Научная статья на тему 'Использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку'

Использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ УРОКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / ГИПЕРТЕКСТ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ / ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / LESSON CONTENT / EDUCATIONAL MATERIAL / HYPERTEXT / SPEECH DEVELOPMENT / ESSAY DESCRIPTION / TEACHING PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дутко Наталья Петровна

В статье рассматривается использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку в контексте модернизации образования. Проанализированы дидактические возможности Google-сервисов в процессе обучения русскому языку. Выявлена специфика использования Google-сервисов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание образовательного материала, что способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации. Выявлена целесообразность использования Google-сервисов для организации занятий по развитию речи в 8 классе при обучении написания изложения и сочинения-описания. На основании анализа Google-сервисов предложена модель уроков русского языка по развитию речи в 8 классе. Сделан вывод о том, что Google сервисы в современном образовательном процессе должны стать дидактическим инструментарием для проектирования системы заданий при обучении русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дутко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GOOGLE-SERVICES IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

The article discusses the use of Google services in the process of teaching the Russian language in the context of the modernization of education. The didactic capabilities of Google services in the process of learning the Russian language are analyzed. The specifics of using Google services for organizing students' independent activities is revealed, which saves study time, provides long-term memorization of educational material, which contributes to the development of students and creates conditions for internal differentiation. The expediency of using Google services for organizing classes for the development of speech has been identified. Based on an analysis of Google services, a model of Russian language lessons on the development of speech in grade 8 is proposed. It is concluded that Google services in the modern educational process should become didactic tools for developing a system of tasks in teaching the Russian language.

Текст научной работы на тему «Использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку

Дутко Наталья Петровна,

кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета, кафедра методики преподавания литературы E-mail: natadu@mail.ru

В статье рассматривается использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку в контексте модернизации образования. Проанализированы дидактические возможности Google-сервисов в процессе обучения русскому языку. Выявлена специфика использования Google-сервисов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание образовательного материала, что способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации. Выявлена целесообразность использования Google-сервисов для организации занятий по развитию речи в 8 классе при обучении написания изложения и сочинения-описания. На основании анализа Google-сервисов предложена модель уроков русского языка по развитию речи в 8 классе. Сделан вывод о том, что Google - сервисы в современном образовательном процессе должны стать дидактическим инструментарием для проектирования системы заданий при обучении русскому языку.

Ключевые слова: контент урока, образовательный материал, гипертекст, развитие речи, сочинение-описание, обучающее изложение.

Описание и использование инновационных форм обучения русскому языку сегодня особенно актуально. В центре внимания находятся информационные цифровые технологии, образовательные платформы - Московская электронная школа, Российская электронная школа. Эти ресурсы содержат задания, библиотечные и архивные материалы, театральные и музыкальные спектакли, доступные онлайн. Переосмысление организации учебной деятельности при интеграции цифровых технологий требует новых методических решений. В общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования одной из основных задач современного образовательного процесса является формирование метапредметных умений обучающихся при изучении русского языка.

С.И. Львова пишет об усилении метапред-метного статуса курса русского языка в современной системе школьного образования [3]. Мета-предметные образовательные функции русского языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Формирование метапредметных умений можно эффективно осуществлять с помощью заданий, проектируемых через Google-сервисы.

Предлагаем рассмотреть использование Google-сервисов при обучении русскому языку, дидактические возможности, которых определяются главной особенностью этого ресурса - организация самостоятельной деятельности обучающихся через специально организованную учебно-информационную среду, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание образовательного материала, способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации.

Внедрение в систему современного образования Google-сервисов в процессе обучения русскому языку требуют новых подходов к организации и проведению урока русского языка. Рассмотрим возможности компьютерной сети - Google: • Google Search - поиск информации в сети Интернет по заданной теме;

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

• Google Video - поисковая система по видеороликам;

• Google Drive - диск, для хранения информации;

• Google Формы - для создания и хранения опросов;

• Google Bookmarks - позволяет отмечать сайты закладками, добавлять к ним примечания;

• Google Mobile - интерфейс для использования приложений Google с помощью мобильных устройств;

• Google Picasa Web - персональные галереи фотографий;

• Google Voice - передача голоса;

• Google Translate онлайн-переводчик на все языки мира.

Перечисленные возможности Google мы можем ранжировать на следующие виды образовательного контента урока русского языка:

1. Информационный контент (Google Search, Google Video, Google Bookmarks).

2. Коммуникативный контент (Google Translate онлайн, Google Voice).

3. Визуально-цифровой контент (Google Picasa Web, Google Mobile).

4. Деятельностный контент (Google Drive, Google Формы).

Образовательный материал урока русского языка подбирается с учетом методических требований, таких как: соответствие возрастным особенностям обучающихся, предметной спецификации, уровню образования и изучения предмета, нормам современного русского языка и контролируемым элементам содержания.

Образовательный материал урока русского языка может храниться на Google Drive (диске), как в виде файлов, папок и ссылок, так и в формате qr-code (код быстрого реагирования типа матричных штрихкодов) для доступа к текстовой, видео и аудио информации.

На таком уроке меняется роль учителя, главная задача которого организовать самостоятельную деятельность обучающихся, расширяя границы изучаемой темы. Такой тип занятия направлен на формирование компетенций, касающихся овладением устной и письменной коммуникацией через уникальный формат подачи языкового материала в визуально-цифровой форме. Пройдя по qr-code в навигаторе занятия, можно просмотреть, видеофильм, прочитать разные источники по заданной тематике и выполнить задания.

Рассмотрим использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку в 8 классе на уроках развития речи.

Традиционно обучающиеся в 8 классе пишут обучающее изложение по рассказу Аркадия Аверченко «Мои родители жили в Севастополе...» [4]. Написанию изложения предшествует подготови-5 тельная работа, связанная с определенными опе-о рациями под руководством учителя: прослушивание/ чтение текста, определение темы, основной S мысли, типа и стиля речи, ответы на поставленные

OJ

z учителем вопросы по содержанию текста, состав-

ление плана текста; обращение внимания на лексику (если в этом есть необходимость), своеобразие авторского стиля, особенности синтаксических конструкций текста.

Мы предлагаем на подготовительном этапе к обучающему изложению ознакомиться с автобиографией писателя поскольку биография писателя - это, прежде всего, подступ к чтению текста. «Ближайшая ее задача - дать сведения, необходимые для изучения произведений» [1].

Для этого через Google Video (поисковая система), необходимо найти ссылку для прослушивания текста и перевести ее в qr-код, используя генератор https://ru.qr-code-generator.com., по которому обучающиеся получат доступ к материалу.

После прослушивания аудио, обучающиеся выполняют задание - заполняют таблицу по основным событиям автобиографии Аверченко на Google Drive (диске) через мобильный телефон или планшет (табл. 1).

Таблица 1. Ключевые события из жизни автора

Ключевое событие Определения

Появление на белый свет «старая лисица»

Знакомство с отцом «симптомы отеческой ласки»

Дружба с отцом «добрый старик»

Надо служить «большой кошмар моей юности»

Данная таблица отражает ключевые события из жизни автора, которые оказали на него существенное влияние, и подготавливает обучающихся к восприятию текста изложения.

Далее из ключевых событий автора предлагается обучающимся выделить основные «эры жизни» А. Аверченко:

I. Рождение;

II. Детство;

III. Служба;

IV. Рудничная жизнь;

V. Первые шаги: «Сатирикон».

Затем к каждой «эре жизни» писателя пишется учеником комментарий в форме обобщенных умозаключений и подбирается визуальный ряд (портрет с изображением писателя, иллюстрации героев рассказов) на Google Sites (вики-техно-логия). Благодаря данному сервису, школьники имеют возможность создания текста с гипертекстовой структурой по биографии писателя. Также обучающиеся могут совместно редактировать созданный текст комментария, а историю исправлений учитель может увидеть: кто, когда и что исправил, сравнить первоначальный и конечный вариант в списке изменений и внести при необходимости свой вариант правки, выделив красным цветом.

Данная технология является эффективным приемом саморефлексии. Использование Google Sites позволяет привлечь учащихся к активному освоению новых знаний и формированию мета-предметных умений. Кроме этого, учащиеся могут работать в индивидуальном темпе, многократно просматривать созданный коллективно гипертекст.

Далее мы обращаемся к чтению текста рассказа. Ещё Г.А. Гуковский отмечал, что изучение литературного произведения начинается с самостоятельного чтения - это первичное восприятие, и «мы не только обязаны сохранить живое читательское восприятие искусства нашими учениками, мы обязаны строить самое изучение произведения с учетом этого восприятия, опираясь на него, исходя в некоторой части и из него» [2].

Далее предлагается обучающимся пройти тестовый опрос в Google-формах.

Задания в опросе распределены в следующей логистике:

Задания 1-6 связаны с пониманием текста на уровне содержания (что именно написано, что главное, что второстепенное):

Задание 1. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов. Прокомментируйте свой выбор.

1. «Читатель».

2. «Проза жизни».

3. «Мечтатель».

Задание 2. Найдите в тексте ответ на этот вопрос: «Любит ли рассказчик Севастополь?» Почему?

Задание 3. Сколько лет рассказчику? Куда он уходил в особо грустные минуты?

Задание 4. Чем любил заниматься герой рассказа? Нравилось ли ему занятие отца?

Задание 5. Какие герои рисовались его воображению? На кого он хотел быть похожим?

Задание 6. Найдите в тексте ответ на вопрос: «Кто были любимцы рассказчика?»

Задания 7-11 помогают выйти за рамки текста, обратиться к замыслу автора.

Задание 7. В следующем предложении вставьте недостающие слова: Я уходил на несколько верст от города и, пролеживая целыми днями на пустынном берегу моря, у подножия............скалы,

Задание 8. О чем мечтал рассказчик? Обоснуйте ответ.

Задание 9. Что изменится в тексте, если оставить только следующие строки: «Мои родители жили в Севастополе. Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Я уходил на несколько верст от города и, пролеживая на берегу моря, мечтал».

Задание 10. О каком времени повествует рассказчик? Найдите в тексте деталь, которая подтверждает правильность умозаключения.

Задание 11. Напишите изложение. Расскажите о чем вы любите читать? В задании 11 учащимся предлагается не только изложить содержание

текста, но и в свободной форме порассуждать о выборе книг для чтения.

Развитию метапредметных умений будет способствовать изложение с элементами сочинения, когда учащимся предлагается вначале пересказать прочитанный в учебнике или прослушанный текст, а затем дать развернутый ответ на основе уже полученной информации.

Перечисленные задания будут способствовать формированию метапредметных умений, например, на первый взгляд, обычное задание озаглавить текст развивает такое универсальное умение, как извлечение главной информации из текста, что способствует развитию мыслительной операции - обобщение. Задание на нахождение ответов на вопросы способствует развитию умения устанавливать причинно-следственные связи и разграничивать главную и второстепенную информацию. Работа над изложением развивает умения сжатия текста. При компрессии текста очень важно научить учащихся отличать главную информацию, от второстепенной, сохраняя авторскую мысль и позицию.

При сжатии текста важна его сохранность, а не деформация. Данное умение важно не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах при работе с текстом. Поэтому работа с текстом представляется важным методическим приемом по формированию метапредметных умений.

Следующий тип задания - сочинение-описание на уроках развития речи самый распространенный.

Традиционно учащимся предлагается публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника - храма Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А. Ба-улина, другая - С.В. Герасимова. Мы предлагаем в ходе подготовительной работы над сочинением обратиться к «Житию Андрея Боголюбского», поскольку на уроках литературы в 8 классе школьники уже знакомы с житийной литературой и ее анализом. На этом этапе очень важно ввести учащихся в социокультурный контекст [5], который даст представление о людях древней Руси, их идеалах и стремлениях. Для чтения текста обучающихся можно «объединить» в группы с помощью Google Docs. Для групповой работы в Google Docs обучающимся дается совместный доступ -в «Настройках» указываются их логины. Работу по чтению текста можно организовать по следующим уровням:

1. Чтение жития.

2. Чтение жития с составлением толкового глоссария.

3. Написание к житию комментария.

Сценирование деятельности обучающихся осуществляется учителем по навигатору, который состоит из трех последовательных шагов:

1. Размещение документа учителем с текстом для чтения школьникам, у которых есть доступ на Google Docs.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

2. Создание документа обучающимися на Google Docs - составление толкового глоссария, используя «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (табл. 2).

Таблица 2. Толковый глоссарий «Жития Андрея Боголюбского»

Слово Значение

нарече Официально объявленный, названный.

благоверный Лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юнаго Молодого, не достигшего зрелого возраста.

3. Создание документа обучающимися на Google Docs - комментарий к тексту по плану:

3.1. На каком материале автор раскрывает проблему?

3.2. На какие аспекты проблемы автор обращает внимание?

3.3. Как автор позволяет читателю увидеть данные аспекты проблемы?

При работе в Google Docs по созданию комментария обучающиеся могут вставлять закладки после каждого пункта при переходе к следующей части документа, это напоминает систему внутренних ссылок.

В ходе работы над житием восьмиклассникам предлагается ответить на следующие вопросы в Google-формах:

1. Почему князь Андрей еще в юности был назван Боголюбским?

2. В память о каком событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери?

3. Сколько храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения?

4. Почему праздник Покрова Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников?

5. Какой храм стал первым храмом, посвященным новому празднику?

С помощью вопросов обучающиеся выделяют социокультурный контекст и подбирают визуальный ряд с помощью Google Picasa Web (икона Божией Матери; храмы, созданные святым князем Андреем за годы его княжения; Праздник Покрова и др.).

Следующий этап работы - установление интеграционных связей с видами искусства, сравнение между собой двух картин - одна картина художника С.А. Баулина, другая - С.В. Герасимова. Для сравнения между собой двух картин мы размещаем репродукции на Google Docs и предлагаем обучающимся составит сопоставительную таблицу (табл. 3).

Затем предлагается проанализировать высказывания известных людей, которые описывали 5 свои впечатления от храма, увиденного ими ког-i да-то через сервис Google Docs:

1. Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, S сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий se одноглавый храм, так чудесно вырастающий над

их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство..., как самые высокие достижения древней Эллады. / Л.Д. Любимов

2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия -небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью. В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. / Ю.С. Рябцев

3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут. / Н.Н. Воронин

Таблица 3. Сопоставление картин С.А. Баулина и С.В. Герасимова

Картина С.А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» Линии сравнения Картина С.В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

Архитектурный пейзаж храма. Пейзаж Пейзаж, который окружает церковь

Храм показан вблизи, крупным планом, видны мельчайшие детали и подробности, резьба, которой украшено здание. Форма здания - большой квадрат, с середины которого в небо стремится один купол. Передний план Храм расположен в центре, на фоне природы, кажется будто он один нарисован, больше ничего нет. Тонкость линий строения, белый камень, из которого сделаны стены и бескрайние просторы.

Невысокий холмик посреди реки Нерль, а потом бескрайние просторы зеленых лугов переходящих вдали в небо. Холм был насыпан специально, так как весной река разливается широким половодьем. Задний план Отражение храма на воде. На противоположном берегу гуляет женщина с ребенком, как символ чистоты и святости. Далее раскинулись луга и поля, огромные деревья.

Художник изобразил хмурый день Изображение Художник изобразил солнечный свет

Какая бы ни была погода или настроение храм всегда примет и покажет все хорошее и прекрасное в любой ситуации. Главное, верить в себя и никогда не отступать с праведного пути. Настроение храма Когда смотришь на этот архитектурный памятник, так и хочется, чтобы люди вспомнили, что для них свято в этой жизни и значимо.

Для анализа высказываний предлагаются следующие задания в Google-формах.

Задание 1. Как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли? Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?

Задание 2. Можно ли сделать такой вывод на основе прочитанных вами высказываний, что храм Покрова на Нерли - это чудо архитектуры, настоящее совершенство и поэзия в камне, его можно сравнить с достижениями древней Эллады? Ответ обоснуйте.

Задания 1,2 нацелены на сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, выявление разных точек зрения.

Задание 3. В высказываниях о храме даются разные его названия: «Одноглавый храм», «Белокаменное чудо». Какие названия вы могли бы дать храму?

Далее обучающимся предлагается написать сочинение-описание.

При организации работы по орфографии и пунктуации можно использовать сервис Flashcards by Microsoft, который позволяет создавать и использовать интерактивные карточки для эффективного запоминания правил правописания.

Обучающийся может работать с сервисом в трех режимах:

1. Режим Review на экране появляется изображение - слева рисунок и вопрос к нему, а справа -слово-ответ. На карточке с ответом дается пояснение правильного написания слова. Play Audio позволяет обучающимся осваивать правильное произношение слова.

2. Режим Study используется и для проверки правильного написания слов. На экране появляется изображение - слева рисунок и вопрос к нему без ответа и пояснения. Обучающийся отвечает на вопрос, если ответ правильный, то появляется зеленая галочка. В случае верного ответа обучающемуся предлагается следующий вопрос, в случае неверного ответа- доступ к следующему вопросу прекращается.

3.Режим Type it in позволяет отработать правильное написание слов: ученик вводит слово, нажимает на кнопку проверки (Check Answer). Результат работы мы можем отследить в Report (сколько раз обучающийся ошибался в написании).

Google-сервисы - это методический инструментарий создания интерактивных заданий по отработке лексического и грамматического материала в разных формах: с выбором одного ответа, нескольких ответов, ввод текста, выпадающий список. Сервис позволяет совмещать разные формы в одном задании, ограничивать время на их выполнение, что способствует повышению эффективности обучения и формированию мотивации к познавательной деятельности.

Google - сервисы в современном образовательном процессе должны стать дидактическим инструментарием для проектирования системы заданий в процессе обучения русскому языку.

Литература

1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. - С. 69

2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000. - 224 с.

3. Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования / С.И. Львова // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе: Материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М.М. Разумовской). - М.: Экон-ин-форм, 2013. - С. 119-126.

4. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. -4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014. -207 с.

5. Ходякова Л.А. Диалог с культурными концептами в школьном обучении / Л.А. Ходякова // Русский язык в школе. - 2005. - № 5. - С. 98-100.

USE OF GOOGLE-SERVICES IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

Dutko N.P.

Moscow Pedagogical State University

The article discusses the use of Google services in the process of teaching the Russian language in the context of the modernization of education. The didactic capabilities of Google services in the process of learning the Russian language are analyzed. The specifics of using Google - services for organizing students' independent activities is revealed, which saves study time, provides long-term memorization of educational material, which contributes to the development of students and creates conditions for internal differentiation. The expediency of using Google services for organizing classes for the development of speech has been identified. Based on an analysis of Google services, a model of Russian language lessons on the development of speech in grade 8 is proposed. It is concluded that Google services in the modern educational process should become didactic tools for developing a system of tasks in teaching the Russian language.

Keywords: lesson content, educational material, hypertext, speech development, essay description, teaching presentation.

References

1. Golubkov V.V. Methods of teaching literature. - M., 1962. -P. 69

2. Gukovsky G.A. Studying a literary work at school: Methodological essays on the methodology. - Tula: Autograph, 2000. - 224 p.

3. Lviv S.I. Strengthening the meta-subject status of the course of the Russian (native) language in the modern system of school education / S.I. Lviv // Actual problems of the theory and practice of teaching the Russian language in a modern school: Materials of the international correspondence scientific-practical conference (on the 85th anniversary of M.M. Razumovskaya). - M.: Econ-inform, 2013. - P. 119-126.

4. Russian language. Job development. Grade 8: a manual for teachers of general education. organizations / L.A. Trostentso-va, A.I. Zaporozhets. - 4th ed., Revised. - M.: Education, 2014. - 207 p.

5. Hodyakova L.A. Dialogue with cultural concepts in school education / L.A. Khodyakova // Russian language at school. -2005. - No. 5. - P. 98-100.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.