Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении лексики и фразеологии'

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении лексики и фразеологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RUSSIAN TEACHING METHODOLOGY / UNIVERSAL LEARNING SKILLS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарушевич Андрей Георгиевич, Анохина Виктория Сергеевна

Для успешной реализации ФГОС основного общего образования нового поколения учителя русского языка необходимо ознакомить с различными практическими способами формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В статье рассматриваются приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий при на уроках русского языка при изучении лексики и фразеологии, приводится система заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарушевич Андрей Георгиевич, Анохина Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Universal Communicative Learning Skills in the Study of Vocabulary and Phraseology

To implement the new generation of the Federal Standards of basic general education successfully, a teacher of the Russian language must be familiar with various practical ways of forming universal communicative learning skills. The article discusses methods of forming universal communicative learning skills in vocabulary and phraseology study syllabus; a complex of tasks aimed at the formation of communicative competence also is provided.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении лексики и фразеологии»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении лексики и фразеологии

Нарушевич Андрей Георгиевич,

кандидат филологических наук, кафедра русского языка и литературы, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», anarushevich@yandex.ru

Анохина Виктория Сергеевна,

кандидат филологических наук, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», anokhinav@mail.ru

Для успешной реализации ФГОС основного общего образования нового поколения учителя русского языка необходимо ознакомить с различными практическими способами формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В статье рассматриваются приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий при на уроках русского языка при изучении лексики и фразеологии, приводится система заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, универсальные учебные действия, коммуникативная компетенция

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00101\19 на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении русского языка в основной общеобразовательной школе»; научный руководитель зав. кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»,

Процессы глобализации, информационная революция, быстрое обновление научных знаний, высокий уровень профессиональной мобильности, увеличение масштабов миграционных процессов, характерные для России начала XXI века, выдвинули новые требования к качеству школьного образования и его результатам, обусловили принципиально иные запросы личности и семьи, ожидания общества и требования государства в сфере школьного образования. Новые вызовы времени поставили перед современной российской школой глобальную задачу обеспечить вхождение человека в социальный мир и его продуктивную адаптацию и аккультурацию в этом мире. С этих позиций направленность школьного образования на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание нравственной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, становится приоритетом в системе современного целеполага-ния. Такое определение сверхзадачи общего образования обусловило необходимость смены образовательной парадигмы российской школы: от цели ретрансляции знаний к формированию совокупности универсальных способов действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. Дея-тельностная парадигма обучения русскому языку означает актуализацию того подхода, который в современной методике преподавания русского языка существует под разными названиями: коммуника-тивно-деятельностный, системно-деятельностный, наконец, когнитивно-коммуникативный. Общим для всех этих концепций преподавания является поступательное движение от грамматико-правописной направленности как основного аспекта преподавания и изучения русского языка к ориентации школьного курса русского языка на коммуникативное развитие личности ученика на основе изучения системы языка и речи. Сегодня это особенно актуально в связи с тем, что в Федеральном государственном стандарте основного общего образования среди метапредметных результатов обучения выделяются коммуникативные умения (универсальные учебные действия), а именно: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии [1, с. 4-6].

В настоящее время в целом разработана концепция развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин и др.). В основу выделения базовых универсальных учебных действий положена концепция структуры и динамики психологического возраста Л.С. Выготского. Коллективом ученых под руководством А.Г. Асмолова разработана Программа универсальных учебных действий для начального и основного общего образования, блока основных видов универсальных учебных действий: 1) личностные - самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание, 2) регулятивные - целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, 3)познава-тельные - общеучебные, логические и знаково-символические и 4) коммуникативные [2, с. 10-16].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования перечислены основные виды УУД, в том числе и коммуникативные, которые призваны обеспечить коммуникативное развитие учащихся - формирование компетентности в общении, сознательную ориентацию на позицию других людей как партнеров общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог и т.д. Однако сами способы и приемы достижения планируемых результатов реализации учебных программа и формирования УУД в настоящий момент находятся в стадии изучения. Для успешной реализации ФГОС основного общего образования нового поколения необходимо ознакомить учителей русского языка с различными практическими способами формирования коммуникативных УУД. Необходимо описание коммуникативно-ориентированных лингвистических заданий, используемых при изучении основных разделов языкознания: лексики и фразеологии, морфологии, синтаксиса и речеведения.

Рассмотрим примеры заданий по лексике и фразеологии, ориентированных на формирование коммуникативной компетенции учащихся, опираясь на классификацию коммуникативных действий, предложенную А.Г. Асмоловым [2, с. 56-59].

Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.

Изучение лексикологии и фразеологии может быть организовано в виде совместной работы с партнером по учебной деятельности. Учебное взаимодействие может быть организовано как работа в паре или работа в группе. Приведем примеры соответствующих заданий.

Работа в паре.

1. (5 класс.) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма, цвет, положение, внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения восприятие, оценка; функции действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.

Лиса (животное) - лиса (о человеке), головка ребенка - головка сыра, серебряное кольцо - серебряный иней, сладкая конфета - сладкая улыбка, крыло птицы - крыло самолета, ножка ребенка - ножка стула, волчий хвост - хвост поезда.

Обменяйтесь работами с соседом по парте. Обсудите выполнение задания и выберите лучший вариант решения.

2. (б класс.) Перед вами слова, пришедшие в русский язык из старославянского, или старославянизмы. Подберите к каждому из них соответствующее русское слово. Запишите слова парами. Одинаковы ли значения слов в каждой паре?

Страна, краткий, град, врата, храм, страж, здравый, брег, глава

Обменяйтесь работами с соседом по парте. Обсудите выполнение задания и выберите лучший вариант решения.

3. (7 класс.) Задайте друг другу вопросы, связанные с подготовкой к спортивным соревнованиям, которые должны выявить сильнейшего в вашем классе. Используйте глаголы подымать и поднимать.

4. (7 класс.) Предложите своему другу отправиться в путешествие по городам Золотого кольца России. Используйте в своей речи глагол ехать в повелительном наклонении.

Работа в группе.

1. (6 класс.) Соберите информацию о словах русского языка, которые стали заимствованиями в языках других народов России, в языках других государств. Распределите работу в группе. Составьте небольшой словарь.

2. (6 класс.) Заимствованные слова раскрывают жизнь вещей, понятий, они могут говорить о географическом месте возникновения новых предметов, вещей, об их творцах... О чем могут рассказать слова боржоми, кашемир, панама, сибарит, ампер, ватт, силуэт. Подготовьте сообщение о происхождении данных слова, распределив работу среди членов группы.

3. (7 класс.) Распределитесь на группы и подберите материал, помогающий ответить на вопрос «Когда уместно употребление диалектизмов?». Проведите защиту проекта: в составе вашей группы подготовьте презентацию, подберите аргументы, подтверждающие позицию, которую вы сформировали в процессе подготовки материалов.

Совместная учебная деятельность в паре и в группе формирует навыки сотрудничества, умения ориентироваться на взгляды, нужды, потребности партнера, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, способствует формированию навыков, в будущем необходимых для профессионального общения.

Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Лексикология и фразеология содержат богатейший материал для организации проектной деятельности учащихся - одного из способов организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Работа над проектом не только способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам, но и даёт опыт работы в команде, обучает коммуникации в учебном взаимодействии [3, с. 5].

В качестве примера опишем систему работу над учебным проектом «Лингвистический портрет одного слова»

Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный (3 месяца).

Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении изучаемого слова в русском языке, фольклоре и литературе.

Задачи проекта:

1) проанализировать дефиниции слова в основных толковых словарях русского языка;

2) изучить употребление слова в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;

3) проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом;

4) рассмотреть особенности сочетаемости;

5) описать некоторые особенности употребления изучаемого слова в фольклоре и художественной литературе.

Аннотация проекта.

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов -«сгустков культуры в сознании человека» (определение Ю.С. Степанова). Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. А главное - знакомятся с историей русской культуры.

Предполагаемый продукт проекта: мини-словарь с комплексным разносторонним описанием изучаемого слова.

Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

Планирование работы

• Под руководством учителя выберите слово для описания.

• Разбейтесь на группы и решите, за создание какой страницы будет отвечать ваша группа.

• Распределите обязанности в группе.

• Разделите работу на этапы.

• Подготовьте план работы над проектом. (Используйте лист планирования.)

Реализация проекта

• Работайте в группах по плану.

• Совместно решайте возникающие трудности.

• При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.

• При необходимости вносите изменения в план (не меняя при этом сроков выполнения проекта).

Таблица 1

Этнограф и ческая страница Изучив литературу, опишите значение данного предмета (понятия) в русской культуре.

Лексикографическая страница Сопоставьте толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка.

Этимологическая страница Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.

Словообразовательна я страница Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знания относятся.

Фразеологическая страница Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражения, включающие описываемое слово.

Искусствоведческая страница Расскажите о фольклорных, литературных произведениях, произведениях живописи или музыки, в которых важную роль играет образ рассматриваемого предмета.

Презентация (представление) проекта

• К намеченному сроку объедините подготовленную информацию в одну папку.

• Объедините слайды каждой группы в итоговую презентацию. Выберите выступающих.

• Подготовьте выступление перед классом.

• Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей.

Осмысление и оценка проекта

• Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.

• Подумайте, почему получилось не всё, что было задумано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?

• Оцените результат работы.

Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

При изучении вопросов лексикологии и фразеологии целесообразно обращение к теме «Речевой этикет», поскольку соблюдение морально-этических и психологических принципов общения, характерных для данного языкового коллектива, является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции человека. В данном случае система заданий должна быть ориентирована на участие в различных речевых ситуациях бытового, учебного и профессионального общения. Таковы,

о о и и т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП ^

о

сч

например, задания, предложенные нами в учебном пособии «Русский родной язык. 9 класс» [4, с. 80].

1. Используя подходящие формулы речевого этикета, подготовьте высказывания для следующих ситуаций этикетного общения:

1) пригласите директора школы на праздничный концерт, подготовленный школьниками ко Дню учителя;

2) поблагодарите школьному библиотекарю за помощь в подготовке к олимпиаде;

3) извинитесь перед классным руководителем за то, что не смогли прийти на репетицию спектакля;

4) попросите заместителя директора школы внести изменения в расписание уроков;

5) вежливо откажитесь от предложения учителя физической культуры принять участие в спортивных соревнованиях.

2. Напишите сценарий делового разговора с использованием подходящих формул речевого этикета.

3. Разыграйте различные ситуации этикетного телефонного разговора.

1) Вежливо объясните собеседнику, что он ошибся номером.

2) Позвоните в поликлинику, чтобы вызвать врача на дом.

3) Позвоните тренеру своей спортивной секции, чтобы уточнить время отъезда на соревнования.

4) Позвоните в бассейн узнать время ближайшего сеанса.

Речевые действия как средство регуляции собственной деятельности.

При изучении языковых явлений в области лексикологии и фразеологии целесообразна работа по организации рефлексии, осмысления собственной деятельности, с целью усвоения типичных моделей учебной деятельности, их использования в процессе обучения.

(5 класс.) Прочитайте фрагмент словарной статьи. Из какого словаря она взята? Обоснуйте свое мнение. Какую информацию о слове содержит словарная статья? Какие пометы в ней используются? Что они обозначают?

(7 класс.) Найдите в справочной литературе или в интернете информацию о фонетических, лексических и морфологических признаках заимствованных слов. Обобщите материал в виде схемы или таблицы.

(8 класс.) Прочитайте примеры лексического анализа фразеологизмов. Составьте памятку «План лексического анализа фразеологизма». Какие пункты в этой памятке обязательны, а какие факультативны (могут не использоваться)?

(9 класс.) Объясните лексические значения приведенных слов: акция, блок, уход, ферма, такт, фракция, некогда. Расскажите, какие из способов толкования значения вы пользовали (составление словосочетаний, подбор синонимов, развернутое толкование значения слова). Какой способ, на ваш взгляд, является самым удобным?

Таким образом, изучение лексикологии и фразеологии на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе должно включать коммуникативно ориентированные задания, которые будут способствовать формированию коммуникативных УУД, распределенных по трем направлениям:

• взаимодействие(преодоление эгоцентризма, понимание возможности разных позиций, точек зрения, мнений, оценок и т.д.);

• сотрудничество, кооперация (ориентация на партнера, согласование усилий, умение договариваться, взаимная помощь);

• интериоризация (речевые действия по передаче информации, становление рефлексии с помощью речи).

Продуманная система коммуникативно ориентированных заданий, будет способствовать речевому развитию учащихся и совершенствованию их коммуникативной компетенции.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2010.

3. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты ... Проекты! - Ростов н/Д, 2013.

4. Русский родной язык. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. - М., 2019.

Formation of Universal Communicative Learning Skills in the

Study of Vocabulary and Phraseology Narushevich A.A., Anokhina V.S.,

Rostov State Economic University

To implement the new generation of the Federal Standards of basic general education successfully, a teacher of the Russian language must be familiar with various practical ways of forming universal communicative learning skills. The article discusses methods of forming universal communicative learning skills in vocabulary and phraseology study syllabus; a complex of tasks aimed at the formation of communicative competence also is provided.

Keywords: Russian teaching methodology, universal learning skills,

communicative competence References

1. Federal State Educational Standard for Basic General Education /

Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -M., 2011.

2. Formation of universal educational actions in a primary school:

from action to thought. The system of tasks / [A. G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya et al.]; under the editorship of A. G. Asmolova. - M., 2010.

3. Narushevich A.G. Russian language. Projects? Projects ... Projects! - Rostov n / a, 2013.

4. Russian native language. Grade 9: textbook. allowance for general

education. organizations / O.M. Aleksandrova et al. - M., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.