Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
804
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровые технологии / лексика / фразеология / умения / знания / речевые навыки / нефилологи / русский язык / лексикологический / фразеологический / ролевая игра / игры со словом. / gaming technologies / vocabulary / phraseology / skills / knowledge / speech skills / non-philologists / Russian language / lexicological / phraseological / role-playing game / word games

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ишанова Наргис Рахматовна

В данной статье рассказывается о трудностях обучения лексике (работе со словом) и фразеологии на уроках русского языка студентов нефилологических вузов, а также предлагаются игровые методы, используемые автором для развития устной речи обучающихся, для которых русский язык является неродным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VOCABULARY AND PHRASEOLOGY IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE FOR NEPHILOLOGY STUDENTS

This article describes the difficulties of teaching vocabulary (working with a word) and phraseology in the Russian language lessons for students of non-philological universities, and also proposes game methods used by the author to develop the oral speech of students for whom Russian is a non-native language.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГОВ»

Scientific Journal Impact Factor

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ -

НЕФИЛОЛОГОВ.

Ишанова Наргис Рахматовна, преподаватель-ассистент кафедры «Языков» ТФ САМИВМ

Аннотация: В данной статье рассказывается о трудностях обучения лексике (работе со словом) и фразеологии на уроках русского языка студентов нефилологических вузов, а также предлагаются игровые методы, используемые автором для развития устной речи обучающихся, для которых русский язык является неродным языком.

Ключевые слова: игровые технологии, лексика, фразеология, умения, знания, речевые навыки, нефилологи, русский язык, лексикологический, фразеологический, ролевая игра, игры со словом.

Abstract: This article describes the difficulties of teaching vocabulary (working with a word) and phraseology in the Russian language lessons for students of non-philological universities, and also proposes game methods used by the author to develop the oral speech of students for whom Russian is a non-native language.

Key words: gaming technologies, vocabulary, phraseology, skills, knowledge, speech skills, non-philologists, Russian language, lexicological, phraseological, role-playing game, word games.

В последнее время преподавание русского языка как иностранного в неязыковых вузах представляет сложность для учителей - словесников, так как в вузы большей частью приходят студенты, не имеющие языковой практики, а подчас даже представления о русском языке. Особое место в таких условиях занимает работа с лексикой, конкретнее - работа со словом. Следовательно, задачей преподавания становится научить студентов слышать, понимать, правильно произносить и употреблять слова в устной и письменной речи.

Лексика является важнейшей номинативно стороной языка и пронизывает язык во всех направлениях: звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологические категории также рассматриваются только в слове; предложения становятся коммуникативно-значимыми, когда они наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации. А значит, работа со словом и изучение лексики для студентов, не являющихся носителем языка, является чрезвычайно важными.

ВЕДЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Образовательные работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у обучающихся научного мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала, вооружение основами знаний о слове и его значениях, развитие речевых навыков и компетенций. При формировании у студентов научных знаний по лексике и фразеологии существенную роль играет понимание ими различных функций языка в обществе (общения, передачи и хранения информации), связи языка с жизнью общества, роли русского языка в современном мире.

Человеческий язык - это язык слов. Слова служат названиями всего того, что люди выделили из окружающей действительности в процессе её познания: предметов, вещей, явлений, живых существ, растений, недр земли, общественных отношений, чувств, идей людей, признаков, действий, количеств.

В лексике наиболее наглядно проявляется связь языка с жизнью общества: появление нового требует слова для его обозначения, уход из употребления какого- либо предмета или явления влечёт за собой постепенное забывание слова, служившего его названием.

Изучение лексики и фразеологии существенно пополняет знания о русском языке. Студенты знакомятся с одной из основных единиц языка-словом, с его звучанием, местом в предложении, а также фразеологизмами, обладающим лексическими и грамматическими значениями, и с тем, что фразеологизмы - разными отношениями связаны с другими единицами языка. Обучающиеся узнают об источниках пополнения словарного и фразеологического запаса языка, о членении лексики по территориальному и социальному признакам, получают сведения о том, что слова и фразеологизмы не изолированные единицы языка, а объединены в группы.

Важное значение в работе по лексике имеет развитие у студентов лексико - семантического взгляда на слово. Лексико - семантический взгляд проявляется в умении обучающихся выделять в слове его лексическое значение (в противовес грамматическим значениям) и устанавливать семантические, т.е. смысловые связи с другими словами. Эти умения специально формируются при изучении лексики и закрепляются при изучении нелексического материала, а также на этапах занятия по развитию связной речи студентов-нефилологов.

Реализация образовательно- эстетической задачи во многом опирается на знания обучающимися свойств слов и фразеологизмов, способных иметь не

Scientific Journal Impact Factor

только номинативные, но и добавочные значения, а также на знания функционально- стилистических особенностей их употребления.

Изучение лексики в значительной мере способствует патриотическому воспитанию обучающихся, толерантности, формированию их образного мышления, развитию познавательного и читательского интереса, стремлению овладеть словарным богатством русского языка как неродного.

Развивающие цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно- языковых лексикологических и фразеологических умений -способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в разных направлениях: по орфографии, грамматике, по обогащению словарного запаса студентов.

Овладение орфографическими умениями тесно связано с усвоением ряда сведений о слове. Знание того, что слово, в отличие от свободного сочетания слов, непроницаемо для других слов, позволяет обучающимся не допускать ошибок на раздельное написание (особенно это касается глаголов с приставками). Понимание структурной и семантической близости слов даёт опору для подбора проверочных написаний. Знакомство с синонимами и антонимами облегчает работу по формированию слитного и раздельного написания НЕ и НИ с именными частями речи и наречиями. Знакомство с паронимами помогает устанавливать связи с правописанием суффиксов однокоренных слов в зависимости от их значения. Изучение слов и фразеологизмов способствует лучшему осознанию других языковых единиц путём сопоставления их функций и значений (если оно имеется у сопоставляемых единиц) и зависимости функционирования единиц словообразования, морфологии и синтаксиса от специфики лексического значения слов. Так, отмечается связь сочетания словообразовательных морфем (частей слова) со значением производящей ( мотивирующей) основы при производстве новых слов, образования словоформ с лексическим значением многозначного слова (зуб: зубЫ и зубьЯ), а также взаимосвязь сочетающихся слов с их лексическими значениями при создании словосочетаний ( например, дружеский взгляд, но дружественные отношения)

Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создают базу для работы по развитию речи студентов: по обогащению их словарного и фразеологического запаса, овладению лексико - стилистическими нормами, по формированию монологической речи.

Обогащение словарного запаса опирается на знание студентами лексического значения слов и фразеологизмов, способов толкования их

Scientific Journal Impact Factor

значения, а также на умение пользоваться толковым словарём. Овладение лексико- стилистическими нормами русского языка связано со знанием сочетаемости слов и фразеологизмов в зависимости от их семантики. Выбор слов и фразеологизмов при создании текста определяется их стилистическими свойствами, способностью слов к возможности замещению друг другом в сходном лексическом окружении.

Знание студентами лексикологических и фразеологических понятий обеспечивает условия для ознакомления их с языковыми особенностями изучаемых литературных произведений, учебных текстов.

Для многих обучающихся, не говорящих на русском языке, процесс овладения лексической системой русского языка непрост. Поэтому при изучении лексики и фразеологии в современном учебном заведении необходимо использовать интерактивные технологии, так как они делают процесс обучения интересным, увлекательным и результативным.

Интерактивных заданий по работе со словом можно придумать и составить сколько угодно, важно только чтобы каждое из них было поисковым и эффективным.

Исходя из собственного опыта считаю целесообразным использовать именно игровые технологии при обучении лексике и фразеологии. Игра является формой познания мира. Именно активная и раскрепощенная мыслительная и речевая деятельность помогает обучающимся в развитии самостоятельности мышления и творческой инициативы. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, что способствует формированию навыков спонтанной устной речи.

Следует отметить колоссальную роль дидактических достоинств игровой методики обучения. В игре обучающиеся могут действовать свободно, раскованно, не боясь совершить ошибку. Они заинтересованы не в результате, а непосредственно в самом процессе игры. Благодаря участию в игре, снижается психологическое напряжение, которое студент испытывает, боясь совершить ошибку, он ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с преподавателем. У него реализуется право на свою точку зрения, оригинальное решение, формируется умение отстаивать своё мнение. Таким образом, «в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества» [5; 42].

Для учебной игры, в отличие от детской игры, большую важность имеет результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны обучающимся , так как преподаватель, устанавливая правила игры, будет давать оценку не только процессу, но и результату,

Scientific Journal Impact Factor

сравнивая его с ожидаемым. Игра на уроках русского языка может быть использована как самостоятельная технология для освоения формул речевого этикета для студентов нефилологических вузов, а также усвоения глоссария по теме и даже при выполнении отдельных заданий в рамках темы. Современные учителя активно используют деловые игры, представляющие собой «форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого» [6; 10]. Педагоги в учебном процессе применяют различные модификации деловых игр: имитационную, операционную, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодраму. Игра предназначена для решения комплексных задач, направленных на усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений.

Игра со словом является самой распространенной и простой формой игры. «Такие игры решают, как правило, частнопредметные задачи: совершенствова-ние правильного произношения слова, развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление знаний о грамматических категориях» [5; 42]. По времени эти игры длятся примерно 5 — 7 минут, и проводить их можно в любой момент занятия. Практически каждый урок можно начинать с них, используя эти игры как «речевую разминку». Для студентов нефилологических вузов можно использовать игру «Придумай слова», заключающеюся в составлении слов из букв исходного слова. Обычно исходным словом становится орфографически трудное слово, из которого нужно составить путем перестановки букв несколько слов, причем, чем больше- тем лучше. Задание можно усложнить, например, из слова «ветеринария» составить имена существительные. Также можно дать дополнительное задание: к образованным словам подобрать согласованные или несогласованные определения. С помощью такой игры студент запоминает не только облик слова, у него развивается внимание к его написанию, в результате чего развивается орфографическая зоркость. Также можно использовать игру «Кто больше?». Эта игра заключается в том, что обучающиеся должны подобрать как можно больше определений к существительному (жираф, зоотехник, государство, работа, природа, занятие и т.п.), или дополнений к глаголу (писать, говорить, читать, ходить, заниматься, отвечать и т.п.) К большому количеству существительных можно подобрать десятки различных определений, а к глаголам - множество дополнений с предлогами и без предлогов. Преимущество данного игрового метода в том, что он помогает

Scientific Journal Impact Factor

развивать навыки устной речи обучающихся, для которых русский язык неродной. «Такие игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Некоторые задания могут предварять подготовку к сочинению» [5; 43].

На уроках русского языка, как показывает практика, уже достаточно давно и успешно используют лингвистические сказки. Сочинение сказки является прекрасным приемом не только для закрепления собственно-предметных знаний, но способом развития последовательности изложения мыслей, умения связывать части текста. Вот почему преподавателю следует усложнить задачу, определить ряд условий для написания лингвистической сказки, например, максимально представить в тексте изучаемые лексические, морфемные, морфологические и прочие формы (в зависимости от изучаемой темы и конкретного задания); придумать «персонажей», их действия, через которые обучающиеся могли бы проявить свои знания и навыки по теме. «Сказками целесообразно заняться в конце изучения того или иного раздела, тогда у обучающихся появится больше возможностей для выбора героев, их действий, ситуаций, а сами сказки вполне могут стать итоговой зачетной работой» [5; 44].

Итоговым заданием может быть составление кроссвордов. Когда у студентов есть возможность разгадывать лингвистические кроссворды и получать представление о характерных для них типах заданий, они обращаются к учебнику, справочнику, где могут найти и усвоить необходимое количество терминов, а также уточняют определение понятия.

Ролевые игры- это особая разновидность игры. Для преподавателя -словесника они являются хорошим подспорьем в развитии устной речи обучающихся «Специфика ролевой игры на уроках русского языка заключается в том, что: выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра; распределяются роли; определяются цели каждого участника игры и коллектива в целом; наконец, сохраняется соревновательный характер действия» [5; 47]. С помощью ролевых игр у обучающихся вырабатывается своя линия речевого поведения, происходит совершенствование приемов речевого взаимодействия с партнерами, формируется быстрота реакции, происходит освоение речевых моделей, постигаются знания по предмету. С точки зрения практикующих педагогов, усвоение учащимися норм современного литературного языка является одной из сложнейших задач преподавания и только активное включение языковых

Scientific Journal Impact Factor

единиц в речь обеспечивает их запоминание и автоматизацию при использовании. Поэтому при помощи игрового метода можно создавать такие речевые ситуации на уроке, при которых возникает необходимость многократно проговаривать изучаемые слова в нужных формах.

Итак, игровые формы могут быть использованы как элемент учебного занятия, так как они легко подбираются по тематическому принципу для каждого изучаемого раздела. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целое занятие.

Дидактические игры - метод интенсивной педагогики, дающий хорошие результаты в сочетании с другими интерактивными методами, и их преимущество в том, что они не только позволяют задействовать знания и сознание человека ( то есть реализуют когнитивные и коммуникативные установки), но и включить в процесс обучения языку эмоционально- волевые качества личности, что позволяет поддерживать у студентов интерес к русскому языку и помогает делать процесс обучения интересным и увлекательным.

1. А.Б. Исхакова ТОГПИ. Журнал «Преподавание языка и литературы», статья Лексические игры на уроках русского языка, 2007г №3

2. Х.Х.Рожкова. Журнал «Преподавание языка и литературы». Статья «Лексические упражнения на уроках русского языка» 2007г №1

3. Р.Х. Джумаева. Журнал «Преподавание языка и литературы». Статья «Интерактивные методы - на урок», 2007г №1.

4. Н.М.Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение». 1991г

5. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе [Текст] / И.В. Никишина.- Волгоград: Учитель, 2008. - 158 с.

6. Зобернюс, О. П. Парная и групповая работа на уроках русского языка [Текст] / О.П. Зоберюс // Русский язык в школе, 2014.- № 7.- С. 8-9.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева.- М.: Академия, 2014.- 306 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: (REFERENCES)

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 3

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

8. Гоф Е.А. «Интерактивные методы работы на уроках русского языка». Бийск. АГГПУ им Шукшина, 2017 г. -78с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.