Научная статья на тему 'Влияние мотивации на формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся на марийском языке'

Влияние мотивации на формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся на марийском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / УМЕНИЕ / НАВЫК / ДИАГНОСТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Оксана Николаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных умений и навыков на уроках марийского (государственного) языка в школах с русским (родным) языком обучения. Основной целью обучения марийскому языку как неродному в школах является развитие способности обучающихся к общению на марийском языке. Реализация этой цели связана с формированием ряда коммуникативных навыков: понимать высказывания на марийском языке в различных ситуациях общения, вступать в коммуникацию в соответствии с особенностями и правилами общения изучаемого языка. Средствами общения на уроках марийского языка являются тексты и речевые ситуации. Формирование коммуникативных умений и навыков на марийском языке чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Но для этого нужна постоянная диагностика мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков. Цель исследования: изучение мотивации к изучению марийского языка и выявление сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся основной школы. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические (анкетирование по выявлению уровня мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся). Содержание исследования направлено на выявление мнения обучающихся о важности и необходимости изучения марийского языка как одного из государственных языков в Республике Марий Эл; умения обучающихся самостоятельно организовывать свою работу на уроке и дома и на выявление трудностей, возникающих у обучающихся при изучении марийского языка. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: интерес к изучению языка зависит от уровня мотивации, в связи с этим актуальным становится необходимость поиска путей и форм совместной деятельности обучающихся и учителей марийского языка как неродного для достижения высокого уровня мотивации и образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васенина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of motivation on the formation of communicative skills and knowledge of students at the Mari language lessons

The article deals with the formation of communicative skills and knowledge in the lessons of the Mari (state) language in schools with the Russian (native) language. The main goal of teaching the Mari language as a non-native language at schools is to develop the ability to communicate in Mari. The realization of this goal is connected with the formation of a number of communication skills: to understand the utterances in Mari in various situations of communication, to enter into communication in accordance with the peculiarities and rules of communication of the studied language. Means of communication at the lessons of the Mari language are texts and speech situations. The formation of communicative skills and knowledge in Mari is an extremely topical problem, since the degree of the formation of these skills affects not only the effectiveness of teaching children, but also the process of their socialization and the development of the personality as a whole. But this requires a constant diagnosis of motivation to learn the language and the formation of communicative skills and habits. The purposes of the research are the following: to find the motivation to study the Mari language and to reveal the formation of communicative skills and knowledge of students of the main school. Methods of research are the following: theoretical (analysis of psychological and educational literature on the research topic) and empirical (questionnaire to identify the level of motivation to study the language and the formation of communicative skills and knowledge of students). The content of the research is aimed at revealing the students’ opinion on the importance and necessity of studying Mari as one of the state languages in the Republic of Mari El; the ability of students to independently organize their work at the lesson and at home and to identify the difficulties encountered by students in studying the Mari language. The results of the study allow us to draw the following conclusions: interest in learning the language depends on the level of motivation, in this connection it becomes urgent to find ways and forms of joint activity of students and teachers of the Mari language as a non-native to achieve a high level of motivation and educational results.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации на формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся на марийском языке»

УДК 37 1174

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

О. Н. Васенина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных умений и навыков на уроках марийского (государственного) языка в школах с русским (родным) языком обучения. Основной целью обучения марийскому языку как неродному в школах является развитие способности обучающихся к общению на марийском языке. Реализация этой цели связана с формированием ряда коммуникативных навыков: понимать высказывания на марийском языке в различных ситуациях общения, вступать в коммуникацию в соответствии с особенностями и правилами общения изучаемого языка. Средствами общения на уроках марийского языка являются тексты и речевые ситуации. Формирование коммуникативных умений и навыков на марийском языке - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформиро-ванности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Но для этого нужна постоянная диагностика мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков. Цель исследования: изучение мотивации к изучению марийского языка и выявление сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся основной школы. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические (анкетирование по выявлению уровня мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся). Содержание исследования направлено на выявление мнения обучающихся о важности и необходимости изучения марийского языка как одного из государственных языков в Республике Марий Эл; умения обучающихся самостоятельно организовывать свою работу на уроке и дома и на выявление трудностей, возникающих у обучающихся при изучении марийского языка. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: интерес к изучению языка зависит от уровня мотивации, в связи с этим актуальным становится необходимость поиска путей и форм совместной деятельности обучающихся и учителей марийского языка как неродного для достижения высокого уровня мотивации и образов а-тельных результатов.

Ключевые слова: коммуникация, общение, умение, навык, диагностико -технологический подход, деятельность.

INFLUENCE OF MOTIVATION ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS AND KNOWLEDGE OF STUDENTS AT THE MARI LANGUAGE LESSONS

O. N. Vasenina

Mari State University, Yoshkar-Ola

The article deals with the formation of communicative skills and knowledge in the lessons of the Mari (state) language in schools with the Russian (native) language. The main goal of teaching the Mari language as a non-native language at schools is to develop the ability to communicate in Mari. The realization of this goal is connected with the formation of a number of communication skills: to understand the utterances in Mari in various situations of communication, to enter into communication in accordance with the peculiarities and rules of communication of the studied language. Means of communication at the lessons of the Mari language are texts and speech situations. The formation of communicative skills and knowledge in Mari is an extremely topical problem, since the degree of the formation of these skills affects not only the effectiveness of teaching children, but also the process of their socialization and the development of the personality as a whole. But this requires a constant diagnosis of motivation to learn the language and the formation of communicative skills and habits. The purposes of the research are the following: to find the motivation to study the Mari language and to reveal the formation of communicative skills and knowledge of students of the main school. Methods of research are the following: theoretical (analysis of psychological and educational literature on the research topic) and empirical (questionnaire to identify the level of motivation to study the language and the formation of communicative skills

© Васенина О. Н., 2018

and knowledge of students). The content of the research is aimed at revealing the students' opinion on the importance and necessity of studying Man as one of the state languages in the Republic of Man El; the ability of students to independently organize their work at the lesson and at home and to identify the difficulties encountered by students in studying the Mari language. The results of the study allow us to draw the following conclusions: interest in learning the language depends on the level of motivation, in this connection it becomes urgent to find ways and forms of joint activity of students and teachers of the Mari language as a non-native to achieve a high level of motivation and educational results.

Keywords: communication, skill, knowledge, diagnostic and technological approach, activity.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) одной из важнейших задач системы образования является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее - УУД) - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе формирования коммуникативных УУД обучающиеся получают возможность научиться высказывать свою точку зрения, уважать мнение других в процессе общения, понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых, действовать в соответствии с ситуацией общения. Одной из основных задач педагога при формировании коммуникативных УУД является организация таких условий, при которых обучающиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения1.

Для реализации функции общения средствами марийского языка необходимо владеть умениями и навыками в области аудирования, чтения, письма и говорения. В связи с этим формирование коммуникативных умений на уроках марийского языка является одной из приоритетных задач.

В научной литературе описаны несколько компонентов формирования коммуникативных умений и навыков: когнитивный, мотивационный, деятельностный. Диагностика позволяет определить сформированность вышеназванных компонентов и выявить динамику процесса усвоения марийского языка.

Под когнитивным компонентом нужно понимать умение самостоятельно приобретать знания. Для формирования когнитивных умений задания должны быть не только познавательными и интересными, но и содержать какую-либо новую ин-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://kem-edu.ucoz.ru/ index/fgos/

формацию, проблему, чтобы обучающиеся смогли найти пути их решения.

Мотивационный компонент определяет потребность обучающихся к говорению. Учителю на уроках необходимо постоянно создавать условия для желания говорить на изучаемом языке. Для этого в арсенале у педагога имеются методы и приемы, средства и технологии обучения. Реализации данного компонента способствует использование принципов новизны и ситуативности.

Деятельностный компонент характеризуется реализацией целей и задач обучения языку посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм.

Наиболее важным в проведении диагностики является выявление у обучающихся мотивацион-ного компонента, а в последующем - когнитивного и сформированности умений и навыков во всех видах речевой деятельности (деятельностного компонента).

Теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и других.

Согласно исследованиям отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин и др.), общение (коммуникация) - это одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, а также основной вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.

На формирование коммуникативных умений и навыков влияет мотивация к изучению языка.

В научной литературе нет однозначного определения понятия «мотивация».

Например, И. П. Подласый дает следующее толкование: мотивация (от лат. moveo - двигаю) -общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования1. Но большинство ученых понятие мотивации определяет как систему стимулов, побуждающих человека к деятельности.

Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В нашем случае мотивы мы определяем как отношение школьника к предмету «марийский язык», его направленность на его изучение. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы к языку, стремления и эмоции, получаемые в процессе изучения, установки на то, где пригодится марийский язык в дальнейшей жизнедеятельности. Изучение мотивации и по сей день является одной из главных проблем дидактики и педагогической психологии. Несмотря на достигнутые успехи, проблема далека от ее разрешения. Разнообразие мотивов очень трудно свести к определенным структурам, однозначно определить способы управления ими [7].

Но практика преподавания марийского языка как неродного подтверждает зависимость уровня сформированности коммуникативных умений и навыков от мотивации обучающихся к его изучению.

В научной литературе достаточно подробно дается сущность понятий «умение» и «навык». В Кратком психологическом словаре дается следующее толкование вышеназванных понятий. Умение -освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. В этом случае навык рассматривается как основной элемент, на базе которого формируется умение, т. е. навык

1 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: 2 кн. М.: 1999. Кн. 1. 576 с.

первичен по отношению к умению2. Если умение -это способность выполнять действие, еще не достигшее наивысшего уровня сформированности, то навык - способность выполнять действие автоматически, без контроля со стороны сознания. В процессе обучения марийскому языку, выполняя речевые и условно-речевые упражнения, работая над разговорными и аутентичными текстами, умение совершенствуется и превращается в навык.

Если говорим о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием - «умение». По мере совершенствования оно переходит в «навык». В случае сложного учебного действия «умение» выполнять его состоит из «навыков». Закономерность формирования умений заключается в том, что элементарные умения успешнее включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка, поэтому не нужно разделять данные понятия, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают в комплексе «инструментов» учебы, которыми пользуются ученики [6].

Основной целью обучения марийскому языку как неродному является развитие способности обучающихся к общению на марийском языке. Средствами общения на уроках марийского языка являются разговорные тексты, коммуникативные ситуации. Именно создание ситуации реального общения способствует появлению мотивации разговаривать на изучаемом языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативных умений.

Коммуникативные навыки - это навыки общения, позволяющие человеку получать и передавать информацию, обмениваться мыслями, чувствами, переживаниями, правильно употребляя единицы разных уровней языковой системы, учитывая особенности окружающих людей, условия конкретной речевой ситуации, то есть применяемые в соответствии с речевой культурой, коммуникативной компетентностью.

Формирование коммуникативных умений и навыков - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Но для этого нужна

2Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. Изд. 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

постоянная диагностика сформированности этих умений и навыков.

В современной педагогической литературе вопросы о педагогической диагностике, диагностической деятельности, диагностическо-технологи-ческом подходе достаточно широко освещаются учеными. Диагностико-технологический подход -это необходимая составляющая современного учебного процесса, которая представляет собой получение обратной связи о педагогическом процессе на основе применения диагностического инструментария (выбор системы диагностических методов, способы их обработки, интерпретация полученных результатов). Диагностико-техноло-гический подход обеспечивает системность, полноту и целостность в управлении качеством обучения. Следовательно, для определения уровня мотивации к изучению языка и сформированно-сти коммуникативных умений и навыков необходимо проводить регулярную диагностику [3].

Цель исследования: изучение мотивации к изучению марийского языка и выявление сформиро-ванности коммуникативных умений и навыков обучающихся основной школы.

Объект исследования: коммуникативные умения и навыки.

Предмет исследования: уровень мотивации к изучению предмета «марийский язык» и сформи-рованность коммуникативных умений и навыков обучающихся на изучаемом языке как неродном.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические (анкетирование по выявлению уровня мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся).

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с. Семёновки г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Руэм Медведевского района» Республики Марий Эл. В исследовании участвовали обучающиеся 5-9-х классов в количестве 131 человек. Контингент обучающихся в школах многонациональный: языком общения для обучающихся является русский язык, хотя для большинства школьников генетическим языком является марийский. Исследование проводилось в декабре 2016 года.

Содержание исследования было направлено на выявление когнитивного, мотивационного и дея-тельностного компонентов сформированности коммуникативных умений и навыков: во-первых, на выявление мнения обучающихся о важности и необходимости изучения марийского языка как одного из государственных языков в Республике Марий Эл; во-вторых, умения обучающихся самостоятельно организовывать свою работу на уроке и дома, в-третьих, на выявление трудностей, возникающих у обучающихся при изучении марийского языка.

Из 131 опрошенного 49 человек (37 %) являются мари по национальности. Из них только 25 человек (19 %) знают язык на уровне понимания и говорения, т. е. на семейно-бытовом уровне. 84 человека (64 %) от общего количества респондентов ответили, что им нравится изучать марийский язык. 67 человек (51 %) считают, что им в жизни пригодится знание марийского языка. 47 человек (35 %) ответили, что изучают марийский язык потому, что он является одним из государственных языков Республики Марий Эл и входит в перечень учебных предметов. Встречались ответы, что некоторым не нравится изучать марийский язык, но таких было меньшинство. В целом большинство отмечают положительное отношение к предмету.

На вопрос, что больше нравится на уроках марийского языка, 54 человека (41 %) ответили, что им нравится разговаривать на разные темы, 26 человек (19 %) отметили, что им нравится читать, переводить, выполнять задания по текстам, 13 человек (9 %) - решать тесты, 9 человек (6 %) -работать над творческими проектами, участвовать на олимпиадах, в конкурсах и конференциях по данному предмету. 29 человек (22 %) отметили, что им не хватает словарного запаса, поэтому трудно выполнять задания дома. Невыполнение домашнего задания объясняют тем, что в семье не владеют марийским языком. Анализ ответов на второй вопрос позволяет констатировать, что обучающимся нравится общаться на марийском языке как на уроке, так и во внеурочное время.

На вопрос, какие трудности испытываете при подготовке к урокам, ребята 9-х классов отметили, что нет учебников, работают с раздаточным материалом. 30 человек (23 %) ответили, что при переводе текстов, они обращаются к онлайн-словарю.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. Исследование выявило следующие противоречия: большинство обучающихся понимают, что им интересно получать новые знания, разговаривать на марийском языке на разные темы и что марийский язык им пригодится в дальнейшем в жизни. Часть ребят испытывают трудности при изучении языка из-за нехватки словарного запаса. Для небольшого количества респондентов характерен ответ: «изучаемый материал неинтересен».

Таким образом, вышеназванное позволяет констатировать необходимость усиления на уроке мотивационного компонента. Учителя должны правильно выбрать методы и приемы, формы организации деятельности на уроках для повышения интереса к изучаемому языку. Процесс обучения марийскому языку в школе должен способствовать в целом повышению коммуникативной компетентности обучающихся, а также воспитанию успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

Литература

1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения. М.: Просвещение, 2005. 26 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 368 с.

3. Андрияшкина К. С., Гарькина А. С., Хлебникова А. Е. Развитие коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе решения нестандартных задач // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 3. С. 13-18.

4. Гусевская Н. Ю. Теория и методика обучения языкам // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 6. С. 167-171.

5. Дубинина В. Л. Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования (на этапах: вуз - интернатура): монография. Йошкар-Ола: Стринг, 2008. 332 с.

6. Запевалова Т. В. Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 30-41.

7. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Речевые способности -как их формировать // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 30-34.

8. Константинова В. В. Реализация деятельностного метода на уроках марийского (государственного) языка. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2015. 40 с.

9. Пургина Е. И., Соловьева С. В. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной компетенции компетенции учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

11. Серегина В. И. К вопросу о контроле уровня сформированности коммуникативных умений говорения // Актуальные вопросы профессионального образования, ВГТУ.

2007. № 7. С. 126-128.

12. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Школьный психолог. 2006. № 7. С. 20-29.

13. Швецова Г. Н. Полиязычное образование как фактор формирования гражданской личности // Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития: материалы Международной научно-практич. конф. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011. С. 3-7.

References

1. Aleksandrova O. A. Formirovanie kommunikativnyh umenij obshhenija [Formation of communicative skills]. Moskow: Pros-veshhenie, 2005, 26 p. (In Russ.)

2. Andreeva G. M. Social'naja psihologija [Social psychology]. Moskow: Aspekt Press, 2010, 368 p. (In Russ.)

3. Andrijashkina K. S., Gar'kina A. S., Hlebnikova A. E. Razvi-tie kommunikativnyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov na urokah matematiki v processe reshenija nestandartnyh zadach [Communicative educational activities development among younger schoolchildren at the lessons of mathematics in the process of solving non-standard problems]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Penza State University, 2015, no. 3, pp. 13-18. (In Russ.)

4. Gusevskaja N. Ju. Teorija i metodika obuchenija jazykam [Theory and methodology of language teaching]. Uchenye zapiski ZabGU = Scientific notes of SabHU, 2013, no. 6, pp. 167-171. (In Russ.)

5. Dubinina V L. Pedagogicheskaja gotovnost' uchitelja-issledovatelja k diagnostiko-tehnologicheskoj dejatel'nosti v uslovi-jah diversifikacii obrazovanija (na jetapah: vuz - internatura): monografija [Pedagogical readiness of the teacher-researcher to diagnostic and technological activities in terms of diversification of education (stages: college - internship)]. Joshkar-Ola: String,

2008, 332 p. (In Russ.)

6. Zapevalova T. V Formirovanie kommunikativnoj kul'tury uchashhihsja na urokah [Forming a communicative culture of students in the classroom]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, 2013, no. 1, pp. 30-41. (In Russ.)

7. Kolker Ja. M., Ustinova E. S. Rechevye sposobnosti - kak ih formirovat' [Speech abilities - how to form them]. Inostrannye jazyki v shkole = Foreign languages at school, 2000, no. 4, pp. 30-34. (In Russ.)

8. Konstantinova V. V. Realizacija dejatel'nostnogo metoda na urokah marijskogo (gosudarstvennogo) jazyka [Implementation of the activity method at the Mari (state) language classes.]. Joshkar-Ola: Mari Institute of education, 2015, 40 p. (In Russ.)

9. Purgina E. I., Solov'eva S. V Uchebnyj dialog kak sredstvo formirovanija kommunikativnoj kompetencii uchashhihsja [Educational dialogue as a form of formation of communicative competence of students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education, 2015, no. 1-1. (In Russ.)

10. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Modern educational technologies]. Moskow: Narodnoe obra-zovanie, 1998, 256 p. (In Russ.)

11. Seregina V. I. K voprosu o kontrole urovnja sformirovan-nosti kommunikativnyh umenij govorenija [Control of the level of formation of communicative speaking skills]. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovanija = Actual problems of vocational education, Voronezh state technical university, 2007, no. 7, pp. 126-128. (In Russ.)

12. Stupnickaja M. Diagnostika urovnja sformirovannosti ob-shheuchebnyh umenij i navykov shkornikov [Diagnostics of the level of formation of general educational skills and knowledge of schoolchildren]. Shkol'nyj psiholog = School psychologist, 2006, no. 7, pp. 20-29. (In Russ.)

13. Shvecova G. N. Polijazychnoe obrazovanie kak faktor formirovanija grazhdanskoj lichnosti [Multilingual education as a factor of formation of civil personality]. Jetnokul'turnoe obrazovanie: opyt i perspekivy razvitija: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-praktich. konf. = Ethnocultural education: experience and prospects of development: materials of International scientific-practical conference, Joshkar-Ola: Mari Institute of education, 2011, pp. 3-7. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 23.12.2017 г.

Submitted 23.12.2017.

Для цитирования: Васенина О. Н. Влияние мотивации на формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся на марийском языке // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 35-40.

Citation for an article: Vasenina O. N. Influence of motivation on the formation of communicative skills and knowledge of students at the Mari language lessons. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 35-40.

Васенина Оксана Николаевна, аспирант, Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, [email protected]

Oksana N. Vasenina, post-graduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

vasenina73@mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.