Научная статья на тему 'РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ УРОК / РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / SPEECH-MAKING LESSON / SPEECH-MAKING ACTIVITY / SPEECH-MAKING DEVELOPMENT / SPEECH-MAKING DIALOGUE / CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Любовь Дмитриевна, Губчевская Екатерина Алексеевна

Содержание государственных образовательных стандартов, изменения концептуальных представлений о роли русского языка и литературы как учебных предметов в контексте современной парадигмы образования и как средства построения нового общества требуют постановки новых задач подготовки личности выпускника, обладающего функциональной грамотностью, индикаторами которой являются универсальные учебные действия, позволяющие человеку быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Современная система образования оперативно и адекватно реагирует на запросы и требования времени, обновляя при этом не столько содержание, сколько формы организации обучения, внедряя при этом в образовательный процесс инновационные технологии, среди которых особое место занимает кейс-технология. Цель исследования, представленного в статье, - проектирование речетворческого урока как инновационной формы организации учебной работы по русскому языку, выявление возможностей использования кейс-технологии в процессе речетворческого развития обучающихся. Доминантой такого процесса становится текст, который является универсальным средством обучения, воспитания и развития обучающихся. Отбирая тексты для организации работы на уроке русского языка, следует учитывать возраст обучающихся, воспитательную, познавательную, эстетическую ценность текстов, наполненность текстов изученными или изучаемыми языковыми единицами, способность текстов стимулировать речетворческую деятельность обучающихся. Ведущим методом исследования является проектирование речетворческой деятельности обучающихся с применением кейс-технологии.В статье представлен современный речетворческий урок русского языка, цель которого подготовить личность, способную воспринимать, воспроизводить и создавать тексты разных стилей и жанров. Речетворческий урок как инновационная форма организации учебной работы по русскому языку обладает универсальностью, коммуникативностью, интегративностью, имеет речетворческую направленность. Дидактической доминантой речетворческого урока является текст, поэтапная работа с которым на уроках русского языка стимулирует и инициирует речетворческую деятельность учащихся. Работа с текстом предполагает активную речетворческую деятельность обучающихся по восприятию, воспроизведению и продуцированию текстов. Авторами статьи доказана необходимость и результативность использования кейс-технологии в процессе речетворческого развития обучающихся. Сделан вывод о том, что речетворческий урок способствует решению комплекса дидактических задач. На примере речетворческого урока в старшей школе рассмотрены возможности использования кейс-технологии в процессе речетворческого развития обучающихся и сделан общий вывод об эффективности использования речетворческого урока в процессе обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Любовь Дмитриевна, Губчевская Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH-MAKING LESSON AS AN INNOVATIVEORGANIZATION FORM OF STUDENTS’ LANGUAGE EDUCATION

The content of state educational standards, changes in conceptual ideas about the role of the Russian language and literature as academic subjects in the context of the modern paradigm of education and as a means of building a new society require the setting of new tasks for preparing the personality of a graduate with functional literacy, indicators of which are universal educational actions that allow a person to quickly adapt in the external environment and actively function in it. The modern education system responds promptly and adequately to the requests and requirements of the time, while updating not so much the content as the forms of organizing training, while introducing innovative technologies into the educational process, among which case technology occupies a special place. The purpose of the study presented in the article is to design a speech-making lesson as an innovative form of organizing educational work while teaching the Russian language, to identify the possibilities of using case-study in the process of speech-creative development of students. The dominant feature of this process is the text, which is a universal means of teaching, upbringing and development of students. When selecting texts for organizing work in the Russian language lesson, one should take into account the age of the students, the educational, cognitive, aesthetic value of the texts, the fullness of the texts with the studied or studied language units, the ability of the texts to stimulate the speech-making activity of students. The leading research method is the design of students' speech-making activity using case-study.The article presents a modern speech-making lesson of the Russian language, the purpose of which is to prepare a person who is able to perceive, reproduce and create texts of different styles and genres. A speech-making lesson as an innovative form of organizing educational work in the Russian language is versatile, communicative, integrative, has a speech-making orientation. The didactic dominant of the speech-making lesson is the text, the stage-by-stage work with which in the lessons of the Russian language stimulates and initiates the speech-making activity of students. Working with the text presupposes active speech-making activity of students in the perception, reproduction and production of texts. The authors of the article have proved the necessity and effectiveness of the use of case technology in the process of speech-creative development of students. It is concluded that a speech-making lesson contributes to the solution of a complex of didactic tasks. On the example of a speech lesson in high school, the possibilities of using case technology in the process of speech-creative development of students are considered and a general conclusion is made about the effectiveness of using a speech-making lesson in the process of teaching the Russian language.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пономарева Л.Д., Губчевская Е.А. Речетворческий урок как инновационная форма организации языкового образования обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ponomareva L.D., Gubchevskaya E.A. (2020). Speech-making lesson as an innovative organization form of students' language education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN520.pdf (in Russian)

УДК 37.02

Пономарева Любовь Дмитриевна

ФБГОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор кафедры «Русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации

Доктор педагогических наук, доцент ВАК E-mail: ponomareva.ld@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=707113

Губчевская Екатерина Алексеевна

ФБГОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Аспирант кафедры «Русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации»

E-mail: 4eva07@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=924168

Речетворческий урок как инновационная форма организации языкового образования обучающихся

Аннотация. Содержание государственных образовательных стандартов, изменения концептуальных представлений о роли русского языка и литературы как учебных предметов в контексте современной парадигмы образования и как средства построения нового общества требуют постановки новых задач подготовки личности выпускника, обладающего функциональной грамотностью, индикаторами которой являются универсальные учебные действия, позволяющие человеку быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Современная система образования оперативно и адекватно реагирует на запросы и требования времени, обновляя при этом не столько содержание, сколько формы организации обучения, внедряя при этом в образовательный процесс инновационные технологии, среди которых особое место занимает кейс-технология. Цель исследования, представленного в статье, - проектирование речетворческого урока как инновационной формы организации учебной работы по русскому языку, выявление возможностей использования кейс-технологии в процессе речетворческого развития обучающихся. Доминантой такого процесса становится текст, который является универсальным средством обучения, воспитания и развития обучающихся. Отбирая тексты для организации работы на уроке русского языка, следует учитывать возраст обучающихся, воспитательную, познавательную, эстетическую ценность текстов, наполненность текстов изученными или изучаемыми языковыми единицами, способность текстов стимулировать речетворческую деятельность обучающихся. Ведущим методом исследования является проектирование речетворческой деятельности обучающихся с применением кейс-технологии.

https:// mir-nauki. com

В статье представлен современный речетворческий урок русского языка, цель которого подготовить личность, способную воспринимать, воспроизводить и создавать тексты разных стилей и жанров. Речетворческий урок как инновационная форма организации учебной работы по русскому языку обладает универсальностью, коммуникативностью, интегративностью, имеет речетворческую направленность. Дидактической доминантой речетворческого урока является текст, поэтапная работа с которым на уроках русского языка стимулирует и инициирует речетворческую деятельность учащихся. Работа с текстом предполагает активную речетворческую деятельность обучающихся по восприятию, воспроизведению и продуцированию текстов. Авторами статьи доказана необходимость и результативность использования кейс-технологии в процессе речетворческого развития обучающихся. Сделан вывод о том, что речетворческий урок способствует решению комплекса дидактических задач. На примере речетворческого урока в старшей школе рассмотрены возможности использования кейс-технологии в процессе речетворческого развития обучающихся и сделан общий вывод об эффективности использования речетворческого урока в процессе обучения русскому языку.

Ключевые слова: речетворческий урок; речетворческая деятельность; речетворческое развитие; речетворческий диалог; кейс-технология

Современная система образования, претерпевая кардинальные изменения, связанные с необходимостью подготовки выпускника, способного к активной творческой студенческой, а затем профессиональной и общественной деятельности, требует обновления не только содержания обучения, но и типологии уроков русского языка. Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять основные типы уроков в зависимости от поставленных целей: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний. Ученые-методисты разрабатывают типы уроков, в полной мере отвечающие требованиям ФГОС: урок организации усвоения материала, урок организации индивидуальных образовательных траекторий, урок контроля над уровнем обученности, урок развития творческих способностей учащихся [1, с. 5]; уроки речевого мастерства, уроки речетворчества, речетворческую мастерскую [2, с. 4]. Продолжая разработку отдельных типов уроков русского языка, предлагаем речетворческий урок как инновационную форму организации учебной работы по русскому языку.

В традиционной типологии уроки развития речи представлены уроками изложения, уроками сочинения, уроками развития устной речи обучающихся. Однако поиски новых форм организации работы по речевому развитию не прекращаются в теории и методике обучения русскому языку. Так, особого внимания и специального рассмотрения заслуживает типология уроков русского языка, предложенная Л.А. Гдалевичем и Э.Д. Фудим [3]. В основе предложенной методистами типологии операциональный и мотивационный принципы, суть которых состоит в отношении к родному языку как «предмету предметов» и необходимости вызвать у учащихся желание писать, читать и говорить на родном языке. Структурно такие уроки отражают возможности четырех видов речевой деятельности: пишу, говорю, читаю, слушаю. Речетворческий урок объединяет названные типы уроков, решая при этом комплекс дидактических задач. Речетворческие уроки по своей природе универсальны: они могут быть использованы на разных этапах языкового образования. Особенно актуальны речетворческие уроки в старшей школе, когда уже изучен школьный курс русского языка, накоплены речеведческие знания, проводится активная работа по обобщению и систематизации изученного в курсе русского языка в процессе подготовки к итоговой аттестации выпускников.

Введение

Методы

Проектирование речетворческой деятельности обучающихся как основной метод настоящего исследования позволяет не только диагностировать, но и развивать речетворческие умения обучающихся воспринимать, воспроизводить и создавать тексты разной стилевой и жанровой принадлежности. Дидактической доминантой на РУ становится текст, который определяет речетворческую тактику урока, задает тему обсуждения [4]. На данном уроке все подчинено речетворческому развитию. Речетворческое пространство урока заполнено заданиями, направленными на развитие всех видов речевой деятельности обучающихся: письмо, говорение, чтение и слушание.

Речетворческий урок имеет коммуникативную, интегративную и речетворческую направленность. Коммуникативная направленность РУ связана с удовлетворением практических потребностей обучающихся в области речевой деятельности; интегративная направленность РУ позволяет реализовывать межпредметные связи в процессе обучения русскому языку; речетворческая направленность РУ предполагает обязательный выход в речетворческую деятельность обучающихся.

Одним из вариантов основы для проектирования речетворческого урока может стать применение разработанной в Гарвардском университете кейс-технологии, сущность которой состоит в совместном анализе, обсуждении конкретных ситуаций, выработке решений определённой проблемы [5, с. 275].

Кейс включает в себя ситуацию, идею, проблему и вопросы для обсуждения, практические задания, методические указания по их выполнению. Источником кейса может служить художественная и публицистическая литература, фрагмент фильма, научный текст, статистические данные, Интернет-ресурсы и так далее [6, с. 152]. Алгоритм предполагает групповую работу обучающихся и в общем виде выглядит следующим образом: ознакомление с материалом кейса, его анализ; выявление и решение проблемы; поиск ответа на поставленные вопросы в ходе обсуждения, дискуссии; выполнение предлагаемых заданий; презентация результатов работы коллектива; обобщение, оценивание и подведение итогов [7, с. 137].

Изначально кейс-метод применялся при обучении экономике и бизнес-дисциплинам, но его концептуальные установки позволяют интегрировать подобную форму организации работы в обучение и другим дисциплинам, в том числе русскому языку. В данном случае дидактической основой становится текст, конкретное речевое произведение, предлагаемое для анализа и служащее отправной точкой для реализации творческого потенциала обучающихся.

Концептуальной основой кейс-технологии является наличие ситуации, отражающей определённое состояние социальной действительности, в которой ощущается недостаток чего-либо, затрагивающий базисные потребности человека: физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные [8, с. 32]. Следовательно, кейс-технология предполагает наличие дидактического материала, отражающего реальную ситуацию и содержащего проблему, связанную с потребностями и ценностями обучающегося; а также систему вопросов и заданий, ведущих к решению этой проблемы [9, с. 132].

Экстраполируя эту идею на процесс обучения русскому языку, отметим, что публицистические и художественные тексты являются благодатным материалом: потребность в разрешении мировоззренческих проблем становится мотивацией для познавательной и речетворческой деятельности обучающихся.

Современное образование опирается в том числе на принципы коммуникативно-деятельностного подхода, в соответствии с которыми процесс обучения русскому языку предполагает организацию урока как деятельности, направленной на выявление и решение конкретных коммуникативных задач. С этой позиции отбор дидактического материала играет

https:// mir-nauki. com

ключевую роль: необходимо обращаться к жизненно важным для обучающихся темам с целью повышения уровня мотивации развития речевых навыков [10, с. 253]. Аналогичные установки применяются при формировании содержания и структуры кейса.

С точки зрения организации урока русского языка кейс-технология ценна и тем, что этапы её реализации напрямую связаны с коммуникативным процессом: подразумевается групповая работа, сопровождающаяся поиском общих решений в ходе дискуссии. Соответственно, в самом алгоритме технологии содержится речетворческая составляющая: потребность в устном общении в ходе коллективной деятельности стимулирует развитие навыков слушания и говорения.

Текст как дидактическая основа и материал кейса является базой для развития навыков чтения: справедливым при этом является утверждение, что подкрепляющие чтение обмен мнениями, обсуждение, корректировка ответов ведёт к наиболее полному пониманию идей, заложенных в тексте [11, с. 104]. Развитие навыков письма осуществляется с помощью заданий, предполагающих в качестве результата созданный обучающимся собственный письменный текст.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологии представляется целесообразным при планировании и организации речетворческого урока.

Планируя речетворческий урок, следует, прежде всего определив тему и цели урока, выбрать текст; затем продумать подготовительную работу обучающихся к данному уроку; определить структуру РУ; разработать систему вопросов и заданий, направленных на формирование речетворческих способностей учащихся.

В качестве примера рассмотрим структурную и содержательную организацию речетворческого урока в старшей школе.

Дидактической доминантой урока является текст, который позволяет планировать и организовывать работу по развитию всех видов речевой деятельности обучающихся.

Классика - это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное - она воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, причащается ею и от этого становится чище, содержательнее. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека лирическим опытом поэзии. Поэзия обладает врачующими свойствами. Собственная жизнь человека читающего, слушающего, созерцающего, воспроизводящего вслух стихи, бесконечно обогащается.

Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к «чужому», стал это чужое понимать. Он приобрел уважение к «чужому» (к другим народам, к их культуре, верованиям).

Результаты

Текст

Д.С. Лихачев

Речетворческий урок требует подготовительной работы обучающихся, которая настраивает учащихся на речетворческую деятельность и складывается из ответов на вопросы и выполнения заданий. В процессе подготовки к речетворческому уроку обучающиеся активно работают с произведениями классической литературы, определяя свое отношение к классике, просматривая или перечитывая отдельные произведения, выделяя среди них свое любимое, работают со словарями, подбирают высказывания о классической русской литературе, знакомятся с творческой биографией Д.С. Лихачева. Такая подготовительная работа позволяет учителю выстраивать продуктивный речетворческий диалог, а обучающимся активно в нем участвовать на уроке.

Вопросы и задания:

Ваше отношение к классической литературе.

Назовите ваше любимое произведение русской классической литературы. Почему? Какие мысли и эмоции оно у вас вызывает?

Какие произведения русской классики вы бы хотели прочитать или перечитать?

Пользуясь словарем, определите понятия «культура» и «классика». Какие произведения культуры следует считать классическими и почему?

Подберите несколько ярких высказываний о русской классической литературе.

Назовите ваше любимое произведение русской классической литературы. Почему? Какие мысли и эмоции оно у вас вызывает?

Подготовьте для чтения наизусть любимое стихотворение или отрывок из прозаического произведения.

Подготовьте биографическую справку с презентацией о Д.С. Лихачеве.

Кейс-задания:

1. Прочитайте текст. Выделите не более трёх ключевых слов (словосочетаний). Почему вы выбрали именно эти слова? Озаглавьте текст.

2. Выпишите из текста слова и словосочетания, которыми Д.С. Лихачёв характеризует понятия классика и культурный человек.

3. На основе выделенных вами слов и словосочетаний составьте опорный конспект текста. Перескажите текст.

4. Послушайте мнения людей, полученные в ходе опроса и представленные на портале «Культура Екатеринбурга». Отметьте основные характеристики, которыми участники опроса наделяют культурного человека. (Мнения зачитываются учителем).

• Культурный человек должен быть честным, не лезть в чужие разговоры и не мусорить на улице.

• Культурный человек должен быть толерантным - это самый главный показатель. Толерантный человек никогда не станет спорить с другими людьми, потому что каждый по-своему прав. Такие показатели, как хождение по выставкам и театрам - это неправильный критерий оценки, потому кому-то может нравиться один вид искусства, но не нравиться другой, кому-то -наоборот.

• Культурного человека отличает багаж знаний о классической культуре. Также он должен ориентироваться в современной культурной жизни города.

Подмечать некие тенденции, быть всегда на плаву. То есть культурного человека отличает сочетание базовых знаний о мировой и отечественной культуре со знаниями о современных тенденциях, будь то актуальные направления в живописи, кинематографе или любом другом виде искусства.

• Он должен быть образованным, начитанным, эрудированным, воспитанным. Культурный человек - тот, кто участвует в жизни города, продвигает его, создает его бренд. Который думает не только о своем благе, но и об общем, стремится сделать так, чтобы в городе стало лучше, вносит в это вклад.

С какими позициями вы согласны, а с какими могли бы поспорить? Какие черты культурного человека отмечает как Д.С. Лихачёв, так и участники опроса?

5. Ознакомьтесь со следующими определениями.

Классика - образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность (Новый словарь иностранных слов).

Классика - что-либо отличное, замечательное; что-либо всеобщепризнанное, неоспоримое (Словарь русского арго).

Классический - созданный классиком, классиками; совершенный, образцовый. Типичный, особенно характерный, показательный (Большой толковый словарь).

Классический - лучший в своём роде; замечательный (Большой толковый словарь).

Как соотносятся данные определения с точкой зрения Д.С. Лихачева: подтверждают, противоречат, дополняют, обобщают?

Что для вас значит понятие классика?

6. Вспомните и запишите как можно больше словосочетаний со словом «классический» (классическая литература, классический костюм.. ). Какой идеей, на ваш взгляд, объединены все эти словосочетания?

7. Индивидуальное задание. Составьте ассоциативную карту с центральным понятием классика. Напишите эссе на тему «Что общего между классической скульптурой и классическим костюмом?»

8. Напишите сочинение-рассуждение, продолжая данный текст, доказывая точку зрения автора или опровергая, используя конкретные примеры-аргументы.

9. Напишите письмо одному из классиков русской литературы.

10. Составьте список классических произведений русской литературы, которые, на ваш взгляд, следует прочитать каждому человеку. Подготовьте обоснование вашего выбора произведений.

Приведённые вопросы и задания направлены на развитие различных видов речевой деятельности с опорой на текст; при этом задания 1-4 предполагают групповую работу, а задание 5 позволяет обучающимся проявить собственные творческие способности. Отметим, что групповая работа и дискуссия предполагает развитие говорения как вида речевой деятельности и коммуникативных навыков.

Задание 1 способствует развитию навыка чтения: на первом этапе обучающиеся знакомятся с текстом и, выделяя ключевые слова, самостоятельно определяют тему и идею текста. Ограничение в количестве выбираемых слов или словосочетаний и потребность в обосновании выбора способствует развитию умения выделять главное и второстепенное. Поиск

https:// mir-nauki. com

ключевых слов помогает обучающимся сконцентрировать целый пласт смыслов, скрывающихся в тексте, для того, чтобы озаглавить данный фрагмент.

Аналогичная работа продолжается при выполнении задания 2: обучающиеся работают с центральными понятиями текста, выявляя их краткие вербально выраженные характеристики. В данном случае обучающиеся повторно читают текст, выбирая вид чтения в соответствии с целью, что способствует как речетворческому развитию, так и погружению в тему.

При выполнении задания 3 происходит систематизация вычлененной ранее информации: опорный конспект, в котором могут быть использованы не только вербальные средства, предполагает выявление и отображение взаимосвязей между ключевыми понятиями и позволяет усвоить логику текста, его структуру. Подобный приём в данном случае используется не для фиксации текста лекции, что предполагает алгоритм технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, а для анализа произведения публицистического стиля. Опорный конспект является фундаментом для пересказа текста, когда принципиально отражение главных тезисов и логики повествования, а не дословное прочтение: данный этап способствует развитию навыка говорения, становится речетворческим актом.

Работа по развитию навыка аудирования происходит при выполнении задания 4: воспринимая речевые произведения на слух, обучающиеся выявляют черты, характеризующие одно из главных понятий прочтённого ранее текста. Цель слушания в данном случае соответствует цели чтения в предыдущих заданиях и определяется предварительно озвученным учителем вопросом. Относительно небольшой объём дидактического материала, которым выступают высказывания респондентов, и приближенность к разговорному стилю речи позволяет провести подобную работу эффективно именно с активизацией навыка слушания.

В задании 5 продолжается работа по формированию навыков чтения и говорения. Информация, выделенная ранее в публицистическом тексте, экстраполируется на речевые произведения иного характера: словарные определения. Обучающиеся оценивают центральное понятие текста, опираясь не только на видение Д.С. Лихачева, но и на объективированные характеристики, что способствует формированию наиболее полного представления о понятии классики и письменной и устной формулировки её определения.

Подобную цель преследует задание 6: обучающиеся, основываясь на собственном речевом опыте, припоминают лексические единицы в составе устойчивых словосочетаний, что ведёт к раскрытию новых уровней в значении рассматриваемого понятия. Активизация навыка говорения необходима при озвучивании ответа на проблемный вопрос. Кроме того, в данном случае очевидны внутрипредметные связи: при выполнении этого и предыдущих заданий происходит актуализация знаний о явлении многозначности слова; при анализе речевых явлений обучающиеся осознают роль уровня лексики и фразеологии в восприятии и создании текстов разных стилей.

Задание 7 ориентировано на развитие навыка письма. Опираясь на результаты предыдущих заданий, в частности, выделенных ключевых слов, обучающиеся составляют ассоциативную карту, которая, в свою очередь, становится опорой при создании собственного письменного текста. Учащиеся имеют возможность выразить индивидуальное видение явления: текст в этом случае является дидактической основой для работы, направленной на развитие речетворческих навыков. Проблемный вопрос, используемый в качестве темы эссе, требует активизации критического мышления.

Задания 8-10 предполагают выход в речетворческую деятельность обучающихся, направленную на создание собственных текстов: сочинение-рассуждение, сочинение-письмо, аннотации к произведениям классической литературы.

Заключительным этапом речетворческого урока является дискуссия на одну из предложенных тем:

• Актуальна ли классическая литература сегодня?

• Культура и современность. Нужна ли классика современному поколению? =

Выводы

Эксперимент по внедрению в процесс обучения русскому языку речетворческого урока состоялся в 2020 году в Многопрофильном колледже г. Магнитогорска: комплект кейс-заданий к тексту Д.С. Лихачева был предложен 50 обучающимся старшего школьного возраста. Результаты апробации позволяют предположить, что речетворческий урок - весьма эффективная форма организации учебной работы по русскому языку.

При обсуждении сущности классики в начале урока обучающиеся отмечали, что те или иные классические произведения интересны для них, так как вопросы, поднимаемые авторами, являются актуальными и для современных людей; к тому же выводу обучающиеся приходили в конце урока в результате рефлексии.

В заглавии текста во всех ученических работах так или иначе фигурировали слова «классика» и «культура» (например, «Классика в жизни человека», «Классика и культурный человек»), чему, вероятно, поспособствовало задание на чтение текста и выделение ключевых понятий. Поэтапное выполнение и обсуждение заданий поспособствовало структурированию идей, отражённых в тексте, и формированию собственных выводов, представляемых обучающимися как в формате опорного конспекта, так и вербально в письменной и устной форме. Отметим, что задание, направленное на развитие навыка слушания, было выполнено весьма успешно: обучающиеся, не записывая отрывки текста под диктовку, вычленили из высказываний основные характеристики культурного человека: честность, образованность, воспитанность, толерантность, наличие багажа знаний.

Особого внимания заслуживают творческие работы, в которых, опираясь на результаты коллективной деятельности, обучающиеся отразили собственное видение роли классики в жизни общества сегодня. Например, в письмах классикам учащиеся благодарили авторов (в частности, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева) за обращение к животрепещущим темам и отмечали, что опыт героев произведений в определённой степени поспособствовал формированию картины мира самих обучающихся. Те же мотивы прослеживаются при составлении списка обязательных к прочтению классических произведений: примечательно, что более половины обучающихся указали в этом перечне роман «Отцы и дети», аргументируя свой выбор тем, что проблема нахождения взаимопонимания представителей разных поколений никогда не утратит своей актуальности.

Эксперимент показал, что выполненные в групповом формате задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности, действительно стали основой для создания обучающимися собственных качественных текстов различных жанров в рамках заданной темы.

Таким образом, речетворческий урок как инновационная форма организации учебной работы, направленной на развитие всех видов речевой деятельности обучающихся, является универсальной формой организации языкового образования. Продиктованный требованиями и запросами времени урок нового типа предполагает использование инновационных технологий, в частности кейс-технологии, благодаря которой успешно решается комплекс дидактических задач урока. Кроме того, речетворческий урок, обладая коммуникативной, интегративной и речетворческой направленностью, позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селиванова О.Г., В.И. Спицына. Русский язык: уроки инновационного типа [Текст] / Русский язык в школе. 2014. №8. С. 3-9.

2. Пономарева Л.Д. Практический курс по художественному речетворчеству: учеб. пособие / Л.Д. Пономарева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. 135 с.

3. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пономарева Л.Д., Чурилина Л.Н. Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект [Текст] // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 365-379.

5. Шведова Л.Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин [Текст] / Л.Е. Шведова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 274-276.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 [Текст] / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 2005. 556 с.

7. Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология [Текст] / Е.Н. Лузан // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 137-140.

8. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода [Текст] / ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 286 с.

9. Савва Л.И. Межличностное познание в системе профессиональной подготовки будущего учителя [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук.:13.00.08. Магнитогорск, 2002. - 359 с.

10. Телкова В.А. О стратегии обучения русскому языку на основе ситуативно-тематического принципа [Текст] / В.А. Телкова // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 252-256.

11. Калыкова Г.С. Психолингвистические особенности процесса чтения [Текст] / Г.С. Калыкова // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). С. 102-106.

Ponomareva Lyubov Dmitrievna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: ponomareva.ld@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=707113

Gubchevskaya Ekaterina Alekseevna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: 4eva07@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=924168

Speech-making lesson as an innovative organization form of students' language education

Abstract. The content of state educational standards, changes in conceptual ideas about the role of the Russian language and literature as academic subjects in the context of the modern paradigm of education and as a means of building a new society require the setting of new tasks for preparing the personality of a graduate with functional literacy, indicators of which are universal educational actions that allow a person to quickly adapt in the external environment and actively function in it. The modern education system responds promptly and adequately to the requests and requirements of the time, while updating not so much the content as the forms of organizing training, while introducing innovative technologies into the educational process, among which case technology occupies a special place. The purpose of the study presented in the article is to design a speech-making lesson as an innovative form of organizing educational work while teaching the Russian language, to identify the possibilities of using case-study in the process of speech-creative development of students. The dominant feature of this process is the text, which is a universal means of teaching, upbringing and development of students. When selecting texts for organizing work in the Russian language lesson, one should take into account the age of the students, the educational, cognitive, aesthetic value of the texts, the fullness of the texts with the studied or studied language units, the ability of the texts to stimulate the speech-making activity of students. The leading research method is the design of students' speech-making activity using case-study.

The article presents a modern speech-making lesson of the Russian language, the purpose of which is to prepare a person who is able to perceive, reproduce and create texts of different styles and genres. A speech-making lesson as an innovative form of organizing educational work in the Russian language is versatile, communicative, integrative, has a speech-making orientation. The didactic dominant of the speech-making lesson is the text, the stage-by-stage work with which in the lessons of the Russian language stimulates and initiates the speech-making activity of students. Working with the text presupposes active speech-making activity of students in the perception, reproduction and production of texts. The authors of the article have proved the necessity and effectiveness of the use of case technology in the process of speech-creative development of students. It is concluded that a speech-making lesson contributes to the solution of a complex of didactic tasks. On the example of a speech lesson in high school, the possibilities of using case technology in the process of speech-creative development of students are considered and a general conclusion is made about the effectiveness of using a speech-making lesson in the process of teaching the Russian language.

Keywords: speech-making lesson; speech-making activity; speech-making development; speech-making dialogue; case-study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.