УДК: 159.93; 615.851; 616.89
THE EXPERIENCE METHODS IN THE PSYCHOTRAUMATIC
SITUATION (PTS SCALE)
Dorokhov Mikhail Borisovich, medical psychologist,
Consultative and Diagnostic Center of Rostov-on-Don city, [email protected]
Abstract. The purpose of this article is to create an effective and an efficient method of diagnosing the presence of the psychotraumatic experiences in a certain situation. Since the methods and the techniques of scientific research depend on the theoretical concepts of the reality study, it have to be remembered that there were two psychology research programs, sciences and the humanities that virtually underlie in all studies. The natural scientific, “stimulus-reactive” psychotraumatization understanding of the processes is been expressed the most in psychotraumatology, that has some value only for addressing the suitability and the warning of distress situations. This article is a continuation of the few humanitarian-oriented researches on the internal structure of the psychotravmatic experiences and the psychotherapy features associated with this.
Keywords: psichotraumatic situation (PTS), the research program, the response, the experience, the types of PTS flow form (development), validity, correlation
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПСИХОТРАВМАТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (ШКАЛА ПТС)
Дорохов Михаил Борисович, медицинский психолог,
МБУЗ «Консультативно-диагностический центр города Ростова-на-Дону»,
Аннотация. Целью данной статьи является создание эффективной и оперативной методики диагностирования наличия психотравматических переживаний определённой ситуации. Так как методы и методики научного исследования зависят от теоретических представлений об изучаемой реальности, то необходимо учитывать, что в психологии сложились две научно-исследовательские программы, естественнонаучная и гуманитарная, лежащие в основе практически всех исследований. В психотравматологии наиболее выражено естественнонаучное, «стимул-реактивное» понимание процессов психотравматизации, что имеет некоторое значение только для решения вопросов профессиональной пригодности и предупреждения дистрессовых ситуаций. Данная статья является продолжением немногочисленных, гуманитарноориентированных исследований, посвящённых изучению внутренней структуре психотравматических переживаний и особенностей психотерапии, связанных с этим.
Ключевые слова: психотравматическая ситуация (ПТС), научно-
исследовательская программа, реакция, переживание, виды ПТС, форма протекания (развития) ПТС, валидность, корреляция
Практически все методики, связанные с оценками психотравматической симптоматики в виде непосредственных, стрессовых или посттравматических состояний, основаны на диагностике выраженности эмоционально-поведенческих реакций [14]. При этом сама психотравматология и изучение психотравматических ситуаций (ПТС) продолжают оставаться в основном в рамках симптомоцентристского подхода на уровне исследований разнообразия соотношений «внешних» обстоятельств и «внутренних» условий [13]. И авторы, как писал М. Ш. Магомед-Эминов, часто диагностируют и «описывают не психологические факторы, процессы и структуры, а главным образом реакции на стрессовые события, что представляется нам крайне поверхностным» [9, с. 29], не учитывая, что «все разнообразные психологические феномены (симптомы, синдромы, реакции) являются манифестациями глубинных механизмов личности» [9, с. 29]. Поэтому данные методики демонстрируют только «поверхностную», симптоматическую, образно говоря, «температурную» ситуацию психотравматических расстройств.
Но они, в свою очередь, основаны на определённой методологической парадигме естественнонаучного характера, которая предполагает воздействующее, «стимул-реактивное» изучение объекта исследования, понимая его как изолированную, самостоятельно структурированную, иногда вступающую в «обменные» отношения с другими объектами субстанцию. Такая научноисследовательская программа не выражает существенного, сущностного отличия гуманитарной реальности (тем более психологической реальности) от естественнонаучной. А та, в свою очередь, предполагает основополагающими не воздействующие, а постоянно предметно взаимодействующие, взаимозависимые, «деятельностные» отношения личности и среды, в которых гуманитарная реальность только и может существовать, имея в себе автономность саморазвития объекта исследования как вторичное, производное состояние. Гуманитарная исследовательская программа предполагает выделять и фиксировать не отдельные реакции, а «переменные взаимодействия, сами по себе не являющиеся ни личностными, ни ситуационными» [9, с. 30]. То есть представляется обоснованным мнение, что в психотравматологии «в числе наиболее значимых вопросов, требующих ответа в связи со значительными методологическими затруднениями, стоит проблема отражения параметров психотравмирующей ситуации во внутреннем, субъективном мире личности» [11, с. 139].
При этом нужно говорить о единстве личности и среды, что означает «нахождение всякий раз ведущих единиц, т. е. нахождение
77
таких долей, в которых соединены свойства единства как такового» [4, с. 382]. Таким «единством», «отражением параметров», «переменной взаимодействия» и может выступить понятие переживания, которое Л. С. Выготский ввёл как единицу анализа личности и среды: «существенна не сама по себе ситуация, взятая в её абсолютных показателях, а то, как ребёнок [в данном случае, любой человек -М. Д.] переживает эту ситуацию» [4, с. 383]. Для Л. С. Выготского переживание являлось первичным фактом психологической реальности: «переживание - не факт сознания, а факт жизни, факт первичный и не производный; человек переживает, потому что он живет» [9]. При этом «всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь» [4, с. 382]. То есть переживание всегда предметно, оно первично и событийно, а эмоционально-личностные и поведенческие особенности, связанные с ним являются производными и многообразно-случайными, бесконечно меняющимися в зависимости от измеряющих методик. Поэтому создаваемая методика должна «отражать» существенные «параметры» переживания ПТС так, чтобы они были неразрывны с «событийным» содержанием этой ситуации, влияющим на состояние ценностно-смысловой структуры личности [5], [6], [7], [8].
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА, ПРОЦЕДУРА
И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования явились индивиды, подвергавшиеся и не подвергавшиеся воздействию ПТС. Индивиды, подвергшиеся ПТС и обратившиеся за профессиональной помощью, составили экспериментальную группу (Э) в количестве 106 человек. Среди них мужчин было 31, а женщин 75 человек в возрасте от 12 до 55 лет. Индивиды, не подвергшиеся психотравматизации, но пережившие или переживающие сходную проблемную ситуацию и уравненные с экспериментальной группой по константным социально-демографическим показателям, составили контрольную группу (К) в количестве 79 человек. Среди них 24 мужчины и 55 женщин в возрасте от 12 до 55 лет. Диагностическое исследование испытуемых, подвергшихся психотравматическому воздействию, проводилось в консультативно-диагностический период, на стадии первичного анализа ПТС. Все ситуации разделялись по видам и по особенностям форм протекания (развития), связанным, как уже говорилось [7], [8], с фактическим завершением/незавершением зависимых, вынужденных отношений со стрессором (в уже опубликованной статье «Утрата» как вид ПТС (п=10) не рассматривается по
данному критерию, входя только в общую экспериментальную
группу [8])-
По наиболее типичным, социальным обстоятельствам были выделены и условно обозначены пять видов ПТС:
- «Развод» - ситуация происходящего или произошедшего развода, связанная с разделением имущественных и родительских прав,
- «Суд» - ситуация бывшего или существующего уголовного преследования со стороны судебных или исполнительных органов,
- «Отношения» - бывшие или существующие ситуации зависимых, пренебрежительных или авторитарных отношений со «значимыми другими» вследствие алкоголизации, заболевания близкого человека, разрыва любовной связи или внутрисемейных дисгармоничных отношений,
- «Болезнь» - ситуация собственного заболевания, связанная с ограничениями социальной и профессиональной пригодности,
- «Утрата» - смерть близкого, значимого человека.
Для оценки степени выраженности и структуры переживания ПТС была разработана специальная методика: Шкала психотравма-тичности ситуации (Шкала ПТС). При этом в ходе эмпирического исследования [8], в результате клинико-психологического анализа
[6], [7], а также других исследований [9], [11], [12], [13], [14] были выделены наиболее существенные характеристики переживания ПТС, которые стали субшкалами, отражающими наиболее значимые содержания психотравматического переживания.
Наиболее близкая по форме к Шкале ПТС методика M. J. Horowitz «Impact of Event Scale-R» (IES-R) для оценки наличия пси-хотравматизации позиционируется как методика, измеряющая «наиболее общепринятые специфические категории переживаний, возникающих в ответ на воздействие травматичсеких событий» (а именно: «вторжение», «избегание», «физиологическая возбудимость») [14, с. 125]. Она состоит из 22 утверждений и адаптирована как «Шкала оценки влияния травматического события» (ШОВТС) [14]. Но она фиксирует только выраженные симптоматические, эмоционально-поведенческие характеристики. В этой методике переживание представляет собой «непосредственную данность психических содержаний сознанию» [3, с. 14], что наиболее акцентируется в подходе «практической психологии», ориентированной на диагностику признаков, предположительно снижающих психотрав-матизацию или устанавливающих её как многообразие реакций [5].
В разрабатываемой Шкале ПТС субшкалы представляют собой характеристики переживания как «особой деятельности, особой
79
работы по перестройке психологического мира, направленной на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни» [3, с. 14], что очень важно для подхода «психологической практики [2]. Поэтому данная методика в целом представляет собой структурно-функциональную модель ситуации психотравматического переживания по наиболее характерным параметрам, что наиболее важно для проведения реконструктивных психотерапевтических интеравенций [6], [7].
Как уже говорилось [5], при выраженной невозможности пережить критическую ситуацию, адекватно осмыслить происходящие события и ассимилировать их в личностную структуру переживание критической ситуации приобретает психотравматический характер. ПТС можно определить как критическую ситуацию, связанную с невозможностью индивида обрести в ней контроль над эмоциональными реакциями и найти происшедшему надлежащее место в общей временной перспективе своей жизни. Поэтому ПТС характеризуется возникновением у индивида переживаний, связанных с невозможностью справится с этой ситуацией самостоятельно, с тем, что она носит непредсказуемый характер, личностно значима, имеет выраженный дефицит поддерживающих отношений и не-определённость своего окончания. Таким образом, можно выделить основные характеристики ПТС:
- переживание состояния фрустрации - переживание невозможности справится с ПТС своими силами;
- переживание неопределённости воздействия стрессора -переживание непредсказуемости, неожиданности и внезапности воздействия ПТС;
- переживание значимости ситуации - переживание высокой субъективной значимости происходящей ситуации по сравнению с другими;
- переживание дефицита поддерживающих отношений - переживание непонимания, невозможности обсудить происходящее и поделиться своими эмоциональными состояниями;
- переживание длительности ситуации - переживание невозможности осмыслить и завершить непрерывность происходящей ПТС.
Методика содержит 5 субшкал, представляющих психотравматические характеристики, каждая из которых содержит по три описывающих её пункта-утверждения соответственно (Бланк оценки):
- переживание состояния фрустрации - пункты 1,2,3;
- переживание неопределённости воздействия стрессора -пункты 4,5,6;
- переживание значимости ситуации - пункты 7,8,9;
- переживание дефицита поддерживающих отношений -пункты 10,11,12;
- переживание длительности ситуации - пункты 13,14,15.
Бланк оценки пунктов стимульного материала методики изучения степени психотравматизации
Оцените (отметьте любым знаком в клеточке), насколько эти утверждения подходят Вам для описания переживаний значимой, жизненно важной ситуации и связанных с ней проблем. Краткое описание ситуации почти всегда часто иногда редко никогда
1 Все решения я принимал с мыслями и переживаниями об этой ситуации
2 Я чувствовал, что переживания об этом отнимают слишком много времени и сил
3 Мне было плохо от того, что многое зависит от переживания этой ситуации
4 Эта ситуация могла непредсказуемо и внезапно вызвать тяжёлые переживания
5 Я был вынужден менять свои планы из-за переживаний об этом
6 Мне было очень трудно сопротивляться переживаниям этой ситуации
7 Многие отношения (на работе, в учёбе, знакомстве, на отдыхе, с близкими) зависели от этих переживаний
8 Переживания об этом были очень значимы по сравнению с остальными проблемами
9 Я думаю, что многое бы отдал, чтобы никогда не испытывать таких переживаний
10 В переживании этой ситуации я чувствовал активную поддержку, помощь со стороны кого-либо
11 Многие знакомые, близкие искренне понимали мои переживания этой ситуации
12 Я мог абсолютно доверить кому-нибудь переживания об этом
13 У меня было ощущение бесконечности этих переживаний
14 Я старался, чтобы скорее закончилась тяжесть этих переживаний
15 Я планировал, думал, чтобы как можно быстрее избавиться от мучительности этих переживаний
Оценка выраженности признака, отображенного в пункте-утверждении, осуществлялась на основе 5-ти балльной шкалы (почти всегда - 5, часто - 4, иногда - 3, редко - 2, никогда - 1). Оценки утверждений в 10, 11 и 12 пунктах подсчитывались в обратном порядке, т. к. увеличение баллов по этим признакам снижало общий коэффициент психотравматизации.
Содержательная валидность вычислялась на основании заключений экспертов о том, что «охватывает ли тест репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний исследуемой области», т. е. насколько содержание утверждений методики репрезентирует «измеряемые области психических свойств» [1, с. 46]. Общее среднее значение оценки данной валидности, осуществлённой 7 профессиональными экспертами по 5-ти бальной шкале, составило 4,7 балла. Очевидная валидность, связанная с пониманием утверждений методики лицами, «не располагающими специальными сведениями о характере использования и целях методики» [1, с. 42 ], оцененная 11 непрофессиональными экспертами, составила 4,9 балла. Данные баллы оценки характеризуют валидность методики Шкала ПТС как достаточно высокую.
Рассмотрим характеристики ПТС как субшкалы методики и рассчитаем их дискриминантную валидность (коэффициент корреляции Спирмена), обозначив их в порядке следования следующим образом: субшкала «Фрустрация»; субшкала «Неопределённость»; субшкала «Значимость»; субшкала «Поддержка»; субшкала «Длительность».
Таблица №1
Субшкала Спирмена коэф. кор.* Субшкала
Фрустрация 0,47 Неопределённость
Фрустрация 0,46 Значимость
Фрустрация 0,27 Поддержка
Фрустрация 0,15 Длительность
Неопределённость 0,46 Значимость
Неопределённость 0,21 Поддержка
Неопределённость -0,00 Длительность
Значимость 0,25 Поддержка
Значимость 0,05 Длительность
Поддержка 0,10 Длительность
*0,49 > Я > 0,3 - умеренная связь, 0,29 > Я > 0,2 - слабая связь, Я < 0,2 - от-
сутствие связи
Из Таблицы №1 видно, что из 10 значений коэффициентов корреляции между субшкалами 4 имеют значение, попадающее в 82
интервал от -0,2 до +0,2 (отсутствие связи), и 6 имеют значения умеренной и слабо выраженной связи в пределах более +0,2 и менее +0,5 (причём половина значений находится в интервале от 0,2 до
0,3). Не выявлен ни один показатель, который бы превышал 0,5. Таким образом, методика по субшкалам обладает дискриминантной валидностью. То есть каждая из выделенных субшкал описывает относительно независимую характеристику психотравматического переживания как явления.
Коэффициент а - Кронбаха, представляющий надёжность -согласованность и выражающий степень связанности утверждений внутри субшкал, показывает их достаточно выраженную связь как различные проявления, грани одного и того же явления, а именно характеристики психотравматического переживания отдельного события (Таблица №2).
Таблица №2
Субшкалы методики а - Кронбаха
Фрустрация 0,74
Неопределённость 0,53
Значимость 0,66
Поддержка 0,69
Длительность 0,58
Общее 0,81
Средние значения показателей и отклонений по различным видам ПТС и сходных с ними проблемных ситуаций, не вызвавших психотравматических переживаний и обращений за профессиональной помощью, представлены в Таблице №3.
Таблица №3
Э М ББ N (Э) N (К) ББ М К
Развод 53,82 5,65 17 16 4,83 29,93 Развод
Суд 54,75 6,10 12 10 4,13 28,80 Суд
Отношения 53,05 7,23 35 22 4,31 32,86 Отношения
Болезнь 48,71 10,39 21 16 4,63 34,62 Болезнь
Утрата 49,52 5,50 21 15 3,58 35,00 Утрата
Все группы 51,63 7,71 106 69 4,89 31,84 Все группы
М - средние значения, ББ - стандартное отклонение, N - количество обследованных в группе, Э, К - экспериментальные и контрольные группы
Средние значения показателей методики ШОВТС (ГЕБ-К)*
Таблица № 4
Обследованные группы ТЕБ-Я
N М
Беженцы, «норма» 52 40,79 28,19
Беженцы, ПТСР** 7 77,43 14,25
Ликвидаторы, «норма» 105 42,39 24,94
Ликвидаторы, ПТСР 3 68,33 8,02
*[13, с. 132], **посттравматическое стрессовое расстройство (условно можно приравнять к завершённой ПТС)
Показатели данных таблиц (Таблицы №3, 4) позволяют как установить наличие психотравматических переживаний по Шкале ПТС и ШОВТС у определённых групп респондентов, так и провести сравнительный анализ диагностирования психотравматизации между данными методиками (Таблица №5).
Фрагмент выборки сравнения показателей ШОВТС и Шкалы ПТС
Таблица №5
N Обследуемые: пол, возраст, социальное положение Психотравматическая ситуация (условное обозначение) ШОВТС Шкала ПТС
1 Ж, 33, домохозяйка Болезнь* сына (Отношения) 75 68
2 М, 31, предприниматель Уголовное преследование (Суд) 39 49
3 Ж, 18,студентка Заболевание (Болезнь) 27 46
4 Ж, 17, учащаяся Конфликтные отношения в школе (Отношения) 87 67
5 Ж, 40, предприниматель Алкоголизм мужа (Отношения) 54 54
6 Ж, 38, домохозяйка Болезнь дочери (Отношения) 22 47
7 М, 17,студент Зависимое поведение (Отношения) 37 55
8 Ж, 37, тренер Судебное преследование (Суд) 93 72
104 М, 20, футболист Кризис карьерного роста (Отношения) 33 55
105 Ж, 16, студентка Смерть отчима (Утрата) 64 47
106 Ж, 35, предприниматель Болезнь дочери (Отношения) 24 49
Средние значения (М) сравниваемых методик по всей выборке 50,45 51,63
*Болезни или заболевания (здесь) связаны с тяжёлыми, практически неизлечимыми нарушениями здоровья у обследуемого («Болезнь») или близкого человека («Отношения») и относятся к разным видам ПТС.
Сопоставление показателей выраженности психотравматиза-ции по методикам как минимум в половине случаев (Таблица №5) показывает большую информативность о наличии психотравмати-зации при диагностировании по методике Шкала ПТС. В остальных наблюдениях эти показатели практически приближаются к «психо-травматизации» (Таблицы № 3, 5), тогда как по ШОВТС половина показателей набирают только половину диагностически «необходимого» для «психотравматизации» значения, попадая в диапазон «нормы» (Таблицы № 4, 5). При этом на данной выборке (N=106) не проявились статистически значимые различия между показателями психотравматизации завершённых и незавершённых ПТС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Независимо от соотношения показателей выраженности психотравматизации в отдельных наблюдениях средние значения сравниваемых методик по всем наблюдениям убедительно свидетельствует в пользу Шкалы ПТС. В большинстве наблюдений, когда диагностика эмоционально-личностных и когнитивно-поведенческих реакций по методике ШОВТС ещё не показывает «психотравмати-зацию», оценка характеристик рассматриваемой ситуации по Шкале ПТС уже демонстрирует выраженные психотравматические переживания. Необходимо также учитывать, что выборка создавалась не на случайных респондентах, а на людях, обратившихся за психотерапевтической помощью и остро переживающих сложившуюся жизненную ситуацию с нарушением полноценного личностного функционирования. При этом ШОВТС не «чувствовала» наличие ПТС и психотравматических переживаний, предполагая наличие выраженных, видимых эмоционально-поведенческих нарушений, не всегда сопутствующих психотравматизации.
В данном исследовании завершённые и незавершённые ПТС, различающиеся по фактическим отношениям со стрессором (завершены или не завершены зависимые, принудительно-вынужденные отношения) [7], [8], не проявляют статистически значимых отличий на уровне Шкалы ПТС. Хотя необходимо заметить, что завершённые ПТС имеют большие средние значения, чем завершённые («Болезнь» - незавершённые ПТС - 48,71; «Развод»/ «Суд»/ «Отношения» - смешанные ПТС - 53,83/54,75/53,05), что достаточно исчерпывающе объясняется особенностями структуры их переживания
[7], [8]. Но в целом выделенные характеристики психотравматического переживания практически одинаково диагностируют только наличие и степень выраженности психотравматизации как в завершённых и незавершённых ПТС, так и в ПТС утраты, показывая
85
только коэффициент психотравматизации. И если, например, в завершённой ПТС переживание её неопределённости больше связано с внезапными, навязчивыми, интрузивными состояниями, то в незавершённой ПТС к ним добавляется переживание внезапных, факти-чески-объектных «вторжений» ПТС. Но и в том, и в другом случае это связано с переживанием неопределённости происходящего, событийной «предметности» психологической реальности в её невозможности обрести смысловое соответствие как гармоничное, ценностно-смысловое соотношение образующих её структурнофункциональных компонентов [6], [7], [8].
Таким образом, можно сказать, что Шкала ПТС, сохраняя одинаковое направление исследования и процедуру использования (выделение конкретной ситуации в начале диагностики), является более диагностически «чувствительной» к наличию психотравматизации, чем ШОВТС, с одной стороны, и более компактной в использовании (на семь утверждений меньше), с другой стороны. Одной из дальнейших перспектив разработки Шкалы ПТС, кроме уточнения психометрических показателей и содержания утверждений (Бланк оценки), могло бы быть исследование степени выраженности и изменения соотношения в структуре выделенных характеристик переживания ПТС в зависимости от формы протекания (развития) ПТС.
Библиографический указатель:
1. Бурлачук Л. Ф, Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
5. Дорохов М. Б. Особенности развития субъективного опыта
в психотравматической ситуации//Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы II Международной научнопрактической конференции. М.: Изд-во «Спецкнига», 2012.
С. 60-69.
6. Дорохов М. Б. Ценностно-смысловая реконструкция психотравматического опыта в процессе психотерапии// Вопр. психол. 2010. № 6. С. 68-77.
7. Дорохов М. Б. Ценностно-смысловая реконструктивная психотерапия в ситуации утраты// Научно-исследовательские публикации/Воронеж, 2014, № 5(9). С. 31-58.
8. Дорохов М. Б. Эмпирическое исследование изменения
«временных перспектив» в психотравматической ситуа-
ции//Научно-исследовательские публикации/Воронеж, 2014, № 1(5). С. 86-102
9. Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация// Вестник МГУ. Сер. Психология. 1996. №4. С. 26-35.
10. Орлов А. Б. Очерк развития схизиса [Электронный ре-сурс]//Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ. Режим доступа: http://www.tг1alog.ru/l1bгaгy/sc1publ/leont1ev.html (дата обращения: 21.12.2013).
11. Полетаева А. В., Серый А. В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы// Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 137-141.
12. Решетников М. М. Психическая травма. СПб.: ВосточноЕвропейский институт Психоанализа, 2006.
13. Тарабрина Н. В Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса// Психол. журн. Том 24. № 4. 2003. С.5-18.
14. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
Статья поступила в редакцию 16.05.2014