхода к учебному процессу в высшей школе, который базируется на «германской» концепции (опирается на передачу теоретических знаний, подразумевает разработку содержания и методологии образования с обязательным учетом интересов государства; отсутствие особой методики обучения управленцев; необходимость формирования более продвинутых моделей деятельности современного управленца; модернизация содержания магистерских программ Российской Федерации; переход на принципиально иной уровень подготовки специалистов в сфере управления; превращение образования в основное условие профессиональной состоятельности и конкурентоспособности менеджера; практическая реализация технологий, основанных на обучении посредством рефлексии и прогнозирования; разработка ФГОС нового поколения, предполагающих объединение отдельных специальностей в тематические блоки для совершенствования структурных характеристик; разработка официальных стандартов согласно требованиям, предъявляемым рынком [2].

ФГОС 3-го поколения лежат в основе комплекса профессиональных компетенций ИПТ, которые следует освоить будущим управленцам, однако данных компетенций недостаточно для продуктивной деятельности в существующих экономических условиях.

В современной России подготовка квалифицированных управленцев в контексте инновационной экономики представляется реализуемой при правильном, адекватном выстраивании у будущих специалистов компетентности ИПТ, под которой авторы статьи понимают комплексное индивидуальное свойство, интегрирующее в себе различные инновационные компетенции (основные, профессиональные и вспомогательные).

На основе проведенного исследования разработана концепция выстраивания у будущих менеджеров компетентности ИПТ, содержащая взаимосвязанные блоки, в которых учитываются цель выполняемой деятельности, ее сущность, а также применяемые технологии и методы диагностики полученного результата. Образовательные факторы, благоприятствующие формированию подобной компетентности, обусловлены содержанием современных программ высшего образования, соответствующим ФГОС 3-го поколения.

Литература:

1. Аксючиц, С.А. Моделирование процесса формирования познавательной активности младших школьников посредством решения проектных задач / С.А. Аксючиц // Российский научный журнал. - 2014. -№ 4 (42). - С. 229-236.

2. Аксючиц, С.А. Технология решения проектных задач как средство формирования познавательной активности учащихся / С.А. Аксючиц // Современное образование: роль психологии: материалы Х юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. / Психологический институт РАО. - М.; СПб: Нестор-История, 2014. - С. 106-110.

3. Дзюбенко, С.В. Особенности консультационного обучения педагогов в процессе инновационной деятельности / С.В. Дзюбенко // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф., Минск, 27-28 сентября 2013 г. / Минский ин-т управления; сост. В.В. Гедранович; под науч. ред. В.В. Гедранович и Н.В. Суша. - Минск, 2013 - Вып. 11 - Ч. III. - С. 84-87.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва);

ассистент Центра дополнительного образования Углов Владимир Владимирович

Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов (г. Москва)

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье представлен анализ понятий «мастерство» и «профессионализм»; выявлены уровни педагогического творчества; определены базовые качественные критерии, по которым можно судить о наличии и степени творчества в педагогической деятельности; рассмотрены ключевые составляющие процесса педагогического творчества (осмысленность и целенаправленность).

Ключевые слова: творчество, мастерство, педагогическая деятельность, критерии, уровни педагогического творчества.

Annotation. The article presents the analysis of the concepts of "skill" and "professionalism"; the levels of pedagogical creativity are revealed; the basic qualitative criteria by which it is possible to judge the presence and degree of creativity in pedagogical activity are determined; the key components of the process of pedagogical creativity (meaningfulness and purposefulness) are considered.

Keywords: creativity, skill, pedagogical activity, criteria, levels of pedagogical creativity.

Введение. Различие в толковании понятий «мастерство» и «профессионализм», наметившееся в современном педагогическом и психологическом дискурсе, заслуживает более пристального научного внимания.

Современный исследователь Н.Е. Буланкин выделяет следующие уровни педагогического творчества (далее - ПТ):

1) профессионал (может разглядеть наличие педагогической проблемы, конкретизировать ее, изучить возникшую ситуацию и определить наиболее результативные пути ее преодоления);

2) мастер (способен обогатить образовательный процесс теми теоретическими и прикладными новшествами, которые накоплены педагогическим сообществом, с учетом сложившихся условий. При этом высокий уровень профессионального самосознания благоприятствует вырабатыванию индивидуальной преподавательской манеры);

3) новатор (находится на высшей ступени ПТ, сознательно и радикально трансформируя педагогическую реальность. Девиз такого учителя или преподавателя - выстраивать креативный вектор каждого учащегося, что создает условия для полноценной реализации его творческих возможностей. Как правило, педагог-новатор является грамотным стратегом, способным выстроить сложный комплекс обратной связи с классом или группой, а также организовать развитие своих подопечных посредством вербальной и невербальной коммуникации. Высокий уровень языковой компетентности, подразумевающий эффективный контакт с представителями различных культур, выступает ключевой составляющей его деятельности. Педагог-новатор осуществляет непрерывный поиск ресурсов, которые позволят ему усовершенствовать образовательное пространство и добиться более продуктивного и комфортного взаимодействия с конкретными обучающимися [3].

Изложение основного материала статьи. По наблюдению И.Л. Беленок, при самых разных подходах к интерпретации творчества в различных предметных сферах, научное сообщество сходится в выделении двух базовых качественных критериев, по которым можно судить о наличии и степени творчества. Первым критерием является процесс (стандартный или оригинальный), вторым - результат (репрезентируемый в выраженности и специфике новизны). Данные критерии позволяют утверждать, что педагогическая деятельность является творческой, т.к. подразумевает нестандартный процесс (даже при вполне типичных средствах и методах) и не полностью прогнозируемый результат. Рассматривая педагогическую деятельность как изначально творческую, учителя и преподаватели, тем не менее, пытаются выявить определенные закономерности, черты, особенности, которые могут лечь в основу классификаций, практико-ориентированных концепций и отдельных методик [1].

Анализируя специфику ПТ, В.И. Загвязинский выделяет следующие устойчивые характеристики данного феномена: содержание процесса и результата (становление и эволюция личности); необходимость интенсивной и непрерывной работы (нет возможности ждать «порыва», «вдохновения»); потребность в эмпирически верифицируемых результатах (невозможность ограничиться выводами теоретического характера); постоянное взаимодействие с учащимися; публичность реализуемой деятельности; нетипичность основного инструмента творчества - личности педагога (такое совпадение, как неоднократно отмечалось, наблюдается лишь в двух профессиях - педагогической и актерской). По мнению Г.А. Давыдовой, одним из важных свойств педагога-новатора является нацеленность на преобразование существующих обстоятельств через способность занять по отношению к ним четкую, но несколько абстрагированную позицию (при неминуемой зависимости от данных условий). Из данной интерпретации напрямую вытекает еще одна значимая особенность ПТ - активность педагога, ориентированная как на образовательный процесс, так и на саморазвитие. С точки зрения Т.Ю. Колошиной, Т.В. Фроловой и многих других исследователей, ПТ обязательно представляет собой нечто новое, оригинальное, предполагает поиск нестандартных решений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.