Научная статья на тему 'ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ'

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5410
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / ФРАЗЕОЛОГИЯ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ / VOCABULARY / PHRASEOLOGY / LEXICAL EXERCISES / SPEECH ERRORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыкунова Ирина Михайловна

В статье рассматриваются задачи изучения лексического материала на уроках русского языка на уровне основного общего образования. Также представляются основные виды упражнений по лексике и этапы работы над новым материалом по данному разделу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF VOCABULARY EXERCISES

The article discusses the tasks of studying lexical material in Russian language lessons at the level of basic general education. The basic vocabulary exercises and the steps for working on the new material in this section are also presented

Текст научной работы на тему «ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ»

УДК 811

Цыкунова Ирина Михайловна, студентка филологического факультета Курский государственный университет e-mail: irinka.tsykunova@mail.ru

Научный руководитель - Подосинникова Руслана Викторовна, канд. филол. наук, доцент Курского государственного университета e-mail: rus.gol@mail.ru

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются задачи изучения лексического материала на уроках русского языка на уровне основного общего образования. Также представляются основные виды упражнений по лексике и этапы работы над новым материалом по данному разделу.

Ключевые слова. Лексика, фразеология, словарный запас, лексические упражнения, речевые ошибки.

Tsikunova Irina Mikhailovna, student of the philological faculty of Kursk State University

e-mail: irinka.tsykunova@mail.ru

Supervisor - Podosinnikova Ruslana Viktorovna, Kand. philol. Sciences, associate professor of Kursk State University e-mail: rus.gol@mail.ru

TYPES OF VOCABULARY EXERCISES

Summary. The article discusses the tasks of studying lexical material in Russian language lessons at the level of basic general education. The basic vocabulary exercises and the steps for working on the new material in this section are

also presented.

Keywords. Vocabulary, phraseology, vocabulary, lexical exercises, speech

errors.

Лексическая сторона речи, по сравнению с фонетической и грамматической, отличается неисчислимостью своих единиц, ведь точное число слов, включенных в национальный состав русского языка, назвать невозможно. Данный аспект подтверждает необходимость и важность изучения лексического состава русского языка в школе, ведь без знания и понимания слов, образующих русскую речь, язык может просто перестать существовать. Изучение раздела «Лексика» способствует пополнению словарного запаса обучающихся, повышению их речевой культуры и углублению знаний об окружающей действительности.

В соответствии с ФГОС ООО одними из предметных результатов изучения русского языка являются совершенствование видов речевой деятельности, использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, а также расширение активного и потенциального словарного запаса обучающихся. В рамках формирования данных результатов целесообразно изучение лексики как отдельно раздела [ФГОС ООО 2019].

В связи с этим актуальность работы по изучению раздела «Лексика» и видов упражнений по лексике состоит в том, что рассмотрение достаточно обширного раздела не может происходить хаотично. Необходима определенная система упражнений, используемых для развития речи обучающихся, обогащения словарного запаса, а также коммуникативных умений и навыков.

На основании выстроенной системы упражнений можно составить опорно-практический материал, применяемый педагогами, а также обучающимися основной школы при изучении раздела «Лексика».

Методологической основой лексики, необходимой для обучения школьников, в том числе для формирования их словаря, стало положение о единстве языка и сознания, а также положение о значимости деятельности в

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (29) 2020 становлении личности [Баранов 2001].

Лексическими являются те упражнения, которые нацелены на ознакомление обучающихся с системой лексики, а также на усвоение установленного теоретического материала. Они способствуют выработке лексических навыков и умений [Воителева 2006].

На основании формирования речевых навыков обучающихся выделяют три основных типа упражнений: рецептивные, репродуктивные и продуктивные. К первому типу относится наблюдение над готовым материалом. Здесь идет ознакомление обучающихся с определенной языковой единицей. Упражнения второго типа базируются на реформировании текста. Такие упражнения нацелены на выбор одного из нескольких вариантов. Продуктивные упражнения не обладают текстовой основой. Обучающиеся сами конструируют высказывание с использованием тех или иных языковых средств [Баранов 2001].

Работа над словом в рамках изучения раздела «Лексика» должна производиться последовательно. В связи с этим используются следующие виды упражнений:

1. Подготовительные (пропедевтические).

2. Иллюстративные.

3. Основные.

4. Повторительно-обобщающие.

5. Творческие.

Основной задачей подготовительных упражнений является донесение до восприятия обучающихся нового теоретического материала. В данном случае это семантическое определение слова, соотношение с обозначаемой им реалией; объяснение характеристик орфографии и орфоэпии.

Пример упражнения: прочитайте высказывания, подберите слова, которыми можно заменить слово "нормально" во всех случаях. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю или словарю синонимов.

Он уже мог нормально работать, ездить на машине, но всё же

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (29) 2020 некоторое напряжение ещё оставалось. Многим пришлось модернизировать компьютеры, чтобы система могла нормально работать. Он вздохнул, стрелки перестали вертеться и вполне нормально пошли.

Иллюстративные упражнения призваны демонстрировать примеры использования слов. Здесь возможна работа над словом в определенном контексте, повтор вслух, запись примеров словосочетаний и предложений. Для этого этапа характерна работа со словарями, а также применение небольших текстов.

Пример упражнения: определите лексическое значение прилагательных в представленном отрывке. Проверьте по толковому словарю.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. (М.Ю. Лермонтов)

Основные упражнения предполагают применение теоретических сведений в практической деятельности. Они способствуют выработке умения подбора к слову, например, синонима, антонима. Происходит усвоение структурно-семантических норм.

Пример упражнения: определите лексическое значение следующих фразеологических единиц. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы и определите их стилистическую и эмоциональную окраску.

Битком набито, за тридевять земель, одного поля ягода, ни рыба ни мясо, попасть впросак, с иголочки.

Повторительно-обобщающие упражнения обобщают и систематизируют теоретический материал. Здесь происходит усвоение многозначности слова, включение его в активный словарный запас. Сюда входят упражнения на омонимию, нахождение слов по теме, конструирование собственных примеров словосочетаний, предложений, лексический анализ слова.

Пример упражнения: сделайте лексический анализ слова "'хрустальный " в предложении «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...».

(Ф.И. Тютчев). Придерживайтесь следующего порядка:

1. Однозначное или многозначное слово.

2. Прямое или переносное значение.

3. Лексическое значение в данном контексте.

4. Общеупотребительное или нет (с указанием типа специальной лексики).

5. Входит в активный или пассивный словарь.

6. Исконно русское или заимствованное (с указанием языка, из которого заимствовано).

7. Наличие омонимов (с указанием примера), к какому типу принадлежит (омофоны, омографы, омоформы).

8. Наличие синонимов (с указанием примера).

9. Наличие антонимов (с указанием примера).

10. В каком стиле речи наиболее употребительно [Пахонова 2002].

Творческие упражнения дают возможность обучающемуся

самостоятельно высказаться по определенной теме, используя усвоенную лексику в своей речи. Такие упражнения развивают память и способствуют самостоятельной деятельности школьников.

Пример упражнения: на основе полученных знаний о старославянизмах составьте небольшой рассказ о себе, включающий описание вашего внешнего вида. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем.

Таким образом, при работе над новым словом необходимо придерживаться следующих этапов:

1. Толкование слова одним или несколькими приемами:

а) контекст;

б) известный синоним;

в) описательный оборот, включающий родовое понятие.

2. Чтение и запись слова.

3. Рассмотрение примеров использования слова.

4. Деятельность по усвоению семантических связей слова.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (29) 2020

5. Работа по независимому использованию слова.

При изучении фразеологии этапы работы исходят из обнаружения признаков фразеологизмов, их отличий от свободных словосочетаний. Затем применяются упражнения на сопоставление фразеологизма и слова, подбор синонимов и антонимов, составление предложений с устойчивыми сочетаниями.

Особо актуальной является деятельность по предупреждению речевых ошибок, которые основаны на смешении близких по значению или по форме слов. Такая работа должна исходить из учета принципа разграничения похожих языковых явлений. Рассмотрим пример упражнения.

Прочитайте, выберите необходимое слово. Определите, какая речевая ошибка может быть допущена: Смеяться заразным (заразительным) смехом. Обладать скрытыми (скрытными) намерениями. Находиться в эффективной (эффектной) позе. Он был жестокий (жесткий) крепостной. В больнице опытный обслуживающий персонал (персонаж).

Существуют и синтетические упражнения, используемые при изучении раздела «Лексика» [Прудникова 1979]. К ним относятся:

1. Лексико-грамматические упражнения. Помогают закрепить. грамматические знания.

Пример упражнения: определите, к какой части речи относятся однокоренные слова. Являются ли они синонимами? 1) Свет, световой, светлячок, светильный, светопровод. 2) Металл, металлург, металлургия. 3) Лед, ледник, ледниковый.

2. Лексико-стилистические упражнения.

Пример упражнения: определите, к какому лексико-семантическому разряду относятся представленные слова: тетрадь - тетрадка; учение -учеба; домашняя работа - домашка; газированная вода - газировка; тушеное мясо - тушенка.

3. Лексико-орфографические упражнения.

Пример упражнения: поясните правописание гласных в корне в

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (29) 2020 следующих словах. Определите их лексическое значение: посвящать -просвещать, примирять - примерять, седеть - сидеть, выровнять - сравнять.

Все рассмотренные виды лексических упражнений решают такие задачи, как активизация и пополнение словарного запаса обучающихся, воспитание внимания к слову, развитие лингвистического и логического мышления. Материал практического характера дает возможность проводить воспитательную работу на уроках русского языка [Воителева 2006].

Повторительно-обобщающая проверка знаний по изученному разделу, а также проверка лексикологических и фразеологических умений совершаются на уроках повторения в результате изучения раздела «Лексика» в 5 классе и раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе. При повторении пройденного материала акцент делается на воспроизведении полученных знаний, в том числе и теоретических, понимании обучающимися системных отношений между лексическими и фразеологическими явлениями, а также на проверке необходимых умений. При такой проверке целесообразно проводит урок контроля знаний и умений.

Таким образом, в рамках школьного курса изучение лексики и фразеологии происходит в тесной связи с другими разделами языка. Это становится понятным благодаря рассмотрению различных видов упражнений по лексике, используемых в системе. Все это благотворно влияет на дальнейшее изучение русского языка в основной и средней школе. Также выявляется значимость изучения данного раздела как отдельного раздела школьного курса русского языка в соответствии с ФГОС, который предполагает наличие системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / под ред. Гончарова Н.В, Абрамян Г.С. М.: Просвещение, 2019. - 61 с.

2. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (29) 2020 языка. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. - 319 с.

4. Пахонова Т.М. Лексический разбор текста // Русский язык в школе. -2002. - № 18.

5. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А.В. Прудникова. М.: Просвещение, 1979. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.