Научная статья на тему 'Методика оценки результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий в процессе земельных преобразований Республики Казахстан'

Методика оценки результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий в процессе земельных преобразований Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ / СИСТЕМА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / A LAND REFORM / THE REORGANIZATION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES / EFFICIENCY / FORMS OF FARMING IN RURAL AREAS / LAND TENURE SYSTEM / COEFFICIENT OF REORGANIZATION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репников Игорь

В статье рассмотрены особенности и результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Казахстане, дается обоснование и необходимость использования разработанной автором методики определения эффективности процесса реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В результате проведенной земельной реформы в республике появились различные формы хозяйствования на селе и определилось несколько типов систем землепользования. В данном исследовании делается попытка определить эффективность реорганизации и деятельности сельскохозяйственных предприятий с помощью разработанной автором методики. Данная методика позволит выявить районы, которые подвержены дальнейшему изменению их территории, и районы со стабильными системами землепользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Репников Игорь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses features and results of reorganization the agricultural enterprises in Kazakhstan, presented justification and the need to use a technique developed by the author to determine the effectiveness of the process reorganization of agricultural enterprises. As a result of land reform in the country, there were various forms of farming in rural areas, and defined several types of land use systems. This study attempts to determine the effectiveness of the reorganization of agricultural enterprises and by means methods developed by the author. This procedure will identify areas that susceptible to further change their territories, and districts with stable land-use systems.

Текст научной работы на тему «Методика оценки результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий в процессе земельных преобразований Республики Казахстан»

^^ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

УДК 332.2.021.8

Игорь Репников,

старший преподаватель, магистр наук,

Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, г. Астана

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В статье рассмотрены особенности и результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Казахстане, дается обоснование и необходимость использования разработанной автором методики определения эффективности процесса реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В результате проведенной земельной реформы в республике появились различные формы хозяйствования на селе и определилось несколько типов систем землепользования. В данном исследовании делается попытка определить эффективность реорганизации и деятельности сельскохозяйственных предприятий с помощью разработанной автором методики. Данная методика позволит выявить районы, которые подвержены дальнейшему изменению их территории, и районы со стабильными системами землепользования.

S u m m a r y

The article discusses features and results of reorganization the agricultural enterprises in Kazakhstan, presented justification and the need to use a technique developed by the author to determine the effectiveness of the process reorganization of agricultural enterprises. As a result of land reform in the country, there were various forms of farming in rural areas, and defined several types of land use systems. This study attempts to determine the effectiveness of the reorganization of agricultural enterprises and by means methods developed by the author. This procedure will identify areas that susceptible to further change their territories, and districts with stable land-use systems.

Ключевые слова: земельная реформа, реорганизация сельскохозяйственных предприятий, эффективность, формы хозяйствования на селе, система землепользования, коэффициент реорганизации сельскохозяйственного предприятия.

Keywords: a land reform, the reorganization of agricultural enterprises, efficiency, forms of farming in rural areas, land tenure system, coefficient of reorganization of agricultural enterprises.

20

Одним из результатов земельного реформирования в Республике Казахстан является реорганизация сельскохозяйственных предприятий из одной формы собственности (хозяйствования) в другую. Убыточность и нерентабельность производства сельскохозяйственной продукции совхозами и колхозами заставили искать новые формы организации таких хозяйств, которые в рыночных условиях смогли бы выжить. Так на селе появились негосударственные сельскохозяйственные юридические лица - товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), акционерные общества (АО), коммандитные товарищества (КТ), производственные кооперативы (ПК) и семейно-тру-довые объединения - крестьянские и фермерские хозяйства (КФХ). За короткий промежуток времени было проведено разгосударствление совхозов, реорганизация колхозов и их приватизация [1].

Параллельно шел процесс разделения их земельного фонда на условные земельные доли. На базе бывших совхозов (колхозов) создавалось 1-2 коллективное сельскохозяйственное предприятие в форме ТОО, АО и несколько самостоятельных хозяйств - КФХ. Предполагалось, что реорганизация государственных сельскохозяйственных предприятий на этом закончится. Но процесс поиска новых форм хозяйствования и выделения из коллективных хозяйств в крестьянские и фермерские хозяйства до сих пор продолжается. Проследить весь путь развития большинства хозяйств на селе со временем становится все труднее.

В настоящее время на базе одного бывшего совхоза в среднем по республи-

ке создано около 30, а в некоторых зонах 50-60, иногда 80 сельскохозяйственных предприятий. Параллельно с закрытием одних хозяйств продолжается процесс образования новых. Величина земельного фонда, находящаяся в движении, постоянно меняется. Прогнозировать возможный земельный рынок в таких условиях проблематично, но необходимо.

В результате земельной реформы определились следующие типы систем землепользований на базе бывших совхозов:

• организовано 1 сельскохозяйственное объединение в форме ТОО, АО, кооператива;

• организовано несколько сельскохозяйственных объединений и ряд крестьянских и фермерских хозяйств;

• развиваются только крестьянские и фермерские хозяйства.

Размеры и количество хозяйств, земельные отношения по каждому из на-

званных типов различны и зависят от многих факторов.

Динамика изменения количества агро-формирований и их структура приведены в таблице 1 [2].

В результате реформ, проведенных в сельском хозяйстве республики, основной формой хозяйствования в аграрном секторе в настоящее время стали крестьянские и фермерские хозяйства, количество которых в республике постоянно увеличивается.

Для определения эффективности реорганизации и деятельности сельскохозяйственных предприятий в процессе земельного реформирования нами разработана методика оценки результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Данная методика позволяет изучить процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий, выявить ее положительные и отрицательные стороны, прогнозировать процесс образования

Таблица 1

Динамика состава хозяйствующих субъектов в аграрном секторе Республики Казахстан

Категории хозяйствующих субъектов 1991 г. 2013 г. 2014 г.

ед. % ед. % ед. %

Государственные сельскохозяйственные организации 3 640 54,6 910 0,4 730 0,3

Негосударственные сельскохозяйственные юридические лица 548 8,2 11 174 5,1 11 392 5,1

Крестьянские и фермерские хозяйства 2 480 37,2 207215 94,5 213 560 94,6

Всего 6668 100,0 219299 100,0 225682 100,0

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ В ПРОЦЕССЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

новых и закрытие убыточных хозяйств.

Основная задача предлагаемой методики - определение эффективности реорганизации и деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Цель методики заключается в следующем:

• изучение процесса реорганизации сельскохозяйственных предприятий;

• изучение различных типов хозяйств, успешно развивающихся в рыночных условиях;

• оценка результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий в процессе земельной реформы;

• прогнозирование процесса реорганизации сельскохозяйственных предприятий.

Один из основных вопросов данной методики - оптимальный размер сельскохозяйственного предприятия. Существует большое количество методик и подходов по определению оптимального размера хозяйства. Данная методика основывается и применима только к рассматриваемому процессу реорганизации сельскохозяйственных предприятий при переходе от плановой экономики к рыночной.

Суть методики - сравнительный анализ систем землепользований, существовавших при плановой экономике, со сложившейся системой землепользований в рыночных условиях.

Основное содержание методики оценки результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий в процессе земельной реформы

Объектом исследования является система новых землепользований, образованных на базе бывшего до приватизации сельскохозяйственного предприятия. Методика оценки результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий состоит из следующих этапов:

• первый этап - изучается система хозяйствования сельскохозяйственного предприятия (совхоза) при плановой экономике;

• второй этап - изучается система зем-

1990 г.

2000 г.

современное состояние

Рисунок. Примерная схема реорганизации сельскохозяйственного предприятия в процессе земельной реформы

лепользований, образованных на базе бывшего совхоза в рыночных условиях;

• третий этап - сравнительный анализ систем землепользований сельскохозяйственного предприятия до и после реформирования;

• четвертый этап - оценка результатов реорганизации сельскохозяйственного предприятия.

Рассмотрим каждый из выделенных этапов более детально.

Первый этап. Задача начального этапа исследования заключается в сборе первичного материала по хозяйству. Месторасположение, площадь сельскохозяйственных угодий, количество отделений, план землепользования. Так как это информация о хозяйстве за 1990 г., то есть до приватизации, то это наиболее трудоемкий процесс, и с каждым годом все труднее разобраться в процессе изменения названий хозяйства, его перерегистрации, реорганизации из одной формы собственности в другую и т.д.

Также за этот период по хозяйству собираются экономические показатели - выход валовой продукции, урожайность зерновых, специализация, рентабельность и др.

Второй этап. Задача второго этапа исследования - отследить путь развития сельскохозяйственного предприятия до его современного положения. Это также трудоемкий процесс, так как рассматриваемый период развития хозяйства составляет примерно 15-20 лет. В это время неТаблица 2

Коэффициент реорганизации сельскохозяйственных предприятий Акмолинской области по состоянию на 1 января 2015 г.

Наименование района До реорганизации (1990 г.) После реорганизации (2015 г.)

количество хозяйств коэффициент количество хозяйств коэффициент

Аккольский 9 1:9 309 1 34

Аршалынский 11 1:11 323 1 29

Астраханский 16 1:16 509 1 31

Атбасарский 18 1:18 308 1 17

Буландынский 11 1:11 257 1 23

Бурабайский 15 1:15 530 1 35

Егиндыкольский 10 1:10 299 1 30

Енбекшильдерский 11 1:11 561 1 51

Ерейментауский 11 1:11 451 1 41

Есильский 21 1:21 333 1 16

Жаксынский 12 1:12 345 1 29

Жаркаинский 13 1:13 926 1 71

Зерендинский 10 1:10 840 1 84

Коргалжынский 9 1:9 292 1 32

Сандыктауский 16 1:16 426 1 26

Целиноградский 17 1:17 469 1 27

Шортандинский 9 1:9 170 1 19

Итого 219 1:13 7 348 1 33

которые хозяйства успешно развивались и увеличивали свою площадь, но часть хозяйств успела несколько раз закрыться, становясь банкротом, открыться вновь, меняя свое название, площадь и форму хозяйствования.

В этот период в республике были образованы сельские округа, территория которых совпадает с границами бывших совхозов. Так, если при плановой экономике в районе функционировало около 10-15 совхозов, то в настоящее время количество сельских округов этого района примерно равно количеству совхозов. И поэтому для облегчения процесса изучения результатов реорганизации предлагается рассматривать сельскохозяйственное предприятие в системе сельского округа.

Итак, территория совхоза в настоящее время примерно равна по площади территории сельского округа. Это одно из важных положений, на основании которого построена данная методика.

На этом этапе также изучаются те же экономические показатели хозяйства, которые были собраны на начальном этапе.

Третий этап. Задача третьего этапа -сравнительный анализ систем землеполь-зований сельскохозяйственного предприятия на основе информации о хозяйстве за 2 периода его развития (рисунок).

• при плановой экономике;

• в рыночных условиях (современное положение).

За короткий промежуток времени (1015 лет) система землепользований совхоза была разделена на множество мелких землепользований, и процесс дробления до сих пор продолжается.

Для дальнейшего изучения процесса реорганизации сельскохозяйственного предприятия (совхоза) предлагается ввести новый показатель, характеризующий этот процесс - коэффициент реорганизации сельскохозяйственного предприятия (КРСХП). Этот коэффициент отражает реальное положение процесса реорганизации в сельскохозяйственном предприятии. КРСХП - это не постоянная, а меняющаяся во времени величина.

Определяется КРСХП следующим образом. Землепользование сельскохозяйственного предприятия при плановой экономике принимаем как соотношение 1:1, то есть на территории одного землепользования размещается одно хозяй-

21

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

ство, а систему землепользований в современных условиях будем рассчитывать в зависимости от количества сельскохозяйственных предприятий, размещающихся в настоящее время на территории этого хозяйства. Например: на территории бывшего совхоза (колхоза) в настоящее время размещается 2 ТОО и 15 КФХ. Соответственно, КРСХП равен 1:17. Так как сельскохозяйственное предприятие рассматриваем в системе сельского округа, то и коэффициент реорганизации этого сельского округа принимаем равным КР-СХП (бывшего совхоза).

Определение данного коэффициента рассмотрим на примере Акмолинской области Республики Казахстан (таблица 2).

На момент реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Акмолинской области насчитывалось 219 хозяйств, а на момент проведения исследования - 7348 [3].

Коэффициент реорганизации на начальном этапе земельного реформирования составлял от 1:9 до 1:21, в настоящее время количество хозяйств в области значительно увеличилось (в 33 раза) и, соответственно, увеличился диапазон данного коэффициента с 1:16 до 1:84, то есть, если раньше на территории района насчитывалось максимум 21 хозяйство (Есильский), то сегодня количество хозяйств на территории одного района увеличилось до 926 (Жаркаинский).

22 Рассчитав коэффициент реорганизации каждого сельского округа, проводим зонирование района в соответствии с коэффициентами реорганизации сельскохозяйственных предприятий.

Предлагается выделить 3 зоны:

• низкая степень реорганизации сельскохозяйственных предприятий - коэффициент реорганизации от 1:1 до 1:10;

• средняя степень реорганизации сельскохозяйственных предприятий - коэффициент реорганизации от 1:11 до 1:20;

• высокая степень реорганизации сельскохозяйственных предприятий - коэффициент реорганизации от 1:21 и выше.

Данная группировка позволит выявить районы, подверженные дальнейшему дроблению их территории, и районы со стабильными системами землепользования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зная коэффициент реорганизации каждого сельского округа в районе, получаем размеры зон.

Четвертый этап. Задача заключительного этапа сводится к оценке результатов реорганизации сельскохозяйственного предприятия. Предлагается это сделать по совокупности экономических и социальных показателей. Для этого проводится группировка всех сельскохозяйственных предприятий района.

Методом экспертных оценок и сравнительного анализа экономических показателей все сельскохозяйственные предприятия разделены на 3 группы:

• экономически сильные хозяйства,

имеющие эффективное производство (по результатам производства и средствам производства);

• средние в экономическом плане хозяйства (средние показатели эффективности и наличия средств производства), но имеющие стабильное производство;

• хозяйства со слабой экономикой, недавно образованные или находящиеся на грани банкротства.

Отнесение сельскохозяйственных предприятий к той или иной группе хозяйств проводилось в два этапа:

• предварительное изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности хозяйств по официальным источникам (изучались данные по хозяйствам, которые были получены из материалов Агентства Республики Казахстан по статистике);

• проведение опроса и анкетирования представителей государственных органов (специалистов акиматов, комитета по управлению земельными ресурсами и непосредственно директоров (глав) хозяйств).

Подсчитав количество сельскохозяйственных предприятий в каждой группе хозяйств, определяем положение бывшего совхоза в современных условиях. Путем сравнительного анализа экономических показателей хозяйства при плановой экономике и рыночной, даем оценку результатов реорганизации и деятельности сельскохозяйственного предприятия (совхоза). Проведя группировку по выделенным типам хозяйств, определяем в массе сельскохозяйственных предприятий преобладающий тип хозяйств. Методом наложения данной группировки на выделенные зоны реорганизации сельскохозяйственных предприятий определяем эффективность реорганизации.

В результате изучения показателей экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий в каждой из выделенных зон, предоставляется возможность выявить закономерности развития и поведения данных предприятий. Проведя такого рода зонирование и изучив размеры, количество и экономику хозяйств по каждой зоне, определив благоприятный климат для жизнедеятельности сельскохозяйственных предприятий, можно будет разработать рекомендации по оптимальным размерам хозяйств различных форм собственности (хозяйствования) в рыночных условиях.

Из множества существующих форм хозяйствования необходимо определить наиболее конкурентоспособные в рыночных условиях. Изучив опыт реорганизации успешно развивающихся хозяйств, можно будет рекомендовать его другим хозяйствам.

В Республике Казахстан была реализована государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы, в результате которой была проведена классификация сельских населенных пунктов

(СНП) по уровню социально-экономического развития. В результате проведенных исследований, все сельские населенные пункты республики были сгруппированы в четыре категории (типа):

• с высоким потенциалом развития;

• со средним потенциалом развития;

• с низким потенциалом развития;

• с особо неблагоприятными экологическими условиями.

Проведенная классификация СНП по социально-экономическим критериям позволила оптимизировать направления государственной политики по развитию сельских территорий. Меры государственной поддержки будут направляться на развитие сельских населенных пунктов с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития [4].

По аналогии с данной Программой, предлагаемая автором методика позволит дифференцировать все сельскохозяйственные предприятия на хозяйства с высоким, средним и низким потенциалом развития.

Согласно принятой в республике программе «Агробизнес-2020», до 2020 г. увеличится объем государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза [5]. Для повышения эффективности государственной поддержки необходимо совершенствовать систему субсидирования и направлять выделяемые средства только тем сельхозтоваропроизводителям, которые ориентированы на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Литература

1. Указ Президента Республики Казахстан, принятый 5 марта 1993 г.: «О Национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы».

2. Сводный аналитический отчет о состоянии и использовании земель Республики Казахстан за 2014 год / Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства Национальной экономики Республики Казахстан. Астана, 2015.

3. akmola.stat.kz - Официальный сайт Департамента статистики Акмолинской области.

4. Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы: утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 г. № 1149.

5. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробиз-нес-2020»: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 г. № 151.

repnikov2011@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.