Научная статья на тему 'Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания'

Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
773
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЙКИДО / ИСТОРИЯ / СРЕДСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКА И ТАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миронов Алексей Геннадьевич

В работе проводится теоретический анализ литературных данных, раскрывающих особенности айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания»

УДК 378.096

ХАРАКТЕРИСТИКА АЙКИДО КАК ВИДА ЯПОНСКОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

THE CHARACTERISTICS OF AIKIDO AS A KIND OF JAPANESE BATTLE ART AND MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

А. Г. Миронов

A. G. Mironov

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В работе проводится теоретический анализ литературных данных, раскрывающих особенности айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания.

Abstract. The theoretical analysis of literary data revealing characteristics of aikido as a kind of Japanese battle art and means of physical education is carried out in the article.

Ключевые слова: айкидо, история, средство, профессионально-прикладная физическая подготовка, техника и тактика, педагогический потенциал.

Keywords: aikido, history, resource, professional-applied physical preparation, engineering and tactics, pedagogical potential.

Актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с концептуальными положениями синергетического подхода решение задач развития специфических физических и психических свойств, необходимых работникам правоохранительных органов для успешного выполнения профессиональных задач, может быть осуществлено и осуществляется на практике через применение различных средств физической культуры.

Одним из эффективных, на наш взгляд, средств является айкидо. Овладение умениями и навыками применения боевых приемов данного вида восточных единоборств обес -печивает, с одной стороны, преимущество сотрудников правоохранительных органов в силовом противоборстве с противником, с другой - существенно сокращает риск утраты здоровья и возможной гибели. Необходимым условием эффективного применения айкидо в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов является знание сущности и содержания айкидо.

В связи с этим цель нашего исследования заключалась в теоретическом анализе и обобщении анализа литературных данных, раскрывающих особенности айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания.

Материал и методика исследований. Для достижения поставленной цели нами применялся метод теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследований и их обсуждение.

История айкидо. Многие исследователи считают Древний Китай родиной боевых искусств. В современном Китае, по данным А. Е. Тараса [14], культивируется более 36 стилей боевых искусств. Айкидо же родилось в Японии и было создано в 1942 г. мастером Уэсибой Морихэем (1883-1969 гг.), потомком старинного самурайского рода. Иероглифическое написание слова «айкидо» состоит из трех иероглифов: (Ай) означает любовь, гармонию; (Ки) - внутреннюю, духовную энергию; (До) - путь. «Айки» означает воздействие сильного духом человека на слабого духом для полного обездвиживания по -следнего [4].

Долгое время айкидо было покрыто завесой тайны и доступно только узкому кругу посвященных. Социально-политическая обстановка в годы после рождения айкидо оказала значительное влияние на развитие этого боевого искусства. Морихэй Уэсиба распространял айкидо в основном среди очень ограниченного круга интеллектуалов и высокопоставленных лиц и никогда не предлагал сделать его достоянием масс. Послевоенные изменения привели к перестройке управления и политики айкидо. В 1948 г. правительство в лице Министерства просвещения Японии формально признало новую организацию - Общество Айкикай - как единственную официальную, государственную организацию, занимающуюся развитием искусства айкидо. Примерно к 1955 г. организационная перестройка управления и политики айкидо в Японии завершилась. Об айкидо узнала вся страна. С начала шестидесятых годов стали создаваться университетские организации айкидо. В 1976 г. была создана Всеяпонская Ассоциация Айкидо. В 1984 г. около 200 японских университетов имело клубы айкидо, учителей в которые присылало непосредственно Общество Айкикай [1].

В России айкидо появилось в конце 1982 - начале 1983-х годов, когда группа энтузиастов из МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством г-на Оно Хироси (стажера русского языка филологического факультета) в течение 8 месяцев знакомилась с айкидо. После его отъезда на родину занятия не прекратились, и в 1983 г. при спортклубе МГУ была официально открыта экспериментальная секция айкидо. К 1985 г. в ней занимались около 60 человек. Весной 1989 г. Оно-сан снова приехал в Москву. На этот раз его визит был непродолжительный, но он смог уделить время секции айкидо и провел несколько тренировок. В ноябре этого же года Всемирный Центр Айкидо признал клуб айкидо МГУ в качестве своего филиала. После этого начались регулярные визиты японских специалистов в Москву и российских инструкторов в Японию. Первый официальный визит делегации Хомбу состоялся в 1991 г., а уже осенью 1992 г. Москву посетил внук основателя айкидо Уэсиба Моритэру (тогда еще в качестве директора Хомбу). После этого семинары стали ежегодными. Они проходили под руководством инструктора Хомбу - Курибаяси Т. (6 Дан, Сихана). Кроме Москвы, подобные семинары были проведены в других городах России (Иркутск, Йошкар-Ола, Сочи, Краснодар, Пермь), а также в Киргизии и Армении. Московский филиал принял активное участие в организации официальных визитов делегации ведущих инструкторов Хомбу в Европу в 1993 и 1995 гг., которые проводились под эгидой Японского Фонда. В рамках дней японской культуры, проводимых Посольством Японии в России, были организованы показательные выступления по айкидо. К этому

времени Московский филиал начал разрастаться. В 2001 г. руководством Хомбу Додзе было принято решение о реорганизации Московского филиала. К нему присоединили клубы «Койнобори» (руководитель М. Л. Карпова) и клуб МГТУ (ныне «Дзикисинкай», руководитель О. К. Найдов-Железов). В рамках московского филиала стали существовать три независимых отделения, каждое из которых имело свое название. Бывшему московскому филиалу Досю (Уэсиба Моритэру) дал новое название «Оосинкан». Теперь отделение стало называться «Отделение “Оосинкан” Московского филиала Всемирного Центра Айкидо». Иероглиф «Оо» означает второе чтение одного из иероглифов в имени Моритэру, иероглиф «син» - сердце, иероглиф «кан» - дом (хранилище). Выпускники старейшей секции МГУ, окончив университет, уехали в свои родные города, где открыли секции айкидо. Отделение «Оосинкан» имеет свои филиалы в 25 городах России и два зарубежных филиала в Армении и Киргизии [7].

Техника и тактика айкидо. Все боевые искусства требуют не только отличной физической подготовки, но и умения мобилизовать свою психику в необходимый момент. Решающими факторами при выработке силы духа являются концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Во многих боевых искусствах используется медитация, которая нацелена на выполнение предельно точных движений и на воспитание способности бойца мгновенно реагировать на любое движение соперника. После воспитания самообладания, трезвости мысли и хладнокровия следовала физическая подготовка бойца, повышение которой достигалось ежедневными многочасовыми тренировками по совершенствованию техники, развитию выносливости, силы, координации, выработке инстинктивной реакции.

Боевое искусство айкидо объединило в уникальную систему физического и духовного совершенствования все практические приемы самозащиты, искусства фехтования на мечах и копьях, Дзю-дзюцу (переводится как мягкая, податливая техника, возникшая в XVI веке), Айки-дзюцу и другие более древние виды боевых искусств [4].

В основу тактики айкидо положено умение уступить натиску соперника до момента попадания его в «ловушку». Затем его же действия использовались против него самого по принципу «поддаться, чтобы победить». Данная тактика применялась в Дзю-дзюцу [5].

От других боевых искусств, рожденных в Японии и ставших интернациональными, айкидо отличается ярко выраженным оборонительным характером, глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией «Ки», отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого воз -раста, пола и физических возможностей. Айкидо - это искусство согласования, способ укрепления тела и духа, соединение в единое целое физической энергии, путь обрете -ния гармонии [9]. В айкидо заложены следующие принципы: не противодействуй, одолевай врага его же силой, убереги себя от ударов и удержи соперника от их нанесения. Защита основана на умении рационального соединения и использования энергии как нападающего, так и защищающегося. В поединке главное - уклониться от ударов и захватов с помощью круговых бросковых движений и удержаний [2]. Использование ме -тодик дзен-буддизма, направленных на концентрацию внимания и самодисциплины, отработку навыков дыхания, в айкидо формирует связь между мыслью и движением. В нужный момент эта связь срабатывает на подсознательном уровне, и необходимые приемы выполняются бессознательно.

Особенностью айкидо является использование круговых движений для выведения противника из равновесия. Движение в айкидо по кругу позволяет не только избежать жесткого столкновения, но и полностью сопровождать движение атакующего. Одно действие вытекает из другого. Все приемы и движения в айкидо элегантные и красивые. С самых азов этому уделяется большое внимание. Эти принципы верны также и на психологическом уровне. Настоящий мастер видит сознание противника и предупреждает все его действия.

Техника айкидо является наукой об обезвреживании, она использует все естественные возможности человеческого организма, силу нападения и принцип ненанесе-ния физического ущерба. Как и в других видах боевых искусств, каждый технический прием айкидо состоит из небольших составных частей. К ним относятся различные стойки, положения тела, позиции, дистанции боя, положения рук, перемещения центра тяжести тела, перемещения в пространстве и применения так называемой дыхательной системы. Они составляют суть технических приемов и определяют их действенность

[3], [6].

Основу техники - базовые приемы - можно назвать грамматикой, а отдельные движения - составляющими ее буквами. Без знания должного количества букв этой грамматики невозможно познать высшие законы изучаемого предмета.

Изучение техники айкидо начинается с освоения базовых стоек: правосторонней и левосторонней. Ступни расположены на линии атаки под углом примерно 45 градусов друг к другу. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена, пле -чи отведены назад. Руки находятся на бедрах. Ладони раскрыты. Оптимальное расстояние для работы в паре наблюдается тогда, когда партнеры слегка касаются друг друга кончиками пальцев. Перемещения в айкидо являются комбинацией вращательных и прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными или тяжелыми. Айки-дока должен быть в любой момент готов к смене направления. Голова двигается в одной горизонтальной плоскости. Каждое промежуточное положение должно быть очень устойчивым. При любом перемещении центр тяжести начинает двигаться. Корпус всегда остается в вертикальном положении. В основной части занятий по айкидо практикуется многократное повторение приемов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнером. Как правило, один из партнеров атакует, а другой защищается. Партнеры поочередно меняются. Важно, чтобы оба партнера выполняли свои действия искренне и без страха падения. Для этого необходимы высокий уровень технико-тактических умений и навыков, своевременные перемещения, правильная оценка ситуации, быстрота и точность действий.

В немногих боевых искусствах разнообразные формы физической агрессии (атаки) анализируются столь тщательно, как в айкидо.

Под термином «атака» подразумевается неоправданная и неспровоцированная по -пытка нанести тяжелый вред другому человеку, ранить его или лишить его свободы. Атака происходит в результате соединения разных элементов. Множество факторов, скрытых и очевидных, соединяются вместе, чтобы в результате слиться в одну явную форму, называемую агрессией. Эти факторы можно разделить на две категории:

• внутренние факторы (сознательные, психологические);

• внешние факторы (физические, функциональные) [1], [2], [13].

Психологические факторы любой атаки формируют основу и предпосылки для преднамеренной агрессии. Это включает в себя желание нанести вред - частичное или полное принятие на себя ответственности за причинение вреда или боли. Подобное намерение можно определить по уже угрожающему поведению или же его можно обнару -жить лишь в момент начала атаки.

Физические факторы атаки можно представить как части тела человека, которые он может использовать в качестве естественного оружия при невооруженной атаке.

Функциональные факторы включают в себя две стадии:

• динамическую - движение сближения, т. е. уменьшение дистанции между собой и предполагаемой жертвой;

• техническую - конкретная форма, которую принимает атака в виде удара, толчка и т. д.

Так же тщательно, как теория атаки, в айкидо анализируется теория защиты. Продолжительность любого защитного действия складывается из суммы времени, затрачиваемого на оценку ситуации, выбора конкретного приема и непосредственного его выполнения. Сначала принимается мысленное решение технико-тактической задачи, а затем оно реализуется практически. Недостаточно качественная техника движений ставит под сомнение успех в решении этой задачи. Любой процесс защиты содержит три стадии:

1. Восприятие. На этой стадии очевидными сигналами служат внешний вид человека, готовящегося к нападению, звук приближающихся шагов или ощущение физического контакта. На подсознательном уровне это может выражаться в том, что человек что-то ощущает, т. е. на первый взгляд все нормально, но что-то не так.

2. Оценка-решение. Оно представляет собой анализ разнообразных элементов атаки: силы, динамической инерции, скорости и направления. В зависимости от результатов оценки принимается решение, какую именно технику наиболее целесообразно применить в данном случае.

3. Реакция. Решение воплощается в жизнь посредством движения - действия, состоящего в проведении конкретного приема [3].

Эффективность защитной реакции в огромной степени зависит от того, какой промежуток времени проходит между осознанием начала атаки и первым защитным действием. Стратегическая цель занятий айкидо - тренированность практически одновременных восприятия, оценки-решения, реакции.

Согласно существующим в мире понятиям подлинно мобильный человек всегда должен быть готов не только свободно изменять свое местоположение в физическом смысле слова, но и мобилизовать весь свой духовный потенциал. Существующая в природе между людьми физическая дистанция, как правило, не допускает возможности не -посредственного нападения. Поэтому нападающий, решивший действовать, должен подготовиться к атаке и занять соответствующую этой цели позицию. Обороняющийся в большинстве случаев имеет в этот момент (перед столкновением) большую свободу действий. Он может встретить нападение решительными действиями «ирими» (прямой вход) или умелым уклоняющимся движением «тэнкан» (поворот). Дистанция между партнерами - очень важный момент в боевом искусстве айкидо. В жизни человек выбирает наиболее подходящую дистанцию для каждого отдельного случая автоматически, руководствуясь правилами этикета, приличия, субординации или соображениями лич-

ного комфорта. Положение айкидоки относительно противника влияет на многое. Это и уместность начала оборонительных действий, и регулирование потока выбрасываемой физической и духовной энергии, и уверенное состояние разума.

Условно дистанцию в айкидо можно разделить на три сектора:

• дальняя дистанция, когда контакт на месте невозможен и противник может достать вас лишь прыжком, шагом или подпрыгиванием;

• средняя дистанция, при которой вас могут достать ударом ногой или ударом кулаком по пальцам руки; средняя, рабочая дистанция равна приблизительно 1,8 м для взрослого человека;

• дистанция ближнего боя, когда расстояние достаточно для удара кулаком в лицо или блокирующего действия [2], [8].

Дистанцию условно можно представить в виде трех кругов, в центре которых находится айкидока. Конечно, невозможна хорошая защита по всей окружности. Скорее, она наиболее эффективна в секторе спереди, хотя мастера айкидо высочайшего уровня прекрасно обороняются в любом направлении: и спереди, и сбоку, и сзади, и при одновременном нападении нескольких противников. Правильная дистанция должна быть не слишком длинной или короткой, так как это сразу усложняет контроль над ситуацией [8]. Дистанция в айкидо считается оптимальной, если свободно стоящие партнеры соприкасаются пальцами вытянутых рук. Изначально приемы айкидо создавались на основе приемов боя с мечом [10].

В айкидо дистанция варьируется в зависимости от сочетания стоек партнеров. Таких основных сочетаний два:

• взаимно-прямая стойка, при которой оба партнера принимают либо левую, либо правую диагональную стойку;

• взаимно-обратная стойка, когда один из партнеров стоит в правой стойке, а другой - в левой.

Принимая правильную стойку и дистанцию, необходимо все время держаться лицом к противнику независимо от действий, чтобы добиться преимущества [1]. Без точной оценки постоянно изменяющейся дистанции нельзя надеяться на преимущество и успех в схватке. Поэтому формирование «чувства дистанции» или оценка расстояния до противника является одним из самых сложных вопросов в айкидо.

Педагогический потенциал айкидо. Характерная для современного человека гиподинамия противоречит его биологической природе, нарушая функционирование раз -личных систем организма, ухудшая состояние здоровья, снижая работоспособность и устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям. Одним из средств преодоления гиподинамии являются занятия айкидо, которые наряду с положительным влиянием на развитие физических качеств, повышение работоспособности и улучшение состояния здоровья обеспечивают личную безопасность в жизненных экстремальных ситуациях. Они придают человеку спокойствие и уверенность в себе, умиротворенность в сочетании с желанием действовать, настойчивость и организованность.

Боевые приемы айкидо состоят из нестандартных или ситуационных движений. Динамическая скоростно-силовая работа при выполнении боевых приемов айкидо способствует развитию физических качеств занимающихся.

На первых этапах изучения техники боевых приемов айкидо много времени уде -ляется развитию активной и пассивной гибкости, чему способствуют координационные движения, характеризующиеся повторением одних и тех же двигательных актов или плавно переходящие из одного в другой двигательный акт, дыхательные упражнения и растяжки в парах.

Все движения выполняются медленно и с большой амплитудой. С развитием гибкости увеличивается быстрота выполнения координационных движений. Происходит развитие способности к управлению двигательным аппаратом. Развитие гибкости и быстроты способствует развитию пространственной и временной точности движений, чув -ства времени, концентрации внимания.

Боевые приемы айкидо построены на резких изменениях направления и формы движений, поворотах, падениях, атакующих и защитных действиях. Поэтому их выполнение способствует развитию вестибулярной устойчивости. Эти движения также развивают ловкость, которая, в свою очередь, способствует хорошей ориентации в вероятной среде, предвидению возможной будущей ситуации, быстрой реакции на движущийся объект, умению легко управлять различными мышцами.

Выполнение боевых приемов айкидо характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц, обеспечивающими перемещение тела и его частей с максимально возможным ускорением.

Одновременно с развитием гибкости, быстроты и ловкости боевые приемы айкидо развивают способность к длительному выполнению динамической скоростно-силовой работы без снижения эффективности, повышают уровень развития относительной силы.

Высокий темп выполнения боевых приемов, переменный по мощности режим двигательной активности, взрывной характер проявляемых мышечных усилий, выполнение действий в ситуации альтернативного выбора, вероятностной среде, необходимость сохранения координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата способствуют развитию соответствующих качеств и свойств личности.

Существенная роль при выполнении боевых приемов айкидо принадлежит сенсорным системам, особенно дистальным - зрительным и слуховым. При их выполнении наряду с развитием физических качеств повышаются острота и глубина зрения, формируется идеальный мышечный баланс глаз, увеличиваются размеры поля зрения, что способствует точному и полному восприятию действий нападавших. Интенсивно развивается слуховая сенсорная система, благодаря чему появляется лучшая ориентация в пространстве и во времени.

При выполнении боевых приемов айкидо основная рабочая фаза движений занимает десятые и сотые доли секунды, и, следовательно, все движения заранее и очень точно запрограммированы. При этом сама программа действия и имеющиеся двигательные навыки варьируются в зависимости от изменения условий их выполнения. Все эти условия ситуационной деятельности повышают: 1) возбудимость и лабильность нервных центров; 2) силу и подвижность нервных процессов; 3) помехоустойчивость к значительной нервно-эмоциональной напряженности; 4) специфические черты умственной работоспособности: развитие оперативного мышления, развитие большого объема и концентрации внимания, распределение внимания, способность к правильному принятию решений и быстрой мобилизации из памяти тактических комбинаций, двигательных навыков и умений для эффективного решения тактических задач [11], [12].

Резюме. Занятия айкидо способствуют развитию физических качеств и психических свойств, профессионально значимых для сотрудников правоохранительных органов. Поэтому они могут и должны применяться в профессионально-прикладной физической подготовке будущих юристов в процессе обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айкидо: искусство мира / сост. А. Костенко ; пер. с англ. - Киев : София, 1997. - 256 с.

2. Бранд, Р. Айкидо: учение и техника гармоничного развития / Рольф Бранд ; пер. с нем. - М. : ФА-

ИР-ПРЕСС, 2001. - 320 с. : ил. - (Боевые искусства).

3. Вестбрук, А. Айкидо и динамическая сфера / А. Вестбрук, О. Ратти. - Киев : София, 1997. - 368 с.

4. Гвоздев, С. А. Айкидо: самозащита от любого нападения (от новичка до черного пояса). Наставления мастера Морихея Уэшибы / С. А. Гвоздев. - Минск : Соврем. сл., 1997. - 253 с.

5. Кано, Д. Кадокан дзюдо / Д. Кано ; пер. с англ. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 115 с.

6. Карпова, М. Л. Айкидо - путь к гармонии / М. Л. Карпова // Восточные единоборства. Мифы и

реальность : научно-методический сборник. - М. : Спортинформ, 1990. - С. 27-49.

7. Межрегиональное объединение айкидо Оосинкан России. Филиал Всемирного Центра Айкидо.

О клубе - история клуба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://цгц'^а1к^о-

moscow.ru/content/historv.html

8. Мисцуги, С. Айкидо и гармония в природе / С. Мисцуги. - Киев : София, 1998. - 304 с.

9. Об Айкидо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aikidoka.ru/aikido/12-

аЬрШ: aikido.html

10. Савилов, В. А. Кэндо - путь к мужеству и благородству : кн. для учащихся ст. кл. / В. А. Савилов. -М. : Просвещение, 1992. - 144 с. : ил.

11. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта : учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с. : ил.

12. Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная : учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с. : ил.

13. Тамура, Н. Айкидо / Н. Тамура. - Киев : Хэда плюс, 1997. - 254 с.

14. Тарас, А. Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада : энциклопедический справочник / А. Е. Тарас. -Минск : Харвест, 1996. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.