Научная статья на тему 'Развитие скоростно-силовых качеств у спортсменов 14-16 лет, занимающихся айкидо'

Развитие скоростно-силовых качеств у спортсменов 14-16 лет, занимающихся айкидо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1667
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЙКИДО / БОРЦЫ АЙКИДО НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / AIKIDO / AIKIDO FIGHTERS OF THE INITIAL STAGE OF TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / TRAINING PROCESS / SPEED-STRENGTH QUALITIES / SPECIAL TECHNICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головачев И. В., Рыбникова О. Л., Федорова Т. А.

В статье представлены результаты исследования развития скоростно-силовых качеств у подростков 14-16 лет, занимающихся айкидо. В настоящее время чтобы быть перспективным айкидокой, недостаточно обладать познаниями в области технического исполнения приёмов. Необходимо владеть комплексом приёмов скоростно-силовых навыков и иметь физические качества позволяющие нейтрализовать соперника в схватке. Проведенное исследование показало зависимость эффективности прикладной физической подготовленности спортсменов от уровня развития их скоростно-силовых способностей. Установлена сильная статистическая взаимосвязь между уровнем специальной технической подготовленности подростков, занимающихся айкидо, и степенью развития их скоростных и силовых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH QUALITIES OF 14-16 YEARS-OLD AIKIDO SPORTSMEN

The article presents the results of a study of the development of speed-strength qualities of adolescents aged 14-16 who study aikido. At present, to be a promising aikidoka, it is not enough to have knowledge in the field of technical execution of techniques. It is necessary to own a set of speed-strength skills and have physical qualities that allow to neutralize the opponent in the fight. The conducted research has shown the dependence of the effectiveness of the applied physical fitness of athletes on the level of development of their speed-strength abilities. A strong statistical relationship is established between the level of special technical preparedness of adolescents engaged in aikido, and the degree of development of their speed and strength abilities.

Текст научной работы на тему «Развитие скоростно-силовых качеств у спортсменов 14-16 лет, занимающихся айкидо»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-76-86

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ 14-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЙКИДО

Головачев И.В., Рыбникова O.JI., Федорова Т.А.

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация

В статье представлены результаты исследования развития ско-ростно-сжовых качеств у подростков 14-16 лет, занимающихся айкидо. В настоящее время чтобы быть перспективным айкидокой, недостаточно обладать познаниями в области технического исполнения приёмов. Необходимо владеть комплексом приёмов скоростно-силовых навыков и иметь физические качества позволяющие нейтрализовать соперника в схватке. Проведенное исследование показало зависимость эффективности прикладной физической подготовленности спортсменов от уровня развития их скоростно-силовых способностей. Установлена сильная статистическая взаимосвязь между уровнем специальной технической подготовленности подростков, занимающихся айкидо, и степенью развития их скоростных и силовых способностей.

Ключевые слова: айкидо; борцы айкидо начального этапа обучения; физические качества; тренировочный процесс; скоростно-силовые качества; специальная техническая подготовка; физическая подготовка.

THE DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH QUALITIES OF 14-16 YEARS-OLD AIKIDO SPORTSMEN

Golovachev I. V., Rybnikova O.L., Fedorova T.A.

Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation

The article presents the results ofa study ofthe development of speed-strength qualities of adolescents aged 14—16 who study aikido. At pres— 76 —

ent, to be a promising aikidoka, it is not enough to have knowledge in the field of technical execution of techniques. It is necessary to own a set of speed-strength skills and have physical qualities that allow to neutralize the opponent in the fight. The conducted research has shown the dependence of the effectiveness of the applied physical fitness of athletes on the level of development of their speed-strength abilities. A strong statistical relationship is established between the level of special technical preparedness of adolescents engaged in aikido, and the degree of development of their speed and strength abilities.

Keywords: aikido; aikido fighters of the initial stage of training; physical qualities; training process; speed-strength qualities; special technical training; physical training.

В наши дни с быстрым развитием прогресса и внедрением новых технологий во многих сферах деятельности, физический труд человека заменили машины, но некоторые виды деятельности предъявляют повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека и некоторым другим физическим качествам [5, с. 10]. Это, прежде всего, относится к спортсменам, занимающимся восточными единоборствами, в том числе и айкидо [4, 6,9]. По существу айкидо - это ряд современных дисциплин довольно широкого плана, включающих физическое воспитание, духовное самосовершенствование, самооборону, активный отдых и спорт [2, с. 9].

Актуальность проведения специальной поисковой работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов совершенствования уровня скоростно-силовой тренированности спортсменов обусловлена тем, что развитие спорта высших достижений, особенно в единоборных видах, характерно постоянным повышением требований к зрелищности. Это требование породило существенные изменения правил проведения соревнований и поединков за счёт резкой интенсификации проведения боёв, увеличения плотности проведения технических действий при уменьшении общего времени поединков. Что в свою очередь потребовало пересмотра ряда требований, характеризующих степень скоростно-силовой

подготовленности спортсменов [1,3, 12]. В настоящее время чтобы быть перспективным айкидокой, недостаточно обладать познаниями в области технического исполнения приёмов. Необходимо владеть комплексом приёмов скоростно-силовых навыков и иметь физические качества позволяющие нейтрализовать соперника в схватке [7, 8, 10].

Средствами развития силы являются упражнения с отягощениями и упражнения взрывного характера. Наиболее распространенными методами развития силы являются метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический (статический) метод и метод электрической стимуляции мышц. В айкидо имеет определённое значение зависимость сила - скорость или скоростно-силовые качества. Быстрота - способность спортсмена выполнять большое количество движений с максимальной скоростью, характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции. Поскольку быстрота движений и реакции необходима в процессе тренировок по айкидо, то и упражнения для её развития одинаковы: - бег на коротких отрезках с максимальной скоростью; - семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра и т.п.; - упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков и т.п.; -упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр. Совершенствование техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения [1,2, 11].

В целях развития и повышения скоростно-силовых качеств юных айкидок, занимающихся в ДЮСШОР, нами был разработан и апробирован в ходе педагогического эксперимента комплекс специальных упражнений, направленных на развитие быстроты и силы. Для того чтобы изучить особенности скоростно-силовых качеств спортсменов было проведено специальное исследование, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Оценочная шкала уровня развития физических качеств испытуемых

№ п/п Содержание теста Характеризуемое физическое качество Оценка Среднее арифметическое Количество наблюдений

5 4 3 2

1 Бег 100 м. (сек.) быстрота 12,6 13,2 14,4 более 14,4 14,1 12

2 Челночный бег 10x10 м. (сек.) быстрота-ловкость 24 24,8 26,4 более 26,4 25,9 12

3 Подъем переворотом (раз) сила 12 9 5 менее 5 6,25 12

Исследованию подлежали молодые и начинающие айкидоки (12 чел.) в возрасте от 14 до 16 лет, занимающиеся айкидо от 1 до 3-х лет. На основании экспертного опроса, все подростки были распределены на две группы:

1. КГ - контрольную (по стандартной программе) - 6 чел.;

2. ЭГ - экспериментальную (по экспериментальной программе) - 6 чел.;

Изучение уровня развития физических качеств испытуемых производилось в трёх контрольных упражнениях. Сравнение среднестатистических показателей физической подготовленности не позволили обнаружить существенных различий между двумя группами испытуемых (Таблица 2).

Таблица 2.

Уровень двигательной подготовленности спортсменов в начале эксперимента

№ Показатели КГ(п=6) ЭГ(п=6) Р

m m

1 Бег 100 м, сек 14,10,04 13,80,1 >0,05

2 Челночный бег 10x10 м, сек 25,90,20 25,60,15 >0,05

3 Подъём переворотом 6,250,5 6,050,2 >0,05

4 8 бросков «Ирими-Наге омотэ», сек 37,50,5 38,20,4 >0,05

Полученные данные позволяют констатировать, что обе группы исследуемых однородны по уровню физического развития и двигательной подготовленности.

По завершении экспериментального периода проведения тренировочных занятий, приступили к отработке скоростно-силовых качеств непосредственно на технико-тактической части приёмов айкидо.

У подростков, занимающихся айкидо в экспериментальной группе, статистически достоверно улучшились результаты в тестах, характеризующих развитие физических качеств и двигательных навыков (Р<0,05).

По окончании педагогического эксперимента нами была проведена математическая обработка по сравнению полученных результатов в контрольных упражнениях: бег на 100 м, челночный бег 10x10 м, подъём переворотом из виса на перекладине.

Таблица 4.

Уровень двигательной подготовленности спортсменов в конце эксперимента

№ Показатели КГ(п=6) ЭГ(п=6) Р

т т

1 Бег 100 м, сек 13,530,30 12,360,17 >0,05

2 Челночный бег 10x10 м, сек 25,410,43 24,300,21 >0,05

3 Подъём переворотом 8,51,23 10,331,41 <0,05

4 8 бросков « Ирими-Наге омотэ», сек 34,60,5 31,80,2 >0,05

Результаты промежуточных исследований привели к выводу о том, что уровень скоростно-силовой подготовленности подростков, прошедших испытания дополнительными тренировками, позволяет им выполнять технические приёмы эффективнее (Таблица 5).

Сначала испытуемым был предложен тест на измерение времени простой двигательной реакции. Определение времени простой двигательной реакции (Т, с) проводилось по тесту захвата падающей линейки (Н, см).

Было установлено, что двигательная реакция развита у испытуемых в следующих пропорциях, по группам испытуемых:

Таблица 5.

Динамика уровня двигательной подготовленности спортсменов в начале и конце эксперимента

Показатели Этапы эксперимента контрольная (n=6) эксперимент (n=6) Р

m

Бег 100 м, сек начало 14,10,04 13,80,1 >0,05

конец 13,530,30 12,360,17 >0,05

Р >0,05 >0,05

Челночный бег 10x10 м, сек начало 25,90,20 25,60,15 >0,05

конец 25,410,43 24,300,21 >0,05

Р >0,05 >0,05

Подъём переворотом начало 6,250,5 6,050,2 >0,05

конец 8,51,23 10,331,41 <0,05

Р >0,05 <0,05

8 бросков «Ирими-Наге омотэ», сек начало 37,50,5 38,20,4 >0,05

конец 34,60,5 31,80,2 >0,05

Р >0,05 >0,05

Сумма баллов по комплексу тестов начало 9,8 1,0 10,2 0,9 >0,05

конец 10,7 0,6 14,1 0,7 >0,05

Р >0,05 >0,05

Уровень физической подготовленности начало н. среднего н. среднего

конец средний в. среднего

Экспериментальная группа показала результат от 0,075-0,079 Т.е.;

Контрольная группа показали результат от 0,081-0,085 Т.е.

Очевидно, что двигательная реакция у спортсменов развита.

Для отработки скоростно-силовых качеств был проведён «Челночный бег 10x10 м».

Таким образом, результаты исследования характеризуются примерно равным проявлением в скоростно-силовых движениях силового и скоростного компонентов мощности. Выявляется небольшая динамика развития тестируемых качеств, что говорит о том, что спортивные тренировки по развитию силы и быстроты, оказали благоприятное влияние на развитие у всех подростков в одинаковой степени скоростно-силовых качеств.

После предложенных упражнений мы приступили к выполнению хорошо освоенных приёмов дзюдо (8 бросков «Ирими-Наге омотэ» от атаки Кататэ-дори) с предельной быстротой по тактильному или звуковому сигналу (например, прикосновению или свистку).

Нами было организовано проведение серии схваток: каждый участник исследований вступал в схватку «рандори» дважды: с несопротивляющимся (менее слабым) партнером и с равным себе партнером, и, наконец, с партнером, который сильнее. Было установлено время проведения схватки - 20 сек.

Этот блок исследований был направлен на формирование представлений и умений в демонстрации отдельных скоростно-силовых качеств на несопротивляющемся партнере.

По итогам данного исследования, мы выявили:

Экспериментальная группа (6 чел)

5 (отлично) 4 чел. 20 сек.

4 (хорошо) 2 чел. 22-23 сек.

3(удовлетворительно) нет

2(неудовлетворительно) нет

Контрольная группа (6 чел)

5 (отлично) нет.

4 (хорошо) 2 чел. 22-23 сек.

3(удовлетворительно) 3 чел 24-25 сек

2(неудовлетворительно) 1 чел 26-27 сек

Таким образом, с данным испытанием лучше справились участники экспериментальной группы исследований, получив оценки «отлично» и «хорошо».

Следующий этап заключительной части эксперимента направлен на тренировку скоростно-силовых качеств за счет серийного выполнения приёмов и освоения комбинаций приёмов при дозированном сопротивлении партнера.

Время схватки: 30 сек.

Схватка производится с партнером равным по силе, то есть сопротивление партнера по силе и скорости аналогично собственному сопротивлению.

В результате этого испытания, выявлено:

Экспериментальная группа (6 чел)

5 (отлично) 3 чел. 30 сек.

4 (хорошо) 2 чел. 33 сек.

3(удовлетворительно) 1 чел. 35 сек.

2(неудовлетворительно) нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольная группа (6 чел)

5 (отлично) нет

4 (хорошо) 2 чел. 33 сек.

3(удовлетворительно) 3 чел. 35 сек.

2(неудовлетворительно) 1 чел. 37 сек.

И третий этап данного исследования - это схватка с партнером более сильным. Исследуемые показали следующие результаты:

Экспериментальная группа (6 чел)

5 (отлично) 2 чел. 30-33 сек.

4 (хорошо) 3 чел. 34-36 сек.

3(удовлетворительно) 1 чел. 37-40 сек.

2(неудовлетворительно) нет

Контрольная группа (6 чел)

5 (отлично) нет. 30-33 сек.

4 (хорошо) 2 чел 34-36 сек.

3(удовлетворительно) 3 чел. 37-40 сек.

2(неудовлетворительно) 1 чел. более 40 сек.

Таким образом, очевидным становится тот факт, что тренировки, направленные на развитие силовых и скоростных качеств спортсменов, несомненно, привели испытуемых к эффективности ведения схваток.

Подобный подход к оценке результатов предыдущей тренировочной работы показал, что относительная величина прироста уровня специальных возможностей спортсменов оказывает достоверное положительное влияние на показатель, характеризующий величину превосходства над соперником в эффективности соревновательной техники.

Результаты сравнительного анализа особенностей динамики показателя скоростно-силового развития испытуемых свидетельствуют о том, что выбранная стратегия подготовки к соревновательным упражнениям оказалась значительно эффективнее для спортсменов экспериментальной группы.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

• Специальная скоростно-силовая подготовка является одним из ведущих компонентов специальной физической подготовки в айкидо.

• Для развития скоростно-силовых качеств спортсменов нами были подготовлены комплексы специальных упражнений, с помощью которых развивали скоростно-силовую подготовленность спортсменов экспериментальной группы. Испытуемым были предложены специальные упражнения, развивающие силу и быстроту. Для этой цели в основном использовались: метод максимальных усилий; динамических усилий; «до отказа»; повторных усилий; изометрический метод.

• В ходе исследования было установлено, что скоростная сила у испытуемых более проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применялись упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы выше перечисленных тренировочных средств.

• Использование разработанного комплекса упражнений на тренировочных занятиях позволило значительно повысить ско-ростно-силовые качества у спортсменов в экспериментальной группе, а именно - улучшились все изучаемые показатели ско-ростно-силовой подготовленности, причем в беге на 100 м и в челночном беге 10x10 м, достоверно (р<0,05), а в показателях подъёма переворотом из виса на перекладине несущественно. Статистически значимое улучшение внутригрупповых результатов в этих видах испытаний свидетельствует об эффективности средств и методов экспериментальной методики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей испытуемых;

• Испытуемые экспериментальной группы достоверно опережают своих сверстников из контрольной группы в беге на 100 м и челночном беге 10x10 м., т.е. в видах испытаний, требующих проявления скоростных и скоростно-силовых способностей, которые являются одними из основных составляющих тактической подготовленности в айкидо (р<0,05);

• При выполнении хорошо освоенных приёмов айкидо (8 бросков «Ирими-Наге омотэ» от атаки Кататэ-дори) с предельной быстротой по окончании эксперимента спортсмены экспериментальной группы исследований, получили оценки «отлично» и «хорошо», т. е. тренировки, направленные на развитие силовых и скоростных качеств спортсменов, несомненно, привели испытуемых к эффективности ведения схваток.

Таким образом, проведенное на базе ДЮСШОР исследование показало зависимость эффективности прикладной физической подготовленности спортсменов от уровня развития их скоростно-силовых способностей. Установлена сильная статистическая взаимосвязь между уровнем специальной технической подготовленности подростков, занимающихся айкидо, и степенью развития их скоростных и силовых способностей. Иными словами, спортсмены, имеющие высокие показатели в тестах на скоростные и силовые возможности, в дальнейшем показывают лучшие результаты в схватках.

Список литературы

1. Ахматгатин A.A. Значение скоростных и скоростно-силовых способностей для спортсменов ударных единоборств // Вестник ВСИ МВД России. № 2, 2008.

2. Бурбыгина В.В. Формирование психофизических качеств студентов средствами айкидо // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 8-10.

3. Бурбыгина В.В. Методические основы развития физических и психических качеств в процессе занятий айкидо // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №128. С. 156-161.

4. Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера: иллюстрированное пособие // Пер. с англ. А.Н. Степановой. М.: Астрель: ACT, 2005. 383, [1] с. (Боевые искусства).

5. Дзюдо. Система и борьба: учебник для ДЮСШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика и др.; Ростов н/Д: Феникс, 2006. 800 е.: илл. (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте).

6. Миронов А.Г. Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева. 2011. № 3 (71). Ч. 1. С. 126-133.

7. Миронов А.Г. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 112-115.

8. Палецкий Д.Ф., Михеев П.П. Основы развития физических качеств в спортивной борьбе: учебно-методическое пособие // Брянск: Смоленский филиал юридического института МВД РФ, 2007.

9. Селуянов В.Н. и др. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретические и практические рекомендации // Издательство «Дивизион», 2011. 160 с.

Ю.Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №3 (42). С. 20-21.

11. Троян А.Г. Функциональные показатели подростков 15-16 лет МУДО ДЮСШ «АЙКИДО-РЕАЛ» г. Пыть-ях, занимающихся айкидо, на начальном этапе годичного цикла тренировочного процесса // В сборнике: Материалы ежегодной научной конференции университета под общ. ред. проф. В.А. Кирюшина. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. 2012. С. 213-216.

12. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта//Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.