Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности изменения размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе при определении налога на прибыль банка'

Методика оценки эффективности изменения размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе при определении налога на прибыль банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / НАЛОГОВЫЙ РЕГУЛЯТОР / МЕТОДИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ПРОЦЕНТ / ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суханова И. В.

в статье рассмотрен коэффициент, применяемый при определении размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе при определении налога на прибыль коммерческого банка как один из значимых налоговых регуляторов. Приведена авторская методика оценки эффективности изменения размера таких процентов. Проведен анализ изменения ставок по депозитам за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности изменения размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе при определении налога на прибыль банка»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПРОЦЕНТОВ ПО РУБЛЕВЫМ ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ПРИЗНАВАЕМЫМ РАСХОДАМИ В НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ БАНКА

Суханова И.В. аспирант специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» экономического факультета ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

г.Сургут ХМАО E-mail: IrinaVladmirowna@yandex.ru

Аннотация: в статье рассмотрен коэффициент, применяемый при определении размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе при определении налога на прибыль коммерческого банка как один из значимых налоговых регуляторов. Приведена авторская методика оценки эффективности изменения размера таких процентов. Проведен анализ изменения ставок по депозитам за последние годы.

Ключевые слова: коммерческий банк, налоговый регулятор, методика, эффективность, прибыль, процент, долговые обязательства.

Для снижения нагрузки по налогу на прибыль используются способы:

1) формирование резервов (по сомнительным долгам, на ремонт основных средств, резерва предстоящих расходов на оплату отпусков) для обеспечения распределения налоговой нагрузки по налоговым периодам. Таким образом, организация получает отсрочку по налогу на прибыль;

2) использование элементов налогового учета: выбор метода

начисления амортизации, способа списания стоимости материалов и т.п.;

3) перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки и рефинансирование без дополнительных налоговых обязательств. Суть данного способа заключается в переносе прибыли предприятия на субъект льготного налогообложения.

Согласно п.1 ст.5 Федерального закона №395-1 от 01.12.1990г. «О банках и банковской деятельности», к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

При привлечении заемных денежных средств за пользование ими банки обязуются уплачивать заимодавцу определенную сумму процентов. В силу специфики и ориентированности деятельности кредитных организаций, данная расходная статья является одной из основных, поскольку имеет весомую долю в формировании расчетной базы по налогу на прибыль [12].

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) расходы на уплату процентов по долговым обязательствам всегда включаются в состав внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ. Проценты, начисленные по долговому обязательству, признаются расходом, если их сумма не превышает рассчитанного предельного размера (п. 1 ст. 269 НК РФ). Величина процентов, начисленных сверх установленных норм, является расходом, не учитываемым в целях налогообложения прибыли (п. 8 ст. 270 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).

Соответственно, между данными бухгалтерского и налогового учета будут возникать постоянные разницы [5].

Существует два способа нормирования процентов в налоговом учете:

- исходя из среднего процента, который фирма уплачивает по долговым обязательствам того же вида, полученным на сопоставимых условиях, увеличенного на 20%;

- исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (если заем получен в рублях), или 15% годовых (если заем в валюте) [6].

Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике предприятия.

Если фирма выбрала первый способ, размер суммы процентов не может отклоняться от среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях, больше чем на 20%.

Займы можно считать сопоставимыми, когда они получены:

- в одной валюте;

- на одинаковый срок;

- в сопоставимых суммах (отклонение между суммами займов в пределах 20%);

- от одинаковых категорий заимодавцев (например, только от граждан или только от фирм);

- под одинаковое обеспечение (например, залог идентичных ценностей или банковская гарантия) (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Чаще применяется второй метод нормирования - исходя из ставки рефинансирования. Выбрать этот метод организация может даже в том случае, если у нее есть сопоставимые займы. Согласно данному способу предельную величину процентов равна произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и специального коэффициента, определяемого в зависимости от периода, к которому относятся начисленные проценты, который закреплен в ст.269 НК РФ.

Сложность применения данного способа определения предельного уровня процентов связана с предпринимаемым государством в рамках

антикризисных мер динамичным изменением указанных величин применительно к определенным периодам.

Снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ, само по себе являющееся положительным экономическим фактором, за счет такой конструкции законодательной нормы в привязке к величине данной ставки ведет к уменьшению суммы процентов, которые налогоплательщик вправе признать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, что в свою очередь обуславливает необходимость повышения установленных коэффициентов, чтоб не росла налоговая нагрузка на банки [10].

При этом ставка рефинансирования, являясь инструментом денежнокредитной политики, не всегда отражает сложившийся в экономике средний уровень процентной ставки. Это означает, что в отдельные периоды времени ее величина может быть намного выше или ниже средней процентной ставки по обязательствам в российских рублях, что может создавать нежелательные искажения, которые либо приводят к излишнему ужесточению налогового законодательства для налогоплательщиков (как это происходит в российской экономике, начиная с осени 2009 г.), либо предоставляют избыточные возможности для отнесения уплаченных процентов на расходы [10].

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается [13]:

- по долговым обязательствам в рублях - равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза;

- по долговым обязательствам в иностранной валюте - равной 15%.

За последние несколько лет данный пункт претерпевал неоднократные изменения. В настоящее время действует временно введенный п.1.1 ст. 269 НК РФ, согласно которому при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается:

- с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ), увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях;

- с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.

Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ новые нормативы применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 г.

Все произошедшие изменения в ст. 269 НК РФ, касаемые предельной величины процентов по долговым обязательствам, в период 2008 - 2012 гг. представлены в виде схемы 1.

Схема 1. Динамика изменения размера предельных ставок признаваемых

расходом по рублевым обязательствам за 2007-2012гг.

Наглядно видно, что размер предельных ставок, признаваемых расходом по рублевым обязательствам по налогу на прибыль, максимальным был в 2009г., когда принимались наибольшие меры по стимулированию деятельности банков и увеличению их привлекательности для клиентов.

Весь алгоритм действий налогоплательщика при определении процентов по долговым обязательствам соответствует традиционному порядку действий при нормировании расходов можно свести к следующей последовательности действий [8]:

1. Рассчитывается фактическая величина процентов исходя из условий договора.

2. Определяется предельная величина процентов исходя из установленных законом ограничений.

3. Сравниваются полученные результаты, и если окажется, что фактическая величина процентов меньше норматива, то в налоговую базу включается вся сумма процентов, если больше норматива - только сумма процентов, рассчитанная исходя из предельной ставки процентов.

Для того чтобы определить, на какую дату брать ставку рефинансирования ЦБ РФ, необходимо уточнить условия договора. Здесь возможны два варианта [7].

В отношении долговых обязательств в рублях с установленной фиксированной процентной ставкой, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, для расчета предельного уровня процентов (в течение срока действия долгового обязательства) применяется ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения заемных средств [9].

При этом договор займа считается заключенным с даты передачи денежных средств (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Поэтому по договорам займа берется ставка рефинансирования, действовавшая на дату получения денег.

Если договор займа содержит условия об изменении процентной ставки, при исчислении норматива применяется ставка рефинансирования, действующая на дату учета расходов. Такой датой будет либо последний день месяца, либо дата погашения займа [7].

Заметим, что проценты будут нормироваться так независимо от того,

менялась ли ставка по договору фактически или нет. Главное, чтобы договор

предусматривал возможность ее изменения. Может быть и так, что

изначально условия об изменении ставки в договоре не было. Но потом в

договор внесли изменения и такое условие появилось. В этом случае

рассчитывать норматив исходя из ставки ЦБ на дату признания расхода

6

нужно с момента внесения изменений в договор. Пересчитывать уже учтенные расходы не надо.

Также необходимо обратить внимание на то, что пересчитывать проценты за предыдущий квартал при изменении ставки рефинансирования не нужно, так как их предельная величина определяется ежемесячно, что прямо предусмотрено НК. И никаких указаний на то, что при изменении ставки рефинансирования нужно пересчитать суммы процентов, уже учтенных в расходах с начала года, в ст. 272 НК РФ нет. О том, что при изменении ставки рефинансирования проценты за предыдущие отчетные периоды пересчитывать не нужно, не раз говорил и Минфин [7].

Порядок признания расходов в налоговом учете при применении метода начисления установлен ст. 272 НК РФ [4].

Если срок действия договора займа (кредита) находится в пределах одного отчетного периода, то проблем с учетом в составе расходов сумм начисленных процентов не возникает. Проценты включаются во внереализационные расходы в последний день действия договора или в день возврата заемных средств (абз. 2 п. 8 ст. 272 НК РФ).

Если ставка рефинансирования изменилась в течение месяца, в такой ситуации при расчете предельной величины процентов за месяц нужно применять только ставку рефинансирования, действующую на последнее число месяца. Ведь именно на эту дату признается расход [7].

В связи с периодическим изменением законодательства дополнительного прояснения требует вопрос, какая из рассмотренных предельных величин процентов применяется в случае, например, пролонгации договора банковского вклада [10].

В целях п. 1 ст. 269 НК РФ пролонгированные договоры банковского вклада считаются вновь заключенными договорами, а долговое обязательство, соответственно, возникает с момента пролонгации договора банковского вклада [11].

В основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. (одобрены Правительством РФ 20.05.2010) закреплена необходимость внесения изменений в действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ.

В частности, Правительство закрепило, что следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций (способ используется на выбор) [3].

При этом ставка рефинансирования, являясь инструментом денежнокредитной политики, не всегда отражает сложившийся в экономике средний уровень процентной ставки. Это означает, что в отдельные периоды времени ее величина может быть намного выше или ниже средней процентной ставки по обязательствам в российских рублях, что может создавать нежелательные искажения, которые либо приводят к излишнему ужесточению налогового законодательства для налогоплательщиков (как это происходит в российской экономике, начиная с осени 2009 года), либо предоставляет избыточные возможности для отнесения уплаченных процентов на расходы.

В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.

Все это подтверждает тот факт, что в настоящее время Правительством активно используются налоговые рычаги регулирования прибыли коммерческого банка, что особенно характерно для кризисного и посткризисного состояний российской экономики.

Для оценки привлекательности условий размещения на депозитных счетах в банках средств для физических лиц приведем статистические данные о размере ставок.

Данная информация представлена в виде схемы 1.

Схема 1. Ставки по депозитам физических лиц в рублях

в 2007-2011гг.

12,00

10,00

8,00

6,00

4.00

2.00 0,00

ІРРМРГРРІ

РРГГІIIIIIIIIII г ____________

Р Г ГГ Г Г Г Г ГГГ Г Г ГГ ГГГ ГГІ I I I I I I I I I I I I I I I I I I I Г Г Г ГРТТТ г г

.0 IГО ГО ш 2 X

к

.0

2

.0

ю ю к к

2007

.0

2

ю ю к к

2008

.0 IГО ГО

ш 2 X

к

.0

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю ю к к

2009

2

ю ю к к

2010

2011

,По депозитам физических лиц

По депозитам физических лиц без депозитов "до востребования"

Из диаграммы видно, что рост ставок пришелся на 2009 год. Что в первую очередь связано с тем, что банки активно привлекали средства клиентов во вклады в связи с тем, что они ранее были выведены физическими лицами по причине наступившего экономического кризиса. Далее в связи со стабилизацией в стране экономической ситуации, ставка плавно начала возвращаться к уровню 2007 года.

То, что у банков была возможность повышать ставки - это также результат налоговой политики государства, и так как некоторые вклады до сих пор размещены под большие проценты в связи с заключенными в 2009г. договорами, правительство путем регулирования ст.269 НК РФ регулирует возможность признания банками в части формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль этих расходов.

Явно видна зависимость: на 2009 год пришелся рост размера ставки по вкладам, в то время, как в этот же период размер максимально признаваемого

при определении базы по налогу на прибыль размера процентов достиг максимальных отметок за рассматриваемый временной интервал.

Таким образом, все это доказывает состоятельность регулирования размера процентов по рублевым долговым обязательствам как одного из значимых налоговых регуляторов прибыли коммерческих банков, используемых государством для поддержания стабильности финансового состояния банков и увеличения привлекательности условий вкладов для их потенциальных клиентов, а при необходимости - для их снижения.

Таким образом, встает необходимость оценить эффективность использования предельных ставок, признаваемых расходом по рублевым обязательствам, в качестве налогового регулятора налога на прибыль коммерческого банка, поскольку с его помощью можно значительно влиять на размер прибыли предприятия, тем более, что данный способ активно применяется государством. Предлагается для этого использовать специальную авторскую методику.

Согласно данной методике оценка эффективности налоговых регуляторов прибыли коммерческого банка есть величина совокупная, состоящая из системы формирующих ее величин, определяемых по формулам:

1. Коэффициент льготного налогообложения налога на прибыль:

I - э

клн = Н?

где кЛН - коэффициент льготного налогообложения;

Э - величина налоговой экономии, полученной в результате использования налоговых льгот (то есть сэкономленная сумма налога на прибыль банка);

Н1 - размер налога на прибыль, начисленного при существующих условиях налогообложения.

При этом Э = Н2 - Н1,

где Н2 - сумма налога на прибыль, начисленная после применения налоговых регуляторов.

Таким образом первоначальная формула приобретает вид:

_ Н2-Н1

клн ■

Коэффициент льготного налогообложения свидетельствует о том, насколько эффективно используется банком действующая система льгот. Он также помогает увеличивать прибыль за счет неиспользованных льгот, разрабатывать более выгодную структуру размещения активов и диверсификации банковских операций [4].

И чем выше значение, тем больше эффективность налоговых регуляторов прибыли коммерческого банка.

Если показатель принимает отрицательную величину, значит, снижается количество налоговых льгот, растет налоговая нагрузка на прибыль банка.

2. Коэффициент эффективности льготирования налога на прибыль:

1 - Э

к эл — —,

Вр

где кЭЛ - коэффициент эффективности льготирования налога на прибыль банка;

Вр - объем выручки банка за расчетный период.

Данный коэффициент характеризует величину экономии на налоге на прибыль, получаемой в результате применения налоговых регуляторов, на один рубль выручки, то есть показывает долю участия определенной или суммы льгот в увеличении финансовых ресурсов банка относительно величины общей выручки.

При условии, что значение данного показателя положительно, значит данный вид налогового регулятора прибыли банка приносит прибыль, а если отрицательно - убыток.

Рост данного показателя характеризует увеличение размера налоговых

льгот.

3. Коэффициент льготирования прибыли банка:

клп — —

Э

рр’

где кЛП - коэффициент льготирования прибыли банка;

PF - размер чистой прибыли (после налогообложения) банка.

Коэффициент представляет собой сумму налоговой экономии налога на прибыль, получаемой на один рубль прибыли, за вычетом уплаченных налогов, то есть размер дополнительно полученной прибыли банком.

Чем выше размер коэффициента, тем большая часть прибыли формируется за счет применяемых налоговых преференций.

4. Коэффициент налоговой весомости регуляторов прибыли коммерческого банка:

I - Э

К-нв —

НВ X НнаРР’

где кНВ - коэффициент налоговой весомости регуляторов;

XНнаPF - общая сумма налога на прибыль банка, начисленная до применения налоговой льготы.

Коэффициент отображает долю налога, которая по отношению ко всему начисленному налогу останется в распоряжении банка в части чистой прибыли.

Чем ближе данный показатель к единице, тем выше эффективность льготы по налогу на прибыль банка.

Спроецировав данную методику относительно конкретного налогового рычага прибыли коммерческого банка, чем в данном случае выступает величина процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе, расчетные величины примут вид:

1. Коэффициент льготного налогообложения налога на прибыль: кЛН = (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии изменившегося размера коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ)*действующая ставка по налогу на

прибыль организаций - (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии, что размер коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ, остался

неизменным)*ставка по налогу на прибыль организаций / (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии, что размер коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ, остался неизменным)*ставка по налогу на прибыль организаций.

Коэффициент льготного налогообложения показывает рублевый размер экономии налога на прибыль за счет увеличения размера коэффициента, применяемого при определении суммы процентов, уплачиваемы банком по своим рублевым обязательствам, признаваемых расходами при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, по отношению к одному рублю налога, ранее не уплачиваемого в связи с признанием расходов размера рассматриваемых процентов с применением старого коэффициента на равных прочих условиях.

Так, например, если в результате расчетов получаем, что ранее с налога на прибыль не платились в связи с применением п.1 ст.269 НК РФ 2 рубля, а теперь в связи с введением нового размера коэффициента, применяемого при определении суммы учитываемых при налогообложении на прибыль банка расходов по рублевым обязательствам, организация не доплачивает в бюджет уже на 3 рубля при прочих равных условиях, то это значит, что коэффициент льготного налогообложения налога на прибыль составляет 0,5, то есть налог на прибыль будет уменьшаться с каждого рубля относительно прежней суммы выше на 50 копеек, то есть если ранее банк не заплатил бы в связи с применением льготы 1 рубль, то теперь не заплатит полтора, и так далее согласно пропорции.

Таким образом, чем выше коэффициент, тем больше размер

сэкономленных кредитной организацией средств и тем меньше налога

13

относительно прежней величины получит государство. Если же показатель -величина отрицательная, значит величина уплачиваемого налога начинает увеличиваться относительно рассчитанного в предыдущих периодах, что характеризует снижение размера налоговых льгот, увеличение налоговой нагрузки на прибыль банка.

2. Коэффициент эффективности льготирования налога на прибыль:

кЭЛ = (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии изменившегося размера коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ)*действующая ставка по налогу на прибыль организаций - (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии, что размер коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ, остался

неизменным)*ставка по налогу на прибыль организаций / размер выручки банка за расчетный период.

Коэффициент показывает величину экономии на налоге на прибыль, получаемой в результате введения нового коэффициента по налогу на прибыль организаций, применяемому при определении размера учитываемых в налогообложении расходов по рублевым обязательствам банка, приходящихся на один рубль выручки, то есть показывает долю участия определенной или суммы льгот в увеличении финансовых ресурсов банка относительно величины общей выручки.

При этом если значение показателя является величиной положительной, значит данный вид налогового регулятора прибыли банка приносит прибыль, а если отрицательно - убыток.

Рост данного показателя характеризует увеличение размера налоговых

льгот.

3. Коэффициент льготирования прибыли банка:

кЛП = (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии изменившегося размера коэффициента,

предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ)*действующая ставка по налогу на прибыль организаций - (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии, что размер коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ, остался

неизменным)*ставка по налогу на прибыль организаций / размер чистой

прибыли (после налогообложения) банка.

Коэффициент представляет собой сумму экономии налога на прибыль, получаемой в связи с введением нового размера коэффициента,

применяемого в соответствии с п.1 ст.269 НК РФ, приходящегося на один рубль прибыли, за вычетом уплаченных налогов, то есть размер дополнительно полученной банком прибыли.

Чем выше размер коэффициента, тем большая часть прибыли формируется за счет применяемых налоговых преференций. Но при этом отрицательность показателя характеризует получаемый при ведении определенных изменений законодательства организацией убыток.

4. Коэффициент налоговой весомости регуляторов прибыли коммерческого банка:

кНВ = (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии изменившегося размера коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ)*действующая ставка по налогу на прибыль организаций - (сумма процентов в рублях по рублевым обязательствам банка, признанных расходами, учитывающимися при определении базы по налогу на прибыль при условии, что размер коэффициента, предусмотренного п.1 ст.269 НК РФ, остался

неизменным)*ставка по налогу на прибыль организаций / общая сумма налога на прибыль банка, начисленная до применения налоговой льготы.

Коэффициент отражает размер сэкономленной суммы налога на прибыль организации в рублевом эквиваленте, полученной в связи с применением при определении учитываемых в налогообложении процентов по рублевым обязательствам относительно каждого рубля налога на прибыль, полностью уплачиваемого банком.

Коэффициент отражает значимость и массовость введения налогового рычага по отношению ко всей сумме налога на прибыль коммерческого банка. Чем выше показатель, тем большее значение он играет для организации.

Разработанная методика не имеет аналогов, поскольку проблема определения эффективности применения налоговых регуляторов по отношению к прибыли коммерческого банка путем изменения размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами а налогооблагаемой базе, является мало изученной и очень узкой темой, что определяется маленьким кругом пользователей информации, так как ими выступают лишь кредитные организации, в то время как регулирование размера процентов по рублевым долговым обязательствам, признаваемым расходами в налогооблагаемой базе, является действенной и значимой возможностью государственного воздействия, как на банк, так и на страну.

Данная методика позволяет при своевременном осуществлении

расчетов и проведении соответствующего анализа определить (причем как

перспективные, так и ретроспективные) результаты применения

рассматриваемого налогового регулятора прибыли коммерческого банка по

отношению к конкретной кредитной организации, либо к отрасли в целом,

что даст возможность, как государству, так и банкам, оказывать

существенное влияние на экономику предприятия и всей страны. А

регулирование деятельности коммерческих банков является существенной

государственной задачей, поскольку оказывает влияние на экономическое

16

состояние отдельных кредитных организаций, отрасли в целом, является значительной составляющей доходной части бюджета страны, влияет на деятельность всех хозяйствующих субъектов (поскольку являются посредниками в сборе налоговых платежей, выступают налоговыми агентами, осуществляют контрольные функции применительно ко всем налогоплательщикам, являются хранителями денежных средств). Методика построена на основе системы показателей, что дает более разностороннюю картину ситуации, что также влияет на точность и своевременность применения решения относительно поставленной задачи.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.04.2011 N 77-ФЗ).

2. Федеральный закон N 395-1 от 02.12.1990г. «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N 294-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ).

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (Одобрено Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 года).

4. Воропаева О.А Использование ставки рефинансирования в целях налогообложения // Советник бухгалтера. - 2010. - N 4.

5. Живаева Т.Л. "Процентные" затраты в 2009 - 2010 гг. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2010. - N 6.

6. Катина И. "Упрощенные" проценты // Практическая бухгалтерия. - 2010. -N 8.

7. Коновалова Е.В. Как правильно нормировать проценты по договорам займа с условием изменения ставки // Главная книга. - 2010. - N 8.

8. Мамонова И.В. Особенности налогообложения процентов по долговым обязательствам // Налоговая политика и практика. - 2010. - N 10.

9. Налог на прибыль: порядок формирования налоговой базы за полугодие типичные ошибки и их исправление (конференция с Дмитрием Юрьевичем Григоренко) //Российский налоговый курьер. - 2010. - N 13-14.

10. Полежарова Л.В. Процентная ставка по долговым обязательствам: тест на "рыночность" // Финансы. - 2010. - N 9.

11. Полухина М.Ю. Налог на прибыль: комментарии и рекомендации ФНС России и Минфина России по изменениям к главе 25 НК РФ // Клуб главных бухгалтеров. - 2010. - N 10.

12. Фоевцов С. Актуальные вопросы учета расходов в виде процентов исходя из ставки рефинансирования банка России // Финансовая газета. - 2011. - N 3.

13. Фоевцов С. Дата определения расходов в виде процентов // Финансовая газета. - 2010. - N 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.