Научная статья на тему 'Способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами'

Способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / АТАКУЮЩИЕ УДАРЫ В АЙКИДО / ДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЫ В АЙКИДО / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / Т-КРИТЕРИЙ УАЙТА / METHOD OF IMPROVING PROTECTION / PEDAGOGICAL METHODS / ATTACKING STRIKES IN AIKIDO / PROTECTIVE ACTIONS IN AIKIDO / METHOD OF EXPERT ASSESSMENTS / WHITE''S T-TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучин Николай Иванович

Разработан авторский способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами на примере применения приема защиты Ирими-нагэ от атакующего удара Мае-гери, используемого в карате. В основе способа лежит совокупность специально подобранных педагогических методов. Проведен педагогический эксперимент, построенный на сравнении результатов экспертного оценивания экспериментальной и контрольной групп. Для установления достоверности различий в экспертных оценках, полученных по шкале порядка, использовался непараметрический Т-критерий Уайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бучин Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD OF IMPROVING PROTECTION IN AIKIDO BY SIMULATING ATTACKING ACTIONS WITH HIS FEET

The author developed a method of improving protection in aikido by simulating attacking actions with his feet, using as an example the application of Irimi-nage's defensive technique against Mae-geri’s karate attack. The basis of the method is a set of specially selected pedagogical methods. A pedagogical experiment was conducted, based on a comparison of the results of expert evaluation of the experimental and control groups. To establish the reliability of differences in expert estimates obtained on a scale of order, White's non-parametric T-test was used.

Текст научной работы на тему «Способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами»

12. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка / М.Г. Сергеева // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

13. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография / М.Г. Сергеева. - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

14. Сергеева М.Г. Формирование конкурентоспособного выпускника колледжа посредством практикума «Учебная фирма» / М.Г. Сергеева // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 1-2. С. 31-32.

15. Соколова А.С. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры: Монография / А.С. Соколова. - Курск, 2017. - 396 с.

Педагогика

УДК: 796.8

Президент Региональной Общественной Организации Бучин Николай Иванович

«Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской Области» (г. Екатеринбург)

СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ В АЙКИДО ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ НОГАМИ

Аннотация. Разработан авторский способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами на примере применения приема защиты Ирими-нагэ от атакующего удара Мае-гери, используемого в карате. В основе способа лежит совокупность специально подобранных педагогических методов. Проведен педагогический эксперимент, построенный на сравнении результатов экспертного оценивания экспериментальной и контрольной групп. Для установления достоверности различий в экспертных оценках, полученных по шкале порядка, использовался непараметрический Т-критерий Уайта.

Ключевые слова: способ совершенствования защиты, педагогические методы, атакующие удары в айкидо, действия защиты в айкидо, метод экспертных оценок, Т-критерий Уайта.

Annоtation. The author developed a method of improving protection in aikido by simulating attacking actions with his feet, using as an example the application of Irimi-nage's defensive technique against Mae-geri's karate attack. The basis of the method is a set of specially selected pedagogical methods. A pedagogical experiment was conducted, based on a comparison of the results of expert evaluation of the experimental and control groups. To establish the reliability of differences in expert estimates obtained on a scale of order, White's non-parametric T-test was used.

Keywords: method of improving protection, pedagogical methods, attacking strikes in aikido, protective actions in aikido, the method of expert assessments, White's t-test.

Введение. Эффективность выполнения техник - один из основных критериев оценки уровня мастерства в айкидо. При анализе атакующих действий спортсменов, занимающихся айкидо (далее - айкидок), было выявлено, что применения базовой техники против атакующих действий ногами недостаточно. Проблемой является тот факт, что айкидока, не имея навыков атакующих действий ногами, не зная и не понимая принципов ударной техники ногами, не может эффективно проводить защитные действия против спортсменов, владеющих арсеналом нападающих ударов (к примеру - каратистов). Таким образом, необходимо разработать способ улучшения точности двигательных действий айкидок в защите от атакующих действий ногами, базирующийся на формировании навыков и умения применения атакующего действия ногами Мае-гери (прямой проникающий удар подушечной ступни), взятого из арсенала карате. Тем самым обеспечивается функциональное соединение атаки и защиты, используемое в практике, развивается координация и чувство гармонии, которые являются сутью искусства айкидо.

Изложение основного материала статьи. Цель работы. Разработать эффективный способ улучшения качества применения защитных приемов в айкидо, используя формирование и совершенствование техники атакующего удара Мае-гери.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить эффективность двигательных действий айкидок при выполнении защитных действий Ирими-нагэ от атакующих Мае-гери.

2. Дать сравнительную характеристику эффективности двигательных действий айкидок контрольной и экспериментальной групп на основе метода экспертных оценок с применением непараметрического Т-критерия Уайта.

При анализе литературных источников [1-5] и собственного профессионального опыта работы инструктором и экспертом по айкидо была выявлена проблематика в защитных действиях айкидок. Определены цели и задачи для решения проблемы. Выбраны средства, с помощью которых можно повысить эффективность защитных действий в айкидо. Средством атаки представлен прямолинейный удар ногой Мае-гери. Средством защиты - бросок Ирими-нагэ. Поставленные задачи были решены с помощью определённых конкретных методов, их рациональным сочетанием с общепедагогическими методами.

а) Педагогический метод. Применялись метод использования слова и метод обеспечения наглядности. Метод использования слова содержит в себе рассказ, объяснение, беседу, лекцию, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, указания, команды. В метод обеспечения наглядности входили: метод непосредственной наглядности; метод опосредованной наглядности; методы направленного прочувствования двигательного действия; метод «срочной информации».

б) Специфический метод. Группа специфических методов включала в себя методы строго регламентированного упражнения и игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими возможностями. Они позволяют осуществлять двигательную деятельность занимающихся по утвержденной программе; строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, а также управлять её динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; точно дозировать интервалы отдыха между

частями нагрузки; избирательно воспитывать любое физическое качество человека; эффективно осваивать технику физических упражнений. Для выполнения основной задачи, усовершенствования точности двигательных действий защиты в айкидо, были изучены и адаптированы в тренировочный процесс методы воспитания необходимых в айкидо физических качеств. Методы воспитания физических качеств были сведены к следующим пяти типам: равномерный, переменный, повторный, интервальный и круговой методы.

Игровой метод - это такой способ использования двигательных действий, когда организация и сам процесс двигательной деятельности построены по определённому замыслу и плану, то есть на сюжетной основе.

Для достижения поставленной цели необходимо было, прежде всего, повысить уровень развития скоростных и координационных физических качеств. При совершенствовании скоростных способностей особое внимание было уделено развитию сложной двигательной реакции, которая делится на два вида: реакция на движущийся объект; реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия. Основным методом её воспитания является повторный метод - быстрое многократное реагирование на внезапно появляющийся известный сигнал (контратака Ирими-нагэ на атаку Мае-гери).

К координации движений можно отнести целый ряд способностей, из которых были выделены три группы. Первая группа: способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Вторая группа: способности поддерживать статическое и динамическое равновесие. Третья группа: способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Для улучшения координации айкидок мы использовали основные методы воспитания координационных качеств. Во-первых, обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Во-вторых, воспитание качества перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. В-третьих, повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Для развития координационных способностей при разучивании новых достаточно сложных двигательных действий был применен стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях. Также был использован метод вариативного упражнения со строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения, а именно:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия;

- изменение исходных и конечных положений;

- изменений способов выполнения действия;

- «зеркальное» выполнение упражнений;

- выполнение двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат;

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - с закрытыми глазами.

Рациональное сочетание перечисленных выше методов позволило нам эффективно корректировать

тренировочный процесс и значительно улучшить практическое применение защитных действий в айкидо против атакующих действий ногами.

в) Метод экспертных оценок. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения. Необходимо оценивать качество и эффективность проводимого приёма. В таком случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. В основе экспертизы, использованной в нашей работе, лежит ранжирование - определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. Так как используемый метод во многом носит субъективный характер, необходимо применить методы математической статистики для определения достоверности экспертных оценок. Для нашего исследования мы использовали методику определения достоверности различий по Т-критерию Уайта [6]. Сущность методики заключается в следующем. Результаты экспериментальных и контрольных групп ранжируют в общий ряд и находят их ранги. Затем эти ранги суммируют отдельно для каждой группы. Если сравниваемые результаты этих групп совершенно не отличаются один от другого, то эти суммы их рангов должны быть равны между собой, и наоборот. Чем значительнее расхождение между полученными результатами, тем больше разница между суммами их рангов.

Организация исследования.

В исследовании приняло участие15 айкидок - мужчины в возрасте от 30 до 40 лет, имеющие мастерский уровень 1-2 дан. В экспериментальной группе было 8 человек, в контрольной группе - 7. Были привлечены три эксперта, мастерский уровень которых 3 дан.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводились теоретические исследования, был разработан план эксперимента. На втором этапе длительностью шесть месяцев был осуществлен эксперимент, включающий в себя входной экспертный контроль исходного уровня защитной техники айкидок, учебно-тренировочный процесс, в котором экспериментальная группа дополнительно разучивала атакующий удар Мае-гери и защитный прием Ирими-нагэ. На третьем этапе проводился повторный экспертный контроль. Обрабатывались и анализировались полученные данные.

Для повышения валидности экспертного контроля была разработана методика интегрального тестирования. Техники выполнения приемов айкидо участниками экспериментальной и контрольной групп оценивались экспертной комиссией по 10-бальной шкале, где 1 балл - наихудший результат, 10 баллов -наилучший результат. Комплексная оценка в баллах выставлялась за техническое действие с учётом следующих параметров:

- чувство дистанции (маай);

- время реагирования на атаку;

- время выполнения защитного действия;

- состояния психологической мобилизации до и после выполнения технического действия (дзансин);

- эффективность защитного технического действия.

Входной контроль выполнения технических приемов участниками экспериментальной и контрольной групп показал средне-стабильный уровень подготовки айкидок (таблица 1).

Таблица 1

Экспертная оценка техники айкидок экспериментальной и контрольной групп при первичном

тестировании

Группа N чел. Баллы

Экспериментальная 8 7,5 7,7 7,9 8,0 8,1 8,2 7,9 8,0

Контрольная 7 7,6 7,8 8,2 7,7 7,3 8,1 7,8 -

Спортсмены экспериментальной и контрольной групп в течение шести месяцев занимались по определенным для каждой из них учебно-тренировочным планам. Айкидоки экспериментальной группы в течение этого времени дополнительно освоили и развивали навыки выполнения атакующего удара Мае-гери и защитного приема Ирими-нагэ по разработанной авторской методике.

Занимающиеся распределяются на несколько групп. Каждая из групп занимает определённую «станцию» - специально оборудованное место в тренировочном зале. Каждая станция предназначена для совершенствования определённой формы проявления быстроты. Количество станций может быть различным. Например, при четырёх станциях:

- на первой совершенствуют скорость одиночных ударов ногой Мае-гери (улучшается время выполнения одиночного движения);

- на второй - скорость защитных действий с применением броска Ирими-наге от удара Мае-гери (улучшается время двигательной реакции);

- на третьей - скорость передвижений (улучшается время выполнения одиночного движения - уход с линии атаки с применением блокировки);

- на четвёртой - быстроту серийных ударов Мае-гери (улучшается частота одиночных движений в единицу времени), выполняемых с максимально возможной частотой.

Время выполнения упражнений на станциях должно составлять 2-3 минуты, в зависимости от уровня подготовленности занимающихся.

По команде инструктора занимающиеся начинают одновременно выполнять упражнения. После отдыха, необходимого для восстановления работоспособности, группа переходит на следующую станцию. Пройдя полный круг, занимающиеся выполняют упражнения на расслабление и растягивание тех мышечных групп, которые наиболее интенсивно подвергались нагрузке.

При использовании метода круговой тренировки, как одиночные, так и серийные удары целесообразно выполнять на специальных снарядах (мешках, грушах), а отработку передвижений и защитных действий в паре с партнёром. При отработке серий ударов с максимальной частотой каждые 10-15 секунд необходимо делать 20-30 секундный перерыв.

Таким образом, при 2-х минутной работе на станции, занимающийся может выполнять 3-4 серии, а при 3-х минутной работе - 5-6 серий.

По окончании шести месяцев тренировочных занятий был проведен повторный экспертный контроль выполнения технических приемов айкидо спортсменами обеих групп, который показал рост оценок техники экспериментальной группы по отношению к контрольной (таблица 2).

Таблица 2

Экспертная оценка техники айкидок экспериментальной и контрольной групп по окончании

эксперимента

Группа N Баллы

Экспериментальная 8 8,5 8,6 8,4 9,0 9,2 9,4 9,1 8,8

Контрольная 7 7,8 8,0 8,2 7,9 8,5 8,5 8,1 -

Выводы. Собранный, изученный и систематизированный материал позволил сформировать теоретическую основу работы, доказывающую, что разработанный способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами на примере применения защитного приема Ирими-нагэ от атакующего удара Мае-гери, способствует повышению эффективности тренировочного процесса. В основе способа лежит совокупность специально подобранных педагогических методов. Был

проведён эксперимент с применением методов математической статистики, который подтвердил эффективность разработанного способа.

В рамках данной работы были изучены тактико-технические особенности удара ногой Мае-гери, теория атаки и защиты в айкидо. Всё это в совокупности позволяет моделировать безопасный и эффективный тренировочный процесс.

Таким образом, изучение этой темы имеет практическую значимость, оно помогает выстроить гармоничное представление о том, как повысить эффективность применения базовой техники айкидо против атакующих действий ногами.

Литература:

1. Уэсиба Киссёмару. Лучшее айкидо. Основы / Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба; пер. В.А. Устинова. - М.; АСТ: Астрель, 2009. - 191, [1] с. Ил.

2. Сиода Г. Полный курс айкидо: Уроки мастера / Годзо Сиода; при участии Ясухисы Сиоды. - пер. с англ. Ю. Гольдберга. - М.: «Издательство ФАИР», 2010 - 224 с.; ил.

3. Вестбрук, Адель. Айкидо и динамическая сфера. Иллюстрированное пособие / А. Вестбрук, О. Ратти; пер. с англ. А.Н. Степановой - М.: Астрель: АСТ. 2008. - 383, [1] с.

4. Бранд Рольф. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития / Рольф Бранд. Пер. с нем. - М.: «Издательство ФАИР», 2009 - 320 с.: ил.

5. Микрюков В.Ю. Каратэ-до / В.Ю. Микрюков. М.: АСТ: АСтрель, 2009 - 428, [4] с.: ил.

6. Железняк Ю.Д., Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К Петров. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование профессионально-педагогической компетентности студентов вуза в условиях инновационной деятельности. Авторами изучены теоретические и экспериментальные исследования, касающиеся инновационной деятельности в профессионально-педагогическом образовании. Определение инновационных процессов с точки зрения различных подходов и моделей, классифицируются в исследованиях различных авторов (И.В. Батищева, Е.Н. Васильева, И.В. Глазова, В.С. Иванов, Т.М. Иванова и др.). Изученные в процессе исследования определения понятия «инновация» позволяют говорить о том, что инновация является результатом инновационной деятельности в форме методов и средств организации учебного процесса, новых подходов к организации педагогического процесса и наполнения содержания образования. Выявлено, что инновационные процесс подразделяется на основные этапы (создание, распространение, внедрение, реализация выбор, освоение, использование различных новшеств), которые в совокупности образуют определенную целостность и представляют собой жизненный цикл нововведения. Анализ литературы по внедрению инновационных процессов в систему высшего образования выявил, что основная трудность в развитии инновационных технологий в вузе заложена в психологической неготовности к инновационным аспектам инновационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование; профессиональное обучение; профессионально-педагогическое образование; компетентность; профессионально-педагогическая компетентность; инновация; инновационная деятельность; педагог профессионального обучения.

Annotation. This article discusses the formation of professional and pedagogical competence of university students in the context of innovation. The authors studied theoretical and experimental research on innovative activities in vocational and pedagogical education. The definition of innovation processes from the point of view of various approaches and models is classified in the studies of various authors (I.V. Batischeva, E.N. Vasilyeva, I.V. Glazova, V.S. Ivanov, T.M. Ivanova, etc.) . Studied in the research process, the definitions of the concept "innovation" suggest that innovation is the result of innovation in the form of methods and means of organizing the educational process, new approaches to organizing the pedagogical process and filling the content of education. It is revealed that the innovation process is divided into the main stages (creation, distribution, introduction, implementation, selection, development, use of various innovations), which together form a certain integrity and constitute the life cycle of innovation. Analysis of the literature on the introduction of innovative processes in the higher education system revealed that the main difficulty in the development of innovative technologies in the university lies in the psychological unpreparedness for innovative aspects of innovative activity.

Keywords: professional education; professional education; professional and pedagogical education; competence; professional and pedagogical competence; innovation; innovation activity; professional education teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.