Научная статья на тему 'Принципы отбора и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения раздела "Лексика"'

Принципы отбора и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения раздела "Лексика" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
283
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / УПРАЖНЕНИЯ / VOCABULARY / LOCAL HISTORY MATERIAL / EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашимова А.Ф.

Использование краеведческого материала при углублении знаний о лексических явлениях и совершенствовании лексических умений на занятиях факультативного курса действительно продуктивно. Исследуя лексические явления в краеведческих текстах, а не изолированно, учащиеся усваивают лексические понятия осознанно и прочно, поскольку они оказываются включенными в речевую деятельность. Это подтверждают результаты контрольного эксперимента, проведенного после включения заданий и упражнений, содержащих краеведческий материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The PRINCIPLES of SELECTION AND Methods of INCLUSION of local MATERIAL IN the PROCESS of STUDYING of SECTION "VOCABULARY"

The use of local history material in the deepening of knowledge about lexical phenomena and improvement of lexical skills in the classroom of the optional course is really productive. Studying lexical phenomena in local history texts, and not in isolation, students learn lexical concepts consciously and firmly, because they are included in speech activity. This is confirmed by the results of the control experiment conducted after the inclusion of tasks and exercises containing local history material.

Текст научной работы на тему «Принципы отбора и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения раздела "Лексика"»

жизнь страны.

Хотя количество произведений табасаранцев о воине было и незначительно, их объединяет суровая и беспощадная правдивость в изображении военного лихолетья, глубокая связь с социально -нравственными и психологическими проблемами своего времени, священная память о тех, кто в длительных и кровавых сражениях отстоял свободу и независимость Отчизны.

С точки зрения именно сегодняшних дней, когда, в определенны/. кругах идет обесценивание завоеванного героическим советским народом, эти строки о войне для нас остаются святыми и многозначными. Особенно такие категории, как гуманизм, интернационализм, антимилитаризм.

Литература:

1.Юзбек Г. Вступиельное слово к сб. М. Шамхалова «За Родину, за свободу» - Махачкала, 1944

2.Везиров А. Берегите Отчизну. - Газета «Красный Табасаран» Газета «Колхозная жизнь», 14 февраля 1943 г.

З.История русской советской литературы. - М.: Военная школа, 1970

References:

1.Uzbek G. opening remarks to SB. M. Shamkhalov "for the Motherland, for freedom" - Makhachkala, 1944

2.Vezirov A. Protect The Homeland. - Newspaper "Red Tabasaran"» Newspaper "collective farm life", February 14, 1943

3.History of Russian Soviet literature. - M.: Military school, 1970

УДК: 81

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И ПРИЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»

Ашимова А.Ф.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация: Использование краеведческого материала при углублении знаний о лексических явлениях и совершенствовании лексических умений на занятиях факультативного курса действительно продуктивно. Исследуя лексические явления в краеведческих текстах, а не изолированно, учащиеся усваивают лексические понятия осознанно и прочно, поскольку они оказываются включенными в речевую деятельность. Это подтверждают результаты контрольного эксперимента, проведенного после включения заданий и упражнений, содержащих краеведческий материал.

Ключевые слова: лексика, краеведческий материал, упражнения.

The PRINCIPLES of SELECTION AND Methods of INCLUSION of local MATERIAL IN the PROCESS of STUDYING of SECTION "VOCABULARY»

Ashimova, A.F.

PEO HO «Socio-pedagogical Institute», Derbent

Abstract: The use of local history material in the deepening of knowledge about lexical phenomena and improvement of lexical skills in the classroom of the optional course is really productive. Studying lexical phenomena in local history texts, and not in isolation, students learn lexical concepts consciously and firmly, because they are included in speech activity. This is confirmed by the results of the control experiment conducted after the inclusion of tasks and exercises containing local history material.

Key words: vocabulary, local history material, exercises.

Разделу «Лексика» принадлежит особая роль в формировании языковой компетенции учащихся, развитии чувства языка, умения употреблять слово в соответствии со смысловыми, стилистическими признаками его сочетаемости и др. Основой работы по обогащению словарного запаса учащихся должно стать усвоение некоторых теоретических сведений о слове как лексической единице.

При изучении лексики важно показать взаимоотношения литературного языка с просторечием, диалектом, жаргонами, взаимные связи носителей этих языковых подсистем, что позволяет познакомить учащихся с лексикой общенационального языка, проследить взаимодействие и взаимопроникновение литературного и живого разговорного языков.

Таким образом, раздел «Лексика» раскрывает перед учащимися неисчерпаемые возможности лексической системы русского языка, воспитывает сознательное отношение к значению слова, выбору и употреблению слов в тексте.

На уроках изучения лексики целесообразно использовать местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров. В то же время он помогает осознать свою гражданскую идентичность, заставляет школьников задуматься над многими вопросами жизни и полюбить свой родной край.

«Региональный компонент современных общеобразовательных программ ориентирован на включение краеведческого материала в преподавание всех разделов школьного курса русского языка» [1, с. 25].

Однако следует начать эту работу именно с раздела «Лексика». Учебные темы этого раздела «Лексическое значение слова», «Многозначные слова», «Диалектизмы», «Профессионализмы», «Историзмы» и пр. потенциально содержат большие возможности для их изучения на основе краеведческого материала.

С учетом существующих в методической науке критериев отбора дидактического материала для уроков русского языка и трудностей, связанных с этой проблемой, нами были определены следующие критерии отбора краеведческого материала для уроков изучения раздела «Лексика»:

- доступность возрасту;

- способность вызвать интерес у школьников;

- познавательно-воспитательная ценность материала;

- коммуникативная мотивация;

- эстетическая и духовно-нравственная ценность;

- соотнесенность местного краеведческого и лингвокраеведческого материала с изучаемой темой и в целом с содержанием курса русского языка в 5 классе (обогащение словарного запаса учащихся за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной, практической и эстетической).

Словесный краеведческий материал к разделу «Лексика» может быть отобран из следующих источников: словари топонимов; словари местных говоров;

тексты художественных произведений поэтов и писателей РД; тексты историко-краеведческой направленности.

Создавая дидактические материалы к разделу «Лексика», необходимо обратиться к дополнительным лингвистическим сведениям:

историко-лингвистическим и этимологическим сведениям о топонимах Республики Дагестан;

лингвистическим сведениям о местных говорах и диалектных словах; лингвистической характеристике профессиональной лексики народных промыслов.

Источником краеведческого материала может быть диалектная лексика. В школе диалектную лексику целесообразно рассматривать по тематическому принципу. Диалектные слова употребляются в говорах, а лишь на определенной территории и не повсеместно.

Многие из них связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. Большое разнообразие диалектов представлено в местных названиях природных явлений и объектов, предметах быта, одежды и обуви, продуктов питания, характеристики человека по внешнему виду и психологическим особенностям, по его роду деятельности, поведению, взаимоотношениям с другими людьми.

Для РД характерны взаимоотношения между городом и селом, что оказывает существенное влияние на речь городского населения и формирование городского просторечия. В нем фигурируют наиболее устойчивые диалектные черты.

Обучение лексике прежде всего связано с обогащением словарного запаса учащихся. «Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.

Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями справочниками» [3, с. 45].

При проведении некоторых упражнений в качестве источника материала учитель может использовать региональные словари. Изучение особенностей лексики РД стоит начать со словаря В.И.Даля, где учащимся можно показать наличие диалектных слов.

При знакомстве учащихся со словарем Даля, стоит объяснить, что не стоит там искать слова современного русского литературного языка, так как это прежде всего словарь «областнический» - словарь, в котором широко представлен живой русский язык во всех многообразных формах его проявления.

Указанные выше словари показывают и дополняют картину словарного запаса всех районов Дагестана и являются сопровождением регионального компонента Федерального образовательного стандарта по русскому языку. В словарях представлен такой материал, который знакомит учащихся с уникальным характером пермских диалектов и их историей, с культурными традициями русского народа, его образом жизни, миропониманием.

Лексика отражает производственную деятельность народа, специфику местной природы, растительного и животного мира. Таким образом, диалектные словари - источники, сохраняющие духовное богатство края.

Фразеологизмы, как языковые тропы, представляют своего рода художественно-изобразительные картины внешней и внутренней жизни, окрашенные мифологическими, религиозными, этическими представлениями разных времен. Во фразеологии напрямую реализуются категория образности, она делает речь неповторимой, точной, яркой.

Для изучения раздела «Лексика» с опорой на краеведческий материал существенное значение имеют тексты из народных произведений, авторов, родившихся в Дагестане (Етим Эмин, Ирчи Казак, О. Батырай, Р. Гамзатов. А. Саидов, С. Стальский и др.).

Трудность в подборе текста заключается в том, что он должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру - соответствовать программе и разделам, ... должен включать слова, затруднившие учащихся.» [5, с. 152].

Тексты для уроков русского языка должны подбираться по следующим принципам:

- художественная ценность;

- познавательная ценность;

- учет возрастных и психологических особенностей учащихся, к примеру, 5 класса. «В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение

школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия:

для осуществления функционального подхода при изучении лексики; для формирования представления о языковой системе, реализации внутри предметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;

для личностно ориентированного преподавания русского языка и формирования языковой личности;

для духовно-нравственного воспитания учащихся и развития их творческих способностей» [4, с. 11].

В уроки изучения лексики, с опорой на краеведческий материал, могут быть включены как историко-краеведческие, так и художественные тексты.

В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста. Использование художественных произведений поэтов и писателей Пермского края осуществляется в соответствии с методическими требованиями к комплексному анализу текста.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи изучения русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой - логического» [2, с. 57].

Комплексный анализ текста при изучении лексики может осуществляться по следующей схеме:

1. Беседа по содержанию.

- Какова тема, основная мысль?

- Ключевые слова, предложения.

2. Работа со значением незнакомых слов.

3. Работа с выразительными средствами.

На примерах произведений местных авторов учитель может попытаться организовать научно - исследовательскую деятельность учащихся.

Таким образом, при изучении лексики на материале текста могут быть использованы следующие типы упражнений:

упражнения, основанные на наблюдении над готовыми текстами краеведческой направленности, в процессе работы над которыми учащиеся должны познакомится с лексическими понятиями, в том числе с лексическими топонимами, диалектными словами, лексикой ремесел и др., должны научиться находить их в тексте;

упражнения, помогающие школьникам увидеть стилистические особенности региональных текстов, понять уместность употребления в них языковых средств краеведческого характера;

упражнения, содержащие исследовательские задания. Помимо указанных направлений работы с краеведческими материалами в процессе

изучения лексики необходимо обратить внимание на включение слов, содержащих лингвокраеведческую информацию, в высказывания, создаваемые самими школьниками.

Упражнения, не имеющие текстовой основы и предназначенные для самостоятельного построения высказываний учащимися, помогут в формировании норм литературной речи, расширят словарный запас за счет включения слов, содержащих лингвокраеведческую информацию, выработают умения отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание на краеведческую тему, используя изученные лексические средства.

При работе над включением слов, содержащих лингвокраеведческую информацию, в тексты, создаваемые учащимися, можно использовать следующие задания:

- подбор однокоренных слова, слова в переносном значении;

- составление словосочетаний и предложений;

- определение этимологии слова;

- составление тематических групп слов;

- подбор синонимов, антонимов;

- поиск старославянизмов, диалектизмов, профессионализмов;

- выстраивание синонимического ряда;

- анализ текстовых синонимов.

Согласно указанным принципам отбора краеведческого материала и направлениям работы по его включению в изучение раздела «Лексика» в ходе исследования моделировались специальные упражнения.

Литература:

1.Алукаева А.П., Кочеваткина О.В. Введение регионального компонента в учебный процесс. Учебное пособие. - Саранск: Статуправление, 2005. - 86 с.

2.Бабайцева В.В., Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. - 1997. - № 3. - с. 57-61.

3.Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

4.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. - 2016. - № 4. - с.3-11.

5.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.

References:

1.Alukaeva A. P., Kozhevatkin O. V. the Introduction of a regional component in the educational process. Textbook. - Saransk: State Administration, 2005. - 86 p.

2.Babaitsau V. V., Bednarski, L. D. a Comprehensive analysis of the text (the lesson of the Russian language).// Russian literature. - 1997. - № 3. - p. 57-61.

3.Baranov M. T. methods of vocabulary and phraseology in the lessons of the Russian language: a Guide for teachers. - Moscow: Education, 1988. - 191 p.

4.Panova T. M. Text as the basis of the lessons of the Russian language developing speech environment. //RAS. - 2016. - № 4. - p. 3-11.

5.Tekuchev a V. the methodology of the Russian language in high school. - M., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.