В ворота хабаровского СКА-Нефтяника в Чемпионате России сезона 2016-17 годов было назначено 12 двенадцатиметровых штрафных ударов (что на 5 меньше по сравнению с сезоном 2015-16), 9 из них были реализованы. Соперникам, по сравнению с прошлым сезоном, удалось повысить реализацию 12-метровых ударов с 64% (11 из 17) в сезоне 201516 до 75% (9 из 12) в сезоне 2016-17. Либо повысилось качество исполнения ударов соперниками, либо хуже действовали вратари СКА-Нефтяника.
Все 3 незабитых пенальти состоялись в Арене-Ерофей, в то время как на своём льду соперники реализовали все 6 12-метровых. Сезоном ранее в Арене-Ерофей соперники реализовали только 2 пенальти из 7 (28%), в гостях были реализованы 9 из 10 штрафных ударов (90%). Так что тенденция гостей Арены-Ерофей не забивать с 12-метровой отметки продолжилась, хотя на этот раз соперникам удалось поднять процент реализации до 50%.
Ни в одном из матчей в ворота СКА-Нефтяника не было назначено 2 пенальти. Чаще всего 12-метровые удары в ворота СКА-Нефтяника наносили хоккеисты новосибирского Сибсельмаша (4), что неудивительно, учитывая, что команды встречались в чемпионате 7 раз. Штатный пенальтист Сибсельмаша Алексей Доровских реализовал все 4 пенальти (по 2 в Хабаровске и Новосибирске). Трижды в четырёх играх подходили к 12-метровой отметке игроки кемеровского Кузбасса, дважды им удалось отличиться.
7 12-метровых в ворота СКА-Нефтяника было назначено во-вторых таймах, 5 в первых. 2 из 5 пенальти в первых таймах были отражены вратарями СКА-Нефтяника (по разу - Яшиным и Каменевым), во втором тайме «сейвов» они не совершали.
5 из 12 пенальти назначены из-за ошибки защитника Валерия Ивкина, что больше прошлогодних показателей Булатова и Потёмина, которые четырежды нарушали правила в своей штрафной (на этот раз у Дениса Потёмина только одно такое нарушение). Сразу 4 подножки совершил Валерий в своей штрафной.
Половина 12-метровых была назначена за подножки. Как и в прошлом сезоне, это самое частое нарушение в штрафной площади. Также в штрафной площади были совершены 4 задержки соперника клюшкой.
В отличие от прошлого сезона, где больше всего пенальти было назначено при равном счёте, в сезоне 2016-17 при равном счёте был назначен только один 12-метровый штрафной удар (в первом матче в Кемерово). На этот раз треть (4) 12-метровых были назначены в ворота СКА-Нефтяника при его преимуществе в 4 мяча.
Контактная информация: pavel.tkachenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.05.2018
УДК 796.853.264
ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КАРАТЭ КЁКУСИНКАЙ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ, ДУХОВНО-ВОЛЕВАЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРЕНИРОВОК
Александр Анатольевич Головнин, Президент Красноярского Регионального Союза
Боевых Искусств Кёкусин кайкан каратэ-до, учитель физической культуры, МАОУ Лицей № 6 «Перспектива», Красноярск
Аннотация
Постановка проблемы: воспитательный процесс средствами восточных боевых искусств является одним из самых трудоёмких в силу наличия многих специфических причин. Данная статья посвящена осмыслению значимости различных составляющих воспитания, осуществляемого средствами каратэ Кёкусинкай. Среди этих составляющих могут быть выделены оздоровительная, духовно-волевая, духовно-нравственная, которые должны развиваться и совершенствоваться во время занятий учащихся-подростков данным видом боевых искусств Востока в единстве и неразрывной взаимосвязи. Целью статьи является обоснование необходимости обеспечения равнозначного отношения к каждой из составляющих воспитательного процесса при обучении
подростков данному виду боевых искусств и демонстрация максимальной эффективности воспитательного процесса средствами каратэ Кёкусинкай при системном подходе к этим составляющим. Указанная цель достигается посредством решения ряда задач, позволяющих выявить внутреннюю структуру каждой из составляющих. Методология и методы данного исследования базируются на принципах системного подхода и содержат анализ и обобщение представлений и практического опыта различных специалистов, обращавшихся к теории и практике воспитания подростков в целом и их воспитания средствами боевых искусств Востока - в частности. Обзор научной литературы для данной статьи базируется на работах П.Ф. Лесгафта, А.А. Деркача, Т.Т. Джамгарова, К.П. Жарова, Е.Л. Журкиной, Ю.И. Зотова, Е.П. Ильина, В.Н. Казанцева, Н. В. Могильного и ряда других авторов, в которых рассматриваются особенности и специфика воспитательного процесса подростков, в том числе и на занятиях боевыми искусствами Востока.
Результаты. На основе примененного системного подхода представлено обоснование для создания оптимальных организационно-педагогических условий для преподавания каратэ Кёкусинкай в ходе обучения подростков восточным единоборствам.
Заключение. В условиях обучения подростков восточным единоборствам в целом и каратэ Кёкусинкай - в частности - необходимо проводить тренировки таким образом, чтобы обеспечивалась не только наиболее эффективная «техническая» подготовка учащихся (владение в совершенстве отдельными приёмами и конкретными техниками), но и достигался максимально возможный оздоровительный эффект, духовно- нравственный и духовно-волевой «рост» учащихся, что в комплексе будет способствовать развитию лучших индивидуальных качеств каждого занимающегося и достижение им максимальных результатов на соревнованиях.
Ключевые слова: воля, сверхволя, воспитание, каратэ Кёкусинкай, духовность, нравственность, оздоровление, подростки, учащиеся, учебный процесс, физическое здоровье, психологическое здоровье, физические упражнения, физические способности.
PARENTING TEENAGERS BY KARATE KYOKUSHINKAI MEANS: HEALTH, PSYCHOLOGICAL, VOLITIONAL AND MORAL-ETHICAL COMPONENT OF
TRAINING
Aleksandr Anatolyevich Golovnin, President of the Krasnoyarsk Regional Union of Martial Arts Kyokushin kaikan karate-do, the teacher of physical culture MAOULyceum № 6 "Perspective ", Krasnoyarsk
Annotation
Problem statement: the educational process by means of martial arts is one of the most time-consuming because of the existence of many specific reasons. This article is devoted to understanding the significance of the various components of education, carried out by means of karate Kyokushinkai. Among these components could be allocated the health, psychological, volitional, moral, which should be evolving and improving during the lessons for learners of this type of martial arts in unity and inseparable. The aim of the article is justification of the necessity of ensuring equal attitude to each of the components of the educational process when teaching teens to this kind of martial arts and the demonstration of the maximum efficiency of the educational process by means of karate Kyokushinkai in a systemic approach to these components. This object is achieved by addressing a number of tasks, allowing to reveal the internal structure of each of the components. Methodology and methods of this study is based on the principles of systemic approach and include the analysis and synthesis of ideas and practical experience of various experts that have addressed the theory and practice of education of adolescents in general and their education by means of martial arts in particular. A review of the scientific literature for this article is based on the works of P.F. Lesgaft, A.A. Derkach, T. T. Dzhamgarova, K. P. Zharov, E. L. Jurkynas, I. Zotova, E.P. Ilyin, V.N. Kazantseva, N. V. Mogilniy and a number of other authors, having explored the characteristics and specifics of educational process of adolescents, including the practice of oriental martial arts.
Results. Based on the application of the system approach it presents the rationale for the creation of the optimum organizational and pedagogical conditions for teaching karate Kyokushinkai in the course of teaching teenagers to martial arts.
Conclusion. In terms of teaching the teenagers to the martial arts in general and karate Kyokushinkai - in particular - it is needed to have trainings in such a way as to provide the technical preparation of the trainees, as well as health - improving effect should be the key, too, including the spiritual and volitional aspects, morale. It all in complex will promote the development of the best individual qualities of each
trainee with achieving the maximum results in the competitions.
Keywords: will, superwill, education, Kyokushin kaikan karate, spirituality, morality, improvement, teenagers, pupils, educational process, physical health, psychological health, physical exercises, physical abilities.
В современных условиях тренировочная практика использования каратэ Кёкусин-кай должна способствовать воспитанию личности занимающегося боевыми искусствами Востока субъекта, подростка как гармонично развитого индивида с высокими моральными качествами. Ведь вполне очевидно, и это не требуется доказывать, что ни в каком обществе не требуются великолепно технически подготовленные и «душевно и духовно-невоспитанные, т.е. отзомбированные» специалисты по насилию, это касается занимающихся в боях без правил, типа ММА, К-1, в которых может превратиться при определённых условиях хорошо обученный, натренированный, но не наделённый определенными ограничителями практик в области боевых искусств Востока и Запада. Поэтому духовно-нравственные и духовно-волевые качества будущего единоборца в этой области должны изначально подвергаться особому вниманию.
Помимо этого, на любом этапе подготовки единоборцев тренировочная практика в сфере каратэ Кёкусинкай должна обеспечивать реализацию как минимум несколько составляющих: оздоровление - что позволяет улучшать состояние здоровья каждого занимающегося, формировать систему «преодоления» себя - т.е. духовно-волевую составляющую, содержащий в своей основе силу духа, волю и даже «сверхволю»), и, безусловно духовно-нравственные составляющие.
Оздоровительный эффект, естественно, предполагается от занятия любыми видами физических упражнений, другими видами единоборств (традиционное каратэ: Сётакан, Вадо-рю, Годзю-рю и др., тхэквондо, Тайский бокс, Кикбоксинг, Ушу и др.). В этом смысле особой необходимости акцентировать внимание на каратэ Кёкусинкай нет - любая система боевых искусств Востока предполагает улучшение параметров самочувствия и физического состояния занимающегося, но, естественно, при правильной и разумной организации этого процесса, исключающего ненужные перегрузки и травматизм. Заметим также, что оздоровление при занятиях Кёкусинкай каратэ предполагается как в узком смысле - как укрепление здоровья подростка, так и в широком - как улучшение энергетики его организма в целом.
Тренировочная практика каратэ Кёкусинкай предполагает также «здоровый (активный, правильный) образ жизни», учёт физиологических особенностей организма занимающегося подростка, процесс упрочения адаптивных функций его организма в рамках тренировочного процесса при занятиях данным видом боевых искусств Востока, а также уменьшение негативного воздействия любых заболеваний, плюс реабилитация ослабленных - в силу различных причин - функций организма подростка [2]. Учитывая сказанное выше, рассмотрим особенности и специфику современной тренировочной практики использования каратэ Кёкусинкай в воспитании личности подростка в оздоровительном контексте. Это:
- соблюдение гигиенических основ и режима дня, причем старшие ученики показывают здесь пример своим поведением младшим, а инструктор-преподаватель - это воспитатель и общий пример для всех, причём как непосредственно на тренировках, так и во всей «частной» жизни подростков вне Додзё (зал, где встают на Путь, спортзал) и вне соревнований на татами;
- общефизическое развитие растущего организма подростка и в обыденной жизнедеятельности, и в ходе тренировочной практики;
- дополняющий, вспомогательный характер общефизического развития для пока ещё несформировавшегося организма подростка в тренировочном процессе;
- антистрессовый характер восстановления (реабилитации) посредством общефизического развития формирующегося организма подростка на тренировках и в социальной
жизни;
- восстанавливающий (лечебный) характер специальной общефизической системы развития организма подростка и в зале для тренировок, и дома;
- «ликвидационный» характер общефизического развития подростка в контексте корригирующих упражнений для устранения функциональных отклонений как на тренировке под наблюдением инструктора-преподавателя, так и в домашних условиях, под наблюдением родителей;
- активизирующее воздействие всего характера занятий по каратэ Кёкусинкай в рамках его тренировочных практик для формирования правильного, деятельного образа жизни подростка;
- «товарищеское соперничество» как один из факторов общефизического развития подростка в рамках оздоровления организма в ходе занятий каратэ Кёкусинкай.
При этом следует учитывать, что оздоровление в ходе занятий каратэ Кёкусинкай осуществляется в основном специфическими, характерными для данного вида боевых искусств Востока, а не только общефизическими методами, используемыми, например, на выполнении физических упражнений в средней школе в рамках образовательной программы. Тем самым достигается синтез оздоровительного эффекта и качественного роста занимающегося в боевых искусствах Востока, в данном случае - обучающегося искусству каратэ Кёкусинкай. Разумеется, по мере усложнения элементов практики единоборств возрастает и оздоравливающий эффект таких занятий - физические возможности организма существенно улучшаются.
Кстати, ещё именно поэтому обучение каратэ Кёкусинкай осуществляется поэтапно, от достаточно простых действий - ко всё более сложным, что нетрудно заметить по приведённым ниже видам физических упражнений, весьма эффективным, с точки зрения автора, в методическом отношении. Однако заметим, что изначально необходимый для эффективных тренировок «разогревающий» эффект на занятиях каратэ Кёкусинкай должен достигаться не традиционными упражнениями типа лёгкого бега, а иными физическими упражнениями, более эффективными применительно к данному виду восточному единоборству:
Этап № 1:
- разминка на месте, пальце-кистевая гимнастика по методу В.Ф. Прядченко, растягивающие упражнения, вращение в коленном суставе, разминка голеностопа, вращение бёдер, сначала правым, а затем - левым (2-3 минуты);
- разножка Маэ-Кеаги (30 минут);
- правый, левый и поперечный шпагат.
Этап № 2:
- движение «приставными» шагами правым и левым боком: начиная с «прямых» ударов, далее - удары «снизу», затем - «боковые» удары;
- передвижение «спиной вперед»: уход с «линии атаки» и проведение комплекса ударов рукой в корпус + колено - по распоряжению инструктора-преподавателя;
- «кувырок» - удар коленом, «кувырок» - прямые удары ногой «маэ-гэри» в верхний и средний уровни, «кувырок» - удар «маваси-гэри» в верхний уровень. Количество таких повторов - 5;
- несколько «кувырков назад», далее - удары руками. Время - 60 секунд;
- ускорения по диагонали», далее - проход «шагом» + восстановление дыхания. Количество повторов - 5;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на кулаках (отжимания), на тыльной стороне ладони», для более старших учеников сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) на локтях (в этом случае 100% нагрузка на плечевую систему Субъекта)
- учеников сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) на кулаках с «подпрыгом»», «стойка» в упоре на кулаках. Временной период - 1,5 минуты;
- кроме того, после физических упражнений с «сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа, т.е. отжиманиями» выполняется разбрасывание по 30 секунд (быстрые удары руками в воздух, «бой с тенью» только руки).
Этап № 3:
- «разминка»: кисти рук и пальцы, шея, наклоны «вперед-назад--вбок», прогибы, круговые вращения тазом и туловищем, повороты;
- растягивающие упражнения: «перекаты», «перекаты с наклоном», , упражнения на левый, правый шпагаты (растяжка), гибкость сидя (вперед и назад). Временной период - 10 минут.
Этап № 4:
- удары ногами в воздух: каждый удар каждой ногой - по 10 раз, итого - (6- различных типов ударов. В них могут входить такие как: удар коленом, «прямой» удар, удар «маваси-гэри тюдан» средний уровень, удары «маваси-гэри дзёдан» в верхний уровень, с разворотом, «маваси-гэри гедан» нижний уровень (лоукик) и др.
- «круговая» тренировка: каждый круг - по времени - 2 минуты.
Этап № 5:
- упражнение № 1: «набивка по корпусу, бёдрам», т. е. - один занимающийся наносит удары по корпусу, по бёдрам, как с внешней стороны бедра, так и с внутренней, второй - «держит» эти удары;
- упражнение № 2: «лапы»: отработка нырков и встречных ударов рукой;
- упражнение № 3: прыжки через скакалку;
- упражнение № 4: отработка ударов на груше. Количество - три круга.
Этап № 6:
- самостоятельные упражнения на «растяжку»: временной период - 10 минут;
- «бой с тенью», руки и ноги - партнер держит жгутом. Временной период - 3 минуты;
- «бой с тенью» без жгута: Временной период - 3 минуты.
Этап № 7:
- «ката»: количество - 1000 раз (очень высокая нагрузка!);
- Иногда в один из учебно-тренировочных дней рекомендуется выполнять одно «ката» 3000 раз (очень большая нагрузка!);
- легкие «спарринги» - по 4 раунда из расчета 3 минуты с разными партнерами;
Этап № 8:
- «выпрыгивания из упора» присев - количество повторов - 50 раз 3 три подхода;
- «пресс» туловищем - количество повторов - 100 раз, два подхода и т.д.
- «приседания» - 100 раз три подхода.
Таковыми, как представляется, и должны быть особенности современной тренировочной практики использования каратэ Кёкусинкай в организации и осуществлении воспитательного педагогического процесса в формировании личности подростка, если их рассматривать с точки зрения оздоровительного воздействия данной системы боевых искусств Востока.
Гораздо интереснее выглядит проблема, когда необходимо определить и охарактеризовать особенности и специфику современной тренировочной практики использования каратэ Кёкусинкай в воспитании личности подростка в рамках психологической составляющей. В этот процесс входят такие компоненты, как воспитание силы духа, силы воли («воля» и «сверхволя») и т. д.
- «Воля» - малый марафон 10-15 км. Девушки - 10 км. Юноши - 15 км.
- «Сверхволя» - полный марафон - 20-25 км. Девушки - 20 км. Юноши -25 км.
Современные тренировочные практики использования каратэ Кёкусинкай в воспитании личности подростка улучшают не только и не столько его физические показатели,
сколько силу воли, которая проявляется в основе психологического и духовного становления личности подростка в целенаправленном процессе воспитания. Иначе все тренировочные особенности и специфика данного вида боевых искусств Востока приводят лишь к негативным результатам для того сообщества, в котором подросток находится.
В своё время П. Ф. Лесгафт заметил, что между психологическим и волевым аспектами воспитания, с одной стороны, и общефизическим - с другой находится самое главное - развитие психики и воли [5]. Эти же самые идеи в российской педагогической науке и практике позднее высказывали многие ученые (АА. Деркач, Т.Т. Джамгаров, К.П. Жаров, Е.Л. Журкина, Ю.И. Зотов, Е.П. Ильин, В.Н. Казанцев, Н.В. Могильный, М.Я. Набатни-кова, Н.Г. Озолин, А.Ц. Пуни, П А. Рудик, И.Н. Решетень и др.), причём неоднократно и в разных вариациях.
Структура волевого воспитания является совокупностью таких компонентов, как «познавательный», «чувственный», «мотивационный» и «поведенческий». В процессе использования их в тренировочной практике Кёкусинкай каратэ в подростке проявляются трансформации, которые и способствуют развитию духовно-волевых аспектов формирующейся личности.
Анализ собственного опыта автора применительно к определению совокупности психолого-педагогических установок волевого воспитания подростков средствами Кёку-синкай каратэ свидетельствуют о:
- развитии у учеников-подростков идеальных представлений о модели «правильной» поведенческой тактики каратиста;
- осуществлении мероприятий организационного характера в общей жизнедеятельности учеников-подростков, которые способствуют процессу накопления личностного опыта волевого поведения;
- формировании гармоничной и всесторонней личности ученика школы Кёкусин-кай каратэ;
- осуществлении диагностического мониторинга по вопросам волевых качеств учеников-подростков;
- опоре при организации психолого-педагогического процесса осуществления тренировочной практики Кёкусинкай каратэ на выявленные личностные характеристически волевой сферы подростка;
- разработке и претворении в жизнь различных воспитательных моделей, которые служат стимулирующим средством воспитания у учеников школы Кёкусинкай каратэ волевых качеств и т.д. [7].
Применяемая в тренировочных практиках Кёкусинкай каратэ система формирования волевых качеств учеников-подростков состоит их трёх основных векторов воздействия:
- формирование начальных знаний, умений и навыков использования ценностных ориентиров в повседневной и соревновательной жизнедеятельности;
- включение механизмов воздействия на учеников посредством педагогического «требования», «поощрения и наказания», «сравнения», разработки духовно-педагогических ситуаций в плане волевого становления учеников Кёкусинкай каратэ, как направления боевых искусств Востока;
- постоянное духовно-педагогическое взаимодействие инструктора-преподавателя с единоборцами (учителя с учениками); задания, основанные на силе воле и её развитии и т.д. [3].
В итоге у ученика школы каратэ Кёкусинкай формируются следующие волевые качества:
на начальном этапе:
- осознание, понимание необходимости и обязательность выполнения своего «долга»;
- подчиняемость «дисциплине» и проявление «самодисциплины»;
- появление и развитие «целеустремленности»;
- формирование такого качества, как «настойчивость»;
- формирования и проявление качества «упорства» и «усердия»;
- демонстрация «смелости» и «решительности»;
- формирование качества «выдержки» и «самообладания».
Позднее, при наличии уже «сформировавшихся» волевых качеств, таких как:
- «инициативность», проявляющаяся в высокой степени самоорганизации ученика;
- сформированная высокая степень «дисциплинированности» подростка;
- «организованность», отвечающая высоким требованиям;
- сформированный уровень проявления качеств «принципиальности»;
- сложившаяся «самоотверженность» ученика;
- у подростка формируется собственно опыт волевого поведения в сфере социального существования.
В итоге во время занятий и соревнований у учащегося всё более отчётливо проявляется система таких качеств как:
- правильная «первичная установка» на развитие волевых качеств;
- набор знаний по «истории, этикету и миссии» направления каратэ Кёкусинкай;
- формирование «самостоятельности и организованности»;
- использование строго «индивидуализированного подхода» к ученикам;
- организация «диагностического мониторинга» волевых качеств учеников;
- применение психолого-педагогических технологий «совместного творчества»;
- организация психолого-педагогической «мотивации развития» у учеников волевых качеств;
- создание «воспитывающих ситуаций»;
- применение старшими учениками по отношению к младшим метода личностного примера [4].
Все эти качества ведут напрямую к формированию у подростка духовно-нравственного совершенствования. При этом следует учитывать, что духовность, и нравственность важны не только в обыденной жизнедеятельности людей, но еще более они важны в специфической практике школы каратэ Кёкусинкай, особенно в процессе воспитания её учеников-подростков в рамках тренировок.
Заметим, что поскольку содержание понятий «духовность» и «нравственность» близко по смыслу, далее будем использовать интегральное понятие «духовно-нравственно воспитанная» личность. «Духовность» высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности (см., например, http://kettilove.ru/a-ljcmm/post-15812094/).
Главный принцип боевого искусства - побеждает сильный духом. Да, нужно изучать базовую технику стиля единоборства, который нравится. С помощью изученной техники можно победить более сильного и мощного противника, но дух всегда главенствует. Можно победить на соревновании, но проиграть, спасовать на улице (http://voindao.ru/o-dukhovnosti-v-vostochnykh-edinoborstvakh/).
Эти правила и традиции означают воззрения о «хорошем и плохом», о «правильном и неправильном», о «добре и зле», и, в том числе, воззрения о «правильном» поведении в этом обществе [4].
Иногда понятие «нравственности» отделяют от понятий «духовности», хотя это и не вполне верно. Обычно понятие «нравственность» представляет собой более узкую форму трактовки понятия «духовности». При этом «нравственность» понимается как
«внутренняя» составляющая часть «духовности» субъекта.
Обращаясь к тренировочным практикам школы каратэ Кёкусинкай в воспитании у учеников «духовно-нравственных» качеств, следует отметить, что сам процесс становления и развития боевых искусств Востока как воспитательного процесса, развития и самосовершенствования человека всегда шёл и идёт параллельно с принятием духовно-нравственных решений. Следует и необходимо отметить преимущества восточной системы в воспитании «духовно-нравственных» качеств субъекта в отличии от западной системы. Принятие этих решений всегда находилось на «контроле» у Учителей, хранящих традиции школы. Впрочем, сегодня, когда всё же произошло некоторое «размывание» духовно-нравственных качеств у воспитанников школы каратэ Кёкусинкай, становится особенно важно в педагогическом плане воспитывать подростка в духе «духовности и нравственности».
Для воспитания подростков именно в таком ключе необходимо определение основных духовно-нравственный компонент. Их основа может базироваться на некоторых качествах, указанных в тексте «Присяги» международной организации каратэ Кёкусинкай (1964 г.), опубликованной в труде М. Оямы «Это каратэ» [6]: среди семи качеств особенно важны, на наш взгляд, такие, как Уважение старших и воздержание от насилия, Соблюдение истинной добродетели скромности, Мудрость и сила.
Нетрудно заметить, что воспитание всех этих (и других подобных) качеств невозможно без формирования духовно-волевых установок и без оздоровления физического в ходе практики тренировок. Таким образом, «пересечение» и взаимодействие всех составляющих воспитательного процесса в ходе изучения воспитанниками Кёкусинкай каратэ могут сформировать необходимые для современного цивилизованного человека «духовно-нравственные» качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно такие духовно-нравственные качества и должны быть сформированы в школе Кёкусинкай каратэ у его воспитанников в сочетании с качествами силы духа и воли для достижения единой цели - создания гармоничного и всесторонне развитого, уверенного в себе психологически, сильного духом и телом субъекта, который будет образцом реализации нравственного закона человеческого общества в здоровом теле [4]. В такой ситуации будет обеспечиваться не только наиболее эффективная «техническая» подготовка учащихся (владение в совершенстве отдельными приёмами и конкретными техниками единоборств), но и максимально возможный оздоровительный эффект, духовно-нравственный, и духовно-волевой «рост» учащихся из числа подростков, что в комплексе будет способствовать развитию лучших индивидуальных качеств каждого занимающегося и достижение им максимальных результатов в повседневной жизни и соревновательной деятельности в области боевых искусств Востока. Дух Здоровый в Здоровом Теле!
ЛИТЕРАТУРА
1. Апресян, Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. - М. : Мысль, 2000. - Т. 3. - С. 118-119.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - 208 с.
3. Гульев, И.Л. Философские, социокультурные, нравственно- эстетические и психологические аспекты феномена каратэ-до / И.Л. Гурьев. - М. : [.б.и], 1989. - 147 с.
4. Ильин, Е.П. Психология воли : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Е.П. Ильин. -СПб. : Питер, 2000. - 347 с.
5. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1988. - 340 с.
6. Ояма, М. Это - каратэ / М. Ояма ; пер. с англ. А. Куликова. - М. : Фаир-Пресс, 2005. -
320 с.
7. Сен, В. Д. Педагогические условия нравственно-волевого воспитания подростков в процессе занятий каратэ-до / В.Д. Сен // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010.
- № 6 (11). - Вып. 5. - С. 169-176.
REFERENCES
1. Apresyan R.G. (2000), "Morality", New philosophical encyclopedia, Thought, Moscow, Vol. 3, pp. 118-119.
2. Balsevich, V.K. (2003), Physical culture for all and for everyone, Physical culture and sport, Moscow.
3. Gulyev, I.L. (1989), Philosophical, sociocultural, moral esthetic and psychological aspects of a phenomenon of karate-do, VINITI, Moscow.
4. Ilyin, E.P. (2000), Will Psychology, Peter, St. Petersburg.
5. Lesgaft, P.F. (1988), Chosen pedagogical compositions, Pedagogics, Moscow.
6. Oyama, M. (2005), It is karate, translate from English A. Kulikov, Fair-Press, Moscow.
7. Sen, E.L. (2010), "Pedagogical conditions of moral and strong-willed education of teenagers in the course of the karate occupations-do", Scientific sheets of BELGU. Serie. Humanities, No. 6 (11), Issue 5, pp. 169-176.
Контактная информация: alexandr.kyokushinunion@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.05.2018
УДК 378.147
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ВЫБОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная
академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани
Аннотация
Данная статья посвящена сущности компетентностного подхода при обучении курсантов и умений их применять полученные знания на практике. Показано, что факторами успешной реализации поставленных задач являются как личностные качества курсантов, так и опытность преподавателя, а также выбранная им методика. Автор полагает, что именно такой подход в обучении в области физической подготовки формирует у курсантов компетенции для будущей профессиональной деятельности военнослужащих.
Ключевые слова: компетентностный подход, физическая подготовка, обучение курсантов, развитие физических качеств.
UPGRADE OF MUTUAL UNDERSTANDING LEVEL AND CHOICE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF CADETS PHYSICAL TRAINING WITH END-ITEM AND INDEPENDENCE ORIENTATION
Aleksandr Viktorovich Gorbunov, the teacher, Branch of Military educational scientific center of the Air Force "Military and air academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Syzran
Annotation
This article is devoted to the essence of the competency-based approach when training of cadets and their skills to apply the acquired knowledge in practice. It is shown that the factors of successful implementation of the tasks are both personal qualities of cadets, and the experience of the teacher, as well as his chosen method. The author believes that this approach in the physical training forms the competence of cadets for the future military career.
Keywords: competency-based approach, physical training, cadets training, development of physical qualities.