Научная статья на тему 'Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка'

Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АЙКИДО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / "Я-ДОСТОИНСТВО" / "SELF-DIGNITY" / AIKIDO / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехонин Александр Дмитриевич

В статье раскрывается нравственно-воспитывающий потенциал боевого искусства айкидо в аспекте занятий с подростками, описываются отличительные черты этого единоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aikido as a Moral Factor of Teenager Development

The paper comments on the pedagogical, spiritual and moral potential of martial art of Aikido when training teenagers and describes special features of aikido.

Текст научной работы на тему «Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 796

А. Д. Чехонин

ЗАНЯТИЯ АЙКИДО КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

В статье раскрывается нравственно-воспитывающий потенциал боевого искусства айкидо в аспекте занятий с подростками, описываются отличительные черты этого единоборства.

Ключевые слова: айкидо, нравственное воспитание, «Я-достоинство».

Abstract - The paper comments on the pedagogical, spiritual and moral potential of martial art of Aikido when training teenagers and describes special features of aikido.

Index terms:aikido, moral education, «self-dignity».

Педагогика физического воспитания, как показывает практика, зачастую фокусирует внимание на развитии тех качеств личности спортсмена, которые необходимы для достижения спортивного результата: воли к победе, дисциплинированности, исполнительности. Однако, на наш взгляд, отсутствие общей философии физического воспитания в каждом конкретном случае может серьезно препятствовать полному раскрытию потенциала физической культуры как многогранного созидательного опыта человечества. Мы уверены, что физическая культура может быть не только «инструментом» и функциональной базой здоровьесбережения человечества, но и осмысленной практикой развития духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Восточные единоборства в большинстве своем сочетают в себе эти два начала, необходимые для развития личности в физическом и духовно-нравственном направлении.

Одним из наиболее интересных и популярных на сегодняшний день видов восточных единоборств является айкидо. Специфика данного единоборства заключается не только в изначальной, имманентно присутствующей в практике айкидо философии саморазвития и ненасилия, но и в невозможности эффективного двигательного развития без духовно-нравственного самосозидания, поскольку техника айкидо представляет собой особый идеомоторный конструкт, проявляющий философ-

скую составляющую непосредственно в движении. Чтобы понять технику айкидо, необходимо проникнуться основной идеей философии этого искусства.

В настоящее время существует необходимость анализа и разработки педагогических идей в сфере преподавания айкидо. Педагогический потенциал теории и практики преподавания этого единоборства является до конца не раскрытым и поэтому в полной мере не реализованным.

Занятия айкидо - это тренировки, состоящие из устойчивых физкультурных элементов: разминки, дыхательной гимнастики, растяжки, изучения техники. Кроме того, занятия могут и должны включать в себя элементы воспитания - резонансное общение, взаимодействие учителя с учениками, раскрывающее смысл практики айкидо, нравственного образа техник единоборства, правил этикета, без которых невозможно достичь истинного мастерства и т. д.

Остановимся на некоторых семантически важных элементах воспитательной основы занятий айкидо.

Внутринаправленная соревновательность

Исторический и теоретической анализ различных видов единоборств позволяет выявить специфику айкидо как практики, ориентированной на духовно-нравственное воспитание человека в гармоничном сочетании с укреплением здоровья и приобретением навыков самозащиты [1, 2].

Важен тот факт, что философия основателя айкидо О’сенсея Мори-хеи Уесибы наследует принцип бытия японца - «авасэ», принцип единения с окружающим миром. Идея айкидо заключена в миротворчестве, в осознании невозможности и надуманности превосходства одной человеческой индивидуальности над другими. Альтернативой классическому спортивному состязанию айкидо считает соревнование человека с самим собой, своими личными противоречиями, агрессией и несовершенством. Задача занимающегося этим искусством заключается не в отречении от мира и противопоставлении себя другим, а в единении с окружающим, стремлении понять его и прочувствовать.

Однако антагонизм, желание самоутвердиться, выделиться, самоакту-ализироваться присуще человеческой природе как таковой, поэтому утверждение кого-либо об отсутствии соревновательного духа в практике айкидо демонстрирует лишь поверхностное знание предмета. Идея состязания в айкидо существует, но носит выраженный интернализованный характер и направленность. Если спортивная деятельность демонстрирует соревновательный дух в непосредственном виде - в соответствующих соревновательных мероприятиях, то в практике айкидо он трансформируется, перестраивается в другую форму, в рефлексию и внутреннее состязание. Условно говоря, на начальном уровне занятий (который может продолжаться неопреде-

ленное время) в сознании ученика имеется соревновательная мотивационная установка, которая, будучи не реализуемой на соревнованиях, может становиться состязанием с самим собой. Это означает, что занимающийся айкидо в таких условиях сталкивается с выбором - или предъявлять к себе все больше требований в области технической стороны айкидо, этикета, самовоспитания, развития и т. д., или же искать тот род занятий, где существует возможность актуализации себя в состязании за счет победы над спортивным оппонентом.

Боевые искусства, при внешней технической схожести в двигательном смысле, могут серьезно отличаться друг от друга в плане целеполагающего вектора практики. Если классические спортивные единоборства, такие как бокс, борьба и др., направлены прежде всего на подготовку к соревнованиям различного уровня, то профессионально-прикладные системы (армейский рукопашный бой, крав мага и др.) применяются в милитаристических целях как наиболее эффективные в проведении боевых операций по уничтожению противника в ближнем бою. В отличие от тех и других, айкидо является боевым искусством, ориентированным на внутреннее развитие человека качественный рост его личности через физическую практику. Взаимопроникновение техники айкидо и его философии делает это единоборство уникальным, непохожим на другие системы. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Техника айкидо и педагогическое общение

Общеизвестно, что общение учителя и ученика является наиболее важным элементом нравственного воспитания подростка [3]. Тренеру необходимо отойти от классических схем воздействия на спортсмена и перейти к взаимодействию, совместной включенности в развитие ученика, моральную поддержку занимающегося не только в вопросах тренировок, но и жизненных проблем, трудноразрешимых задач и т. д. Таким образом, тренер становится наставником, учителем. Такой образ тренера в системе занятий айкидо обусловлен тем фактом, что, стремясь не к соревновательной практике, а к практике физической и духовной культуры, практикующий айкидо должен ориентироваться на долговременные занятия, при которых навыки общения и толерантного отношения к тренировочным партнерам необходимо переносить в остальные сферы жизни, поэтому и специфика взаимодействия учителя и ученика в айкидо отлична от отношений «тренер - спортсмен».

При отработке технических аспектов айкидо можно по-разному подойти к обучению подростков движениям. Приведем пример объяснения семантики движений. Бросок «ириминаге» (бросок входом, от яп. ирими -вход) в техническом смысле может выглядеть как жесткое сворачивание шеи противнику - нанесение вреда здоровью партнера. Такое видение

техник айкидо не согласуется с философией данного боевого искусства, которая предполагает, по нашему мнению, демонстрацию техники айкидо в образе нравственности.

Например, преподаватель может раскрывать подросткам технику следующим образом: «Ребята, перед нами стоит враждебно настроенный человек. У этого человека наверняка есть проблемы, которые заставляют его злиться, поэтому всегда стоит попробовать поговорить с ним, найти общий язык, понять его проблему, если же этого не получилось и он нападает, нужно понять, что он человек - и его не стоит калечить. Вход “ирими" означает слияние нашего центра с центром атакующего, соединение с ним, сочетание. Сочетаться - значит проникнуться партнером, создать с ним одно целое. Наша цель - создание дружбы. Поэтому необходимо при выполнении техники объединить твердость и мягкость. Твердость в своих принципах и вере в доброту, и потому - мягкость в отношении к окружающим. Техника должна выполняться безопасно, так, чтобы, очутившись на полу, противник не понял, что с ним произошло, и не почувствовал боли. Это - великое мастерство». А вот пример обращения к технике «котегаеши» (скручивания кисти): «Настоящий воин занимается для несения добра людям, в любом случае при выполнении техники мы учимся умению воспринять соперника как человека, как возможного друга. Не нужно много ума, чтобы свернуть кисть, сделать больно, гораздо сложнее и важнее научиться не быть агрессивным, а, увидев агрессию в нападающем, убрать ее, не причиняя вреда. Важнее всего движения входа в сферу противника и рассеивание агрессии, это и есть смысл айкидо...». Возможен также такой разговор об исполнении какой-либо техники: ««Если вы справились с противником., никогда нельзя унижать его, гораздо лучше будет подать ему руку. Такое отношение даже к агрессивно настроенному человеку - залог его уважения к вам и понимания, что агрессия не приводит к хорошему результату, она всегда разрушает, а вы - сильные и, значит, добрые люди. Доброта и дружба - вот суть айкидо...». Несмотря на некоторую наивность подобных высказываний, они позволяют по-особенному воспринимать занятия этим единоборством.

Важная задача Учителя айкидо - формировать адекватный содержанию этого искусства образ деятельности, которой подросток занимается на тренировках. Учителю необходимо раскрывать перед тренировочным коллективом содержание и исторические корни искусства. Это могут быть заметки об интересных исторических фактах в биографии мастеров прошлого и настоящего, исторические сведения о японских боевых искусствах. Большую ценность имеет наследие основателя айкидо - О’сенсея Морихеи Уесибы, представленное в виде стихов и высказываний. Их обсуждение с учениками может обогатить деятельность подростка в трени-

ровочном процессе значительным и глубоким образом, помочь ему воспринять глубинное содержание техники айкидо. Преподаватель может при раскрытии значения техники обратиться к глубоким высказываниям Основателя: «Айкидо - это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику, и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем» или «Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе, как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, гла,вно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудреннъх: людей. Все вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим учителем». Образность и художественность высказываний мастера Уесибы помогает формировать отношение подростка к занятию не как к спорту или только лишь физическому воспитанию, а как к интегративной практике, объединяющей два человеческих начала - физического и духовного.

Система цветных поясов — образов нравственности и символов

личностного роста

Система поясов в айкидо в некоторой степени схожа с отечественной системой разрядов в спорте, однако она обладает некоторыми интересными в психологическом плане аспекты. На наш взгляд, цветной пояс в сочетании с белым и опрятным «доги» («одежда постижения пути») создает определенный психологический эффект и тренировочный настрой, предъявляет соответствующие требования к поведению и техническому мастерству ученика.

Следует сказать, что в контексте подростковых занятий айкидо символизм пояса особенно значителен. Наличие «ступеней развития» и необходимость стремления к повышению своего уровня является, как показывают многократные беседы с подростками, следствием значительного стимулирующего эффекта образа, создаваемого поясом айкидо. Для подростка пояс по-настоящему важен как символ личностного и духовнонравственного роста. Внешний вид белого «доги» в сочетании с поясами различных цветов (в айкидо их семь) является для подросткового восприятия особым цветовым символом, формой-образом, отражающим уровень технического мастерства, личностного развития и авторитета занимающегося, с которым он устойчиво-периодически сравнивает свое внутреннее состояние: «Достоин ли я этого пояса? Соответствую ли я ему? Каким должно быть мое поведение?» и т. д.

Необходимо отметить, что состояние тренировочной одежды влияет и на тренировочный настрой. Предъявляемые к ней требования дисцип-

линируют подростка в отношении личной гигиены и эстетики. Чистое и выглаженное белое доги - не просто форма для занятий, но отражение внутреннего мира ученика, чистоты его духа и тела. Думается, что при грамотном педагогическом сопровождении символизма поясов, раскрытия ученикам их значений эта система может стать серьезным стимулирующим фактором саморазвития подростка.

Модель нравственного воспитания подростка «Я-достоинство» в педагогической практике

Практический опыт показывает, что общераспространенный, не слишком вдумчивый подход к воспитанию подростка на занятиях айкидо выглядит как представление педагога о некотором «развитии» ученика. Однако что именно при этом совершенствуют на тренировках, не совсем ясно. Как правило, это «развитие» сводится к формированию двигательных навыков «от простого к сложному», тогда как нравственной основе искусства айкидо уделяется ничтожно малое, эпизодическое внимание. Рефлексия педагогического опыта, анализ и раскрытие педагогического потенциала айкидо, целеполагающего вектора занятий в аспекте нравственного воспитания подростка, опосредованного философией данного единоборства, позволили сформулировать и структурировать основные позиции этого воспитания (таблица).

Структурная модель нравственного воспитания подростка на занятиях айкидо

Сущностные компоненты модели «Я-достоинство» Психолого-педагогические методы формирования личностных качеств

Самоуважение Беседа + убеждение-разъяснение, одобрение/осуждение-самоанализ, самокритика

Дисциплина Личный пример, приучение, требования, убеждение-внушение, наказание/похвала, награждение

Неагрессивность, дружелюбие Личный пример, разъяснение, беседа, анализ тренировочных ситуаций

Ответственность Личный пример, беседа-внушение, убеждение, награждение, похвала

Специфические методы развития личности

• показ и объяснение образов нравственности в технике айкидо;

• обсуждение изречений О’сенсея;

• объяснение символики пояса;

• изучение этикета айкидо;

• оценивание и награждение в системе поясов-символов личностного роста

В течение 2007-2009 гг. в экспериментальных группах Тюменской областной федерации айкидо на практике внедрялась построенная нами

модель воспитания нравственности у подростка. Если прежде тренировки состояли, как правило, из разминки, специальной физической подготовки (базовых передвижений) и изучения техники (формирования двигательных навыков), то в экспериментальных группах акцент был сделан на компоненте педагогического резонасного взаимодействия и общения, в котором педагог совместно с учениками раскрывал нравственное понимание техники айкидо, ее философские основы. С подростками обсуждались изречения основателя айкидо М. Уесибы, велись беседы, анализировались конфликтные ситуации и варианты их разрешения через призму философии мира. Педагогическое наблюдение за поведением подростков, их эмоциями, предпочтениями, высказываемыми мыслями позволяли корректировать содержание каждого занятия, варьировать его структуру, делать акценты на необходимых «здесь и сейчас» педагогических методах и приемах. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента при использовании психодиагностических методик ДДЧ («Дом - дерево - человек») и ССПМ («Стиль саморегуляции поведения») [5], позволяли выделить подростков, нуждающихся в особом отношении (подростки с дефицитом внимания, агрессивные подростки и т. д.). Формирующиеся выводы дополнял также анализ небольших сочинений подростков на темы «Что такое айкидо?», «Зачем я занимаюсь айкидо?» и т. д. Содержащиеся в них идеи служили материалом и основанием для корректировки педагогической деятельности, помогали варьировать построение тренировок с целью сочетания «радости» и физической активности. Кроме того, подобные сочинения позволяли подростку оценивать собственные занятия и намерения, обретать более четкий образ своего роста, целей занятий и т. д.

Специфической и значимой частью работы с экспериментальной группой являлось формирование у подростков представления о значении пояса в айкидо как образа личностного роста его носителя, стимула к саморегуляции, ответственности за свое поведение. Чем «старше» был пояс подростка, тем большие требования в области знания этикета предъявлялись к нему педагогом. Если в спорте система разрядов подразумевает соответствие двигательных навыков спортсмена тому или иному уровню, то в системе наших занятий она предусматривает соответствие не только техническому уровню, но и согласующемуся с философскими основами айкидо поведению. К этим требованиям подростков «подводили», объясняя и обсуждая личностное значение каждого пояса.

В общении с учениками в течение периода формирующего эксперимента выяснилось, что подростки в экспериментальной группе, окунувшись в нравственную воспитывающую среду, стали более осмысленно рассуждать на темы агрессии, ответственности и т. д. У них появился интерес к нравственным аспектам техники айкидо, они научились при вы-

полнении приемов переносить акцент с разрешающей части (болевого воздействия или броска) на более тщательную проработку мягких, круговых движений, стали больше интересоваться принципами айкидо, задавать вопросы о возможности разрешения конфликтов в их повседневной жизни, в школе, с родителями, сверстниками.

Как на констатирующем, так и на заключительном этапах эксперимента использовались психодиагностическая методика ДДЧ, опросник Басса -Дарки, опросник ССПМ, карта личностного роста подростка [5] и др. Согласно результатам эксперимента, помимо общего для контрольной и экспериментальной групп изменения показателей были выявлены личностные качества, показатели которых стали иными только в условиях проведенного нами преобразования тренировок айкидо. В экспериментальной группе наблюдалось достоверное изменение показателей нижеперечисленных личностных шкал:

Повышение уровня.:

• моделирование;

• осознанность;

• реалистичность;

• общий уровень саморегуляции;

• трудолюбие;

• ответственность;

• организованность;

• коллективизм.

Снижение уровня:

• незащищенность;

• конфликтность;

• раздражительность;

• вербальная агрессия;

• агрессивность.

Одними из наиболее показательных параметров личностного роста подростка в контексте занятий айкидо и реализации философских основ этого единоборства в повседневном поведении являются общий уровень саморегуляции и уровень агрессии. Динамика изменения этих параметров отображена на диаграммах (рис. 1, 2).

Динамика изменения общего уровня саморегуляции в экперименталь-ной группе по сравнению с контрольной группой говорит о том, что занятия айкидо, проводимые на основе структурно-функицональной модели воспитания подростка, имели большую эффективность для повышения саморегуляции подростком своего поведения, нежели традиционные занятия.

Результаты исследования показывают, что в контрольной группе уровень агрессии постепенно повышался, что обусловлено как возрастными особенностями, так и отношением к тренировкам на <<уровне формы» (рис. 3). В то же вре-

мя у участников экспериментальной группы благодаря соответствующей педагогической работе появилось осознавание нравственной основы айкидо.

Рис. 1. Динамика уровня саморегуляции у подростков экспериментальной и контрольной групп в ходе опытно-экспериментальной работы

Рис. 2. Динамика агрессии у подростков экспериментальной и контрольной групп в ходе опытно-экспериментальной работы

Следует отметить, что достоверные различия между показателями констатирующей и контрольной диагностик не позволяют однозначно утверждать, что каждый подросток стал более трудолюбивым и ответственным, менее агрессивным и т. д. Однако статистические данные в сочетании с анализом подростковых сочинений, личными наблюдениями педагогов, принимавших участие в эксперименте, позволяют увидеть в экспе-

риментальной группе тенденцию к личностному развитию в направлении, подразумеваемом предложенной нами структурной моделью нравственного воспитания подростка на занятиях айкидо. Обозначим соответствие шкал проведенной контрольной диагностики, в которых отмечены достоверные позитивные изменения, сущностным компонентам нашей модели (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение шкал психодиагностики и качеств личности модели нравственного воспитания подростка

Соотношение шкал проведенной психодиагностики, в которых произошли положительные сдвиги, качествам личности, которые воспитываются на предлагаемых нами занятиях айкидо, являются основанием для утверждения об эффективности практической педагогической деятельности на основе предложенной модели. Преобразование тренировок айкидо в занятия, предусматривающие раскрытие специфики этого искусства, отражение образа нравственности в технических движениях, изучение этикета айкидо и приучение к соблюдению предписываемых ученику поведенческих норм, обсуждение творческого наследия М. Уесибы увеличило эффективность работы педагога. Предложенное для экспериментальной группы видение и ведение тренировок позволило задеть большее количество «медиаторов нравственности», что привело к росту показателей, косвенно свидетельствующих о нравственно-воспитывающем воздействии таких занятий.

Раскрытие педагогического потенциала айкидо, его специфики и многогранности является адекватным направлением обучения этому единоборству, особенно детей и подростков, поскольку нравственная основа этого искусства, реализуемая на практике, дает возможность воспитания не только здорового человека, но и личности, обладающей нравственными ценностями и соответственным отношением к окружающему миру.

Литература

1. Воронов И. А. Психотехника восточных единоборств (ВосточноАзиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев). Харвест, 2005.

2. Маслов А. А.. Тайные коды боевых искусств Японии. Новгород: Феникс, 2006.

3. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. Тюмень, 1999.

4. Стивенс Дж. Морихеи Уесиба. Непобедимый воин. М.: ФАИР-ПРЕСС,

2001.

5. Шаграева О. Л. Детская психология: Теоретический и практический курс. М.: Гуманит.-издат. центр «ВЛАДОС», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.