DOI: 10.12731/2218-7405-2018-11-26-38 УДК 37.022
ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Борисова Л.П., Никифорова Е.П., Макарова Р.П.
В данной статье рассмотрены вопросы развития связной русской речи учащихся начальных классов. Данный вид деятельности обучающихся является продуктивным, если в основе этой работы лежит текстоцентрический подход и на уроках русского языка и литературного чтения, при котором текст рассматривается как наивысшая коммуникативная единица речи. Целью статьи является исследование основных причин затруднения, с которыми встречаются обучающиеся начальной школы при продуцировании связной русской речи. Для решения данной цели нами поставлены следующие задачи: выявить проблемы, встречающиеся у учителей начальных классов при организации обучения текстам различных стилей, типов и жанров на уроках русского языка; рассмотреть формы организации деятельности учащихся при работе над текстом; предложить типы заданий и виды работы с текстом. Нами использованы такие методы, как: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы; наблюдение; прогнозирование; систематизация и обобщение. По исследуемой проблеме обосновано видение авторов, определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие позитивную динамику в развитии коммуникативных компетенций учащихся-билингвов. С целью повышения эффективности обучения русскому языку в качестве основного дидактического материала использованы тексты различных стилей, типов и жанров. При этом следует придерживаться принципа: от простого к сложному и такого алгоритма, как анализ готового текста; работа над структурой самостоятельно создаваемого текста; составление собственного текста по заданной теме на
основе «речевых заготовок», редактирование и совершенствование написанного. Текстоцентрический подход в обучении учащихся младших классов позволяет на уроках русского языка целенаправленно отрабатывать практические действия по овладению речью как реальной деятельностью общения. Для выработки метапред-метных умений следует текстоцентрический подход применять на уроках родного и иностранного языков.
Ключевые слова: начальная школа; обучение русскому языку; текстоцентрический подход; коммуникативная компетенция; развитие связной речи.
TEXTOCENTRIC APPROACH TO TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
Borisova L.P., Nikiforova E.P., Makarova R.P.
This article considers development of primary school students'coherent Russian speech. This kind of activity is believed to be quite productive provided it is based on the textocentric approach, the text being regarded as the highest communicative unit of speech. The purpose of the article is to study what causes main difficulties that primary school students face when producing a coherent Russian speech. To achieve this goal, the following tasks were set: to identify problems that primary school teachers encounter while organizing teaching texts of various styles, types and genres at Russian language lessons; to consider organization forms of students'activities when working on the text; to suggest applying particular types of tasks and ways of working with texts. The following scientific methods were used: analysis of psychological, pedagogical and linguistic literature; observation; forecasting; systematization and generalization. The authors' vision on the topic under study was substantiated, as well as the psychological and pedagogical conditions that ensure the positive dynamics in the development of bilingual students' communicative competencies were defined. In order to increase the effectiveness of teaching Russian, texts of various styles, types and genres
were used as the main didactic material. In this case, one should adhere to the principle from simple to complex, following the algorithm: analysis of the finished text, work on the structure of one's own created text, compiling a text based on a given topic using "ready-made speech samples", editing and improving the written text. The textocentric approach to teaching primary school students allows carrying out purposeful work at Russian language lessons aimed at practical actions for mastering speech as a real communication activity. In order to develop metasu-bject skills, the textocentric approach should be used at both native and foreign languages lessons.
Keywords: primary school; teaching the Russian language; textocen-tric approach; communicative competence; coherent speech development.
В условиях глобальных преобразований общества становится востребованным активная и творческая личность. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацелены на формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся на основе системно-деятельностного подхода. Коммуникативная компетенция дает возможность обучающимся средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуациями общения в рамках той или иной сферы деятельности. Важнейшим компонентом коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку в начальной школе является текст. «Текст - это продукт речевой деятельности, словесное произведение, реализующее поставленную цель» [1, с. 34]. Таким образом, он является основной коммуникативной единицей речи.
Развитие связной речи на уроках русского языка позволяет вести целенаправленную систематическую работу над текстом, поэтому современная методика обучения русской речи не может не учитывать фундаментальные положения лингвистики текста. Проблема создания текстов различных стилей занимает важное место в современных лингвистических и методических исследованиях. Анализ лингвистической, психолингвистической и методической литературы показал, что исследуемой проблеме посвящены научные труды
таких ученых, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, В.В. Виноградов, В.Г. Гак, И.Р. Гальперин, Н.Д. Зарубина, И.А. Зимняя, Н.А. Ипполитова, Н.С. Валгина, Л.М. Лосева, Е.П. Никифорова, Е.И. Пассов, Е.А. Реферовская, Е.А. Быстрова, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Рамзаева Т.Г. и др.
По мнению авторитетных исследователей «Теоретическим обоснованием текстоцентрического принципа являются следующие положения: использование языка заключается прежде всего в создании текстов, чтобы говорить или писать на данном языке; изучение текстов как готовых, сложившихся речевых произведений может рассматриваться как изучение языка в действии: текст с этой точки зрения выступает как результат использования системы языка и ее строевых элементов, и при восприятии этого текста мы наблюдаем, как функционировал язык и как он использовался тем, кто создал данный текст» [2, c. 4]. Главной целью текстоцентрического принципа обучения русскому языку является развитие познавательных, интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств обучающихся. Основным средством организации образовательного процесса по русскому языку в школе выступают научные, художественные, публицистические, официально-деловые тексты, каждый из которых имеет свою структуру, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические особенности и другие типологические характеристики. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку является методологической основой образовательного процесса, в котором текст становится эмоционально воздействующим объектом изучения, направленным на организацию деятельности обучающихся, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов. Согласно Л.Г. Ларионовой, текст является средством познания языка как полифункционального явления; он является важнейшим средством приобщения к русской культуре; на его основе осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий; текст выступает как речевое произведение; результат использования системы языка и основное
средство овладения устными и письменными формами русской речи; он является средством создания ситуаций, на которых осуществляется реальное общение [3, с. 4]. Работа над текстом, помимо обогащения словарного запаса, стимулирует речевую деятельность обучающихся и является основой для создания собственных текстов. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку обеспечивает целостность процесса формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности обучающихся.
По мнению С.Д. Томиловой, обучающиеся не умеют выражать свое отношение к описываемым событиям, образно передавать свои мысли. В их самостоятельно составленных речевых произведениях преобладает в основном только последовательность событий, что свидетельствует о неумении пользоваться в речи такими лексическими средствами выразительности, как эпитеты, сравнения, фразеологические обороты. Как правило, обучающиеся обладают слабым запасом представлений, их фантазии зачастую оторваны от действительности, у них слабо развито умение комбинировать свои представления. Это приводит к тому, что дети часто не могут воплотить свой замысел, подчинить работу своего воображения теме творческого рассказа [4, с. 103].
На основе анализа текстов различных типов и функциональных стилей обучающиеся наблюдают факты языка, усваивают речевые понятия, на их базе формируют навыки интерпретации и порождения текстов. Опора на текст позволяет объединить процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития связной устной и письменной речи.
Как показывает практика, обучающиеся начальных классов недостаточно владеют умением анализировать и продуцировать тексты. Это, прежде всего, связано с тем, что на уроках русского языка уделяется недостаточное внимание работе с текстом, а язык изучается как система лексических, грамматических форм. Обычно в начальных классах учителя ограничиваются такими формами письменных работ, как диктант, изложение и сочинение. Систематическая работа
с текстом, как правило, начинается в средних и старших классах. На наш взгляд, следует начать работу над текстом с первого класса, следуя дидактическому принципу от простого к сложному. Главной задачей коммуникативного обучения является то, что обучающиеся должны уметь соотносить цель деятельности с речевым высказыванием. Работа над текстом на уроках русского языка имеет большой воспитательный потенциал для формирования всесторонне развитой личности.
Для формирования речевых навыков младший школьный возраст чрезвычайно важен, так как именно в этот период у обучающихся закладываются основные коммуникативные компетенции. Особенностью детей в современном обществе является то, что они воспринимают информацию в основном визуально, так как они виртуозно пользуются электронными средствами. Очень важно учителю опираться и на такое качество учащихся младших классов, как любознательность. Современное образовательное пространство А.Г. Асмолов характеризует как: «Образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Таких скоростных изменений, с которыми мы сейчас имеем дело, не было никогда. Сегодняшние дети - дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации» [5, с. 7]. Речь, являясь сложным психофизиологическим процессом, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, но основной фундамент закладывается в младшем возрасте. Желание и стремление выражать свои чувства и мысли является главным условием порождения речи в устной или письменной форме. Мотив порождает интенцию, путь, который позволяет достигать коммуникативные цели. Выбор стратегий зависит от конкретной речевой ситуации. Выбрав путь, говорящий реализует свои намерения в определенных речевых высказываниях, таким образом, решая конкретные жизненные задачи. Нельзя не согласиться с мнением исследователей Б.Ц. Бадмаевым и А.А. Малышевым о том, что речевая деятельность только тогда является деятельностью, когда она вызвана реальной потребностью говорящей или пишущей личности, мотивирована ее желанием передать кому-то мысль, мнение, информацию, идею с целью к чему-то подвигнуть
собеседника (читателя), когда средством ее является авторский язык самого говорящего или пишущего, пусть не очень на первых порах грамотной, но зато собственный, выбранный именно для удовлетворения данной потребности, данного мотива и достижения этой конкретной цели [6, с. 27]. Таким образом, на уроках русского языка в начальных классах учитель должен уделять внимание тому, как вызвать у обучающихся потребность высказывать свои мысли и научить планировать речь для решения поставленных задач. Для того чтобы формулировать свои мысли обучающиеся, должны овладеть всеми видами речевой деятельности. В младшем школьном возрасте, в отличие от дошкольного, дети начинают осознавать причинно-следственные связи, соотносить слова, словосочетания и предложения с лексическими и грамматическими категориями. В этом возрасте развита наглядно-образная память. Они лучше и быстрее запоминают и сохраняют в памяти события, лица, предметы, факты, чем определения, описания и объяснения. В этот период важно, опираясь на жизненный опыт обучающихся, на их интересы и потребности, научить правильно и точно употреблять слова, строить предложения, пересказывать и излагать свои мысли. Это дает учителю возможность опираться на такие мыслительные категории, как абстрагирование и обобщение,
В данный период обучения наиболее эффективными являются такие формы работы, как групповая деятельность. Такая форма работы позволяет обучающимся отстаивать свое мнение, слушать внимательно друг друга, дискутировать и представлять работу группы. У обучающихся повышается мотивация к обучению и поднимается самооценка, а также ответственность за результаты общего труда. В начальной школе следует обратить внимание на технологию уров-невой дифференциации, создание комфортных условий для обучающихся с разными способностями и интересами.
Следует создавать благоприятную речевую среду, практиковать слушание художественных текстов в исполнении дикторов, мастеров словесного искусства, следует организовать такие условия, чтобы у детей появилось желание высказывать свои мысли. В результате ау-
дирования русской литературной речи у обучающихся формируется чувство языка. К сожалению, на уроках русского языка среде учителя не всегда могут опираться на языковую интуицию детей-билингвов, так как речевая среда не позволяет это делать. Обучение русскому языку в якутской школе должно быть направлено на формирование способности учащихся решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях обучения. В этом плане развитие речи происходит в процессе работы с текстом. Через него происходит приобщение обучающихся к русской словесности. Опора на текст при изучении грамматического материала создает условия для духовно-нравственного воспитания школьников и развития их творческих способностей. На наш взгляд, в качестве дидактического материала также следует использовать публицистические тексты из детских журналов и газет, постепенно приобщая учащихся к написанию собственных заметок, небольших репортажей с места событий и хроники.
С начальных классов школьники учатся правильно формулировать и оформлять мысли. Формирующаяся речь постепенно становится связной, позволяющая излагать сложные смысловые понятия. Постепенное обогащение словарного состава учащихся терминологией, позволяет им выражать мысли точно и лаконично. На данном этапе большую роль играет использование репродуктивных методов. Развитая связная речь школьников младших классов позволяет им успешно усваивать другие школьные предметы. Работа по развитию связной речи позволяет постепенно употреблять усвоенные слова и их сочетания в предложениях, сложных синтаксических целых, самостоятельно конструировать несложные тексты, определять тему высказывания, формулировать основную мысль, составлять план.
Для формирования навыков продуцирования текстов необходима специально разработанная методическая система, которая включает материалы, имеющие огромные дидактические возможности. Учебные тексты нацелены на обогащение чувств обучающихся, формировать определенное отношение к окружающей действительности.
На уроках русского языка работа с текстом должна проводиться комплексно. Н.В. Кулибина предлагает организовать работу с те-
стом в четыре этапа: предтекстовая работа, представление текста, притекстовая работа и послетекстовая работа [7, с. 167]. Мы также считаем, что при развитии и совершенствовании умений и навыков построения текстов необходимо следовать следующим этапам работы:1) анализ текста-образца; 2) составление текста на основе языковых материалов; 3) конструирование текстов; 4) совершенствование написанного. При этом необходимо соблюдать дидактические требования постепенного и последовательного усвоения языкового материала [8, с. 53].
Анализ изучаемого текста начинается с выполнения заданий, связанных с речевым развитием школьников. Это выразительное чтение текста, определение темы, основной мысли, типа, стиля, жанра; составление простого или сложного плана или алгоритма действия. Аналитическая деятельность обучающихся направлена на формирование и развитие умения понимать содержания текста, осмысливать речевые единицы. Применяются различные виды анализа: коммуникативный, композиционный, речевой, языковой и стилистический. Эти виды работ школьникам дают возможность осознавать зависимость содержания и его речевого оформления от коммуникативных установок автора, которые диктует ему речевая ситуация.
На втором этапе обучающиеся коллективно подбирают слова, словосочетания, речевые конструкции для составления собственного текста, обсуждают анализируют их.
Как показывает практика, наиболее эффективными при работе с текстами различных стилей, типов и жанров в начальной школе являются следующие виды работ: определение темы и микротем; деление текста на абзацы; формулирование основной идеи текста; нахождение в тексте ключевых слов и мыслей; определение значения слов по контексту и умение работать со словарными статьями; формулирование вопросов по содержанию текста; дополнение текста новыми идеями; трансформирование текстов; умение работать с деформированными текстами; составление текста по заданному началу; умение писать текст-рассуждение по схеме: тезис, доказательство, вывод и др.
Выводы
Работа над текстом на уроках русского языка в начальных классах должна учитывать и тот факт, что изменилась его природа, современный текст стал невербальным, чаще встречается в виде рисунков, схем, таблиц и диаграмм. Главной отличительной чертой новых текстов является их лаконичность. Школьники все чаще слышат тексты, звучащие из электронных источников. Следует тщательно отбирать тексты в качестве дидактического материала. Они должны соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика, читательским и жизненным интересам школьника, чтобы превратить обучение в увлекательный процесс. Обучать работе с текстами следует с повествования, затем переходить к текстам типа описания и рассуждения. В начальных классах в качестве дидактического материала следует обращаться к таким жанрам, как сказка, загадки, считалки, небылицы и перевертыши, небольшие сочинения в виде киносценариев, поздравительные письма, объявления, информационная заметка в газету, репортаж с места событий, аннотация и другие. В основе работы над текстами различных типов, стилей и жанров должна лежать идея смыслового чтения, которая предполагает работу на метапредметном уровне. Если на начальном этапе обучения главная цель - научить читать, то в основной школе чтение становится средством для обучения, понимание содержания других более сложных предметных областей. Системная работа над текстом, предложенная в статье, является основой для продуцирования собственных текстов младшими школьниками. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку позволяет учителю вызвать у детей потребность высказывать свои мысли.
В перспективе при рассмотрении данной проблемы следует учитывать интерферирующее влияние родного языка учащихся-билингвов. Как известно, русский и якутский языки типологически являются разноструктурными. К примеру, в якутском языке отсутствуют предлоги, видовая оппозиция глаголов, категория рода существительных, категория числа прилагательных, полные и краткие прилагательные. В русском и якутском языках имеются несоответ-
ствия в залогах и наклонениях глаголов, различия в употреблении
падежных форм существительных. Это должно учитываться при
создании текстов учащимися-билингвами.
Список литературы
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учиться. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 256 с.
2. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Ку-брякова, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный. М.: Наука, 1991. 240 с.
3. Ларионова Л.Г. Методика преподавания русского языка. Пособие для учителя [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 2010. http:// www.refdb.ru (дата обращения: 07.12.18).
4. Томилова С.Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания // Педагогическое образование. Екатеринбург: Издательство УрГПУ. №2, 2009. С. 100-107.
5. Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире. М., 2012. 47 с.
6. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М.,1999. 221 с.
7. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного. СПб: Златоуст, 2001. 264 с.
8. Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Текст как основа развития связной речи учащихся якутских школ. Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1995. 96 с.
References
1. Akishina A.A., Kagan O.E. Uchimsya uchit 'sya. Dlyaprepodavatelya russ-kogo yazyka kak inostrannogo [Learning to learn. For the teacher of Russian as a foreign language]. M.: Russian language. Courses, 2016. 256 p.
2. Kubryakova E.S., Shakhnarovich A.M., Sakharny L.V. Chelovecheskiy faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi [The human factor in language: Language and speech generation]. M.: Science, 1991. 240 p.
3. Larionova L.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka. Posobie dlya uchitelya [Methods of teaching Russian language]. Teacher's Manual. M.: Education, 2010. http://www.refdb.ru
4. Tomilova S.D. Formirovanie khudozhestvenno-rechevykh umeniy starshi-kh doshkol'nikov v protsesse tvorcheskogo rasskazyvaniya [Formation of artistic and speech skills of senior preschoolers in the process of creative storytelling]. Pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogical education]. Ekaterinburg: Publishing UrGPU. №2, 2009, pp. 100-107.
5. Asmolov A.G. Chto ya dumayu o detyakh: obrazovanie i vospitanie v menyayushchemsya mire [What I think about children: education and upbringing in a changing world]. M., 2012. 47 p.
6. Badmaev B.Ts., Malyshev A.A. Psikhologiya obucheniya rechevomu masterstvu [The psychology of learning speech skills]. M., 1999. 221 p.
7. Kulibina N.V. Zachem, chto i kak chitat' na uroke. Khudozhestvennyy tekst pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo [Why, what and how to read in class. The artistic text in the study of Russian as a foreign language]. St. Petersburg: Zlatoust, 2001. 264 p.
8. Samsonova T.P., Evseeva K.S., Nikiforova E.P. Tekst kak osnova razvi-tiya svyaznoy rechi uchashchikhsya yakutskikh shkol [The text as a basis for the development of coherent speech of students of Yakut schools]. Yakutsk: Nat. Prince publishing house "Bichik", 1995. 96 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Борисова Лена Павловна, доцент, к.ф.н., кафедра начального образования Педагогического института
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
ул. Белинского, 58, г. Якутск, 677000, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-8114-0627
Никифорова Евдокия Павловна, заведующая кафедрой, д.п.н., профессор, кафедра методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
ул. Белинского, 58, г. Якутск, 677000, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-8436-9611
Макарова Розалия Петровна, старший преподаватель, кафедра методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
ул. Белинского, 58, г. Якутск, 677000, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Borisova Lena Pavlovna, Associate Professor, PhD in Philology, Department of Primary Education of Pedagogical Institute M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 58, Belinsky str., Yakutsk, 677000, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-8114-0627
Nikiforova Evdokia Pavlovna, Manager of Department, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of a Technique of Teaching Russian and Literature of Philological Faculty M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 58, Belinsky str., Yakutsk, 677000, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-8436-9611
Makarova Rosalia Petrovna, Senior Teacher, Department of a Technique of Teaching Russian and Literature of Philological Faculty M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 58, Belinsky str., Yakutsk, 677000, Russian Federation [email protected]