УДК 332.2.021
Виталий Семочкин,
кандидат экономических наук, профессор, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, Игорь Репников,
старший преподаватель, магистр наук,
Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, г. Астана
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье рассмотрены особенности территориального развития и организации использования земельного фонда Республики Казахстан. Проведен анализ произошедших за последние годы изменений в использовании земель различных категорий. Выявлена необходимость государственного регулирования земельных отношений и определены задачи и направления землеустройства в организации использования земель сельскохозяйственного назначения.
S u m m a r y
In article features of territorial development and the organization of use of land fund of the Republic of Kazakhstan are considered. The analysis of the changes in use of lands of various categories which have happened in recent years is carried out. Need of state regulation of the land relations is revealed and tasks and the directions of land management in the organization of using of agricultural lands are defined.
Ключевые слова: земельная реформа, земельный фонд, формы хозяйствования, землеустройство, земли сельскохозяйственного назначения, организация территории.
Keywords: land reform, land fund, managing forms, land management, agricultural land, territory organization.
Территориальное развитие Казахстана до обретения независимости определялось в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР и осуществлялось на основе централизованного директивного планирования. В условиях функционирования рыночной экономики вопросы развития и размещения экономического потенциала и расселения населения в основном определяются рыночными механизмами.
Задачи государства на современном этапе заключаются в стимулировании концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создании условий для роста экономической активности субъектов рынка и формировании единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мирохозяйственной системой.
Активное вхождение Казахстана в мирохозяйственную систему сдерживается его узкой специализацией в мировом и региональном разделении труда, удаленностью от основных мировых товарных рынков, что усугубляется неразвитостью транспортно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей выход на внешние рынки как страны в целом, так и ее отдельных регионов. Развитие экономики в рыночных условиях выявило как конкурентные преимущества отдельных территориально-хозяйственных систем
страны, так и их недостатки, связанные с различными возможностями адаптации к рынку. Это привело к значительному спаду и свертыванию производства в отдельных регионах, появлению депрессивных районов и населенных пунктов. В результате усугубились региональные диспропорции, и часть населения страны, несмотря на естественные миграционные потоки, в настоящее время проживает на экономически неперспективных территориях. Сложившаяся ранее система расселения утратила свою эффективность и не соответствует формируемой в настоящее время пространственной экономической организации страны. Неперспективными стали отдельные малые города, поселки, ранее построенные на базе месторождений минерального сырья, а также села на непригодных для нормального проживания территориях, удаленных от центров развития. В настоящее время идет процесс интеграции экономического пространства Казахстана с мирохозяйственной системой как центрально-азиатского торгово-экономического и сервисно-технологического центра, концентрация экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах в сочетании с рациональной освоенностью территории страны.
За годы земельных преобразований в республике коренным образом изменились условия и характер деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Во всех хозяйствах были проведены приватизация, реорганизация и перераспределение земель. Приусадебные и прилегающие к населенным пунктам земли переданы в ведение сельских администраций. На территории большинства сельскохозяйственных предприятий организованы крестьянские (фермерские) хозяйства, часть земель бывших колхозов и совхозов изъята в фонд перераспределения, а сами хозяйства реформированы. В результате разделения земель на условные земельные доли сельскохозяйственное производство ведется на территориях, имеющих различный правовой статус: находящиеся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или аренде сельскохозяйственных предприятий и др. В аграрном секторе возникли малые, средние и крупные сельскохозяйственные производства, экономически взаимодействующие. Происходит объединение интересов личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.
Важнейшая предпосылка эффективной организации территории, создания за счет этого условий для устойчивого экономического развития предприятий и рационального природопользования — учет разнообразия природных и экономических условий, агроэкологическо-го потенциала земель и интенсивности производства. Это стратегическая задача землеустройства и одно из важнейших направлений его развития в агропромышленном комплексе. На различных
1S -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2017
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А".
•/V
уровнях административно-территориального устройства республики земельные ресурсы распределяются между различными отраслями (сельским, лесным, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками и др.). Это происходит в целях организации их рационального использования и охраны в интересах государства, общества; разработки и осуществления крупномасштабных программ развития агропромышленного комплекса, повышения плодородия почв и мелиорации земель; отнесения земельных участков к территориям с особым правовым, природоохранным, рекреационным и заповедным режимами и т.д.
Совершенствование земельных преобразований, обусловленных изменением экономической ситуации в стране, способствует постоянному перераспределению состава земельного фонда. Основные изменения произошли за период проведения земельной реформы, когда в республике из земель сельскохозяйственного назначения было выведено в земли запаса, населенных пунктов и лесного фонда
порядка 55% земель данной категории. Однако процесс изменений в использовании земельного фонда продолжается, что связано, прежде всего, с перераспределением земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса (табл. 1).
Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим и подлежат охране, направленной на ограничение изъятия, сохранение и повышение их плодородия. Площадь земель данной категории в структуре земельного фонда составляет 98,6 млн га или 37,8% используемых земель. Их удельный вес в земельном фонде областей колеблется от 70-75% (Северо-Казахстанская, Акмолинская области) до 10-20% (Кызылординская, Атыра-уская области). Это, в основном, связано с различием в природно-климатических условиях и наличием обширных площадей пустынных и полупустынных пастбищных угодий.
За период реформирования сельскохозяйственных предприятий в 1991-2005 гг. площадь земель сельскохозяйственного назначения по республике сократилась на
119,8 млн га, но в последующем площадь земель этой категории ежегодно возрастала и общее ее увеличение с 2005 по 2015 гг. составило16,4 млн га.
В последние годы земли сельскохозяйственного назначения по всем областям увеличиваются за счет освоения земель запаса, в 2015 г. их общая площадь по республике увеличилась на 2,3 млн га. Основное увеличение произошло в Актюбинской области — на 0,7 млн га [2].
Кроме того, земельные ресурсы перераспределяются по формам собственности, включая государственную и частную. Таким образом, происходит земельный оборот. В экономически развитых государствах ежегодный земельный оборот охватывает от 5 до 8% земельных участков. По данным баланса земель на начало 2015 г. и других материалов земельного учета, в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц числится 1988,0 тыс. га земель различных категорий. Основные площади земельных ресурсов сосредоточены в государственной собственности (табл. 2).
Таблица 1
Динамика изменений земельного фонда Республики Казахстан по категориям земель за 1991-2014 гг., тыс. га [2]
Категории земель 1991 г. 2013 г. 2014 г. Изменения (+, - )
2014 г. к 1991 г. 2014 г. к 2013 г.
Земли сельскохозяйственного назначения 218375,8 96278,3 98580,2 -119795,6 +2301,9
Земли населенных пунктов 3 747,2 23749,7 23804,8 +20057,6 +55,1
Земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения 18796,8 2726,4 2778,7 -16018,1 +52,3
Земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения 775,1 6515,2 6634,3 +5859,2 +119,1
Земли лесного фонда 10179,2 22943,6 22850,6 +12671,4 -93,0
Земли водного фонда 819,9 4112,9 4120,9 +3301,0 +8,0
Земли запаса 18952,3 104847,7 102404,3 +83452,0 -2443,4
Итого земель 271646,3 261173,8 261173,8 -10472,5 -
В том числе земли, используемые на территории других государств 149,8 0,9 0,9 -148,9 -
Земли, используемые другими государствами 993,7 11317,3 11 317,3 +10 323,6 -
Территория республики 272490,2 272490,2 272490,2 - -
Таблица 2
Распределение земельного фонда Республики Казахстан по формам собственности в разрезе категорий земель на начало 2015 г., тыс. га
Категории земель Площадь, всего Из них
в частной собственности в государственной собственности
Земли сельскохозяйственного назначения 98580,2 1293,0 97287,2
Земли населенных пунктов * 23804,8 539,4 23265,4
Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения 2778,7 155,6 2623,1
Земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения 6634,3 - 6634,3
Земли лесного фонда 22850,6 - 22850,6
Земли водного фонда 4120,9 - 4120,9
Земли запаса 102404,3 - 102404,3
Итого земель 261173,8 1988,0 259174,8
* Без земель, находящихся в собственности негосударственных юридических лиц.
- 19
МСХЖ — 60 лет! МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017
Из общей площади земель, находящихся в частной собственности, на земли сельскохозяйственного назначения приходится 65,1%, земли населенных пунктов — 27,2%, земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения — 7,9%.
В последние годы основной прирост частного земельного фонда отмечался за счет земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемых гражданами республики для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и негосударственными юридическими лицами Казахстана для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
В составе земель сельскохозяйственного назначения в собственности граждан и негосударственных юридических лиц находится 1293,0 тыс. га, что составляет всего 1,3% земель этой категории, во временном землепользовании крестьянских хозяйств и негосударственных землепользователей — 95,9 млн га (98,7%), в постоянном землепользовании государственных юридических лиц — 1,4 млн га (1,4%).
По целевому назначению основные площади земельных участков, находящихся в составе частного земельного фонда, используются для ведения:
• крестьянского и фермерского хозяйства — 39,8%;
• товарного сельскохозяйственного производства — 21,4%;
• садоводства и дачного строительства — 3,7%;
• личного подсобного хозяйства — 13,2%;
• индивидуального жилищного строительства — 4,6%;
• для других, в основном предпринимательских, целей в населенных пунктах — 9,5%;
• для промышленных и иных целей в землях промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения — 7,8%.
Имеется определенный дисбаланс в вопросах пользования землей и сохранения плодородия почв. Значительное количество сельскохозяйственных земель, переданных в долгосрочную аренду, не используется по назначению или используется в минимальной степени. На используемых арендаторами сельскохозяйственных землях проводятся недостаточно эффективные мероприятия по сохранению плодородия почв и предот-
вращению ветровой и водяной эрозии. По данным Комитета по управлению земельными ресурсами Республики Казахстан, до 15% земель сельскохозяйственного назначения в республике используется нерационально. На сегодняшний день около 125 млн га пастбищ не обводнены и не используются. Кроме этого, более 20 млн га пастбищ, прилегающих к населенным пунктам, ввиду нерационального использования классифицируются как деградированные.
Конституцией Республики Казахстан определено, что земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Основания, условия и пределы передачи земель в частную собственность установлены Земельным кодексом Республики Казахстан. Согласно ст. 23 Кодекса в частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением [1].
В последние годы основной прирост частного земельного фонда отмечался за счет земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемых гражданами республики для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и негосударственными юридическими лицами Казахстана для ведения товарного сельскохозяйственного производства. У государственных землепользователей земельные участки находятся на праве постоянного землепользования. Негосударственным землепользователям земельные участки предоставлены на праве временного землепользования, преимущественно на праве временного возмездного землепользования, то есть на праве аренды.
В результате реформ, проведенных в сельском хозяйстве республики, основной формой хозяйствования в аграрном секторе в настоящее время являются крестьянские или фермерские хозяйства, в пользовании которых находится более половины земель сельскохозяйственного назначения. В частную собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения для использования их в аграрном секторе, земли населенных пунктов, промышленности и иного несельскохозяйственного назначения для предпринимательских целей предоставляются государством только на платной основе. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, развития садоводства предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в размерах, установленных земельным законодательством. Дополнительно, сверх установленных норм, земельные участки для вышеуказанных целей предоставляются на платной основе.
По состоянию на начало 2015 г. в республике было продано 1220,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения на сумму 18,56 млрд тенге. Наибольший объем продажи государством земель в частную собственность происходил в 20072008 гг. (было продано соответственно 212,4 и 273,5 тыс. га). В последующие 3 года темпы продажи значительно снизились и составили около 50 тыс. га в год. Начиная с 2011 г. темпы продажи государством земель сельскохозяйственного назначения начали расти и уже в 2012 г. составили 83,7 тыс. га. В 2014 г. площадь земель, проданных в частную собственность, увеличилась до 104,7 тыс. га (табл. 3).
Основное количество земельных участков общей площадью 1015,3 тыс. га (82,8%) было приобретено по полной кадастровой стоимости на сумму 17,3 млрд тенге. Эти земли могут сразу находиться в рыночном обороте. По полной стоимости в рассрочку продано 81,1 тыс. га на сумму 737,4 млн тенге. По льготной цене приобретено 55,5 тыс. га на сумму 123,7 млн тенге, в рассрочку по льготной цене — 69,0 тыс. га на сумму 326,3 млн тенге.
Из общей площади проданных земель сельскохозяйственного назначения гражданами республики было приобретено 793,1 тыс. га стоимостью 14,5 млрд тенге
Таблица 3
Динамика продажи государством земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га
Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Продано земель (нарастающим итогом) 48,9 156,5 287,0 499,4 772,9 830,2 864,5 912,4 996,1 1115,6 1220,3
В том числе продано земель за год 48,9 107,6 130,5 212,4 273,5 57,3 34,3 47,9 83,7 119,5 104,7
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2017 www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Таблица 4
Формирование хозяйствующих субъектов в аграрном секторе в 2014 г.
Категории хозяйствующих субъектов Количество хозяйств
на начало года распалось или преобразовано в другие формы организовано новых на 01.11.2014 г.
Крестьянские и фермерские хозяйства 207215 5844 15700 217071
Хозяйственные товарищества и акционерные общества 6615 319 538 6834
Сельскохозяйственные кооперативы 1448 97 144 1889
Другие негосударственные сельскохозяйственные предприятия 3111 737 781 3155
Государственные сельскохозяйственные предприятия 910 166 44 788
Из них сельскохозяйственные НИИ организации и учебные заведения 358 13 28 373
при средней цене 18,3 тыс. тенге за 1 га, юридическими лицами — 427,2 тыс. га стоимостью 4,0 млрд тенге по цене 9,4 тыс. тенге за 1 га. В 2014 г. из общего объема продажи земель сельскохозяйственного назначения (104,7 тыс. га) гражданами было приобретено 88,6 тыс. га (84,6%), юридическими лицами — 16,1 тыс. га (15,4%).
Согласно законам большинства государств, в том числе и России, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе его продать, подарить, передать по наследству, отдать в залог, сдать в аренду, обменять, внести в уставный капитал предприятий, банков и т.п., то есть имеют право распоряжаться им по своему усмотрению как недвижимым имуществом. Это право приводит к возникновению земельного оборота.
Включение земли в оборот вызвало необходимость расширения состава и содержания землеустроительных работ. Усложняются землеустроительный процесс и состав документации, изменяются цели службы, ее функции и задачи. Все операции, связанные с оборотом земельных участков, образованием новых и упорядочением существующих землевладений, предоставлением и изъятием (выкупом) земель, должны быть обеспечены соответствующими проектами землеустройства.
Землеустройство в Республике Казахстан является системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель. В 2014 г. общий объем земельно-кадастровых работ составил 12,62 млрд тенге, что на 0,24 млрд тенге или на 1,9% больше, чем в 2013 г.
Землеустройство в республике проводится как по решению исполнительных органов за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и по заявкам заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей за их счет.
Следует отметить, что в республике продолжается процесс формирова-
ния хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Наряду с образованием новых субъектов хозяйствования, происходит распад и реорганизация ранее созданных (табл. 4).
В течение 2014 г. по данным земельного учета (с учетом результатов инвентаризации сельскохозяйственных угодий) в Республике Казахстан распались или преобразованы в другие формы хозяйствования 5844 крестьянских и фермерских хозяйств, 319 хозяйственных товариществ и акционерных обществ, 97 сельскохозяйственных кооператива. За 2014 г. по республике организованы новые хозяйствующие субъекты: 15700 крестьянских и фермерских хозяйств, 538 хозяйственных товариществ, 144 производственных сельскохозяйственных кооператива, 781 других негосударственных предприятий. Из общего количества крестьянских и фермерских хозяйств, прекративших свою хозяйственную деятельность (5,8 тыс.) 5641 отказались вести хозяйство, 203 были преобразованы в другие формы хозяйствования [2].
Регулирование важнейших общественных отношений осуществляется с помощью организационно-правового, экономического и иных механизмов воздействия. Земельные отношения не являются исключением. Рассмотрим основные элементы организационно-правового механизма использования и охраны земель. Государственное регулирование земельных отношений — это система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических мер.
Кроме государственного, существует рыночное регулирование земельных отношений. Государственное регулирование обеспечивает организационно-правовой базис, регламентирует экономические
взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках существующей правовой базы и с учетом реальных условий рационального использования земельных участков. Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании управления и регулирования земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего законодательства и в интересах граждан. С развитием и изменением земельных отношений функции государства также развиваются, изменяются и совершенствуются. К примеру, некоторые функции появляются как совершенно новые, некоторые могут вовсе отпасть, из третьих может выделиться ряд новых функций и т.д. Государство при осуществлении своей деятельности апеллирует множеством функций, применяя как отдельно взятые, так и в совокупности, но на современном этапе развития вопрос о количестве (объеме) функций уже не столь важен, как вопрос о классификации последних.
На наш взгляд, упорядочение государственных органов и их функций является гарантом и гарантией успешного развития среди них земельно-правовых отношений. Рассмотрим эти функции.
Первое место занимают законодательные органы, играющие важную роль в государственно-правовом механизме рассматриваемой системы. Принятие Земельного кодекса Республики Казахстан ознаменовало собой стабилизацию правовой базы земельных отношений, открыло качественно новый этап земельной реформы на базе государственной и частной собственности на землю. Наличие в Земельном кодексе целой системы норм, закрепляющих социальные функции права собственности на землю, свидетельствует о потенциальных возможностях нового кодифицированного акта по преобразованию земельных отношений без издержек социального характера.
МСХЖ — 60 лет!
- 21
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017
Таблица 5
Государственные программы по развитию АПК Республики Казахстан
Наименование программы Цели и задачи
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Стратегия «Казахстан-2050»: «Новый политический курс состоявшегося государства» Главная цель — к 2050 г. войти в число 30 самых развитых государств мира. Масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию.
Стратегия территориального развития Республики Казахстан Обеспечение устойчивого развития страны и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе формирования конкурентоспособных специализаций в региональной и мировой экономике, рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.
Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 гг. «Агробизнес-2020» Создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса Республики Казахстан.
Стратегический план Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами Создание условий для эффективного использования и охраны земли, геодезического и картографического обеспечения, способствующего экономическому развитию страны и укреплению национальной безопасности.
На наш взгляд, в реализации рыночной земельной реформы Президент играет большую роль, отмечая в своих поручениях Правительству ключевые приоритеты экономической политики, он поставил ряд новых задач перед агропромышленным комплексом. С ростом цен на продовольствие на мировом рынке аграрный сектор становится весьма доходной отраслью экономики. Также Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» поставлена стратегическая цель вхождения государства в число пятидесяти конкурентоспособных стран мира, модернизации общества и инновационного развития экономики, роста благосостояния всех граждан страны. В осуществлении этой масштабной и сложной задачи немалая роль отводится земельным ресурсам, регулированию земельных отношений, развитию землеустройства, геодезии и картографии. Следует отметить, что роль Президента Республики Казахстан в формировании обоснованного подхода в государственном управлении земельными ресурсами и проведении земельной реформы велика [3].
Полномочия комплексного руководства земельными ресурсами возложены на Правительство и местные представительные органы. С принятием Земельного кодекса Республики Казахстан решение важных вопросов, связанных с управлением земельными ресурсами, вошло в полномочия Правительства, то есть ответственность за реализацию земельной реформы возложена на исполнительные органы, что отражено в принятых государственных целевых программах развития сельских территорий (табл. 5).
В государстве сформирован государственный научно-производственный центр по земельным ресурсам и землеустройству. Он готовит научно-производственную программу по вопросам
земельной реформы и рационального использования земель, составляет проекты по землеустройству, проводит земельный кадастр и мониторинг, исследование почвы, геоботанические исследования и др. Для оперативного проведения земельного кадастра и его обеспечения в государстве на уровне республики, областей и районов (городов) построена система автоматических сведений земельного кадастра, которую осуществляет государственный институт сельскохозяйственной аэрофотогеодезии и картографии.
Весь комплекс земельно-кадастровых и проектно-изыскательских землеустроительных работ, проводимых в республике, направлен на соблюдение земельного законодательства, организацию рационального использования и на охрану земель. Землеустройство проводится на землях всех категорий независимо от принадлежности и форм хозяйствования на них. Дальнейшее развитие землеустроительных работ связано, с одной стороны, с совершенствованием учета собственников земельных участков и землепользователей для целей ведения земельного кадастра, а с другой — с созданием механизма эффективного использования и охраны земель, формированием высокоэффективного, экологически ориентированного адаптивного землепользования.
В целях сохранения и воспроизводства плодородия почв, рационального использования минеральных удобрений и создания на этой основе условий устойчивого производства сельскохозяйственной продукции необходимо проводить регулярный мониторинг плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения. Более того, необходимо совершенствовать систему налогообложения субъектов АПК в целях стимулирования рационального использования земельных, природных и других ресурсов. Отнесение земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков к категории материальных активов, введение их в финансово-эко-
номический оборот, совершенствование земельных отношений, рациональное использование земельных ресурсов государства, участие в демаркационных работах — это неполный перечень задач, требуемых для проведения земельной реформы, решать которые необходимо в ближайшее время.
Проведение земельной реформы показало необходимость усовершенствования земельного законодательства, которое должно быть адекватным современным социальным и экономическим условиям развития земельных отношений, направленных на укрепление и стабильность функционирования всех форм собственности на землю. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в нынешнем земельном законодательстве наметилась тенденция к отражению специфики управления земельными отношениями. Земля — это не только объект недвижимости, но и важнейший природный ресурс, который необходимо использовать с величайшей осторожностью, что обусловливает как возможные ограничения земельного оборота и подчинения его определенным правилам, так и установление жестких норм, регулирующих использование этого вида недвижимости.
Литература
1. Земельный кодекс Республики Казахстан. Астана, 20 июня 2003 г. № 442-11 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.01.2015 г.)
2. Сводный аналитический отчет о состоянии и использовании земель Республики Казахстан за 2014 год / Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Астана, 2015.
3. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020». Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 г. № 151.
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2017
www.mshj.ru