2018, том 20 [3]
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-3-4-9
УДК.37.01
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ АЙКИДО
Горбунова1 О.В., Гудков1 Ю.Э., Аленин2А.А.
ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный университет», г. Владивосток, Российская федерация 2МОО «Дальневосточная Федерация Айкидо Айкикай», г. Владивосток, Российская федерация
Аннотация. В статье дается педагогическое обоснование организационных действий в процессе проектирования и реализации комплекса мероприятий, развивающих нравственные основы у подростков 12-14 лет, средствами Айкидо. Сформулированы актуальность и задачи исследования, его этапы. Даются теоретические обобщения по результатам литературного анализа.
Ключевые слова: нравственные основы, подростки 12-14 лет, айкидо, средства айкидо.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку [1].
Следуя «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России согласимся, что ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [1].
Как отметила в своей работе Вычикова О.П. «Бороться с этим негативным воздействием необходимо всем, особенно тем, кто имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям» [2]. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [3].
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от
~ 4 ~
—--—
детства к подростковому возрасту, а затем к юности [1].
Изучением духовно - нравственного развития и воспитания детей занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их трудах описаны полно и глубоко методы нравственного воспитания детей. Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, сила воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности. В контексте сказанного намечается актуальность исследования:
- недостаточное внимание к нравственному развитию детей в процессе образования (как дошкольного, так и школьного);
- родители все больше времени тратят на решение своих проблем и удовлетворение своих потребностей, уделяя время своим детям по остаточному принципу;
- дети и подростки большую часть времени проводят в социальных сетях, чаще всего без контроля старших.
Следствием вышеозначенных явлений принято считать различные формы диванного поведения детей, переходящие в детскую и подростковую преступность. Несмотря на достаточно дей-
ственный опыт общественно-педагогических институтов и глубокую социально-психологическую практику коррекции отклоняющегося поведения, сегодня, пока еще недостаточно внимание уделяется нетрадиционным практикам формирования человеческой природы. В частности, речь идет о педагогическом потенциале Айкидо, как системе телесного и духовного совершенствования личности.
Вышеизложенное является проблемой исследования, где в качестве объекта выступает физическое воспитание подростков средствами Айкидо.
Предмет исследования - процесс формирования нравственных аспектов личности подростков 12-14 лет средствами Айкидо.
Цель исследования - обосновать влияние средств Айкидо на формирования нравственных аспектов личности подростков 12-14 лет.
Гипотеза - предполагается, что в результате исследования будут уточнены и конкретизированы особенности формирования нравственных аспектов личности подростков 12-14 лет средствами айкидо.
Далее перечислим задачи исследования:
1) Определить степень изученности проблемы нравственного воспитания подростков средствами Восточных боевых искусств;
2) Разработать занятия с использованием средств айкидо, направленные на формирование нравственных основ личности подростков;
3) Обнаружить особенности положительного влияния средств айкидо на формирование нравственных основ личности подростков.
В настоящее время данная работа находится на завершении первого этапа исследования, что уже позволяет сделать следующие теоретические обобщения.
Во-первых, на сегодняшний день мы имеем вполне четкую и позитивную социально-педагогическую доктрину общегосударственного и общенационального формата: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [4, с.12]. В этой
~ 5 ~
—--—
связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Что, прямым образом согласуется с содержанием обязательных требований к современному российскому образованию которые отвечают за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания, а именно:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [5, с. 6]. Все вышесказанное как нельзя лучше отражает актуальность исследования.
Далее, стоит отметить, что в современной педагогической науке на тему нравственности нет однозначных определений, несмотря на то, что представления о нравственном воспитании достаточно разработаны. Также, не в полной мере используется социально-педагогический арсенал изотерических практик, и бесценный воспитательный потенциал Восточных боевых искусств. Соглашаясь с А.Д. Чехониным можно утверждать, что физическая культура может быть не только «инструментом» и функциональной базой здоровьесбережения человечества, но и осмысленной практикой развития духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Восточные единоборства в большинстве своем сочетают в себе эти два начала, необходимые для развития личности
в физическом и духовно-нравственном направлении [6]. И далее автор подчеркивает, что одним из наиболее интересных и популярных на сегодняшний день видов восточных единоборств является айкидо. Специфика данного единоборства заключается не только в изначальной, имманентно присутствующей в практике айкидо философии саморазвития и ненасилия, но и в невозможности эффективного двигательного развития без духовно-нравственного самосозидания, поскольку техника айкидо представляет собой особый идеомотор-ный конструкт, проявляющий философскую составляющую непосредственно в движении [6].
Принято считать, что эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников. В Айкидо для этой цели используются различные ритуалы.
В подростковом возрасте доминирующими становятся саморегуляция, самоутверждение и самовоспитание. Занятия Айкидо создают такие возможности, так как способствуют не только развитию чувства уверенности в себе, в значительной мере обусловленного сознанием власти над движениями своего тела, но и повышают самооценку и развивают интеллект.
Исторический и теоретический анализ различных видов единоборств позволяет выявить специфику айкидо как практики, ориентированной на духовно-нравственное воспитание человека в гармоничном сочетании с укреплением здоровья и приобретением навыков самозащиты [7, 8]. Однако долгое время айкидо было покрыто завесой тайны и доступно только узкому кругу посвященных. Социально-политическая обстановка в годы после рождения айкидо оказала значительное влияние на развитие этого боевого искусства. Мо-рихэй Уэсиба распространял айкидо в основном среди очень ограниченного круга интеллектуалов и высокопоставленных лиц и никогда не предлагал сделать его достоянием масс. Послевоенные изменения привели к перестройке управления и политики айкидо. В 1948 г. правительство в лице Министерства просвещения Японии формально
~ 6 ~
—--—
признало новую организацию - Общество Айки-кай - как единственную официальную, государственную организацию, занимающуюся развитием искусства айкидо. Примерно к 1955 г. организационная перестройка управления и политики айкидо в Японии завершилась. Об айкидо узнала вся страна. С начала шестидесятых годов стали создаваться университетские организации айкидо. В 1976 г. была создана Всеяпонская Ассоциация Айкидо. В 1984 г. Около 200 японских университетов имело клубы айкидо, учителей в которые присылало непосредственно Общество Айкикай [9]. В России айкидо появилось в конце 1982 - начале 1983-х годов, когда группа энтузиастов из МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством г-на Оно Хироси (стажера русского языка филологического факультета) в течение 8 месяцев знакомились с айкидо. После его отъезда на родину занятия не прекратились, и в 1983 г. при спортклубе МГУ была официально открыта экспериментальная секция айкидо. К 1985 г. в ней занимались около 60 человек. Весной 1989 г. Оно-сан снова приехал в Москву. На этот раз его визит был непродолжительный, но он смог уделить время секции айкидо и провел несколько тренировок. В ноябре этого же года Всемирный Центр Айкидо признал клуб айкидо МГУ в качестве своего филиала [10]. С этого времени айкидо стремительно набирала популярность по всей России. В том числе и в Приморском крае.
Боевое искусство айкидо объединило в уникальную систему физического и духовного совершенствования все практические приемы самозащиты, искусства фехтования на мечах и копьях, Дзю-дзюцу (переводится как мягкая, податливая техника, возникшая в XVI веке), Айки-дзюцу и другие более древние виды боевых искусств [11]. В основу тактики айкидо положено умение уступить натиску соперника до момента попадания его в «ловушку». Затем его же действия использовались против него самого по принципу «поддаться, чтобы победить». Данная тактика применялась в Дзю-дзюцу [12].
Тренировки айкидо включают в себя физическое воспитание (тай-ику), воспитание личности
(ки-ику), моральное воспитание (току-ику) и духовное воспитание (ти-ику). Практика включает в себя не только занятия в додзе (зале для тренировок), но и наблюдение, усваивание и интерпретацию жизненного материала. Все это гармонично развивает и совершенствует как физические качества и способности, двигательные умения и навыки, так и воспитывает личностные качества занимающегося, позволяя адепту развить в себе гармоничное восприятие окружающего мира. Улучшение состояния здоровья занимающегося, повышение иммунитета и способности организма сопротивляться заболеваниям вследствие развития кровеносной и дыхательной систем является одними из важнейших результатов регулярных занятий боевым искусством [13, с. 25].
Айкидо является боевым искусством, направленным на внутреннее развитие человека, на качественный рост его личности через физическую практику. Идея айкидо заключена в миротворчестве, в осознании невозможности и надуманности превосходства одной человеческой индивидуальности над другими. Поэтому в айкидо нет состязаний и соревнований, что отличает его от всех остальных видов восточных единоборств.
Альтернативой классическому спортивному состязанию айкидо полагает соревнование человека с самим собой, со своими личными противоречиями, агрессией и несовершенством через рефлексию выбора поведения в ситуациях конфликтного характера. Задача занимающегося айкидо заключается не в противопоставлении себя другим, а в единении с окружающим, стремлении понять его и прочувствовать. К этому стоит добавить, что само понятие айкидо трактуется как метод или путь (в японской транскрипции - «до») достижения гармонии («ай»), умственной энергии или духа («ки»). Следовательно, айкидо является не просто методикой самозащиты, но и гуманистическим способом укрепления духа и тела, слияния интеллектуальных и физических возможностей человека. Занятия айкидо обогащают личность эмоционально и духовно, развивают физически, обучают самоконтролю своего поведения, развивают способность оценивать личные достижения, гармонизируют человека.
~ 7 ~
—--—
Авторы так же отмечают, что Айкидо - это не только система самозащиты, которую можно применять против любого нападения, но и - на высшем уровне - наука координации, путь гармонизации всех жизненных сил человека. Это боевое искусство ставит своей целью исключительно нейтрализацию агрессии с причинением нападающему по возможности меньшего вреда. С практической точки зрения айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств будо (путь воина), и является законченной действенной системой приёмов самозащиты. Однако оно также может служить прекрасно составленным (на «языке тела») учебником, проповедующим физические, моральные, философские и другие воспитательные основы, и ценности. В него заложены и динамичные формы медитации, которые айкидоки (люди, занимающиеся айкидо) используют с целью развития и восстановления физических и духовных сил [13, с. 15].
В завершение сформулируем практическую значимость исследования, результаты которого могут быть использованы во внеурочной работе по физическому воспитанию подростков общеобразовательных школ г. Владивостока, в формате Федеральных образовательных стандартов третьего поколения. Это позволит занимающимся не только развивать физические способности и приобретать навыки айкидо, но и формировать духовно-нравственные основы в актуальных условиях современной жизнедеятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Серия «Стандарты второго поколения» - М.: «Просвещение», 2009. - 24 с.
[2] Вычикова О.П. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс]: VIII Междуна-
родная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016 / О.П. Вычикова - Электрон. текстовые дан. -Москва: [РАЕ.], 2016. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1763/19011.
[3] Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. / Л.С. Выготский. — М.: 1983. — С. 385.
[4] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с.
[5] Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
[6] Чехонин А.Д. "Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка" Образование и наука, Изв. Урал. отд. РАО: журн. теорет. и приклад. исследований. - 2009. - N 9. - С. 113-123.
[7] Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-Азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) [Текст] / И. А. Воронов. — Минск: Харвест, 2005. —432 с.
[8] Маслов А.А. Тайные коды боевых искусств Японии [Текст] / А.А. Маслов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 400 с.
[9] Айкидо: искусство мира / сост. А. Костенко; пер. с англ. - Киев: София, 1997. 256 с.
[10] Миронов А.Г. Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания /А.Г. Миронов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. - 2011. - N 3 (71), ч. 1: Серия "Гуманитарные и педагогические науки". - С. 126-133.
[11] Гвоздев С.А. Айкидо: самозащита от любого нападения (от новичка до черного пояса). Наставления мастера Морихея Уэшибы / С.А. Гвоздев. -Минск: Соврем. сл., 1997. - 253 с.
[12] Кано Д. Кадокан дзюдо / Д. Кано; пер. с англ. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. - 115 с.
[13] Вестбрук А., Рати О. Айкидо и динамическая сфера. А. Вестбрук, О. Рати - М.: АСТ-Астрель, 2005. - 383 с.
~ 8 ~
—--—
TOWARDS THE FORMATION OF MORAL ASPECTS OF THE PERSONALITY OF 12-14-YEAR OLD TEENAGERS BY USING AIKIDO MEANS
Gorbunova1 О.V., Gudkov1 Yu.E., Alenin2А.А.
1Far eastern federal university, Vladivostok, Russian Federation 2Inter-Regionalpublic organization «Far-Eastern aikido aikikai federation», Vladivostok, Russian Federation
Annotation. The article pedagogically justifies the organizational actions in the course of design and implementation of a set of events developing the moral foundations of 12-14-year old teenagers by using aikido means. The article defines the timeliness and tasks of study, and its stages. It gives theoretical generalizations based on results of the literary analysis.
Key words: moral foundations, 12-14-year old teenagers, aikido, aikido means.
REFERENCES
[1] Danilyuk A.Ya. Concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia / A.M. Kondakov, V.A. Tishkov // Series "Second generation standards" - M.: "Education", 2009. - 24 p.
[2] Vychikova O.P. Spiritual and moral development and education of junior schoolchildren in learning activities [Electronic resource]: VIII International Student Electronic Scientific Conference "Student Scientific Forum" - 2016 / O.P. Vychikova - Electronic text data - Moscow: [RAE.], 2016. - Available at: http://www.scienceforum.ru/2016/1763/19011.
[3] Vygotsky L.S. Colected works. V. 4. / L.S. Vygotsky.
— M.: 1983. — P. 385.
[4] Fundamental core of a content of general education / Russian Academy of Sciences, Russian Academy of Education; edited by V.V. Kozlov, A. M. Kondakova.
— 4th edition, as amended — M.: Education, 2011. — 79 p.
[5] Order by the Russian Ministry of Education and Science dated 17 December 2010 № 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education" (Registered with the Russian Ministry of Justice on 01.02.2011 N 19644).
[6] Chekhonin A.D. "Engaging on aikido as a factor of moral development of a teenager". Education and science, News of Ural Division of Russian Academy of
Education: magazine of theoretical and applied studies. - 2009. - N 9. - P. 113-123.
[7] Voronov I.A. Psycho technique of the Oriental martial arts (Eastern-Asian classic concept for psychological training of combat athletes) [Text] / I.A. Voronov. — Minsk: Harvest, 2005. —432 p.
[8] Maslov A.A. Secret code of the Japanese martial arts [Text] / A.A. Maslov. — Rostov-on-Don: Fenix, 2006. — 400 p.
[9] Aikido: the art of piece / composed by A. Kostenko; translated from English. - Kiev: Sofia, 1997. 256 p.
[10] Mironov A.G. Description of aikido as a type of martial art and means of physical education /A.G. Mironov // Gazette of Chuvash I.Ya. Yakovlev State Pedagogical University. - 2011. - N 3 (71), p. 1: Series "Humanities and pedagogical sciences". - P. 126133.
[11] Gvozdev S.A. Aikido: self-defense against any attack (from the biginner to the black belt). Instructions by master Morihei Ueshiba / S.A. Gvozdev. - Minsk: Sovremennoe Slovo, 1997. - 253 p.
[12] Kano D. Kadokan judo / D. Kano; translated from English. - Rostov-on-Don: Fenix, 2000. - 115 p.
[13] Westbrook A., Ratti O. Aikido and dynamic sphere. A. Westbrook, O. Ratti - M.: AST-Astrel, 2005. - 383 p.
~ 9 ~