Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая деятельность / лексическая работа / виды речевой деятельности и основы культуры устной и письменной речи / универсальные учебные действия: регулятивные / познавательные / коммуникативные / личностные / speech activity / lexical work / types of speech activity and the foundations of the culture of oral and written speech / universal educational activities: regulatory / cognitive / communicative / personal

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У.Р. Даниэльян

В данной статье рассматривается проблема организации лексической работы на уроках русского языка, которая относится к числу наиболее актуальных в методике преподавания русского языка. От эффективности такой работы во многом зависит формирование коммуникативной компетенции, которая подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ORGANIZING LEXICAL WORK FOR FORMING UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF STUDENTS OF 5-9 GRADES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article examines the problem of organizing lexical work in Russian language lessons, which is one of the most relevant in the methodology of teaching the Russian language. The formation of communicative competence largely depends on the effectiveness of such work, which implies mastery of all types of speech activity and the fundamentals of the culture of oral and written speech, skills and abilities of using language in various spheres and communication situations, corresponding to the experience, interests, psychological characteristics of primary school students at different its stages.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

У.Р. Даниэльян, студент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-132-135

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема организации лексической работы на уроках русского языка, которая относится к числу наиболее актуальных в методике преподавания русского языка. От эффективности такой работы во многом зависит формирование коммуникативной компетенции, которая подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Ключевые слова: речевая деятельность, лексическая работа, виды речевой деятельности и основы культуры устной и письменной речи, универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Образовательный процесс, ранее направленный на предоставление знаний, теперь рассматривается как система, направленная на развитие способностей к саморазвитию, умению самостоятельно приобретать знания. Ключевыми понятиями в образовании являются так называемые универсальные учебные действия: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Задача учителя -использовать систему заданий для развития учебных действий обучающихся и построить урок таким образом, чтобы каждый этап урока максимально способствовал этому.

В учебной программе в рамках ФГОС особое внимание уделяется формулированию тем, постановке проблемных вопросов и целей занятий. Если в традиционной системе образования эти задачи выполняют преподаватели, то в рамках ФГОС обучающиеся могут выполнять эти задачи самостоятельно. Такой подход обеспечивает разработку следующих УУД: регулятивных - постановка учебной задачи, соотнесение ранее изученного и нового; познавательных - анализ с целью выделения признаков, формулирование проблемы; коммуникативных - построение связного высказывания, оценка ответа одноклассника;

личностных - самоопределение, мотивация к обучению, смыслообразование [5].

Формирование УУД, развитие связной речи обучающихся и обогащение лексического состава базируются на понятиях ре-чеведения. Известно, что любые навыки и умения, в том числе коммуникативно-речевые наиболее успешно развиваются осознанно, на основе теоретических обобщений. Понятия и правила служат ориентировочными основами учебных действий, способствуют осознанию способов действия, создают условия для передачи знаний и умений, помогают обучающимся достичь самоконтроля в обучении. Практика наглядно показывает, что сознательное развитие речевых навыков повышает эффективность обогащения лексического состава и речевого развития, в конечном итоге обеспечивая более высокий уровень владения русским языком как средством общения.

В методике лексикологии и фразеологии, как и в других разделах методики русского языка, используются общедидактические принципы (наглядность, сознательность и активность, доступность и по-сильность, систематичность и последовательность, прочность, научность, связь теории и практики) и специальные прин-

ципы, исходящие из особенностей изучаемых лексических и фразеологических явлений. Данные принципы представлены методистом Барановым М.Т. [1].

Учитывая специфику лексических и фразеологических явлений, для раскрытия их сущности необходимо опираться на соотношение слов с той действительностью, которую они представляют, - это экстралингвистический принцип; лексическое и грамматическое значение отдельных слов - лексикограмматические принципы; единицы лексической парадигмы взаимодействуют друг с другом - принцип системности; единицы слов и словосочетаний по сфере их употребления - принцип функциональный; история слова или фразеологизма и история реальности - принцип исторический. На основе перечисленных сравнений была создана совокупность принципов, которые являются основными положениями подхода к изучению методики изучения лексики и фразеологии в школе.

При обучении лексическим понятиям используются те же учебно-познавательные методы, что и в применяемые в других разделах методики преподавания русского языка, такие как самостоятельный анализ теоретических частей, диалогов, слов учителя, самостоятельный анализ упражнений. В учебниках русского языка теоретические разделы оформляются или обозначаются символами. Автор учебника также предоставляет материалы для наблюдения, а в конце каждого параграфа учебника приведен набор вопросов для самопроверки.

Выбор когнитивных методов обучения русскому языку зависит от изучаемых лексических и фразеологических явлений. Для развития лексического состава и фразеологических навыков необходимы специальные упражнения: упражнения для изучения каждого лексического понятия; упражнения по каждому лексическому понятию. Рассмотрим некоторые общие упражнения:

1. Лексические явления, встречающиеся в словах, словосочетаниях, предложениях или связанных с ними текстах. Для выполнения этого упражнения обучающиеся

должны понимать уникальные характеристики каждого лексического явления.

2. Выберите пример, показывающий изучаемое лексическое явление. Для выполнения этого упражнения обучающиеся выбирают слова из печатного источника (например, словаря, учебника) или по памяти.

3. Выяснить роль лексических понятий в тексте. С помощью этого упражнения создаются условия для закрепления свойств изучаемых лексических единиц и понимания изобразительных и выразительных средств художественного произведения.

4. Сгруппируйте изучаемые лексические явления. Для выполнения этого упражнения обучающиеся должны быть готовы выработать общую основу для группировки слов в группы.

5. Найдите и исправьте словарные ошибки. Для выполнения данного упражнения материалами являются группы лексических единиц, составленные по нескольким основаниям.

6. Подготовьте список понятий словарного запаса. Для выполнения этого упражнения следует продемонстрировать способы расположения материалов по вертикали и горизонтали.

7. Лексический разбор. Этот метод был определен Н.М. Шанским. Суть данного упражнения в том, чтобы охарактеризовать слова с точки зрения особенностей лексических понятий. Это упражнение выполняется при помощи словаря [1].

Существует несколько типов упражнений, которые позволяют развить навыки использования толкового словаря. Рассмотрим их.

1. Найдите словарную статью по ее структурному элементу в словаре. Это упражнение улучшает понимание обучающимися структуры словарных статей. Обучающимся можно предложить назвать центральное слово, его грамматические маркеры, объяснить лексическое значение слова и примеры того, как это слово используется.

2. Поиск слов в словаре по определенным пометам. Это упражнение учит обу-

чающихся применять знания об определенных свойствах слов.

3. Составьте словарные статьи по конкретным словам. Это упражнение требует обобщения знаний обучающихся о слове и написания словарной статьи. Обучающиеся должны запоминать слова исходя из их характеристик: части речи слова; однозначность или многозначность; является ли слово устаревшим или нет, ограниченным в употреблении или широко используемым.

4. Подготовьте кроссворд.

Все вышеперечисленные упражнения помогут обучающимся развить умение пользоваться толковыми словарями.

Ведущим методом развития лексических умений учащихся является метод упражнений. Напомним, что упражнение -это «многократное, повторное выполнение умственных или практических действий с целью овладения этими действиями, выработки навыка их выполнения» [3, с. 164]. Считаем, что при разработке видов лекси-

рию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [2]. Полагаем, что такой подход может быть реализован в выделении шести видов упражнений: рецептивных, репродуктивных, аналитических, конструктивных и творческих. Задачи по изучению лексических единиц лексикологии разнообразны, поэтому разрабатываются различные виды лексических упражнений с разными заданиями к ним. Это зависит от изучения лексического явления и формируемого лексического умения.

Таким образом, в рамках ФГОС каждый этап урока направлен на развитие тех или иных УУД. Задача учителя - предложить обучающимся наиболее продуктивные задания, основными критериями выбора которых будут самостоятельность выполнения индивидуально, в парах и группах, побуждение к активной работе на уроке, формирование интереса к проблеме, личностное развитие каждого участника процесса обучения [4, с. 48].

ческих упражнении важно учитывать тео-

Библиографический список

1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведении. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.

2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М.: АПН СССР, 1966. - С. 236-277.

3. Рыжов В.Н. Дидактика: учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 318 с.

4. Свиридова Е.М. Проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория в условиях индивидуализации обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 5. - С. 44-51.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011. - 251 с.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прозерпина: Школа, 1994. - 400 с.

METHODOLOGY FOR ORGANIZING LEXICAL WORK FOR FORMING UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF STUDENTS OF 5-9 GRADES IN RUSSIAN

LANGUAGE LESSONS

U.R. Danielyan, Student

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. This article examines the problem of organizing lexical work in Russian language lessons, which is one of the most relevant in the methodology of teaching the Russian language. The formation of communicative competence largely depends on the effectiveness of such work, which implies mastery of all types of speech activity and the fundamentals of the culture of oral and written speech, skills and abilities of using language in various spheres and communication situations, corresponding to the experience, interests, psychological characteristics of primary school students at different its stages.

Keywords: speech activity, lexical work, types of speech activity and the foundations of the culture of oral and written speech, universal educational activities: regulatory, cognitive, communicative, personal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.