УДК 378:796 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-57-63
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Подоляко Валерий Петрович
Тамбовская региональная общественная спортивная организация «Феникс», Россия, г. Тамбов, е-таП: feniks1965@mail.ru
В статье представлена методика организации учебно-тренировочного процесса по дзю дзюцу, являющегося одним из видов боевых искусств, с использованием индивидуально-дифференцированного подхода. Раскрыты требования, которые тренер-педагог предъявляет к обучающимся; рассмотрен вопрос о правомерности применения боевой техники в бытовых и экстремальных условиях. Рассмотрены проблемные аспекты учета индивидуальных особенностей школьников при изучении боевых единоборств.
Ключевые слова: тренер-педагог, боевые искусства, дзю-дзюцу, индивидуализация, дифференциация, учебно-тренировочный процесс, нравственно-волевое развитие, особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода
Профессия тренера-педагога предполагает наличие педагогических способностей и профессионально важных качеств, которые необходимы для передачи обучающимся двигательного опыта (для обучения технике избранного вида единоборств и повышения уровня физического состояния). Для обоснования специфики реализации индивидуально-дифференцированного подхода, проанализируем методику организации занятий по дзю дзюцу, являющегося одним из видов боевых искусств.
Термин «дзю-дзюцу» (искаженное произношение - «джиу-джитсу») появился в Японии в XVI в. как общее название всех видов рукопашною боя без оружия и с так называемым «подручным» или «малым» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу - это «мягкая, или податливая техника». Данное понятие метафорично. Его следует понимать таким образом, что мастер дзю-дзюцу уступает атаке противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает натиск врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), его наставники прибегают к выражениям типа «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».
Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единобор-
ства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои кумиути» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI-XV вв. Их техническая база включала захваты за руки, ноги и болевые приемы на суставы, броски, подножки и подсечки, выведение из равновесия, освобождение от захватов, работу с кинжалом, мечом, копьем. Удары применялись ограниченно, так как легче было травмировать собственную руку или ногу о доспехи, чем поразить противника. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы тычковые удары в болевые точки («атэми-вадза»).
В целом, техническая база дзю-дзюцу на 55-65 % состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски, выведения из равновесия), а еще от 35 до 45 % составляют удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами. Иными словами, это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение уместно еще и потому, что в дзю-дзюцу широко используются в качестве оружия различные предметы. В частности, это «явара» (палочка длиной от 12 до 30,5 см), «дзё» (дубинка), «бо» (шест либо посох), цепи, а также нож и веревка (или пояс).
Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают лю-
бой школе включать в свою программу элементы техники, которые привычны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Главные различия между ними заключаются сегодня в том, какие группы приемов преобладают. Одни школы делают упор на болевые приемы, другие - на броски, третьи - на работу по точкам. Остальные различия связаны большей частью с ритуалами, системой рангов, методами тренировки.
Основная форма занятий в школе дзю дзюцу - тренировка. Спортивная тренировка -это управляемый педагогический процесс овладения спортивным мастерством и его совершенствования. Спортивную тренировку следует рассматривать как единый круглогодичный, многолетний процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей организма.
Занятия начинаются с ритуала приветствия учеников учителем-сенсеем. При приветствии осуществляется три поклона уважения -учителя ученикам, наоборот и поклон младших старшей группе.
Далее следует разминка, в процессе которой выполняются подготовительные упражнения для разогрева сухожилий, мышц, суставов, отрабатывается самостраховка при падениях и бросках. Сначала старшие ученики по указанию инструктора показывают правильное выполнение упражнений, а затем помогают менее опытным товарищам освоить предлагаемую технику.
Затем следует основная часть тренировки, все упражнения которой направлены на развитие физических качеств: гибкости, ловкости, выносливости, освоение ударных и бросковых техник школы дзю-дзюцу по программе, работа на координацию, подвижность и чувство соблюдения дистанции боя, тактика, работа на силу и скорость, с использованием специального спортинвентаря.
В этой части также прослеживается принцип «преемственности поколений». Более опытные спортсмены под руководством наставника объясняют, показывают удары, броски, боевые комбинации, тактику ведения поединка. Все вышеизложенное проверяется на практике в схватках с заранее обусловленными ограничениями.
Окончание тренировки находит свое отражение в заключительной части и включает в себя упражнения на восстановление организма через расслабление, через дыхание.
Далее, как обычно, следует подведение итогов занятия, вопросы.
Очень важны требования к обучающимся на занятии, которые должен озвучить наставник [1]. Они обязывают учеников приходить на тренировку регулярно и в назначенное время, при опоздании сообщить причину опоздания, быть дисциплинированными, внимательно слушать и задавать вопросы тренеру, старательно выполнять объем задания во время тренировок, в процессе тренировки стараться исправлять свои ошибки.
Особую значимость имеют беседы наставника о правомерности применения боевой техники в бытовых и экстремальных условиях, о знании статей закона, определяющих правомерность самозащиты. При нападении со стороны хулиганов и преступников, законы РФ дают человеку право на защиту, но, что бы выжить в опасной ситуации, защита должна быть активной. Под активной защитой следует понимать защитно-атакующие действия, обеспечивающие безопасность сохранения жизни и здоровья обороняющегося, и направлены против лиц, совершающих агрессивное нападение.
К приемам активной защиты относятся такие технические действия, как удары руками и ногами, броски, болевые и удушающие приемы. Способы задержания, а также оказания помощи. Изучая технику самозащиты и рукопашного боя, необходимо четко знать, когда и при каких обстоятельствах применение тех или иных приемов будет правомерно. По характеру воздействия техника самозащиты без оружия и рукопашного боя разнообразная и многие приемы могут быть очень опасными для жизни и здоровья человека.
В этой связи может стать вопрос: а насколько будет правомерно использование приемов самозащиты без оружия и рукопашного боя, и каковы возможные последствия причинения ущерба, в особенности при тяжких телесных повреждениях или смерти, в результате использования таких приемов?
Применение приемов самозащиты без оружия и рукопашного боя будет правомерно в той степени, в какой они вызываются ситуациями необходимой обороны или крайней необходимости. В данном случае очень важно правильно понимать содержание, условия и пределы использования права на необходимую оборону, поскольку, именно ситуации
необходимой обороны или крайней необходимости чаще всего заставляют применять приемы активной защиты. Содержание понятий «необходимая оборона», «крайняя необходимость» и «причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление» раскрываются в статьях 37, 38 и 39 УК Российской Федерации.
Дифференцированное обучение учащихся боевым искусствам как система, имеет, прежде всего, глубоко гуманную человеческую цель - создание оптимальных условий для развития личности [2]. Достижение ее возможно, если внедрение данной системы будет предполагать решение задачи по наиболее полному учету индивидуальных различий обучающихся, если будут реализованы два фундаментальных принципа: принцип природосообразности и принцип культуро-сообразности.
Принцип природосообразности предполагает дифференциацию по возрастному индивидуальному различию образования, деятельности в организации социального опыта. Обучение с опорой на принцип культуросо-образности потребует дифференциации не столько по способностям, сколько по интересам и потребностям обучающихся, по их спортивной направленности, специфики данного региона, в котором живет ученик.
Следует отметить, что в любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный и индивидуализированный подходы и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация и индивидуализация [3]. Поэтому сами технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения, как применение разнообразных методических средств, являются включенными, проникающими технологиями.
Проблема учета индивидуальных особенностей школьников является одной из центральных проблем при изучении боевых единоборств. Чтобы эффективно организовывать тренировку, необходимо знать не только подлежащий усвоению материал и методику работы с ним, но «объект», на который направлено обучение ученика во всей совокупности его индивидуальных особенностей.
Организуя обучение боевым единоборствам, учитель должен видеть ученика как индивида с определенным набором способностей к овладению техникой боя, как субъ-
екта деятельности учения и общения на занятии с его умением (или не умением) учиться общаться и, наконец, что самое главное, как личность со всеми присущими ей социальными характеристиками: контекстом деятельности, личным опытом, интересами, мотивами, эмоциями, мировоззрением, статусом в коллективе.
Способности школьников к изучению боевых единоборств не одинаковы: одним они даются легко, другим с большим трудом. Следует иметь ввиду и тот факт, что обучение может усваиваться учениками одного и того же возраста по-разному: одни легко усваивают технику в силу хорошо развитой памяти, а у других более развито слуховое восприятие, успешно усваивают аудирование. Кроме того, у всех детей разный склад мышления.
Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также развитие этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению боевых единоборств [4]. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности, способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата, но при разных затратах времени.
Часто бывает так, что тренер дает слабому ученику менее сложное задание, чем сильному, исходя из следующего соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, педагог, конечно, прав, давая возможность слабому ученику принять участие в тренировочном процессе, тем самым активизируя его способности [5]. Вместе с тем, у сильного ученика может возникнуть вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, чтобы получить такую же оценку». Для ребенка это может восприниматься как «несправедливость» со стороны учителя, особенно, если слабый ученик отстает по своей лени.
Индивидуальное обучение на занятиях по дзю-дзюцу характеризуется постановкой таких целей как:
- сохранение и развитие индивидуальности обучающихся, их потенциальных возможностей;
- содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся;
- формирование физических умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития конкретного ученика;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Следует еще раз подчеркнуть, что индивидуализация является важнейшим компонентом тренировочного процесса, так как во время занятий тренер постоянно общается с обучающимися, объясняет и исправляет их индивидуальные ошибки [6]. Без этого прогресс в боевой подготовке невозможен, ничтожная ошибка в усвоении материала приводит к травме ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы и осмысление передового педагогического опыта в сфере организации обучения учащихся боевым искусствам (в том числе и собственного многолетнего опыта) позволили выявить следующие особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по дзю дзюцу, как одному из видов боевых искусств.
1. Регулярное переключение обучающихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Все занятие не может быть дифференцированным. В рамках занятий по дзю-дзюцу используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся. Характер деятельности людей, занятых в сфере информационной «индустрии», приводит к выводу, что ведущей является коллективная форма деятельности. Поэтому следует шире применять коллективные формы работы с любым учебным материалом.
В то же время при обучении дзю дзюцу видно быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности и по уровню подготовленности. Особенно видно это расслоение на учащихся, у которых дома есть тренажеры и спарринг-партнеры, и тех, у кого их нет. Следовательно, необходимо давать дифференцированные индивидуальные задания в зависимости от степени готовности учащихся к выполнению конкретных упражнений и целенаправленно создавать ситуаций самостоятельного выбора для обучающихся заданий разных уровней сложности.
Анализ многолетнего собственного опыта позволяет утверждать, что на занятиях по дзю-дзюцу эффективны такие формы рабо-
ты, как фронтальная беседа; работа со спортинвентарем индивидуально и попарно; демонстрация достижений усвоения программы всей секции; обсуждение материала всей секцией и последующее индивидуальное выполнение заданий.
Повышение познавательной активности с использованием специального оборудования в значительной степени зависит от правильного выбора приемов его использования. Даже с самым совершенным спортивным инвентарем ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для совершенствования спортивного мастерства могут быть созданы новизной способа и средства обучения, занимательностью его возможностей, но сам процесс обучения дзю-дзюцу в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и тренером.
Для обеспечения такого контакта необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам поставленную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учеников, активизируя их физические усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы выполнения конкретного упражнения.
Необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы на спортивных тренажерах для учеников 12-13 лет не должна превышать 10-20 мин., а для учеников 14-15 лет - 30-35 мин. Во время работы на спортивных тренажерах у учеников возникает нервно-эмоциональное напряжение и оно должно сниматься пониманием, что положительный результат достигнут и, напротив, неэффективность действий воспитанника приводит к возрастанию такого напряжения.
Опыт показывает, для учеников 12-13 лет наиболее приемлемы комбинированные занятия по боевым искусствам, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом необходимо проводить объяснения в первой части тренинга, а на конец занятий планировать деятельность, которая наиболее интересна для учеников и имеет для них большее личностное значение.
В комбинированном занятии по дзю-дзюцу можно выделить следующие основные этапы: организационный момент; активиза-
ция мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, ловкости, силы, фронтальный опрос и повторение ранее изученного материала); объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., работа с инвентарем (практические работы, физкуль-тигры); подведение итогов тренировки.
2. Использование интерактивных методов и информационных технологий обучения. На занятиях по дзю-дзюцу весьма эффективным оказывается ролевой метод: можно попросить учеников представить себя в роли объясняющего или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом боя. Попытка представить себя в роли другого заставляет ученика и на себя взглянуть со стороны.
Однако умения и навыки исполнения индивидуальной роли весьма непросты и должны формироваться специальным образом. Ролевое исполнение и составление алгоритмов спарринга способствует приобретению такого навыка. Например, при изучении на секции темы «Что такое алгоритм» мы просим одного из учеников представить себя в роли исполнителя алгоритма «Бой в партере», составленного другим учеником. Или представить себя в роли объясняющего другому ученику. Этот метод хорошо помогает при выполнении практических заданий в тренировочном процессе.
Активные методы обучения оказывают влияние на многие стороны учебно-тренировочного процесса. Они учат школьников слушать тренера и друг друга, обсуждать достигнутые результаты при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе.
В практике тренировочного процесса по дзю-дзюцу важно активное использование информационных технологий обучения для индивидуализации подготовки учащихся. Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино- ). Новые информационные технологии обучения -это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Специфическим компонентом в методике обучения дзю-дзюцу является наличие компьютера как эффективного средства обучения. При организации занятий школьников по дзю-дзюцу необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
Компьютер здесь - инструмент для воспроизведения техник, показанных мастером, он естественно входит в набор других тренировочных инструментов. Возможности компьютера, его многофункциональность увлекают школьников. В процессе обучения обогащается среда учебно-тренировочной деятельности, расширяется круг доступных для решения физических задач, развивается самостоятельность технико-тактического мышления. Большое значение для правильной организации учебного процесса на занятиях с использованием компьютера имеет учет возрастных особенностей восприятия учащимися новой визуальной информации.
3. Реализация воспитательной функции боевых искусств связана с воспитанием личности школьника, пониманием необходимости самовоспитания и формированием потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Подчеркнем, что сознательность освоения знаний тех или иных двигательных действий характеризуется тем, какой смысл они приобретают для ученика. Но смыслу не учат -смысл воспитывается, поэтому если занимающийся понял пользу и смысл физического упражнения для себя лично, то знания в этой области могут только усилить воспитательный эффект, повысить мотивацию и интерес, а, следовательно, осознанно воспринимать процесс тренировок.
Следует отметить, что сам процесс педагогической деятельности в сфере физического воспитания, несомненно, влияет на развитие личности человека, так как деятельность всегда инициирует психические, интеллектуальные проявления, формируя определенные отношения к себе и окружающим, ценностные ориентации, мотивы и потребности, т. е. оказывает воспитательное воздействие на личность [7].
Поэтому методика проведения занятий по дзю дзюцу, стиль поведения и профессио-
нальные знания и умения педагога-тренера, организация взаимодействия учашихся, создание психологического климата определяют их степень адаптации к двигательной деятельности и успешность реализации воспитательной функции.
Именно данная функция боевых искусств способствует решению следующих педагогических задач:
- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности;
- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к двигательной деятельности;
- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативных отношений;
- воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества, настойчивости в преодолении трудностей;
- воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения;
- формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самооценки, самоконтроля, саморегуляции и др.
Решение поставленных задач возможно при соблюдении педагогом-тренером ряда педагогических и психологических требований. К основным педагогическим требованиям относятся следующие:
- учет индивидуальных особенностей каждого занимающегося (морфо-функцио-нальное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями (интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развития физических качеств, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- создание условий реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, похвала, одобрение;
- контроль и самоконтроль за динамикой результатов учебно-тренировочного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим требованиям относятся:
- создание психологического климата на занятии (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции).
Важно отметить, что воспитательная функция боевых искусств в идеале предполагает переход от воспитания к самовоспитанию, от внешних направленных норм и требований поведения к внутренним (И. С. Кон, Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьёва). Постепенно усиливая функции самовоспитания, педагог-тренер вовлекает в этот процесс учащихся, предоставляя им расширенные возможности для проявления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции. Самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой активного использования ценностей двигательной культуры, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, социализации учащихся и интеграции в общество.
Литература
1. Осокин В. Г. Кудо: учебник по контактному карате. Владивосток, 2002.
2. Осмоловская И. А. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе. М., 2002.
3. Петрыгин С. Б. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростков в процессе занятий восточными единоборствами: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2005.
4. Пысина Н. В. Педагогическая технология индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков в клубах по месту жительства // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 25-30.
5. Шивринская С. Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка. М., 2012.
6. Подоляко М. В., Подоляко В. П. Лично-стно-профессиональные требования к тренеру по восточным единоборствам // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2014. С. 56-60.
7. Сен В. Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства в системе дополнительного образования: на материале занятий кудо: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2008.
References
1. Osokin V. G. Kudo: uchebnik po kontakt-nomu karate [Kudo: the textbook on contact karate]. Vladivostok, 2002.
2. Osmolovskaya I. А. Didakticheskiye print-sipy differentsiatsii protsessa obucheniya v obsh-cheobrazovatel'noj shkole [The didactic principles of differentiation of process of training at comprehensive school]. M., 2002.
3. Petrygin S. B. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya nravstvenno-volevykh kachestv lichnosti podrostkov v protsesse zanyatij vostochnymi edino-borstvami [Pedagogical conditions of formation of moral and strong-willed qualities of the identity of teenagers in the course of occupations by oriental martial arts]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ryazan', 2005.
4. Pysina N. V. Pedagogicheskaya tekhnolo-giya individual'no motivirovannoj sportivno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti podrostkov v klubakh po mestu zhitel'stva [Pedagogical technology of individually motivated sports activity of teenagers in clubs at the place of residence] // Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2007. № 1. S. 25-30.
5. Shivrinskaya S. E. Urok fizicheskoj kul'tury kak prostranstvo samovospitaniya podrostka [Physical education class as space of self-education of the teenager]. M., 2012.
6. Podolyako M. V., Podolyako V. P. Lich-nostno-professional'nye trebovaniya k treneru po vostochnym edinoborstvam [Personal and professional requirements to the trainer on oriental martial arts] // Lichnostnoye i professional'noye razvitiye budushchego spetsialista. Tambov, 2014. S. 56-60.
7. Sen V. D. Nravstvenno-volevoye vospitaniye podrostkov sredstvami vostochnogo edino-borstva v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: na materiale zanyatij kudo [Moral and strong-willed education of teenagers means of oriental martial art in system of additional education: on material of kudo lessons]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Belgorod, 2008.
* * *
THE ORGANIZATION OF TRAINING OF PUPILS IN MARTIAL ARTS ON THE BASIS OF THE INDIVIDUAL DIFFERENTIATED APPROACH
Podolyako Valery Petrovich
Tambov Regional Public Sports Organization «Feniks», Russia, Tambov, e-mail: feniks1965@mail.ru
In article the author presented the technique of the organization of educational and training process on Ju Jutsu, being one of types of martial arts, with use of the individual differentiated approach, opened requirements which the trainer-teacher imposes to trained, considered the question of legitimacy of use of military equipment in living and extreme conditions and the problem aspects of the accounting of specific features of school students when studying fighting single combats.
Key words: trainer-teacher, martial arts, Ju Jutsu, individualization, differentiation, educational and training process, moral and strong-willed development, features of realization of the individual differentiated approach
Об авторе:
Подоляко Валерий Петрович, директор Тамбовской региональной общественной спортивной организации «Феникс»
About the author:
Podolyako Valery Petrovich, Director of the Tambov Regional Public Sports Organization «Feniks»